Научная статья на тему 'Модель управления профессиологизацией социокультурного пространства вуза'

Модель управления профессиологизацией социокультурного пространства вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
77
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / МОДЕЛЬ / УПРАВЛЕНИЕ / СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ ПРОСТРАНСТВО ВУЗА / HIGHER EDUCATION / MODEL / MANAGEMENT / SOCIO-CULTURAL SPACE OF HEI

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Семёнова Елена Викторовна

Модель управления профессиологизацией социокультурного пространства вуза разработана на основе теоретического анализа. Определена методология и теоретическая основа, сформулирована цель, выявлены принципы, условия и содержание модели, разработаны методы реализации и диагностики. Это дает возможность получить определяемый количественно и качественно результат, возможность корректировки которого позволит достичь желаемой цели.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODEL OF MANAGING PROFESSIONALIZATION OF SOCIO-CULTURAL SPACE OF HEI

Model of managing professionalization of socio-cultural space of higher education institution has been developed on the basis of theoretical analysis. Methodology and theoretical framework are defined, the objective is formulated, the principles, conditions and content of the model are defined, methods of implementation and diagnostics are developed. It gives possibility to get the result, being defined in quantitative and qualitative aspects, possibility of correcting which will allow reaching the purpose to be achieved.

Текст научной работы на тему «Модель управления профессиологизацией социокультурного пространства вуза»

СЛОВО СОИСКАТЕЛЮ УЧЕНОЙ СТЕПЕНИ

УДК 37.062.2

Е. В. Семенова

МОДЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯ ПРОФЕССИОЛОГИЗАЦИЕЙ СОЦИОКУЛЬТУРНОГО ПРОСТРАНСТВА ВУЗА

Модель управления профессиологизацией социокультурного пространства вуза разработана на основе теоретического анализа. Определена методология и теоретическая основа, сформулирована цель, выявлены принципы, условия и содержание модели, разработаны методы реализации и диагностики. Это дает возможность получить определяемый количественно и качественно результат, возможность корректировки которого позволит достичь желаемой цели.

Ключевые слова: высшее образование, модель, управление, социокультурное пространство вуза

Model of managing professionalization of socio-cultural space of higher education institution has been developed on the basis of theoretical analysis. Methodology and theoretical framework are defined, the objective is formulated, the principles, conditions and content of the model are defined, methods of implementation and diagnostics are developed. It gives possibility to get the result, being defined in quantitative and qualitative aspects, possibility of correcting which will allow reaching the purpose to be achieved.

Keywords: higher education, model, management, socio-cultural space of HEI

Общество вступило в информационную эпоху, характеризующуюся лавинообразным потоком новой информации и технологий ее создания и переработки. Соответствовать современному уровню развития может лишь личность, находящаяся на пике информированности об инновациях в своей профессиональной сфере. Сегодня уже недостаточно полученного высшего образования, чтобы считаться высококвалифицированным специалистом; требования к таковому определяются актуализированными профессиональными компетенциями. Развитие профессионализации студентов является одним из важнейших аспектов будущей успешности как конкретной личности, так и народного хозяйства в целом. В этой связи представляется целесообразным максимально использовать все потенциальные ресурсы высшего образования.

К сожалению, потенциал учебного заведения в комплексном профессиональном становлении и развитии студента используется весьма фрагментарно и несистемно. Поэтому нам представляется целесообразным реализовать попытку комплексного описания потециала вуза с позиций профессионального развития студентов, результатом чего может стать выявление механизмов управления профессиологизацией социокультурного пространства рассматриваемой организации.

Образовательный процесс вуза органично вписан в специфическое социокультурное пространство конкретного образовательного учреждения [1; 4; 7; 8], которое должно быть ориентировано на формирование у студентов мотивации растущего профессионализма на основе творческой самореализации. Полученным результатом является формирование способности решения практических профессиональных задач разной степени сложности: а) типовых, деятельность в которых предполагает использование стандартных приемов, полученных в про-

цессе вузовского образования (описательный уровень); б) требующих применения инновационных приемов реализации деятельности (объяснительный уровень); в) использующих прогностические способности в определении развития профессиональной ситуации (прогностический уровень).

Ключевым фактором реализации механизмов профессиологизации является активность личности, в содержание которой включаются «не только актуальные (действенные, проявившиеся) силы личности, но и ее потенциальные (латентные, невостребованные) возможности» [2, с. 28].

Внутриличностную и межличностную подсистемы профессионализации личности интегрирует активность личности. Последнее предполагает исследование содержательного наполнения феномена активности. О. Г. Малая считает, что «все внешние влияния всегда действуют опосредованно, преломляясь через внутренние условия личности и индивидуальности человека (его психические и личностные свойства), опираясь на его активность (самовоспитание, саморазвитие, самоорганизацию, самообразование, саморегуляцию, самоуправление)» [5, с. 23]. Однако такая трактовка не учитывает целенаправленное и стихийное воздействие внешней среды, поэтому мы будем придерживаться мнения, что активность личности следует понимать как актуализацию мотивов в процессе межличностного взаимодействия.

Профессиологизация социокультурного пространства вуза понимается как процесс реализации концептуальных положений профессиологии как науки, предполагающий целенаправленное использование личностных и ситуативных закономерностей и механизмов профессионального становления личности в практической учебной и внеучебной деятельности студентов, что будет способствовать формированию развивающихся компетенций, в перспективе востребованных обществом.

138

В этой связи социокультурное пространство вуза рассматривается как развивающаяся социальная система, в которой происходят процессы профессионального становления личностей путем освоения профессиональных программ с использованием соответствующей техники, технологий, транслируемых на уровне педагогического мастерства профессорско-преподавательского состава. Следовательно, ключевой фигурой, подвергающейся целенаправленному воздействию, является студент. Именно от того, насколько он будет стремиться к овладению профессией, зависит эффективность образовательного процесса.

Сущность разработанной модели управления профессиологизацией социокультурного пространства вуза базируется на ключевых положениях.

1. Ориентация студента опосредованно определяется степенью его активности в освоении профессиональной области. Активность будет тем выше, чем в большей мере сформированы высшие профессиональные потребности студента, насколько они им осознаются и проявляются в форме мотивов поведения.

2. Профессиональное становление личности в рамках социокультурного пространства вуза содержит в качестве основных элементов овладение профессиональным поведением и мышлением, профессиональную рефлексию, мотивацию профессионального развития, самоорганизацию, реализацию профессионального потенциала личности в профессиональном социуме.

Исходя из этого, основными функциями разработанной модели являются: принятие ценностей профессии на личностном уровне, личной ответственности за собственное профессиональное развитие; планирование личной траектории профессионального развития; мотивация и самостимулирова-ния активности; прогнозирование личностного профессионального развития; творческая профессиональная самореализация; взаимодействие и взаиморазвитие в профессиональном социуме.

В практике отечественного высшего образования существует несколько специфических особенностей профессионализации личности, профессиоло-гические элементы осваиваются студентами стихийно, на уровне личностной самоорганизации [3; 6].

Во-первых, студент, проявляющий инициативную активность в освоении профессии, повышает свою лояльность к профессиональной области. Освоенные им в роли объекта подготовки приемы деятельности он переносит на профессиональную деятельность в роли управляющего субъекта, способного принимать на себя ответственность за свои профессиональные результаты.

Во-вторых, формируя и подтверждая социальный статус в социокультурном пространстве вуза, студент выстраивает цели будущей профес-

сиональной деятельности в соответствии с освоенным опытом и формирует адекватно завышенный уровень профессиональных притязаний.

Указанное возможно при условии реализации в социокультурном пространстве процесса развития личности и соблюдении принципов:

- свободы растущего профессионального це-леполагания на основе опережающего образования, предполагающего постановку целей, поддающихся корректировке на основе субъективного восприятия достигнутых результатов;

- системности планирования профессионального развития на основе цикличности постановки ориентиров профессионального самосовершенствования, предполагающего мониторинг и изменение профессионального социума, способствующих развитию личности;

- равного взаимодействия преподавателей и студентов в рамках интенсификации образовательной деятельности, ориентированного на взаимное развитие субъектов в ходе межличностного взаимодействия;

- интегративности в профессионализации процессов индивидуализации, самореализации и социализации, предполагающего комплексность профессиологизации социокультурного пространства вуза;

- развивающейся мотивации профессионального становления на основе учета профессионального потенциала студентов, предполагающего углубление возможностей, способностей личности и потребностей общества.

Эти соображения позволили нам сконструировать модель управления профессиологизацией социокультурного пространства вуза (см. рис.), ориентированной на реализацию профессионального развития студента в период обучения в высшем учебном заведении.

Формы, методы и средства развития профессионального потенциала студентов предполагают реализацию педагогических условий, направленных на формирование компетенций: целеориентации, когнитивно-гностической и инструментальной. Их диагностика позволяет оценить сформированность профессиональной мотивации мышления и поведения, овладение способами расширения области профессиональных знаний, формирование и реализацию инновационных способов профессиональной деятельности. Мониторинг реализации модели позволяет получить в качестве результата специалиста, обладающего сформированными компетенциями в сфере профессиональной деятельности.

В ходе профессионального образования и подготовки формируется профессиональная направленность личности, которая включает: профессиональную мотивацию; развивающееся профессиональное целеполагание; профессиональные

139

знания, умения и навыки; приобретение опыта для решения типовых профессиональных задач; освоение компетенций, позволяющих формировать эффективное решение нестандартных профессиональных задач. Изложенное определяет перспективность реализации профессиологического подхода к совершенствованию социокультурного пространства вуза [10]. Качественными результатами реализации модели управления профессиологизацией социокультурного пространства вуза являются: повышение эффективности высшего образования; уровня профессиональной подготовленности специалистов; уровня профессиональной направленности личностного развития; роли профессии в личностной са-

мореализации будущих специалистов; способности решать профессиональные задачи [9].

Таким образом, фундаментом мотивационных механизмов профессионального роста изначально является осознание роли профессии в самореализации личности и возможности личности в рамках собственных уникальных способностей содействовать развитию профессии. Движущим противоречием профессиональной самореализации является разрыв между личностным потенциалом студента и уровнем практических достижений; определяющим фактором развивающегося профессионального уровня специалиста - интеграция в профессиональный социум.

Рис. Концептуальная модель управления профессиологизацией социокультурного пространства вуза

1. Дуранов, М. Е. Профессионально-педагогическая деятельность и исследовательский подход к ней: моногр. / М. Е. Дуранов; Челяб. гос. акад. культуры и искусств. - Челябинск, 2002. - 276 с.

2. Коровкина, Г. А. Развитие творческой активности подростков в процессе учебно-воспитательной деятельности центра народного творчества: дис. ... канд. пед. наук / Г. А. Коровкина. - М., 1996. - 170 с.

3. Кудрина, Е. Л. Диверсификация высшего профессионального образования в сфере культуры и искусства: дис. ... д-ра пед. наук / Е. Л. Кудрина. - М., 1999. - 376 с.

4. Кузнецова, Т. В. Оптимизация развития личности ребенка в условиях социально-культурной среды: дис. ... канд. пед. наук / Т. В. Кузнецова. - М., 1999. - 270 с.

5. Малая, О. Г. Развитие социальной компетентности личности в условиях корпоративной культуры: дис. ... канд. пед. наук / О. Г. Малая. - М., 2005. - 174 с.

6. Мангер, Т. Э. Диверсификация системы непрерывного образования в социально-культурной сфере: автореф. дис. ... д-ра пед. наук / Т. Э. Мангер. - Тамбов, 2008. - 46 с.

7. Наседкина, Г. А. Социокультурная деятельность учреждения дополнительного образования как фактор социализации подростков: дис. ... канд. пед. наук / Г. А. Наседкина. - Екатеринбург, 2007. - 179 с.

8. Райкина, Т. А. Оптимизация социокультурной среды как фактор формирования гуманистических ценностей студенческой молодежи: дис. ... канд. пед. наук / Т. А. Райкина. - Барнаул, 2007. - 190 с.

9. Семенова, Е. В. Исследование освоенности механизма профессиологического целеполагания студентами физкультурного вуза / Е. В. Семенова // Ученые записки ун-та им. П. Ф. Лесгафта. - 2007. - № 10 (44). - С. 95-98.

10. Семенова, Е. В. Технологии профессионального целеполагания как фактор профессионального становления выпускника высшего образовательного учреждения / Е. В. Семенова // Теория и практика физической культуры. - 2007. - № 4. - С. 29-32.

Сдано 14.03.2012

141

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.