Научная статья на тему 'Модель управления - открытые инновации'

Модель управления - открытые инновации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
691
263
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Инновации
ВАК
RSCI
Область наук
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ / ОТКРЫТЫЕ ИННОВАЦИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Строева О. А., Сибирская Е. В.

Открытые инновации, как модель управления, в настоящее время все чаще используются во многих отраслях экономики. В связи с высокой стоимостью содержания обособленных научно-исследовательских лабораторий, компании все чаще концентрируются на совместных разработках, создании открытых инновационных центров. Организации, замыкающиеся на внутренней среде совершают большую ошибку. Это приводит к тому, что компании растрачивают свои ресурсы, дублируя инновационные разработки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Модель управления - открытые инновации»

ИННОВАЦИИ № 7 (141), 2010

Модель управления — открытые инновации

О. А. Строева,

к. э. н., доцент кафедры коммерции и рекламы, Орловский государственный институт экономики и торговли

e-mail: startseva-olesya@rambler.ru

Е. В. Сибирская,

д. э. н., профессор, проректор по научной работе, Орловский государственный институт экономики и торговли

e-mail: e-sibirskaya@rambler.ru

Открытые инновации, как модель управления, в настоящее время все чаще используются во многих отраслях экономики.

В связи с высокой стоимостью содержания обособленных научно-исследовательских лабораторий, компании все чаще концентрируются на

Ключевые слова: управление, открытые инновации.

совместных разработках, создании открытых инновационных центров. Организации, замыкающиеся на внутренней среде совершают большую ошибку. Это приводит к тому, что компании растрачивают свои ресурсы, дублируя инновационные разработки.

Управление инновационной деятельностью имеет особое значение в современной жизни, оказывая значительное влияние на стратегию, цели и методы управления компаниями. Инновационная деятельность создает не только будущий облик компании, определяя ее технологии, выпускаемые продукты, потенциальных потребителей, но и основу ее конкурентной позиции, а значит и стратегической позиции на рынке.

Задача управления инновационной деятельностью крупных компаний в условиях неопределенности на современном этапе решается применением современных подходов и моделей управления, которые адекватны современным условиям функционирования компаний.

В двадцатом веке преобладала концепция развития инновационной деятельности на основе традиционной вертикальной интеграционной модели, когда конкурентное преимущество компаний достигается за счет функционирования крупных научноисследовательских лабораторий, разрабатывающих технологии, которые в последствии использовались для создания новых продуктов. Однако, в конце XX века, произошли структурные изменения: увеличение мобильности работников, занятых научноисследовательскими разработками, рост доступности венчурного капитала. Происходит нарастание процессов экономической интеграции, интернационализации

хозяйственной деятельности, развитие глобализации и появление новых информационно-коммуникационных возможностей. Данные факторы значительно повлияли на снижение эффективности инновационной деятельности, основанной на использовании закрытых инновационных процессов.

Можно выделить причины, которые повлияли на смещение деятельности компаний в пользу открытых инноваций:

• интенсивное распространение полезных знаний между субъектами инновационной деятельности;

• компании не в полной мере могли воспользоваться изобилием имеющейся информации;

• многие запатентованные разработки не могли быть использованы в производстве, по причине отсутствия у компаний необходимых ресурсов, оборудования и т. д.;

• идеи, которые компании не могли использовать в текущий момент, могли быть потеряны;

• ценность идеи или технологии напрямую зависела от типа используемой бизнес-модели компании;

• компании должны активнее распространять и приобретать интеллектуальную собственность, что приведет к созданию открытого рынка интеллектуальной собственности.

Открытые инновации подразумевают использование целевых потоков знаний для ускорения внутренних инновационных процессов, а также для

расширения рынков для более эффективного использования инноваций.

Теория открытых инноваций определяет процесс исследований и разработок как открытую систему. Компания может привлекать новые идеи и выходить на рынок с новым продуктом не только благодаря собственным внутренним разработкам, но также в сотрудничестве с другими организациями.

Открытые инновации базируются на следующих принципах:

- переход от использования исключительно внутренних закрытых разработок к использованию внешних знаний;

• на рынке есть много идей, которые могут принести прибыль для компании;

• создание устойчивой бизнес-модели организации является приоритетным по сравнению с первенством на рынке. Не нужно быть первооткрывателем, чтобы получить прибыль от открытий;

• необходимо эффективно использовать как внутренние, так и внешние идеи и разработки.

В настоящее время бизнес вступает в новый этап инновационной деятельности, когда источники инновационного потенциала компании находятся за ее пределами. Несмотря на то, что существуют отрасли, которые остаются закрытыми (ядерная промышленность, военно-промышленный комплекс и т. д.), многие отрасли промышленности находятся в процессе перехода к использованию открытых инноваций.

Выделяют три основные задачи открытых инновационных систем: мотивация, интеграция, эффективное использование инноваций. Также авторы определили четыре основных стратегии открытых инноваций:

1. Организация процесса исследований и разработок путем объединения в общий фонд.

2. Разработка отдельных компонентов инновационного продукта отдельными компаниями.

3. Свободная продажа разработок широкого применения, которые можно использовать для создания различных инновационных продуктов

4. Значительное сокращение уровня бюрократии принятия решений в области инновационной деятельности в крупных фирмах.

Для эффективного функционирования открытой инновационный модели требуется создание партнерств для совместного проведения исследований и разработок. Использование партнерств позволяет создать оптимальную бизнес-модель, снизить издержки на НИОКР, увеличить объемы выпуска, а также создавать принципиально новые рынки инновационной продукции. Для этого компаниям требуется: определить цели для бизнес-процесса в целом, а также бизнес-цели для каждого партнера в отдельности; классифицировать научно-исследовательские возможности фирм; согласовать бизнес-модели компаний — участников партнерства.

Открытые инновации — подход к инновациям, который позволяет получать максимальную прибыль от совместного создания и коммерциализации инновационных проектов. Согласно логике открытых инноваций компании используют внешние источники изобретений и технологий для того, чтобы эффективно

реализовывать свои проекты. И, с другой стороны, открывают доступ к своим изобретениям и технологиям, чтобы получить от их реализации максимальную прибыль.

Технологии открытых инноваций доказали свою эффективность в таких компаниях как Nokia, IBM и Procter & Gamble.

Открытые инновации обладают рядом принципиально отличных свойств, которые надо учитывать для успешного экономического обоснования направленных на их осуществление инновационных проектов (таблица). Традиционно экономическое обоснование инновационных проектов касается закрытых инноваций, то есть инноваций, осуществляемых одной организацией. При финансовом анализе открытых инноваций необходимо учитывать два следующих момента. Первый момент: в плане финансового обоснования во многих аспектах открытые инновации не отличаются от традиционных — закрытых инноваций. Более того, в основе обоснования открытых инноваций лежит финансовый анализ традиционных инноваций и поэтому понимание такого анализа требуется для успешного учета финансовых аспектов открытых инноваций. Второй момент: финансовое обоснование открытых инноваций, в свою очередь, состоит из двух частей: рассмотрения подходов к расчету финансовой эффективности открытых инноваций; формирования затрат и финансовых результатов от осуществления открытых инноваций в инновационных сетях. И та, и другая части требуются для обоснования справедливых финансовых условий участия в открытых инновацион-

Принципы закрытых инноваций Принципы открытых инноваций

Талантливые люди, разбирающиеся в этой области, работают на нас Далеко не все талантливые люди работают на нас. Мы должны взаимодействовать с талантливыми людьми, действующими как в нашей компании, так и за ее пределами

Чтобы получить прибыль от НИОКР, мы должны сами совершить открытие, разработать его до уровня продукта и довести до конечного результата Значительную ценность могут создавать внешние НИОКР; внутренние НИОКР необходимы, чтобы получить часть этой ценности

Если мы сделаем открытие сами, то сможем первыми выйти с ним на рынок Нам не обязательно самим проводить исследования, чтобы на основе их результатов получить прибыль

Компания, которая доводит инновацию до рынка первой, выигрывает Создание более совершенной модели бизнеса важнее, чем выход первым на рынок

Если мы сами создадим в отрасли большую часть лучших идей, мы выиграем Если мы наилучшим образом воспользуемся внутренними и внешними идеями, мы выиграем

Мы должны хорошо контролировать нашу интеллектуальную собственность, чтобы конкуренты не воспользовались нашими идеями с прибылью для себя Мы должны получать прибыль от использования другими нашей интеллектуальной собственности, и мы сами должны покупать интеллектуальную собственность у других компаний всякий раз, когда она соответствует нашей бизнес-модели

ИННОВАЦИИ № 7 (141), 2010

ных проектах каждого из партнеров. Завершает вторую часть рассмотрение косвенных выгод, в которых может скрываться существенный потенциал для получения отдачи от открытых инноваций, и которые важно учитывать при определении контрактных условий.

Одним из положительных моментов в развитии открытых инноваций в России, послужил первый форум «День открытых инноваций», который состоялся 30 июля 2009 г. в Санкт-Петербурге, при поддержке Комитета экономического развития, промышленной политики и торговли. Задачей форума было познакомить участников с реально работающей технологией создания открытых инноваций путем решения актуальных для них задач. Основой для мероприятия стали корпоративные конференции по созданию открытых инноваций — стратегические сессии с привлечением партнеров и клиентов компаний. Целью подобных сессий стал поиск наилучших стратегических решений для развития бизнеса.

Итак, открытые инновации, как модель управления, в настоящее время все чаще используются во многих отраслях экономики. В связи с высокой стоимостью содержания обособленных научно-исследовательских лабораторий, компании все чаще концентрируются на совместных разработках, создании открытых инновационных центров. Организации, замыкающиеся на внутренней среде совершают большую ошибку. Это приводит к тому, что компании растрачивают свои ресурсы, дублируя инновационные разработки. Скрывая результаты проведенных исследований, организации

недополучают значительную долю прибыли. Принцип, по которому неиспользованные разработки чаще всего перемещались в архив, устарел, существует риск потери разработчиков и инновационных идей, которые были разработаны для компании.

Список использованных источников

1. А. А. Андреев. Открытые инновации. http://www.ibl.ru/konf/041208/25.html.

2. День открытых инноваций. http://www.open-innovations.ru.

3. А. А. Трифилова. «Открытые инновации» — парадигма современного инновационного менеджмента//Инновации, № 1, 2008.

4. Г. Чесбро. Открытые бизнес-модели. IP-менеджмент. М.: Поколение, 2008.

5. Г. Чесбро. Открытые инновации. Создание прибыльных технологий. М.: Поколение, 2007.

Management model — open innovations O. A. Stroeva, Cand. Econ. Sci., senior lecturer of chair of commerce and advertising, Oryol state institute of economy and trade.

E. V. Sibirskaya, Doctor of Economics, professor, prorector on scientific work, Oryol state institute of economy and trade.

Open innovations as management model, now are even more often used in many branches of economy. In connection with high cost of the maintenance of the isolated research laboratories, the companies even more often concentrate on joint workings out, creation of the open innovative centres. The organisations which are becoming isolated on the internal environment make the big mistake. It leads to that the companies spend the resources, duplicating innovative workings out.

Keywords: management, open innovations.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.