Научная статья на тему 'МОДЕЛЬ ТРОЙНОЙ СПИРАЛИ И ВОЗМОЖНОСТИ ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ В РОССИИ'

МОДЕЛЬ ТРОЙНОЙ СПИРАЛИ И ВОЗМОЖНОСТИ ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ В РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
100
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИКА ЗНАНИЙ / ИННОВАЦИИ / МОДЕЛЬ ТРОЙНОЙ СПИРАЛИ / КЛАСТЕРЫ / KNOWLEDGE ECONOMY / INNOVATIONS / TRIPLE HELIX MODEL / CLUSTERS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Карташов Константин Сергеевич, Авруцкая Светлана Гарровна

Необходимость непрерывного внедрения инноваций и высокий уровень неопределенности, характерные для постиндустриальной экономики, требуют кооперации трех главных агентов развития - науки, бизнеса и государства. Одной из современных концепций трансинституционального взаимодействия является модель тройной спирали, в соответствии с которой знания генерируются в университетах за счет сотрудничества с властью, последующий трансфер технологий происходит путем сотрудничества университетов с бизнесом, а государство способствует коммерциализации инновационного продукта. Применение модели в России может обеспечить в долгосрочной перспективе экономическое развитие страны и позволит достичь инновационной технологической конкурентоспособности реальной экономики на мировых рынках.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Карташов Константин Сергеевич, Авруцкая Светлана Гарровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE TRIPLE HELIX MODEL AND POTENTIAL FOR ITS IMPLEMENTATION IN RUSSIA

The need to implement innovations continuously and the high level of uncertainty characteristic for the post-industrial economy require cooperation among the three major agents of development - science, business, and the state. The triple helix model is a modern concept of transinstitutional interaction. According to it, new knowledge is generated at the universities in cooperation with the government, the technologies are transferred subsequently by cooperation of the universities with business, and the authorities provide for commercialization of innovative products. Implementation of the model in Russia can provide for economic growth of the country in the long term and will allow achieving innovative technological competitiveness of the real economy in the global markets.

Текст научной работы на тему «МОДЕЛЬ ТРОЙНОЙ СПИРАЛИ И ВОЗМОЖНОСТИ ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ В РОССИИ»

УДК 338.2

Карташов К.С., Авруцкая С.Г.

МОДЕЛЬ ТРОЙНОЙ СПИРАЛИ И ВОЗМОЖНОСТИ ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ В РОССИИ

Карташов Константин Сергеевич, студент 1 курса магистратуры Экономического отделения Гуманитарного факультета;

Авруцкая Светлана Гарровна, к.х.н., доцент кафедры менеджмента и маркетинга РХТУ им. Д.И. Менделеева, доцент кафедры количественных методов в менеджменте ИБДА РАНХиГС, e-mail: savrutskaya@mail. ru; Российский химико-технологический университет им. Д.И. Менделеева, Москва, Россия 125047, Москва, Миусская пл., д. 9

Необходимость непрерывного внедрения инноваций и высокий уровень неопределенности, характерные для постиндустриальной экономики, требуют кооперации трех главных агентов развития - науки, бизнеса и государства. Одной из современных концепций трансинституционального взаимодействия является модель тройной спирали, в соответствии с которой знания генерируются в университетах за счет сотрудничества с властью, последующий трансфер технологий происходит путем сотрудничества университетов с бизнесом, а государство способствует коммерциализации инновационного продукта. Применение модели в России может обеспечить в долгосрочной перспективе экономическое развитие страны и позволит достичь инновационной технологической конкурентоспособности реальной экономики на мировых рынках.

Ключевые слова: экономика знаний, инновации, модель тройной спирали, кластеры.

THE TRIPLE HELIX MODEL AND POTENTIAL FOR ITS IMPLEMENTATION IN RUSSIA

Avrutskaya S.G., Kartashov K.S.

D. Mendeleev University of Chemical Technology of Russia, Moscow, Russia

The need to implement innovations continuously and the high level of uncertainty characteristic for the post-industrial economy require cooperation among the three major agents of development - science, business, and the state. The triple helix model is a modern concept of transinstitutional interaction. According to it, new knowledge is generated at the universities in cooperation with the government, the technologies are transferred subsequently by cooperation of the universities with business, and the authorities provide for commercialization of innovative products. Implementation of the model in Russia can provide for economic growth of the country in the long term and will allow achieving innovative technological competitiveness of the real economy in the global markets.

Key words: knowledge economy, innovations, triple helix model, clusters.

Сегодня главным вызовом для многих экономик мира является необходимость построения эффективных национальных инновационных систем. Это связано, прежде всего, с процессом глобализации, грядущей четвертой промышленной революцией и возросшим динамизмом экономической среды. Особую важность для инновационного развития стали приобретать партнерские взаимодействия между тремя главными институциональными секторами - государством, бизнесом и университетами. Именно на их синергетическом взаимодействии и основана так называемая модель «тройной спирали» (Triple Helix Model) [1].

Данная теория была разработана Генри Ицковицем и Лутом Лейдесдорфом в конце XX века. Потребность в модели тройной спирали возникла в связи с необходимостью организации эффективного взаимодействия ведущих субъектов развития и создания новой основы построения связей между ними. Тройная спираль, как спираль ДНК (рис. 1), отражает взаимодействие трех своих элементов на всех стадиях создания инновационного продукта. При этом государство взаимодействует с университетами на начальных стадиях инновационного процесса, одновременно выступает заказчиком и идеологом создания нового знания.

Университет бизнес Впасть

Рисунок 1. Модель тройной спирали. Источник: http://triplehelixassociation. com

Исследовательские университеты, помимо традиционной образовательной функции и проведения фундаментальных исследований, помогают предприятиям внедрить полученные на основе знаний и исследований новшества путем трансфера технологий, а также содействуют

процессу лицензирования нового продукта. Создавая новые компании в инкубаторах, университеты вносят свой вклад в развитие экономики, что до этого считалось прерогативой бизнеса, который, в свою очередь, сотрудничает с университетами в сфере создания и внедрения новых отечественных разработок и технологий. Государство помогает бизнесу в коммерциализации конечного продукта, а также осуществляет надзор и контроль над работой всех организаций, способствует их развитию и оказывает в случае необходимости финансово-правовую поддержку, тем самым активно участвуя в продвижении инноваций. Таким образом, каждая из институциональных сфер сохраняет свои традиционные миссии, но при этом может выполнять обязанности других подсистем.

На рис. 2 представлен вид тройной спирали в разрезе. Области взаимного пересечения окружностей представляют собой те сферы деятельности, где функции акторов

взаимозаменяемы. Именно там генерируются инновационные технологии и создаются новые организационные форматы взаимоотношений между представителями разных институциональных сфер. Стоит также отметить, что модель «тройной спирали» может иметь две конфигурации: с позитивным (рис. 2А) и негативным (рис. 2Б) пересечением ее трех подсистем. Модель на рис. 2Б соответствует парным взаимодействиям между элементами модели.

Рисунок 2. Конфигурация тройной спирали с позитивным (А) и негативным (Б) пересечением ее трех подсистем [2]

Мотивации к взаимодействию в рамках тройной спирали различны для каждого из акторов. Для государства это - повышение

конкурентоспособности страны и ее регионов. Главным мотивирующим фактором для бизнеса является прибыль, максимизация которой возможна на основе инновационного предпринимательства. Университетам же это выгодно по причине развития собственной инфраструктуры.

Обобщая вышесказанное, можно заключить, что модель инновационного развития по тройной спирали включает в себя три основных элемента:

- все три института стремятся к сотрудничеству, при этом инновационная составляющая происходит из данного взаимодействия, а не по инициативе государства;

- в дополнение к традиционным функциям, каждый из трех институтов может выполнять роли другого, становясь гибридными сетевыми организациями, что и обеспечивает

интегральный эффект непрерывных обновлений - как для каждого игрока, так и для всей экономики в целом;

- в обществе, построенном на экономике знаний, характерно усиление роли исследовательских университетов во взаимодействии с производством и правительством.

Концепция тройной спирали вошла в экономическую жизнь в середине 1990-х гг. и, вместе с рядом других научных теорий, ознаменовала переход к экономике знаний. В 2000-е гг. эта конструкция стала внедряться в экономическую практику как модель генерирования инноваций, организации инновационных систем и формирования региональных кластеров, превратив последние в многофункциональный инструмент практической политики с целью развития регионов.

Действительно, регионы сейчас переживают процесс коренного преобразования из географических, политических и культурных субъектов в субъекты с «тройной спиралью» из бизнеса, науки и государственной власти, которые работают вместе, чтобы улучшить условия для инноваций. Оценив их взаимодействие, можно провести анализ сильных и слабых сторон социально-экономического развития региона и выработать стратегию совместной работы на данном поле.

Однако анализ состояния основных субъектов инновационной системы в регионах России и существующих связей между ними позволяет сделать вывод о преобладании пока что парных, двойных форматов связей, причем таких, где в качестве неизменного участника присутствует власть. В итоге вместо спирали имеется вертикальная субординация с доминирующей позицией государства. Инновационный процесс попадает в институциональные ловушки, что блокирует его развитие и препятствует диверсификации экономики [3]. Внедрению и функционированию модели тройной спирали в России препятствуют следующие факторы:

- основной объем научных исследований приходится на Академию наук, а не на высшие учебные заведения, как в большинстве стран мира;

- подготовка кадров в высших учебных заведениях осуществляются при достаточно слабой научной базе и скромных масштабах финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, что не позволяет проводить ее на должном уровне;

- высшие учебные заведения слабо взаимодействуют с бизнес-средой;

- спрос на инновации, особенно отечественного происхождения, со стороны бизнеса крайне низок;

- медленно развиваются научно-техническая и инновационная политики [4].

Таким образом, в России, как и в других странах с развивающимися экономиками, переход к экономике знаний тормозится наличием проблем на институциональном уровне. Отсутствует или слабо

развита необходимая инфраструктура для внедрения модели тройной спирали. В то же время потребности ускорения экономического роста и

импортозамещения в ключевых

высокотехнологичных отраслях в условиях западных санкций побуждают правительство снижать зависимость от экспорта энергетических и сырьевых ресурсов в пользу развития отечественных инновационных технологий и продуктов.

Существует острая потребность в координации связей между ключевыми игроками в национальной инновационной системе России. Можно сформулировать основные требования к каждому из субъектов:

- правительство должно обеспечить материально-техническую поддержку и развитую технологическую инфраструктуру как для бизнеса, так и для университетов, чтобы облегчить их работу и ускорить создание знаний и инноваций;

- бизнес-сектор должен интенсивно инвестировать в человеческий и интеллектуальный капитал, постоянно координировать действия с университетами в области исследований и разработок, а также с правительством в развитии нормативной базы предпринимательской среды.

должны и

активно

- университеты

предоставлять кадры и ресурсы знаний (например, научные публикации и патенты), а также иметь возможность воспользоваться результатами коммерциализации своих исследований и разработок [4]. Особый интерес представляет лидирующая роль, которую модель тройной спирали отводит университетам в системе инновационного развития. Причиной тому является появление в науке все большего количества направлений

междисциплинарного характера, которые включают в себя как фундаментальные, так и прикладные исследования. В этих научных областях наблюдается образование кластеров, развиваются перспективные направления исследований (например, био-, нано- и информационные технологии), а связи между учеными, технологами и пользователями и их функции становятся качественно другими [5,6]. Центры трансфера технологий при учебных заведениях [7] способствуют переходу от университетов как образовательных и научных учреждений к предпринимательским университетам,

университетам как генераторам инноваций. Одновременно меняется роль традиционной академической науки, которая становится, с одной стороны, более прикладной и, с другой стороны -более «образовательной».

Среди успешных примеров применения идеологии и инструментов тройной спирали учебными и научными организациями в России можно назвать создание Томским университетом систем управления и радиоэлектроники (ТУСУР) учебно-научно-инновационного комплекса,

включающего наукоемкие компании, научно-

исследовательские институты, конструкторские бюро, лаборатории компаний внутри университета.

Институт прикладной физики РАН (Нижний Новгород) и его сотрудники создали целую сеть малых наукоемких предприятий, а также опытное производство для коммерциализации своих научно-технических результатов и организовали совместно с Нижегородским государственным университетом им. Н.И. Лобачевского факультет, где осуществляют подготовку молодых кадров [8].

Таким образом, несмотря на недостаток в России необходимой для полноценного применения модели тройной спирали инфраструктуры, есть примеры ее успешного внедрения по инициативе как образовательных и научных учреждений, так и территорий, что, в свою очередь, будет способствовать развитию необходимой

инфраструктуры. Дальнейшие шаги по использованию механизма тройной спирали будут способствовать переходу России к экономике знаний, с максимальным использованием человеческого капитала.

Список литературы

1. Etzkowitz, Henry. The triple helix: university-industry-government innovation / by Henry Etzkowitz. Routledge, 2008. 164 p.

2. Carayannis E., Grigoroudis E. Quadruple Innovation Helix and Smart Specialization: Knowledge Production and National Competitiveness // Foresight and STI Governance, 2016. Vol. 10, № 1. Pp. 31-42.

3. Смородинская Н.В. Тройная спираль как новая матрица экономических систем // Инновации. 2011. №4(150). С. 66-78.

4. Alnafrah I., Marah Ahmad. Triple Helix Innovation Model for Russian innovation system // Экономика и право: материалы международной научно-практической конференции, Новосибирск,14 сентября 2017 г. С. 3-7.

5. Пахомова И.Ю. Модель «тройной спирали» как механизм инновационного развития региона // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: История. Политология. Экономика. Информатика. 2012. № 22-1. С. 50-55.

6. Истомина С.В., Лычагина Т.А., Пахомова Е.А. Перспективы развития модели тройной спирали в России // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2016. №12. С. 119-132.

7. Карташов К.С., Авруцкая С.Г. Проблемы трансфера технологий в России // Вестник Российского химико-технологического университета им. ДИ. Менделеева: Гуманитарные и социально-экономические исследования. 2017. Т. 2. Вып. VIII. С. 60-68.

8. Горденко Г. В. Инновационное развитие регионов России по тройной спирали [Электронный ресурс] // Большая Евразия. База информационно-аналитических материалов. Режим доступа: www.ukros.ru/wp-content/uploads/2012/08/Горденко. doc (дата обращения 15.05.2018).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.