минимальных значений предела текучести и временного сопротивления? 0,8 K2=1,15; для сварных труб из высокопрочной стали с тем же отношением >0,8 K2 = 1,2;
Кн - коэффициент надёжности по назначению труб; при хранении этих труб в штабеле K =1; - нормативное сопротивление материала труб растяжению (сжатию) применяется равным минимальному значению предела текучести ут по государственным стандартам и техническим условиям на трубы [1].
Предельно допустимое число рядов труб в штабеле рассчитывают, исходя из условий предотвращения остаточных деформаций по формуле:
где Псх- схемное число рядов труб, определяемое по формуле;
Кг - коэффициент, учитывающий реальные геометрические параметры штабеля; для горизонтальных площадок с твёрдым покрытием K =1,04; для грунтовых площадок Кг =1,2;З - коэффициент опорной схемы; при опирании нижнего ряда труб непосредственно на грунтовую площадку з = 1; при опирании труб на подкладки з = 1,1;
Kc- коэффициент, учитывающий дополнительную нагрузку от снега и обледенения; при хранении труб в штабеле в летний период Kc=1, в зимний период года Kc=1,05; в особых случаях нормативную снеговую нагрузку от обследования следует определять согласно СНиП 2.01.07-85 [2].
Список литературы
1. Быков Л.И., Мустафин Ф.М., Рафиков С.К., Нечваль А.М., Лаврентьев А.Е. Типовые расчеты при сооружении и ремонте газонефтепроводов. С. П.: Недра, 2006.
2. Алиев М.М., Бурмистрова Н.Н. Сооружение линейной части магистрального трубопровода. Методическое пособие к выполнению курсового проекта. Альметьевск: Типография АГНИ, 2009.
ПАРТНЁРСТВО ВУЗА И БИЗНЕСА КАК НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ ДЛЯ ПОДДЕРЖАНИЯ ГЛОБАЛЬНОЙ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
В РОССИИ Ларцева М.В.
Ларцева Мария Вадимовна - студент, кафедра бизнес-технологий, факультет управления персоналом, Автономная некоммерческая организация высшего образования Российский новый университет, г. Москва
Аннотация: в статье исследовано место образования в системе факторов международной конкурентоспособности страны. Выделена и проанализирована позиция Российской Федерации по показателям развития системы образования. Рассмотрены основные характеристики и особенности модели «тройной спирали» сотрудничества университетов, бизнеса и государства, а также примеры ее использования и обоснованы целесообразность и эффективность ее внедрения для инновационного развития России. Ключевые слова: университет, бизнес, государство, сотрудничество, взаимоотношения, образование, инновации, конкурентоспособность.
В продолжающихся исследованиях Международной организации труда (МОТ), приведённых в докладе «Перспективы занятости и социальной защиты в мире 2016: тенденции для молодёжи», значится, что «в 2016 году после нескольких лет снижения, уровень молодежной безработицы вновь растет, а молодые люди несоразмерно чаще оказываются в числе «работающих бедных, в 2016 году глобальный уровень молодежной безработицы почти достиг 13%» [3, с. 10-13]. В рамках модернизации образования в
58
течение последних десятилетий одним из важнейших направлений деятельности высших учебных заведений (вузов) стало формирование эффективных моделей взаимодействия с региональной властью и бизнес-сообществом. Партнерство бизнеса и университетов сегодня является критически важным условием для развития отечественного образования.
Целью статьи является обоснование целесообразности развития в России партнерства бизнеса, государства и университетов на основе модели «тройной спирали».
Общеизвестно, что инновационное развитие страны базируется на создании и внедрении новых технологий во всех сферах экономики и общественной жизни. При этом максимальный эффект достигается тогда, когда такие технологии продуцируются внутри страны как результат эффективной работы высокообразованных и квалифицированных кадров. Уровень конкурентоспособности - это «оценка», которую получает страна за свои усилия в развитии различных сферах общественной жизни и которая демонстрирует возможности дальнейшего развития, указывает на уже достигнутые страной результаты и является сигналом для внешних инвесторов относительно дальнейших перспектив. В таком контексте, особый интерес представляет развитие системы высшего образования как один из факторов, который учитывается при оценке уровня конкурентоспособности страны. Его сравнительный анализ в разрезе составляющих по данным отчёта «О глобальной конкурентоспособности стран» за период 2015 - 2017 гг. [4, с. 307] представлен на рисунке 1. Исходя из данных можно сделать такой вывод: при том, что образование в Российской Федерации считается доступным, что подтверждает рейтинг ВЭФ (ВЭФ - Всемирный экономический форум — швейцарская неправительственная организация, наиболее известная организацией ежегодных встреч в Давосе) по развитию человеческого капитала «Human Capital Report» [5] (Россия вошла в топ-30 и заняла 26 место, обогнав другие страны БРИКС), по данным индекса глобальной конкурентоспособности Всемирного экономического форума, Россия занимает лишь 43 место. Показатели по составляющей «Высшее образование и профессиональная подготовка» по сравнению с 2015 годом уменьшились, неизменным остался лишь показатель доступности высшего образования.
Рис. 1. Позиция России в рейтинге глобальной конкурентоспособности 2015 - 2017 гг. по составляющей «Высшее образование и профессиональная подготовка»
Примечание: Составлен автором на основе данных отчёта «О глобальной конкурентоспособности стран» за период 2015 - 2017 гг.
Качество образовательной системы не является высоким (69 место из 100). Наихудшие показатели Россия имеет по уровню охвата высшим образованием, по сравнению со странами Европы и США, где эти значения приближаются к наивысшей оценке. Показатели качества естественнонаучного образования и уровня информационного доступа к знаниям также свидетельствуют о том, что есть необходимость в поиске и реализации новых подходов для развития образования.
Для современного этапа развития образования в глобальной среде характерны следующие основные тенденции, как: расширение масштабов высшего образования, распространение рыночных отношений в этой сфере, глобализация образовательной деятельности и др. Эти же тенденции являются приоритетными в реализации проекта государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013 - 2020 [6], согласно которой для повышения конкурентоспособности высшего образования на мировом рынке необходимо разработать гибкие программы сотрудничества образовательных организаций с работодателем, а также «необходимо нормативно обеспечить реальное вовлечение работодателей и представителей местного сообщества в управление системами и институтами профессионального образования».
Однако формирование взаимодействия бизнеса и университетов в одностороннем варианте, по программе «поставщик-потребитель», не сможет привести к максимальному результату. Необходимы другие, взаимовыгодные подходы, которые бы стимулировали сотрудничество и совместные действия всех сторон. Можно выделить ряд причин:
- Во-первых, качественное образование является ключевым направлением развития страны;
- Во-вторых, многие типы сотрудничества на сегодняшний момент являются локальными;
- В-третьих, есть необходимость изменить отношение партнеров друг к другу, поскольку сейчас бизнес и университеты - это разные миры со своей культурой, ценностями и историей успеха.
Эффективную модель такого взаимодействия предложил американский ученый Генри Ицковиц, назвав ее моделью «тройной спирали. Тройная спираль как синтез элементов - это платформа для формирования институтов, создание новых организационных форм для внедрения инноваций. Обычно она начинается с установления между университетом, бизнесом и государством взаимных отношений, в которых каждый пытается повысить эффективность других [1, с. 8]. Идея модели тройной спирали состоит в том, что потенциал для инноваций и экономического развития в обществе знаний заключается в определяющей роли университета и сочетании элементов университета, бизнеса и государства для создания новых институциональных форм выработки, трансфера и применения знаний [2, с. 241].
Основой теории модели тройной спирали является гипотеза, что в современном обществе ядром инновационной деятельности выступает университет, который сотрудничает с производством, выполняя некоторые функции его отделов по исследованиям и развитию R&D (R&D - компания, которая делает ее деньги посредством научных исследований новых идей и продуктов в любой области), и концентрирует государственные усилия, связанные с развитием инноваций. В процессе тройного сотрудничества все высшие учебные заведения получают возможность, используя собственную материальную и финансовую базу, развивать бизнес-инкубаторы, учебные предприятия с венчурным капиталом, научные парки, консультационные компании и тому подобное. Это обеспечивает выполнение ими реальных задач государственных или предпринимательских структур, участие студентов и преподавателей в научных исследованиях, финансируемых не только со стороны бизнеса, но и государства. Возможность достижения таких результатов стимулирует университет налаживать связи и развивать сотрудничество. Целесообразность и эффективность сотрудничества в рамках модели «тройной спирали» определяется системой преимуществ, которые в результате взаимодействия получает каждый из институтов (таблица 1). Инновационным в модели «тройной спирали» является то, что университет занимает главное место в отношениях «вуз-бизнес-государство». Университет будет рассматриваться не только как субъект в
области по формированию знаний, но и как инновационное пространство развивающее экономику страны.
Таблица 1. Преимущества сотрудничества университетов, бизнеса и государства
Университеты Бизнес Государство
Определение актуального перечня компетенций выпускников Поддержание высокого уровня компетенций сотрудников Повышение уровня инновационности экономики, роста человеческого и интеллектуального капитала, уменьшение зависимости от физических ресурсов
Проектирование основных образовательных программ Возможность применения в решении производственных задач научного потенциала ВУЗов Адаптация профессиональной подготовки к современным потребностям рынка труда
Внедрение новых способов обучения Минимизация рисков в управлении человеческими ресурсами Интеграция в международное научное пространство, налаживание международной коммерциализации знаний и трансфера технологий
Разработка процедур оценки полученных знаний и квалификаций Расширение функций бизнеса, участие в создании общих венчурных фондов и в образовательных процессах Рост конкурентоспособности страны
Возможность участия в решении реальных производственных задач и проведение исследований Организация научно-производственных центров на базе университетов Активизация деловой активности (путем предоставления льгот, освобождения от налогов бизнес-структур, которые сотрудничают с университетами), основание новых типов предприятий
Обеспечение более высокого уровня выпускаемых студентов Повышение конкурентоспособности благодаря использованию Социально-экономическое развитие регионов, развитие региональных научно-технологических центров
Примечание: Составлена автором.
Инновационным в модели «тройной спирали» является то, что университет занимает главное место в отношениях «вуз-бизнес-государство». Университет будет рассматриваться не только как субъект в области по формированию знаний, но и как инновационное пространство развивающее экономику страны. На сегодняшний момент в России модель «тройной спирали» получила государственную поддержку в проекте «5-100» (Проект повышения конкурентоспособности ведущих российских университетов среди ведущих мировых научно-образовательных центров). Аналогичные программы действуют во многих странах мира, их цель: повысить качество ВО и улучшить позиции университета на мировом образовательном рынке, так как такие заведения являются более привлекательными для ведущих преподавателей, исследователей, и талантливой молодёжи.
Выводы и перспективы дальнейших исследований. Необходимость установления диалога между тремя институтами - университетом, бизнесом и государством обусловлена разрывом между реальным сектором экономики и образовательно-научной сферой, несоответствием качества кадров современным потребностям рынка труда, отсутствием должной инновационно-исследовательской составляющей деятельности университетов,
61
негативно влияет на состояние национальной экономики и отражается в различных международных рейтингах России. Эффективная модель тройного партнерства в Россие должна включать следующие направления деятельности:
- Со стороны государства - реальное обеспечение автономии и финансовой независимости университетов; содействие созданию соответствующей материально -технической базы вузов; формирование государственного заказа на специальности в соответствии с действительными потребностями рынка труда и бизнес-среды; поощрение (в виде льгот) бизнес-организаций к проведению совместных с университетами научно -исследовательских работ в приоритетных сферах;
- Со стороны бизнеса - информирование государства и университетов относительно потребностей рынка в квалифицированных кадрах по перспективным направлениям деятельности; переориентация с быстрого получения прибыли на достижение долгосрочных результатов путем инновационной деятельности; внедрение и распространение института эндаумента, условия для которого должно создать государство;
- Со стороны университетов - основание технопарков, инновационных фирм, венчурных фондов на базе университетов с целью проведения научно-исследовательских работ; уменьшение бюрократической составляющей в их деятельности, существенно усложняет диалог вузов с бизнесом; активное привлечение экспертов и представителей бизнеса в образовательный процесс.
Список литературы
1. Etzkowitz Н. The Triple Helix: University-Industry-Government Innovation in Action / Н. Etzkowitz // Routledge, 2010. P. 176.
2. Ranga M., Etzkowitz Н. Triple Helix Systems: An Analytical Framework for Innovation Policy and Practice in the Knowledge Society / M. Ranga, H. Etzkowitz. // Industry and Higher Education Special Issue "Innovation policy as a concept for developing economies: renewed perspectives on the Triple Helix system", 2013. № 27 (4). Р. 237-262.
3. World Employment and Social Outlook: Trends 2016 International Labour Office.Geneva: ILO, 2016.
4. World Economic Forum. The Global Competitiveness Report 2016 - 2017. Copyright, 2016.
5. World Economic Forum. The Human Capital Report 2016. Geneva, Switzerland, 2016.
6. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013 -2020 годы» (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 22.11.2012 г. № 2148-р).