Научная статья на тему 'Модель трансформации традиционного уклада региональной экономики в экономику знаний'

Модель трансформации традиционного уклада региональной экономики в экономику знаний Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
131
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИКА ЗНАНИЙ / ИНВЕСТИЦИИ / ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / ТРАНСПОРТ / ЛОГИСТИКА / РЕГИОН / КЛАСТЕРЫ / ЭВОЛЮЦИЯ / УМНЫЙ РЕГИОН / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / KNOWLEDGE ECONOMY / INVESTMENT / INDUSTRY / TRANSPORT / LOGISTICS / REGION / CLUSTERS / EVOLUTION / SMART REGION / ECONOMIC POTENTIAL

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Баулина Оксана Александровна, Клюшин Владислав Владимирович, Силюнина Алина Михайловна

Создание условий для перехода традиционной экономики Волгоградской области в область экономики знаний с постиндустриальным уклоном в настоящее время является крайне актуальным вопросом. Имея серьезный задел в различных отраслях науки и потенциал в различных сферах, экономика региона значительно отстает в развитии при сравнительном сопоставлении с развитыми регионами Российской Федерации и Южного федерального округа в сферах производства и реализации продукции, работ, услуг инновационного типа, данный факт является подтверждением актуальности и своевременности проводимого исследования, а так же определяет практическую значимость работы. Важнейшим условием формирования конкурентоспособного производства на территории Волгоградской области является переход к умной экономике. Преимуществами г. Волгограда и области в сфере развития постиндустриальной умной экономики могут явится развитие комплекса транспортной логистики, концентрация имеющихся и привлечение дополнительных перевозимых потоков грузов, потенциал городского развития в форме агломерации. В представленной статье авторами представлены результаты исследования, основной целью которого является разработка мероприятия по формированию умной экономики постиндустриального типа на примере Волгоградского региона. С использованием статистических прогностических моделей осуществлен прогноз текущего состояния экономики Волгоградского региона. Для прогноза динамики выделенных авторами в качестве ключевых индикаторов развития экономики региона, применялись стандартные методы прогнозирования, конечное уравнение прогноза определялось на основе выбора минимальной величины разброса прогнозных показателей. Так, для индекса физического объема промышленного производства применено сглаживание ряда динамики при помощи метода наименьших квадратов, для прогноза среднегодовой численности работников параболическая модель. Проведена систематизация и дано описание основных факторов, определяющих черты умной постиндустриальной экономики региона. В частности, доказано, что важнейшим условием формирования конкурентоспособного производства на территории Волгоградской области является переход к умной экономике. Преимуществами г. Волгограда и области в сфере развития постиндустриальной умной экономики могут явится развитие комплекса транспортной логистики, концентрация имеющихся и привлечение дополнительных перевозимых потоков грузов, потенциал городского развития в форме агломерации. Разработан механизм реализации экономического потенциала города (на примере г. Волгограда) на базе комплексного структурного трансформирования и эволюционирования традиционного уклада региональной экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Баулина Оксана Александровна, Клюшин Владислав Владимирович, Силюнина Алина Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Model of transformation of traditional way of regional economy in economy of knowledge

The creation of conditions for the transition of the traditional economy of the Volgograd region in the field of knowledge economy with a post-industrial bias is currently an extremely urgent issue. Having a serious reserve in various branches of science and potential in various fields, the region's economy lags far behind in development with a comparative comparison with the developed regions of the Russian Federation and the southern Federal district in the areas of production and sale of products, works, services of an innovative type, this fact is a confirmation of the relevance and timeliness of the study, as well as determines the practical significance of the work. The most important condition for the formation of competitive production in the Volgograd region is the transition to a smart economy. The advantages of Volgograd and the region in the development of post-industrial smart economy may be the development of transport logistics, the concentration of existing and attraction of additional transported cargo flows, the potential of urban development in the form of agglomeration. The article presents the results of the study, the main purpose of which is to develop measures for the formation of a smart economy of post-industrial type on the example of the Volgograd region. The forecast of the current state of the economy of the Volgograd region is carried out using statistical predictive models. To predict the dynamics of key indicators of the regional economy, standard forecasting methods were used, the final forecast equation was determined based on the choice of the minimum value of the variance of forecast indicators. Thus, to predict the index of physical volume of industrial production, the method of least squares is used, to predict the average annual number of workers a parabolic model. The study systematized and described the main factors determining the features of the smart post-industrial economy of the region. In particular, it is proved that the most important condition for the formation of competitive production in the Volgograd region is the transition to a smart economy. The advantages of the city of Volgograd and the region in the development of post-industrial smart economy may be the development of a complex of transport logistics, the concentration of existing and attraction of additional transported flows of goods, the potential of urban development in the form of agglomeration. The mechanism of realization of economic potential of the city (on the example of the city of Volgograd) on the basis of complex structural transformation and evolution of a traditional way of regional economy is developed.

Текст научной работы на тему «Модель трансформации традиционного уклада региональной экономики в экономику знаний»

Вестник Евразийской науки / The Eurasian Scientific Journal https://esi.today 2018, №6, Том 10 / 2018, No 6, Vol 10 https://esj.today/issue-6-2018.html URL статьи: https://esj.today/PDF/58ECVN618.pdf Статья поступила в редакцию 07.12.2018; опубликована 02.02.2019 Ссылка для цитирования этой статьи:

Баулина О.А., Клюшин В.В., Силюнина А.М. Модель трансформации традиционного уклада региональной экономики в экономику знаний // Вестник Евразийской науки, 2018 №6, https://esj.today/PDF/58ECVN618.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

For citation:

Baulina O.A., Klyushin V.V., Silyunina A.M. (2018). Model of transformation of traditional way of regional economy in economy of knowledge. The Eurasian Scientific Journal, [online] 6(10). Available at: https ://esj. today/PDF/58ECVN618.pdf (in Russian)

УДК 332.055.2 ГРНТИ 06.61.33

Баулина Оксана Александровна

ФГБОУ ВО «Волгоградский государственный технический университет», Волгоград, Россия

Кандидат экономических наук, доцент E-mail: [email protected] РИНЦ: https://elibrary.ru/author profile.asp?id=270406

Клюшин Владислав Владимирович

ФГБОУ ВО «Волгоградский государственный технический университет», Волгоград, Россия

Кандидат экономических наук, доцент E-mail: [email protected] РИНЦ: https://elibrary.ru/author profile.asp?id=344494

Силюнина Алина Михайловна

ФГБОУ ВО «Волгоградский государственный технический университет», Волгоград, Россия Магистрант кафедры «Управления и развития городского хозяйства и строительства»

E-mail: [email protected]

Модель трансформации традиционного уклада региональной экономики в экономику знаний

Аннотация. Создание условий для перехода традиционной экономики Волгоградской области в область экономики знаний с постиндустриальным уклоном в настоящее время является крайне актуальным вопросом. Имея серьезный задел в различных отраслях науки и потенциал в различных сферах, экономика региона значительно отстает в развитии при сравнительном сопоставлении с развитыми регионами Российской Федерации и Южного федерального округа в сферах производства и реализации продукции, работ, услуг инновационного типа, данный факт является подтверждением актуальности и своевременности проводимого исследования, а так же определяет практическую значимость работы. Важнейшим условием формирования конкурентоспособного производства на территории Волгоградской области является переход к умной экономике. Преимуществами г. Волгограда и области в сфере развития постиндустриальной умной экономики могут явится развитие комплекса транспортной логистики, концентрация имеющихся и привлечение дополнительных перевозимых потоков грузов, потенциал городского развития в форме агломерации.

В представленной статье авторами представлены результаты исследования, основной целью которого является разработка мероприятия по формированию умной экономики

постиндустриального типа на примере Волгоградского региона. С использованием статистических прогностических моделей осуществлен прогноз текущего состояния экономики Волгоградского региона. Для прогноза динамики выделенных авторами в качестве ключевых индикаторов развития экономики региона, применялись стандартные методы прогнозирования, конечное уравнение прогноза определялось на основе выбора минимальной величины разброса прогнозных показателей. Так, для индекса физического объема промышленного производства применено сглаживание ряда динамики при помощи метода наименьших квадратов, для прогноза среднегодовой численности работников - параболическая модель.

Проведена систематизация и дано описание основных факторов, определяющих черты умной постиндустриальной экономики региона. В частности, доказано, что важнейшим условием формирования конкурентоспособного производства на территории Волгоградской области является переход к умной экономике. Преимуществами г. Волгограда и области в сфере развития постиндустриальной умной экономики могут явится развитие комплекса транспортной логистики, концентрация имеющихся и привлечение дополнительных перевозимых потоков грузов, потенциал городского развития в форме агломерации. Разработан механизм реализации экономического потенциала города (на примере г. Волгограда) на базе комплексного структурного трансформирования и эволюционирования традиционного уклада региональной экономики.

Ключевые слова: экономика знаний; инвестиции; промышленность; транспорт; логистика; регион; кластеры; эволюция; умный регион; экономический потенциал

Трансформация современной модели экономики в инновационную с постиндустриальным уклоном предусматривает системное обновление сложившихся условий регулирования общественной и хозяйственной деятельности людей, смену принципов, мировоззренческих позиций, парадигм, то есть имеет в своей основе глубинные институциональные изменения в устройстве общественных и экономических систем, как естественном процессе, который характерен для большинства подвергающихся изменениям социально-экономических систем с транзитивной экономикой [1].

Создание условий для перехода традиционной экономики Волгоградской области в область экономики знаний с постиндустриальным уклоном в настоящее время является крайне актуальным вопросом. Имея серьезный задел в различных отраслях науки и потенциал в различных сферах, экономика региона значительно отстает в развитии при сравнительном сопоставлении с развитыми регионами Российской Федерации и Южного федерального округа в сферах производства и реализации продукции, работ, услуг инновационного типа, данный факт является подтверждением актуальности и своевременности проводимого исследования, а так же определяет практическую значимость работы. Важнейшим условием формирования конкурентоспособного производства на территории Волгоградской области является переход к умной экономике. Преимуществами г. Волгограда и области в сфере развития постиндустриальной умной экономики могут явится развитие комплекса транспортной логистики, концентрация имеющихся и привлечение дополнительных перевозимых потоков грузов, потенциал городского развития в форме агломерации.

Введение

Теоретические предпосылки

В Волгоградской области, и особенно, в г. Волгограде, отмечается неуклонное формирование предпосылок для перехода к постиндустриальному типу развития, который наиболее полно описан в работах Дэниела Белла (Bell, 1973), который утверждал, что основные секторы такого общества образуют следующие институциональные образования: третичный (транспортная инфраструктура и коммуникации); четвертичный (финансовый сектор, недвижимость, торговля, система страхования); пятеричный (система многоуровневого образования, научный сектор, система управления, система здравоохранения, инфраструктура рекреации) [2].

При этом принято выделять следующие драйверы развития «экономики знаний» (умной экономики):

1. современные институты государства, которые реализуют высокий уровень жизни;

2. высокоразвитая система образования;

3. сильная и эффективная фундаментальная наука;

4. научно-технический венчурный предпринимательский сектор;

5. механизм генерации знаний и технологий высокого уровня;

6. информационное общество или общество знаний;

7. инфраструктурные механизмы по реализации и трансферту идей, новых изобретений и открытий от сферы фундаментальной науки до уровня инновационных производств и далее - до конечных потребителей с эффектом коммерциализации;

8. высокий уровень экономических свобод, развитое гражданское общество, общество знаний [3].

В представленном аспекте реализация потенциала умной экономики Волгоградского региона с постиндустриальным уклоном должна осуществляться на основе комплексной структурной трансформации экономической системы региона, в основе которой лежит эволюционно-трансформационный сдвиг от преобладания ресурсных, в том числе добывающих и обрабатывающих производств, к увеличению доли высокоэффективного инновационного бизнеса и к активному развитию таких направлений как транспорт, логистика, связь, торговля, туризм [4]. Для трансформации традиционной экономики региона в экономику знаний, по нашему мнению, необходимо осуществить реализацию следующих движущих факторов:

• сформировать территориально-промышленные кластеры, ориентированные на конкурентоспособные высокотехнологичные производства;

• осуществить развитие логистических узлов и развитой транспортной сети, которая будет обладать нужным потенциалом пропускной способности и будет обеспечивать непрерывную цельную взаимосвязь регионов РФ с ее интеграцией в развитые мировые транспортные системы;

• сформировать благоприятный инвестиционный и инновационный климат, как главную ресурсную базу и двигатель умной экономики Волгоградского региона, повышающий его инвестиционную привлекательность.

Данные и методы исследования

Для прогноза динамики выделенных авторами в качестве ключевых индикаторов развития экономики региона, применялись стандартные методы прогнозирования, конечное уравнение прогноза определялось на основе выбора минимальной величины разброса прогнозных показателей. Так, для индекса физического объема промышленного производства на 2018-2020 гг. применено сглаживание ряда динамики при помощи метода наименьших квадратов, для прогноза среднегодовой численности работников - параболическая модель. Данные для 2018 года рассчитаны как прогнозные величины, так как данных официальной статистики за 2018 год еще не представлено на сайте Росстата.

Рассчитанные показатели прогноза свидетельствуют о неуклонном снижении как индекса физического объема промышленного производства, так и среднегодовой численности работников при сохранении текущих экономических тенденций традиционной ориентации экономики (данные табл. 1).

Таблица 1

Индикаторы развития промышленности Волгоградской области

Показатели Данные Росстат Прогнозные значения Уравнение прогноза

2015 2016 2017 2018 2019 2020

Индекс физического объема промышленного производства, % 101,5 102,4 101,1 99,7 98,1 96,2 y = 103,01-t-0,41*t2

Среднегодовая численность работников в промышленности, тыс. чел. 154,7 151,4 141,4 132,3 120,3 106,1 y = 155,15-4,29*t -1,11*i2

Источник: составлено по данным территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Волгоградской области

За период 2015-2017 гг. динамика объемов перевозок грузов и пассажиров по отдельным видам транспорта общего пользования различна. По автомобильному транспорту отмечается тенденция снижения объемов перевозок грузов на 3,8 %. В 2017 г. объем перевозок (отправлено) грузов на железнодорожном транспорте выше уровня 2015 г. на 6,9 % (данные табл. 2).

Таблица 2

Индикаторы развития автодорожного и логистического комплекса

Показатели Данные Росстат Прогнозные значения Уравнение прогноза

2015 2016 2017 2018 2019 2020

Грузооборот, млн т-км 1214,8 1406,8 1472,9 1675,1 1807,5 1916,3 y = 1137,10 + 214,59*t-11,75*t2

Пассажирооборот, млн пасс.-км 3080 2341,8 2502,4 2084,9 1766,3 1489,8 y = 2915,24-281,44* t + 7,00*t2

Источник: составлено по данным территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Волгоградской области

На текущий момент времени ситуация с инвестиционным климатом свидетельствует о его ухудшении. По данным Волгоградстата на 2017 г., показатель инвестиций в основной капитал составил 193,3 млрд рублей, что на 4,3 % меньше, чем в 2016 г. (в постоянных ценах). Показатель объема инвестиции, направленных в жилищное строительство, в 2017 г. составил порядка 16,5 % от общего объема инвестиций в основной капитал, что на 1,4 % больше, чем в предыдущем году (данные табл. 3).

Таблица 3

Индикаторы инвестиционного климата

Показатели Данные Росстат Прогнозные значения Уравнение прогноза

2015 2016 2017 2018 2019 2020

Всего инвестиции в основной капитал, млрд руб. 140,7 182,8 193,3 216,2 236,0 255,0 y = 152191,85+ + 22516,81*t-390,51*t2

Население Волгоградской области, тыс. чел. 2569,1 2557,4 2545,9 2534,4 2523,5 2512,9 y = 2569640,00-12340*t+ +200*t2

Объем инвестиций на душу населения, тыс. руб./чел. 54,8 71,5 75,9 85,3 93,6 101,5 -

Источник: составлено по данным территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Волгоградской области

На текущий момент времени ситуация с инновационным климатом остается достаточно тревожной, налицо тенденция снижения ряда ключевых показателей. В области в 2017 г. всего 53 организации занимались научными исследованиями и разработками (в 2016 г. - 47 организаций) (данные табл. 4).

Таблица 4

Индикаторы инновационного потенциала

Показатели Данные Росстат Прогнозные значения Уравнение прогноза (для прогнозирования кол-ва организаций)

2015 2016 2017 2018 2019 2020

Удельный вес организаций, осуществлявших технологические инновации, % 7,3 5,6 6,8 6,94 7,7 8,79 y=6,63-0,39*t+0,16*t2

Удельный вес инновационных товаров в общем объёме производства, % 0,8 0,7 0,6 0,39 0,24 0,09 y=1,29-0,15*t

Источник: составлено по данным территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Волгоградской области

В 2017 году в Волгоградской области в обследуемых Волгоградстатом организациях не разработано никаких передовых производственных технологий. В 2016 г. - разработана 1 единица передовой производственной технологии, в 2015 г. - 2 единицы. В целом по Волгоградской области в 2017 г. инновационно-активными в сфере технологических инноваций являлись всего 46 организаций или 5,9 % от числа обследованных организаций (в 2016 г. - 42 организации или 5,5 %). В 2017 году общий объём затрат на технологические инновации составил 30705,2 млн рублей (в 2016 г. - 38731,1 млн рублей).

Модель трансформации экономики региона в «умную экономику»

Потенциал развития умной экономики Волгограда и области будет реализован полноценно при условии того, что регион трансформируется и эволюционирует в ведущий постиндустриальный транспортный и производственный центр Юга России и Нижнего Поволжья, а также сформируется в качестве центра инноваций и инвестиций (рис. 1).

В этом плане преимущество территории области и города - наличие малоиспользуемых производственных площадей с завершенной инфраструктурой. На данной территориальной базе полагаем перспективным формирование малого и среднего предпринимательства в сфере производства, на основе процессов кластеризации промышленности.

Практическая реализация политики кластеризации позволяет в перспективе существенно расширить как производственную, так и инновационную активности и

мультиплицировать связи кооперации между ведущими промышленными предприятиями, а также с малыми и средними производственными предприятиями, органами власти, сферой образования [13].

Трансформация традиционной экономики города и области в «умную» на основе создания институциональной постиндустриальной среды, стимулирующей развитие промышленности, повышающей уровень развития предпринимательства, стимулирующей рост инновационной и

инвестиционной активности

Умная бизнес-среда

Умный инвестиционный и инновационный климат

1. Развитие «умного» 2. Развитие «умного»

производственного транспортно-логистического

сектора комплекса

3. Формирование благоприятного инвестиционного и инновационного климата

J J ^ Ключевые индикаторы ^ 1 Ключ ювые индикаторы , 1 1

1. Кол-во занятых в промышленности (тыс. чел.)

2. Индекс физ. объема промышленного производства

1. Грузооборот (млн т-км) 2. Пассажирооборот (млн пасс. -км)

1. Объем инвестиций на душу населения (тыс. руб.) 2. Доля инновационной продукции в общем объеме пр-ва (%)

N^1

Результаты:

ТРАНСФОРМАЦИОННЫЙ СДВИГ: Модернизация промышленности, центр инноваций, инвестиций.

Качественное улучшение

инвестиционного и инновационного климата города и области, формирование промышленных

кластеров с участием малого и среднего бизнеса, рост деловой и социальной активности.

ЭВОЛЮЦИОННЫЙ СДВИГ: Волгоградская область и г. Волгоград -постиндустриальный инновационный и инвестиционный центр.

Развитие и модернизация добывающих и обрабатывающих (нефтеперерабатывающих,

машиностроительных, химических,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

металлургических) производств с внедрением новых технологий, комплексное развитие АПК, а также развитие транспортно-транзитной зоны.

Рисунок 1. Модель реализации «умного» экономического потенциала Волгоградской области и областного центра на основе комплексного подхода - эволюционного сдвига и структурной трансформации (источник: составлено авторами)

Рассмотрим последовательную цепочку по развитию инфраструктурных направлений, опосредующую трансформацию традиционной экономики города и области в экономику знаний:

1. Развитие «умного» производственного сектора;

2. Развитие «умного» транспортно-логистического комплекса;

3. Формирование благоприятного инвестиционного и инновационного климата.

Развитие умного производственного сектора. Целью развитие умного производственного сектора является создание «умной среды» для формирования субъектов малого, среднего и крупного промышленного бизнеса в важнейших отраслях промышленности г. Волгограда и Волгоградской области.

В качестве ключевых индикаторов, определяемых авторами в качестве маркеров развития производственного сектора Волгоградской области, были выбраны численность населения, занятого в промышленности (тыс. чел.), а также индекс физического объема промышленного производства (%) [10] (рис. 2).

Цель - создание «умной среды» для развития субъектов малого и среднего производственного бизнеса в ключевых отраслях промышленности города и области

Ключевые индикаторы

Ключевые индикаторы

1. Рост количества занятых в промышленности (тыс. чел.) 2. Рост индекса физического объема промышленного производства (%)

Основные задачи и направления по созданию «умной промышленности»

• Реализация программ инвестиционного маркетинга; усовершенствование механизма регулирования тарифов на услуги естественных монополий;

• Обеспечение промышленных предприятий квалифицированными кадрами, расширение связи между ВУЗами, СУЗами и промышленными предприятиями;

• Увеличение масштабов госфинансирования и расширение спектра НИОКР;

• Формирование условий для внедрения инноваций в производство, их коммерциализации, дальнейшее укрепление взаимоотношений научно-исследовательских организаций с промышленными предприятиями.

Рост кол-ва занятых в промышленности со 141,4 тыс. чел. в 2015 году до 168,6 тыс. чел. в 2018 г., что составляет 119,2 % (темп роста) и 19,2 % (темп прироста)

«Количество занятых в промышленности» вырастет к 2018 году в 1,6 раза

Рост индекса физ. объема промышленного пр-ва с 96,1 % в 2015 году до 112,7 % в 2018 г., что 117,3 % (темп роста) и 17,3 % (темп прироста)

«Индекс физ. объема промышленного производства» вырастет к 2018 году в 1,17 раза

Рисунок 2. Пути развития умного производственного сектора (источник: составлено авторами)

Выделенные авторами мероприятия по развитию умного производственного сектора:

1. Содействие промышленным предприятиям в участии в федеральных программах государственной поддержки технического перевооружения предприятий сельского хозяйства и тракторостроения, комплекса лесной промышленности, машиностроения для нефтегазового комплекса, станкостроительного производства, инструментальной промышленности, поддержки экспортеров и др. [12].

2. Развитие и поддержка производственной кооперации на внутриобластном и межрегиональном уровне. Координирование взаимодействия между промпредприятиями в процессе реализации масштабных инвестиционных проектов на территории региона.

3. Реализация программ инвестиционного маркетинга на российском и зарубежном уровнях. Осуществление мероприятий по привлечению инвестиционных ресурсов в промышленный сектор экономики с целью модернизации, технического перевооружения, обновления и нового строительства.

4. Усовершенствование механизма регулирования тарифов на услуги естественных монополий. Принуждение к раскрытию естественными монополиями структуры своих тарифов.

5. Усовершенствование законодательства на региональном уровне в сфере инвестиций с целевой установкой на модернизацию и обновление промышленного производства, а также оптимизацию размещения производственных сил на территории Волгоградского региона.

6. Продвижение продукции областных промышленных предприятий в регионы РФ, а также мероприятия по организации участия региональных промышленных предприятий в выставках, ярмарках, конгрессах и пр.

7. Обеспечение промышленных предприятий квалифицированными кадрами, с этой целью проведение широкой популяризации рабочих и инженерных профессий, расширение связей между ВУЗами, и предприятиями [9].

8. Реализация стратегических приоритетов промышленной политики РФ на базе промышленных предприятий Волгоградского региона в т. ч. путем участия в федеральных целевых программах и отраслевых стратегиях.

9. Увеличение масштабов государственного финансирования и расширение спектра научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в промышленности, в т. ч. с применением механизмов государственно-частного партнерства, механизмов поддержки результатов интеллектуальной деятельности, совершенствования инфраструктуры для инновационной деятельности.

10. Формирование, поддержка и стимулирование развития индустриальных технопарков и промышленных кластеров на территории Волгоградского региона. Оптимизация сочетания интересов малого предпринимательства, крупного и среднего бизнеса, расширение их взаимодействия.

Развитие умного транспортно-логистического комплекса. Целью формирования умного транспортно-логистического кластера является создание среды для развития малого и среднего предпринимательства в сфере транспорта и логистики (рисунок 3).

Цель - формирование умного транспортно-логистического кластера регионального, федерального и

международного значения.

Ключевые индикаторы

Ключевые индикаторы

1. Рост грузооборота (млн т-км), 2. Рост пассажирооборота (млн пасс.-км)

"JX"

Основные задачи по развитию умного транспортно-логистического комплекса:

• разработка и реализация проекта «Транспортно-логистический кластера»; интеграция малого и среднего предпринимательства в секторе транспорта и логистики; создание условий для участия инвестиционных проектов в сфере транспорта и логистики в госпрограммах РФ и Волгоградской области;

• подготовка квалифицированных кадров в сфере транспорта и логистики; стимулирование трудовой миграции; реализация механизмов муниципально-частного партнерства.

Рост грузооборота с 1473 млн т-км в 2015 году до 2333,1 млн т-км в 2018 г., что составляет 158,4 % (темп роста)

Индикатор «Рост грузооборота (млн т к 2018 году в 1,22 раза ■км)» вырастет

Результаты:

Рост пассажирооборота с 2502,4 млн пасс.-км в 2015 году до 2896,8 млн пасс.-км в 2018 г., что составляет 115,7 % (темп роста)

1<Г

Индикатор «Рост пассажирооборота (млн пасс.-км)» вырастет к 2018 году в 1,72 раза

Рисунок 3. Пути развития умного транспортно-логистического комплекса (источник: составлено авторами)

В качестве ключевых индикаторов авторами были выделены грузооборот (млн т-км), пассажирооборот (млн пасс. -км).

Выделенные авторами мероприятия по развитию умного транспортно-логистического комплекса:

1. Организация взаимодействия, крупного, малого и среднего предпринимательства в секторе транспорта и логистики [5];

Создание условий для участия инвестиционных проектов в сфере транспорта и логистики в государственных программах РФ и Волгоградской области;

Содействие в подготовке квалифицированных кадров в сфере транспорта и логистики, а также стимулирование «качественной» трудовой миграции;

Реализация механизмов муниципально-частного партнерства.

Формирование благоприятного инвестиционного и инновационного климата. Целью формирование благоприятного инвестиционного и инновационного климата является создание благоприятной среды, позволяющей привлечь инвестиции и инновации в умную экономику Волгоградского региона (рисунок 4). В качестве ключевых индикаторов авторами были выделены объем инвестиций на душу населения (тыс. руб.), доля инновационной продукции в общем объеме производства

2.

3.

4.

Цель - создание благоприятной среды для привлечения инвестиций и инноваций в умную

_экономику г. Волгограда и Волгоградской области._

Ключевые индикаторы ^ГП^ Ключевые индикаторы

1. Рост объема инвестиций на душу населения (тыс. руб.) 2. Увеличение доли инновационной продукции в общем объеме производства (%)

"XX"

"JX"

Задачи формирования благоприятного инвестиционного, инновационного климата:

• Составление списка приоритетных инвестиционно-привлекательных площадок для потенциальных инвесторов;

• Формирование условий для инвестирования в инновационные разработки (в т. ч. технологии энергоэффективности) с перспективой их внедрения в сферу городского хозяйства;

• Введение «стандарта инвестиционной деятельности» органов местного самоуправления, направленного на улучшение инфраструктуры и механизма поддержки муниципалитетами инвестиционно-инновационной деятельности территорий с особым режимом предпринимательской деятельности (технопарки, индустриальные парки и пр.);

• Повышение доступности и выход на более качественный уровень муниципальных услуг в инвестиционно -строительной сфере деятельности;

• Совместное создание с ВУЗами и НИИ системы комплексной поддержки активности в инновационной сфере и механизма коммерциализации новшеств.

Рост объема инвестиций на душу населения с 75942,6 руб./чел. в 2015 году до 105617,1 руб./чел. в 2018 г., что составляет 139,1 % (темп роста) и 39,1 % (темп прироста).

Индикатор «Объем инвестиций на душу населения (руб.)» вырастет к 2018 году в 1,04 раза

Рост удельного веса инновационных товаров в общем объёме промышленного производства с 0,6 % в 2015 году до 0,8 % в 2018 г., что составляет 133,1 % (темп роста) и 33,1 % (темп прироста).

Индикатор «Доля инновационной продукции в общем объеме промышленного производства (%)» вырастет к 2018 году в 8,89 раза

Рисунок 4. Пути формирования благоприятного инвестиционного и инновационного климата (источник: составлено (разработано) авторами)

Выделенные авторами мероприятия по формированию благоприятного инвестиционного и инновационного климата:

1. Составление на базе ежегодного аудита территорий и процедуры инвестиционного зонирования списка приоритетных инвестиционно-привлекательных площадок для потенциальных инвесторов.

2. Формирование условий для инвестирования в инновационные разработки (в том числе технологии энергоэффективности) с перспективой их внедрения в сферу городского хозяйства [8].

3. Введение «стандарта инвестиционной деятельности» для органов местного самоуправления муниципальных образований Волгоградского региона, в т. ч. направленного на улучшение инфраструктуры и механизма поддержки муниципалитетами инвестиционно-инновационной деятельности территорий, для которых установлен особый режим предпринимательской деятельности (технопарки, индустриальные парки и пр.) [7].

4. Повышение доступности и выход на более качественный уровень муниципальных услуг, предоставляемых в инвестиционно-строительной сфере деятельности.

5. Практическая реализация механизма муниципального частного партнерства (МЧП) на территории городских агломераций [11].

6. Совместное создание с высшими учебными заведениями и научно-исследовательскими институтами системы комплексной поддержки активности в инновационной сфере и механизма коммерциализации новшеств [6].

7. Стимулирование инвестиционно-строительной деятельности в муниципальных образованиях региона за счет привлечения средств вышестоящих бюджетов в рамках участия Волгоградской области в реализации различных государственных федеральных программ по финансовой поддержке.

8. Осуществление программ по позиционированию и продвижению Волгоградского региона на федеральных и международных инвестиционных рынках.

Полученные результаты

С учетом результатов реализации мероприятий был рассчитан прогноз ключевых индикаторов на 2018-2020 г. По прогнозу авторов индикаторный показатель «Численность занятых в промышленности (тыс. чел.)» вырастет в 2020 году почти в 1,6 раза с учетом реализации мероприятий по формированию «умной промышленности». Индикаторный показатель «Индекс физического объема промышленного производства, (%)» вырастет в 2020 году в 1,17 раза по сравнению с базисным годом.

С учетом результатов реализации мероприятий по формированию транспортно-логистического кластера регионального, федерального и международного значения ожидается рост грузооборота с 1473 млн т-км в базисном 2017 году до 2333,1 млн т-км в 2020 г., что составляет в натуральных показателях 860,2 млн т-км, в относительных - темп роста 158,4 % и темп прироста 58,4 %. Ожидается рост пассажирооборота с 2502,4 млн пасс.-км в базовом 2017 году до 2896,8 млн пасс.-км в 2020 г., что составляет в абсолютном выражении 394,4 млн пасс.-км, в относительном - темп роста 115,7 % и темп прироста 15,7 %.

С учетом планируемых результатов реализации мероприятий по формированию благоприятного инвестиционного и инновационного климата ожидается рост объема инвестиций на душу населения с 75942,6 рублей/чел. в базовом 2017 году до 105617,1 рублей/чел. в 2020 г., что составляет в натуральных единицах измерения - 29674,5 руб./чел., в относительных единицах измерения - темп роста 139,1 % и темп прироста 39,1 %. Ожидается рост удельного веса товаров с инновационной составляющей в общем объёме отгруженных товаров, работ и услуг по промышленному производству, с 0,6 % в базисном 2017 году до 0,8 % в 2020 г., что составляет в абсолютном выражении 0,2 %, в относительном - темп роста 133,1 % и темп прироста 33,1 %.

Вышеизложенное убедительно доказывает, что одним из условий развития конкурентоспособного производства на территории Волгоградского региона является переход к постиндустриальной экономике.

ЛИТЕРАТУРА

1. Иноземцев, В.Л. Современное постиндустриальное общество: природа, противоречия, перспективы. - М.: Логос, 2000. - 304 с.

2. Белл, Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования / Перевод с английского. Изд. 2-ое, испр. и доп. - М. : Academia, 2004. - 788 c.

3. Варшавская, Е.Я. Что сдерживает развитие в России экономики, основанной на знаниях (по данным международного рейтинга экономики знаний) // Креативная экономика. - 2012. - № 4. - С. 36-41.

4. Тамбовцев, В.Л. Экономическая теория институциональных изменений - М.: ТЕИС, 2005. - 542 с.

5. Belyaev, M.K., Sokolova, S.A., Batmanova, V.V. Informational provision of the assessment of the potential of the innovative development of a territory // В сборнике:

6.

7.

8.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9.

10.

11. 12.

13.

14.

Proceedings of the 2016 Conference on Information Technologies in Science, Management, Social Sphere and Medicine (ITSMSSM-2016) - 2016. - С. 537-541.

Корчагин, Ю.А. Циклы развития человеческого капитала как драйверы инновационных волн [Электронный ресурс]. - Воронеж: ЦИРЭ, 2010. - Режим доступа: http://www.lerc.ru/?part=articles&art=1&page=70 (дата обращения: 10.02.2017).

Баулина, О.А. Концептуальные основы кластерного развития региона [Электронный ресурс] / О.А. Баулина, В.В. Клюшин; М-во образования и науки Рос. Федерации, Волгогр. гос. архит.-строит. ун-т. - Волгоград: ВолгГАСУ, 2015.

- Официальный сайт Волгоградского государственного архитектурно-строительного университета. Режим доступа: http://www.vgasu.ru/publishing/on-line/ - Загл. с титул. экрана.

Клюшин, В.В. Мероприятия по формированию постиндустриальной экономики инновационного типа на примере г. Волгограда / В.В. Клюшин, О.А. Баулина, С.А. Соколова, Д.Е. Киселев // Фундаментальные исследования. - 2017. - № 2. -С. 141-146.

Максимчук, О.В. "Умное" проживание как один из аспектов формирования "умного" города / О.В. Максимчук, О.А. Баулина, В.В. Клюшин // Социология города. - 2017. - № 1. - С. 61-77.

Максимчук, О.В. Производственная инфраструктура как фактор конкурентоспособности города: монография / О.В. Максимчук, В.В. Клюшин, О.А. Баулина; М-во образования и науки Рос. Федерации, Вол-гогр. гос. техн. ун-т. - Волгоград: ВолгГТУ, 2018. - 222, [2] с.

Беляев, М.К., Соколова, С.А. Система факторов развития современных пригородных зон // Экономика и предпринимательство. - 2014. - № 12-2 (53-2). -С. 375-379.

Першина, Т.А., Гоголева, М.П. Особенности разработки стандарта комфортности проживания населения в моногородах российской федерации / Т.А. Першина, М.П. Гоголева // Успехи современной науки и образования. - 2016. - Т. 3. - № 11.

- С. 140-145.

Шаталов, М.А. Обоснование адаптивных инструментов обеспечения устойчивого развития региональных экономических систем / М.А. Шаталов // Вестник НГИЭИ. - 2017. - № 1 (68). - С. 75-83.

Волгоградская область в цифрах. 2017: краткий сб. / Терр. орган Фед. службы гос. статистики по Волгоград. обл. - Волгоград: Волгоградстат, 2018.

Baulina Oksana Aleksandrovna

Volgograd state technical university, Volgograd, Russia E-mail: [email protected]

Klyushin Vladislav Vladimirovich

Volgograd state technical university, Volgograd, Russia E-mail: [email protected]

Silyunina Alina Mikhajlovna

Volgograd state technical university, Volgograd, Russia

E-mail: [email protected]

Model of transformation of traditional way of regional economy in economy of knowledge

Abstract. The creation of conditions for the transition of the traditional economy of the Volgograd region in the field of knowledge economy with a post-industrial bias is currently an extremely urgent issue. Having a serious reserve in various branches of science and potential in various fields, the region's economy lags far behind in development with a comparative comparison with the developed regions of the Russian Federation and the southern Federal district in the areas of production and sale of products, works, services of an innovative type, this fact is a confirmation of the relevance and timeliness of the study, as well as determines the practical significance of the work. The most important condition for the formation of competitive production in the Volgograd region is the transition to a smart economy. The advantages of Volgograd and the region in the development of post-industrial smart economy may be the development of transport logistics, the concentration of existing and attraction of additional transported cargo flows, the potential of urban development in the form of agglomeration.

The article presents the results of the study, the main purpose of which is to develop measures for the formation of a smart economy of post-industrial type on the example of the Volgograd region. The forecast of the current state of the economy of the Volgograd region is carried out using statistical predictive models. To predict the dynamics of key indicators of the regional economy, standard forecasting methods were used, the final forecast equation was determined based on the choice of the minimum value of the variance of forecast indicators. Thus, to predict the index of physical volume of industrial production, the method of least squares is used, to predict the average annual number of workers - a parabolic model.

The study systematized and described the main factors determining the features of the smart post-industrial economy of the region. In particular, it is proved that the most important condition for the formation of competitive production in the Volgograd region is the transition to a smart economy. The advantages of the city of Volgograd and the region in the development of post-industrial smart economy may be the development of a complex of transport logistics, the concentration of existing and attraction of additional transported flows of goods, the potential of urban development in the form of agglomeration. The mechanism of realization of economic potential of the city (on the example of the city of Volgograd) on the basis of complex structural transformation and evolution of a traditional way of regional economy is developed.

Keywords: knowledge economy; investment; industry; transport; logistics; region; clusters; evolution; smart region; economic potential

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.