Научная статья на тему 'Модель становления гармоничного личностного пространства младшего школьника в образовательном процессе современной школы'

Модель становления гармоничного личностного пространства младшего школьника в образовательном процессе современной школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
401
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТНОЕ ПРОСТРАНСТВО / МОДЕЛЬ СТАНОВЛЕНИЯ ГАРМОНИЧНОГО ЛИЧНОСТНОГО / ПРОСТРАНСТВА МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ / PERSONAL SPACE / THE MODEL OF FORMATION OF HARMONIOUS / PERSONAL SPACE OF JUNIOR PUPIL IN THE EDUCATIONAL PROCESS OF MODERN SCHOOL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мальцева Ольга Александровна

Целью настоящей статьи выступает представление модели становления гармоничного личностного пространства младшего школьника в образовательном процессе современной школы. Личностное пространство, являясь субъектным образованием, характеризует специфику взаимодействия человека с окружающей действительностью, формирует на определенном возрастном этапе систему ценностно-смысловых установок личности. Период младшего школьного возраста благоприятен для становления гармоничного личностного пространства, что обуславливает необходимость создания определенных условий в образовательном процессе школы. Целостно представить концептуальные и процессуальные характеристики процесса становления гармоничного личностного пространства позволяет метод моделирования. Модель становления гармоничного пространства младшего школьника, по мнению автора, включает в себя ряд взаимосвязанных компонентов: закономерности, принципы, цель, задачи, направления, условия, критерии эффективности. Активное участие педагогов, родителей, соподчиненность структурных компонентов и последовательно-параллельный характер осуществления направлений модели позволяют прогнозировать положительные эффекты от ее реализации: формирование ценностно-смыслового отношения младшего школьника к окружающей действительности, эффективное личностнопрофессиональное становление педагога, повышение педагогической культуры родителей. Результаты исследования, представленные в статье, могут быть использованы в практике работы общеобразовательных школ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мальцева Ольга Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Модель становления гармоничного личностного пространства младшего школьника в образовательном процессе современной школы»

УДК 371 МОДЕЛЬ СТАНОВЛЕНИЯ ГАРМОНИЧНОГО ЛИЧНОСТНОГО ПРОСТРАНСТВА МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ

Мальцева О.А.

Целью настоящей статьи выступает представление модели становления гармоничного личностного пространства младшего школьника в

образовательном процессе современной школы.

Личностное пространство, являясь субъектным образованием,

характеризует специфику взаимодействия человека с окружающей

действительностью, формирует на определенном возрастном этапе систему ценностно-смысловых установок личности. Период младшего школьного возраста благоприятен для становления гармоничного личностного

пространства, что обуславливает необходимость создания определенных условий в образовательном процессе школы.

Целостно представить концептуальные и процессуальные характеристики процесса становления гармоничного личностного пространства позволяет метод моделирования. Модель становления гармоничного пространства

младшего школьника, по мнению автора, включает в себя ряд взаимосвязанных компонентов: закономерности, принципы, цель, задачи, направления, условия, критерии эффективности.

Активное участие педагогов, родителей, соподчиненность структурных компонентов и последовательно-параллельный характер осуществления направлений модели позволяют прогнозировать положительные эффекты от ее реализации: формирование ценностно-смыслового отношения младшего

школьника к окружающей действительности, эффективное личностно-

профессиональное становление педагога, повышение педагогической культуры родителей.

Результаты исследования, представленные в статье, могут быть использованы в практике работы общеобразовательных школ.

Ключевые слова: личностное пространство, модель становления

гармоничного личностного пространства младшего школьника в образовательном процессе современной школы

МОДЕЛЬ СТАНОВЛЕНИЯ ГАРМОНИЧНОГО ЛИЧНОСТНОГО ПРОСТРАНСТВА МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ

Maltseva O.A.

The purpose of this article is representation of the model of formation of harmonious personal space of younger pupil in the educational process of modern school.

Personal space is being the subject of education, describes the specificity of human interaction with the reality, system value-semantic of installations personal forms at a certain age stage. The period of primary school age is favorable for the formation of the harmonious personal space, which causes the creation of certain conditions in the educational process of the school.

Can present provide a conceptual and procedural characteristic of the process of formation of harmonious personal space method of model. The model of formation of a harmonious space of junior schoolboy, opinion of the author, includes a number of interrelated components: laws, principles, goal, objectives, directions, terms, conditions, criteria of effectiveness.

The active participation of teachers, parents, co-ordination of structural components and series-parallel nature of implementation of the directions of the

model allows to the positive effects of its implementation forecast such as: the formation of the value-semantic relation of the junior schoolchildren to the surrounding reality, effective personal and professional development of a teacher, improving the educational culture of parents.

The results of the research are presented in the article, can be used in the practice of School Providing General Education.

Keywords: personal space, the model of formation of harmonious personal space of junior pupil in the educational process of modern school.

В настоящее время в русле психолого-педагогических наук появляются и активно используются общенаучные понятия, берущие свое начало от философии, естественных наук, социологии, инженерии, медицины и т.д. Адаптируясь под гуманистический и гуманитарный смыслы, их содержание модифицируется, во многом изменяя свое первоначальное значение, приобретая иные интерпретационные грани. Одним из таких понятий выступает «пространство». Наряду с множеством объективных пространств (социальное пространство, физическое пространство, культурное пространство, информационное пространство и др.), в современное время активно изучаются субъективные пространства, характеризующие различные стороны бытия человека. Спектр субъективных пространств позволяет расширить представления о человеке как уникальной единице, своеобразие которой рождается на стыке объективной и субъективной реальности, как целостной «био-территорильно-психо-экзистенциальной» сущности[2]. Одной из вариаций субъективных пространств выступает категория «личностное пространство».

Феномен личностного пространства представляет собой сложное субъектное образование, которое выполняет роль регулятора границ собственного бытия, выступает показателем психологического благополучия человека. Личностное пространство - это часть жизненного пространства,

которое образуется благодаря влиянию факторов: объективных, субъективнообъективных, субъективных. По мнению Н.Н. Мозговой личностное пространство может быть представлено совокупностью компонентов: телесно-организменный, вещественно-территориальный, социально-ролевой, индивидуально-психологический, когнитивный, морально-нравственный [1]. Удовлетворенность компонентами личностного пространства обуславливают степень психологического благополучия человека, что позволяет судить об уровне его гармоничности или деформированности, а также о характере ценностно-смыслового отношения человека к самому себе, к своему образу жизни. В нашей работе под личностным пространством мы понимаем систему взаимодействий человека со средой и самим собой, фрагмент бытия человека на данном этапе возрастного развития и в данной среде.

Необходимость нахождения механизмов становления личностного пространства младших школьников определяется спектром проблем исследуемого феномена. Личностное пространство как субъектное образование, определяющее характер сосуществования человека и среды подчиняется возрастным особенностям развития человека, поэтому на каждом этапе онтогенетического развития его содержание различно, система отношений дифференцирована. Для личностного пространства младшего школьника характерно проявление базового доверия к внешнему окружающему миру, которое отражается в особенностях отношений к одноклассникам, учителям, родителям, сиблингам, «дворовым компаниям», старшим школьникам, СМИ, себе как физическому «Я», проявляются первые дифференциации человека как носителя материальных ценностей, примерка на себя статуса школьника и т.д. Период младшего школьного возраста наиболее благоприятен для создания условий для становления гармоничного личностного пространства, так как имеется возможность изменения характерологических черт (пока не проявляются акцентуации характера), формирования субъектной позиции ребенка, системы позитивных отношений. Однако наблюдается и плодородная

почва для формирования деформированного личностного пространства младшего школьника, которое проявляется в таких явлениях как девиантное поведение (ситуационное и закрепленное), кризисное протекании перехода от одного возрастного этапа к другому.

Указанные положения обусловили необходимость создания модели становления гармоничного личностного пространства младшего школьника в образовательном процессе современной школы.

Создание модели становления гармоничного личностного пространства младшего школьника в образовательном процессе современной школы обеспечивает возможность благоприятного развития личности ребенка, формирование стремления к саморазвитию, а также успешность личностнопрофессионального становления самого педагога, способного к активному созиданию и преобразованию как внешнего, так и внутреннего мира, с осознанием ответственности за свои действия в процессе реализации своих функций. Поэтому разрабатываемая модель рассматривается нами, как средство взимообогащающего становления личностного пространства младшего школьника и личностно-профессионального становления педагога.

Основные перспективы, обозначенные в нормативных документах (национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», стандарты начального общего образования нового поколения) выступают предпосылками, обосновывающими своевременность и практическую значимость

моделирования становления гармоничного личностного пространства младшего школьника в образовательном процессе современной школы.

Методологические основания концептуальной модели становления гармоничного личностного пространства младшего школьника составляют системный, средовой, субъектно-деятельностный, культурологический подходы.

К основным закономерностям реализации модели становления гармоничного личностного пространства младшего школьника, мы относим:

• прямопропорциональная зависимость становления гармоничного личностного пространства младшего школьника от степени готовности педагогов к созданию условий для данного процесса, уровня знаний педагогов о феномене;

• прямопропорциональная зависимость становления гармоничного личностного пространства младшего школьника от комплексного влияния факторов и возможностей их изменения и трансформации;

• прямопропорциональная зависимость становления гармоничного личностного пространства младшего школьника от качества организуемой учебно-воспитательной деятельности, охватывающей все компоненты личностного пространства.

Таким образом, мы стремились к выявлению таких закономерностей, которые отражают роль педагога, степень влияния факторов и деятельности в становлении гармоничного личностного пространства младшего школьника.

В основе выстраиваемой модели лежат следующие принципы: целостность, демократизация, дифференциация, прогностичность, надежность, диалогичность. Выделенные принципы, на наш взгляд, отражают методологические ориентиры исследования, позволяют рассмотреть личностное пространство как целостное, изменяемое, реальное психологическое образование, включающее в себя сложную структуру, и зависящее от влияния многочисленных факторов.

К числу факторов, оказывающих влияние на становление личностного пространства младшего школьника мы относим группы объективных, субъективно-объективных и субъективных факторов, характер и специфика которых влияют на качество личностного пространства. К объективных факторам мы относим возрастные особенности развития младшего школьника и половые различия. Группа субъективно-объективных факторов включает особенности функционирования социокультурного пространства младшего школьника, готовность учителя к становлению гармоничного личностного

пространства младшего школьника, содержательные и организационнодеятельностные аспекты образовательного учреждения. К субъективным факторам мы можем отнести индивидуально-психологические особенности младшего школьника. Ресурсы факторов могут нести как гармонизирующий, так и деформирующий потенциал.

Целью реализации модели выступает создание условий в образовательном процессе современной школы для становления гармоничного личностного пространства младшего школьника. Данная цель реализуется посредством последовательного и параллельного решения задач:

• создание условий для подготовки педагогического сообщества к решению проблемы становления гармоничного личностного пространства младшего школьника

• создание условий для преодоления рисконесущего потенциала факторов становления личностного пространства младшего школьника

• создание условий для ценностно-смыслового наполнения компонентов личностного пространства младшего школьника как базового фундамента для дальнейшего его становления

На основе выделенных задач можно выделить ряд ведущих направлений реализации модели становления гармоничного личностного пространства младшего школьника:

1. Работа с педагогическим сообществом. Данное направление обусловлено выдвигаемой нами закономерностью: прямопропорциональная зависимость становления гармоничного личностного пространства младшего школьника от степени готовности педагогов к созданию условий. Условиями реализации данного направления по-нашему мнению выступают: личностнопрофессиональное становление будущего учителя, способного и готового к созданию условий для становления гармоничного пространства младшего школьника; личностно-профессиональный рост педагогов образовательных учреждений, благодаря которому происходит сглаживание личностно-

профессиональных деформаций, обогащение поля опыта педагога, развитие представлений педагогов о личностном пространстве; создание единого образовательного пространства на основе сетевого взаимодействия различных образовательных учреждений, кадровый ресурс которого целенаправленно работает по проблеме становления гармоничного личностного пространства младшего школьника.

2. Трансформация деформирующего потенциала факторов становления

личностного пространства младшего школьника в гармонизирующий. Задачей данного направления выступает актуализация гармонизирующего потенциала факторов и минимизация деформирующего. Среди факторов, которые на наш взгляд в наибольшей степени влияют на личностное пространство младшего школьника, можно выделить следующие: семья школьника и условия

семейного воспитания, особенности досуговой деятельности младшего школьника, информационное поле, влияющее на младшего школьника. Условиями реализации направления выступают: усиление взаимодействия семьи и школы как единого социокультурного пространства жизнедеятельности ребенка, ценностно-смысловая наполненность досуговой сферы ребенка, фильтрация и преобразование информационных потоков, влияющих на становление личностного пространства младшего школьника.

3. Ценностно-смысловая наполняемость компонентов личностного пространства младшего школьника. Целью данного направления выступает обогащение содержания, организации образовательного процесса для ценностно-смыслового наполнения всех компонентов личностного пространства младшего школьника: телесно-организменного, вещественнотерриториального, социально-ролевого, индивидуально-психологического, когнитивного, морально-нравственного. Основными условиями для реализации данного направления выступают: конструирование содержания начального общего образования с акцентированием на ценностно-смысловые категории, создание культуроцентрированной концепции воспитания младшего

школьника, создание политехнологичной образовательной среды, способствующей расширению арсенала технологий образовательной деятельности.

Таким образом, представленные направления, на наш взгляд отражают полноту рассматриваемого феномена, позволяют решить поставленные цель и задачи с учетом методологических подходов, закономерностей и принципов, взятых за основу построения модели становления гармоничного личностного пространства младшего школьника в образовательном процессе современной школы.

Реализация данных направлений включает в себя основной механизм, отвечающей культурологической направленности нашей работы -многомерный диалог. Многомерность диалога в данном случае можно усматривать не только как диалог в системе «учитель-ученик», «ребенок-родитель», но и диалог ребенка с проявлениями социокультурного пространства: информацией, территорией, миром вещей и т.д.

Детализация направлений позволяет нам выделить субъектов предполагаемого опытно-экспериментального исследования: учащиеся,

педагоги, родители, которые выступают в различных ролях - младший школьник в роли «собственника» своего личностного пространства, педагоги и родители - в качестве главных первоисточников его гармоничного становления. Данное положение обусловлено возрастными особенностями младших школьников: с одной стороны он сам автор и строитель своего

личностного пространства, с другой стороны в этот возрастной период влияние взрослых для становления важнейших личностных качеств (а соответственно и личностного пространства) выступает решающим.

Реализация всех направлений несет последовательно-параллельный характер, позволяющий эффективно решать поставленные цель и задачи планируемой работы. Интегрирующим механизмом реализации направлений

выступает многомерный диалог, пронизывающий все деятельностные композиции модели.

При построении модели становления гармоничного личностного пространства большое значение имеет определение критериальной базы. По нашему мнению критерии эффективности данной модели распространяют свое действие, как на учащихся, так и на родителей и педагогов. Данное утверждение мы считаем уместным исходя из понимания сущности личностного пространства, которое образуется не только внутренними структурными компонентами, но и совокупностью факторов, влияющих на него. Опираясь на идеи о структурности личностного пространства, взаимосвязи личностного пространства и социокультурных условий, роли педагога в становление гармоничного личностного пространства младшего школьника, а также учитывая положения методологических подходов, мы определяем следующие критерии.

Мотивационно-ценностные критерии - определяют новообразования в мотивации деятельности педагогов и родительского сообщества, создают предпосылки для развития мотивации младшего школьника к становлению ценностно-смыслового отношения к окружающей действительности,

Когнитивно-деятельностные критерии - отражают вектор развития когнитивной сферы субъектов исследования, направления и характер содержания их деятельности для становления гармоничного личностного пространства младшего школьника, личностно-профессиональное становление педагогов.

Личностно-преобразующие критерии - предопределяет обновление ценностных установок всех субъектов исследования на понимание сущности и значения личностного пространства в жизни человека, рефлексию ценностносмысловых акцентов профессиональной деятельности педагогов, рефлексию особенностей семейного воспитания для родителей, и на основе этого преобразование окружающей социокультурной среды.

Таким образом, представляемая модель становления гармоничного личностного пространства младшего школьника в образовательном процессе современной школы служит, во-первых, тем содержанием, которое должно быть реализовано в процессе основной образовательной программы начального общего образования; во-вторых, выступает одним из основных условий личностно-профессионального становления педагога и повышения педагогической культуры родителей. Мы отмечаем, что в процессе реализации модели создаются условия для ценностно-смысловой ориентации младшего школьника на содержание своего личностного пространства, изменяется роль педагога и родителей в этом процессе, актуализируется способность воздействовать на окружающий мир, свое собственное личностное пространство.

Список литературы

1. Мозговая Н. Н. Развитие представлений о личностном пространстве студентов педагогического вуза : диссертация ... кандидата психологических наук : 19.00.07. Ставрополь, 2002. 194 с.

2. Нартова-Бочавер С.К. Человек суверенный: психологическое

исследование субъекта в его бытии. СПб.: Питер, 2008. 400 с.

References

1. Mozgovaya N. N. Razvitie predstavleniy o lichnostnom prostranstve

studentov pedagogicheskogo vuza [Development of concepts of personal space of students of pedagogical University]. Stavropol, 2002. 194 p.

2. Nartova-Bochaver S.K. Chelovek suverennyy: psikhologicheskoe

issledovanie sub”ekta v ego bytii [Man is the sovereign: the psychological study of the subject in his being]. SPb.: Piter, 2008. 400 p.

ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ

Мальцева Ольга Александровна, аспирант кафедры педагогики,

преподаватель педагогики государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования «Педагогический колледж г.Сретенска»

Забайкальский государственный гуманитарно-педагогический университет

имени Н.Г. Чернышевского

ул. Бабушкина, 129, г. Чита, 672007, Россия

e-mail: zvfkmwtdf@mail. ru

DATA ABOUT THE AUTHOR

Maltseva Olga Aleksandrovna, post-graduate student of the Department of pedagogy, teacher of pedagogics of the state educational institution of secondary professional education «Pedagogical College of Sretensk»

Zabaikalsky State humanitarian-pedagogical University is named after N.G. Chernyshevskogo

129, str. Babushkina, Chita, 672007, Russia e-mail: zvfkmwtdf@mail. ru

Рецензент:

Рогова Антонина Викторовна, д.п.н., профессор, Забайкальский

государственный гуманитарно-педагогический университет имени Н.Г. Чернышевского

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.