DOI: 10.12731/2218-7405-2013-1-10 УДК 371
СТАНОВЛЕНИЕ ГАРМОНИЧНОГО ЛИЧНОСТНОГО ПРОСТРАНСТВА УЧЕНИКА
В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
Мальцева О.А.
Целью настоящей статьи выступает представление теоретических и методических основ проблемы становления гармоничного личностного пространства ученика в образовательном процессе начальной школы.
Личностное пространство, являясь субъектным образованием, характеризует специфику взаимодействия человека с окружающей действительностью, формирует на определенном возрастном этапе систему ценностно-смысловых установок личности. Период младшего школьного возраста благоприятен для становления гармоничного личностного пространства, что обуславливает необходимость создания определенных условий в образовательном процессе школы.
В статье представлена логика и содержание опытно-экспериментальной работы по осуществлению условий становления гармоничного личностного пространства ученика в образовательном процессе начальной школы. Результаты деятельности показывают положительную динамику в личностных изменениях педагогов, учащихся и их родителей, что позволяет судить об эффективности проведенного исследования.
Материалы исследования, представленные в статье, могут быть использованы в практике работы общеобразовательных школ.
Ключевые слова: личностное пространство, личностное пространство субъектов образовательного процесса, условия становления гармоничного личностного пространства ученика в образовательном процессе начальной школы
THE FORMATION OF THE HARMONIOUS PERSONAL SPACE OF THE STUDENT IN THE EDUCATIONAL PROCESS OF THE PRIMARY SCHOOL: THEORETICAL AND METHODOLOGICAL BASICS
Maltseva O.A.
The purpose of this article is the presentation of theoretical and methodical fundamentals of problems of formation the student's of harmonious personal space in the educational process of the primary school.
Personal space is being the subject of education, characterizes the specificity of human interaction with the reality, and forms system value-semantic directions of a person at a certain age stage. The period of primary school age is favorable for the formation of the harmonious personal space, which causes the creation of certain conditions in the educational process of school.
The logic and content of the experimental work on the implementation of the conditions of formation of the harmonious personal space of the student in the educational process of the primary school are presented in the article. Results show positive dynamics in personal change of teachers, students and their parents, that allows to judge about the efficiency of the carried out research.
The materials of the research are presented in the article, can be used in the practice of School Providing General Education.
Keywords: personal space, the personal space of the subjects of the educational process, the conditions of formation of the harmonious personal space of the student in the educational process of the primary school.
Развитие современного общества происходит в русле противоречивых тенденций, которые отражают сложность социально-экономических и политических явлений страны, что обусловливает необходимость
становления идеала человека, способного к созиданию собственного образа, ответственного за выбор жизненного пути, готового к постоянному самоизменению и самопреодолению. Становление такого человека реализуется в первую очередь через изменение смысловых акцентов образования.
Современное образование обусловливает понимание личности ребенка как многогранной системы, которая включает в себя внутриличностные и внешние компоненты. В научной литературе такая системная интерпретация личности может быть выражена категорией «личностное пространство».
До настоящего времени понятие «личностное пространство» являлось одним из неразработанных и чаще всего использовалось в социологических учениях как категория, определяющая дистанцию между людьми. Между тем, изучение психологической литературы явно указывают на узость данной интерпретации. Анализ научной литературы позволяет утверждать о наличии определенных наработок, способных выступить теоретическими основаниями исследования проблемы становления гармоничного личностного пространства ученика в образовательном процессе современной начальной школы.
Отправными психологическими предпосылками, обосновывающими актуальность использования термина «личностное пространство», выступают работы, раскрывающие: сущность явления субъектности (Б.Г.Ананьев, А.В.Петровский, С.Л.Рубинштейн и др.), особенности вызревания индивидуальности человека (А.Г. Асмолов, Л.Я. Дорфман, И.В. Равич-Щербо и
др.), идеи психологии среды (У. Бронфенбреннер [13], М. Черноушек), учение об «Я-концепции» (Р.Бернс, И.А. Русяева, В.В. Столин, и др.), о структуре личности (У. Джемс, Э.Эриксон и др.).
Личностное пространство, вслед за Н.Н. Мозговой, мы определяем как субъектное психологическое образование, отражающее характер взаимодействия человека с самим собой и с окружающим миром [6]. В методологическом плане данная проблема нашла отражения в идеях системного, субъектно-деятельностного, культурологического, средового подходов. Личностное пространство как психологическое образование изменяется в течение онтогенетического развития человека и для каждого возрастного этапа характерно его особое содержание.
Анализ работ ученых Н.Н. Мозговой, С.К. Нартовой-Бочавер, позволяет выделить ряд компонентов личностного пространства, которые характеризуют внутриличностные и внешнезаданные составляющие. Среди компонентов личностного пространства мы выделяем следующие: телесно-организменный, вещественно-территориальный социально-ролевой, индивидуально-
психологический, когнитивный, морально-нравственный компоненты.
Мы полагаем, что личностное пространство может быть деформированным и гармоничным. Деформированное личностное пространство характеризуется нарушением границ индивидуального бытия, которое не позволяет человеку сохранять своеобразие личности, проявляется в различного рода девиациях поведения. Гармоничное личностное пространство позволяет, благодаря преимущественно внутренним ресурсам, достичь равновесия и точки оптимума синтеза полярных свойств и качеств, и на основе этого выстроить максимально позитивную картину бытия и реальности. Личностное пространство как психологическое явление - реально существующее субъектное образование, поэтому важность приобретает исследование не «личностного пространства» как психологической категории, а процесса становления гармоничного личностного пространства, как основы
формирования психологического благополучия личности. Процесс становления гармоничного личностного пространства человека мы определяем как духовно-практическую работу над собой, над характером взаимодействия с окружающим миром, способствующую обретению психологического благополучия, сохранению собственной суверенности и индивидуальности.
Рассмотрение возрастных особенностей младшего школьника на основе анализа компонентов личностного пространства позволяет нам определить, что личностное пространство младшего школьника - это субъектное образование, включающее в свою структуру внутриличностные и внешнезаданные компоненты, выполняющее роль регулятора границ взаимодействия школьника с окружающими, обеспечивающее становление психологического благополучия. Гармоничное личностное пространство обеспечивает эффективность формирования субъектной позиции ребенка, системы его позитивных отношений. Деформированное личностное пространство создает почву для формирования негативных мировоззренческих установок, чувства неполноценности, проявлений девиаций в поведении, общении, развития конформности.
Среди ведущих педагогических условий становления гармоничного личностного пространства ученика в образовательном процессе начальной школы мы выделяем следующие: развитие представлений учителей начальных классов о личностном пространстве и условиях его гармонизации, ценностно-смысловая наполняемость компонентов личностного пространства младшего школьника в образовательном процессе современной школы, усиление взаимодействия семьи и школы как единого социокультурного пространства жизнедеятельности ребенка.
Опираясь на идеи о структурности личностного пространства, взаимосвязи личностного пространства и социокультурных условий, роли педагога в становлении гармоничного личностного пространства младшего школьника, а также учитывая положения методологических подходов, мы
определяем следующие критерии: мотивационно-ценностный, когнитивно-деятельностный, личностно-преобразующий критерии.
Изучение теоретических вопросов проблемы становления гармоничного личностного пространства ученика в образовательном процессе начальной школы выступило основной проведения опытно-экспериментального исследования, на разных этапах которого было задействовано 20 учителей начальных классов и 240 учащихся школ г. Сретенска Забайкальского края, а также 300 родителей школьников.
Констатирующий этап опытно-экспериментальной работы предполагал разностороннее изучение различных аспектов, отражающих степень реализации педагогических условий становления гармоничного личностного пространства ученика в образовательном процессе начальной школы.
Первоначальной задачей констатирующего этапа опытно-экспериментальной работы выступило изучение уровня сформированности представлений учителей начальных классов о личностном пространстве и условиях его гармонизации. Всего в исследовании приняло участие 20 учителей начальных классов общеобразовательных школ г. Сретенска Забайкальского края. В результате диагностического исследования мы получили следующие данные (Таблица 1).
Таблица 1
Уровень сформированности представлений учителей начальных классов
о личностном пространстве и условиях его гармонизации
Уровень сформированности представлений учителей начальных классов о личностном пространстве и условиях его гармонизации %
Высокий 10
Средний 25
Низкий 65
Таким образом, изучение уровня сформированности представлений учителей начальных классов о личностном пространстве школьников и условиях его гармонизации показывает необходимость проведения обучающей работы среди педагогов.
Следующим шагом констатирующего этапа экспериментальной работы выступил анализ личностных особенностей младшего школьного возраста для определения состояния его личностного пространства всего в исследовании приняло 240 учащихся 1-3 классов школ г. Сретенска Забайкальского края. В качестве методов исследования выступили тестирование школьников, наблюдение за деятельностью школьников, беседы с учителями и родителями.
Результаты проведенных исследований представлены в таблице 2.
Таблица 2
Анализ становления личностного пространства младшего школьника
Критерии Уровни %
мотивационно-ценностный критерий Низкий 43 %
Средний 36 %
Высокий 21 %
когнитивно-деятельностный Низкий 38 %
Средний 39%
Высокий 23 %
личностно-преобразующий критерий Низкий 39 %
Средний 42 %
Высокий 19 %
Таким образом, изучение личностных особенностях ребенка позволяет нам утверждать, что уже в младшем школьном возрасте проявляются явные деформации личностного пространства: понимание значения здоровья в жизни человека присутствует, но есть тенденции к нарушению правил здорового образа жизни, неадекватная оценка своего внешнего облика, неудовлетворенность своими физическими данными; преувеличивание значения материальных ценностей в жизни человека, неудовлетворенность
местом проживания; подмена реального общения виртуальным, сложность в установлении контактов, агрессивность, сложность в усвоении нового статуса; отсутствие элементарных представлений о нравственных нормах поведения; отсутствие интереса к учению, низкие показатели обучаемости; заниженная самооценка, несформированность субъектной позиции, пессимистичность.
Следующим направлением при организации констатирующего этапа опытно-экспериментальной работы выступило изучение условий семейного воспитания младших школьников, выявлении степени эффективности взаимодействия семьи и школы, уровня педагогической культуры родителей. Всего в исследовании приняло участие 300 родителей учащихся начальной школы из 230 семей. Выявление уровня педагогической культуры показывает, что большинство родителей обладают достаточно низким уровнем педагогической культуры (Таблица 3).
Таблица 3
Уровень педагогической культуры родителей младших школьников
Уровень педагогической культуры родителей %
Высокий 29
Средний 44
Низкий 27
Приведенные в таблице данные указывают на актуальность проблемы повышения педагогической культуры родителей, которая выступает фактором выбора оптимального стиля семейного воспитания детей и определяет степень гармоничности или деформированности личностного пространства ребенка.
На основе результатов констатирующего этапа эксперимента были определены контрольная и экспериментальная группы. Основанием для выделения групп послужили данные диагностики, которые показывают примерно одинаковый уровень сформированности представлений учителей начальных классов о личностном пространстве и условиях его гармонизации,
степень гармоничности и деформированности личностного пространства младших школьников, уровень педагогической культуры родителей.
Таким образом, результаты проведенного нами констатирующего этапа опытно-экспериментальной работы по реализации педагогических условий становления гармоничного личностного пространства младших школьников в образовательном процессе современной школы показывают актуальность исследуемой проблемы, определяют направления и содержание преобразующего эксперимента.
Реализация первого условия - развитие представлений учителей начальных классов о личностном пространстве и условиях его гармонизации -предполагала проведение обучающей работы с педагогами посредством разработанного нами спецкурса «Личностное пространство субъектов образовательного процесса». В содержание спецкурса были включены вопросы, раскрывающие сущность личностного пространства, его структуру, функции, значение, особенности изменения в соответствии с этапами возрастного развития, условия становления гармоничного личностного пространства младших школьников в образовательном процессе современной школы. Наряду с теоретическими занятия спецкурса дополнялись разнообразными практическими заданиями: анализ личностного пространства самого педагога, анализ личностного пространства школьников, диагностика семьи школьника и условий семейного воспитания и др.
Реализация следующего условия - ценностно-смысловое наполнение компонентов личностного пространства младшего школьника в образовательном процессе современной начальной школы - по временным рамкам совпало с введением нового стандарта начального общего образования По нашему мнению, для реализации указанного условия необходимо реконструировать основные аспекты образовательного процесса с ценностно-смысловых позиций: содержание, особенности организации учебной и воспитательной деятельности. В связи с этим в период преобразующего этапа
опытно-экспериментальной работы были определены следующие пути реализации данного условия: конструирование содержания начального общего образования с акцентированием на ценностно-смысловые категории, создание культуроцентрированной концепции воспитания младшего школьника, создание политехнологичной образовательной среды, способствующей расширению арсенала технологий образовательной деятельности.
Преобразующая деятельность по реализации третьего условия становления гармоничного личностного пространства младшего школьника в образовательном процессе современной школы позволила включить в образовательный процесс родителей школьников. Традиционный подход в педагогической литературе классифицирует формы работы с родителями по количеству задействованных родителей: индивидуальные, групповые, коллективные. В массовой школе данные формы получили достаточно большую вариативность и при обоснованном подходе имеют положительные результаты. В процессе эксперимента мы учитывали, что при организации работы с родителями следует использовать сочетание различных форм взаимодействия с родителями, наибольшее внимание акцентировать на групповых формах работы, усилению информационного обеспечения родительского сообщества о жизнедеятельности школы, об инновациях в педагогической науке и практике.
Реализация условий носила последовательно-параллельный характер, который обусловил логику деятельности: первоначально преобразующая деятельность проводилась относительно учителей начальных классов, так как именно педагог является организатором всей последующей деятельности, затем была проведена работа по обновлению содержания и технологического обеспечения образовательной деятельности, завершающим этапом работы выступила работа по изменению смысловых акцентов родителей в выборе стратегии воспитания детей в семье, повышения их педагогической культуры.
На разных стадиях работы субъектами ее осуществления выступили и педагоги, и родители, и сами учащиеся.
Проведение контрольного этапа опытно-экспериментальной работы по определению уровня развитию представлений педагогов о личностном пространстве и условиях его гармоничного становления показал результаты, отражающие положительную динамику по сравнению с констатирующим этапом (Таблица 4).
Таблица 4
Сравнительные результаты констатирующего и контрольного этапов
эксперимента
Уровень Экспериментальная Контрольная группа
представлений группа
о личностном До После До После
пространстве эксперимента эксперимента эксперимента эксперимента
Высокий 10 % 60 10 % 20 %
Средний 40 % 40 50% 50 %
Низкий 50 % 40% 30 %
При проведении контрольной диагностики экспериментальной группы школьников и основываясь на результатах наблюдения в течение двух лет, пока осуществлялась преобразующая деятельность, можно отметить существенную положительную динамику в результатах, характеризующих процесс становления гармоничного личностного пространства младших школьников (Таблица 5.)
Таблица 5
Анализ становления гармоничного личностного пространства младшего
школьника
Критерии Уровни До эксперимента, % После эксперимента, %
мотивационно-ценностный критерий Низкий 43 % 45 %
Средний 36 % 38 %
Высокий 21 % 17%
когнитивно-деятельностный Низкий 38 % 44 %
Средний 39% 45 %
Высокий 23 % 11 %
личностно- преобразующий критерии Низкий 39 % 46 %
Средний 42 % 44 %
Высокий 19 % 10 %
Таким образом, реализация условия, определяющего ценностно-смысловую наполняемость компонентов личностного пространства младшего школьника позволяет говорить о позитивных изменениях личности ребенка, которые отражаются на статусе его личностного пространства.
Данные контрольной диагностики родителей экспериментальной группы с целью выявления уровня педагогической культуры показывает следующие данные (Таблица 6 ):
Таблица 6
Данные контрольной диагностики уровня педагогической культуры
родителей младших школьников
Уровень педагогической культуры родителей До эксперимента После эксперимента
Высокий 28 41
Средний 43 34
Низкий 29 25
Таким образом, проведенная преобразующая деятельность положительно повлияла на уровень педагогической культуры родителей, что позволяет судить о том, что выбранные нами способы организации взаимодействия с родителями эффективны при систематичном их использовании.
Обобщая вышесказанное, можно утверждать о значительном прикладном значении исследуемой проблемы, выражающимся в обогащении содержания, методов, технологий, средств работы педагогов, родителей, учащихся; в личностных преобразованиях субъектов исследования.
Таким образом, целостность проводимой работы, отраженная в этапах ее реализации, единстве соблюдения концептуальных положений, позволила достичь результатов, соответствующих критериям. Исследуемая проблема требует дальнейшего пристального внимания, так как прикладная значимость вопроса является неоспоримой, и создает предпосылки для ее осмысления и апробации на основной и старшей ступени школьного обучения.
Список литературы
1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. СПб: Питер, 2001. 288 с.
2. Асмолов А.Г. Психология личности: принципы психологического анализа. М.: Смысл. 2002. 416 с.
3. Берне Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М.: "Прогресс", 1986.
169 с.
4. Джемс У. Личность // Психология самосознания: Хрестоматия. Самара: БАХРАМ-М, 2003.С. 7- 45.
5. Дорфман Л.Я. Воплощения и превращения как формы взаимодействия индивидуальности с миром// Гуманитарная наука в России: Соросовские лауреаты Т. 1 Психология. Философия/ Под ред В.А. Ахутина, В.С. Собкина. М., 1996. С. 197 - 199
6. Мозговая Н. Н. Развитие представлений о личностном пространстве студентов педагогического вуза : диссертация ... кандидата психологических наук : 19.00.07Ставрополь, 2002. 194 с.
7. Нартова-Бочавер С.К. Человек суверенный: психологическое исследование субъекта в его бытии. СПб.: Питер, 2008. 400 с.
8. Петровский В.А. Личность в психологии: парадигма субъектности. Ростов н/Д.: Изд-во «Феникс», 1996. 512с.
9. Равич-Щербо И. В. и др. Психогенетика. . М.; Аспект Пресс, 2000.
447 с.
10. Рубинштейн С.Л. Человек и мир. М.: Наука, 1997. 197с.
11. Русяева И.А. Философские аспекты я-концепции: корни психологических защит // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). Красноярск: Научно-инновационный центр, 2012. № 11 (19). URL: http://sisp.nkras.ru/e-ru/issues/2012/11/rusyaeva.pdf (дата обращения 18.01.2013)
12. Столин В.В. Единицы и уровни самосознания // Психология самосознания: Хрестоматия. Самара: БАХРАМ-М, 2003. С.123-156
13. Тесленко А.Н., Кобланова С.А. Социально-психологический подход к проблеме социализации личности в теории У. Бронфенбреннера // Вестник Казахского гуманитарно-юридического университета. Серия «Философия. Социология. Политология», 2011. № 3 (13). С. 54-63
14. Черноушек М. Психология жизненной среды. М.: Мысль, 1989. 174с.
15. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М.: Наука, 1996 . 256 с.
References
1. Ananev B. G. Chelovek kak predmet poznaniya [Man as the object of knowledge]. SPb: Piter, 2001. 288 p.
2. Asmolov A.G. Psikhologiya lichnosti: printsipy psikhologicheskogo analiza [Psychology of personality: the principles of the psychological analysis]. M.: Smysl. 2002. 416 p.
3. Berns R. Razvitie Ya-kontseptsii i vospitanie [The development of self-concept and education] M.: "Progress", 1986. 169 p.
4. Dzhems U. Lichnost' [Personality]. Psikhologiya samosoznaniya [The psychology of self-consciousness]. Samara: BAKhRAM-M, 2003. pp. 7- 45.
5. Dorfman L.Ya. Voploshcheniya i prevrashcheniya kak formy vzaimodeystviya individual'nosti s mirom [The incarnation and the transformation as a form of interaction of individuality with the world]. Psikhologiya. Filosofiya [Psychology. Philosophy]. Vol. 1. M., 1996. pp. 197 - 199.
6. Mozgovaya N. N. Razvitie predstavleniy o lichnostnom prostranstve studentov pedagogicheskogo vuza [Development of concepts of personal space of students of pedagogical University]: dissertatsiya ... kandidata psikhologicheskikh nauk : 19.00.07 Stavropol', 2002. 194 p.
7. Nartova-Bochaver S.K. Chelovek suverennyy: psikhologicheskoe issledovanie sub"ekta v ego bytii [Man is the sovereign: the psychological study of the subject in his being]. SPb.: Piter, 2008. 400 p.
8. Petrovskiy V.A. Lichnost v psikhologii: paradigma subektnosti [Personality in psychology: the paradigm of subjectivity]. Rostov n/D.: Izd-vo «Feniks», 1996. 512p.
9. Ravich-Shcherbo I. V. et al. Psikhogenetika [Final exam]. M.; Aspekt Press, 2000. 447 p.
10. Rubinshteyn S.L. Chelovek i mir [Man and the world.]. M.: Nauka, 1997.
197p.
11. Rusyaeva I.A. Filosofskie aspekty ya-kontseptsii: korni psikhologicheskikh zashchit [Philosophical aspects of the self-concept: the roots of psychological defense]. Sovremennye issledovaniya sotsialnykh problem, no. 11 (2012). http://sisp.nkras.ru/e-ru/issues/2012/11/rusyaeva.pdf (accessed February 18, 2013)
12. Stolin V.V. Edinitsy i urovni samosoznaniya [Units and levels of self-consciousness] Psikhologiya samosoznaniya [The psychology of self-consciousness]. Samara: BAKhRAM-M, 2003. pp. 123-156.
13. Teslenko A.N., Koblanova S.A. Sotsial'no-psikhologicheskiy podkhod k probleme sotsializatsii lichnosti v teorii U. Bronfenbrennera [Socio-psychological approach to the problem of the socialization of the personality in The theory of U. Bronfenbrenner]. Vestnik Kazakhskogo gumanitarno-yuridicheskogo universiteta. Seriya «Filosofiya. Sotsiologiya. Politologiya [Bulletin of the Kazakh humanitarian-law University. Series «Philosophy. Sociology. Political science»], no. 3 (2011): 5463
14. Chernoushek M. Psikhologiya zhiznennoy sredy [The psychology of the living environment]. M.: Mysl', 1989. 174p.
15. Erikson E. Identichnost': yunost' i krizis [Identity: youth and crisis]. M.: Nauka, 1996 . 256 p.
16.
ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ
Мальцева Ольга Александровна, аспирант кафедры педагогики, преподаватель педагогики государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования «Педагогический колледж г.Сретенска»
Забайкальский государственный университет ул. Бабушкина, 129, г. Чита, 672007, Россия e-mail: zvfkmwtdf@mail. ru
DATA ABOUT THE AUTHOR
Maltseva Olga Aleksandrovna, post-graduate student of the Department of pedagogy, teacher of pedagogics of the state educational institution of secondary professional education «Pedagogical College of Sretensk»
Zabaikalsky State University
129, str. Babushkina, Chita, 672007, Russia
e-mail: zvfkmwtdf@mail. ru
Рецензент:
Былков Александр Васильевич, к.п.н., директор государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования «Педагогический колледж г. Сретенска» Забайкальского края, преподаватель педагогики