Научная статья на тему 'Модель спуска твёрдого тела на упругой подвеске'

Модель спуска твёрдого тела на упругой подвеске Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
44
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
спуск твёрдого тела / упругая подвеска / уравнения движения / односторонняя связь / разрыв связи / the descent of solid bod / the elastic suspen / the equations of motion / one-way communication / the communication gap

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Земсков Александр Александрович, Кашкиров Сергей Анатольевич, Манжосов Владимир Кузьмич

Построена модель спуска твёрдого тела на упругой подвеске. Упругая связь твёрдого тела с механизмом спуска существует только при растяжении. Скорость привода изменяется по экспоненциальному закону. Рассмотрен предельный случай, когда переносная скорость в начале движения не равна нулю. Получены решения уравнений движения. Определены условия, при которых не происходит разрыва упругой связи твёрдого тела с механизмом спуска.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по механике и машиностроению , автор научной работы — Земсков Александр Александрович, Кашкиров Сергей Анатольевич, Манжосов Владимир Кузьмич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Model of the descent of a rigid body on an elastic suspension

The model of descent of a rigid body on an elastic suspension is constructed. The elastic connection of a rigid body with the descent mechanism exists only in tension. The drive speed changes according to the exponential law. The limiting case when the portable velocity at the beginning of motion is not equal to zero is considered. Solutions of the equations of motion are obtained. The conditions under which there is no rupture of the elastic bond of a solid body with the descent mechanism are determined.

Текст научной работы на тему «Модель спуска твёрдого тела на упругой подвеске»

ЕСТЕСТВЕННЫЕ НАУКИ

УДК 531.39; 531.66

А. А. ЗЕМСКОВ, С. А. КАШКИРОВ, В. К. МАНЖОСОВ МОДЕЛЬ СПУСКА ТВЁРДОГО ТЕЛА НА УПРУГОЙ ПОДВЕСКЕ

Построена модель спуска твёрдого тела на упругой подвеске. Упругая связь твёрдого тела с механизмом спуска существует только при растяжении. Скорость привода изменяется по экспоненциальному закону. Рассмотрен предельный случай, когда переносная скорость в начале движения не равна нулю. Получены решения уравнений движения. Определены условия, при которых не происходит разрыва упругой связи твёрдого тела с механизмом спуска.

Ключевые слова: спуск твёрдого тела, упругая подвеска, уравнения движения, односторонняя связь, разрыв связи

Механизмы автоматизированного захвата твёрдых тел занимают важное место в технологических процессах транспортировки объектов [1]. В работах[2, 3] рассмотрены механические системы переменной структуры, предназначенные для дистанционного автоматизированного захвата твёрдого тела и последующего его подъёма. В работе [4] анализируется процесс столкновения механизма захвата с объектом транспортировки, где одним из основных параметров динамического процесса является скорость столкновения. Однако для её определения необходимо располагать данными о динамике процесса спуска механизма захвата к объекту транспортировки.

Для спуска механизма автоматизированного захвата используется механизм лебёдки с неудержи-вающей связью в виде стального каната между ведомым звеном механизма спуска и механизмом автоматизированного захвата массой т. Схема механической системы, обеспечивающий спуск груза массой т, представлена на рисунке 1.

.X

/

1^0— —

/

б)

Рис. 1. Схема механической системы: а - положение механической системы при t = 0; б - положение механической системы при спуске груза

© Земсков А. А., Кашкиров С. А., Манжосов В. К., 2019

На рисунке 1, а представлено положение механической системы при t = 0 (где t - время). Начальная координата груза при t = 0 равна x|í=0 = х0 , скорость груза при t = 0 равна x| t=0 = 0 . В этот момент начинается спуск груза, который обеспечивается перемещением xe поперечного сечения троса со скоростью xe(t) (рис. 1, б). Переносная скорость xe(t) с помощью системы управления приводом изменяется от нуля до Xe по экспоненциальному закону: xe (t) = xe (1 — e~at) .

Здесь а - параметр, определяющий интенсивность изменения переносной скорости хе (t). Если а ^ 0 , то интенсивность изменения переносной скорости уменьшается. Если а ^сю, то изменение переносной скорости от нуля до xe происходит практически мгновенно. Это существенно динамический процесс, требующий специального анализа.

Итак, полагаем, что переносная скорость при t = 0 равна xe и остаётся постоянной. Соответственно, координата xe определяется как xe = xet.

Движение груза массой m опишем дифференциальным уравнением вида

mx = mg - c(x-Xe), x|í=0 = x0 , x| í=0 = 0, если (x - Xe) > 0, Xe = Xet, (1) X = g , если (x - xe) < 0, где X - ускорение груза; mg - сила тяжести груза; g - ускорение свободного падения; c(x - xe) - упругая сила троса; с - жёсткость троса; xe - перемещение поперечного сечения троса; x - перемещение груза.

Уравнение (1) представим как

mx = mg - ex + cXet, X = g - к2 x + к2 Xet, где к2 = c / m - отношение жёсткости троса к массе груза. При t = 0 упругая сила троса равна силе тяжести груза mg : cx0 = mg , Преобразуем уравнение (2):

x + к2 (x - g / к2 ) = к2xet, x|t=0 = х0 , xx | í=0 = 0

Введём новую переменную xr:

xr = x - g / к2, x = xr + g / к2, Учитывая равенства (4) в уравнении (3), получим xr + к2 xr = к2 xet

Решением (5) является

x = C cos ^ + C sin ^ + x t

r 1 2 e

x0 = mg / c = g / к2

xx = x„

xr L=0 = x0 - g / к = 0,

x = X,

xr\t=0 = 0.

X = -кС, sin к + кС cos fe + X ,

r 1 2 e '

где С1 и C2 - постоянные интегрирования, определяемые из начальных условий x\t=0 = 0.

(2)

(3)

(4)

(5)

(6)

Xr t=0 = 0:

Cj = 0:

С2 = - Xe / к .

Учитываем значения С1и С2 в решениях (6):

xr =—(к - sin к), хг = Xe (1 - cos fe). к

Для перехода к значениям x и X, воспользуемся равенствами (4) в уравнениях (8):

х = -

Упругая сила троса

^УЛ =

g

X к

1 + (Ы - sin Ы)

, X к ,, . , N 1 + (kt - sin ht)

X = хе (1 - cos fe).

- cXet, если (x - xe) > 0, если (x - xe) < 0.

(7)

(8)

(9)

Так как eg / к2 = mg, то

Ру» =

тё

0.

1 -

х к .

8Ш к

. если (х - хе) > 0.

(10)

если (х - хе) < 0.

Отношение упругой силы Р к силе тяжести груза тё определится как

Р

р __

уп

тё

( х к Л

1--— 8Ш Ы

\ ё

0.

если (х - хе) > 0.

если (х - хе) < 0.

Аргумент тригонометрических функций к можно связать с периодом Т колебаний груза:

^ 2ж , 2жИ „ t „ ~

Т =—, Ш =-= 2^— = 2М .

к 2л Т

где t = t / Т - отношение текущего времени t к периоду?7 колебаний груза.

Учитывая (12), формулу (11) можно представить в виде

^ хк . „ 1 —— 81п2я*

(11)

(12)

Р

Р = уа

уп

тё

0.

если (х - хе) > 0. если (х - хе) < 0.

(13)

Определим параметры механической системы. когда трос будет работать только на растяжение. Это обеспечивается. если

1 -—81п2я* > 0. ^8ш2л! < 1.

ё ё

Максимальное значение $,1п2ж1 = 1 будет при t = л / 4. т. е. на четверти периода колебаний. Следовательно. трос работает только на растяжение. если переносная скорость хе удовлетворяет неравенству:

х- к ё

(14)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

^ < 1. х < ё. ё к

На рисунке 2 представлены диаграммы изменения относительной упругой силы Р за период колебаний. когда соотношение параметров хек / ё ^ 1.

2

я 1,75

Я

и

&

£1.25

1

0.75 0.5 0,25

/ ^—^

//

X 1у

\ \\ 2уу

\ Аъ

0,1 0,2 0,3 0,4 0,5 0,6 0,7 0,8 0,9 1,0 Относительное время

Рис. 2. Диаграммы изменения упругой силы троса за период колебаний: 1 - при хек / ё = 0.5; 2 - при хек / ё = 0.8; 3 - при хек / ё = 1.0

Увеличение переносной скорости хе при соблюдении неравенства (14) приводит к увеличению амплитуды колебаний, которая равна хек / g . В предельном случае при хк / g = 1,0 максимальное значение упругой силы троса в два раза превышает силу тяжести груза.

Если переносная скорость хе > g / k , то уже на первой четверти периода колебаний возникает разрыв связи, и расчёт движения груза осуществляется без учёта упругой силы троса. Время разрыва связи Гс определим из равенства:

X к Р 1 ст

1 ——$т2л1; = 0, $т2л1: =, I =—агс8т^_. (15)

С 7 С • 7 7 С 1

р хек 2п хек

При ? = координата груза, его скорость и перемещение поперечного сечения троса хе равны

x к

1 + (2ntc - sin2^?c)

И^ к2

С момента времени t > tc движение груза описывается уравнением

I X g

= xe(1 -cos2^ic), xe t=tc = Xetc = -earcsin —. (16)

к x к

+ xe (t - tc). (17)

х = + р ((- О /2, х = хх 11=с + р ^ - О, хе = хе Неудерживающая связь сохранится до момента времени 1к, пока разница координат х - хе < 0 . Время 1к перехода к новому состоянию определим из уравнения

(g/ 2)(tk - tc)2 - xe (tk - te) + (x

) = 0.

Так как разница координат x

= 0, то

(tk - tc) - 2xe / g = 0, (tk - tc) = 2x^e / g .

Координата и скорость груза в момент восстановления связи (t = tk ) будут равны

t=tt = x\t=tc + g (tk - tc)2/2, xx| t=tt = t=tc + g (tk - tc) = xe (1 - c0s2^fc ) + 2xe .

Восстановление связи (при t = tk ) происходит с ударом, так как x| t> xe.

Движение груза описывается дифференциальным уравнением (3) при новых начальных условиях:

x + k2 (x - g / k2 ) = k2xe (t - tk), x| t=k = x| t _ic + g (tk - tc)2/2, x\t__4 = x\+ g (tk - tc). (18)

Вновь возникает движение груза с упругой связью и последующим её разрывом. Такой «рваный» характер движения явно нежелателен для спуска груза и его требуется исключить. Здесь остаётся целесообразным подбор параметров механической системы, обеспечивающей либо выполнение условия xek / g < 1, либо управление переносным движением.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Андреев А. Ф. Грузозахватные устройства с автоматическим и дистанционным управлением. - Москва : Стройиздат, 1979. - 173 с.

2. Земсков А. А. Структура и принцип работы автоматического захвата для дистанционного перемещения грузов в ампулах // Вузовская наука в современных условиях: Сб. материалов 49-й НТК УлГТУ (26 января-31 января 2015 г.). Часть 1. - Ульяновск : УлГТУ, 2015. - С. 152-155.

3. Кашкиров С. А. Изменение структуры механизма для обеспечения автоматизированного захвата груза в рабочем цикле // Сб. материалов 48-й НТК УлГТУ «Вузовская наука в современных условиях» (27 января - 01 февраля 2014 г.). Часть 1. - Ульяновск : УлГТУ, 2014. - С. 119-122.

4. Земсков А. А., Кашкиров С. А., Манжосов В. К. Модель столкновения механизма захвата с преградой // Вестник УлГТУ. - 2017. - №4. - С. 28-32.

REFERENCES

1. Andreev A. F. Gruzozahvatnye ustrojstva s avtomaticheskim i distancionnym upravleniem [Load-handling devices with automatic and remote control]. Moscow, Stroyizdat, 1979, 173 p.

2. Zemskov A. A. Struktura i princip raboty avtomaticheskogo zahvata dlya distancionnogo peremeshcheniya gruzov v ampulah [Structure and principle of operation of automatic capture for remote movement of cargoes in ampoules] // Vuzovskaya nauka v sovremennyh usloviyah. Sb. materialov 49-j NTK

UlGTU (26 yanvarya - 31 yanvarya 2015 g.). CHast' 1 [high School science in modern conditions: Collection of materials of the 49th STC UlSTU (January 26-January 31, 2015). Part 1]. Ulyanovsk, UlSTU, 2015, pp.152-155.

3. Kashkirov S. A. Izmenenie struktury mekhanizma dlya obespecheniya avtomatizirovannogo zahvata gruza v rabochem cikle [Changes in the structure of the mechanism for maintenance of the automated pay-load per operating cycle] // Sbornik materialov 48-j NTK UlGTU «Vuzovskaya nauka v sovremennyh usloviyah» (27yanvarya - 01 fevralya 2014 g). CHast' 1 [Proc. materials of the 48th STC UlSTU "science in modern conditions" (27 January - 01 February 2014). Part 1]. Ulyanovsk, UlSTU, 2014, pp. 119-122.

4. Zemskov A. A., Kashkirov S. A., Manzhosov V. K. Model' stolknoveniya mekhanizma zahvata s pregradoj [Collision of the gripper with a barrier] // Vestnik UlGTU [Bulletin of UlSTU], 2017, no 4, pp. 28-32.

Земское Александр Александрович, аспирант Ульяновского государственного технического университета, инженер ООО НПФ «Сосны». Имеет статьи в области анализа механизмов переменной структуры. E-mail:[email protected].

Кашкиров Сергей Анатольевич, заместитель начальника конструкторского отдела ООО НПФ «Сосны». Имеет статьи в области анализа механизмов переменной структуры. E-mail: [email protected].

Манжосов Владимир Кузьмич, доктор технических наук, профессор, профессор кафедры «Промышленное и гражданское строительство »Ульяновского государственного технического университета. Имеет статьи, монографии, изобретения в области динамики машин, анализа и синтеза механизмов переменной структуры, моделирования процессовydapa.E-mail:[email protected].

Поступила 01.07.2019 г.

УДК 531.1; 531.8

В. К. МАНЖОСОВ, А. А. САМСОНОВ

ДИНАМИКА ПРОЦЕССА КРУЧЕНИЯ НЕПОДВИЖНОГО СТЕРЖНЯ С УЧЁТОМ И БЕЗ УЧЁТА РАСПРЕДЕЛЁННОЙ МАССЫ

Рассмотрена модель движения механической системы в виде диска и однородного стержня, закреплённого в жёсткое основание. До начала движения реакция внешней связи закручивает диск и стержень. При разрыве внешней связи начинается движение поперечных сечений стержня. Рассмотрена волновая модель движения. Для решения волнового уравнения используется метод бегущих волн. Угловая скорость, угловое ускорение и относительный угол закручивания поперечных сечений стержня определяются с использованием функций прямых и обратных волн. Рассмотрена модель движения механической системы без учёта распределённой массы стержня. Преобразования решений уравнений движения позволяют представить их в форме, удобной для сравнения.

Ключевые слова: динамика, кручение стержня, волновое уравнение, метод бегущих волн, волна деформации, скорость поперечных сечений стержня, деформация в поперечных сечениях стержня.

При анализе крутильных колебаний в механической системе, содержащей стержень, встаёт вопрос о модели описания процесса движения. Желание более качественно описать этот процесс приводит к

© Манжосов В. К., Самсонов А. А., 2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.