Научная статья на тему 'Модель столкновения механизма захвата с преградой'

Модель столкновения механизма захвата с преградой Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
75
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕЛЬ СТОЛКНОВЕНИЯ / МЕХАНИЗМ ЗАХВАТА / ОДНОСТОРОННИЕ СВЯЗИ / УДАР / КОЭФФИЦИЕНТ ВОССТАНОВЛЕНИЯ / МНОГОКРАТНЫЕ УДАРЫ / COLLISION MODEL / CAPTURE MECHANISM / UNILATERAL COMMUNICATIONS / IMPACT / RESTORATION COEFFICIENT / THE REPEATED IMPACTS

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Земсков Александр Александрович, Кашкиров Сергей Анатольевич, Манжосов Владимир Кузьмич

Построена модель столкновения корпуса механизма захвата с объектом транспортировки, представленного в виде жёсткой преграды. Механическая система имеет несколько степеней свободы и односторонние связи. Удар считается мгновенным. Скорость после удара рассчитывается с использованием коэффициента восстановления. После удара и при восстановлении скорости возникает процесс многократных ударов. Для произвольного удара определены скорость удара, величина отскока корпуса от преграды, время между двумя последовательными ударами. Определено время переходного процесса, связанного с многократными ударами

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по механике и машиностроению , автор научной работы — Земсков Александр Александрович, Кашкиров Сергей Анатольевич, Манжосов Владимир Кузьмич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The model of the collision of the case of the mechanism of the capture and object of transportation presented in the form of a rigid barrier is constructed. The mechanical system has several degrees of freedom and unilateral communications. The impact is considered instant. Speed after impact is counted with use of coefficient of restoration. After impact and at restoration of speed there is a process of repeated impacts. For any impact the impact speed are determined, case rebound size from a barrier, time between two consecutive impacts are determined. Time of the transition process connected with repeated impacts is defined.

Текст научной работы на тему «Модель столкновения механизма захвата с преградой»

УДК 531.39; 531.66

А. А. ЗЕМСКОВ, С. А. КАШКИРОВ, В. К. МАНЖОСОВ

МОДЕЛЬ СТОЛКНОВЕНИЯ МЕХАНИЗМА ЗАХВАТА С ПРЕГРАДОЙ

Построена модель столкновения корпуса механизма захвата с объектом транспортировки, представленного в виде жёсткой преграды. Механическая система имеет несколько степеней свободы и односторонние связи. Удар считается мгновенным. Скорость после удара рассчитывается с использованием коэффициента восстановления. После удара и при восстановлении скорости возникает процесс многократных ударов. Для произвольного удара определены скорость удара, величина отскока корпуса от преграды, время между двумя последовательными ударами. Определено время переходного процесса, связанного с многократными ударами.

Ключевые слова: модель столкновения, механизм захвата, односторонние связи, удар, коэффициент восстановления, многократные удары.

Существуют технологии, когда необходимо осуществить дистанционный автоматизированный захват объекта, его перемещение в заданную точку технологического пространства, автоматизированную разгрузку и возвращение в первоначальное положение для повторения данной операции [1, 4]. Для перемещения и подъёма механизма автоматизированного захвата (без груза или с грузом) используется механизм подъёма [2, 3] с неудерживающей связью в виде стального каната между ведомым звеном механизма подъёма и механической системой, обеспечивающей захват объекта. Схема механической системы представлена на рисунке 1.

-*1

л

»г-.1

а)

Рис. 1. Схема механической системы: а - перемещение механизма к объекту транспортировки; б - положение механической системы в момент столкновения

Движение механической системы при перемещении механизма захвата к объекту транспортировки опишем с использованием уравнений Лагранжа 2-го рода:

'_^__+__ и < (дТ \ дТ дП

--+ — _ Q2,

дх дх

(1)

др) дф дф <1 ^ дх

где Т _ (тХ2 + Jlф2) / 2 - кинетическая энергия механической системы; т - суммарная масса всех звеньев, движущихся прямолинейно вдоль оси х (т _ т2 + т3, т2 - масса механизма управления 2, т3 - масса корпуса 3); Х - скорость прямолинейно движущегося тела массой т ; Q1 _ М1 — афр -

© Земсков А. А., Кашкиров С. А., Манжосов В. К., 2017

обобщённая сила, приведённая к ведомому звену механизма 1 (барабану); М1 - приведённый момент движущих сил; р - скорость вращения ведомого звена механизма 1; р - угол поворота ведомого звена; арр - приведённый момент сил трения; Q2 = О - а3х - обобщённая сила, приложенная к корпусу 3 механизма захвата; О - сила тяжести тела массой т ; а3 х - приложенная к корпусу 3 сила трения; П - потенциальная энергия механической системы (учитываются упругие свойства троса):

П = 2с(х - рг)2, если х >рг ; П = 0, если х <рг ; где г - радиус барабана.

С учётом изложенного уравнения формулы (1) до момента контакта корпуса 3 с объектом транспортировки преобразуются к виду:

Зрр = М1 -арр + с(х-рг), если х> рг ; Зрр=М1 -ар, если х<рг ; (2)

тх = О - с(х - рг) - а2х, если х > рг ; тх = О - а3х , если х <рг . (3)

В момент столкновения корпуса 3 с объектом транспортировки (рис. 1, б) нарушается связь между корпусом 3 и корпусом 2 механизма управления. Механическая система приобретает дополнительную степень свободы, и её движение следует рассматривать как движение трёх тел: движение корпуса 3 с ударом о преграду (объект транспортировки), вращение барабана 1 и движение корпуса 2 устройства управления.

Движение корпуса 3 с ударом о преграду опишем дифференциальным уравнением движения твёрдого тела под действием силы тяжести и сил трения, дополненное условиями соударения:

т3х3 +а3х3 = О3, если х3 = хс и х- > 0, то х+=- Я ■ х-, (4)

где х3- координата корпуса 3; хс - координата преграды в момент столкновения при t = ^ ; tCí - время первого удара; х3- - скорость корпуса 3 перед столкновением с преградой; х+ - скорость

корпуса 3 после столкновения с преградой; Я - коэффициент восстановления скорости при ударе. Координата х3 совпадает в этот момент с координатой преграды х3(^) = хс.

Движение корпуса 3 с ударом о преграду может быть с многократными ударами при упругом ударе и восстановлении скорости корпуса после удара. Силы трения способствуют более интенсивному гашению колебаний и более быстрому останову корпуса для обеспечения возможности последующей работы механизма захвата. Отсутствие сил трения увеличивает продолжительность процесса многократных соударений корпуса о преграду и может создать определённые проблемы для перехода к следующей фазе работы механизма захвата. Поэтому целесообразно рассмотреть более неблагоприятную модель движения корпуса при соударениях о преграду, когда отсутствуют силы трения.

В этом случае движение корпуса с ударом о преграду опишем дифференциальным уравнением движения твёрдого тела под действием силы тяжести, дополненное условиями соударения:

т3х3 = О3, если х3 = хс и х- > 0, то х+ =- Я ■ х- . (5)

Скорость корпуса 3 после удара в соответствии с условиями соударения равна

х+ = -Щ

При движении корпуса на интервале t < t < t (где tc2 - время второго столкновения корпуса с преградой) скорость ударной массы х3 и её координата х3 определяются равенствами:

х^э = х3+ (tCI) + я ^ - ^) = -Щ (tCI) + я^ - tCI), (6)

х3 = хс + х+ (tCI )(t - tCI) + я (t - tCI)2 / 2 = хс - Ях- (tCI - tCI) + я ^ - ^)2 / 2, (7)

где я - ускорение свободного падения.

Из (6) следует, что корпус при t < t < ^ начинает двигаться в обратном направлении с начальной скоростью х+ ^ ) = -Ях3(^). Однако наличие слагаемого я ^ - постепенно снижает величину этой скорость, и в момент времени t = t.1 она станет равной нулю:

0 = -Ях-(^) + я(t.l - , откуда (^ -= Ях-(^)/я. При этом корпус займёт положение, определяемое координатой х3 (^ ) :

Хз (t*i) = хс - (Щ (tCi ))2 / 2g , Ax1 = xc - X3 (t*i) = (Rx- (tei ))2 /2g = R2 (хъ (t^ ))2 / 2g ,

где Ax1 - величина отскока корпуса от преграды при первом столкновении.

Второй удар корпуса о преграду будет нанесён при t = t когда координата х3 корпуса вновь достигнет значения хс (хс - координата преграды). Время между вторым и первым ударами определится из (7) при х3 = хс:

At2,i = tC2 -tCi= 2rn-(tCi)/g . (8)

Учитывая (8) в (6), определим скорость корпуса в момент нанесения второго удара:

х— (tc2 ) = RX3-(tc1).

Скорость корпуса 3 после удара в соответствии с условиями соударения равна

хз+ (tc2) = = -R2 х-(^),

а отношение скорости х- (t ) корпуса 3 при нанесении второго удара к скорости х- (t ) при первом ударе равно

х3- (tc2) / х- (tci) = Rxз- (tci) /( х3- (tq) ) = R .

При движении корпуса на интервале t < t < t (где t - время третьего столкновения корпуса с преградой) скорость ударной массы х3 и её координата х3 определяются равенствами:

х3 = х3+ (tc2) + g (t-tc2) = -Щ (tc2) + g (t - tc2), (9)

х3 = х + х+ (tc2 )(t - tc2) + g (t - tc2)2 / 2 = х - Rxз- (tc2 )(t - tc2) + g (t - tc2)2 / 2. (10)

Из (9) следует, что корпус при t < t < t*2 вновь начинает двигаться в обратном направлении с начальной скоростью х+ (t ) = -RX-(tC2). В момент времени t = t*2 скорость корпуса станет равной нулю:

0 = -Щ(^2 ) + g(t*2 - tc2), откуда (t*2 -tc2) = R2х3 (tci) / g .

При этом корпус займёт положение, определяемое координатой x3 (t„2):

Х3(t*2) = Xc -(RXз-(tc2 ))2 / 2g, AX2 = Xc - Х3(t*2) = (R2х-(tci ))2 / 2g = R4(Xз-(tcl ))2 / 2g ,

где Ax2 - величина отскока корпуса от преграды при втором столкновении.

Отношение величины отскока Ax2 корпуса при втором столкновении к величине Ax1 при первом столкновении равно

AxJ Ax = (R4( х- (tci ))2 / 2 g )/( R2( х- (tci ))2 / 2 g ) = R2.

Третий удар корпуса о преграду будет нанесён при t = t , когда координата х3 корпуса вновь достигнет значения хс ( хс - координата преграды). Время между третьим и вторым ударом определится из (i0) при х3 = хс :

At3,2 = tc3 - tc2 = 2RXз- (tc2)/ g = 2R2х3- (tci)/ g . (11)

Отношение времени At3 2 между третьим и вторым ударом к времени At21 между вторым и первым ударом определится как

At3,2 / At2,i = ( 2R2х- (tci)/ g )/( 2Щ (tci)/ g ) = R .

Учитывая (11) в (9), определим скорость корпуса в момент нанесения третьего удара:

х-3(^з ) = Щ(^2 ) = R2х- (tc1) .

При движении корпуса на интервале t^ < t < tc4 (где tc4 - время четвёртого столкновения корпуса с преградой) скорость ударной массы х3 и её координата х3 определяются равенствами:

х3 = х3+ (tc3) + g (t - tc3) = -RXз-(tcз) + g(t - tc3) , (12)

х3 = хс + х+ (tcз )(t - tcз) + я (! - ^3)2 / 2 = хс -Ях3- (tcз )(t - + я (! - !сз)2 / 2 . (13)

При ! < t < t.3 корпус вновь начинает двигаться в обратном направлении с начальной скоростью х3+ (tCз) = - Ях- (! ) . В момент времени t = !*3 скорость корпуса станет равной нулю: 0 = -Ях3- (^ ) + я(t.з - tcз), откуда (Ц - tcз) = Я3х- (^ ) / я .

При этом корпус займёт положение, определяемое координатой х3(43) :

Xз(t.з) = хс -(Ях3-(^з ))2 / 2я, Ах3 = хс - х3(!.3) = (Я3х-^ ))2 / 2я = Я6(х3-(^ ))2 / 2я,

где Ах3 - величина отскока корпуса от преграды при третьем столкновении.

Отношение величины отскока Ах3 корпуса при третьем столкновении к величине Ах1 при первом столкновении равно

Ахз/ Ах1 = (Я6( хз- (tcI ))2 / 2 я )/( Я2 (х- (tcI ))2 /2 я ) = Я4.

Удар корпуса о преграду может многократно повторяться на интервале ! < t < !1 (t1 - время завершения процесса многократных соударений и останова корпуса). Если на интервале ! <t < !1 после первого столкновения в момент tc происходит 7-й удар (7 = 2, 3, 4, ...), то

хз = -Ях3-(^7-1) + я(t- tc7), х3 = хс-Ях3-(^7-1)(^с7) + я(t-tc7)2 /2, 7 = 2, 3, ..., п.

Скорость корпуса при столкновении с преградой при t = tc 7 равна

х^з- (^) = ЯхХз- (tcм ) , 7 = 2, 3, ., п.

Анализируя ряд чисел, определяющих скорость удара корпуса по преграде, начиная со второго удара:

хз-(^) = х3-(^), х3-(^2) = Ях3-(^), х- (^з) = Я2 -¿3 (tcI), можем определить скорость нанесения удара х3 (!с 7) при 7-м столкновении:

х-^) = Я7-1 х-(^), 7 = 1, 2, 3, ..., п.

Анализируя ряд чисел, определяющих величину отскока корпуса от преграды:

Ах1 = Ах1, Ах2 = Я2 Ах , Ах3 = Я4 Ах, можем определить величину отскока Ах корпуса при -м столкновении:

Ах = Я2(7-1) Ах1, 7 = 1, 2, 3, ., п.

Время Аti 71 между двумя последовательными ударами пропорционально зависит от послеударной скорости предыдущего удара и уменьшается в геометрической прогрессии при коэффициенте восстановления скорости Я < 1:

Чм = tc7 - ^ = 2Ях- (^ )/ я = 2Я71 хз- (tcl)/ я, 7 = 2, 3, ., п. (14)

Возникает явление «дребезга». Время между ударами сокращается, координата ударной массы интенсивно стремится к хс, а предударная скорость ударной массы стремится к нулю.

Время Аt¡ 7-1 между двумя последовательными ударами образует бесконечный числовой ряд вида

да

А2,1+ А!„ + А!4,з + ... + А7,7-1+ ... = Х>7,7_1,

7=2

да

^^ = 2Яx3-(tcI)/я + 2Я2х3-(д/я + ...+ 2Я7-1х3-(!с1)/я + ... . (15)

7=2

да

При Я < 1 числовой ряд (15) сходится. Общее время А = 7-1 таких соударений при числе со-

7=2

ударений, стремящихся к бесконечности, конечно и определяется как

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

а! = —-- хс- (!с). (16)

я(1 - Я) ' }

Равенство (16) позволяет перейти к определению времени и1, когда завершается процесс многократных соударений и происходит останов корпуса:

2R ■ , ч и = и +-x (ис ).

1 * 8 (1 — R) 01

Время переходного процесса определится как

2R . . .

и - и =-х (ис ).

1 01 8 (1 — Я) 4

При абсолютно упругом ударе, когда Я ^ 1, время переходного процесса и1 - и стремится к бесконечности. При пластическом ударе, когда Я ^ 0 , время переходного процесса и1 - и* стремится к нулю. При упругопластическом ударе, когда 0 < Я < 1, время переходного процесса и1 - и* пропорционально предударной скорости Х— (и ) корпуса в момент первого столкновения.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Андреев А. Ф. Грузозахватные устройства с автоматическим и дистанционным управлением. -М. : Стройиздат, 1979. - 173 с.

2. Земсков А. А. Структура и принцип работы автоматического захвата для дистанционного перемещения грузов в ампулах // Вузовская наука в современных условиях. Сб. материалов 49-й НТК Ул-ГТУ (26 января - 31 января 2015 года). Часть 1. - Ульяновск : УлГТУ, 2015. - С. 152- 55.

3. Кашкиров С. А. Изменение структуры механизма для обеспечения автоматизированного захвата груза в рабочем цикле // «Вузовская наука в современных условиях». Сб. материалов 48-й НТК УлГТУ (27 января - 01 февраля 2014 г.). Часть 1. - Ульяновск : УлГТУ, 2014. - С. 119-122.

4. Кузнецов Е. С., Никитин К. Д., Орлов А. Н. Специальные грузоподъёмные машины. В 9 кн. Кн. 2: Грузоподъёмные манипуляторы. Специальные полиспастные подвесы и траверсы. Специальные лебедки. - Красноярск : СФУ, 2011. - 280 с.

Земсков Александр Александрович, аспирант Ульяновского государственного технического университета, инженер ООО НПФ «Сосны». Имеет статьи в области анализа механизмов переменной структуры. [e-mail: [email protected]].

Кашкиров Сергей Анатольевич, заместитель начальника конструкторского отдела ООО НПФ «Сосны». Имеет статьи в области анализа механизмов переменной структуры [e-mail: [email protected]].

Манжосов Владимир Кузьмич, доктор технических наук, профессор, профессор кафедры «Промышленное и гражданское строительство» Ульяновского государственного технического университета. Имеет статьи, монографии, изобретения в области динамики машин, анализа и синтеза механизмов переменной структуры, моделирования процессов удара [e-mail: [email protected]].

Поступила 25.12.2017 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.