Научная статья на тему 'Модель специалиста в условиях рыночной экономики в контексте компетентностного подхода'

Модель специалиста в условиях рыночной экономики в контексте компетентностного подхода Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
282
120
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Агроинженерия
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Косырев В. П., Сергеева М. Г.

В статье дано определение модели специалиста и его воспитание и обучение в условиях рыночной экономики в контексте компетентностного подхода. Модель выстроена в основном на базе Государственного образовательного стандарта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Косырев В. П., Сергеева М. Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODEL OF THE EXPERT IN THE CONDITIONS OF MARKET ECONOMY IN A CONTEXT

Definition of model of the expert both its education and training in the conditions of market economy in a context компетентности ого the approach is made. The model is built basically on the basis of the State educational standard.

Текст научной работы на тему «Модель специалиста в условиях рыночной экономики в контексте компетентностного подхода»

граммах учебных предметов (с учетом его цикловой принадлежности и особенностей теории).

5. Предметные компетенции — определяются в программах предметов и дисциплин и представляют собой совокупность требований к уровню освоения предмета (знания, умения и навыки), результату развития психических механизмов и личностных качеств будущего специалиста средствами осваиваемого предмета через содержание, технологию обучения, характер отношений и взаимодеятельности преподавателя и студентов. Предметные компетенции в учебных программах включаются в иерархию обозначенных выше компетенций, но занимают в ней доминирующее место.

Таким образом, можно сделать вывод, что проблема проектирования предметных компетенций решается только в комплексе выявления состава и структурно-функциональных взаимосвязей всех видов компетенций. Это останется предметом научного исследования педагогической науки (даже после вступления в силу ГОС ВПО компетентностно-го формата) и станет объектом эмпирической про-

верки в практике профессионального образования в ближайшем будущем.

Список литературы

1. Зимняя, И.А. Ключевые компетенции — новая парадигма результата образования [Электронный ресурс]. — 2006. — Режим доступа: http://aspirant.rggu. ru.

2. Шаронин, В.Ю. Компетентностный подход в формировании содержания и реализации дисциплин по выбору студентов в вузе: дис. ... канд. пед. наук. — М., 2005. — 165 с.

3. Власова, А. Утром — практика, вечером — теория / А. Власова // Российская газета. — № 286. — С. 11.

4. Хуторской, А.А. Ключевые компетенции и образовательные стандарты / А.А. Хуторской // докл. на отдел. филос. образ. и теор. педаг. РАО // Интернет-журнал «Эйдос». — Режим доступа: www.eidos.ru.

5. Фрумин, И.Д. Компетентностный подход как естественный этап обновления содержания образования / И.Д. Фрумин // Педагогика развития: ключевые компетенции и их становление: матер. научн.-практ. конф. — Красноярск, 2003. — С. 36-55.

6. Зеер, Э.Ф. Интегративные конструкты содержания профессионального образования / Э.Ф. Зеер // Вестник УМО по профес.-педагог. образов. — Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та. 2002. — Вып. 1 (30). — С. 115-122.

УДК (37.001.5:37.08)+339

В.П. Косырев, доктор пед. наук, профессор

Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московский государственный агроинженерный университет имени В.П. Горячкина»

М.Г. Сергеева, канд. пед. наук, ст. научный сотрудник Государственное научное учреждение «Институт теории и истории педагогики»

модель специалиста в условиях рыночной экономики

В КОНТЕКСТЕ КОМПЕТЕНТНОСТНОгО ПОдХОдА

В системе образования необходимо уделять особое внимание подготовке специалиста, способного конкурировать на рынке труда.

«Главное конкурентное преимущество высокоразвитой страны связано с возможностью развития ее человеческого потенциала, который во многом определяется состоянием системы образования». Этот тезис провозглашен в Федеральной целевой программе развития образования на 2006-2010 годы. Проблема развития человеческого потенциала определила основную стратегическую цель Программы, заключающуюся в «обеспечении условий для удовлетворения потребностей граждан, общества и рынка труда в качественном образовании». Одной из стратегических ее целей является «реализация системы мер по обеспечению участия России в Болонском и Копенгагенском процессах». Болонский процесс усилил в России те преобразования, которые стали характерными для европейского сообщества. Одним из них является освоение

- Вестник ФГОУ ВПО МГАУ № 6/Г2008 -

компетентностного подхода как проявления новой студентоцентрированной ориентации образовательного процесса. Этот процесс не может быть конструирован в жестких рамках, он должен опираться на модель специалиста.

В литературе термин «модель» чаще всего трактуется как образ, аналог или описание какого-либо процесса. Понятие это является емким и многообразным. Отечественные ученые называют различные параметры модели специалиста, степени воздействия условий и факторов на ее формирование. Различают модель специалиста и модель подготовки специалиста, модели учебной и познавательной деятельности по овладению профессией, формы связи с производством, квалификационные характеристики специалиста. В качестве объектов исследования часто выделяются способы определения модели специалиста.

Модель специалиста в основном выстраивается на основании Государственного образовательно- 23

го стандарта и не учитывает объективные факторы быстро развивающегося научно-технического прогресса, воздействия многочисленных экономических, политических, социальных, демографических и других условий. Основным ее недостатком является то, что модель носит описательный характер. Постоянно меняющееся общество, непредвиденные ситуации, нарастающий объем информации, непредсказуемость, усложнение отношений между людьми, в самом обществе между различными системами диктуют необходимость разрешения проблемы формирования личности, умеющей жить в этих условиях, разрешать сложнейшие задачи как профессиональные, так и личностно значимые. Отечественные ученые все чаще обращаются к вопросам формирования и подготовки специали-ста-проблемника [1]. Модель специалиста должна быть гибкой, динамичной, постоянно корректируемой в связи с изменениями и требованиями к профессии и специальности. «Скорость построения модели должна быть не меньше скорости изменения факторов, ее определяющих» [2, с. 27].

В связи с этим необходимо и целесообразно интерпретировать модель специалиста как гибкую с определенным набором ключевых компетенций личность, способную успешно адаптироваться к постоянно меняющимся условиям жизнедеятельности. Складывается концепция компетенций, которая начинает играть существенную роль в решении вопросов профессионального образования и становлении современного типа личности, поэтому актуальными являются рекомендации Совета Европы по определению пяти групп ключевых компетенций, овладение которыми и выступает основным критерием качества образования:

1. Политические и социальные компетенции, связанные со способностью брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решений, регулировать конфликты ненасильственным путем, участвовать в функционировании и развитии демократических институтов.

2. Компетенции, касающиеся жизни в многокультурном обществе. Чтобы препятствовать возникновению расизма и ксенофобии, распространению климата нетерпимости, образование должно «вооружить» молодежь межкультурными компетенциями, такими как понимание различий, уважение друг друга, способность жить с людьми других культур, языков и религий.

3. Компетенции, определяющие владение устным и письменным общением, важным в работе и общественной жизни до такой степени, что тем, кто ими не обладает, грозит изоляция от общества. К этой же группе общения относится владение несколькими языками, которые имеет большое значение.

4. Компетенции, связанные с возникновением общества информации. Владение новыми технология-

24 -Вестник ФГОУ ВПО

ми, понимание их применения, их силы и слабости, способность критического отношения к распространяемой по каналам СМИ информации, рекламе.

5. Компетенции, реализующие способность и желание учиться всю жизнь как основу непрерывной подготовки в профессиональном плане, а также в личной и общественной жизни [3, с. 19].

Понятие «компетенция» широко рассматривается как в зарубежной, так и в отечественной научной литературе. Прежде всего, его определяют как совокупность знаний, умений и навыков, которые необходимы для выполнения конкретной работы. В данном случае умения рассматриваются как способность и готовность эффективно применять знания на практике, в конкретной ситуации, в профессиональной деятельности, определяемой требованиями должности. Исследователи М.Н. Певзнер, В.О. Букетов, О.М. Зайченко вводят понятие ключевых компетенций как основной образовательный результат [4]. Совокупность ключевых компетенций, по их мнению, включает: социальную компетенцию; поликультурную компетенцию; языковую компетенцию; информационную компетенцию [4, с. 194].

Согласно Оперативному перечню работ и профессий (ОППиР, Франция), работник должен иметь определенный набор различных технологических базовых компетенций и сопутствующих компетенций, способностей, требующихся для выполнения конкретной работы [5, с. 19]. Базовые технологические компетенции отражаются в государственных образовательных стандартах и квалификационных требованиях. Они имеют свою специфику, объединяют знания и навыки, которые требуются для реализации профессиональной деятельности и должностных обязанностей. Сопутствующие компетенции являются дополнительными и индивидуальными для каждого работника. Это потенциал личности, прошлый опыт человека, который позволяет ему быть успешным в профессиональной деятельности. Представляет интерес опыт разработки и оценивания квалификации личности, накопленный Шотландским квалификационным управлением (SQA). Исходным элементом квалификаций здесь также выступают ключевые компетенции, которые включают в себя широкое разнообразие умений и навыков, помогающих людям адаптироваться в изменяющемся обществе. SQA разработало следующие ключевые компетенции: навыки коммуникации (письменные, устные); вычислительные навыки (использование графической информации, цифр; критическое мышление, планирование и организация, рецензирование и оценивание); использование информационных технологий; навыки работы с другими (сотрудничество). Все ключевые компетенции направлены на совершенствование качества обучения. Специалисты SQA считают, что приобретение ключевых компетенций — процесс

МГАУ № 6/1'2008-

динамичный и происходит поэтапно; здесь разработаны сами ключевые компетенции, требования к ним и разные уровни их освоения.

По мнению авторов, эволюция профессий и специальностей, содержание реальных работ и ситуаций предполагают необходимость приобретения выпускником профессионального учебного заведения комплекса инвариантных ключевых компетенций, которые позволят личности быть постоянно востребованной на рынке труда. При характеристике ключевых компетенций важным является также учет пяти основных потенциалов, которыми должна владеть личность, и на их базе формируются ключевые компетенции (познавательный, морально-нравственный, творческий, коммуникативный и эстетический потенциалы, которые задают направленность процессу развития личности) [6]. В обозначенной проблеме важным является анализ расхождений между существующими и ожидаемыми компетенциями. В связи с этим возрастает значимость диагностических процедур или комплексной диагностики личностно-профессионального потенциала абитуриентов и факторов, как влияющих на подготовку специалиста, так и тех, на которые можно воздействовать. Сравнение имеющихся и проектируемых ключевых компетенций, определение «портфеля компетенций» актуализируют задачу адекватного выбора технологии обучения, выстраивания соответствующих (формирующих, развивающих, корректирующих) стратегий, определения механизмов внутреннего и внешнего оценивания знаний и компетенций.

Использование ключевых компетенций в модели специалиста ставит в центр внимания вопросы качества образования, приоритета развития личности профессионала и формирования специалиста-проблемника. Данная стратегия отвечает требованиям модернизации образования и выхода ее из состояния кризиса.

Компетентностный подход к подготовке специалистов заключается в привитии и развитии у студентов набора ключевых компетенций, которые определяют его успешную адаптацию в обществе. В отличие от термина «квалификация», компетенции включают помимо сугубо профессиональных знаний и умений, характеризующих квалификацию, такие качества, как инициатива, сотрудничество, способность к работе в группе, коммуникативные способности, умение учиться, оценивать, логически мыслить, отбирать и использовать информацию. С позиций компетентностного подхода уровень образованности определяется способностью решать проблемы различной сложности на основе имеющихся знаний. Компетенции можно определить как совокупность способностей реализации своего потенциала (знаний, умений, опыта) для успешной творческой деятельности с учетом понимания проблемы, пред-Вестник ФГОУ ВПО

ставления прогнозируемых результатов, вскрытия причин, затрудняющих деятельность, предложения средств для устранения причин, осуществления необходимых действий и оценки прогнозируемых результатов. Рынок труда повышает спрос на специалистов, способных работать в условиях рыночной экономики. В связи с этим в Тверском химико-технологическом колледже ведется подготовка специалистов на основании компетентностного подхода. Творческая лаборатория инноваций в образовании, созданная в колледже под руководством М.Г. Сергеевой, в соответствии с результатами исследований определила, что для успешного конкурирования на рынке труда выпускник должен иметь следующий набор ключевых компетенций: социально-личностные; экономические и организационно-управленческие; общенаучные; общетехнические; общепрофессиональные; специальные. Ключевыми компетенциями можно назвать такие, которыми должен обладать каждый работоспособный член общества и которые можно применять в самых различных ситуациях. Ключевые компетенции не связаны с конкретным рабочим местом, они основываются на свойствах конкретной личности. В трудовой деятельности они считаются компетенциями сотрудника, выходящими за профессиональные рамки. Благодаря им, сотрудник в состоянии свои профессиональные и общие знания творчески соотносить с постоянно меняющимися профессиональными ситуациями в совместной работе с другими членами команды. Социально-личностные, экономические и организационно-управленческие, общенаучные и общетехнические компетенции служат фундаментом, обеспечивающим выпускнику мобильность на рынке труда и подготовленность к непрерывному профессиональному образованию. Общепрофессиональные и специальные компетенции (профессионально-направленные знания и навыки) отражают объектную и предметную ориентацию подготовки и являются необходимой базой для работы с конкретными объектами и предметами труда. Основой формирования всех компетенций являются профессиональные знания. Для обеспечения адаптации выпускника колледжа к запросам динамично развивающегося рынка труда он должен обладать широким кругозором, общетехнической образованностью, выходящей за рамки общей образованности, формируемой средней школой. Фундаментальные знания, определяющие общетехническую образованность, должны формироваться в результате освоения студентом циклов естественно-научных и математических дисциплин, а также общих для широкого круга профессий знаний в области организационно-управленческой деятельности, информационных технологий. Конкретное содержание ключевых компетенций при подготовке, например, специалистов бухгалтерского учета сформировано следующим образом.

МГАУ № 6/1'2008- 25

Социально-личностные компетенции: гражданственность, понимание необходимости здорового образа жизни, способность и готовность обучаться самостоятельно, способность и готовность общаться, способность и готовность использовать знания иностранного языка в профессиональной деятельности.

Экономические и организационно-управленческие компетенции: способность и готовность оценить результаты деятельности, способность и готовность использовать знание организационно-правовых основ, способность организовывать работу коллектива, способность оперативно управлять деятельностью подразделения; способность участвовать во внедрении разработанных экономических решений и проектов.

Общенаучные компетенции: способность и готовность использовать знания о количественных отношениях и пространственных формах действительного мира, взаимоотношениях между абстрактными величинами, способность и готовность использовать знания об информации, закономерностях ее создания, преобразования, передачи и использования, способность и готовность применять знания и навыки по профессионально-ориентированным естественно-научным дисциплинам.

Общетехнические компетенции: способность и готовность использовать навыки проведения измерительного эксперимента и оценки его результатов на основе знаний о современных методах метрологии и стандартизации, способность и готовность к использованию методов анализа и диагностики состояния программно-аппаратных средств и систем защиты информации.

Общепрофессиональные компетенции: способность и готовность использовать умения: по учету, обработке, хранению, передаче, организации использования различных носителей конфиденциальной информации; способность решать профессиональные задачи планово-экономические, финансово-экономические, аналитические; умение редактировать, реферировать, рецензировать тексты; готовность использовать информационные технологии для решения экономических задач на предприятиях.

Специальные компетенции: способность и готовность использовать умения: по пользованию справочной и технической документации в профессиональной деятельности; умение выявлять проблемы экономического характера при анализе конкретных ситуаций; способность систематизировать и обобщать информацию, готовить справки и обзоры по вопросам профессиональной деятельности; владеть навыками самостоятельно получать новые знания, используя современные образовательные технологии; умение применять методы экономического анализа производственно-хозяйственной деятельности.

Для достижения этих компетенций необходимо совершенствование образовательных технологий:

• перенос акцента с предметно-дисциплинарной и содержательной стороны (при одновременном сохранении ее достоинств) на компетенции и ожидаемые результаты образовательного процесса, что должно оправдываться усилением его «студентоцентрированной» направленности;

• отражение в основной образовательной программе доминирующих перспектив, позволяющих ориентировать подготовку выпускников на эффективную деятельность в мире будущего;

• использование модульной организации основных образовательных программ;

• предоставление возможности обучающимся свободы выбора различных индивидуальных образовательных траекторий. Компетентностному подходу к подготовке конкурентоспособных специалистов присущ взгляд, обращенный к будущим требованиям рынков труда (принцип опережающего образования), компетент-ностный подход является системным, междисциплинарным, в нем есть и личностные и деятельност-ные аспекты, прагматическая и гуманистическая направленность. Компетентностный подход усиливает ориентированность на практический аспект образования, его предметно-профессиональный компонент, подчеркивает роль опыта, умений практически реализовать знания, решать различные производственные задачи. На основе данного подхода к организации образовательного процесса происходит формирование у студента ключевых компетенций, которые являются неотъемлемой составляющей его деятельности как будущего специалиста и одним из основных показателей его профессионализма, а также необходимым условием повышения качества профессионального образования.

Список литературы

1. Субетто, А.И. Квалитология образования / А.И. Су-бетто. — СПб.- М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2000. — С. 200.

2. Алюшина, Ю.Е. Наше видение модели специалиста: сб. «Научное обеспечение открытого образования» / Ю.Е. Алюшина, Н.А. Дмитриевская, Л.Е. Ефимова. — М.: Моск. гос. ун-т экономики, статистики и информатики, 2000. — С. 121.

3. Шишов, С.И. Мониторинг качества образования в школе / С.И. Шишов, В.А. Кальней. — М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1998.

4. Певзнера, М.Н. Педагогика открытости и диалога культур. / М.Н. Певзнер (ред.), В.О. Букетова, О.М. Зайчен-ко. — М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2000. — С. 265.

5. Машукова, Н.Д. Методические рекомендации по организации внутрифирменного обучения персонала / Н.Д. Машукова. — Ярославль: ЯрИПК, 2000. — С. 78.

6. Каган, М.С. Человеческая деятельность / М.С. Каган. — М., 1974. — С. 328.

26

Вестник ФГОУ ВПО МГАУ № 6/1'2008

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.