УДК [355.469.34+358.422]:355.353.4
ГРНТИ 78.19.03.13
МОДЕЛЬ СОВМЕСТНЫХ ДЕЙСТВИЙ РАСЧЕТОВ БЕСПИЛОТНЫХ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ МАЛОГО КЛАССА И ЭКИПАЖЕЙ УДАРНОЙ АВИАЦИИ ПРИ ПОРАЖЕНИИ МОРСКОГО ДЕСАНТА
А.В. АНАНЬЕВ, доктор технических наук
ВУНЦВВС «ВВА имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (г. Воронеж)
К.С. ИВАННИКОВ
Научно-производственный комплекс специального программного обеспечения, акционерное общество
«Научно-производственное предприятие «Радар ммс» (г. Санкт-Петербург)
А.П. КАЖАНОВ
ВУНЦ ВВС «ВВА имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (г. Воронеж)
В статье предложена пространственно-временная модель совместных действий разведывательно-ударных групп беспилотных летательных аппаратов малого класса и оперативно-тактической авиации при поражении морского десанта противника в составе экспедиционных ударных групп. Модель отличается от известных включением разведывательно-ударных групп беспилотных летательных аппаратов малого класса в группы тактического назначения обнаружения (доразведки), подавления средств противовоздушной обороны и целеуказания, с учетом критического рубежа нанесения авиационного удара, взаимоувязанного с возможностями противника по загоризонтной высадке. В модели учитывается наиболее рациональный вариант высадки морского десанта, разработанный авторами исходя из тактики действий вероятного противника и географических характеристик условного района ведения боевых действий. Реализацию совместных действий беспилотной и пилотируемой авиацией при поражении морского десанта противника авторами предлагается проводить в соответствии с разработанным план-графиком.
Ключевые слова: совместные действия, критический рубеж, беспилотный летательный аппарат малого класса, пространственно-временная модель.
Введение. В последнее время Военно-морские силы США и стран НАТО увеличили активность в подготовке и проведении морских десантных операций (МДО). Практически каждый год США и их союзники по блоку, а также некоторые страны, стремящиеся вступить в НАТО, проводят ряд совместных учений по порядку взаимодействия военно-морских сил, в том числе и при проведении МДО [1]. Причем учения проводятся без привлечения сил авианосных ударных групп, а только силами амфибийно-десантных формирований из состава экспедиционных ударных групп (ЭУГ), применять которые планируется, прежде всего, на второстепенных направлениях. В ходе этих учений также отрабатывается проведение загоризонтной высадки десанта. Загоризонтная высадка десанта подразумевает под собой начало воздушно-морской десантной операции вне зоны прямой видимости средств разведки [2], что повышает эффективность проведения МДО. В связи с этим встает вопрос вскрытия начала МДО противника и своевременного асимметричного ответа.
Актуальность. Возможность проведения МДО противником с использованием загоризонтной высадки, современного оснащения и состава ЭУГ, а также условия ее проведения, сопровождаемые высокой степенью ущерба обороны побережья, существенно осложняют ведение противодесантной операции. Сложившееся положение дел требует развития тактики ответных действий, в том числе ударной пилотируемой и беспилотной авиации, последняя из которых приобретает массовое применение на практике и в научно-
обоснованных рекомендациях по применению в теории. Так, в работе [3] показана возможность использования беспилотных летательных аппаратов (БпЛА) для срыва массированного воздушного удара в многосферной операции противника. Используя тактико-технические возможности БпЛА, самолетов оперативно-тактической, дальней авиации, за счет ее досягаемости, грузоподъемности, многофункциональности авторы предложили обеспечить комплексное огневое поражение критически важных объектов противника в «многосферной операции» противника, что позволит значительно снизить его боевой потенциал и изменить исход всей операции. В работе [4] проведен анализ опыта боевого применения групп беспилотных летательных аппаратов для поражения зенитно-ракетных комплексов системы противовоздушной обороны в современных военных конфликтах. Анализ результатов боевого применения средств ПВО против современных БпЛА показал, что дальность обнаружения ЗРК аппаратурой БпЛА стала сопоставима, а порой и превышает дальность обнаружения БпЛА аппаратурой зенитно-ракетных комплексов (ЗРК). Размер зоны поражения ЗРК средствами, размещенными на ударном БпЛА, также оказывается сопоставим с размером зоны поражения БпЛА. В результате в ходе военных конфликтов последнего десятилетия была выработана новая тактика применения БпЛА, которая позволяет обеспечить с высокой вероятностью поражение ЗРК и тем самым осуществить функциональное подавление системы ПВО и обеспечить завоевание превосходства в воздухе. Проведенное авторами аналитико-имитационное моделирование по отражению налета группы БпЛА на прикрываемый зенитным ракетно-пушечным комплексом (ЗРПК) объект доказало низкую живучесть ЗРПК в условиях массированного налета группы БпЛА. Что, в свою очередь, теоретически подтверждает возможность поражения элементов систем ПВО группами БпЛА. В статье [5] проведен анализ возможностей различных средств ПВО при отражении одиночных и групповых налетов ударных БпЛА. Из полученных автором данных были сделаны выводы, что современные средства ПВО слабо приспособлены к борьбе против ударных БпЛА, особенно малоскоростных, способных осуществлять маневрирование.
Известны также работы, в которых предложено повысить эффективность применения ударных авиационных комплексов за счет совместного применения разведывательно-ударных групп (РУГ) БпЛА малого класса (МК) и пилотируемых многофункциональных авиационных комплексов (МАК) оперативно-тактической авиации (ОТА) или армейской авиации (АА). Так, например, в статье [6] базовая идея заключается в сокращении самолетовылетов при выполнении боевой задачи с вероятностью не менее заданной за счет включения групп тактического назначения (ГТН) ударных БпЛА МК для обеспечения задержки выдвижения высокомобильных резервов противника. Учитывая ранее полученные результаты, в том числе [6], авторами статьи был предложен способ совместных действий пилотируемых авиационных групп и ударных беспилотных летательных аппаратов малого класса в морской противодесантной операции. Для обоснования предложенного способа [6] требуется разработка пространственно-временной модели, которая позволит оценить реализуемость предложенного способа, получить необходимые исходные данные и определить дальнейшие направления исследований.
Вариант пространственной модели реализации способа [6] представлен на рисунке 1, рассмотрим кратко ее содержание.
Для своевременного обнаружения корабельной группы противника и нанесения авиационных ударов в районе ожидания высадки организуется дежурство в воздухе РУГ БпЛА МК. Ударные МАК ОТА и АА рассредоточены на аэродромных участках дорог (АУД), площадках и т.п. и находятся в готовности к вылету. При обнаружении ЭУГ ударные БпЛА МК выходят из зон дежурства в воздухе, выполняют полет по установленным маршрутам в район выполнения боевой задачи и выполняют задачи поражения корабельных радиолокационных станций (РЛС), систем противовоздушной обороны (ПВО), блокирования действий личного состава и обозначения кораблей, как объектов удара для экипажей пилотируемых авиационных
комплексов. Далее ударные МАК ОТА и АА выполняют взлеты с АУД и площадок, полет по установленным маршрутам на оптимальных высотах, выходят в район выполнения задачи и наносят основной удар по десантным кораблям.
Рисунок 1 - Пространственная модель совместных действий РУГ БпЛА МК и МАК ОТА (АА) (вариант)
В предлагаемой модели (рисунок 1) порядок действий экипажей пилотируемых ударных АК в необходимой и достаточной мере может быть обоснован с использованием существующих положений теории и методики управления авиацией и соответствующих частей руководств по боевому применению авиационных средств поражения. В то же время, остаются нераскрытыми вопросы порядка действий и потребных нарядов РУГ БпЛА МК, для решения которых предлагаются следующие шаги.
ШАГ 1. Формирование представления о вероятном характере действий (ВХД) противника на основе анализа разведывательных данных и климатогеографических условий проведения десантной операции.
Основным выводом по результатам анализа на первом шаге должно стать обоснованное представление о районе ожидаемой высадки.
Учитывая то, что наиболее вероятно высадка будет осуществляться практически перпендикулярно берегу (по прямой), вариант действий противника можно представить следующим образом (рисунок 2). При подходе десантных кораблей к рубежу начала высадки осуществляется погрузка личного состава на десантные катера и вертолеты (конвертопланы). На заданном рубеже корабли ЭУГ выстраиваются в установленный боевой порядок. Для погрузки сил десанта на катера кораблям необходимо остановиться. В этот момент они наиболее уязвимы. Первым десантируется передовой отряд, предназначенный для захвата пункта высадки, овладения плацдармом высадки и обеспечения высадки первого эшелона
морского десанта. Первый эшелон десанта предназначен для закрепления плацдарма, развития наступления в глубину и обеспечения высадки последующих эшелонов. После погрузки ДВС выстраиваются в линию, образуя так называемую «десантную волну», и начинают движение к берегу. Воздушный этап десантирования может начаться одновременно с высадкой по воде, либо через 30-40 минут после него. После высадки первой волны ДВС возвращаются на корабли для погрузки сил десанта второй и последующих волн. Прикрытие сил десанта может осуществляться огневыми средствами кораблей сопровождения, а также палубными истребителями (до 6-ти F-35) и ударными вертолетами (до 7-ми АН-^).
Рисунок 2 - Схема высадки морского десанта ЭУГ (вариант)
ШАГ 2. Определение рубежа начала высадки морского десанта. На возможность выполнения загоризонтной высадки морского десанта влияет несколько групп факторов. Во-первых, это возможности десантно-высадочных средств (ДВС) (дальность и скорость хода), которые существенно возросли с принятием на вооружение новых катеров на воздушной подушке. Во-вторых, это фактор «времени», установленного нормативами проведения всей МДО. В-третьих, это фактор «возможностей» береговых средств наблюдения и ракетных комплексов, а также дальнобойной артиллерии. И если первая группа факторов увеличивает возможности выполнения десантирования путем отодвигания рубежа начала высадки (Якр) от берега, то вторая группа факторов наоборот - сдвигает этот рубеж к береговой черте. Третья группа, соответственно, заставляет отодвигать этот рубеж еще дальше или делает невозможным осуществление высадки. Возможности современных отечественных береговых средств наблюдения позволяют осуществлять мониторинг воздушного и морского пространства на дальностях более 400 км [7], а береговые ракетные комплексы способны поражать обнаруженные цели на дальностях до 300 км [8]. Но из-за большой протяженности не представляется возможным обеспечить прикрытие такими средствами всех участков морской границы. Любая МДО будет проводиться только при получении противником превосходства,
как на море, так и в воздухе. Значит, в районе высадки либо совсем не будет береговых средств обороны, либо силы и средства будут существенно ослаблены. Следовательно, можно говорить о том, что на рубеж начала высадки будут влиять только первые две группы факторов.
Проанализировав тактико-технические характеристики ДВС, можно рассчитать максимально возможный рубеж начала загоризонтной высадки Якр для каждого высадочного средства.
Рассчитаем возможные максимальные рубежи начала высадки для различных ДВС.
При десантировании на катерах LCAC-100 критический рубеж будет равен:
R
R = дес
кр~ 2 х N
RdBC Х Пдвс Х °дес х 3 « 90 км, 2 х т 2
где Ядес - максимальная дальность хода (полета) десантно-высадочного средства;
Nтт - потребное количество рейсов ДВС (х 2 - учитываем возвращение ДВС на десантные
корабли);
=
п
'дес
2
п х Ол 3 '
дес двс
где пйес - общее количество десантников (-1800 чел.);
пдвс - общее количество ДВС;
Одес - грузоподъемность (вместимость) ДВС.
При десантировании воздушными средствами (таблица 1):
R х пА х 0А х 3 R =-двс-двс-двс-« 40 км,
кр.еер 4
2 х п
'дес
R = Кс:х Пдесх 0„есх 3 ^ 380 км.
к„ 2 х п,„„
На вооружение морской пехоты США начинают поступать новые плавающие амфибийные машины EFV (Expeditionary Fighting Vehicle) (экспедиционная боевая машина) [9]. Они позволяют транспортировать 17 десантников с вооружением и снаряжением по воде на дальность до 120 км, развивая скорость хода по воде до 46 км/ч. Характеристики этих десантных машин позволяют обеспечивать высадку десанта «загоризонтным» способом.
Из расчетов видно, что реализуя принцип десантирования 2/3 по морю и 1/3 по воздуху, R^кр будет примерно равен 40 км (при использовании десантных вертолетов CH-53K).
Таблица 1 - Авиационная (транспортная) группировка УДК проекта «АМЕРИКА»
№ п/п Тип авиационных комплексов Количество Тактический радиус действия (км) Скорость (км/ч) Вместимость (чел.)
1 Десантные конвертопланы MV-22B «ОБргеу» 12 800 400 24
2 Тяжелые транспортные вертолеты CH-53K 4 200 300 32
Рассчитаем общее время проведения десантирования с использованием различных ДВС. С учетом разных скоростей десантно-высадочных средств, оно будет равно наибольшему из времен
2 х Я х N
гт! кр пот
Т =---« 2 часа,
потр.кат. ту 7
"две
2 X Я X N
гт! кр пот л ,->
Т =---«1,3 часа,
потр.вер ту
' двс
2 х Я х N
гт! кр пот г\ с
Т =---« 0,5 часа.
потр.конв ту '
двс
Сравнивая полученные результаты, можно сделать вывод, что общее время высадки десанта, с использованием заданного количества ДВС для Якр~40 км, составит не менее 2-х часов. Выполнение высадки без использования вертолетов СН-53К, только силами катеров LCAC-100 и конвертопланов MV-22 «Osprey», заметно увеличит Якр, но с увеличением дальности увеличится и время десантной операции.
Однако по нормативам высадки батальона морской пехоты, действующим в США, общее время не должно превышать 80 минут [2]. Исходя из этого, можно предположить, что для выдерживания заданных временных нормативов десантирования необходимо уменьшать Якр
V х г
Я = ^—«а ^ 26 км.
крЛ 2 х N
пот
То есть для выдерживания заданных нормативов максимальный Якр будет составлять примерно 26 км для рассматриваемых условий десантирования (2/3 по воде, 1/3 по воздуху). Можно сделать вывод, что заданный порядок высадки десанта существенно снижает Якр.
Рассмотрим условия, при которых возможно уложиться в заданные временные нормативы высадки и максимально увеличить Якр. Для этого необходимо сократить количество рейсов десантно-высадочных средств. При использовании всех средств десантирования за один рейс будет переброшено на берег: на 4-х вертолетах СН-53К и 12-ти конвертопланах MV-22 «Osprey» 416 десантников, на 3-х катерах LCAC-100 и 14 плавающих машинах EFV 658 десантников, всего 1074 человека. Следовательно, за 2 рейса всех высадочных средств (без 14 плавающих машин EFV во втором эшелоне) будет десантирован практически весь батальон морской пехоты противника. Можно предположить, что наиболее вероятно, для сокращения времени, высадка будет проводиться именно таким образом. Исходя из этого, Якр будет равен
V х г
Я , = —^ « 40 км.
крЛ 2 х N
пот
Для рассматриваемых условий критический рубеж начала высадки морского десанта составляет примерно 40 км. Следует учитывать, что это максимально возможная дальность начала десантирования, которая достигается при использовании всех рассматриваемых десантно-высадочных средств. Полученные научные результаты не противоречат выводам военных теоретиков и совпадают с известной практикой боевого применения Военно-морских сил стран НАТО [2]. В тоже время в зависимости от задач десантирования, имеющихся у
противника ДВС, рубеж начала высадки морского десанта может отдаляться от берега, т.е. Якр будет увеличиваться.
ШАГ 3. Определение полосы действий и потребного количества ЗДВ РУГ БпЛА МК. Геометрия взаимного расположения обороняющейся и наступающей сторон позволяет обоснованно предположить, что десант будет высаживаться на берег практически перпендикулярно ему и с максимально возможного удаления (Якр). Исходя из этого можно обозначить некоторый сектор С1 на участке возможного десантирования (рисунок 1), условно обозначающий район наиболее вероятного нахождения ДВС при выгрузке. Авиационный удар будет наиболее эффективен до начала высадки сил десанта на воду, т.е. до рассредоточения десантируемых сил и средств в пространстве, следовательно, ударные группы БпЛА МК должны выполнить свои обеспечивающие действия (поражение объектов ПВО, обозначение объектов удара для управляемых средств поражения МАК) в некотором районе (полосе действий ударных БпЛА МК) до достижения кораблями ЭУГ рубежа Якр.
Для успешного выполнения задач ударными БпЛА МК десантные корабли должны быть обнаружены (вскрыты) до их входа в полосу действий ударных групп БпЛА МК, т.е. до прохода ими потребного рубежа обнаружения Яобн.потр. (рисунок 3). Расстояние между Яобн.потр. и Якр. (&) будет зависеть от скорости ЭУГ и потребного подлетного времени до рубежа ввода в бой (Треакц.) ударных МАК.
На потребное количество ЗДВ ударных БпЛА МК и их расположение в пространстве оказывает влияние ряд факторов (рисунок 3).
Рисунок 3 - Схема расположения зон дежурства в воздухе ударных БпЛА МК (вариант)
Учитывая то, что авиационный удар МАК ОТА (АА) необходимо наносить до достижения десантными кораблями рубежа Якр, расстояние между ЗДВ ударных БпЛА МК (2*S¡) должно обеспечивать возможность их подлета и выполнения поставленных задач до прилета основных ударных групп.
S¡ = V6ma * (Треакц.-Тпот.раб.),
где Треакц. - время от момента получения команды на взлет МАК до нанесения ими удара; Тпот раб. - время нанесения ударов БпЛА МК.
Рассчитаем потребное количество ЗДВ ударных БпЛА МК для Якр~40 км и расположения МАК ОТА на АУД в 150 км от него (рисунок 4).
Рисунок 4 - Расчет количества зон дежурства в воздухе БпЛА МК (вариант)
Для данных частных условий:
- подлетное время МАК (Треакц.) составит 15 минут (5 минут от момента получения команды до взлета, 10 минут полета до РВБ на V=900 км/ч);
- потребный рубеж обнаружения Яобн.потр.=14,4 км;
- длина пути, пройденная ударными БпЛА МК из ЗДВ до удара при Тпот.раб. 3 минуты, 81=24 км.
То есть расстояние между соседними ЗДВ БпЛА МК (2x51) не должно превышать 48 км. Ширина полосы действий ударных БпЛА МК Ьк составит примерно 75 км. Таким образом, для обеспечения гарантированного нанесения удара БпЛА МК в заданное время достаточно организовать две зоны дежурства в воздухе.
ШАГ 4. Определение полосы действий разведывательных БпЛА. Основным результатом действий расчетов разведывательных БпЛА должно стать вскрытие, с вероятностью не менее
заданной, корабельных групп противника до полосы действий РУГ БпЛА МК. Рассмотрим факторы, влияющие на достижение такого результата.
Максимальная скорость ЭУГ при переходе морем составит около 36 км/ч (-0,6 км/мин). Разведывательный БпЛА МК «ОРЛАН» при полете на высоте Н=3000 м просматривает участок земной поверхности в виде квадрата со сторонами примерно равными 4 км, то есть ±2 км по азимуту и ±2 км по углу места. Его средняя скорость полета 120 км/ч (-2 км/мин). В таком случае корабли ЭУГ проходят 4 км (поле обзора разведывательного БпЛА МК по азимуту) примерно за 6 минут 40 секунд, следовательно, маршрут полета разведчика необходимо строить таким образом, чтобы он просматривал каждый участок наблюдения не реже, чем 1 раз в 6 минут. Таким образом, при построении маршрута поиска двумя разворотами на 180° временной интервал между попутно летящими разведывательными БпЛА МК необходимо выдержать 6 минут. Для обеспечения просмотра района длиной 100 км понадобится привлечь для разведки порядка 18 беспилотников, что является реализуемым на практике. Для сокращения потребного количества разведывательных БпЛА МК необходимо выдержать заданный временной интервал между встречными разведчиками (при построении маршрута разведки 2х180° боковой интервал между ними будет равен двум радиусам разворота, при скорости 120 км/ч -400 м). Это позволит увеличить временной интервал между попутно летящими до 12 минут и сократить потребное количество разведчиков (рисунок 1).
Пространственная модель совместных действий расчетов беспилотных летательных аппаратов малого класса и экипажей ударной авиации при поражении морского десанта позволяет осуществить оперативно-тактические расчеты, основными из которых являются рубежи высадки и пространственные параметры полос действия ударных и разведывательных БпЛА.
После подготовки исходных данных проводится постановка задач на совместные действия по отражению морского десанта специалистам по применению РУГ БпЛА МК и командирам авиационных полков. Подготовка беспилотных летательных аппаратов и пилотируемых многофункциональных авиационных комплексов проводится штатным порядком. В установленное время производятся последовательные запуски N-го количества разведывательно-ударных БпЛА МК и вывод их по установленным маршрутам, на соответствующих высотах, в назначенные ЗДВ. Необходимо отметить, что данные действия выполняются заблаговременно. Пилотируемая авиационная техника и летные экипажи находятся в установленной непосредственным командиром степени готовности к вылету.
Рассмотрим предложенную пространственную модель в динамике (рисунок 5), на котором:
to, t6ma о - время обнаружения кораблей противника (начало отсчета);
1реакц. - время от момента запусков МАК до выхода на РВБ (tsan + tpyR + tB3n + tnол.рвб);
t6ma реакц. - время полета из ЗДВ в район выполнения боевой задачи (до нанесения первого
удара);
tnodn - время полета из РВБ (после пуска УР) в район выполнения боевой задачи;
tna6 - время, необходимое экипажу на прицеливание и сброс неуправляемых АБ (построение
маневра повторной атаки - при необходимости);
typ - время, необходимое для прицеливания управляемыми ракетами и полет их к цели; t6ma раб. - время работы ударных БпЛА до нанесения ударов МАК.
Нахождение на маршрутах поиска разведывательных и ударных БпЛА МК в ЗДВ будет происходить весь период проведения противодесантной операции: от момента обнаружения (вскрытия) десантных кораблей противника, на все время нанесения авиационных ударов, до посадки крайнего МАК ОТА (АА) (ударного БпЛА МК). Для соблюдения принципа постоянства воздействия на противника при выполнении поставленной задачи и ведения беспокоящего огня работа РУГ БпЛА МК должна выполняться по плану-графику ведения боевых действий (рисунок 6).
Рисунок 5 - Пространственно-временная модель совместных действий РУГ БпЛА МК и МАК ОТА (АА) (вариант)
В/часть подразделение Боевая задача (подразделение, ГТН) Состав ГТН Боевая зарядка № БпЛА (позывной ведущего группы) Время выполнения
01.00 02.00 03.00 0 0. 0 00.50 06.00 0 0. о 0 0. 00 0 09.00 0 0. .0 0 0. 12.00 0 0. гя 14.00 15.00 0 0. .6 17.00 18.00 0 0. .9 20.00 0 0. 22.00 23.00 0 0. 2
№ роты (БпЛА МК) Ударная группа №1 N x БпЛА МК по 4 ПОМ (ПОМ-1), по 4 СНК (с Ф-1, РГД) 001 -004 100 -Y -151 Y 100 Y -150 Y 100 Y -150 Y 100 Y -150 Y
Ударная группа №2 N x БпЛА МК 005-008 100 -Y 150 Y- 100 -Y ■151 Y 100 Y -150 Y 100 Y 150 Y
Ударная группа №3 N x БпЛА МК 009-012 100 Y -150 Y 100 Y -15 0 Y 100 Y -150 Y
Ударная группа (резерв) N x БпЛА МК 013-014
Группа обнаружения и слежения за объектом N x БпЛА МК Развед. оборуд. (день/ночь) 015 ^ В- ^ / Г В
30 10 30 00 В 3( 00
30 00 1 3
Группа РЭБ N x БпЛА МК Аппаратура РЭБ 016 / г л
300 0 300 0
№ тагр Ударная группа №1 2-4 Су-34 по 6 ФАБ-500, по 2 Х-31ПК 23456 000 -У] -250 у 2000 УР -25 У 0 2000 УР -25 У 00
Ударная группа №2 2-4 Су-34 по 6 ФАБ-500, по 2 Х-31ПК 67890 200 У 0-25 Р У 00 2000 УР -25 У 00 2000 УР -25 У 00 -
№ тагр Истребители прикрытия 2-4 Су-30СМ по 4 Р-27, по 2 Р-72 65432 Т X г х"
80< 0-9 00 8 100- 900 800 1-90 00
Рисунок 6 - План-график ведения боевых действий РУГ БпЛА МК и МАК ОТА (вариант)
При обнаружении (вскрытии) группы десантных кораблей ЭУГ выполняется вывод и наведение в район выполнения задачи по установленному маршруту группы БпЛА МК из ближайшей ЗДВ. Ударные группы наводятся на заданные объекты поражения, а БпЛА МК
радиоэлектронной борьбы (РЭБ) в зоны постановки помех. Ударные группы БпЛА МК из других ЗДВ выполняют полет по установленному маршруту в район выполнения задачи и встраиваются в общий боевой порядок первых групп.
При получении команды МАК ОТА (АА) из положения дежурства на земле выполняют последовательные вылеты пар (звеньев) из состава тактической авиационной группы, полет с оптимальным профилем по установленным маршрутам в район нанесения авиационных ударов.
Истребители прикрытия выполняют взлеты и выход на рубеж ввода в бой. Выполняют сопровождение ударных групп ОТА (АА), при обнаружении самолетов противника вступают с ними в воздушный бой для обеспечения пролета своих ударных групп. На расчетных рубежах ввода в бой (РВБ) МАК ОТА (АА) выполняют пуски управляемых авиационных средств поражения, наводящихся на радиомаяки, установленные с использованием БпЛА МК. При подвеске на пилотируемых МАК неуправляемых средств поражения (допускается смешанная подвеска) ударные самолеты (вертолеты) выполняют полет по установленным маршрутам для выхода в район объектов удара. В заданном районе выполняют построение выбранного маневра атаки (с горизонтального полета, с пикирования, с кабрирования, после выполнения горки, боевого разворота, со свободного маневра и т.д.), самостоятельное прицеливание и боевое применение средств поражения сходу и, при необходимости, строят повторные заходы. После выполнения боевой задачи МАК по обратным маршрутам возвращаются на аэродромы посадки (подскока, аэродромные участки дорог, площадки и т.п.). РУГ БпЛА МК продолжают ведение доразведки объектов поражения и ведут систематическое огневое воздействие.
Изложенный порядок действий экипажей пилотируемых авиационных комплексов и расчетов ударных БпЛА МК в полной мере отражен в пространственно-временной модели совместных действий, представленной на рисунке 5.
Выводы. Разработанная пространственно-временная модель совместных действий разведывательно-ударных групп беспилотных летательных аппаратов малого класса и оперативно-тактической авиации при поражении морского десанта противника в составе экспедиционных ударных групп позволяет учитывать возросшие возможности вероятного противника по загоризонтной высадке морского десанта. Расчеты, произведенные с использованием разработанной модели, позволяют получить и обосновать предварительные оценки потребных нарядов разведывательных и потребное количество ЗДВ (их расположение в пространстве) ударных групп БпЛА МК, дальность начала десантирования. В целом ориентировочные расчеты потребных нарядов разведывательных БпЛА подтверждают практическую реализуемость совместных действий БпЛА МК и ОТА в ПДО. Реализация предложенного варианта совместных действий беспилотной и пилотируемой авиации при поражении морского десанта противника в соответствии с предложенным план-графиком, на практике, позволит повысить оперативность и эффективность применения авиации в морской противодесантной операции.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Воскресенский А.В. Американцы готовятся к боевым действиям на Чукотке. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://topcor.ru/19691-amerikancy-gotovjatsja-k-boevym-dejstvijam-na-chukotke.html (дата обращения 29.06.2021).
2. Бойков Л.В. Актуальные вопросы теории противодесантной обороны морского побережья // Военная мысль. 2007. № 12. С. 35-43.
3. Стучинский В.И., Корольков М.В. Обоснование боевого применения авиации для срыва интегрированного массированного воздушного удара в многосферной операции противника // Воздушно-космические силы. Теория и практика. 2020. № 16. С. 29-36. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://академия-ввс.рф/images/docs/vks/16-2020/29-36.pdf (дата обращения 29.06.2021).
4. Афонин И.Е. Анализ опыта боевого применения групп беспилотных летательных аппаратов для поражения зенитно-ракетных комплексов системы противовоздушной обороны в военных конфликтах в Сирии, в Ливии и в Нагорном Карабахе / И.Е. Афонин, С.И. Макаренко, С.В. Петров, А.А. Привалов // Системы управления, связи и безопасности. 2020. № 4. С. 163-191. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://sccs.intelgr.com/archive/2020-04/06-Afonin.pdf (дата обращения 29.06.2021).
5. Ростопчин В.В. Ударные беспилотные летательные аппараты и противовоздушная оборона - проблемы и перспективы противостояния. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.researchgate.netpublication331772628_Udarnye_bespilotnye_letatelnye_apparaty_i_proti vovozdusn~1 (дата обращения 30.06.2021).
6. Ананьев А.В., Лазорак А.В., Филатов С.В., Кажанов А.П. Способ совместных действий пилотируемых авиационных групп и ударных беспилотных летательных аппаратов малого класса в морской противодесантной операции // Воздушно-космические силы. Теория и практика. 2021. № 18. С. 10-21. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.академия-ввс.рф/images/docs/vks/18-2021/10-21.pdf (дата обращения 29.07.2021).
7. Козаренко О.С. Береговая система наблюдения ВМФ России. Рациональный подход // Новый оборонный заказ. 2016. № 3 (40). [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://dfnc.ru/c 108-novosti-2-1/beregovaya-sistema-nablyudeniya-vmf-rossii-ratsionalnyj-podhod/ (дата обращения 04.07.2021).
8. Широкорад А. От Сопки до Бастиона // Военно-промышленный курьер. 2012. № 42 (459). [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://vpk.name/news/77430_ot_sopki_do_bas tiona.html (дата обращения 04.07.2021).
9. Ананьев А.В., Филатов С.В. Модель и алгоритм совместных действий смешанного авиационного полка и разведывательно-ударных групп беспилотных летательных аппаратов малого класса при поражении высокомобильных резервов противника // Воздушно-космические силы. Теория и практика. 2019. № 10. С. 34-41. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://академия-ввс.рф/images/docs/vks/10-2019/34-41.pdf (дата обращения 29.06.2021).
10. Гусеничный плавающий бронетранспортер AAAV (EFV) США. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://38niii.ru/obzory/nazemnaya-tekhnika/97-gusenichnyj-plavayushchij-bronetrans porter-aaav-efv-ssha.html (дата обращения 12.06.2021).
REFERENCES
1. Voskresenskij A.V. Amerikancy gotovyatsya k boevym dejstviyam na Chukotke. fElektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: https://topcor.ru/19691-amerikancy-gotovjatsja-k-boevym-dejstvijam-na-chukotke.html (data obrascheniya 29.06.2021).
2. Bojkov L.V. Aktual'nye voprosy teorii protivodesantnoj oborony morskogo poberezh'ya // Voennaya mysl'. 2007. № 12. pp. 35-43.
3. Stuchinskij V.I., Korol'kov M.V. Obosnovanie boevogo primeneniya aviacii dlya sryva integrirovannogo massirovannogo vozdushnogo udara v mnogosfernoj operacii protivnika // Vozdushno-kosmicheskie sily. Teoriya i praktika. 2020. № 16. pp. 29-36. ['Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://akademiya-vvs.rf/images/docs/vks/16-2020/29-36.pdf (data obrascheniya 29.06.2021).
4. Afonin I.E. Analiz opyta boevogo primeneniya grupp bespilotnyh letatel'nyh apparatov dlya porazheniya zenitno-raketnyh kompleksov sistemy protivovozdushnoj oborony v voennyh konfliktah v Sirii, v Livii i v Nagornom Karabahe / I.E. Afonin, S.I. Makarenko, S.V. Petrov, A.A. Privalov // Sistemy upravleniya, svyazi i bezopasnosti. 2020. № 4. pp. 163-191. fElektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: https://sccs.intelgr.com/archive/2020-04/06-Afonin.pdf (data obrascheniya 29.06.2021).
5. Rostopchin V.V. Udarnye bespilotnye letatel'nye apparaty i protivovozdushnaya oborona -problemy i perspektivy protivostoyaniya. fElektronnyj resurs]. Rezhim dostupa:
оперативное искусство и тактика
https://www.researchgate.netpublication331772628_Udarnye_bespilotnye_letatelnye_apparaty_i_proti vovozdusn~1 (data obrascheniya 30.06.2021).
6. Anan'ev A.V., Lazorak A.V., Filatov S.V., Kazhanov A.P. Sposob sovmestnyh dejstvij pilotiruemyh aviacionnyh grupp i udarnyh bespilotnyh letatel'nyh apparatov malogo klassa v morskoj protivodesantnoj operacii // Vozdushno-kosmicheskie sily. Teoriya i praktika. 2021. № 18. pp. 10-21. ['Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://www.akademiya-vvs.rf/images/docs/vks/18-2021/10-21.pdf (data obrascheniya 29.07.2021).
7. Kozarenko O.S. Beregovaya sistema nablyudeniya VMF Rossii. Racional'nyj podhod // Novyj oboronnyj zakaz. 2016. № 3 (40). ['Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: https://dfnc.ru/c108-novosti-2-1/beregovaya-sistema-nablyudeniya-vmf-rossii-ratsionalnyj-podhod/ (data obrascheniya 04.07.2021).
8. Shirokorad A. Ot Sopki do Bastiona // Voenno-promyshlennyj kur'er. 2012. № 42 (459). ['Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: https://vpk.name/news/77430_ot_sopki_do_bastiona.html (data obrascheniya 04.07.2021).
9. Anan'ev A.V., Filatov S.V. Model' i algoritm sovmestnyh dejstvij smeshannogo aviacionnogo polka i razvedyvatel'no-udarnyh grupp bespilotnyh letatel'nyh apparatov malogo klassa pri porazhenii vysokomobil'nyh rezervov protivnika // Vozdushno-kosmicheskie sily. Teoriya i praktika. 2019. № 10. pp. 34-41. ['Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://akademiya-vvs.rf/images/docs/vks/10-2019/34-41.pdf (data obrascheniya 29.06.2021).
10. Gusenichnyj plavayuschij bronetransporter AAAV (EFV) SShA. ['Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://38niii.ru/obzory/nazemnaya-tekhnika/97-gusenichnyj-plavayushchij-bronetrans porter-aaav-efv-ssha.html (data obrascheniya 12.06.2021).
© Ананьев А.В., Иванников К.С., Кажанов А.П., 2021
Ананьев Александр Владиславович, доктор технических наук, профессор кафедры организации боевого применения авиационных средств поражения, Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (г. Воронеж), Россия, 394064, г. Воронеж, ул. Старых Большевиков, 54А, [email protected].
Иванников Кирилл Сергеевич, директор научно-производственного комплекса специального программного обеспечения, акционерное общество «Научно-производственное предприятие «Радар ммс», Россия, 197375, г. Санкт-Петербург, ул. Новосельковская, 37, лит. А.
Кажанов Андрей Петрович, адъюнкт, Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (г. Воронеж), Россия, 394064, г. Воронеж, ул. Старых Большевиков, 54А, [email protected].
UDK [355.469.34+358.422]:355.353.4
GRNTI 78.19.03.13
strike aircraft crews and small-class unmanned aerial vehicles groups joint actions model in the event of a marine landing
A.V. ANANEV, Doctor of Technical sciences
MESC AF «N.E. Zhukovsky and Y.A. Gagarin Air Force Academy» (Voronezh)
K.S. IVANNIKOV
Scientific and production complex of special software, JSC «SPE «Radar MMS» (St. Petersburg)
A.P. KAZHANOV
MESC AF «N.E. Zhukovsky and Y.A. Gagarin Air Force Academy» (Voronezh)
The article proposes a space-time model of joint actions of reconnaissance and strike groups of small-class unmanned aerial vehicles and operational-tactical aviation in the defeat of enemy amphibious assault forces as part of expeditionary strike groups. The model differs from the well-known ones by including reconnaissance and strike groups of small-class unmanned aerial vehicles in groups of tactical detection (additional reconnaissance), suppression of air defense and target designation, taking into account the critical boundary of an air strike, interconnected with the capabilities of the enemy for over-the-horizon landing. The model takes into account the most rational variant of the amphibious landing, developed by the authors based on the tactics of the actions of the probable enemy and the geographical characteristics of the conditional area of warfare. The authors propose to carry out the implementation of joint actions by unmanned and manned aircraft in the event of the defeat of the enemy's amphibious assault in accordance with the developed schedule.
Keywords: joint actions, critical boundary, small-class unmanned aerial vehicle, space-time model.
DOI: 10.24412/2500-4352-2021-20-10-23