УДК: 332.12 DOI: 10.22394/2071-2367-2017-12-2-159-166
МОДЕЛЬ СОВМЕСТНОГО УПРАВЛЕНИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ УЧАСТНИКОВ МЕЖОТРАСЛЕВОГО КЛАСТЕРА
Смирнов И. В.1
Развитие конкурентоспособности российских товаров и услуг, как в высокотехнологичной сфере, так и в сферах производства бытовых и уже вполне ординарных, но сложных по своему компонентному составу и применяемым технологиям товаров, связано с поиском форм преодоления ключевых преимуществ иностранных производителей, и не только в части технологического совершенства, но и в областях управления. Это управление взаимодействием и построением кооперационных связей таким образом, чтобы основная часть добавленной стоимости оставалась у российских производителей. И еще управлением интеллектуальной собственность - той сферой рыночной экономики, позиции в которой у России недостаточно развиты. Анализ показал, что создание кластеров - это перспективный способ построения новых кооперационных связей, но при этом все возможности кластера еще не выявлены и не использованы, а совместное управление интеллектуальной собственностью в кластере может стать новым типом взаимосвязи участников. На основе этого мнения, автором предложена модель межотраслевого кластера в которой интеллектуальная собственность выполняет роль связующего компонента, дающего дополнительные конкурентные преимущества. Описаны роли, функции и задачи участников межотраслевого кластера. Даны преимущества предложенного подхода по сравнению с применяемыми в настоящее время способами создания кластеров.
Ключевые слова: межотраслевой кластер, интеллектуальная собственность, управление, кооперация, конкурентные преимущества, конкурентоспособность, объединение.
THE MODEL OF INTELLECTUAL PROPERTY MANAGEMENT IN INTERSECTORAL CLUSTER
SMIRNOV I.V. - Applicant of Bashkir State University, (Russian Federation, Ufa), e-mail: [email protected]
The development of the competitiveness of Russian goods and services both in the field of high technology and in production of quite ordinary household goods is closely linked with overcoming key advantages of foreign producers not only in technology, but also in management area. This type of management aims to create cooperative relations in order the major part of the added value to stay in Russia. In addition, it should control the intellectual property sphere; this market economy sphere is poorly developed in our country. The analysis shows that the development of clusters is a perspective way to create new cooperation relations, but at the same time, we should identify and use all cluster possibilities. The collaborative management in the area of intellectual property can become a new type of relationship between the participants in clusters. Based on this fact, the author proposes the intersectoral cluster model where the intellectual property has the role of the link that gives additional competitive advantages. The report provides a description of the main roles, functions and tasks of the member of intersectoral cluster. The advantages of this approach are described in comparison with current ways of cluster creation.
Keywords: intersectoral cluster, intellectual property, management, cooperation, competitive advantages, competitiveness, sector aggregation
Смирнов Иван Владимирович - соискатель Башкирского государственного университета, адрес: 450076, Россия, г. Уфа, ул. Заки Валиди, д.32, e-mail: [email protected]
Экономические условия в России в 20-х годах XXI века характеризуются большой зависимостью промышленности от иностранных компонентов, полуфабрикатов и готовых товаров и от услуг, оказываемых иностранными компаниями. Во многом это связано с неразвитым рынком интеллектуальной собственности (ИС). Эта проблема хорошо известна и часто выносится на обсуждение. Например, Елистратова Е.Н. отмечает, если собрать материалы о числе поданных за последние несколько лет заявок на регистрацию прав на ИС, включая изобретения, полезные модели и товарные знаки, выделить долю российских заявителей и долю иностранных заявителей, то станет понятно, что иностранные заявители все активнее осуществляют защиту интеллектуальной собственности в России. Это означает, что в условиях конкуренции за рынки сбыта легко может сложится такая ситуация, что при аналогичном техническом решении российский товар не сможет свободно продаваться, т.к. будут нарушаться права на ИС, полученные ранее на территории нашей страны какой-либо иностранной компанией. И при этом возникший спор по ИС, из-за недостаточно развитой в российских компаниях инфраструктуры поддержки ИС может быть решен не вполне успешно. Следовательно, российским производителям следует более внимательно относиться к вопросам правовой охраны ИС. Все это говорит о том, что в предстоящие годы в условиях становления инновационной экономики очень многое будет зависеть от успешности работы на рынке ИС, и, естественно, от экономической и рыночной значимости самих объектов ИС1.
В тоже время, большинство современных высокотехнологичных товаров и услуг представляют собой результат производственного взаимодействия предприятий и организаций различных сфер. Например, современные здания и сооружения требуют использования металлов различных марок и готовых изделий из них, продуктов глубокой переработки древесины, пластиковых изделий, лакокрасочных материалов и растворов специального назначения и т.д. Производство напольных покрытий, имитирующих дерево, связано с процессами переработки нефти и нефтехимией, процессами сбора и переработки древесного сырья, технологиями нанесения нанопокрытий и др. Причем все эти производственные цепочки содержат в себе большую долю инновационных решений, использование которых без соответствующего разрешения правообладателя недопустимо. Следовательно, в условиях высокой конкуренции, отдельные малые, средние и даже крупные предприятия будут проигрывать конкурентную борьбу тем, кто нашел способ долгосрочного кооперирования и занял свою важную и ценную для остальных нишу в производственной цепочке.
Для российских предприятий кооперационный подход сейчас не совсем характерен. Система промышленно-производственной кооперации СССР уже не существует и ее восстановление невозможно в силу значительного научно-технического прогресса в производстве и появлении новых товаров для удовлетворения известных потребностей. Следовательно, поиск механизмов успешной конкурентной борьбы с «сильными» иностранными производителями должен включать решения в области кооперации и защиты интеллектуальной собственности. И это в условиях, когда развитый рынок интеллектуальной собственности скорее навредит тем производителям, которые не имеют достаточных компетенций для работы на нем, а к числу таковых можно отнести многие российские предприятия.
Исходя из этого, автором предложено рассмотреть межотраслевой кластер (МОК) как инструмент государственной политики и в то же время способ взаимодействия производителей товаров и услуг и организаций инфраструктурного и кадрового сервиса, направленный на по-
1Евстратова Е. Н. Перспективы развития рынка интеллектуальной собственности в России в условиях инновационного развития экономики [Текст] // Экономическая наука и практика: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2016 г.). - Чита: Издательство Молодой ученый, 2016. - С. 6-7.
строение новых кооперационных связей и объединяющий участников через совместное владение и использование интеллектуальной собственности. Описание авторских разработок в части структуры, функций, ролей и самой деятельности МОК и представлено в данной статье.
Кластеризация - это популярная сейчас форма развития отраслей или других видов деятельности. Известны машиностроительные, инновационные, химические, авиастроительные и иные кластеры1. Объединяет их то, что совместная деятельность позволят добиться лучших результатов в материально-техническом оснащении, привлечении кадров,совместной работе на рынках.
Но, по мнению автора, оставлять межотраслевые кооперационные связи исключительно как побочный эффект кластеризации нельзя. Именно создание полных межотраслевыхпроиз-водственных цепочек позволит создать полноценную конкуренцию высокотехнологичной продукции зарубежного производства.Подтверждается это и научно-теоретическими исследованиями. В частности М. Портер дал следующую трактовку понятия:«кластер- это сконцентрированная по географическому признаку группа взаимосвязанных компаний, специализированных поставщиков, поставщиков услуг, финансовых организаций, фирм в соответствующих отраслях, а также связанных с их деятельностью организаций. В кластеры также часто вхо-дят:предприятия работающие с каналами сбыта;осуществляющие обслуживание продукции у потребителя; производители аксессуаров и сопутствующей продукции;государственные и частные организации, обеспечивающие обучение, обработку и сбор информации, проведение исследований. Промышленные кластеры различаются по виду интеграции и сложности структуры. Таким образом, кластер не ограничивается какой-то одной отраслью, а затрагивает несколько смежных отраслей, представляя собой такую форму организации взаимодействующих и взаимозависимых предприятий, которая дает возможности для повышения конкурентоспособности региональной экономики, а также является важным критерием для оценки развития той или иной экономической системы или того или иного региона»2.
Исследование типологизации кластеров в современной экономике позволяет говорить о множестве различных подходов к делению. Это и отрасли, и территории, и уровень инноваци-онности, и число и роли участников и т.д. Наиболее ясную содержательную картину дает классификация, представленная в табл. 1, там же приведены основные характеристики кластеров.
Как следует из анализа материалов, в отличие от традиционныхформ кооперационно-хозяйственных взаимодействия малого, среднего и крупного бизнеса, кластерные формы характеризуются некоторыми особенностями:
- наличием крупного предприятия-лидера, определяющего долговременную хозяйственную, инновационную и иную стратегию;
- территориальной локализацией основной массы хозяйствующих субъектов - участников кластера;
- устойчивостью хозяйственных связей предприятий и других участников кластерной формы взаимодействия, доминирующим значением этих связей для большинства ее участников;
- долговременной координацией взаимодействия участников в рамках её производственных программ, инновационных процессов; контроля качества и пр.
1 Российская кластерная обсерватория, Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭМр^/тар.с^ег.Изе.ш/.
2Котов Д.В. Методология и концепции инновационного развития современной экономики.Монография. - М.: «Палеотип», 2008. - 212 с.
Важной отличительной чертой кластера в общей системе производственно-кооперационных и коммерческих взаимодействий предприятий является фактор инновационной ориентированности. Кластеры, как правило, формируются там, где осуществляется или ожидается «прорывное» продвижение в области техники и технологии производства и последующего выхода на новые рынки1.
Таблица 1 - Основные характеристики кластеров2 Table 1 - Basic characteristics of clusters
Тип кластера Тип связи Характеристики кластера
Тип А Связанные кластеры Основанный на доступных источниках ресурсов, как правило, местного значения, с высокими производственно-кооперационными связями между предприятиями, с распределением заказов нерыночными методами и системой общей информации. Важно: это малые и средние предприятия. Расположены компактно в производственной зоне городов. Активно используют инновации. Барьеры для входа невелики.
Тип В Новые промышленные зоны Основан на производственной кооперации и построении цепочек создания добавочной стоимости, часто при построении полного цикла переработки сырья в готовую продукцию. Возможны договоренности о ценовом уровне при взаимных поставках. Отличаются стабильностью. Могут включать и крупные предприятия. Как правило, состоит из одного или двух, трех крупных и множества малых и средних предприятий. Располагаются так, что формируют собственные производственные зоны. Самостоятельно определяют степень инновационной активности, т.к. могут влиять на рынки производимой продукции.
Тип С Инновационная среда Основаны на создании среды вокруг некоторого общего направления инновационного развития (нанотехнологии, робототехника и др.). Предприятия используют общие ресурсы, т.к. сами, как правило представляют собой микро или малые предприятия. Поддерживаются государством или региональными властями. Располагаются компактно вне города или в городе в специально построенном инновационном комплексе. Зависят от внешнего финансирования, получаемого на конкурсной или грантовой основе.
Соглашаясь с этим, можно сказать, что МОК формирует новый тип кластера, отличающийся необязательным наличием одного крупного предприятия - лидера и использующим ИС как тип связи, и совпадающий по характеристикам долговременной кооперации, инновационной направленности и устойчивости.
Всю сложность возможных взаимоотношений участников МОК можно представить в виде упрощенной модели совместной деятельности, выделяя лишь главные цели участников и способы их достижения через роли, задачи и функции в МОК (рис. 1).
1Котов Д.В. Управление инновационным развитием: теория и практика. Монография. - М.: «Палеотип», 2009. - 183 с.
2Харт Д.А. «Инновационные кластеры: основные идеи»http://www.innosys.spb.ru/?id=659
Рынки товаров и услуг
\f
Рисунок 1 - Иллюстрация модели межотраслевого кластера: субъекты и их основные взаимосвязи
Figure 1 - Illustration of the model of the interindustry cluster: subjects and their main relationships
Участники кластера создают ассоциацию с целью обеспечения совместного присутствия на рынках и построения кооперационных цепочек создания ценности (добавленной стоимости) для получения коммерческой выгоды (1).
Ассоциация, в свою очередь обеспечивает регулирование совместной деятельности, через инструменты объединения ИС участников в патентный пул, обеспечивая тем самым
возможности для надежной правовой защиты от несанкционированного вмешательства в систему производственной кооперации. Эта деятельность связана с созданием экономической заинтересованности всех участников в успешной деятельности каждого из них. Отметим вхождение в кластер научных, инжиниринговых и образовательных организаций. Их деятельность совместно с производственными организациями, согласованная и скооперированная по задачам, ресурсам и срокам позволят выстроить цепочки создания ценности не только в части производства товаров и услуг, а также в части кадрового, инжинирингового и научно-исследовательскогообеспеченияпроизводственных процессов, что создает условия для стратегического взаимодействия и устойчивости МОК в долгосрочной перспективе.
Важное место в системе взаимоотношений в МОК занимает Управляющая компания. Если Ассоциация выступает исключительно как некоммерческий представительный орган, то роль управляющей компании заключается в финансово -экономическом обеспечении процессов совместной деятельности (2), которая выражается в реализации политики консолидации части дохода, полученного за счет совместного использования ИС и его использовании, в соответствии с решением Ассоциации и на пополнение патентного пула и, самое главное, на рост инновационного потенциала кластера за счет проведения исследований и разработок по актуальным прикладным задачам. Эта деятельность реализуется через использование средств Фонда развития МОК (3).
В современных условиях деятельность МОК в части обеспечения ИС практически всегда будет связана с реализацией и приобретением ИС у владельцев, которые не ассоциированы с МОК, а часто являются и иностранными агентами. Эту функцию должен исполнять Оператор ИС МОК (4).
В итоге можно говорить о системном взаимодействии и распределении функций. Все функции участников МОК определены в соответствии с той ролью, которую каждый из них может играть для получения коммерческих выгод как юридическое лицо и как участник процессов сетевого взаимодействия при совместном использовании интеллектуальной собственности. Функции приведены в таблице 2.
Также следует указать роль патентного пула. Патентный пул МОК - это база ИС как элемент консолидации в МОК, создаваемый и поддерживаемый Оператором ИС МОК, включающий объекты ИС совместное использование которых создает надежную правовую защиту производственно-технологических и иных решений участников кластера.
Особенность механизма финансово-экономической консолидации состоит в кооперировании ИС, корректной ее защите и формировании, таким образом, конкурентных преимуществ на рынках присутствия участников МОК. Ключевым экономическим инструментом кооперации выступает доход, совместно формируемый при использовании ИС и распределяемый между участниками вне зависимости от места в производственной цепочке1. Такой подход создает условия при которых решение о вступлении в МОК для организации обладающей ИС позволят занять определенную, более высокую конкурентную позицию, чем при индивидуальной самостоятельной деятельности на рынке. Кроме этого подключение к патентному пулу МОК открывает участникам возможности для использования ранее недоступных в силу патентной или иной защиты техники и технологий.
1Бондарева Н.Н Методические вопросы исследования системы управления интеллектуальной собственностью // Научные труды: Институт народнохозяйственного прогнозирования РАН. - 2008. - №6 -С.337-360.
Таблица 2 - Функции организаций - участников МОК Table 2 - Functions of IOC member organizations
№ п/п Наименование участника (группы участников) Основные функции в МОК
1. Производственная организация Производство товаров и услуг с использованием технологий и технических решений, создаваемых с использованием совместной ИС МОК.
2. Научно-исследовательская организация Создание научных основ и разработка технологий и техники, обладающих конкурентными преимуществами и патентоспособностью. Основной поставщик ИС для патентного пула МОК.
3. Проектная организация Проведение работ и оказание инжиниринговых услуг, связанных с использованием техники и технологий, защищаемых от несанкционированного копирования через патентный пул МОК.
4. Образовательная организация Весь спектр услуг по подготовке кадров, включая подготовку специалистов по выявлению, фиксации и оформлению объектов ИС как организаций-участников МОК, так и сторонних организаций.
5. Ассоциация участников МОК Некоммерческая организация, которой по договору участники МОК частично передают свои полномочия (без утраты статуса юридического лица? ответственного за финансово-хозяйственную и иную деятельность) с целью выработки совместной политики в области коллаборации и взаимодействия на рынках товаров и услуг/
6. Управляющая компания МОК Оператор совместной финансово-экономической деятельности, осуществляющий функции по выявлению и консолидации дохода от совместного использования ИС в процессах создания добавленной стоимости участников МОК. Осуществляет распределение дохода среди участников МОК.
7. Фонд развития МОК Формируемый участниками, находящийся в ведении Управляющей компании МОК и расходуемый в соответствии с решениями Ассоциации участников МОК денежный фонд. Расходуется на выполнение исследований и разработок по актуальным для рынка и участников кластера проблемам с целью создания новой ИС и повышения конкурентоспособности кластера.
8. Оператор ИС МОК Организация - патентный поверенный МОК, обеспечивающая ведение и поддержание актуальными объекты ИС участником МОК, формирующая «правовые» барьеры для усложнения входа на рынки присутствия участников МОК конкурентов, обладающих аналогичными технологиями, и обеспечивающая рост конкурентоспособности участников кластера за счет предоставления им льготного (или свободного) доступа к использованию объединённой ИС МОК и, соответственно, технологиям и технике.
9. Внешние источники ИС Предприятия, научно-исследовательские и другие организации, индивидуальные изобретатели, владеющие важной для участников МОК ИС и готовые к переуступке прав на нее на коммерческой основе.
В качестве заключения можно привести следующее. Кластеризация, как способ создания условия для повышения конкурентоспособности российских предприятий не используется в полной мере, межотраслевая направленность является скорее исключением, нежели прави-лом1. Важная и сложная проблема управления интеллектуальной собственностью при реали-
1Глоова А.В., Зыбин О.С. Кластер как инструмент повышения конкурентоспособности региона // Вестник ЮУрГУ. Серия: Экономика и менеджмент. - 2010. - №20 (196). - С.101 - 105.
зации производственных и коммерческих процессов предприятий участников кластера, не координируется целенаправленно. Соответственно потенциал еще большего повышения конкурентоспособности за счет ИС должен быть реализован в ближайшее время. Реализация потенциала кооперирования с использованием ИС в МОК должна осуществляться на основе научно-практических разработок, одну из которых и предлагает автор, сформировав модель МОК и определив роли и функции его участников.
Библиография/References:
1. Бондарева Н.Н. Методические вопросы исследования системы управления интеллектуальной собственностью // Научные труды: Институт народнохозяйственного прогнозирования РАН. - 2008. - № 6. - С. 337-360.
2. Глоова А.В., Зыбин О.С. Кластер как инструмент повышения конкурентоспособности региона // Вестник ЮУрГУ. Серия: Экономика и менеджмент. - 2010. - № 20 (196) - С.101-105.
3. Евстратова Е. Н. Перспективы развития рынка интеллектуальной собственности в России в условиях инновационного развития экономики // Экономическая наука и практика: материалы IV междунар. науч. конф. - Чита: Издательство Молодой ученый, 2016. - С. 6-7.
4. Котов Д.В. Методология и концепции инновационного развития современной экономики. Монография. - М.: «Палеотип», 2008. - 212 с.
5. Котов Д.В. Управление инновационным развитием: теория и практика. Монография. - М.: «Палеотип», 2009. - 183 с.
6. Харт Д.А. Инновационные кластеры: основные идеи. - URL: http://www.innosys.spb.ru/?id=659.
1. Bondareva, N.N. (2008) Metodicheskie voprosy issledovaniia sistemy upravleniia intel-lektual'noi sobstvennost'iu [Methodological issues of research of the intellectual property management system] // Nauchnye trudy: Institut narodnokhoziaistvennogo prognozirovaniia RAN [Scientific Articles - Institute of Economic Forecasting Russian Academy of Sciences]. - № 6. - P. 337-360. (InRuss.)
2. Gloova, A.V., Zybin, O.S. (2010) Klaster kak instrument povysheniia konkurentosposobnosti regiona [Cluster as a tool to increase the competitiveness of the region] // Vestnik IuUrGU. Seriia: Ekonomika i menedzhment [Bulletin of SUSU. Series «Economics and Management]. - № 20 (196)
- P.101-105. (InRuss.)
3. Evstratova, E. N. (2016) Perspektivy razvitiia rynka intellektual'noi sobstvennosti v Rossii v usloviiakh innovatsionnogo razvitiia ekonomiki [Prospects for the Development of the Intellectual Property Market in Russia in the Conditions of Innovative Economic Development] // Ekonomiches-kaia nauka i praktika: materialy IV mezhdunar. nauch. konf. - Chita: Izdatel'stvo Molodoi uchenyi. -P. 6-7. (InRuss.)
4. Kotov, D.V. (2008) Metodologiia i kontseptsii innovatsionnogo razvitiia sovremennoi ekonomiki [Methodology and concepts of innovative development of modern economy]. Monografiia.
- M.: «Paleotip». - 212 p. (InRuss.)
5. Kotov, D.V. (2009) Upravlenie innovatsionnym razvitiem: teoriia i praktika [Management of innovative development: theory and practice]. Monografiia. - M.: «Paleotip». - 183 p. (InRuss.)
6. Khart, D.A. Innovatsionnye klastery: osnovnye idei [Innovative clusters: basic ideas]. -URL:http://www.innosys.spb.ru/?id=659. (InRuss.)