Научная статья на тему 'Модель содержания профильного компьютерно-информационного обучения школьников'

Модель содержания профильного компьютерно-информационного обучения школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
110
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОГРАММИСТСКИЙ ПОДХОД / КОМПЬЮТЕРНО-ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ / ЗАДАЧИ ОБУЧЕНИЯ / PROGRAMMING APPROACH / COMPUTER AND INFORMATION TRAINING / DIDACTIC MATERIAL / OBJECTIVES OF TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Олейников Алексей Анатольевич

Рассмотрены средства и способы профильного компьютерно-информационного обучения школьников, направленного на формирование профессионально значимых практических умений и навыков использования компьютерных систем в будущей профессиональной деятельности школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONTENT MODEL OF PROFILE COMPUTER AND INFORMATION TEACHING SCHOOLCHILDREN

The means and ways of profile computer and information teaching schoolchildren are reviewed. This type of teaching is intended for forming professionally significant abilities of using computer systems in schoolchildren's future professional activity.

Текст научной работы на тему «Модель содержания профильного компьютерно-информационного обучения школьников»

УДК 371.016:004 ББК 4421.27

МОДЕЛЬ СОДЕРЖАНИЯ ПРОФИЛЬНОГО КОМПЬЮТЕРНО-ИНФОРМАЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ

А.А. Олейников

Костанайский государственный педагогический институт

CONTENT MODEL OF PROFILE COMPUTER AND INFORMATION TEACHING SCHOOLCHILDREN

A. Oleynikov Kostanay State Pedagogical Institute

Рассмотрены средства и способы профильного компьютерно-информационного обучения школьников, направленного на формирование профессионально значимых практических умений и навыков использования компьютерных систем в будущей профессиональной деятельности школьников.

Ключевые слова: программистский подход, компьютерно-информационное обучение, дидактический материал, задачи обучения.

The means and ways of profile computer and information teaching schoolchildren are reviewed. This type of teaching is intended for forming professionally significant abilities of using computer systems in schoolchildren’s future professional activity.

Keywords: programming approach, computer and information training, didactic material, objectives of training.

Любая система, обеспечивающая развитие общества, универсализацию взаимодействия субъектов общества, коммуникативную среду, требует периодического изменения как по структуре, так и по содержанию её элементов, т. е. периодически подвергается процедуре, которая способствует совершенствованию функциональных возможностей отдельных элементов или всей системы.

Совершенствование обучения в профильной школе за счёт разработки дидактических материалов, раскрывающих методы работы со всеми функциями компьютерной программы, способствует предварительной профессионализации знаниевой основы учащегося, обеспечивает формирование компьютерно-информационных компетентности и опыта, развивает профессионально-творческое мышление.

Дифференцирование содержания учебнопознавательных задач в рамках компьютерноинформационного обучения осуществляется на основе образовательных программ по информатике с учётом индивиду ально-психо-логических особенностей обучаемого, при

этом содержательные аспекты формирования основ профессиональных компетенций должны отражать особенности конкретной профильной школы, контингента ее учащихся, личностную и профессиональную компетентность учителя [3].

Необходимо отметить, что программнометодический комплекс по профильной дисциплине, изучаемой с привлечением средств компьютерных систем (или оборудование на их основе), должен включать программы, разработанные с привлечением знаний специалистов различных областей: психологов, педагогов, врачей и др. На основе имеющегося опыта мы разработали модель содержания профильного компьютерно-информационного обучения (см. рисунок).

Реализация модели содержания профильного компьютерно-информационного обучения на старшей ступени общеобразовательного учреждения обеспечивает возможность синтеза содержания учебных и профильных предметов, что способствует гибкости структуры профильного обучения. Модель включает

128

Вестник ЮУрГУ, № 24* 2011

Модель содержания профильного компьютерно-информационного обучения школьников

в себя следующие элементы: базовые общепрофильные, адаптированные к профилю, специальные по профилю, родственные по профилю и смежные с профилем учебные

предметы.

Организация и оснащение занятий имеет первостепенное значение в процессе профильного компьютерно-информационного обучения, так как решает ряд дидактических задач, таких как: сообщение учащимся первоначальных сведений по профессии (компьютерные системы, информационные процессы, протекающие с помощью этих систем и их структурных компонентов, их типы, и роль в производственном процессе); знакомство с основами специальностей по профессии, связанных с применением компьютерных систем в качестве средства управления производственными процессами; формирование умения применять полученные знания в области компьютерного программирования, в решении производственных задач; развитие творческого мышления школьников средствами виртуальной реальности (компьютерных программ визуализации); формирование предпрофессио-нальной ориентации учащихся; усвоение профессиональной лексики; формирование умения применения знаний для самостоятель-

ного решения практически значимых задач средствами компьютерных систем [2].

Задачи обучения по конкретно заданному профилю в рамках компьютерно-информационного обучения отличаются от выше сформулированных общепрофильных дидактических задач и предполагают следующее: определение видов и характеристик компьютерных систем, обеспечивающих выработку необходимых практических умений и начальных профессиональных навыков; разработку дидактического материала, обеспечивающего выработку необходимых практических умений и начальных профессиональных навыков; реализацию дидактических возможностей, сопряжённых с компьютерной системой производственных устройств.

Необходимо отметить, что при подборе теоретического материала и практических заданий как системы профильных знаний важно учесть их научно-практическое содержание, уровень сложности, что обеспечит их максимальную эффективность в формировании профильно значимых умений и навыков.

Профильное компьютерно-информационное обучение требует формирования содержания допрофессионального обучения, т. е. повышения уровня начальной подготовки

Вопросы общего образования

к трудовой деятельности в определенной профессиональной области. При этом важно подбирать такие задачи, которые способствовали бы развитию профессиональных умений и навыков учащегося в области использования компьютерных систем для автоматизации производственной и учебно-познавательной деятельности [1].

Решение этих задач необходимо начинать с постановки целей, мотивирующих дальнейшую деятельность учащихся. Это позволяет учащимся изучить процессы преобразования информации в различных её видах, а также усвоить способы сопряжения устройств управления реальными объектами с компьютерной системой [4].

На этапе разработки методики профильного компьютерно-информационного обучения школьников учитывалась мотивация, интерес учащихся к конкретным специальностям, что способствует активизации их познавательной деятельности.

Занятия должны обеспечить снятие у учащихся «психологического барьера» в общении с компьютером. Частично решить эту проблему помогают практические занятия, которые вызывают наибольшую заинтересованность изучаемой темой и показывают учащимся универсальность компьютерной системы как инструмента реализации математических моделей для решения различных задач.

При составлении заданий необходимо избегать увлечения программистским подходом, поскольку его реализация требует от обучаемых хорошей математической подготовки, что обычно вызывает у детей с гуманитарным мышлением некоторые трудности, и в свою очередь является причиной низкой успеваемости таких детей по информатике.

В начале занятия учащимся необходима помощь в проектировании компьютерной модели требуемой технической установки из предложенных блоков и устройств (программных модулей). Для нейтрализации возможных затруднений при проектировании модели изучаемого объекта в ходе выполнения этапов практической работы учащимся необходимо оказывать помощь от анализа схемы устройства до получения конечного результата. В ходе занятия учащиеся приобретают навык самостоятельного использования компьютерной системы (моделей реальных объектов).

В ходе профильного компьютерно-информационного обучения необходимо постепенно

вводить новые понятия, подбирая производственные ситуации, что способствует активизации познавательной деятельности учащихся и эффективно позволяет добиться формирования необходимых профильно значимых знаний, умений и навыков. Организация компьютерно-информационного обучения по профилю предполагает два уровня взаимодействия субъектов учебного процесса: на уровне готовых учебных компьютерных программ (начальный уровень, знакомство с установкой, введение понятий) и на уровне самостоятельного составления компьютерных программ учащимися (закрепление и обобщение знаний, формирование практических навыков). При этом изучения специализированных программных средств или детального знакомства с языком программирования не требуется. Для составления программ можно использовать языки программирования, которые обычно применяются в базовом курсе информатики. Для успешного решения поставленных учебных задач учащимся достаточно умения составлять основные алгоритмические конструкции и применять процедуры и функции языка программирования для организации ввода/вывода информации.

Для закрепления полученных в ходе профильного компьютерно-информационного обучения знаний, умений и навыков применения компьютерных систем с учащимися необходимо проводить учебно-исследовательскую практику, которая стимулируют творческую активность школьников при поиске путей решения поставленной проблемы, последующей реализации функций компьютерной системы и организации работы с ней.

На основании вышеизложенного можно сделать некоторые основные выводы:

1. В ходе компьютерно-информационного обучения в профильной школе необходимо обеспечить формирование у школьников зна-ниевой основы профессии, а также практических умений по организации программного управления производственными процессами с помощью компьютерных систем.

2. Содержание компьютерно-информационного обучения в профильной школе должно быть инвариантно относительно базового и профильного обучения и ориентировано на допрофессиональную подготовку школьников в области применения компьютерных систем.

3. Необходимо выбрать такой вариант содержания компьютерно-информационного

130

Вестник ЮУрГУ, N2 24, 2011

обучения, которое бы не нарушало систему формирования профильно значимых понятий (в конкретно заданных дисциплинах) и максимально использовало межпредметные связи.

4. Наиболее адекватной формой компьютерно-информационного обучения в профильной школе являются практические, лабораторные и учебно-исследовательские работы, в процессе выполнения которых учащиеся должны получить наряду с теоретическими знаниями практические умения и начальные профессиональные навыки применения компьютерных систем в производстве.

5. Использование в компьютерно-информационном обучении специализированных компьютерных программ должно обеспечивать наглядность учебного материала, активизацию познавательной деятельности, развитие творческих способностей учащихся.

Таким образом, свою экспериментальную работу мы не ограничивали познанием лишь внешних сторон изучаемых педагогических явлений, эмпирическими наблюдениями, она направлена на углубленное и всестороннее изучение педагогических фактов, процессов, их сущности и закономерностей протекания, поиск различных приемов, диалектического мышления, применение методов восхождения от абстрактного к конкретному, проведение анализа и синтеза знаниевой основы профильного компьютерно-информационного обучения. Структура педагогического исследования: констатирующий эксперимент; формирующий эксперимент; контролирующий эксперимент.

Каждый вид эксперимента строился на общих составляющих - проведение начального тестирования, анкетирования, интервьюирования, корректировка условий эксперимента по параметрам, разработка экспериментальных дидактических материалов, статистическая обработка получаемых результатов, формулировка выводов.

Результатом исследования выступает методика профильного компьютерно-информационного обучения школьников, выявление объективных закономерностей, определяющих связь информатики с другими науками. Суть методики заключается в отборе содержания соответствующего учебного материала по дисциплине и реализации его средствами науки информатики. Логика и история науки информатики используются при обосновании построения профильного курса информатики для школьников.

Определены конкретные пути реализации профильного компьютерно-информационного обучения школьников - внедрение в учебный процесс педагогического комплекса, включающего специальный курс «Информационные технологии в изучении гуманитарных дисциплин», электронное учебное пособие «Применение аппаратно-программных средств ЭВМ для решения практических задач по гуманитарным дисциплинам» и методики применения аппаратно-программных средств специализированных компьютерных комплексов.

Литература

1. Макарова, Н.В. Методология обучения новым информационным технологиям / Н.В. Макарова. - СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 1992. -135 а

2. Стандарт среднего (полного) общего образования по информатике и информационным технологиям. Профильный уровень, 2004. - http://www.school, edu.ru/dok_edu. asp? ob_no=21914

3. Унт» КЭ. Индивидуализация и дифференциация обучения /И.Э. Унт. - М.: Педагогика, 1990. -192 с.

4. Школьные перемены. Научные подходы к обновлению общего среднего образования: сб. науч. тр. / под ред. Ю.И. Дика, А.В. Хуторского. - М.: РАО ИОСО, 2001. -336 с.

Поступила в редакцию 15 декабря 2010 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.