Научная статья на тему 'Модель системы модульного обучения в военном вузе'

Модель системы модульного обучения в военном вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
163
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕЛЬ / MODEL / МОДУЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / MODULAR TRAINING / СИСТЕМА / SYSTEM / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / PROFESSIONAL TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Петренко Антон Сергеевич

В статье рассматривается модель системы модульного обучения, выявляется специфика ее применения в военных вузах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The model system of modular training in the military institutes

The article discusses the model system of modular training, specifics of its application in military institutes.

Текст научной работы на тему «Модель системы модульного обучения в военном вузе»

А.С. ПЕТРЕНКО кандидат педагогических наук, доцент, факультета социальной педагогики МГППУ*

Модель системы модульного обучения в военном вузе

Изучение вопроса подготовки курсантов военных вузов к профессиональной деятельности на основе модульного подхода предусматривает применение метода конструирования модели, воспроизводящей предполагаемую систему. При этом необходимо не просто создать модель, обладающую чертами сходства с реальным объектом, но и воспроизвести параметры сложной системы в менее сложной.

Разрабатывая технологию подготовки курсантов военных вузов к профессиональной деятельности на основе модульного подхода, автор использовал структурно-содержательную модель, которая основывается на выборе методологических ориентиров, позволяющих раскрыть сущность исследуемого явления. С этой целью в исследовании была определена совокупность подходов и принципов, лежащих в основе изучаемого процесса. К их числу относятся, на наш взгляд, системный, деятельностный, модульный, ком-петентностный подходы, а также идеи и принципы педагогики. Остановимся более подробно на компетентностном и системном подходах.

Учитывая то обстоятельство, что технологию подготовки курсантов военных вузов к профессиональной деятельности на основе модульного подхода можно рассматривать как некоторую упорядоченную совокупность средств и методов осуществления профессиональных целей, отраженных в образовательном процессе вуза, автор выбрал системный подход в качестве методологической базы при разработке модели.

Анализ специальной литературы по обсуждаемой проблеме позволяет сделать вывод, что в обобщенном виде любая образовательная система представляет собой упорядоченную совокупность взаимосвязанных, управляемых струк-

* Петренко Антон Сергеевич, e-mail: petrenko_anton@mail.ru

турных и функциональных компонентов, подчиненных целям воспитания, обучения и развития личности.

В образовательном процессе системологи отмечают наличие стабилизирующих факторов системы, например, учебный план, состоящий из дисциплин, содержание которых отражает устойчивые связи, определяемые логикой наук, методику обучения, в которой проявляются жесткие связи, определяемые психолого-педагогическими требованиями и т.д. Вместе с тем, жёсткие связи одного типа могут образовывать разнокачественные системы. Так, на базе внешне совпадающего по форме и содержанию образовательного процесса в двух системах образуются коренным образом отличные по целям, способам их достижения, конечным результатам системы обучения и воспитания обучающихся1.

Изучение сущности технологии подготовки курсантов военных вузов к профессиональной деятельности на основе модульного подхода как образовательной системы предполагает определение набора её компонентов.

Логика построения модели системы модульного обучения в военном вузе должна быть согласована со структурой рассматриваемой деятельности и отражать ее значимые характеристики, которые включают: целевые установки и ценности, отражающие представления о процессе модульного обучения в военном вузе, содержание такой деятельности, способы ее осуществления, результат, контроль и анализ результатов. Опираясь на данную структуру деятельности, автор выделил в модели системы модульного обучения в военном вузе следующие компоненты: целевой, содержательный, процессуальный, оценочно-критериальный и результативный.

Отметим, что ведущим условием взаимодействия между частями системы является системообразующий фактор . Данный фактор является своеобразным объединителем подсистем в целостную структурно-содержательную систему. Ряд исследователей рассматривают цель в качестве системообразующего фактора3. П.К. Анохин считает системообразующим фактором результат. По мнению автора, результат

1 См.: Аверьянов А.Н. Системное познание мира. Методологические проблемы. М., 1985.

2 См.: Афанасьев В.Г. Социальная информация и управление обществом. М., 2013.

3 См.: Кузьмина Н.В. Акмеологическая теория повышения качества подготовки специалистов образования. М., 2001 .

представляет собой решающее звено «петли обратных связей». В рамках исследования системообразующим фактором изучаемого образовательного процесса является цель, в которой отражается конечный результат деятельности преподавателей и курсантов.

Процессуальный компонент системы модульного обучения в военном вузе включает в себя последовательность ряда технологических этапов: мотивационно-диагностичес-кий (Модуль 1) - анализ уровня подготовленности и побуждение курсантов к профессиональной деятельности; содержательно-проектировочный этап (Модули 2, 3) - формирование специальных знаний и умений в сфере профессиональной деятельности; организационно-деятельностный (Модули 4 и 5) - использование полученных знаний и умений на практике и рефлексивно-оценочный (Модуль 6) -оценка эффективности технологии подготовки курсантов к профессиональной деятельности (ПД).

Рассмотрим далее технологические этапы системы модульного обучения в военном вузе и выделим их существенные признаки. На каждом этапе реализуются модули, отражающие действенность знаний и соответствующие задачи системы модульного обучения в военном вузе.

На мотивационно-диагностическом этапе технологии реализуется Модуль 1, который направлен на выяснение уровня подготовленности курсантов к ПД посредством применения комплекса эмпирических методов исследования (анкетирование, тестирование, выполнение диагностических заданий, беседы и т.д.), а также на создание стимулирующих ситуаций, побуждающих курсантов к положительному восприятию ценностей ПД (ситуации критической самооценки своего уровня подготовленности, ситуации установки на ПД и др.).

В ходе содержательно-проектировочного этапа технологии реализуются Модули 2 и 3 с целью формирования специальных знаний и умений курсантов в сфере ПД. Например, в Модуле 2 отражается совокупность теоретических знаний в сфере ПД: ключевые понятия спецкурса, идеи и принципы. Модуль 3 раскрывает содержание, формы, методы, средства ПД.

Организационно-деятельностный этап технологии отражает Модули 4 и 5, в которых ставятся задачи использования курсантами полученных в ходе аудиторных занятий

знаний и умений на практике. Так, Модуль 4 раскрывает профессионально направленные задания, полученные курсантами на инструктаже перед первой педагогической практикой, которые необходимо выполнить для закрепления полученных знаний в ходе практики.

Модуль 5 включает профессионально направленные задания, полученные курсантами на вторую педагогическую практику в ходе инструктажа. Вторая педагогическая практика включает в себя задания не только профессионального характера, но и требует от курсантов определенных умений в применении полученных знаний на практике.

Рефлексивно-оценочный этап технологии отражает содержание оценочно-критериального компонента модели системы модульного обучения в военном вузе. На данном этапе реализуется Модуль 6, связанный с оценкой эффективности разработанной технологии.

Оценочно-критериальный компонент включает в себя критерии оценки и показатели готовности (отношенческий, когнитивный, операциональный), предполагает диагностику динамики изменения уровня компетентности по вышеперечисленным компонентам.

В модели системы модульного обучения в военном вузе автор выделил три компонента готовности: психологический, теоретический и технологический.

Психологический компонент готовности определяется ориентацией личности на рассматриваемый вид деятельности, а содержание компонента готовности включает: осознание профессиональной и личностной значимости, наличие интереса к профессиональной деятельности, ценностного отношения к ней, потребности работать в указанном направлении.

Критерием, характеризующим психологическую готовность курсанта к ПД, является направленность его деятельности на выполнение служебно-боевых задач. А ее показателями выступают: желание выполнять соответствующую работу; ценностное отношение к ПД; ценностное отношение к себе как к субъекту ПД; интерес к ПД.

Теоретический компонент готовности предполагает возможность разработки содержания процесса подготовки курсанта к профессиональной деятельности и включает в себя: представление об актуальности, профессионально-педагогической значимости изучаемой проблемы; о состоя-

нии, проблемах, противоречиях и перспективах обеспечения служебно-боевых задач; о ведущих положениях, принципах и идеях модульного обучения; о таких понятиях, как «модуль», «учебный модуль», «модульный принцип обучения» и др.; о содержании, сущности и структуре ПД курсантов как будущих офицеров»; о компонентах и функциях образовательного процесса; о способах, критериях оценки профессиональных компетенций и др.

Критерием, характеризующим теоретическую готовность курсантов к ПД, является овладение им профессиональных компетенций. Основными показателями овладения курсантами профессиональными компетенциями служат полнота, системность и прочность знаний в сфере ПД.

Технологический компонент готовности рассчитан на возможность практического выполнения служебно-боевых задач. Содержание данного компонента было выявлено на основе анализа ПД. Для того чтобы успешно решать задачи профессиональной деятельности, курсант должен обладать аналитическими, конструктивными, проектировочными, рефлексивно оценочными умениями, а также специальными умениями, обеспечивающими выполнение служебно-боевых задач. В этой связи курсант должен уметь осуществить анализ с профессиональных позиций образовательного процесса на конкретном занятии либо воспитательном мероприятии, а также анализ результатов собственной профессиональной деятельности. Курсантам важно овладеть умениями в области проектирования своей профессиональной образовательной деятельности, в сфере ее планирования, постановки целей и задач образовательного процесса.

Курсант должен уметь сформулировать цель занятия, воспитательного мероприятия и создать условия для принятия этой цели всеми военнослужащими; владеть умениями по обеспечению мотивации учебной деятельности в образовательном процессе, по организации усвоения учебного содержания с учетом индивидуальных особенностей и возможностей каждого военнослужащего, по определению затруднения усвоения учебного материала; по организации взаимопомощи военнослужащим на занятиях и воспитательных мероприятиях, по созданию положительного благоприятного психологического климата в образовательном процессе; по использованию педагогической техники.

Рефлексивно-оценочные умения необходимы курсантам для создания рефлексивной среды, помогающей обучающимся оценивать свою деятельность и достигнутые результаты; для оценки степени продвижения обучающегося в усвоении учебного материала, осмысления хода и результатов образовательного процесса.

Критерием, характеризующим технологический компонент готовности курсантов к профессиональной деятельности, является его соответствующая операциональная готовность к ПД. Показателями рассматриваемого компонента являются: полнота, прочность и осознанность овладения умениями в сфере ПД. В ходе раскрытия результативного компонента рассматриваемой подготовки необходимо соотнести выделенные критерии и показатели с уровнями готовности курсантов к ПД.

С учетом этих критериев и показателей были определены следующие уровни готовности к ПД: недопустимый, критический, допустимый, оптимальный. Каждый последующий уровень включает в себя признаки предыдущего, а также дополнительные отличительные признаки.

Раскрою содержание этих уровней по выделенным ранее компонентам.

- 1. Психологический компонент.

Недопустимый уровень: обучающийся недостаточно понимает важность ПД, индифферентен в практических действиях по выполнению служебно-боевых задач.

Критический уровень: обучающийся недооценивает важность ПД во время занятий, проявляет неустойчивый ситуативный интерес к организации ПД, не направлен на овладение теоретическими знаниями по ПД.

Допустимый уровень: обучающийся понимает важность ПД, стремится избирательно повышать теоретические знания по ПД, проявляет интерес к ПД, активен и инициативен на различных этапах обучения.

Оптимальный уровень: обучающийся считает ПД в учебном процессе приоритетной задачей вуза, постоянно повышает знания по теории ПД, понимает ее профессиональную значимость, проявляет высокую степень активности на всех этапах ПД.

- 2. Теоретический компонент.

Недопустимый уровень: курсант практически не владеет теоретическими, методическими знаниями по вопросам ПД,

не владеет терминологией, путается в понятиях ПД, практически не знает формы, методы, технологии ПД, знания по вопросам планирования ПД и применения их на практике отсутствуют.

Критический уровень: обучающийся имеет низкую степень знаний по ПД, не владеет терминологией, путается в понятиях ПД, плохо знает формы, методы изучения ПД в образовательном процессе, технологии и знания по вопросам планирования ПД, а также применения их на практике недостаточны.

Допустимый уровень: обучающийся имеет среднюю степень знаний по ПД, в незначительной степени владеет терминологией, понятиями ПД, знает формы, методы, технологии и знания по вопросам планирования ПД, а также применения их на практике имеются.

Оптимальный уровень: обучающийся имеет высокую степень знаний по ПД, владеет терминологией, понятиями ПД, знает формы, методы изучения ПД, технологии и знания по вопросам планирования ПД, а также применения их на практике.

- 3. Технологический компонент.

Недопустимый уровень: обучающийся не в полной мере владеет методами изучения индивидуальных психических особенностей военнослужащего, слабо определяет оптимальный уровень трудности образовательного процесса: сложность учебного материала, характер деятельности и уровень усвоения учебного содержания для каждого военнослужащего; не в полном объеме владеет навыками и умениями в реализации ПД; не может разработать план ПД и применить его на практике даже при помощи преподавателя.

Критический уровень: обучающийся не в полной мере владеет методами изучения индивидуальных психических особенностей военнослужащего, слабо определяет оптимальный уровень трудности образовательного процесса: сложность учебного материала, характер деятельности и уровень усвоения учебного содержания для каждого военнослужащего; не в полном объеме владеет навыками и умениями в реализации ПД; может разработать план ПД и применить его на практике только при помощи преподавателя.

Допустимый уровень: обучающийся на среднем уровне владеет методами изучения индивидуальных психических особенностей военнослужащего, определяет оптимальный

уровень трудности образовательного процесса: сложность учебного материала, характер деятельности и уровень усвоения учебного содержания для каждого военнослужащего; на среднем уровне владеет навыками и умениями в реализации ПД; может разработать план ПД и применить его на практике.

Оптимальный уровень: обучающийся на высоком уровне владеет методами изучения индивидуальных психических особенностей военнослужащего, определяет оптимальный уровень трудности образовательного процесса: сложность учебного материала, характер деятельности и уровень усвоения учебного содержания для каждого военнослужащего; на высоком уровне владеет навыками и умениями в реализации ПД; может разработать план ПД и применить его на практике.

Таким образом, разработанная модель системы модульного обучения в военном вузе предполагает повышение уровня подготовленности курсантов в области ПД (см. схему).

Схема 1. Модель системы модульного обучения в военном вузе "I Целевой компонент подготовки курсантов к ПД

о ш

чеи г о л

лдо

о

Содержательный компонент подготовки курсантов к ПД

Психологический компонент Теоретический компонент Технологический компонент

И

ср оп

I -

л

лы лте ныт я тс е со

дн

Процессуальный компонент подготовки курсантов к ПД

1) Мотива- 2) Содержа- 3) Организа- 4) Рефлек-

ционно- тельно- ционно- сивно- оце-

диагности- проек- деятельностн ночный этап

ческий этап тировочный ый этап (модуль 6)

(модуль 1) этап (модули (модули 4.5)

2.3)

1

Оценочно-критериальный компонент подготовки курсантов к ПД

Критерии оценки готовности Показатели готовности

Отношенческий (направленность) соотнесён с психологическим компонентом подготовки 1 .Интерес к ПД. 2.Ценностное отношение к ПД. 3.Ценностное отношение к себе как к субъекту ПД. 4.Желание осуществлять ПД.

Когнитивный (знания) соотнесён с теоретическим компонентом подготовки 1 .Полнота знаний в сфере ПД. 2.Прочность знаний в сфере ПД. 3.Системность знании в сфере ПД.

Операциональный соотнесён с технологическим компонентом подготовки

1 .Полнота овладения умениями в сфере ПД. 2.Прочность овладения умениями в сфере ПД. З.Осознанность овладения умениями в сфере ПД.

Уровни подготовки курсантов к ПД: оптимальный, допустимый, критический, недопустимый Результативный компонент подготовки курсантов к ПД _Готовность курсантов к ПД_

Важным компонентом модели системы модульного обучения в военном вузе выступают педагогические условия эффективности рассматриваемого процесса, которые включают следующие группы: организационные, методические и стимулирующие.

Организационные группы включают в себя следующие аспекты: деление процесса подготовки курсантов к ПД на временные и технологические этапы (ориентационно-теорети-ческий, деятельностно-практический и проектно-оценочный), совпадающие с освоением учебных модулей; наличие четкой организации и последовательности лекционных, семинарских и практических занятий, педагогической практики, самостоятельной работы курсантов; выстраивание содержания и реализуемых в ходе спецкурса способов обучения в соответствии с образовательным процессом в вузе.

Методические группы включают в себя: разработку программы курса по выбору учебной дисциплины; разработку лекционных, семинарских и практических занятий по спецкурсу; создание диагностического комплекса для определения компетенций; разработку сценарных планов воспитательных мероприятий по профессиональной тематике; разработку дидактических материалов в помощь курсантам при подготовке занятия и воспитательных мероприятий; подготовку вопросов для дискуссии, контрольные задания; подготовку учебного и учебно-методического пособий, электронного приложения; создание аудио и видео продукции, видеороликов; разработку тестов по определению уровня подготовленности курсантов к ПД; подготовку списка Интернет-ресурсов, рекомендуемой литературы.

При описании модели автор указал на такие особенности данной группы условий, как последовательная реализация модулей, которые позволяют интенсифицировать учебную деятельность на всех ее этапах; разработка и предъяв-

ление модулей позволяют сочетать изучение теории и формировать практические умения и навыки; применение наряду с основными дидактическими материалами вспомогательной справочной литературы и сочетание контроля с самоконтролем курсантов, который сравнительно легко достигается на основе модульного обучения.

Третья группа педагогических условий - стимулирующая. Данные условия, призванные активизировать положительную мотивацию курсантов к ПД, выделены автором в связи с тем, что без положительной мотивации не обходится ни одна успешная деятельность, ПД сама по себе профессионально значима, актуальна и необходима, а также курсанты имеют разный уровень рассматриваемой подготовки. При этом идея стимулирования должна затрагивать все этапы подготовки и все виды деятельности с курсантами.

Итак, предлагаемая модель относится к числу структурно-содержательных моделей, поскольку в ней отражена структура модульного обучения в военном вузе и раскрыто содержание компонентов и отношений данной структуры. Разработанная модель системы модульного обучения в военном вузе позволила создать целостное представление о процессе исследуемой подготовки.

Петренко А.С. Модель системы модульного обучения в военном вузе. В статье рассматривается модель системы модульного обучения, выявляется специфика ее применения в военных вузах.

Ключевые слова: модель, модульное обучение, система, профессиональная подготовка.

Petrenko A.S. The model system of modular training in the military institutes. The article discusses the model system of modular training, specifics of its application in military institutes.

Key words: model, modular training, system, professional training.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.