Петренко Антон Сергеевич - кандидат педагогических наук, доцент, преподаватель кафедры социальной педагогики Московского городского психолого-педагогического университета, e-mail: p.ant2016@yandex.ru
А. С. Петренко
ОСОБЕННОСТИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ МОДУЛЬНОЙ СТРУКТУРЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
В ВОЕННЫХ ВУЗАХ
В последние годы в военных вузах образовательные профессиональные программы строятся по модульному принципу. Такой подход обусловлен рядом преимуществ модульного построения образовательных профессиональных программ, их соответствием современным тенденциям высшего образования и требованиям заказчика.
Модульное обучение - это способ организации учебного процесса на основе модульного построения образовательной профессиональной программы, учебного плана и учебных дисциплин. Отметим, что для достижения эффективности результатов обучения необходимо соблюдать системный и комплексный подходы, другими словами по модульному принципу должны быть спроектированы как сами образовательные профессиональные программы, так и учебные планы, и учебные дисциплины.
Сущность модульного обучения состоит в том, что содержание обучения структурируется в автономные организационно-методические модули, содержание и объём которых могут варьироваться в зависимости от дидактических целей, профильной и уровневой дифференциации обучающихся [4]. Сочетание модулей должно обеспечивать необходимую степень гибкости и свободы в отборе и комплектации требуемого конкретного учебного материала для обучения определен-
ной категории обучающихся и реализации специальных дидактических и профессиональных целей.
Образовательная профессиональная программа представляет собой учебно -методическую документацию (примерный учебный план, примерный календарный учебный график, примерные рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов), определяющую рекомендуемые объем и содержание образования определенного уровня и определенной направленности, планируемые результаты освоения образовательной программы, примерные условия образовательной деятельности, включая примерные расчеты нормативных затрат оказания государственных услуг по реализации образовательной программы [1].
Как показывает анализ научной литературы и практики педагогической деятельности особенностями модульного обучения являются: ориентация на цели, значимые для профессиональной сферы; определение через категорию компетенции результатов профессионального образования; модуль выступает основной единицей структурирования содержания подготовки обучающихся; построение оценки образовательных достижений обучающихся на требованиях федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования.
В настоящее время понятие «модуль» в военном образовании имеет различную трактовку и разный смысл. Мы под «модулем» в системе военного образования будем понимать самостоятельную учебную единицу знаний, объединенных определенной целью, методическим руководством освоения этого модуля и контролем его освоения.
В системе военного образования, количество модулей учебной дисциплины должно соответствовать, количеству дидактических единиц этой дисциплины, отраженных в федеральном государственном образовательном стандарте высшего образования по специальности.
Как правило выделяют познавательные, операционные и смешанные модули. Количество познавательных, операционных и смешанных модулей задается с одной стороны количеством часов, отводимых на изучение той или иной дидактической единицы, с другой стороны количеством часов практических и теоретических занятий.
Анализ часовой нагрузки дисциплин учебного плана военных специальностей показал, что до недавнего времени в большинстве случаев доля лекционных занятий составляла большую часть, чем, практических занятий и самостоятельной работы. В настоящее время количество познавательных модулей больше чем операционных и смешанных, поэтому содержание, используемые средства, методы при освоении модулей познавательного типа являются практико-ориентированными, а деятельность курсантов в рамках освоения данных модулей сопровождаемая профессиональной мотивацией интегрируются в операционные и смешанные модули. При этом профессиональные действия, являющиеся основой компетенций, переносятся в модули, переходя на новый уровень, или совершенствуются на сформированном ранее уровне. Здесь мы говорим о базовом, творческом и продуктивном уровнях сформированности компетенций.
Стоит заметить, модули дают возможность гибкого варьирования направленности образовательной программы, оперативного реагирования на профессиональные интересы участников образовательного процесса - курсантов, а через них - и на запросы заказчика.
Как правило данное положения закреплено в правилах организации учебного процесса военного вуза, в соответствии с которыми в модульных образовательных программах модули подразделяются на следующие виды: общие обязательные модули; обязательные модули по специальности; модули по выбору для определенной специальности; модули по выбору, выходящие за рамки квалификации. К первому виду относятся циклы базовых дисциплин, формирующих общие компетенции, напрямую не связанные со специальностью. Второй вид - циклы базо-
вых и профилирующих дисциплин. Они составляют основу специальности и направленны на формирование профессиональных компетенций. Третий вид в себя включает циклы дисциплин по индивидуальному профилированию, направленных на формирование возможных компетенций в рамках специальности. Четвертый вид - циклы дисциплин, не относящиеся к специальности. Они направленны на формирование дополнительных компетенций.
По нашему мнению, один модуль может состоять из нескольких дисциплин или одной дисциплины в целом.
Как показывает анализ научной литературы, принцип модульного построения образовательной профессиональной программы позволяет структурировать содержание подготовки специалистов. Он предполагает соблюдение требований к созданию образовательных профессиональных программ: иерархичность и согласованность целей образовательной профессиональной программы, модулей, учебных дисциплин и междисциплинарных курсов, входящих в модули; обеспечение формирования определенной компетенции; концентрация содержания подготовки специалистов вокруг разных видов профессиональной деятельности; наличие инвариантной составляющей и вариативной; модули должны обновляться и дополняться [2].
Разработка образовательной профессиональной программы в военном вузе включает в себя несколько основных этапов, каждый из которых должен соответствовать определенным действиям: формирование рабочей группы по проектированию образовательной профессиональной программы; определение проблемы, предполагает анализ образовательной политики, выявление целей и задач программы с учетом требований заказчика; формулировка целей: общих и частных; определение входных условий: исходный уровень компетенций, необходимых для обучения по данной программе; отбор и структурирование учебного материала: анализ и организация содержания путем определения конкретных дидактических единиц и установления логической последовательности их изучения; выбор стра-
тегии и инструментов оценки результатов обучения; выбор стратегии обучения: методов и средств обучения; создание системы методического сопровождения.
Для обеспечения системности разработки образовательной профессиональной программы параллельно с проектированием содержательной части выполняют согласованную разработку учебного плана, являющегося базовым документом в организации учебного процесса. Отметим, что применение модульного принципа ведет и к изменениям в структуре учебного плана.
Учебный план с модульной структурой представляет собой модель содержания образования и для любого уровня профессионального образования состоит из образовательных блоков, которые структурируются на дисциплины профессионально-обязательные, дисциплины по выбору и факультативные. В основе модульных профессионально-обязательных программ лежат модули, представляющие собой профессионально значимые действия. Для каждой модульной программы учебного предмета составляется пакет обучающих модулей. «Обучающий модуль - это совокупность содержания обучения по конкретной модульной единице, системе управления учебными действиями обучаемого, система контроля знаний по конкретному содержанию и методических рекомендаций» [4].
Построение учебного плана с модульной структурой, где каждому модулю выделено конкретное количество зачетных единиц, указан обязательный модуль или модуль по выбору, семестр изучения, вид контроля; обеспечивает возможность организации учебного процесса, ориентированного на качественную подготовку выпускника. Доказательством является использование такого механизма построения модуля, при котором модуль соотнесен с компетенциями, измеряемыми и диагностируемыми в динамике учебного процесса.
Компетенции являются интегральными характеристиками личности, носят надпредметный характер и представляют собой динамическое сочетание качеств, отношений и умений. По сравнению с традиционной моделью обучения составляющими компетентностной модели являются знания, умения, навыки, а также
опыт деятельности по использованию этих компонентов на практике [4], т.е. формирование способности и готовности личности актуализировать данную компетенцию и ей компоненты в определенных профессиональных ситуациях.
При разработке матрицы соответствия компетенций содержанию модулям на первом этапе определяется массив компетенций, на формирование которых будет направлена образовательная профессиональная программа. При этом одна и та же компетенция в различных образовательных профессиональных программах будет конкретизирована.
При необходимости возможно дополнение профессиональных компетенций - профессионально-специализированными, отражающими специфику будущей профессиональной деятельности выпускника. Необходимо отметить, что каждая компетенция должна быть, не только отражена в списке, но и поддерживаться содержанием, технологией формирования, а также оценочными средствами. Поэтому список компетенций не должен быть избыточным.
После определения массива компетенций следующим шагом является его предоставление на внешнюю экспертизу представителям заказчика. Заказчик, как потребитель результатов образовательной профессиональной программы, заинтересованный в качестве подготовки потенциальных специалистов, выражает свое отношение к списку компетенций и оценивает их с точки зрения: а) понятности формулировки; б) собственных кадровых потребностей; высказывает предложения по изменению, добавлению, исключению существующих формулировок.
На третьем этапе разработки образовательной профессиональной программы необходимо определить компонентный состав компетенции для достижения опе-рабельности. Для описания признаков проявления компетенции как правило используются целевые результаты образования - знает, умеет, владеет.
На четвертом этапе формирования компетенций определяется общее содержание образовательной профессиональной программы, которое необходимо для достижения запланированных результатов образования.
С помощью матрицы отношений между компетенциями и учебными дисциплинами каждая компетенция из выявленного перечня структурируется по дисциплинам и разделам. Тем самым каждая компетенция обогащается всеми компонентами её состава посредством различных учебных дисциплин и разделов образовательной профессиональной программы, определяется в рамках какого вида образовательной деятельности наиболее эффективно может быть обеспечено её обогащение. Из конкретных обогащенных компонентов компетентностей составляется модель выпускника по определенной образовательной профессиональной программе.
На последующих этапах пятом и шестом этапах разработки образовательной профессиональной программы определяются технологии и методы формирования каждой компетенции, а также технологии их оценки, которые конкретизируются в каждом учебно-методическом комплексе учебной дисциплины или модуля.
Модульное построение учебных дисциплин предполагает разработку модульных программ обучения, которые существенно отличаются от традиционных учебных рабочих программ.
Модульная учебная рабочая программа по дисциплине должна оптимизировать как аудиторную, так и самостоятельную работу по освоению материала и призвана освободить преподавателя от информационных функций. Модульная программа разрабатывается по опираясь на требования федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования по специальности и включает в себя: полный перечень учебных целей и задач; требования к компетенциям курсантов перед началом и по окончании освоения дисциплины; характеристики каждого модуля дисциплины (перечень модульных единиц с их кратким содержанием, тезисы лекций, планы семинарских и лабораторно-практических занятий, тематику контролируемых самостоятельных работ, творческих заданий, график выполнения и сдачи заданий); краткую организационно-методическую ха-
рактеристику (основные формы и методы обучения и контроля учебных достижений, политика преподавания); систему оценки результатов обучения.
Модульная программа в системе обучения - это целевой функциональный узел, в котором учебное содержание и технология овладения им объединены в систему высокого уровня целостности [3].
Модульную программу рассматривают как программу обучения, индивидуализированную по содержанию, методам обучения, уровню самостоятельности, темпу учебно-познавательной деятельности курсантов.
Дидактическая цель реализуется всей модульной программой. Интегрирующая цель модуля состоит из частных дидактических целей, которые реализуются в модуле через учебный элемент [5]. Учебный элемент состоит из: теоретической части, включающей в себя схемы представления теоретического материала и его логического описания; практической части, состоящей из пошаговых решений типовых заданий по учебному элементу с подробными пояснениями и ссылками на теоретический материал; контрольной части, включающей в себя перечень вопросов для контроля, самоконтроля и заданий для самостоятельной работы обучаемых; выводов.
При разработке образовательной профессиональной программы важно придерживаться практико-ориентированного изложения материала, когда обучающийся знакомится с профессиональной задачей и в результате её решения приходит к необходимости освоения теоретического материала. Хотя в некоторых случаях изложение теоретических понятий может предшествовать решению профессиональной задачи. В любом случае важным является связь понятийного аппарата с практическим его использованием при решении задач различного уровня.
Проектирование модулей, в основе своей, предполагает разработку трех ключевых этапов: учебных материалов модулей; спецификаций модулей; оценочных материалов модулей.
Учебные материалы содержат совокупность дидактических средств и текстового материала, необходимых для достижения курсантами заданных результатов обучения. Для достижения результата обучения как правило разрабатывается учебный элемент. Учебный элемент в основном содержит рекомендации о возможности использовании в процессе обучения существующих учебных материалов. При разработке учебных материалов реализуется обратная связь в учебном процессе за счет включения в учебный элемент текущего контроля с образцами выполнения.
Спецификация модуля, включает в себя: а) название модуля, которое отражает назначение и содержание модуля. Оно не должно повторяться; б) цели обучения описают совокупность профессиональных задач и функций, которые сможет осуществлять курсант при изучении модуля. Цели должны фиксировать планируемые изменения в способах деятельности курсанта; в) результаты обучения -перечень компетенций, которые предъявляются к оцениванию. Значимость каждой компетенции определяется предстоящим проявлением одного из видов деятельности. Результаты не должны выходить за рамки целей обучения; г) критерии оценки результата. Описание критериев включает: объект деятельности, совершаемое действие, качество выполнения и ссылка на образец выполнения работы; д) уровень освоения модуля. Раскрывает результат обучения, выраженный в уровнях формирования компетенций. Для отдельных результатов обучения может не требоваться описания уровней освоения; е) требования к объекту оценки. Включают в себя описание способа доказательства курсантом достижения результатов обучения; ж) входные требования указывают степень освоения модулей программы и допустимый и обязательный уровень сформированности компетенций, которые являются необходимыми для освоения модуля; з) нормативная продолжительность обучения. Указывается в учебных часах.
Оценочные материалы содержат совокупность дидактических измерительных средств устанавливающие уровень достижения результатов освоения модуля.
При разработке оценочных материалов заслуживает внимания обеспечение надежности и валидности оценки. При проведении оценивания, кроме традиционных, рекомендуется использовать портфолио и метод проектов.
Стоит отметить, что при структурирование учебного материала основанном на модульном принципе обучения в военных образовательных организациях высшего образования важно акцентировать внимание на: компоновки содержания модулей вокруг основных понятий дисциплины; последовательности изложения теоретического материала определяется учебным планом дисциплины; практико-ориентированном содержание модулей; наглядности представления теоретического материала - схематизация понятий, практическое представление, образное представление; соответствия предлагаемого материала рекомендуемой учебной литературы дидактическим единицам образовательного стандарта.
Таким образом, проектирования модульной структуры образовательной профессиональной программы в военных вузах является многоаспектной задачей, и требует разработки целого ряда взаимосвязанных документов и непосредственной модернизации организации учебного процесса образовательной организации.
* * *
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Российская газета от 31 декабря 2012 г. № 5976.
2. Быкова Л. В., Кочнева Е. Н. Структурно-функциональная модель образовательной программы, созданной на основе модульно-компетентностного подхода // Педагогическое образование в России. 2010. № 3. С. 109-114.
3. Ковтун Е. Н., Родионова С. Е. Научные подходы к созданию образовательно-профессиональных программ на модульной основе в сфере гуманитарного образования // URL: http: // www.msu.ru/ innovation/nmo/oop.pdf
4. Рахимов О. Х - А. Компетентностный подход и модульный принцип ведения образовательного процесса ведомственного вуза : учебное пособие / О. Х -А. Рахимов, В.Ф. Яценко. - М., 2012. - 228 с.
5. Фридман Л.М. Наглядность и моделирование в обучении/ Л.М. Фридман - М.: Знание, 1984. - 80 с.