Научная статья на тему 'Модель системы формирования инновационной компетенции у студентов технических вузов'

Модель системы формирования инновационной компетенции у студентов технических вузов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
91
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНЦИИ / COMPETENCE / ИННОВАЦИОННАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / INNOVATIVE COMPETENCE / КОМПОНЕНТЫ КОМПЕТЕНЦИИ / COMPONENTS OF COMPETENCE / МОДЕЛЬ СИСТЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ / MODEL OF THE SYSTEM / УРОВНИ СФОРМИРОВАННОСТИ ИННОВАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНЦИИ / LEVELS OF FORMATION OF INNOVATIVE COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гущина Людмила Александровна

В статье дано обоснование понятия инновационная компетенция, выделены ее компоненты. Разработана модель «Система формирования инновационной компетенции у студентов технических вузов», содержащая четыре компонента: мотивационно-целевой, содержательно-регламентационный, процессно-технологический и результативно-диагностический. Также представлена обобщенная характеристика уровней сформированности инновационной компетенции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гущина Людмила Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Model of the innovacion competence shaping system of technical higher school students

The concept of innovative competence, marked its components is substantiated. The model of “system of formation of innovative competence of students of technical universities”, comprising four components: motivational-targeted, content-regulatory, process and technology and effective diagnostic, has been developed. A generalized description of the level of formation of innovative competence is presented.

Текст научной работы на тему «Модель системы формирования инновационной компетенции у студентов технических вузов»

УДК 378.147.88 ББК 74.480

Л.А. Гущина

модель системы формирования инновационной компетенции у студентов

технических вузов

В статье дано обоснование понятия инновационная компетенция, выделены ее компоненты. Разработана модель «Система формирования инновационной компетенции у студентов технических вузов», содержащая четыре компонента: мотивационно-целевой, содержательно-регламентационный, процессно-технологический и результативно-диагностический. Также представлена обобщенная характеристика уровней сформированности инновационной компетенции.

Ключевые слова: компетенции; инновационная компетенция, компоненты компетенции; модель системы формирования; уровни сформированности инновационной компетенции.

L.A. Gushchina

model of the innovacion competence shaping system of technical higher school students

The concept of innovative competence, marked its components is substantiated. The model of "system of formation of innovative competence of students of technical universities", comprising four components: motivational-targeted, content-regulatory, process and technology and effective diagnostic, has been developed. A generalized description of the level of formation of innovative competence is presented.

Key words: competence; innovative competence, components of competence; model of the system; levels of formation of innovative competence.

На протяжении длительного времени квалификационные справочники и должностные инструкции содержали лишь перечень профессионально-квалификационных знаний и умений, исключая личностные качества сотрудника. Внедрение новых систем оплаты труда на современных предприятиях (система грейдов) позволяет учитывать факторы сформированности личностных качеств, максимального раскрытия трудового потенциала работников, повышения их деловых качеств, а также соблюдения интересов работников и интересов общества в части роста производительности и оплаты труда.

Современный подход в оценке работ-^ ников предприятий нашел свое отражение в образовательной системе высшего профессионального образования. В ре-^ зультате анализа Федерального государ-

ственного образовательного стандарта высшего профессионального образования нами были выделены группы однородных компетенций, определяемых в стандартах различных направлений подготовки (130400 Горное дело; 151000 Технологические машины и оборудование; 220700 Автоматизация технологических процессов и производств):

• Личностные: владеет и готов использовать как универсальные, так и новые знания с использованием современных образовательных и информационных технологий, этические и правовые нормы, знания в коммуникационных системах; способность к профессиональному и личностному совершенствованию.

• Профессиональные: умение осуществлять организацию и контроль протекания технологических процессов; планировать, организовывать, анализировать

и документально фиксировать результаты инженерной деятельности [2].

• Способность к применению инноваций и средств НТП: способность к исследованию и внедрению в производство передового научно-технического опыта; владение и применение в работе прогрессивных информационных технических средств и технологий; способность участвовать в работе над инновационными проектами, используя базовые методы исследовательской деятельности; способность принимать участие в работах по составлению научных отчетов о выполненном задании и во внедрении результатов исследований и разработок в различных областях [9; 10].

Сегодня многие научно-практические исследования определяют необходимость: 1) формирования компетенций выпускников для удовлетворения потребностей предприятий в квалифицированных специалистах, умеющих организовывать и проводить прикладные научные исследования [1; 3; 8; 11]; 2) внедрения механизма единого интеграционного управления компетентностями выпускников и работников [4; 5; 6; 7].

Проведенный анализ различных источников позволяет нам утверждать, что инновационное развитие специалиста предполагает интеграцию профессиональных и личностных качеств, креативное поведение, коммуникативные знания.

Учитывая вышеизложенное, под инновационной компетенцией мы понимаем способность к исследованию, разработке и внедрению в производство передового научно-технического опыта на основе интеграции интеллектуальных и личностных качеств выпускника. Таким образом, она интегрирует интеллектуальные (знания, умения) и личностные качества личности (склонность к риску, нестандартность мышления, креативность и др.), задаваемые по отношению к определенному кругу предметов и процессов и необходимые для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним.

В ходе исследования мы установили, что инновационная компетенция студен-

та технического вуза обусловлена синтезом четырех компонентов: когнитивного, деятельностного, мотивационно-личностного и праксиологического. При этом их содержание определяется:

Когнитивный компонент отражает знание содержания профессиональной деятельности. Например, к профессиональным знаниям по направлению подготовки «Технологические машины и оборудование» относят базовые знания в области математических, естественных, гуманитарных и экономических наук в профессиональной деятельности. В частности, выпускник должен обладать знаниями по обеспечению технологичности изделий и процессов их изготовления; проверке технического состояния и остаточного ресурса технологического оборудования; знаниями для проведения анализа и оценки производственных и непроизводственных затрат на обеспечение требуемого качества продукции и др. [10].

2. Деятельностный компонент включает в себя решение профессиональных задач в соответствии с видами профессиональной деятельности.

3. Мотивационно-личностный компонент - определяет внутреннюю значимость совершаемых действий, ценностные ориентации, интересы, потребности в получении новых знаний, зависимость от опыта продуктивной инновационной деятельности, а также совокупность качеств и ценностных ориентаций, дающих возможность осуществлять инновационную деятельность.

4. Праксиологический компонент позволяет аккумулировать когнитивный, деятельностный и мотивационный компоненты и выражается через основные признаки деятельности: преобразующий характер, самопознание, практичность, рациональность.

Требования создания в высшей школе мотивации к коммерциализации знаний, к производству бизнеса определили необходимость формирования инновационной компетенции и с учетом вышеизложенных компонентов позволили нам создать модель (систему) формирования инновационной компетенции.

X

ф

I-

ф

с

о

о

X X

о ^

го ш о

X X

X ш

I ^

О ф ф

н

ф

I-

о ш _ о

О IX

ф

го

X

¿т <

Модель системы формирования инновационной компетенции у студентов технических вузов содержит следующие компоненты подсистемы: мо-тивационно-целевой, содержательно-регламентационный, процессно-техно-логический и результативно-диагностический.

Мотивационно-целевой компонент

направлен на выявление наличия и определения степени овладения студентами технических вузов мотивов к инновационной профессиональной деятельности.

Использование методов (тестирование, анализ деятельности, опросы, наблюдения, обобщение, создание проблемно-поисковых ситуаций и др.) на первом этапе позволяет определить первоначальное состояние мотивацион-ной сферы студентов. На основе этого мы выделяем основные этапы формирования мотивации: 1) организационный этап, сбор данных; 2) внутренняя/внешняя поисковая активность; 3) осознание студентами возникшей потребности в инновационной деятельности; 4) закрепление мотива через включенность студентов в конкретные социально-технические системы.

В последующем, используя диагностические тесты, задания, методики и др., нами определяются уровни сформирован-ности мотивационной сферы студентов (интегральные личностные качества, потребность в самообразовании, ценностные ориентации, стремление к инновационному совершенствованию систем).

Содержательно-регламентаци-онный компонент направлен на создание мультидисциплинарных кейсов через систематизацию подлежащих усвоению студентами междисциплинарных связей, выполняя адаптационную, воспитательную, информационную, координационную, обучающую, ориентировочную, преобразовательную, развивающую функции и содержит четыре этапа:

1. Поиск источника информации - периодическая печать, содержащая деловую аналитическую информацию; материал практических работ дисциплин; опыт студентов очно-заочной и заочной форм

обучения, работающих на предприятиях города; общение с коллегами, специалистами; интервью с сотрудниками компаний; эссе.

2. Сбор данных для кейса - согласование графиков изучения соответствующих тем интегрируемых дисциплин, имеющих общую профессиональную составляющую; подбор тематической информации; консультация коллег, ведущих смежные дисциплин.

3. Макетирование содержания кейса -создание модели: материал кейса выстраивается как производственная ситуация, содержащая определенную проблему.

4. Редактирование - комментарии информации кейса преподавателями, специалистами; внесение корректировок.

Для эффективности использования кейс-стади выделены следующие критерии:

• концептуальности и новизны - заложена концептуально значимая новая психологическая, педагогическая или дидактическая идея;

• воспроизводимость и гарантирован-ность достижения наперед заданных целей обучения;

• целостности и интегративности - система целей, средств, методов, организационных условий обучения, обеспечивающая целостное функционирование и реализацию в учебном процессе конкретной системы обучения;

эффективности и качества обучения -при воспроизведении достигаются вполне определенные, но не ниже заданного уровня, показатели эффективности и качества обучения, уровня сформирован-ности компетенции.

Процессно-технологический компонент направлен на формирование у студентов технических вузов знаний, умений и профессиональных личностных качеств, составляющих инновационную компетенцию, где дидактическое сопровождение учебной среды представлено методами (кейс-стади, индивидуальный, модерации), средствами (мультидисци-плинарные кейсы) и формами (индивидуальная, семинар, дистанционная). Процессный компонент кейс-стади включает в себя следующие этапы работы:

На подготовительном этапе происходит формулировка педагогом проблемы, темы, задания, разработка соответствующего кейса.

Самостоятельная работа обучающихся с кейсом обеспечивает первоначальную проработку кейса и работу с информацией по проблеме кейса. Индивидуальная работа с кейсом в этом случае задается в качестве домашнего задания.

Аналитический этап предполагает работу в подгруппах после самостоятельной проработки материала.

Итоговый этап проводится в виде дискуссии, изложения сообщений микрогрупп, включает представление собственных выводов по предложенной в кейсе проблеме, ответы на вопросы других подгрупп и преподавателя. На итоговом этапе нами оценивается: уровень использования студентами графического,

табличного, статистического материала; применение своего личного опыта из практики, предложение оригинальных путей решения проблемы; полнота аргументов; проявление собственной позиции; структурность и последовательно-стьи изложения и др.

Технологический компонент определяет пять стадий: мотивирующая, информационная, интериоризации, моде-рации, контроля и оценки.

Диагностико-коррекционный компонент позволяет оценить степень сформированности компонентов инновационной компетенции, выполняя при этом регулирующую, корректирующую функции. Нами были выделены три уровня сформированности инновационной компетенции у студентов технических вузов, обобщенная характеристика которых представлена в табл. 1.

Табл. 1. Обобщенная характеристика уровней сформированности инновационной компетенции у студентов технических вузов

Уровни Содержание деятельности студентов

1-й уровень: начальный уровень (недостаточный уровень развития инновационной компетенции) используют шаблонный набор аргументов; низкая скорость работы с большим объемом данных; выделяют отдельные факторы, без возможности их анализа; низкая мотивация к саморазвитию; завышенная самооценка (часто); используют традиционные подходы; нуждаются в постоянном педагогическом сопровождении

2-й уровень: уровень развития (базовый уровень развития инновационной компетенции) анализируют большие объемы информации; фокусируют внимание на более знакомых действующих факторах, недооценивают значимость остальных; выделяют основные причинно-следственные связи; предлагают логичные решения; в то же время не создают целостного подхода к разрешению проблем; прилагают недостаточно усилий в направлении саморазвития; слабое коммуникационное взаимодействие

3-й уровень: уровень опыта (высокий уровень развития инновационной компетенции) эффективно анализируют большие объемы информации; оценивают: ситуацию с разных сторон, последствия своих действий; предлагают комплексные решения; сохраняют активную позицию в критических ситуациях; легко адаптируются к изменчивым, нестабильным условиям; умение влиять в ситуациях «сложной» коммуникации; находят весомые контраргументы в ответ на возражения; адекватная самооценка

X

ф

н ф

с

о

о

X X

о ^

го ш о

X X

X ш

1 я

I *

О ф ф

н

Составными элементами диагностико-коррекционного компонента являются: • выявление проблем в результатах овладения компонентами инновационной компетенции;

• умение при недостаточности результата установить причинно-следственные связи нарушения;

• разработка способов коррекции и реализация корректирующих действий.

ф

I-

о ш _ о

О IX

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ф

Сегодня ожидается, что выпускник должен взять на себя инициативу, уметь быстро адаптироваться, быть независимым в выполнении задач. Поэтому современные модели обучения должны быть максимально приближены к действительности. Внедрение данной модели в образовательный процесс позво-

ляет приобретать студентам профессиональный опыт, комплексно обогащать свои знания и умения, развивать интегральные личностные качества, формировать профессиональное мировоззрение, что продуктивно скажется на их профессиональной деятельности [12].

Библиографический список

1. Блинов, А.О. Инновационная деятельность организации: креативность персонала [Текст] / А.О. Блинов // Проблемы теории и практики управления. Международный журнал. - 2013. - № 5. -С. 112-117.

2. Дюгай, Е.Е. Формирование компетенций: миф или реальность [Текст] / Е.Е. Дюгай, Л.А. Гущина // Педагогическое мастерство: матер. Междунар. науч. конф. (г. Москва, апрель 2012 г.). - М.: Буки-Веди, 2012. - С. 7-12.

3. Звонников, В.И. Профессиональный стандарт менеджера по управлению персоналом - от требований работодателей к результатам обучения [Текст] / В.И. Звонников, А.Я. Кибанов // Высшее образование сегодня. - 2014. - № 11. - С. 2-8.

4. Маннапов, А.Р. Система управления инновационной деятельностью в организации [Текст] / А.Р. Маннапов // Проблемы теории и практики управления. - 2013. - № 6. - С. 98-104.

5. Маннапов, А.Р. Системная модель инновационного менеджмента в организации [Текст] / А.Р. Маннапов // Менеджмент в России и за рубежом. - 2013. - № 6. - С. 39-49.

6. Маркова, О.В. Управление интеллектуальным капиталом для повышения инновационной активности предприятия [Текст] / О.В. Маркова // РИСК: Ресурсы, информация, снабжение, конкуренция. - 2012. - № 4. - С. 131-134.

7. Фасхиев, Х.А. Модель управления инновационной деятельностью предприятия [Текст] / Х.А. Фасхиев // Справочник. Инженерный журнал с приложением. - 2013. - № 8(197). - С. 33-44.

8. Фатхутдинов, Р.А. Производственный менеджмент [Текст] / Р.А. Фатхутдинов. - 2-е изд. - М.: ЗАО Бизнес-шк. «Интел-Синтез», 2000. - 464 с.

9. ФГОС ВПО по направлению подготовки (специальности) 130400 Горное дело (квалификация (степень) «специалист») (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 24 января 2011 г. № 89) [Текст].

10. ФГОС ВПО по направлению подготовки 151000 Технологические машины и оборудование (квалификация (степень) «бакалавр») (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 9 ноября 2009 г. № 556) [Текст].

11. Фирсова, И. Основные подходы к созданию системы эффективной подготовки выпускников на рынке труда в современных условиях [Текст] / И. Фирсова, Л. Кухтинова // РИСК: Ресурсы, информация, снабжение, конкуренция. - 2014. - № 4. - С. 326-329.

12. Яковлев, Е.В. Интерактивные методы обучения в современном вузе [Текст] / Е.В. Яковлев, Н.О. Яковлева // Современная высшая школа: инновационный аспект. - 2011.- № 3. - С. 56-62.

References

1. Blinov A.O. Innovative activities of the organization: creativity. Problems of the theory and practice of management, 2013. № 5. P. 112-117. [in Russian].

2. Dugas E.E., Gushchin L.A. Competence Formation: myth or reality. Pedagogical skills: Materials Intern. scientific. Conf. (Moscow, April 2012). M.: Buki, Vedi, 2012. P. 7-12. [in Russian].

3. Zvonnikov V.I., Kibanov A.J. Manager Professional standard for personnel management - from requirements of employers to the learning outcomes. Vysshee obrazovanie segodnia, 2014. № 11. P. 2-8. [in Russian].

4. Mannapov A.R The control system of innovative activity in the organization. Problems of the theory and practice of management, 2013. № 6. P. 98-104. [in Russian].

5. Mannapov A.R. System model of innovation management in the organization. Management in Russia and abroad, 2013. № 6. P. 39-49. [in Russian].

6. Markova O.V. Managing intellectual capital to enhance innovation activity of the enterprise. RISK: resursy, informatia, snabzhenie, konkurentsia, 2012. № 4. P. 131-134. [in Russian].

7. Fashiev H.A. Management model innovation activity of the enterprise. Spravochnik. Inzhenernyizhurnal sprilozheniem - 2013. № 8(197). P. 33-44. [in Russian].

8. Fatkhutdinov R.A. Production Management. 2nd ed. M.: ZAO Business shk. "Intel-Syntez", 2000. P. 464. [in Russian].

9. GEF VPO in the direction of training (specialty) 130400 Mining (qualification (degree) "expert") (app. The Ministry of Education and Science of the Russian Federation on January 24, 2011. No 89). [in Russian].

10. GEF HPE towards preparation 151000 Technological machines and equipment (qualification (degree) "Bachelor") (app. The Ministry of Education and Science of the Russian Federation dated November 9, 2009 N 556). [in Russian].

11. Firsov I., Kuhtinova L. Basic approaches to the creation of an effective system of training of graduates in the labor market in modern conditions. RISK: resursy, informatia, snabzhenie, konkurentsia,, 2014. № 4. P. 326-329. [in Russian].

12. Yakovlev E.V., Yakovleva N.O. Interactive teaching methods in contemporary Higher Schools. Contemporary Higher School: Innovative Aspects. 2011. No 3. P. 56-62. [in Russian].

Сведения об авторе:

Гущина Людмила Александровна,

старший преподаватель, кафедра экономики, Пермский национальный исследовательский политехнический университет (Березниковский филиал), г. Березники, Пермский край, Российская Федерация. &mail: la_guschina @ mail.ru

Information about the author: Gushchina Lyudmila Aleksandrovna,

Senior lecturer, Department of Economics, Perm National Research Polytechnic University, Berezniki branch, Berezniki, Perm Region, Russia. E-mail: la_guschina @ mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.