Научная статья на тему 'Модель семантической сети Интернет-портала научной и образовательной коммуникации'

Модель семантической сети Интернет-портала научной и образовательной коммуникации Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
69
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / СЕМАНТИЧЕСКИЕ СЕТИ / ИНТЕРНЕТ-ПОРТАЛЫ

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Батулин Игорь Сергеевич, Середа Сергей Геннадиевич

Предложена модель Интернет-портала, учитывающая специфику задач научной и образовательной коммуникации. Описаны структурные элементы модели и схемы их взаимодействия. Рассмотрены варианты использования такого портала

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The model of the Internet portal considering specificity of problems of scientific and educational communications is offered. Structural elements of model and the scheme of their interaction are described. Variants of use of such portal are considered

Текст научной работы на тему «Модель семантической сети Интернет-портала научной и образовательной коммуникации»

нии: как решать головоломку? // The Angellnvester. - 2007. - Июль-август. - С.14-16.

4. Янч Эрих. Прогнозирование научно - технического прогресса - М.: Изд-во "Прогресс", 1974. - 574 с.

5. Кондратьев Н.Д. Большие циклы конъюк-туры и теория предвидения. Избранные труды / Международный фонд Н.Д. Кондратьева. - М.:

ЗАО Издательство "Экономика", 2002. - 767 с.

6. Третьяк В.П. Форсайт в вопросах и ответах / Учебное пособие. - М.: ГУУ, 2007. - 42 с.

7. Лукашев В.И. Научно-технический прогресс и экономическая эффективность транспортного производства (макроэкономическая оценка0. - М.: Интекст, 2003. - 351 с.

И.С. Батулин, С.Г. Середа

МОДЕЛЬ СЕМАНТИЧЕСКОЙ СЕТИ ИНТЕРНЕТ-ПОРТАЛА НАУЧНОЙ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ

Развитие Интернета открыло новые возможности для общения. Тематические рассылки, форумы, блоги, чаты создали среду, в которой можно найти единомышленников и обсудить с ними интересующую тему. Если речь идет о чем-то не очень сложном. При попытке вести в Интернете научные дискуссии, обнаруживается неготовность имеющихся социотехнических решений эффективно поддерживать такой тип коммуникации [1]. В работе [2] было показано, что с использованием модели классифицирующей семантической сети можно существенно повысить эффективность совместной работы пользователей над сложными научными задачами. Например, обеспечить механизмы отделения формулировки альтернативных версий от понимания, обсуждения, развития и проблематизации текущей обсуждаемой версии.

Формально семантическая сеть представляется тройкой следующего вида:

Н =< I, С, О >

I - конечное множество информационных единиц различных типов,

С - конечное множество типов связей между информационными единицами,

О - отображение, которое задает между информационными единицами, входящими в I, связи из заданного набора типов.

У пользователей появляется возможность выделять и фиксировать как предмет совместной работы, особые типы информационных единиц: факты, гипотезы, идеи, проблемы, задачи, методы, обнаруженные ошибки и т.п. Это структурирует дискуссию и снижает вероятность «заговаривания» интересных мыслей, что характерно для традиционных чатов и форумов.

Для дальнейшего повышения эффективности совместной работы, необходимо решить задачу структурирования «пространства коммуникации», при котором повышается вероятность найти: учебные материалы, проекты, собеседников, максимально соответствующих интересам и уровню квалификации каждого конкретного пользователя. Это удобнее всего сделать в рамках специализированного Интернет-портала, где данные организованы в виде семантической сети.

Модель семантической сети универсальна, почти как письменность или принцип устройства компьютера. Для решения конкретных задач требуется выделить ограниченный набор поддерживаемых типов информационных единиц и связей, но при этом реализовать алгоритмы, решающие на этом наборе типов полезные задачи. В структуре предлагаемой нами модели семантической сети портала можно выделить пять взаимодействующих блоков.

Онтологии составляют как бы «ядро» семантической сети. Они фиксируют пред-

мет научной деятельности, уточняют его структуру. Выделение онтологии - способ отделить обсуждаемые сущности от различных вариантов их описаний, оценок, мнений

и т.п. Наличие ссылок на элементы онтологии позволяет классифицировать другие информационные единицы (тексты, гипотезы и т.п.) по темам.

Рис. 1.

Формирование хорошей онтологии достаточно долгий и трудоёмкий процесс, но создателям портала им заниматься не обязательно. Существует много проектов в рамках направления Semantic Web, направленных на разработку онтологий предметных областей, в которых предоставляется свободный доступ к полученным результатам.

На элементы онтологий ссылается особый тип информационных единиц - компетенции. Они характеризуют уровень владения данной предметной областью. Для каждого онтологического элемента может быть задано несколько уровней компетенций - от простого знания о его существовании до способности его творчески применять и развивать.

В модель пользователя входит совокупность компетенций, интересов (ссылки на элементы онтологии), приоритетов, планов самообразования, а также список пользователей, чье мнение является для него наиболее значимым. Благодаря развернутой модели пользователя, становится возможным автоматизировано решать несколько важных задач:

- Поиск возможных партнёров по науч-

ной работе, чьи интересы и уровень компетенций соответствуют заданным требованиям.

- Поиск текстов и других материалов, из области интересов пользователя, наиболее точно соответствующий его уровню компетенций. При этом предполагается, что публикуемый материал снабжается перечнем компетенций, необходимых для его эффективного усвоения.

Чем более точно пользователь составил перечень своих компетенций, тем более качественным окажутся результаты такого поиска. Поскольку возможна фальсификация самоописания, для добавляемых компетенций вводится несколько уровней достоверности:

1. подтвержденный - дипломы, результаты очного тестирования и т.д.;

2. вероятный, где возможна «подмена личности» - публикации, результаты дистанционного тестирования;

3. самоописание пользователя;

4. гипотетический - при отсутствии явной информации, система иногда может предполагать наличие компетенций по косвенным признакам.

Основной тип информационных единиц, рассматриваемых в модели образовательной среды - образовательные модули. Модуль имеет атрибуты: затраты (время, средства и т.п.) на его прохождение; компетенции, требуемые для его прохождения; и компетенции формируемые модулем. Простейшим вариантом образовательного модуля является текст. Такая формализация делает возможным решение ещё одной задачи:

- Автоматический выбор образовательного маршрута для достижения заданной компетенции с учетом текущего уровня пользователя.

Время, необходимое для прохождения образовательного маршрута, доводящего пользователя до заданного уровня компетенций, может быть принято за критерий семантической близости [3], позволяющий оценить, насколько описание конкретного пользователя соответствует заданным требованиям. Эта возможность крайне важна, так как почти не бывает точного совпадения наборов требуемых и имеющихся компетенций. Однако такую оценку не всегда возможно провести с использованием относительно небольшого, по сравнению с числом описанных компетенций, набора реально существующих образовательных модулей. Для этого предусматривается введение фиктивных образовательных модулей, отражающих время, которое человек, скорее всего, потратит на самостоятельный переход от одного набора компетенций к другому.

С учётом планов самообразования пользователей, могут решаться ещё две задачи:

- Анализ востребованности существующих образовательных модулей.

- Выявление наиболее острой потребности в новых образовательных модулях.

Модель научной деятельности выступает в роли «карты» научных работ, на которой

зафиксированы:

- потребности - неформальное описание желаемых результатов;

- цели - чёткое описание результатов, которые предполагается получить;

- проблемы - принцип решения не ясен;

- задачи - принцип решения понятен, но нужно выполнить некоторую работу;

- планы - последовательность решения задач;

- проекты - планы, дополненные оценкой требуемых ресурсов;

- программы действий - проект, обеспеченный ресурсами и исполнителями, с согласованием действий по времени.

В ходе совместного обсуждения, сформулированные потребности и проблемы могут затем конкретизироваться в цели и задачи, после чего превращаться в проекты и программы действий.

Для каждой задачи оцениваются требуемые ресурсы, предполагаемые результаты, используемые методы и результаты предыдущих исследований. Часто для решения какой-то задачи требуются результаты предыдущих задач. В этом случае можно автоматически оценить, насколько востребованными окажутся в ближайшей перспективе результаты исследования.

При оценивании ресурсов формируются требования к участникам проекта. Поиск подходящих кандидатов из числа пользователей, может проходить автоматически. С другой стороны, каждый пользователь может провести поиск задач, максимально соответствующих его интересам и уровню квалификации. При добавлении формального описания новой задачи, есть возможность найти среди уже описанных задач, семантически близкие ей. Это позволяет не только находить единомышленников, но и избежать дублирования работ.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Середа С.Г. Батулин И.С. «Анализ возможностей повышения эффективности научной коммуникации в сети Интернет». // XVI Международная конференция-выставка «Информаци-

онные технологии в образовании» г. Москва 2006 год. Часть IV. С 79.

2. Середа С.Г., Батулин И.С. «Модель структурированной коммуникации для Интер-

нет-пользователей». // Научно-технические ведомости СПбГПУ № 3, 2008 год. С 158-160.

3. Середа С.Г. «Задача формирования семантической метрики на модели пользователя Интернет-портала» // 9-ая всероссийская (с между-

народным участием) научно - практическая конференция «Теория и практика измерения и мониторинга латентных переменных в образовании и других социально-экономических системах» г. Славянск-на-Кубани 2007 год. С 231-235.

А.О. Запорожченко, С.Г. Редько

РАЗРАБОТКА НА БАЗЕ СЕРВИСНОГО ПОДХОДА МЕТОДИКИ ЭФФЕКТИВНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА

На сегодняшний день информационные технологии (ИТ) широко используются в самых различных компаниях, но для большинства компаний ИТ не является их основной деятельностью. Существует проблема, как связать затраты на информационные технологии (компьютеры, программное обеспечение, специалистов) с основным бизнесом предприятия.

Крупные компании решают эту проблему, организуя свои собственные ИТ-отделы и используя известные методологии и инструменты управления ИТ-инфраструктурой.

Для малого и среднего бизнеса (8МБ) проблема заключается в трех моментах:

- недостаток финансирования;

- отсутствие квалифицированных кадров;

- избыточность инструментов управления ИТ-инфраструктурой, используемых для крупного бизнеса, и отсутствие упрощенных аналогов.

Поэтому цель исследования, которая заключается в разработке на базе сервисного подхода методики эффективного использования информационных технологий для малого и среднего бизнеса, является актуальной.

Основная идея разрабатываемой методики состоит в том, чтобы рассматривать ИТ в компании не как совокупность компьютеров, программного обеспечения и обслуживающего персонала, а в виде множества ИТ-сервисов, оказываемых основному бизнесу

компании. Таким образом цель заключается не только в том, чтобы снизить затраты на информационные технологии, а, прежде всего, в том, чтобы увязать эти затраты с бизнес-целями компании и тем самым обеспечить эффективное управление ИТ-инфраструктурой.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- анализ и выбор подходящих в качестве основы для разрабатываемой методики инструментов и методологий управления ИТ-инфраструктурой;

- разработка основных этапов методики, ориентированной на эффективное использование ИТ в малом и среднем бизнесе;

- разработка и обоснование форм практического использования методики в сфере малого и среднего бизнеса.

В рамках решения первой задачи были проанализированы наиболее распространенные на сегодняшний день инструменты управления ИТ-инфраструктурой. К их числу относятся: библиотека ITIL (Information Technology Infrastructure Library), концепция управления ИТ-инфраструктурой ITSM (Information Technology Service Management), методология управления и аудита информационных технологий CobiT (Control Objectives for Information and related Technology), коллекция наилучших практик, принципов и моделей по управлению ИТ-услугами MOF (Microsoft Operations Framework).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.