чения в лабораторных условиях, уменьшить сроки их внедрения. стоимость разработки проектов и сократить
Рис. 2. Структурная схема лабораторно-тренажерного комплекса
Вообще, основная цель данной разработки - это создание оптимальной и устойчивой учебно - организационной, научно - методической, нормативно - административной среды, обеспечивающей поддержку современных подходов к образовательному про-
цессу, ориентированной на интеграцию научно образовательного потенциала вуза с отраслевой промышленностью региона и установление партнерских отношений с потенциальными работодателями выпускников вуза.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Электронная справочная система Trace Mode 6.
2. Дьяконов В.П. MATLAB 6.5 SP1/7.0 + Simulink 5/6 в математике и моделировании.- М.: Солон-Пресс, 2005.
3. Датчик давления Метран-100. Руководство по эксплуатации.
4. Бесекерский В.А. Теория систем автоматического управления / В.А. Бесекерский, Е.П. Попов. - СПб.: Профессия, 2003.
В.В. Ахмадиев, В.И. Лукашев
ИННОВАЦИИ И ПРОГРЕСС, ТРЕНАЖЕР-ИСПЫТАТЕЛЬ БУДУЩЕГО
Стратегические направления государственных программ преимущественно формируются в отрыве от реальных инновационных возможностей отраслей и научных коллективов, представленных в них. В настоящее время на исследования и разработки на железнодорожном транспорте России тратится менее 0,6% валового внутреннего от-
раслевого продукта и более чем в 2 раза меньше от полутора процентного (1,5%) размера отраслевых расходов, как это было принято ранее. В то же время в ЕС рекомендуется своим странам к 2010 году достигнуть уровня ассигнования на науку более 3,5% валового внутреннего продукта.
В отрасли пока не созданы понятные и
привлекательные для транспортного бизнеса условия инвестирования. Доля предпринимательского сектора в скудном финансировании науки отрасли, как бы высока, так как она преимущественно осуществляется силами ОАО РЖД, но далеко не соответствует необходимым минимальным размерам финансирования, слабо представлено в финансировании транспортной науки участие самого государства.
Отсутствует практика поощрения передачи результатов научно-технической деятельности, финансируемой ОАО РЖД и госбюджетом, в малый бизнес и в железнодорожную промышленность. Более того, в настоящее время появился ряд барьеров, связанных с правами собственности, которые мешают этому процессу. Пока еще не создан цивилизованный рынок объектов железнодорожной интеллектуальной собственности. Данные проблемы являются существенным препятствием для повышения отраслевой инновационной активности и эффективности.
Разработка отраслевых стратегических программ и проектов всегда начинается с примерки новации в будущем.
Управление бизнес - проектом новации можно считать действительно стратегическим, если оно способствует распознанию и установлению инновационных факторов развития, позволяет выделить те инновационные изменения (сдвиги), которые обещают дать более высокий общественный эффект. Стратегическое руководство оправдано только в том случае, если оно в состоянии определить из новаций реальных претендентов и создать им условия для их проявления и жизни.
Инновационные процессы часто устанавливаются посредством линейных трендов, однако, как правило, в целом они нелинейны, как и развитие многих, отдельно взятых видов деятельности. Поэтому правильный подбор краевых и граничных условий, самокоррекция технологий, внутреннее непрерывное самосовершенствование с учетом реальных структурных сдвигов во внешней среде, должны стать правилом в глобальном
выживании стратегий. «В инновативном обществе, в котором передовые предприятия используют инновацию, как промышленный метод приобретения и сохранения своего технологического преимущества, а правительство старается им в этом помочь, поддержать и усилить этот процесс, перманентная инновация является синонимом совершенства, а живительная атмосфера складывается сама по себе [1, с.25]».
Одно из научных направлений кафедры -«Стратегический маркетинг инновационных технологий и менеджмента». В рамках государственной инновационной образовательной программы, в которой участвует МИИТ в 2007-2008 гг., и данного научного направления на кафедре «Инновационные технологии» разработано методическое и готовится программное обеспечение в форме образовательного тренажера по процедурам прогнозирования транспортных и продуктовых новаций, который должен обеспечить подготовку специалистов по проблемам планирования и прогнозирования бизнес-проектов нововведений.
Помимо этого, тренажер позволяет осуществлять моделирование и проверку научных стратегических программ по развитию транспорта. Блок-схема тренажера испытателя будущего показана на рис. 1.
Первый блок тренажера (см. рис.1) из наборов маркетинговых данных о нововведениях осуществляет отбор наиболее значимых новаций, которые будут подвергаться дальнейшему исследованию, либо позволяет подготовить исходные данные о нововведениях в виде атрибутивных и временных рядов.
Во втором блоке данные рядов динамики анализируются статистически и объединяются в морфологические группы, которые характеризуют общую (внутреннюю и внешнюю) среду стратегического исследования.
В третьем блоке с использованием целого ряда процедур прогнозирования производится подбор моделей прогнозирования для всех составляющих морфологических структур, осуществляется статистический отбор
моделей, обеспечивающих минимальные ошибки аппроксимации на поле ретроспективных оценок, и производится расчет результатов прогноза.
В четвертом блоке производится анализ результатов прогноза с моделями по аналогии, устанавливаются глубины достоверности прогноза и производится оценка структурных сдвигов в морфологических структурах.
В пятом блоке осуществляется стоимостная оценка инноваций и перспективные контуры её рынка. При необходимости оцениваются показатели конкурентоспособности рынка (если имеются данные об участниках рынка).
Рис. 1. Блок-схема тренажера - испытателя будущего
В шестом блоке готовится информация о данном рынке для венчурных инвесторов и составляется бизнес-план исследования.
Для повышения результативности прогнозов предусмотрен блок обратной связи (блок семь), куда поступают промежуточные результаты с третьего-шестого блоков, которые могут быть уточнены текущей и дополнительной информацией.
Работа тренажера основывается на глубоком и всестороннем анализе динамических рядов, характеризующих производственно-
экономические, научно-технические процессы и рынки нововведений.
При анализе ряда динамики выделяется несколько компонентов:
У(г) = тя(г) + во + од + Е(г),
где У(1;) - исследуемый динамический ряд;
ТЯ(1;) - тренд, основная тенденция изменения ряда динамики;
в(1;) - сезонная составляющая ряда динамики;
С(1) - циклическая составляющая ряда динамики;
Е(1;) - случайная компонента, регистрирующая влияние случайных факторов;
1 - время (1 = и, 12, ... Ш-1, Ш)
Для установления параметров моделей прогноза в тренажере используется метод наименьших квадратов (МНК). В дальнейшем предполагается опробовать и несколько других методов. Свойства оценок коэффициентов уравнений регрессии напрямую зависят от свойств случайного члена в уравнении регрессии.
Для получения качественных оценок по МНК на практике приходится сталкиваться со специфическими статистическими свойствами гемоскедантичности и мультиколли-неарности моделей, отрицательное проявление которых может сказаться на результатах стратегического прогнозирования. В связи с этим, приходится тратить значительные усилия на устранение негативных последствий проявления названных статистических особенностей, однако при морфологическом структурном прогнозе будущего эти свойства могут проявлять себя и положительно.
Важное место в тренажере будущего занимает оценка стоимости бизнеса новации. Оценка бизнеса новации - это одновременно и наука и искусство. Развитие инноватики всегда шло в ногу с развитием теории стоимости. Именно прогресс в теории стоимости позволил развить технологии и внедрить их в практику венчурного финансирования и
бизнеса ангел-инвестирования. Если заинтересованный потребитель готов заплатить новатору за новацию, то он всегда сможет определить, какой уровень стоимости соответствует его интересам.
Оценка стоимости новации начинается с опробования традиционных трех подходов в оценке бизнеса: затратного, рыночного и доходного.
Затратный подход основан на оценке стоимости активов, необходимых для создания новации. Он позволяет получить значение стоимости на основе подсчета затрат на приобретение всех материальных, трудовых и основных активов, необходимых для реализации новации и организации производства продукции и услуг, связанных с данной новацией. Если последующий поток доходов не обеспечивает стоимость возмещения активов, то изыскиваются возможности снижения первоначального объема финансирования и условий покрытия излишних затрат активов.
Рыночный подход основан на расчете показателей стоимости исходя из аналогичных сделок в данном либо в схожих видах деятельности. Рыночный подход дает приблизительную оценку, основываясь на средних показателях.
Доходный подход основывается на трансформации доходов в прибыль, на получении прибыли, исходя из конкретных потребительских свойств. Он формируется под воздействием изменений левой доходной части уравнения стоимости, а не правой -затратной части. Левая часть допускает увеличение цены и стоимости продукции (а, следовательно, и прибыли), если увеличивается потребительская отдача от продукта [2].
Затратный метод обычно недоучитывает приращение потребительских свойств, так как он связан с ростом затрат факторов производства. Доходный метод лишен этого недостатка. Существует ряд способов определения стоимости, основанных на установлении прибыли, которые используются в бизнес - оценке нововведений для определения доходной стоимости. Каждый из этих методов предполагает возможность измерения уровня дохода и идентификации порядка конвертации прибыли в стоимость. Приведение избранного уровня оценки дохода (до и/или после уплаты налогов, показатели EBIT или EBITDA) с соответствующими коэффициентами пересчета, является базисным для получения обоснованной и достоверной оценки стоимости.
Реальность стоимостных оценок бизнес -новаций такова, что большинство изобретателей оценивают свою идею (новацию) по-житейски, на основе гипотетически ожидаемого дохода, который только лишь планируется без каких-либо серьезных для этого оснований учета реальной экономической среды, в которой она будет реализовываться, без учета каких либо налоговых и, даже, возврата кредитных платежей. Оценки часто лишены смысла, а авторы идеи введены в заблуждение относительно реальной стоимости той собственности, которой они обладают.
Сколько же стоит новация, претендующая на инвестирование венчурного капитала или бизнес-ангела?
Она стоит столько, сколько стоят вложенные в неё логика, здравый смысл, знание рынка, опыт, навыки, технологии, связи, капитал, а, главное, сами знания бизнес - идеи, которые позволили бы осуществить реальную оценку её потребительских свойств.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Санто Б. Триединство знания и критерий превосходства // Инновации. - 2007. № 10. С. 1927.
2. Лукашев В.И. Научно-технический про-
гресс и экономическая эффективность транспортного производства (макроэкономическая оценка). - М.: ИНТЕКСТ, 2003. - 351 с.
3. Брайен Пери. Оценка стоимости компа-
нии: как решать головоломку? // The Angellnvester. - 2007. - Июль-август. - С.14-16.
4. Янч Эрих. Прогнозирование научно - технического прогресса - М.: Изд-во "Прогресс", 1974. - 574 с.
5. Кондратьев Н.Д. Большие циклы конъюк-туры и теория предвидения. Избранные труды / Международный фонд Н.Д. Кондратьева. - М.:
ЗАО Издательство "Экономика", 2002. - 767 с.
6. Третьяк В.П. Форсайт в вопросах и ответах / Учебное пособие. - М.: ГУУ, 2007. - 42 с.
7. Лукашев В.И. Научно-технический прогресс и экономическая эффективность транспортного производства (макроэкономическая оценка0. - М.: Интекст, 2003. - 351 с.
И.С. Батулин, С.Г. Середа
МОДЕЛЬ СЕМАНТИЧЕСКОЙ СЕТИ ИНТЕРНЕТ-ПОРТАЛА НАУЧНОЙ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ
Развитие Интернета открыло новые возможности для общения. Тематические рассылки, форумы, блоги, чаты создали среду, в которой можно найти единомышленников и обсудить с ними интересующую тему. Если речь идет о чем-то не очень сложном. При попытке вести в Интернете научные дискуссии, обнаруживается неготовность имеющихся социотехнических решений эффективно поддерживать такой тип коммуникации [1]. В работе [2] было показано, что с использованием модели классифицирующей семантической сети можно существенно повысить эффективность совместной работы пользователей над сложными научными задачами. Например, обеспечить механизмы отделения формулировки альтернативных версий от понимания, обсуждения, развития и проблематизации текущей обсуждаемой версии.
Формально семантическая сеть представляется тройкой следующего вида:
Н =< I, С, О >
I - конечное множество информационных единиц различных типов,
С - конечное множество типов связей между информационными единицами,
О - отображение, которое задает между информационными единицами, входящими в I, связи из заданного набора типов.
У пользователей появляется возможность выделять и фиксировать как предмет совместной работы, особые типы информационных единиц: факты, гипотезы, идеи, проблемы, задачи, методы, обнаруженные ошибки и т.п. Это структурирует дискуссию и снижает вероятность «заговаривания» интересных мыслей, что характерно для традиционных чатов и форумов.
Для дальнейшего повышения эффективности совместной работы, необходимо решить задачу структурирования «пространства коммуникации», при котором повышается вероятность найти: учебные материалы, проекты, собеседников, максимально соответствующих интересам и уровню квалификации каждого конкретного пользователя. Это удобнее всего сделать в рамках специализированного Интернет-портала, где данные организованы в виде семантической сети.
Модель семантической сети универсальна, почти как письменность или принцип устройства компьютера. Для решения конкретных задач требуется выделить ограниченный набор поддерживаемых типов информационных единиц и связей, но при этом реализовать алгоритмы, решающие на этом наборе типов полезные задачи. В структуре предлагаемой нами модели семантической сети портала можно выделить пять взаимодействующих блоков.
Онтологии составляют как бы «ядро» семантической сети. Они фиксируют пред-