Научная статья на тему 'Модель рейтинговой системы оценивания в колледже по туризму'

Модель рейтинговой системы оценивания в колледже по туризму Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
144
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗНАНИЯ / УМЕНИЯ / ТЕХНИЧЕСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ / БЕЗОПАСНАЯ ЭКСПЛУАТАЦИЯ / KNOWLEDGE / SKILLS / TECHNICAL COMPETENCE / SAFE EXPLOITATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Недкова Антонина Стоянова

Статья представляет эмпирическое исследование апробированной образовательной модели по учебной дисциплине «Технологическое оборудование гостиницы и ресторана» (ТОГР) в Колледже по туризму (г. Бургас, Болгария) на базе рейтинговой системы оценивания. Описан также сравнительный анализ результатов эмпирического исследования студенческих групп, изучающих одну и ту же учебную дисциплину в профессионально-квалификационной степени: «профессиональный бакалавр» и «магистр».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Недкова Антонина Стоянова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article offers an empiric research of the approved educational model for the "Technological equipment for hotel and restaurant" (TEHR) subject in the Tourist college in the city of Burgas, on the basis of rating evaluation system. The article provides comparative result analysis of the empiric research of the students' groups that study the same subject for the professional and qualification degree of a "professional bachelor" and a "master".

Текст научной работы на тему «Модель рейтинговой системы оценивания в колледже по туризму»

ОБРАЗОВАНИЕ ЗА РУБЕЖОМ

УДК 338.46

МОДЕЛЬ РЕЙТИНГОВОЙ СИСТЕМЫ ОЦЕНИВАНИЯ В КОЛЛЕДЖЕ ПО ТУРИЗМУ

Недкова Антонина Стоянова, доктор по педагогике, antonina.nedkova@abv.bg, университет имени профессора Асена Златарова, Колледж по туризму, г. Бургас, Болгария

The article offers an empiric research of the approved educational model for the “Technological equipment for hotel and restaurant” (TEHR) subject in the Tourist college in the city of Burgas, on the basis of rating evaluation system. The article provides comparative result analysis of the empiric research of the students' groups that study the same subject for the professional and qualification degree of a “professional bachelor” and a “master”.

Статья представляет эмпирическое исследование апробированной образовательной модели по учебной дисциплине «Технологическое оборудование гостиницы и ресторана» (ТОГР) в Колледже по туризму (г. Бургас, Болгария) на базе рейтинговой системы оценивания. Описан также сравнительный анализ результатов эмпирического исследования студенческих групп, изучающих одну и ту же учебную дисциплину в профессионально-квалификационной степени: «профессиональный бакалавр» и «магистр».

Keywords: knowledge, skills, technical competence, safe exploitation

Ключевые слова: знания, умения, техническая грамотность, безопасная эксплуатация

Оценивание и контроль знаний и умений учащихся сегодня являются ключевыми компонентами современных педагогических технологий [1]. Непрерывное экспериментирование и внедрение инновационных дидактических стратегий в процесс обучения требует приложения адекватных моделей оценивания познавательных достижений обучающихся, создания подходящей учебной среды для стимулирования их профессионального и индивидуально-личностного потенциала

По мнению Ж.Д. Ефремова, «обучение может быть результативным только благодаря системному и последовательному контролированию учебных достижений учащихся, а также и предоставление возможности анализировать полученные результаты своей образовательной деятельности» [2]. Основным недостатком традиционного семестрового контроля в колледже и в высшей школе является недостаточное стимулирование «текущей работы», которая имеет преимущественно формальный характер, неизбежно отражающий «субъективизм» экзаменатора.

Стремление к большей гибкости и эффективности, которые стимулируют студентов к оптимизации учебных достижений, «количественное измерение» качества их знаний привело к формированию и внедрению рейтинговой системы оценивания, отраженной в учебном плане колледжа или высшей школы.

Понятие «рейтинг» (англ. Rating означает: уровень, разряд) — это индивидуальный числовой показатель. Рейтинг-система оценивания знаний предполагает систему накопленных условных единиц (очков) за усвоенные знания в течение каждого аттестационного периода. В зависимости от количества очков, полученных за каждый выполненный вид учебной деятельности, студент по окончании курса по данной дисциплине получает достаточно адекватную совокупность оценок. Такой подход позволяет использовать комплексное оценивание участия студента, его академическую активность и уровень усвоения учебного содержания [3].

Исследовательская цель — апробировать описанную образовательную модель обучения

53

ОБРАЗОВАНИЕ ЗА РУБЕЖОМ

в реальной учебной среде с реальными учебными командами и определить учебные достижения студентов по показателям: объем теоретических знаний, практических умений, познавательной активности, удовлетворенности.

Из сформулированной цели вытекают следующие задачи:

• разработать и применить дидактические тесты по различным темам учебного содержания изучаемой дисциплины;

• разработать чек-лист для персонального оценивания студентов при их участии в практических упражнениях и семинарских занятиях;

• применить методику САН (самочувствие, активность и настроение) при оценивании эмоционального состояния студентов по показателю удовлетворенность [4];

• проверить и оценить полученные знания путем: курсовых работ и проектов, портфолио и др.

Ожидаемые результаты от апробированной модели путем рейтинговой системы оценивания: оптимизировать познавательные достижения и практические умения студентов по изучаемой дисциплине:

• системные теоретические знания об изучаемых машинах, аппаратах и холодильных установках — предназначение, устройство, эксплуатация;

• теоретические и практические познания относительно принципов технологичного проектирования помещений в заведениях питания и развлечения;

• овладеть практическими профессиональными умениями и навыками по безопасной работе с машинами и аппаратами во время эксплуатации и при возможных авариях;

• развить технико-практические умения по составлению функциональных и планировочных схем складов и производственных помещений в заведениях питания и развлечения;

• уметь работать с технической и справочной литературой;

• уметь учитывать и анализировать специфическую информацию и принимать эффективные решения согласно конкретным условиям.

Перечислим исследовательские методы:

• педагогическое наблюдение и изучение учебной работы студентов и преподавателей по учебной дисциплине ТОГР и по дру-

гим учебным дисциплинам в колледже по туризму;

• дидактический эксперимент;

• наблюдения по ходу дидактического эксперимента;

• дидактические тесты на установление объема теоретических знаний студентов двух учебных потоков;

• изучение учебной документации образования в колледже: учебные планы и программы, тематичные разработки, количество часов, учебные формы и методы (дидактический инструментарий) [5].

Обучение по дисциплине включает 24 учебных часа лекционных занятий и 12 учебных часов практических занятий в специализированном кабинете «Технология кулинарной продукции». Изложение учебного содержания по избранной дисциплине проводится по темам, включенным в соответствующие учебные модули. После каждого модуля или группы модулей проводятся различные методы проверки знаний по изученным темам, акцент падает на дополнительное расширение, анализ понятия и технических процессов машин и аппаратов.

Модульное обучение предоставляет возможность проектировать последовательный уровень подготовки. Это определяется структурами модуля. Создаются условия для развития коммуникативных умений учащихся, для педагогического взаимодействия с преподавателем путем индивидуального подхода и для большей информированности исследования образовательного отношения учащихся по изучаемой дисциплине.

Кроме групповой формы обучения, используется индивидуальная консультация при разработке курсовых проектов по определенным темам. При разработке курсовых проектов студенты используют специализированную техническую литературу из разных источников информации, библиотечный фонд, проспекты и брошюры из офисов кухонного оборудования, интернет информация и др. В качестве современной образовательной технологии для оценивания знаний учащихся применяется «образовательное портфолио». Обучение дополняется схемами, проспектами, мультимедийными средствами. Оценивание знаний студентов заканчивается заключительной оценкой, в которую включается персональное портфолио на каждого отдельного студента.

54 научный журнал ВЕСТНИК АССОЦИАЦИИ ВУЗОВ ТУРИЗМА И СЕРВИСА 2012 / № 4

Модель рейтинговой системы оценивания в колледже по туризму

Персональное портфолио содержит:

• оценку регулярности присутствия учащегося на лекционных занятиях и не лекционных (практических, лабораторных упражнениях и др.);

• оценку курсовой работы по теме из учебного содержания по выбору студента;

• оценку за участие студента в практических упражнениях и семинарских занятиях;

• оценку за письменное представление (контрольная работа, текущая оценка за время обучения в течение семестра) по определенному модулю (или группе модулей) из учебной программы по дисциплине. Педагогический эксперимент был проведен

в течение 2010/2011 учебного года с 60 студентами, включенными в три учебные студенческие группы (26, 27, и 28 группы) по специальности «Туризм», IV курс, на Факультете общественных наук (ФОН) в Университете им. Проф. д-ра Асена Златарова, г. Бургас. Студенты изучают дисциплину «Технологичное оборудование гостиницы и ресторана» как одну из свободно выбираемых учебных дисциплин [5].

В результате проведенного педагогического эксперимента с апробированной образовательной моделью по учебной дисциплине ТОГР были получены следующие фактические результаты.

В таблице 1, диаграммах 1 и 2 представлены данные об успеваемости каждой студенческой группы из компонентов образовательного портфолио в заключительной оценка каждого учащегося в соответствующей группе.

Сравнивая оценки трех видов проверок, видно, что самая высокая успеваемость — 4,58 в группе 28, затем 4,33 в 27-й группе. Сравнительно самую низкую успеваемость — 4,00 показала 26-я учебная группа. Наблюдения и экспериментальные данные таблицы 1 и диаграммы 2 показывают очень хорошие учебные результаты студентов (в 26, 27 и 28 группах) в разработке курсовых проектов, в поисках информации о современных профессиональных машинах и аппаратах, используемых в кулинарном производстве, в проявлении желания анализировать технические данные и конструктивные решения рассматриваемых машин, а также и о модернизации средств технической безопасности. Особенно важным является, что студенты указывают использованные литературные источники, в том числе иностранную техническую литерату-

Таблица 1

Средняя успеваемость каждой исследуемой группы студентов

Группы Оценка за курсовую работу Текущая оценка Заключительная оценка

26 гр. 4,44 3,43 4,00

27 гр. 4,25 4,00 4,33

О. со см 4,58 4,25 4,58

ру и интернет-адреса. Это углубляет знания по учебной дисциплине, развивает и языковые умения, такие нужные в сфере туризма. Полученные экспериментальные данные показывают умение учащихся работать со специализированной технической литературой. Оценки, полученные за письменный опрос студентов, свидетельствуют о высоком познавательном и профессиональном интересе к изучаемой дисциплине, глубоких теоретических знаниях, технической грамотности и культуре, профессиональной компетентности по эксплуатации и технике безопасности, активной самостоятельности в процессе обучения. Установлена и высокая посещаемость лекционных и практических занятий студентами, а также пози-

Оценка за курсовую Текущая оценка Заключительная

работу оценка

Диаграмма 1. Средняя успеваемость экспериментальных групп за каждый компонент образовательного портфолио

□ Оценка за курсовую работу

■ Текущая оценка

□ Заключительная оценка

Диаграмма 2. Средняя успеваемость экспериментальных групп по трем компонентам образовательного портфолио

55

ОБРАЗОВАНИЕ ЗА РУБЕЖОМ

тивное отношение, интерес к изучаемой дисциплине и ответственность.

Обобщенные результаты заключительной оценки студентов, выраженные в % по шестибальной системе, представлены в таблице 2 и диаграмме 3.

Таблица 2

Структура полученных результатов по шкале оценивания

шкала оценивания %

Отлично 11,1%

Очень хорошо 22,2%

хорошо 52,8%

удовлетворительно 13,9%

11,1% из трех студенческих групп отлично усвоили теоретические знания по дисциплине и в два раза больше (22,2%) показали очень хорошую успеваемость. 52,8% усвоили основные теоретические знания и практические умения с хорошей успеваемостью. Сравнительно низким является процент студентов, которые имеют удовлетворительный минимум теоретических знаний и усвоенных практических умениях по дисциплине — 13,9%. Обобщенные результаты процентного отношения полученных оценок в трех экспериментальных группах по шестибальной системе, показывает сравнительно высокий процент хорошо подготовленных студентов по дисциплине как будущих менеджеров в сфере туризма. Только 13,9% студентов затрудняются в эксплуатации машин и аппаратов, проявляют неуверенность в умениях по технической безопасности. Наблюдается повышенный интерес студентов к изучаемой дисциплине не только потому, что она является свободно избираемой. Преподаватель дал стимул студентам добиться более высоких достижений как в теоретическом, так

отлично очень 0. хорошо удовлет-%

хорошо ворительно

□ отлично

■ очень хорошо

□ хорошо

□ удовлетворительно

Диаграмма 3. Структура полученных оценок в трех экспериментальных группах

и в практико-прикладном плане. Лекционным занятиям как традиционной форме изложения учебного содержание отведена ключевая роль для оптимизирования теоретической подготовки студентов. Относительно высокий процент отличных оценок был достигнут благодаря регулярному присутствию и активному участию студентов на не лекционных учебных занятиях по изучаемой дисциплине. Текущее оценивание знаний за определенные модули учебного содержания мотивирует студентов к большим усилиям, к лучшим достижениям по изучаемой дисциплине, повышает их познавательную активность, помогает повысить познавательные достижения и практический опыт.

Эта же учебная дисциплина изучается студентами Колледжа по туризму, она включена в учебный план специальности «Организация и управление гостиницы и ресторана» (ОУГР). Студенты дневного обучения сдают в конце семестра письменный экзамен, оценка за курсовую работу учитывается при формировании конечной заключительной оценки [5].

Полученные данные об оценках в персональном портфолио студентов ОУГР дневного представлены в таблице 3, диаграммах 4 и 5.

Таблица 3

Средняя успеваемость каждой группы по отдельным компонентам образовательного портфолио

Группы Оценка за курсовую работу Оценка на экзамене Заключительная оценка

221 гр. 3,20 3,18 3,19

222 гр. 3,50 3,55 3,52

223 гр. 3,44 3,22 3,33

224 гр. 3,30 3,40 3,55

225 гр. 3,80 3,12 3,50

226 гр. 3,70 3,33 3,51

Контрольное сравнение результатов успеваемости студентов двух специальностей «Туризм» и «ОУГР» представлены в таблице 4 и диаграмме 6.

Данные таблицы 4 и диаграммы 6 показывают более высокую среднюю успеваемость 26, 27 и 28 групп по специальности «Туризм» по сравнению со студенческими группами (от 221 по 226 группу) по специальности «ОУГР» как по оцениванию курсовой работы, сданного письменного экзамена, так и по заключительной персональной оценке каждого студента. Эти результаты можно объяснить

56 научный журнал ВЕСТНИК АССОЦИАЦИИ ВУЗОВ ТУРИЗМА И СЕРВИСА 2012 / № 4

Модель рейтинговой системы оценивания в колледже по туризму

П 221 гр.

□ 222гр.

□ 223гр.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

□ 224гр. ■ 225гр.

□ 226гр.

Диаграмма 4. Средняя успеваемость экспериментальных групп по каждому компоненту образовательного портфолио

4

3.5 3

2.5 2

1.5 1

0,5 0

221 гр. 222гр. 223гр. 224гр. 225гр. 226гр.

3,52 55_ о 3, 55 3*8 3 3,5 I"7 3,51

44

3 Г 3,

□ Оценка

за курсовую работу ■ Оценка на экзамене

□ Заключительная оценка

Диаграмма 5. Средняя успеваемость экспериментальных групп по трем компонентам образовательного портфолио

повышенной мотивацией и проявлением интереса у студентов по специальности «Туризм», желанием сделать содержательные, технически выдержанные курсовые работы, проявлением

Таблица 4

Сравнение средней успеваемости потока обеих специальностей по компонентам образовательного портфолио

Поток из студенческих групп/специаль-ность Средняя успеваемость за курсовую работу Средняя успеваемость на экзамене Средняя успеваемость по заключительной оценке

Группы по специальности «Туризм» 4,42 4,30 4,00

Группы по специальности «ОУГР» 3,33 3,60 3,43

творчества в их оформлении и редактировании. Роль текущей оценки в затверждении части изученного учебного материала дополнительно мотивирует и стимулирует студентов к тому, чтобы успешно представиться на письменном экзамене. Более низкие результаты средней успеваемости групп по специальности «ОУГР» можно объяснить относительно более слабой мотивацией и недостаточным интересом к свободно избираемой дисциплине из-за ее специфики и технической сложности понятий.

Анализ полученных результатов доказывает, что предложенная образовательная модель стимулирует оптимизирование учебных достижений учащихся по изучаемой дисциплине в Колледже по туризму.

Литература

1. Берберян А. С. Активизация самостоятельной работы студентов на основе экзистенциально-гуманистической концепции личностно-центрированного обучения в вузе / Российский психологический журнал. Том 6. 2009. № 5. С. 15-22.

2. Ефремова Ж.Д. Рейтинговая система оценки знаний как фактор повышения эффективности обучения в высшей школе (из опыта работы) www. ostu. ru. /filial/livny/.../index. htm. (дата обращения: 13.10.2012).

3. Коваленко Е. Инновационные образовательные технологии и их внедрение в вузе. www universitys.ru/ Kovalenko. pdf (дата обращения: 13.10.2012).

4. Недкова А. Образовательный дизайн по Технологичному оборудованию гостиницы и ресторана. Габрово: Экспресс, 2012.

5. Недкова А. Дидактическая модель формирования профессиональной компетентности — студия. Габрово: Экспресс, 2012.

6. Недкова А. Инновационные технологии оценки знаний в высшей школе. // Научный журнал «Вестник Ассоциация вузов туризма и сервиса». 2011. № 4 (19). С. 58-63.

57

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.