УДК 332.14
МОДЕЛЬ РЕГИОНАЛЬНЫХ ИННОВАЦИОННЫХ АНТИКРИЗИСНЫХ ПРОГРАММ В УСЛОВИЯХ ГЕОПОЛИТИЧЕСКОЙ НЕСТАБИЛЬНОСТИ
МАТВЕЕВ ВЛАДИМИР ВЛАДИМИРОВИЧ,
доктор экономических наук, профессор кафедры «Экономика и финансы» Орловского филиала Финансового университета, Орел, Россия E-mail: [email protected]
МАЗУР ЛИДИЯ ВИКТОРОВНА,
кандидат экономических наук, доцент кафедры «Экономика и финансы» Орловского филиала Финансового университета, Орел, Россия E-mail: [email protected]
АННОТАЦИЯ
Межрегиональная дифференциация субъектов Российской Федерации, особенно в условиях геополитической нестабильности, обусловила необходимость реализации инновационных антикризисных программ, направленных не только на преодоление кризисных факторов социально-экономического развития регионов, но и выход их на магистральный путь развития. Модель региональной инновационной антикризисной программы в условиях геополитической нестабильности требует применения не только системного, но и комплексного, процессного и других подходов. Она должна учитывать такие показатели, как интегральный критерий качества и эффективности развития региона; методологические требования системного подхода к модели программы; антикризисные цели; морфология системы; цели функционирования каждой подсистемы; механизм обеспечения цели системы как единого целого с учетом ее эмерджентных свойств; уровень иерархии системы и ее подсистем в иерархической структуре; влияние свойств системы на другие системы; влияние внешней среды на систему; процесс функционирования и развития системы; информационные потоки (внутренние и внешние) и т.д. Таким образом, предложенная в статье модель региональных инновационных антикризисных программ не только будет способствовать преодолению негативных факторов в региональном социально-экономическом развитии и импортозамещению, но и поможет сформировать собственную региональную налогооблагаемую базу, т.е. улучшить ситуацию как с финансовой независимостью бюджета субъекта Российской Федерации, так и с уровнем и качеством жизни населения на соответствующей территории.
Ключевые слова: региональные программы; инновационные программы; антикризисные программы; экономический потенциал; стратегия; системный подход; антикризисное развитие региона; точки роста; инновации.
A MODEL OF REGIONAL INNOVATIVE CRISIS-RESPONSE PROGRAM UNDER GEOPOLITICAL INSTABILITY
V.V. MATVEEV
ScD (Economics), Professor of the Economics and Finance Chair, Financial University (Oryol branch), Oryol, Russia E-mail: [email protected]
L. V. MAZUR
PhD (Economics), Associate-Professor of the Economics and Finance Chair, Financial University (Oryol branch),
Oryol, Russia
E-mail: [email protected]
ABSTRACT
Interregional differentiation between RF subjects, especially in conditions of geopolitical instability has necessitated implementing innovative crisis-response programs aimed not only at overcoming the crisis factors in social and economic regional development but also at creating the basis for sustainable economic growth. A model of regional innovation crisis-response program under geopolitical instability implies the use of systematic, integrated, process and other approaches. It should take into account such factors as an integral criterion of quality and regional development performance; systematic approach methodological requirements to program design; crisis management purposes; morphology of the system; the purpose of every subsystem functioning; a mechanism to ensure the achievement of objectives set for the system viewed as a whole, given its emergent properties; system and subsystems hierarchy level; impact of system properties on other systems; impact of the environment on the system; the process of functioning and development of the system; information streams (both internal and external), etc.
Thus, the suggested model of regional innovative crisis-response program will help overcome not only negative factors in the regional social and economic development and import substitution, but will contribute to creation of regional tax base which, in turn, will increase revenues in RF subject budgets and enhance the quality of life in respective regions.
Keywords: regional programs; innovative programs; crisis-response program; economic potential; strategy; systematic approach; regional development under crisis; growth areas; innovation.
В последнее время в связи с происходящими кризисными явлениями как на международном, так и на государственном уровне существенное значение отводится реализации антикризисных программ. Специфическая особенность России заключается в том, что она является федеративным государством, в состав которого входят 85 субъектов, с индивидуальными природно-климатическими условиями, инвестиционной привлекательностью и инновационной активностью, уровнем социально-экономического развития, оказывающими существенное влияние на межрегиональную дифференциацию внутри страны. Следовательно, и программы выхода из кризисного состояния для каждого субъекта должны быть индивидуальными.
Социально-экономические процессы в региональном антикризисном управлении обусловлены, с одной стороны, причинами возникновения кризиса, а с другой стороны, диспропорциональностью субъектов РФ. Кризисные явления в региональной экономике могут быть обусловлены как внутренними, так и внешними факторами. Тенденции последнего десятилетия проиллюстрировали, что к внутренним факторам (таким как падение производства, безработица, низкий уровень доходов населения и т.д.) добавились внешние (мировой финансовый кризис, геополитическая нестабильность). Более того, на региональном уровне можно также выделить факторы, которые
будут либо усиливать, либо сглаживать кризисные явления. Для региона существенное значение имеют достаточные внутренние ресурсы (человеческие, экономические, географические, природно-климатические и т.д.), необходимые для выхода из кризисного состояния. Однако данные ресурсы в первую очередь определяются собственным экономическим потенциалом региона. При этом наибольшее значение имеют факторы, оказывающие негативное воздействие на социально-экономическое развитие региона, которые могут усиливать степень возникновения риска кризиса в региональном развитии. Следовательно, выбирая ту или иную форму регионального антикризисного управления, необходимо учитывать не только макроэкономические показатели, обусловившие появление кризиса, но и факторы и условия, которые могут на региональном уровне усиливать или, напротив, минимизировать причины возникновения региональных кризисов (рис. 1).
Так, например, кризисные явления в региональных экономиках в 2008-2009 гг. в первую очередь затронули экспортно-ресурсные регионы, поскольку формирование их бюджетов зависит от вывоза природно-сырьевой базы в иностранные государства. В крупных городах финансовый кризис оказал негативное влияние на банковский сектор и строительство [1].
В условиях кризиса 2014 г., вызванного геополитической нестабильностью, негативное воз-
действие привело к потере инвестиционной привлекательности (ряд зарубежных компаний полностью или частично покинули территорию РФ); девальвации рубля и повышению уровня инфляции; снижению цен на экспорт энергоресурсов; ослаблению банковского сектора; ухудшению финансового состояния крупных компаний; снижению доходных источников бюджетной системы [2].
Несмотря на то что причины кризисных явлений 2008-2009 и 2014 гг. различны, условия выхода из них в целом должны быть направлены на
развитие реального сектора отечественной экономики, который будет являться точкой роста для всего государства. Об этом на уровне государства говорилось и в 2009, и в 2014 г.
Направления региональных мер по борьбе с кризисом в 2009 г. представлены на рис. 2.
Направления антикризисных мероприятий на 2015-2016 гг. были опубликованы на официальном сайте Правительства РФ (распоряжение Правительства Российской Федерации от 27 января 2015 г. № 98-р в ред. от 16.07.2015 «Об утверждении плана первоочередных мероприятий по
Рис. 1. Формы регионального антикризисного управления
Рис. 2. Региональные меры по борьбе с кризисом в 2009 г.
обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 году») и включают 60 пунктов, основными из которых являются: поддержка импортозамещения и экспорта несырьевых, в том числе высокотехнологичных товаров; содействие развитию малого и среднего бизнеса; создание возможностей для привлечения финансирования в значимых секторах экономики, в том числе при реализации государственного оборонного заказа; компенсация дополнительных инфляционных издержек наиболее уязвимым категориям граждан; снижение напряженности на рынке труда; оптимизация бюджетных расходов; повышение устойчивости банковской системы [3].
Таким образом, основным отличием антикризисных мероприятий 2009 и 2015-2016 гг. явля-
ется поддержка импортозамещения и экспорта несырьевых, в том числе высокотехнологичных, товаров. В данном случае речь идет непосредственно о развитии реального сектора экономики, причем это необходимо делать во всех субъектах Российской Федерации через разработку и реализацию региональных инновационных антикризисных программ с обязательным учетом экономического потенциала.
Разрабатывая региональную инновационную антикризисную программу, экономический потенциал следует рассматривать через материальную и нематериальную составляющие, так как они будут определять уровень развития техники и технологий, которые послужат ресурсами для достижения антикризисных це-
лей в социально-экономическом развитии региона (рис. 3).
Стратегия региональной инновационной антикризисной программы (РИАП) в условиях геополитической нестабильности должна быть нацелена на использование ресурсной базы, предлагающей для экономической системы региона выход на магистральный путь развития. В качестве основного результата реализации РИАП необходимо определить повышение уровня и качества жизни населения в соответствующем субъекте РФ (рост уровня доходов, минимизация экологических рисков, снижение безработицы, появление новых рабочих мест и т.д.). Однако, исходя из создавшихся условий, особое внимание следует уделять не возможностям накопления, а, напротив, созданию условий для максимизации потребительских расходов населения, причем эта тенденция должна быть направлена на длительный временной промежуток.
Особенностью современных региональных антикризисных программ является недостаточный уровень использования собственного экономического потенциала и порой бездумное дублирование федеральных антикризисных мероприятий [3]. Вместе с тем в настоящее время для выхода региональной экономики на магистральный путь развития необходимо стимулирование к внедрению инноваций в субъектах Российской Федерации, поскольку именно они должны стать катализатором преодоления кризисного состояния, источником для создания региональной конкурентоспособной продукции как на внутреннем, так и на внешних рынках, т.е. позволят интегрировать региональную экономику в мировую конкурентную среду. Исходя из этого, стратегию разработки региональной антикризисной программы можно представить, как показано на рис. 4.
Рис. 3. Структура экономического потенциала региона при разработке региональной инновационной антикризисной программы
Приоритетные направления стратегии формирования РИАП. Система поиска и коммерциализации инноваций в региональную экономику
Видение научно-экспертной общественности и органов управления региона — глобально интегрированный, инновационный регион
Политика (определение главной цели региональной антикризисной программы) — выход из кризисного состояния на основе использования экономического потенциала и внедрения инноваций в региональную экономику
Стратегические приоритетные направления региональной антикризисной программы для
достижения главной цели
Научно-техническая активность региона
Инновационная активность региона
Инвестиционная активность региона
Эффективность
использования природно-ресурсной базы региона
Развитие человеческого потенциала региона
Система стратегических целей по перспективным направлениям _и стратегия достижения целей_
Формирование региональной инновационной антикризисной программы (РИАП)
Рис. 4. Стратегия разработки региональной антикризисной программы на основе внедрения инноваций в региональную экономику
Кроме внешних условий, к причинам возникновения кризисных факторов в региональном развитии следует также отнести и управленческие решения, принимаемые высшим эшелоном власти субъекта РФ. Неэффективность регионального управления в настоящее время зачастую обусловлена как превалированием личных интересов чиновников, так и отсутствием стратегического мышления, которое в первую очередь должно быть направлено на локализацию «точек роста», приводящих к мультипликативному эффекту в региональной экономике, стимулированию инновационной активности субъектов предпринимательской деятельности, сохранению и эффективному использованию природно-сырьевого и промышленного комплексов.
Таким образом, для органов власти в субъектах Российской Федерации приоритетной задачей в рамках разработки региональной инновационной антикризисной программы в условиях геополити-
ческой нестабильности должна стать система поиска и коммерциализации инноваций [4].
В процессе разработки региональной инновационной антикризисной программы в условиях геополитической нестабильности необходимо определить приоритетную цель как выход на магистральный путь социально-экономического развития. В качестве текущей цели должно быть преодоление кризисных факторов на уровне субъекта РФ. Определяя стратегическую цель при разработке региональной инновационной антикризисной программы, в качестве одного из главных условий необходимо в обязательном порядке использовать экономический потенциал региона, а также стимулировать внедрение инноваций в региональную экономику [5]. Однако внедрение инноваций невозможно без притока инвестиций в субъекты Российской Федерации [6]. Следовательно, стратегическая цель базируется в условиях системной упорядоченности. Ключевым звеном де-
композиции при реализации стратегической цели будет выход из кризисного состояния и переход к развитию реального сектора экономики, позволяющему создавать не только продукцию в рамках программы импортозамещения, но и конкурентоспособную продукцию, востребованную за пределами данного субъекта РФ, как на государственном, так и на межгосударственном уровне.
Для эффективной реализации стратегической цели, разрабатывая региональную инновационную антикризисную программу в условиях геополитической нестабильности, необходимо решить следующие задачи:
1) создать концептуальную модель системы эффективного формирования региональной инновационной антикризисной программы и описать механизм ее функционирования;
2) определить и спрогнозировать индикаторы ее достижения;
3) непосредственно разработать саму региональную инновационную антикризисную программу;
4) рассчитать прогнозный уровень единичного показателя доходов регионального бюджета от инновационной деятельности.
Функции региона (воспроизводство: населения, региональной экономики, территориального потенциала), вытекая из его определения, обосновывают и само содержание регионального антикризисного развития. Под региональным антикризисным развитием следует понимать способность региона как экономической системы не только функционировать и развиваться в рыночной среде, но и эффективно обеспечивать процессы воспроизводства населения, определенных благ и собственного экономического потенциала.
Оценивая региональное антикризисное развитие в процессе разработки региональной инновационной антикризисной программы в условиях геополитической нестабильности, необходимо:
1) четко сформулировать задачу (выявить точки роста);
2) определить показатели, которые будут достигнуты при решении поставленной задачи;
3) написать алгоритм и рассчитать интегральные и/или частные показатели регионального антикризисного развития при разработке региональной инновационной антикризисной программы;
4) создать шкалу, позволяющую сравнивать полученные оценки.
Следовательно, методология разработки региональной инновационной антикризисной программы в условиях геополитической нестабильности, основанная на использовании собственного экономического потенциала региона, должна использовать системный подход, включающий следующие аспекты.
1. Региональное антикризисное управление следует рассматривать как двухуровневую систему (первый уровень определяется целями федерального антикризисного управления, т.е. является подсистемой подобной системы на федеральном уровне; второй уровень определяется социально-экономическим развитием региона, являющегося частью системы федерального уровня).
2. Региональная инновационная антикризисная программа должна иметь определенную структуру в виде дерева целей регионального антикризисного управления и разработанной на его основе стратегии их достижения.
При разработке региональной инновационной антикризисной программы в условиях геополитической нестабильности на основе использования системного подхода необходимо выделить следующие методологические требования, выражаемые системой показателей:
/0 = Е ^ я, ■■■. ^ (1)
где 10 — интегральный критерий регионального антикризисного развития; Е — совокупность методологических требований системного подхода при разработке региональной инновационной антикризисной программы; — формирование антикризисных целей системного подхода; Я2 — определение эмерджентных свойств системы; Я, — морфология системы; Я4 — определение цели функционирования каждой подсистемы; Я5 — изучение механизма обеспечения цели системы как единого целого с учетом ее эмерджентных свойств; Я6 — анализ структуры системы, изучение ее влияния на эмерджентные свойства системы в целом; Я7 — определение уровня иерархии системы и ее подсистем в иерархической структуре; Я8 — влияние свойств системы на другие системы; Я9 — изучение влияния внешней среды на систему; Я — анализ процесса функционирования и развития системы; 811 — анализ информационных потоков, циркулирующих в системе и поступающих извне; 8 — описание принципов управления и процесса управления системой.
Вышеприведенная структура показателей содержит определенную совокупность методологических требований системного подхода, однако она не может быть единственной и конечной. В практической деятельности ее можно дополнять и упрощать в соответствии с задачами регионального антикризисного управления.
С научной точки зрения, обосновывая процесс разработки региональной инновационной антикризисной программы в условиях геополитической нестабильности, необходимо использовать не только системный, но и комплексный, процессный и другие подходы. Объект управления при этом следует рассматривать как единое целое, в рамках которого необходимо одновременно оценивать степень влияния всех возможных факторов на объект управления.
При разработке региональных инновационных антикризисных программ в условиях геополитической нестабильности особое внимание следует обратить на локализацию точек роста в виде инновационно-инвестиционных проектов, обеспечивающих мультипликативный эффект, т.е. являющихся катализатором для различных производств по целям межотраслевых взаимодействий [7]. Систему взаимосвязанных принципов и методов, распределенных по отдельным этапам формирования РИАП, следует считать методологией разработки модели региональных инновационных антикризисных программ.
В качестве ключевого момента при разработке модели региональных инновационных антикризисных программ в условиях геополитической нестабильности выступает системное обоснование точек роста [8].
Остановимся более подробно на рассмотрении сущности концептуальной модели разработки региональной инновационной антикризисной программы в условиях геополитической нестабильности. Поскольку результирующим компонентом для данной модели является «выход», который должен определить не только преодоление кризисных факторов в региональном развитии, но и магистральный путь социально-экономического развития конкретного субъекта Российской Федерации, к нему должен применяться системный подход, определенный по формуле (1). Таким образом, «выход» модели разработки РИАП в условиях геополитической нестабильности должен определить потенциал региональной инновационной ан-
тикризисной программы в заданных стратегических нормативах, оцениваемый уровнем на основе соответствующей методики его прогнозирования.
Для «входа» модели разработки РИАП в условиях геополитической нестабильности должны быть определены прогнозные значения показателей, разработанные с учетом собственного экономического потенциала субъекта Российской Федерации. В целях полноценного определения нормативных индикаторов «входа» необходимо провести следующие подготовительные этапы:
• анализ внешней среды регионального антикризисного управления и ее тенденций;
• анализ и оценку региональных антикризисных мероприятий (программ), реализуемых в конкретном субъекте Российской Федерации на момент разработки РИАП;
• анализ и оценку собственного экономического потенциала региона;
• разработку прогнозных нормативов РИАП в условиях геополитической нестабильности на основе собственного экономического потенциала;
• количественное определение прогнозного уровня социально-экономического развития субъекта РФ на основе собственного экономического потенциала в процессе реализации РИАП в условиях геополитической нестабильности.
Существенное внимание должно быть уделено достоверности и точности определения прогнозных индикаторов РИАП в условиях геополитической нестабильности, так как качество параметров «входа» формирует качество их «выхода».
В качестве информационной базы при разработке РИАП в условиях геополитической нестабильности выступает процесс анализа внешней среды, в ходе которого разработчик РИАП должен учесть внешние по отношению к региону кризисные факторы для определения возможностей и угроз его социально-экономическому положению. Своевременное поступление результатов анализа внешней среды позволяет разработчику не только осуществлять региональное антикризисное стратегическое прогнозирование, но и в условиях геополитической нестабильности проводить поиск альтернативных стратегий, минимизирующих воздействие кризисных факторов. Более того, возможен поиск дополнительных источников финансирования РИАП на основе своевременно полученных данных.
Под обратной связью при разработке модели РИАП в условиях геополитической нестабиль-
ности следует понимать соединение «выхода» со «входом», необходимое для осуществления эффективного контроля за изменением состояния «выхода». Компонентами обратной связи модели разработки РИАП в условиях геополитической нестабильности могут быть следующие показатели: увеличение (уменьшение) количества предприятий в расчете на тысячу жителей региона, среднесписочная численность работающего населения, сохраненные и вновь созданные рабочие места, увеличение (уменьшение) собственных налоговых доходов регионального бюджета за счет вновь созданных производств и рабочих мест и т.д.
Главной подсистемой модели разработки РИАП в условиях геополитической нестабильности является подсистема инновационного обеспечения, которая определяет эффективность функционирования всей системы регионального антикризисного управления. К полномочиям координационно-распорядительного центра программы относится: изучение механизмов действия экономических законов; применение научных подходов к региональному антикризисному управлению; применение принципов и современных методов регионального антикризисного управления.
Цель разработки модели региональной инновационной антикризисной программы в условиях геополитической нестабильности — выход региональной экономики из кризисного состояния, повышение уровня и качества жизни населения региона. Методическое обеспечение системы управления формированием РИАП в условиях геополитической нестабильности осуществляется путем разработки, согласования, утверждения и введения в действие методик по различным функциям управления, методических рекомендаций различного уровня иерархии; описаний, положений, инструкций и т.п. [9].
Методики и рекомендации по разработке модели РИАП в условиях геополитической нестабильности могут быть как новыми, так и учитывать уже имеющийся опыт разработки по всем компонентам и подсистемам: научного сопровождения (правила и методы применения научных подходов и принципов конкретных методов и моделей по всеобщим и специальным функциям модели разработки РИАП); внешнего окружения системы (правила, методы диагностики параметров макро-, мезо- и микросреды, анализа влияния внешних факторов на региональное антикризисное управление); целевой подсистемы системы (правила и методы построения дерева целей); управляющей и управляемой подсистемы; «вход» и «выход» [правила и методы прогнозирования индикаторов (нормативов) региональной инновационной антикризисной программы на «входе» системы, а также мониторинг достигнутого уровня РИАП на «выходе» системы].
Одними из основных условий обеспечения эффективной реализации региональной антикризисной программы в условиях геополитической нестабильности являются внедрение инноваций в отрасли региональной экономики; обеспечение качества (управления, товаров и услуг, жизни населения, образования и т.д.); ресурсосбережение (оптимизация воспроизводственной структуры экономики, повышение научного уровня работ по управлению, снижение технологических потерь и отходов).
Особая роль в модели разработки региональной инновационной антикризисной программы в условиях геополитической нестабильности отводится непосредственно инновационной составляющей, являющейся базой не только для создания импортозамещения, но и производства высококонкурентной региональной продукции с возможностью ее реализации в дальнейшем на внешних рынках [10].
ЛИТЕРАТУРА
1. Николаев И.А, Марченко Т.Е., ТитоваМ.Е, Кулиш Ю.А. Российские регионы в борьбе с кризисом: аналитический доклад. [Электронный ресурс] URL: http://www.fbk.ru/upload/images/anticrisis-regions.pdf (дата обращения: 10.09.2015).
2. Эскиндаров М.А. Экономическая политика России в условиях глобальной турбулентности. Первый международный форум Финансового университета // Вестник Финансового университета. 2014. № 6 (84). С. 6-9.
3. Рейтинг социально-экономического положения субъектов РФ по итогам 2014 года. [Электронный ресурс] URL: http://riarating.ru/infografika/20150616/610658857.html (дата обращения: 15.09.2015).
4. Инновационное развитие России: проблемы и решения / под ред. М.А. Эскиндарова, С.Н. Силь-вестрова. М.: Анкил, 2013.
5. Лукасевич И.Я. Влияние инноваций на экономический рост в регионах // Материалы международного научно-практического форума: Стратегическое планирование развития территорий. Опыт. Современные тенденции. Перспективы. М., 2014. С. 14-21.
6. ФедотоваМ.А., Лосева О.В. Оценка факторов роста инвестиционной привлекательности регионов // Имущественные отношения в Российской Федерации. 2015. № 2 (161). С. 61-70.
7. Сорокин Д.Е. Оптимистический сценарий развития российской экономики // Вестник Финансового университета. 2014. № 5 (83). С. 6-15.
8. Современное предпринимательство в инновационной экономике: теория и практика / под общ. ред.М.А. Эскиндарова. М.: Перо, 2015.
9. Федотова М.А, Вебер Ш. Экономическое развитие и региональное разнообразие Российской Федерации: монография. М., 2013.
10. ЭскиндаровМ.А. Проблемы национальной конкурентоспособности // Материалы конференции: Россия в ВТО: проблемы национальной конкурентоспособности и стимулирования российского экспорта. Аналитические материалы. М., 2014. С. 7-10.
REFERENCES
1. NikolaevI.A, Marchenko T. E, TitovaM.E., Kulish Yu.A. Russian regions in the fight against the crisis: analytical report [Rossijskie regiony v bor'be s krizisom: analiticheskij doklad]. Available at: http:// www.fbk.ru/upload/images/anticrisis-regions.pdf (Accessed 10 September 2015) (in Russian).
2. EskindarovM. A. Economic policy in Russia in conditions of global turbulence. The first international forum of Financial University [Jekonomicheskaja politika Rossii v uslovijah global'noj turbulentnosti. Pervyj mezhdunarodnyj forum Finansovogo universiteta ]. Bulletin of Financial University - Vestnik Finansovogo universiteta, 2014, № 6 (84), p. 6-9 (in Russian).
3. The rating of socio-economic status of subjects of the Russian Federation by the end of 2014 [Rejting social'no-jekonomicheskogo polozhenija sub''ektov RF po itogam 2014 goda]. Available at: http:// riarating.ru/infografika/20150616/610658857.html (Accessed 15 September 2015) (in Russian).
4. Innovative development of Russia: problems and solutions: team rentals-ditch [Innovacionnoe razvitie Rossii: problemy i reshenija]; ed. byM.A. Eskindarov, S.N. Silvestrov. Moscow, Ankil, 2013 (in Russian).
5. Lukasiewicz J. I. Impact of innovation on economic growth in the regions. Proceedings of the international scientific-practical forum: Strategic planning development of territories. Experience. The modern trends. Pere-term vision [Vlijanie innovacij na jekonomicheskij rost v regionah // Materialy mezhdunarodnogo nauchno-prakticheskogo foruma: Strategicheskoe planirovanie razvitija territorij. Opyt. Sovremennye tendencii. Per-spektivy]. Moscow, 2014. Pp. 14-21.
6. FedotovaM. A., Loseva O. V. Assessment of factors of growth of investment in the regions uvlekatelnoe [Ocenka faktorov rosta investicionnoj privlekatel'nosti regionov]. Imushhestvennye otnoshenija v Rossijskoj Federacii - Property relations in Russian Federation, 2015, № 2 (161), pp. 61-70.
7. Sorokin D. E. Optimistic scenario of development of the Russian economy [Optimisticheskij scenarij razvitija rossijskoj jekonomiki]. Vestnik Finansovogo universiteta - Bulletin of Financial University, 2014, № 5(83), pp. 6-15.
8. Modern entrepreneurship in the innovation economy: theory and practice [Sovremennoe predprinimatel'stvo v innovacionnoj jekonomike: teorija i praktika] / Under the editorship M.A.Eskindarov. Moscow, Pero, 2015 (in Russian).
9. FedotovaM. A., Weber S. Economic development and regional time-diversity of the Russian Federation: monograph [Jekonomicheskoe razvitie i regional'noe raznoobrazie Rossijskoj Federacii: monografija]. Moscow, 2013 (in Russian).
10. EskindarovM. A. Problems of national competitiveness / materials of the conference: Russia in the WTO: problems of national competitiveness and promoting Russian exports. Analytical materials [Problemy nacional'noj konkurentosposobnosti / Materialy konferencii: Rossija v VTO: problemy nacional'noj konkurento-sposobnosti i stimulirovanija rossijskogo jeksporta. Analiticheskie materialy]. Moscow, 2014, pp. 7-10.