УДК 332.14:001.895
Мазур Л.В.,
старший преподаватель кафедры экономики и финансов Орловского филиала РАНХиГС при Президенте РФ
методология разработки
региональных инновационных
антикризисных программ
Рассмотрена методология разработки региональных инновационных антикризисных программ, с учетом, использования экономического потенциала региона, основанная на системном, подходе, выделяющем. «точки, роста», направленные на достижение мультипликативного эффекта по целям, межотраслевых взаимодействий, представляющая, собой спектр взаимосвязанных подсистем, с прямыми и. обратными связями.
Ключевые слова: кризис регионов, региональные инновационные антикризисные программы, региональное антикризисное управление, экономический потенциал региона, структура региональной инновационной антикризисной программы,, этапы, формирования, региональных инновационных антикризисных программ..
В настоящее время одной из проблем кризисного состояния регионов в сложившихся условиях можно считать неэффективность регионального управления, обусловленную следующими факторами: отсутствием стратегии в деятельности региона, направленной на выявление «точек роста»; отсутствием стимулов для субъектов экономической деятельности в регионе использования инноваций; низкий уровень ответственности руководителей региона перед населением за последствия принимаемых решений, за сохранность и эффективное использование природно-сырьево-го и промышленного комплексов, а также за социально-экономические результаты деятельности.
При этом, создавая региональную антикризисную программу, главной целью определяют не только преодоление кризиса, но и выход на магистральный путь развития. Следовательно, главная цель при создании региональной антикризисной программы базируется на использовании экономического потенциала региона и про-
является в системной упорядоченности. Главная цель в области управления формированием региональной антикризисной программы призвана быть основой для внедрения инноваций в региональную экономику. Ключевым звеном декомпозиции является выход из кризисного состояния и переход к стратегическим перспективам с вытекающими из них стратегическими целями перспектив, которые представляют собой единую взаимосвязанную систему.
Проведение мониторинга и анализа антикризисного развития в целом, по составляющим ее элементам, по округам и в других разрезах создает основу для управления формированием инновационных антикризисных региональных программ, проведения региональной политики выхода из кризисного состояния как на федеральном, так и на региональном уровне. При этом в первую очередь, с нашей точки зрения, следует учитывать экономический потенциал соответствующего региона, поскольку именно он позволяет учитывать конкретные региональные особенности развития, а также связан со стратегией развития региона.
Следовательно, методология разработки региональной инновационной антикризисной программы на основе использования экономического потенциала региона должна быть основана на системном подходе, основными аспектами которого являются:
1) система регионального антикризисного управления рассматривается как подсистема системы социально-экономического развития региона, которая в свою очередь является подсистемой подобной системы федерального уровня;
2) структура региональной антикризисной программы определяется деревом целей антикризисного управления, а затем на его основе разрабатывается стратегия их достижения.
Методологические требования системного подхода при разработке региональной инновационной антикризисной программы можно описать с помощью следующих показателей:
1«, = р (^ ^ ^.....^ (7)
где 1« — интегральный критерий качества и эффективности развития региона; Б — со-
вокупность методологических требований системного подхода к управлению формированием региональной инновационной антикризисной программы; S1 — формирование антикризисных целей системного подхода; S2 — определение эмерджентных свойств системы; S3— морфология системы; S4 — определение цели функционирования каждой подсистемы; S5 — изучение механизма обеспечения цели системы как единого целого с учетом ее эмерджентных свойств; S6 — анализ структуры системы, изучение ее влияния на эмерджентные свойства системы в целом; S7— определение уровня иерархии системы и ее подсистем в иерархической структуре; S8 — влияние свойств системы на другие системы; S9 — изучение влияния внешней среды на систему; S — анализ процесса функционирования и развития системы; S — анализ информационных потоков, циркулирующих в системе и поступающих извне; S — описание принципов управления и процесса управления системой.
Изложенная выше структура показателей, отражающих совокупность методологических требований системного подхода, не является единственной и конечной. На практике можно использовать различные дополнения и упрощения в соответствии с возможностями исследователя, существенно не изменяющие предложенную совокупность требований.
Научное обоснование решения проблемы формирования региональной инновационной антикризисной программы требует применения не только системного, но и комплексного, процессного и других подходов. При этом объект управления рассматривается как единое целое и в рамках этого единого целого, системного, комплексного, одновременно оценивается степень влияния всех возможных факторов на объект управления.
При формировании региональных антикризисных программ важнейшим этапом является обоснование и выделение так называемых «точек роста», то есть таких видов деятельности, таких инновационно-инвестиционных программ и проектов, которые позволяют «потянуть» за собой развитие многих других про-
изводств, обеспечивая возникновение «мультипликативного эффекта» по целям межотраслевых взаимодействий. Таким образом, методология формирования и эффективной реализации региональных антикризисных программ — это система взаимосвязанных принципов и методов, распределенных по отдельным этапам формирования РИАП.
Системное обоснование «точек роста» является ключевым этапом при формировании полноценных, эффективных региональных антикризисных программ. Для этого органы регионального и муници-
пального управления должны привлекать регионально-муниципальное научно-экспертное сообщество. Только совместными усилиями действующих властей и научно-экспертного сообщества можно выделить «точки роста» и обосновать стратегические перспективы развития региона и муниципальных образований.
Концептуальная модель системы управления формированием региональной инновационной антикризисной программы (рисунок 18) представляет собой спектр взаимосвязанных подсистем с прямыми и обратными связями.
Цели системы
Показатели (индикаторы) РИАП
Вход
Управляющая подсистема
Подсистема правового, методического, ресурсного и информационного обеспечения РИАП
Подсистема инновационного обеспечения РИАП
Целевая подсистема РИАП
Управляемая подсистема -подсистема формирования экономического потенциала РИАП, включающего: эффективное региональное антикризисное управление, инновационную и инвестиционную составляющие,
природно-ресурсную базу, человеческий потенциал
Конечные результаты РИАП - 1о
Выход
Обратная связь
Рис. Концептуальная модель системы управления формированием РИАП
<
со 2
о.
О
.о
О О
о. с
О
со
Рассмотрим сущность концептуальной модели формирования региональной инновационной антикризисной программы. Раскрытие сущности начнем с результирующего компонента — «выхода», который является конечным целевым ориентиром системы РИАП с главным требованием к нему — обеспечением выхода региональной экономики из кризиса и выхода на магистраль экономического развития. Основным условием создания такого уровня регионального антикризисного управления является системный подход к формированию региональной инновационной антикризисной программы. Следовательно, на «выходе» модели системы формирования РИАП будет сформирован потенциал региональной антикризисной программы в заданных стратегических нормативах, который будет оцениваться уровнем на основе соответствующей методики его прогнозирования.
При этом на «входе» модели системы управления формированием РИАП определяются прогнозные значения показателей, которые разрабатываются на основе экономического потенциала региона.
Для качественного формирования нормативных показателей «входа» необходимо выполнить следующие подготовительные этапы:
— произвести анализ внешней среды и перспектив ее развития;
— произвести анализ и оценку действующей программы (мероприятий) антикризисного управления исследуемого региона на момент разработки РИАП;
— произвести анализ и оценку экономического потенциала региона;
— разработать прогнозные нормативы РИАП с учетом регионального экономического потенциала;
— на основе прогнозных нормативов определить количественно прогнозный уровень социально-экономического развития региона при реализации РИАП и региональный экономический потенциал.
Особое внимание необходимо обратить на достоверность и точность определения прогнозных значений нормативов РИАП, поскольку именно качество параметров «входа» формирует качество их «выхода».
Информационной базой для разработки РИАП служат результаты анализа внешней среды, представляющего собой процесс, посредством которого разработчик РИАП учитывает внешние по отношению к региону кризисные факторы, чтобы определить его возможности и угрозы. Получение своевременных результатов анализа внешней среды дает разработчику время для стратегического прогнозирования антикризисных возможностей региона для составления плана на случай неопределенных обстоятельств и на случай возможных угроз и подготовки антикризисных стратегических мероприятий, которые локализуют кризисное состояние и позволят выйти региональной экономике из кризисного состояния.
Обратная связь — это соединение «выхода» со «входом» в целях контроля за изменением «выхода». К компонентам обратной связи системы управления формированием РИАП могут относиться следующие показатели: увеличение (уменьшение) количества предприятий в расчете на тысячу жителей региона, среднесписочная численность работающего населения, сохраненные и вновь созданные рабочие места.
В замкнутый внутренний контур («черный ящик») системы управления формированием РИАП (см. рисунок) входят подсистемы научного обеспечения, целевая подсистема, правового, методологического, ресурсного и информационного обеспечения, управляемая и управляющая подсистемы.
Главной подсистемой управления формированием РИАП является подсистема научного обоснования, которая определяет эффективность функционирования всей региональной системы антикризисного управления1.
К компонентам подсистемы научного обоснования относятся:
— изучение механизмов действия экономических законов;
— применение научных подходов к региональному антикризисному управлению;
— применение принципов и современных методов регионального антикризисного управления.
Целью управления формированием региональной инновационной антикризис-
ной программы является выход региональной экономики из кризисного состояния, повышение уровня и качества жизни населения региона.
Основными направлениями обеспечивающей подсистемы управления формированием РИАП является правовое, методическое, ресурсное и информационное обеспечение.
Методическое обеспечение системы управления формированием РИАП осуществляется путем разработки, согласования, утверждения и введения в действие:
— методик по различным функциям управления;
— методических рекомендаций различного уровня иерархии;
— описаний, положений, инструкций и т.п.
Методики и рекомендации по управлению формированием РИАП могут разрабатываться вновь или использоваться уже существующие по всем компонентам и подсистемам:
— научного сопровождения (правила и методы применения научных подходов и принципов конкретных методов и моделей по всеобщим и специальным функциям управления формированием РИАП);
— внешнего окружения системы (правила, методы диагностики параметров макро-, мезо- и микросреды, анализа влияния внешних факторов на антикризисное управление);
— целевой подсистемы системы (правила и методы построения дерева целей);
— управляющей и управляемой подсистемы;
— «вход» и «выход» (правила и методы прогнозирования индикаторов (нормативов) региональной антикризисной программы на «входе» системы, а также мониторинг достигнутого уровня РИАП на «выходе» системы).
Одними из основных условий обеспечения эффективной реализации региональной антикризисной программы являются:
1) внедрение инноваций в отрасли региональной экономики;
2) обеспечение качества (управления, товаров и услуг, жизни населения, образования и т.д.);
3) ресурсосбережение (оптимизация воспроизводственной структуры экономики, повышение научного уровня работ по управлению, снижение технологических потерь и отходов).
Ресурсное обеспечение повышения эффективности региональной инновационной антикризисной программы является актуальной проблемой, особенно в преддверии нового витка мирового финансово-экономического кризиса в 2012 году.
Информационное обеспечение системы управления формированием региональной инновационной антикризисной программы должно включать в себя как минимум следующие информационные фонды и соответствующие базы данных2:
1) информационный фонд «Паспорта регионов» (национально-государственных и административно-территориальных образований);
2) информационный фонд «Паспорта административно-территориальных единиц» (административных районов, округов, городов, поселений);
3) информационный фонд «Межрегиональный обмен», характеризующий потоки ввоза-вывоза продукции (в т.ч. экспорт-импорт);
4) информационный фонд «Паспорта предприятий и организаций», действующих в каждом из регионов РФ, характеризующий территориальное размещение производства и объектов социальной сферы;
5) информационный фонд «Кадастры природных ресурсов»:
— кадастр месторождений полезных ископаемых;
— земельный кадастр;
— водный кадастр;
— лесной кадастр.
6) информационный фонд «Экспортный потенциал»;
7) информационный фонд «Экологические паспорта регионов» и в том числе:
— экологические паспорта административно-территориальных единиц (административных районов, городов, населенных пунктов);
8) информационный фонд «Экологические паспорта предприятий и организаций»;
9) информационный фонд «Научно-инновационный потенциал регионов»;
10) информационный фонд «Рациональный потребительский бюджет».
Указанные информационные фонды должны включать необходимую и достаточную информацию, комплексно характеризующую социальную, экономическую и экологическую ситуацию в регионах3.
Таким образом, концептуальная модель формирования и эффективной реализации региональных инновационных антикризисных программ — это система взаимосвязанных принципов и методов, распределенных по отдельным этапам формирования РИАП.
Концептуальная модель разработки региональных инновационных антикризисных программ на основе ранжирования антикризисного развития регионов основывается на обосновании и выделении так называемых «точек роста», то есть таких видов деятельности, таких инновационно-инвестиционных программ и проектов, которые позволяют «потянуть» за собой развитие многих других производств,
обеспечивая возникновение «мультипликативного эффекта» по целям межотраслевых взаимодействий. Таким образом, методология формирования и эффективной реализации региональных антикризисных программ — это система взаимосвязанных принципов и методов, распределенных по отдельным этапам формирования РИАП.
Системное обоснование «точек роста» является ключевым этапом при формировании полноценных, эффективных региональных антикризисных программ. Для этого органы регионального и муниципального управления должны привлекать регионально-муниципальное научно-экспертное сообщество. Только совместными усилиями действующих властей и научно-экспертным сообществом можно выделить «точки роста» и обосновать стратегические перспективы развития региона и муниципальных образований4.
Концептуальная модель системы управления формированием региональной инновационной антикризисной программы представляет собой спектр взаимосвязанных подсистем с прямыми и обратными связями.
1 Мироненко Н. В. Институциональная экономика. —Орел: Издательство ОРАГС, 2009, 54 с.
2 Садков В.Г. и др. Стратегии комплексного развития регионов России и повышение эффективности регионального менеджмента / В.Г. Садков, В.Е. Кириенко, Т.Б. Брехова, Е.А. Збинякова, Д.В. Королев. - М.: ООО «Прогресс ИД», 2011. - С. 51-52.
3 Мазур Л.В. Обоснование методики оценки экономического потенциала регионов россии при разработке региональных антикризисных программ // Среднерусский вестник общественных наук. 2011. № 1. С. 179-187.
4 Мазур Л.В. Источники расширения налогового потенциала регионов // Среднерусский вестник общественных наук. 2010. № 4. С. 148-155.
Mazur L.V., e-mail: lidi.mazur@yandex.ru
Senior lecturer of the department of economics and finance of the Orel branch of RANE and CS under the President of the RF METHODOLOGY FOR THE DEVELOPMENT OF REGIONAL ANTI-cRISIS PROGRAMES
The methodology of the development of regional innovation anti-crisis programs with due regard for economic potential of the region, based on a systematic approach is studied, which defines "points of growth", worked out to achieve a multiplier effect on the cross-cutting objectives of interactions, which is a range of interconnected subsystems with forward and backward linkages.
Key words: crisis of regions, regional innovation anti-crisis programs, regional anti-crisis administration, economic potential of the region, the structure of regional innovation anti-crisis program, stages of formation of regional innovation anti-crisis programs.