Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. Экономика и управление. 2019. Т. 5 (71). № 1. С. 68-74.
УДК 378
МОДЕЛЬ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ТРАЕКТОРИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА ОСНОВЕ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА Никитина М. Г., Побирченко В. В.
Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского, Симферополь, Российская Федерация
E-mail: viktoriya_crimea@li.st.ru
Статья посвящена решению проблемы формирования интегрированной практико-ориентированной системы непрерывного образования, включающей реализацию индивидуальной профессионально ориентированной образовательной траектории на основе компетентностного подхода. Установлено, что обучение на основе индивидуальной образовательной траектории с учетом преемственности уровней образования представляет собой комплексный параллельно-последовательный процесс достижения образовательного результата, ориентированного в том числе на требования конкретного профессионального стандарта. Обосновано преимущество практико-ориентированной парадигмы образования, которое заключается в том, что компетенции представляют собой результаты обучения, независимо от траекторий и/или маршрутов приобретения знаний, умений и навыков, что содействует мобильности рабочей силы.
Ключевые слова: образовательный стандарт, профессиональный стандарт, индивидуальная образовательная траектория, компетенция, компетентностный подход.
ВВЕДЕНИЕ
Объективное явление в образовании, вызванное социально-экономическими предпосылками - ориентация образования и его субъектов на результаты: формирование необходимых общекультурных и профессиональных компетенций, самоопределение, социализация, развитие индивидуальности и самоактуализация. Такой компетентностный подход ориентирует систему образования на обеспечение качества подготовки в соответствии с потребностями современного общества, что согласуется не только с потребностью личности интегрироваться в общественную деятельность, но и потребностью самого общества использовать потенциал личности.
В программных документах, регулирующих систему образования России (Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» [20] (в актуальной ред.); Национальная доктрина образования в Российской Федерации на период до 2025 года [10]; Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» [11] и др.), подчеркивается необходимость перехода на практико-ориентированный, компетентностный подход в образовании, на повышенное внимание к работе с одаренными и мотивированными обучающимися. Достижение этих целей напрямую связано с реализацией индивидуальных профессионально ориентированных образовательных траекторий с учетом преемственности уровней образования и квалификации. Такой многоуровневый подход предполагает поступательное формирование компетенций на разных уровнях образования в рамках соответствующих профессиональных
стандартов с целью подготовки обучающегося к занятию определенной должности. При этом системообразующим фактором образования выступает именно целостность, т. е. не механическое приращение элементов, а глубокая интеграция всех подсистем и процессов образования [17].
ОСНОВНОЙ МАТЕРИАЛ
Компетентностныи подход к образованию рассматривается в контексте Болонского процесса [1; 23; 5], к которому подключились и вузы России с сентября 2003 года [2; 8].
Единство образовательного пространства Российской Федерации, последовательность основных образовательных программ и дополнительных образовательных программ на всех уровнях, требования к духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся обеспечивают Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) [19], пришедшие на смену Государственным образовательным стандартам в 2010 году. Важнейшим фактором формирования образовательных программ в соответствии с ФГОС является их ориентация на требования профессиональных стандартов (ПС) [15]. Таким образом, цель разработки новых основных профессиональных образовательных программ (ОПОП) заключается в достижении практико-ориентированных результатов, соответствующих требованиям профессиональных стандартов (см. рис. 1), потребностям отраслевых рынков труда, работодателей и их объединений, являющихся заказчиками специалистов данного профиля [13, с. 20].
Рис. 1. Сопряжение ФГОС и ОПОП с профессиональными стандартами
Ныне действующие ФГОСы поколения 3+ программ СПО, бакалавриата, магистратуры и аспирантуры (например, ФГОС ВО - бакалавриат по направлению подготовки 38.03.01 Экономика [12]) не содержат обязательных условий, связанных с применением профессиональных стандартов в образовательном процессе, однако утвержденные и проекты ФГОС поколения 3++ требуют обеспечения непосредственной взаимосвязи профессиональных компетенций с профессиональными стандартами (например, Проект ФГОС ВО - бакалавриат по направлению подготовки 38.03.01 Экономика [14]).
Перечень областей (видов) профессиональной деятельности постоянно расширяется. В Российской Федерации идет активная разработка и принятие новых профессиональных стандартов, которые рассматривают как составную часть Национальной системы квалификации. К основным ее элементам относят профстандарты, рамки квалификаций (национальные, отраслевые), каталоги квалификации, а также систему сертификации [4; 16; 6; 18].
Федеральным институтом развития образования совместно с Национальным агентством развития квалификаций подготовлен и представлен на обсуждение научной общественности Проект Национальной рамки квалификации" (НРК) в Российской Федерации [3]. Этот документ направлен на то, чтобы привести в соответствие существующие требования к выполнению трудовых функций и к знаниям и умениям, получаемым на различных ступенях образования. Проектом предусматривается введение девяти квалификационных уровней, соответствующих уровням образования, действующим в стране.
Аналогично Европейской рамке квалификации" (2005) [22] в НРК включены дескрипторы общей компетенции, умении" и знании, которые раскрываются через соответствующие показатели профессиональной деятельности: 1) широта полномочии" и ответственность; 2) сложность деятельности; 3) наукоемкость деятельности.
В этой связи существует необходимость разработки новых или актуализации действующих образовательных программ с целью согласования их содержания требованиям отдельных профессиональных стандартов и ожиданиями работодателей.
Представители образовательных организаций, ответственные за реализацию учебного процесса, учитывают ПС на следующих этапах формирования новой основной профессиональной образовательной программы [9]:
• выбор видов профессиональной деятельности (количество видов профессиональной деятельности обусловливает степень универсальности выпускника в рамках направленности/профиля подготовки, должно удовлетворять работодателей в части соответствия всех видов деятельности трудовым функциям специалистов по всем должностям, которые могут занять выпускники, но в то же время число видов деятельности должно быть минимально достаточным);
• составление компетентностной модели выпускника (ОПОП обязана сформировать у выпускника независимо от выбранных видов профессиональной деятельности все универсальные/общекультурные компетенции, а также все компетенции, которые закреплены за принятыми видами профессиональной
деятельности. При необходимости набор компетенций может быть дополнен компетенциями, сформулированными на основе анализа профессиональных стандартов);
• формирование учебного плана (при определении содержательного наполнения дисциплин учебного плана следует учитывать, что дисциплины могут быть направлены на освоение как одной, так и нескольких трудовых функций и включать как отдельные компоненты квалификационных требований, так и их совокупность);
• разработка учебных программ учебных дисциплин и фондов оценочных средств.
При разработке и/или актуализации ОПОП проводится сопоставление всех компетенций с требованиями раздела «Характеристика обобщенных трудовых функций» профессиональных стандартов относительно выполняемых специалистом трудовых функций, в том числе обобщенных, и соответствующих им трудовых действий. Для каждой компетенции рассматриваются те трудовые функции и трудовые действия каждого из отобранных профессиональных стандартов, которые соответствуют должностным инструкциям специалистов, работающих на предприятиях в соответствующих должностях.
Реализация индивидуальных профессионально ориентированных образовательных траекторий с учетом преемственности уровней образования и квалификаций при подготовке будущих экономистов по направлениям 38.03/04/06.01 Экономика основана на многоуровневом подходе, который предполагает последовательность формирования соответствующих компетенций на разных уровнях образования в рамках определенных профессиональных стандартов с целью подготовки выпускника к занятию определенной должности (см. рис. 2).
Интеграция образовательной, научной и практической деятельности подтверждает важность выбора обучающимся индивидуальной профессионально ориентированной образовательной траектории, которую можно рассматривать как:
- один из способов осуществления индивидуализации, когда главная роль и ответственность в осуществлении познавательной деятельности принадлежит обучающемуся;
- индивидуальный путь реализации личностного потенциала каждого обучающегося;
- целенаправленный процесс проектирования образовательной программы при педагогической поддержке преподавателя;
- непрерывную условную линию, перемещение по которой личность осуществляет в образовательном пространстве в соответствии с уровнями подготовки и с учетом ранее приобретенных знании" [21, с. 21]).
«Корректировка методики высшего образования должна быть направлена от субъектно-объектной к субъектно-субъектной педагогической парадигме, основными принципами которой являются сотрудничество и взаимодействие преподавателя и обучающегося, обеспечение самореализации педагогов и студентов как партнеров в образовательном процессе» [7, с. 203]. Знания выпускника, полученные на основе индивидуальных профессионально ориентированных
образовательных траекторий, дадут ему возможность синтезировать общие понятия, законы теории и практики, они будут не формальными и консервативными, а динамичными, оперативными, гибкими.
* ДПП - дополнительные профессиональные программы *ППК - программа повышения квалификации
** 5, 6, 7 - уровни квалификации в соответствии с профессиональными стандартами
Рис. 2. Профессионально ориентированная образовательная траектория «Международный бизнес» с учетом преемственности уровней образования и квалификации (в рамках направления подготовки 38.02 / 03 / 04.01 Экономика)
ВЫВОДЫ
Обучение на основе индивидуальных профессионально ориентированных образовательных траекторий с учетом преемственности уровней образования, по нашему мнению, необходимо рассматривать как комплексный параллельно-последовательный процесс.
Индивидуальное профессионально ориентированное обучение как процесс включает в себя все виды учебной работы, относящиеся к базовой подготовке и профессиональным компонентам в соответствии с требованиями к должностям конкретного профессионального стандарта.
Ключевым достоинством сосредоточения внимания на компетенциях при формировании практико-ориентированной парадигмы образования является то, что они относятся к результатам обучения, независимо от траекторий и/или маршрутов приобретения знаний, умений и навыков. А это, в свою очередь, содействует мобильности рабочей силы в трех смыслах: 1) вертикальном как в карьерном росте; 2) горизонтальном как при движении между отраслями и/или секторами; 3) пространственном с точки зрения территориальной мобильности. Такой фокус также предлагает потенциал для интеграции формального и неформального образования и развитие опыта, необходимого для достижения целей «обучения на
протяжении всей жизни», расширение доступа к обучению и развитию и обеспечение карьерной лестницы для тех, кто имел меньше возможностей для формального образования и обучения, но тем не менее имеет опыт работы со знаниями, навыками и компетенциями.
Предлагаемая модель реализации индивидуальных профессионально ориентированных образовательных траекторий на основе компетентностого подхода рассматривается как основа повышения общего интеллектуального, культурного, профессионального и научно-технического уровня обучающихся. Она нацелена на содействие их дальнейшему трудоустройству, повышение мобильности квалифицированных кадров, установление тесных связей между системами образования различных уровней: общеобразовательных - средних специальных учебных заведении" - вузов - системы дополнительного профессионального образования.
Дальнейшая работа в этом направлении нацелена на оптимизацию и согласование интересов трех взаимодействующих сторон: работодателей, работников (обучающихся) и систем общего, среднего, высшего и дополнительного образования.
Список литературы
1. Баиденко В. И., Оскарссон Б. Базовые навыки (ключевые компетенции) как интегрирующии фактор образовательного процесса / Профессиональное образование и формирование личности специалиста. М., 2002. 241 с.
2. Белова Е. Н. Развитие управленческой компетентности руководителей нового типа для новой школы // Вестник Томского гос. пед. ун-та. 2010. Вып. 12 (102). С. 19-25.
3. Блинов В. И., Сазонов Б. А., Леибович А. Н., Батрова О. Ф., Волошина И. А., Есенина Е. Ю., Сергеев И. С. Национальная рамка квалификации" Российской Федерации. М.: ФГУ «ФИРО», Центр начального, среднего, высшего и дополнительного профессионального образования, 2010. 7 с.
4. Горшкова О. В., Фалько Л. Ю. Профессиональные стандарты: практика разработки и внедрения в России. Территория новых возможностей // Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. 2012. № 5. С. 93-103.
5. Делор Ж. Образование: сокрытое сокровище. UNESCO, 1996.
6. Егоров С. А. Законодательные новации в сфере разработки и применения профессиональных стандартов // Актуальные проблемы российского права. 2016. № 4 (65). С. 150-154.
7. Какутич Е. Ю., Побирченко В. В., Шутаева Е. А. Психолого-педагогические факторы организации сотворчества преподавателя и студентов экономического направления вуза в рамках реализации компетентностного подхода ФГОС ВО // Наука и образование: новое время. 2016. № 6 (17). С. 202-210.
8. Кобелева Е. П. Формирование профессиональной иноязычной компетенции будущих специалистов экономического профиля // Вестник Томского гос. пед. ун-та. 2010. Вып. 12 (102). С. 56-60.
9. Методические рекомендации по разработке основных профессиональных образовательных программ и дополнительных профессиональных программ с учетом соответствующих профессиональных стандартов (утв. Минобрнауки России 22.01.2015 № ДЛ-1/05вн) [Электронный ресурс]. URL: https://isu.ru/ru/about/license/docs/_1_05vn.pdf
10. Национальная доктрина образования в Российской Федерации на период до 2025 года [Электронный ресурс]. URL: https://rg.ru/2000/10/11/doktrina-dok.html
11. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» [Электронный ресурс]. URL: https://минобрнауки.рф/документы/1450
12. Об утверждении ФГОС ВО по направлению подготовки 38.03.01 Экономика (уровень
бакалавриата) [Электронный ресурс]. URL: http://fgosvo.ru/uploadfïles/fgosvob/380301.pdf
13. Преподаватели вузов России: формирование и развитие профессиональных компетенций: монография / Резник С. Д., Вдовина О. А. М.: НИЦ, ИНФРА-М, 2016. 140 с.
14. Проект ФГОС ВО - бакалавриат по направлению подготовки 38.03.01 Экономика [Электронный ресурс]. URL:
http: //fgosvo .ru/uploadfïles/ProjFGOSVO3++/Bak3++/3 80301 _B_3plus_23112017.pdf
15. Профессиональные стандарты / Минтруда России [Электронный ресурс]. URL: http: //profstandart. ro smintrud. ru
16. Профессиональные стандарты: проблемы и перспективы развития / Новиков П. Н., Селиверстова О. Ф., Новикова Т. Р. // Вестник Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования. 2014. № 1. С. 7-11.
17. Сергеева М. Г. Взаимодействие региональных рынка труда и рынка образовательных услуг с учетом механизма социального партнерства // Alma mater. 2013. № 1. С. 48-55.
18. Сопряжение ФГОС и профессиональных стандартов: выявленные проблемы, возможные подходы, рекомендации по актуализации / Пилипенко С. А., Жидков А. А., Караваева Е. В, Серова А. В. // Высшее образование в России. 2016. № 6 (202). С. 5-15.
19. Федеральные государственные образовательные стандарты [Электронный ресурс]. URL: https://fgos.ru
20. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/
21. Яковлева М. Б., Ломакина Т. Ю., Сергеева М. Г. Разработка «Концепции формирования образовательной траектории - образование через всю жизнь» // Профессиональное образование и рынок труда. 2015. № 1/2. С. 20-22.
22. Descriptors defining levels in the European Qualifications Framework (EQF) [Электронный ресурс]. URL: https://ec.europa.eu/ploteus/en/content/descriptors-page
23. Human Resource Development International. Vol. 8. № 1, March 2005. 214 p.
Статья поступила в редакцию 20.02.2019