Научная статья на тему 'Модель реализации профессионально ориентированной образовательной траектории обучающихся на основе компетентностного подхода'

Модель реализации профессионально ориентированной образовательной траектории обучающихся на основе компетентностного подхода Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
147
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТРАЕКТОРИЯ / КОМПЕТЕНЦИЯ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / EDUCATIONAL STANDARD / PROFESSIONAL STANDARD / INDIVIDUAL EDUCATIONAL TRAJECTORY / COMPETENCE / COMPETENCE APPROACH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Никитина М.Г., Побирченко В.В.

Статья посвящена решению проблемы формирования интегрированной практико-ориентированной системы непрерывного образования, включающей реализацию индивидуальной профессионально ориентированной образовательной траектории на основе компетентностного подхода. Установлено, что обучение на основе индивидуальной образовательной траектории с учетом преемственности уровней образования представляет собой комплексный параллельно-последовательный процесс достижения образовательного результата, ориентированного в том числе на требования конкретного профессионального стандарта. Обосновано преимущество практико-ориентированной парадигмы образования, которое заключается в том, что компетенции представляют собой результаты обучения, независимо от траекторий и/или маршрутов приобретения знаний, умений и навыков, что содействует мобильности рабочей силы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Никитина М.Г., Побирченко В.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODEL OF IMPLEMENTATION OF VOCATIONAL FOCUSED EDUCATIONAL TRAJECTORY OF TRAINERS BASED ON THE COMPETENCE APPROACH

The article is devoted to solving the problem of the formation of an integrated practice-oriented system of continuous education, including the implementation of an individual, professionally oriented educational trajectory based on the competence approach. It has been established that training based on an individual educational trajectory, taking into account the continuity of educational levels, is a complex parallelsequential process of achieving an educational result, including the requirements of a specific professional standard. The advantage of the practice-oriented paradigm of education is substantiated, which consists in the fact that competences are the result of training, regardless of the trajectories and / or routes of acquiring knowledge and skills that contributes to labor mobility.

Текст научной работы на тему «Модель реализации профессионально ориентированной образовательной траектории обучающихся на основе компетентностного подхода»

Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. Экономика и управление. 2019. Т. 5 (71). № 1. С. 68-74.

УДК 378

МОДЕЛЬ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ТРАЕКТОРИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА ОСНОВЕ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА Никитина М. Г., Побирченко В. В.

Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского, Симферополь, Российская Федерация

E-mail: viktoriya_crimea@li.st.ru

Статья посвящена решению проблемы формирования интегрированной практико-ориентированной системы непрерывного образования, включающей реализацию индивидуальной профессионально ориентированной образовательной траектории на основе компетентностного подхода. Установлено, что обучение на основе индивидуальной образовательной траектории с учетом преемственности уровней образования представляет собой комплексный параллельно-последовательный процесс достижения образовательного результата, ориентированного в том числе на требования конкретного профессионального стандарта. Обосновано преимущество практико-ориентированной парадигмы образования, которое заключается в том, что компетенции представляют собой результаты обучения, независимо от траекторий и/или маршрутов приобретения знаний, умений и навыков, что содействует мобильности рабочей силы.

Ключевые слова: образовательный стандарт, профессиональный стандарт, индивидуальная образовательная траектория, компетенция, компетентностный подход.

ВВЕДЕНИЕ

Объективное явление в образовании, вызванное социально-экономическими предпосылками - ориентация образования и его субъектов на результаты: формирование необходимых общекультурных и профессиональных компетенций, самоопределение, социализация, развитие индивидуальности и самоактуализация. Такой компетентностный подход ориентирует систему образования на обеспечение качества подготовки в соответствии с потребностями современного общества, что согласуется не только с потребностью личности интегрироваться в общественную деятельность, но и потребностью самого общества использовать потенциал личности.

В программных документах, регулирующих систему образования России (Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» [20] (в актуальной ред.); Национальная доктрина образования в Российской Федерации на период до 2025 года [10]; Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» [11] и др.), подчеркивается необходимость перехода на практико-ориентированный, компетентностный подход в образовании, на повышенное внимание к работе с одаренными и мотивированными обучающимися. Достижение этих целей напрямую связано с реализацией индивидуальных профессионально ориентированных образовательных траекторий с учетом преемственности уровней образования и квалификации. Такой многоуровневый подход предполагает поступательное формирование компетенций на разных уровнях образования в рамках соответствующих профессиональных

стандартов с целью подготовки обучающегося к занятию определенной должности. При этом системообразующим фактором образования выступает именно целостность, т. е. не механическое приращение элементов, а глубокая интеграция всех подсистем и процессов образования [17].

ОСНОВНОЙ МАТЕРИАЛ

Компетентностныи подход к образованию рассматривается в контексте Болонского процесса [1; 23; 5], к которому подключились и вузы России с сентября 2003 года [2; 8].

Единство образовательного пространства Российской Федерации, последовательность основных образовательных программ и дополнительных образовательных программ на всех уровнях, требования к духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся обеспечивают Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) [19], пришедшие на смену Государственным образовательным стандартам в 2010 году. Важнейшим фактором формирования образовательных программ в соответствии с ФГОС является их ориентация на требования профессиональных стандартов (ПС) [15]. Таким образом, цель разработки новых основных профессиональных образовательных программ (ОПОП) заключается в достижении практико-ориентированных результатов, соответствующих требованиям профессиональных стандартов (см. рис. 1), потребностям отраслевых рынков труда, работодателей и их объединений, являющихся заказчиками специалистов данного профиля [13, с. 20].

Рис. 1. Сопряжение ФГОС и ОПОП с профессиональными стандартами

Ныне действующие ФГОСы поколения 3+ программ СПО, бакалавриата, магистратуры и аспирантуры (например, ФГОС ВО - бакалавриат по направлению подготовки 38.03.01 Экономика [12]) не содержат обязательных условий, связанных с применением профессиональных стандартов в образовательном процессе, однако утвержденные и проекты ФГОС поколения 3++ требуют обеспечения непосредственной взаимосвязи профессиональных компетенций с профессиональными стандартами (например, Проект ФГОС ВО - бакалавриат по направлению подготовки 38.03.01 Экономика [14]).

Перечень областей (видов) профессиональной деятельности постоянно расширяется. В Российской Федерации идет активная разработка и принятие новых профессиональных стандартов, которые рассматривают как составную часть Национальной системы квалификации. К основным ее элементам относят профстандарты, рамки квалификаций (национальные, отраслевые), каталоги квалификации, а также систему сертификации [4; 16; 6; 18].

Федеральным институтом развития образования совместно с Национальным агентством развития квалификаций подготовлен и представлен на обсуждение научной общественности Проект Национальной рамки квалификации" (НРК) в Российской Федерации [3]. Этот документ направлен на то, чтобы привести в соответствие существующие требования к выполнению трудовых функций и к знаниям и умениям, получаемым на различных ступенях образования. Проектом предусматривается введение девяти квалификационных уровней, соответствующих уровням образования, действующим в стране.

Аналогично Европейской рамке квалификации" (2005) [22] в НРК включены дескрипторы общей компетенции, умении" и знании, которые раскрываются через соответствующие показатели профессиональной деятельности: 1) широта полномочии" и ответственность; 2) сложность деятельности; 3) наукоемкость деятельности.

В этой связи существует необходимость разработки новых или актуализации действующих образовательных программ с целью согласования их содержания требованиям отдельных профессиональных стандартов и ожиданиями работодателей.

Представители образовательных организаций, ответственные за реализацию учебного процесса, учитывают ПС на следующих этапах формирования новой основной профессиональной образовательной программы [9]:

• выбор видов профессиональной деятельности (количество видов профессиональной деятельности обусловливает степень универсальности выпускника в рамках направленности/профиля подготовки, должно удовлетворять работодателей в части соответствия всех видов деятельности трудовым функциям специалистов по всем должностям, которые могут занять выпускники, но в то же время число видов деятельности должно быть минимально достаточным);

• составление компетентностной модели выпускника (ОПОП обязана сформировать у выпускника независимо от выбранных видов профессиональной деятельности все универсальные/общекультурные компетенции, а также все компетенции, которые закреплены за принятыми видами профессиональной

деятельности. При необходимости набор компетенций может быть дополнен компетенциями, сформулированными на основе анализа профессиональных стандартов);

• формирование учебного плана (при определении содержательного наполнения дисциплин учебного плана следует учитывать, что дисциплины могут быть направлены на освоение как одной, так и нескольких трудовых функций и включать как отдельные компоненты квалификационных требований, так и их совокупность);

• разработка учебных программ учебных дисциплин и фондов оценочных средств.

При разработке и/или актуализации ОПОП проводится сопоставление всех компетенций с требованиями раздела «Характеристика обобщенных трудовых функций» профессиональных стандартов относительно выполняемых специалистом трудовых функций, в том числе обобщенных, и соответствующих им трудовых действий. Для каждой компетенции рассматриваются те трудовые функции и трудовые действия каждого из отобранных профессиональных стандартов, которые соответствуют должностным инструкциям специалистов, работающих на предприятиях в соответствующих должностях.

Реализация индивидуальных профессионально ориентированных образовательных траекторий с учетом преемственности уровней образования и квалификаций при подготовке будущих экономистов по направлениям 38.03/04/06.01 Экономика основана на многоуровневом подходе, который предполагает последовательность формирования соответствующих компетенций на разных уровнях образования в рамках определенных профессиональных стандартов с целью подготовки выпускника к занятию определенной должности (см. рис. 2).

Интеграция образовательной, научной и практической деятельности подтверждает важность выбора обучающимся индивидуальной профессионально ориентированной образовательной траектории, которую можно рассматривать как:

- один из способов осуществления индивидуализации, когда главная роль и ответственность в осуществлении познавательной деятельности принадлежит обучающемуся;

- индивидуальный путь реализации личностного потенциала каждого обучающегося;

- целенаправленный процесс проектирования образовательной программы при педагогической поддержке преподавателя;

- непрерывную условную линию, перемещение по которой личность осуществляет в образовательном пространстве в соответствии с уровнями подготовки и с учетом ранее приобретенных знании" [21, с. 21]).

«Корректировка методики высшего образования должна быть направлена от субъектно-объектной к субъектно-субъектной педагогической парадигме, основными принципами которой являются сотрудничество и взаимодействие преподавателя и обучающегося, обеспечение самореализации педагогов и студентов как партнеров в образовательном процессе» [7, с. 203]. Знания выпускника, полученные на основе индивидуальных профессионально ориентированных

образовательных траекторий, дадут ему возможность синтезировать общие понятия, законы теории и практики, они будут не формальными и консервативными, а динамичными, оперативными, гибкими.

* ДПП - дополнительные профессиональные программы *ППК - программа повышения квалификации

** 5, 6, 7 - уровни квалификации в соответствии с профессиональными стандартами

Рис. 2. Профессионально ориентированная образовательная траектория «Международный бизнес» с учетом преемственности уровней образования и квалификации (в рамках направления подготовки 38.02 / 03 / 04.01 Экономика)

ВЫВОДЫ

Обучение на основе индивидуальных профессионально ориентированных образовательных траекторий с учетом преемственности уровней образования, по нашему мнению, необходимо рассматривать как комплексный параллельно-последовательный процесс.

Индивидуальное профессионально ориентированное обучение как процесс включает в себя все виды учебной работы, относящиеся к базовой подготовке и профессиональным компонентам в соответствии с требованиями к должностям конкретного профессионального стандарта.

Ключевым достоинством сосредоточения внимания на компетенциях при формировании практико-ориентированной парадигмы образования является то, что они относятся к результатам обучения, независимо от траекторий и/или маршрутов приобретения знаний, умений и навыков. А это, в свою очередь, содействует мобильности рабочей силы в трех смыслах: 1) вертикальном как в карьерном росте; 2) горизонтальном как при движении между отраслями и/или секторами; 3) пространственном с точки зрения территориальной мобильности. Такой фокус также предлагает потенциал для интеграции формального и неформального образования и развитие опыта, необходимого для достижения целей «обучения на

протяжении всей жизни», расширение доступа к обучению и развитию и обеспечение карьерной лестницы для тех, кто имел меньше возможностей для формального образования и обучения, но тем не менее имеет опыт работы со знаниями, навыками и компетенциями.

Предлагаемая модель реализации индивидуальных профессионально ориентированных образовательных траекторий на основе компетентностого подхода рассматривается как основа повышения общего интеллектуального, культурного, профессионального и научно-технического уровня обучающихся. Она нацелена на содействие их дальнейшему трудоустройству, повышение мобильности квалифицированных кадров, установление тесных связей между системами образования различных уровней: общеобразовательных - средних специальных учебных заведении" - вузов - системы дополнительного профессионального образования.

Дальнейшая работа в этом направлении нацелена на оптимизацию и согласование интересов трех взаимодействующих сторон: работодателей, работников (обучающихся) и систем общего, среднего, высшего и дополнительного образования.

Список литературы

1. Баиденко В. И., Оскарссон Б. Базовые навыки (ключевые компетенции) как интегрирующии фактор образовательного процесса / Профессиональное образование и формирование личности специалиста. М., 2002. 241 с.

2. Белова Е. Н. Развитие управленческой компетентности руководителей нового типа для новой школы // Вестник Томского гос. пед. ун-та. 2010. Вып. 12 (102). С. 19-25.

3. Блинов В. И., Сазонов Б. А., Леибович А. Н., Батрова О. Ф., Волошина И. А., Есенина Е. Ю., Сергеев И. С. Национальная рамка квалификации" Российской Федерации. М.: ФГУ «ФИРО», Центр начального, среднего, высшего и дополнительного профессионального образования, 2010. 7 с.

4. Горшкова О. В., Фалько Л. Ю. Профессиональные стандарты: практика разработки и внедрения в России. Территория новых возможностей // Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. 2012. № 5. С. 93-103.

5. Делор Ж. Образование: сокрытое сокровище. UNESCO, 1996.

6. Егоров С. А. Законодательные новации в сфере разработки и применения профессиональных стандартов // Актуальные проблемы российского права. 2016. № 4 (65). С. 150-154.

7. Какутич Е. Ю., Побирченко В. В., Шутаева Е. А. Психолого-педагогические факторы организации сотворчества преподавателя и студентов экономического направления вуза в рамках реализации компетентностного подхода ФГОС ВО // Наука и образование: новое время. 2016. № 6 (17). С. 202-210.

8. Кобелева Е. П. Формирование профессиональной иноязычной компетенции будущих специалистов экономического профиля // Вестник Томского гос. пед. ун-та. 2010. Вып. 12 (102). С. 56-60.

9. Методические рекомендации по разработке основных профессиональных образовательных программ и дополнительных профессиональных программ с учетом соответствующих профессиональных стандартов (утв. Минобрнауки России 22.01.2015 № ДЛ-1/05вн) [Электронный ресурс]. URL: https://isu.ru/ru/about/license/docs/_1_05vn.pdf

10. Национальная доктрина образования в Российской Федерации на период до 2025 года [Электронный ресурс]. URL: https://rg.ru/2000/10/11/doktrina-dok.html

11. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» [Электронный ресурс]. URL: https://минобрнауки.рф/документы/1450

12. Об утверждении ФГОС ВО по направлению подготовки 38.03.01 Экономика (уровень

бакалавриата) [Электронный ресурс]. URL: http://fgosvo.ru/uploadfïles/fgosvob/380301.pdf

13. Преподаватели вузов России: формирование и развитие профессиональных компетенций: монография / Резник С. Д., Вдовина О. А. М.: НИЦ, ИНФРА-М, 2016. 140 с.

14. Проект ФГОС ВО - бакалавриат по направлению подготовки 38.03.01 Экономика [Электронный ресурс]. URL:

http: //fgosvo .ru/uploadfïles/ProjFGOSVO3++/Bak3++/3 80301 _B_3plus_23112017.pdf

15. Профессиональные стандарты / Минтруда России [Электронный ресурс]. URL: http: //profstandart. ro smintrud. ru

16. Профессиональные стандарты: проблемы и перспективы развития / Новиков П. Н., Селиверстова О. Ф., Новикова Т. Р. // Вестник Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования. 2014. № 1. С. 7-11.

17. Сергеева М. Г. Взаимодействие региональных рынка труда и рынка образовательных услуг с учетом механизма социального партнерства // Alma mater. 2013. № 1. С. 48-55.

18. Сопряжение ФГОС и профессиональных стандартов: выявленные проблемы, возможные подходы, рекомендации по актуализации / Пилипенко С. А., Жидков А. А., Караваева Е. В, Серова А. В. // Высшее образование в России. 2016. № 6 (202). С. 5-15.

19. Федеральные государственные образовательные стандарты [Электронный ресурс]. URL: https://fgos.ru

20. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/

21. Яковлева М. Б., Ломакина Т. Ю., Сергеева М. Г. Разработка «Концепции формирования образовательной траектории - образование через всю жизнь» // Профессиональное образование и рынок труда. 2015. № 1/2. С. 20-22.

22. Descriptors defining levels in the European Qualifications Framework (EQF) [Электронный ресурс]. URL: https://ec.europa.eu/ploteus/en/content/descriptors-page

23. Human Resource Development International. Vol. 8. № 1, March 2005. 214 p.

Статья поступила в редакцию 20.02.2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.