Научная статья на тему 'Модель развития условий реализации основной образовательной программы начального и основного общего образования с использованием международной шкалы SACERS'

Модель развития условий реализации основной образовательной программы начального и основного общего образования с использованием международной шкалы SACERS Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
277
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Концепт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / МЕЖДУНАРОДНАЯ ШКАЛА SACERS / МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ УСЛОВИЙ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ / ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / QUALITY OF EDUCATION / INTERNATIONAL SCALE SACERS / CONDITIONS DEVELOPMENT MODEL FOR THE IMPLEMENTATION OF PRIMARY AND BASIC GENERAL EDUCATION PROGRAM / BASIC EDUCATIONAL PROGRAM OF PRIMARY GENERAL EDUCATION / BASIC EDUCATIONAL PROGRAM OF BASIC GENERAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Виноградова Ирина Анатольевна, Иванова Елена Владимировна

В статье представлена модель развития условий реализации образовательной программы начального и основного общего образования с использованием международной шкалы SACERS. Авторами дается обоснование содержания и уровней разработанной модели. В статье представлено описание международной шкалы SACERS, на основе которой разработана модель развития условий реализации образовательной программы начального и основного общего образования. Авторами представлены некоторые результаты апробации модели развития условий реализации образовательной программы начального и основного общего образования в образовательных организациях города Москвы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Виноградова Ирина Анатольевна, Иванова Елена Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Модель развития условий реализации основной образовательной программы начального и основного общего образования с использованием международной шкалы SACERS»

Виноградова И. А., Иванова Е. В. Модель развития условий реализации основной образовательной программы начального и основного общего образования с использованием международной шкалы SACERS // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2018. - № V4. -0,5п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2018/186030.htm.

ART 186030 УДК 371.26

Виноградова Ирина Анатольевна,

кандидат психологических наук, ведущий научный сотрудник институ та системных проектов ГАОУ ВО «Московский городской педагогиче ский университет», г. Москва [email protected]

Иванова Елена Владимировна,

кандидат психологических наук, заведующая лабораторией образовательных инфраструктур института системных проектов ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет», г. Москва [email protected]

Модель развития условий реализации основной образовательной программы начального и основного общего образования с использованием международной шкалы SACERS

Аннотация. В статье представлена модель развития условий реализации образовательной программы начального и основного общего образования с использованием международной шкалы SACERS. Авторами дается обоснование содержания и уровней разработанной модели. В статье представлено описание международной шкалы БАСЕНБ, на основе которой разработана модель развития условий реализации образовательной программы начального и основного общего образования. Авторами представлены некоторые результаты апробации модели развития условий реализации образовательной программы начального и основного общего образования в образовательных организациях города Москвы. Ключевые слова: качество образования, международная шкала БАСЕНБ, модель развития условий реализации образовательной программы начального и основного общего образования, основная образовательная программа начального общего образования, основная образовательная программа основного общего образования. Раздел: (01) отдельные вопросы сферы образования.

Приоритеты в образовательной сфере должны находиться в области создания системы оценки и развития условий реализации образовательной программы начального и основного общего образования. При этом необходимо говорить о качестве образования в плане оценки и развития совокупности определенных образовательных результатов и необходимых условий, обеспечивающих реализацию образовательных программ на ступени начального и основного общего образования.

Результатом выполнения требований основной образовательной программы образовательной организации является создание и поддержание развивающей образовательной среды, адекватной задачам достижения личностного, социального, познавательного (интеллектуального), коммуникативного, эстетического, физического, трудового развития обучающихся.

В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального и основного общего образования, раздел основной образовательной программы, характеризующий систему условий, содержит описание кадровых, психолого-педагогических, финансово-экономических, материально-технических, информационно-методических условий и ресурсов [1]. Соответственно, инструмент, обеспечивающий развитие условий реализации образовательной про-

ISSN 2304-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

Виноградова И. А., Иванова Е. В. Модель развития условий реализации основной образовательной программы начального и основного общего образования с использованием международной шкалы SACERS // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2018. - № V4. -0,5п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2018/186030.htm.

граммы начального и основного общего образования, тем или иным образом должен выявлять наличие и качество созданных в образовательной организации условий и определять механизмы развития этих условий в каждой конкретной организации.

Проблема оценки и развития условий в образовательных организациях для реализации задач, определенных образовательной программой, состоит в недостаточности и непроработанности инструментария для мониторинга и развития кадровых, психолого-педагогических, финансовых, материально-технических, информационно-методических условий и ресурсов образовательной организации; отсутствии системы развития условий реализации образовательных программ образовательных организаций. В связи с этим нами разработана модель развития условий реализации образовательной программы начального и основного общего образования. Данная модель разработана на основе международной шкалы SACERS.

В соответствии с нормативно-правовыми актами и методологическими основами реализации образовательной программы начального и основного общего образования разработана модель развития условий реализации образовательной программы начального и основного общего образования с использованием международной шкалы SACERS (далее - модель). Исходя из данной модели, образовательная среда образовательной организации будет рассматриваться нами как совокупность финансовых, материально-технических, информационно-методических, психолого-педагогических и кадровых условий, позволяющих реализовать образовательные программы на ступени начального и основного общего образования.

Структура модели: уровень требуемых образовательных условий; уровень имеющихся образовательных условий; уровень проектирования образовательных условий; уровень развития образовательных условий (см. рис. 1). Перейдем к содержательной характеристике модели.

Уровень требуемых образовательных условий Данный уровень предполагает рассмотрение условий реализации образовательной программы НОО и ООО (кадровых, психолого-педагогических, финансовых, материально-технических, информационно-методических условий и ресурсов) в соответствии с основными положениями и требованиями, раскрытыми в следующих нормативных документах: Федеральный закон «Об образовании в РФ»; Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования и основного общего образования; Примерная основная образовательная программа начального общего образования; Примерная основная образовательная программа основного общего образования; Государственная программа «Столичное образование» на 2012-2018 гг.

Согласно ФЗ «Об образовании в РФ», Федеральному государственному образовательному стандарту НОО, ООО, Примерной основной образовательной программе НОО и ООО определена система условий реализации основной образовательной программы НОО и ООО (финансовые, материально-технические, кадровые, психолого-педагогические, информационно-методические).

Уровень имеющихся образовательных условий Данный уровень предполагает оценку условий реализации основной образовательной программы НОО и ООО.

Оценка качества образования предполагает: 1) оценку качества подготовки обучающихся и 2) оценку качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность [2].

ISSN 2Э04-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

Виноградова И. А., Иванова Е. В. Модель развития условий реализации основной образовательной программы начального и основного общего образования с использованием международной шкалы SACERS // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2018. - № V4. -0,5п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2018/186030.htm.

Рис. 1. Модель развития условий реализации образовательной программы начального и основного общего образования с использованием международной шкалы SACERS

Виноградова И. А., Иванова Е. В. Модель развития условий реализации основной образовательной программы начального и основного общего образования с использованием международной шкалы SACERS // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2018. - № V4. -0,5п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2018/186030.htm.

1) Оценка качества подготовки обучающихся. Отечественный опыт оценивания образовательных достижений обучающихся соотносится с результатами выполнения ВПР, ОГЭ, ЕГЭ. Зарубежный опыт оценки достижений обучающихся связан с данными оценки функциональной грамотности 15-летних учащихся в области математики, естествознания и чтения PISA (Programme for International Student Assessment), исследованиями качества чтения и понимания текста PIRLS (Progress in International Reading Literacy Study), исследованиями качества математического и естественнонаучного образования TIMSS (Trends in Mathematics and Science Study), оценкой граждановедческой подготовки выпускников средней школы CIVIC (Civic Education Study) и др. Некоторые из международных исследований достижений обучающихся с успехом применяются в российской образовательной практике оценивания (PISA, ^MMS, PIRLS). Ценность указанных оценочных процедур заключается в определении динамики результатов, выявлении факторов, определяющих образовательные результаты. При этом следует отметить, что достижения обучающихся могут быть обусловлены не только вкладами образовательных организаций, но и быть индивидуальными достижениями детей, обусловленными ходом индивидуального развития и вкладами со стороны семьи. В связи с этим будет более объективной оценка качества образования через оценку качества образовательной деятельности образовательных организаций.

2) Оценка качества образовательной деятельности образовательных организаций. Согласно ФЗ «Об образовании в РФ», основными критериями, определяющими качество образовательной деятельности образовательной организации, выступают: 1) открытость и доступность информации об организации; 2) комфортность условий, в которых осуществляется образовательная деятельность; 3) доброжелательность, вежливость, компетентность работников; 4) удовлетворенность качеством образовательной деятельности организации [3].

Показатели, характеризующие общие критерии оценки качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность, представлены в Приказе Минобрнауки РФ от 05.12. 2014 г № 1547 «Об утверждении показателей, характеризующих общие критерии оценки качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность» [4], Методических рекомендациях по расчету показателей независимой оценки качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность (Письмо Минобрнауки РФ от 14.09.2016 г. № 02-860) [5]. При этом спектр показателей качества образовательной деятельности образовательных организаций, отраженных в данных документах, достаточно узок и не отражает всей системы необходимых условий реализации основных образовательных программ НОО и ООО.

Оценка качества образовательной деятельности образовательной организации должна включать оценку образовательной среды.

В настоящее время наиболее содержательными инструментами оценки образовательной среды являются психолого-педагогическая экспертиза образовательной среды В. А. Ясвина [6], методика И. А. Баевой «Психологическая безопасность образовательной среды школы» [7]. При этом указанные инструменты позволяют оценить образовательную среду только в плане психолого-педагогических условий реализации образовательных программ начального и основного общего образования.

В качестве объективного инструмента для оценки образовательной среды, представленной совокупностью условий, необходимых для реализации основной образовательной программы НОО и ООО, могут рассматриваться шкалы SACERS (School-Age Care Environment Rating Scale) [8].

ISSN 2Э04-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

Виноградова И. А., Иванова Е. В. Модель развития условий реализации основной образовательной программы начального и основного общего образования с использованием международной шкалы SACERS // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2018. - № V4. -0,5п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2018/186030.htm.

Шкалы SACERS используются во многих странах (Германия, США, Швеция и др.) и представляют собой валидный, надежный, достоверный инструмент оценки образовательной среды [9]. SACERS сопоставим со шкалами оценки качества образования в дошкольных образовательных организациях ECERS-R (Early Children Education Rating Scale), апробированными в российских детских садах [10].

Шкалы SACERS базируются на критериях целесообразности развития обучающихся школьного возраста, удовлетворении потребностей развития детей школьного возраста в условиях школы, при этом акцент ставится на влиянии среды на развитие детей [11].

Методика SACERS представлена семью шкалами: 1) внутреннее пространство и меблировка; 2) здоровье и безопасность; 3) активная деятельность/времяпрепровождение; 4) взаимодействие; 5) учебный процесс; 6) развитие персонала; 7) специальные нужды.

Данные шкалы включают 48 показателей. Каждый из 48 показателей оценивается по 7-балльной шкале.

Оценка образовательной среды с использованием шкал SACERS проводится на основе наблюдений по указанным выше показателям.

Анализ показателей и индикаторов шкал SACERS позволяет констатировать возможность их использования в оценке условий реализации образовательных программ начального и основного общего образования [12].

Таким образом, на уровне имеющихся образовательных условий осуществляется экспертиза условий реализации образовательных программ начального и основного общего образования с использованием международной шкалы SACERS. Устанавливается степень соответствия условий реализации образовательных программ начального и основного общего образования «требованиям ФГОС, а также целям и задачам основной образовательной программы образовательной организации, сформированным с учётом потребностей всех участников образовательного процесса» [13].

Уровень проектирования образовательных условий

На данном уровне предполагается выявить дефициты образовательной среды и определить необходимые изменения в имеющихся образовательных условиях [14].

На основе результатов, полученных с использованием шкал SACERS, доступно определение зон благополучия и дефицитов образовательной среды. Для этого мы работаем с профилем качества образовательных условий (рис. 2).

25

Рис. 2. Профиль качества образовательных условий образовательной организации

ISSN 2304-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

ISSN 2Э04-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

Виноградова И. А., Иванова Е. В. Модель развития условий реализации основной образовательной программы начального и основного общего образования с использованием международной шкалы SACERS // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2018. - № V4. -0,5п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2018/186030.htm.

Профиль качества представляет собой данные по 48 показателям шкал SACERS исходя из 7-балльной системы оценивания.

На основании данного профиля мы определяем проблемные зоны в имеющихся условиях для приведения их в соответствие с требованиями ФГОС (см. таблицу).

Зоны благополучия и дефициты в условиях реализации основной образовательной программы НОО и ООО на основе профиля качества

Зоны благополучия Проблемные зоны

Посещаемость Шкала «Пространство и меблировка» (кроме пространства для подвижной активной деятельности)

Вариативность программ дополнительного образования и внеурочной деятельности Шкала «Здоровье и безопасность» (кроме посещаемости)

Взаимодействие «обучающийся - педагог», сверстников, педагогов, родителей Изобразительное искусство и технология, театрализованная деятельность, математика/познавательная деятельность, учебно-исследовательская деятельность, социокультурная деятельность

Использование социокультурного пространства города Встреча/уход, коммуникация между учителями, взаимодействие с администрацией

Возможности для профессионального развития, контроль и оценка деятельности учителей Создание условий и обучение обучающихся с ОВЗ

Взаимодействие обучающихся с детьми с ОВЗ

На основе установления дефицитов в образовательных условиях важным представляется определение целевых ориентиров по развитию образовательных условий реализации образовательной программы НОО и ООО (рис. 3).

На рис. 3 представлены целевые ориентиры развития образовательных условий, которые определяются расхождением в минимальных и максимальных значениях оценки образовательных условий с использованием шкал SACERS. Это расхождение показывает ресурс развития образовательной организации, «зону ближайшего развития» по совершенствованию условий реализации образовательной программы начального и основного общего образования.

5 Б 3 2 1 С

-—--

Про стран ство и ллеблиро в КЗ Здоровье и б-еэопасн ость Внеурочн а я деятельм остть и ДОПО.П МИТ ельные о 5 разова тельные услуги В за нплод е йствие Орган иза иия уч ебного процесса Развитие пер что мал а Обучающ иеся с □граниче ннымм возможн ослгя ми здоров ья

^^»Млнима^ьные значения по ^ы бо рке 4,1 4,1 3,76 5,12 4,7 4,17

ш минимальные значения по 4Г44 4,67 4,31 5,55 5,26 7 4,97

Рис. 3. Целевые ориентиры развития образовательных условий

Виноградова И. А., Иванова Е. В. Модель развития условий реализации основной образовательной программы начального и основного общего образования с использованием международной шкалы SACERS // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2018. - № V4. -0,5п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2018/186030.htm.

Достижение целевых ориентиров предполагает использование определенных алгоритмов и механизмов развития условий реализации образовательной программы НОО и ООО с использованием международной шкалы SACERS (финансовых, структурно-организационных и т. д.).

При этом необходимо учитывать: существующие условия реализации образовательных программ; образовательные потребности и особенности обучающихся, запросы родителей; особенности и структуру педагогического коллектива; специфику региональных условий и особенностей в области реализации образовательных стратегий [15].

В решении задач данного уровня принимают участие педагогическое и родительское сообщество, а также внешние эксперты, занимающиеся вопросами развития условий реализации образовательных программ и выступающие в качестве тьюторов, кураторов.

Уровень развития образовательных условий Уровень развития предполагает реализацию мероприятий по развитию условий реализации образовательных программ НОО и ООО и представлен следующими составляющими: процессуальный компонент; корректировочный компонент; результативный компонент.

Процессуальный компонент содержит описание механизмов достижения целевых ориентиров, определенных на этапе проектирования (финансовый механизм, структурно-организационный механизм, профессионально-компетентностный механизм).

Следует отметить необходимость поддержки и сопровождения образовательных организаций в процессах разработки и развития условий реализации основных образовательных программ НОО и ООО.

Корректировочный компонент уровня развития предполагает промежуточную оценку достигнутого в развитии условий реализации образовательных программ НОО и ООО, разработку механизмов коррекции и проектирование действий по достижению необходимого результата. Анализ проблемных зон на данном этапе может потребовать возврата на уровень проектирования.

Результативный компонент соотносится с достигнутыми результатами развития условий реализации образовательных программ на ступени начального и основного общего образования.

Данная модель прошла ряд обсуждений с представителями образовательных организаций г. Москвы. В качестве зон риска реализации данной модели были указаны моменты, связанные с внешними факторами, как правило, финансовыми, степень влияния на которые очень ограничена.

Ссылки на источники

1. Общественная экспертиза нормативных документов в области образования. - URL: edu.crowdexpert.ru.

2. Там же.

3. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». - URL: garant.ru.

4. Приказ Минобрнауки РФ от 05.12. 2014г. № 1547 «Об утверждении показателей, характеризующих общие критерии оценки качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность». - URL: garant.ru.

5. Методические рекомендации по расчету показателей независимой оценки качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность (Письмо Минобрнауки РФ от 14.09.2016 г. № 02-860). - URL: garant.ru.

6. Ясвин В. А. Экспертно-проектное управление развитием школы. - М.: Сентябрь, 2011. - 176 с.

ISSN 2304-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

Виноградова И. А., Иванова Е. В. Модель развития условий реализации основной образовательной программы начального и основного общего образования с использованием международной шкалы SACERS // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2018. - № V4. -0,5п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2018/186030.htm.

7. Баева И. А., Лактионова Е. Б. Экспертная оценка состояния образовательной среды на предмет комфортности и безопасности // Психологическая наука и образование. - 2013. - № 6. - С. 5-13.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Harms T., Clifford R. M., Cryer D. Early Childhood Environment Rating Scale (ECERS-R) (Revised edition). - N. Y.; L.: Teachers College Press, Teachers College, Columbia University, 2005. - 98 р.

9. Tietze W., Roßbach H.-G., Stendel M., Wellner B. Hort-und Ganztagsangebote-Skala (HUGS). - Berlin; Düsseldorf; Mannheim: Cornelsen Verlag Scriptor GmbH & Co. KG, 2007. - S. 65-66.

10. Шиян О. А., Воробьева Е. В. Новые возможности оценки качества образования: шкалы ECERS-R апробированы в России // Современное дошкольное образование. Теория и практика. - 2015. -№ 7. - С. 38-49.

11. Environment Rating Scales Institute. - URL: ersi.info.

12. Иванова Е. В., Виноградова И. А. Оценивание условий реализации основной образовательной программы начального и основного общего образования с использованием международной шкалы SACERS // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия. Педагогика и психология. - 2017. - № 4(42). - С. 66-79.

13. Общественная экспертиза нормативных документов в области образования.

14. Там же.

15. Вачкова С. Н. Проектирование основной образовательной программы образовательной организации с учетом примерной основной образовательной программы: региональный и школьный аспекты // Вестник образования. - 2016. - № 23. - С. 29-33.

Irina Vinogradova,

Candidate of Psychological Sciences, Leading Researcher of System Project Institute, Moscow City Pedagogical University, Moscow [email protected] Elena Ivanova,

Candidate of Psychological Sciences, Head of Educational Infrastructures Laboratory, System Project Institute, Moscow City Pedagogical University, Moscow [email protected]

The conditions development model for the implementation of primary and basic general education program using SACERS international scale

Abstract. The article presents the conditions development model for the implementation of primary and basic general education program using SACERS international scale. The authors provide a substantiation of the content and levels of the developed model. The paper describes SACERS international scale, on the basis of which the conditions development model for the implementation of primary and basic general education program was developed. The authors present some results of this model testing at educational organizations of the city of Moscow.

Key words: quality of education, international scale SACERS, conditions development model for the implementation of primary and basic general education program, basic educational program of primary general education, basic educational program of basic general education. References

1. Obshhestvennaja jekspertiza normativnyh dokumentov v oblasti obrazovanija. Available at: edu.crowdexpert.ru (in Russian).

2. Ibid.

3. Federal'nyj zakon "Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii". Available at: garant.ru (in Russian).

4. Prikaz Minobrnauki RF ot 05.12. 2014g. № 1547 "Ob utverzhdenii pokazatelej, harakterizujushhih ob-shhie kriterii ocenki kachestva obrazovatel'noj dejatel'nosti organizacij, osushhestvljajushhih obra-zovatel'nuju dejatel'nost'". Available at: garant.ru (in Russian).

5. Metodicheskie rekomendacii po raschetu pokazatelej nezavisimoj ocenki kachestva obrazovatel'noj dejatel'nosti organizacij, osushhestvljajushhih obrazovatel'nuju dejatel'nost' (Pis'mo Minobrnauki RF ot 14.09.2016 g. № 02-860). Available at: garant.ru (in Russian).

6. Jasvin, V. A. (2011). Jekspertno-proektnoe upravlenie razvitiem shkoly, Sentjabr', Moscow, 176 p. (in Russian).

7. Baeva, I. A. & Laktionova, E. B. (2013). "Jekspertnaja ocenka sostojanija obrazovatel'noj sredy na pred-met komfortnosti i bezopasnosti", Psihologicheskaja nauka i obrazovanie, № 6, pp. 5-13 (in Russian).

8. Harms. T., Clifford. R. M. & Cryer. D. (2005). Early Childhood Environment Rating Scale (ECERS-R) (Revised edition), Teachers College Press, Teachers College, Columbia University, New York and London, 98 p. (in English).

ISSN 2Э04-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

Виноградова И. А., Иванова Е. В. Модель развития условий реализации основной образовательной программы начального и основного общего образования с использованием международной шкалы SACERS // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2018. - № V4. -0,5п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2018/186030.htm.

9.

10.

11. 12.

13.

14.

15.

Tietze, W., Roßbach, H.-G., Stendel, M. & Wellner, B. (2007). Hort-und Ganztagsangebote-Skala (HUGS), Cornelsen Verlag Scriptor GmbH & Co. KG, Berlin, Düsseldorf, Mannheim, S. 65-66 (in German).

Shijan, O. A. & Vorob'eva, E. V. (2015). "Novye vozmozhnosti ocenki kachestva obrazovanija: shkaly ECERS-R aprobirovany v Rossii", Sovremennoe doshkol'noe obrazovanie. Teorija i praktika, № 7, pp. 38-49 (in Russian).

Environment Rating Scales Institute. Available at: ersi.info (in Russian).

Ivanova, E. V. & Vinogradova, I. A. (2017). "Ocenivanie uslovij realizacii osnovnoj obrazovatel'noj pro-grammy nachal'nogo i osnovnogo obshhego obrazovanija s ispol'zovaniem mezhdunarodnoj shkaly SACERS", Vestnik Moskovskogo gorodskogo pedagogicheskogo universiteta. Serija. Pedagogika i psi-hologija, № 4(42), pp. 66-79 (in Russian).

Obshhestvennaja jekspertiza normativnyh dokumentov v oblasti obrazovanija. Ibid.

Vachkova, S. N. (2016). "Proektirovanie osnovnoj obrazovatel'noj programmy obrazovatel'noj organi-zacii s uchetom primernoj osnovnoj obrazovatel'noj programmy: regional'nyj i shkol'nyj aspekty", Vestnik obrazovanija, № 23, pp. 29-33 (in Russian).

Рекомендовано к публикации:

Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»

Поступила в редакцию Received 28.02.18 Получена положительная рецензия Received a positive review 15.03.18

Принята к публикации Accepted for publication 15.03.18 Опубликована Published 30.04.18

www.e-koncept.ru

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0) © Концепт, научно-методический электронный журнал, 2018 © Виноградова И. А., Иванова Е. В., 2018

9772304120180

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.