Научная статья на тему 'Модель развития школьного класса как фактора воспитания старших подростков'

Модель развития школьного класса как фактора воспитания старших подростков Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
309
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАНИЕ / UPBRINGING / ФАКТОРЫ ВОСПИТАНИЯ / FACTORS OF UPBRINGING / МОДЕЛЬ / MODEL / РАЗВИТИЕ ШКОЛЬНОГО КЛАССА / SCHOOL CLASS DEVELOPMENT / РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ / PERSONALITY DEVELOPMENT / СТАРШИЕ ПОДРОСТКИ / OLDER TEENS / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / PSYCHOLOGICAL-PEDAGOGICAL CONDITIONS / СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / JOINT ACTIVITIES / ГРУППОВОЕ ОБЩЕНИЕ / GROUP COMMUNICATION / ПРОЯВЛЕНИЕ ТВОРЧЕСКОЙ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ / MANIFESTATION OF CREATIVE INDIVIDUALITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кузина Н.С.

В статье описывается модель развития школьного класса как фактора воспитания старших подростков, на основе которой велась опытно-экспериментальная работа в одном из подростковых классов. При анализе объекта исследования мы опирались на системный, субъектный, деятельностный, рефлексивный и информационный подходы, содержательный анализ которых применительно к теме исследования представлен в статье. Характеризуются целевой, нормативно-теоретический, организационно-методический и результативно-оценочный компоненты. Выделены параметры развития школьного класса, а также показатели уровней развития личности подростка в контексте развития класса как группы. Приведен комплекс психолого-педагогических условий, благодаря которым возможна эффективная реализация модели. Сделано предположение, что если в ходе развития класса у большинства учеников формируется положительный опыт совместной деятельности, группового общения и проявления творческой индивидуальности, то класс можно рассматривать как фактор воспитания старших подростков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Model of Development of the School Class as a Factor of Upbringing of Senior Adolescents

This article describes the model of the development of the school class as a factor in the upbringing of senior adolescents, on the basis of which experimental work was conducted in one of the teenage classes. When analyzing the object of research, we relied on the system, subject, activity, reflexive and information approaches, the content analysis of which is presented in the article as applied to the research topic. The characteristics of target, normative-theoretical, organizational-methodological and resultative-evaluative components. The parameters of the development of the school class, as well as indicators of the levels of development of the personality of the adolescent in the context of the development of the class as a group, are singled out. A complex of psychological-pedagogical conditions is given, thanks to which the effective implementation of the model is possible. It is suggested that if in the course of class development most learners develop a positive experience of joint activity, group communication and the manifestation of creative individuality, then the class can be regarded as a factor in the education of older adolescents.

Текст научной работы на тему «Модель развития школьного класса как фактора воспитания старших подростков»

УДК 373.3/.5+37.0

Кузина Надежда Сергеевна

Аспирант кафедры педагогики, Ульяновский государственный педагогический университет имени И. Н. Ульянова; pashanova2009@yandex.ru, ORCID 0000-0002-2465-7299, Ульяновск

МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ ШКОЛЬНОГО КЛАССА КАК ФАКТОРА ВОСПИТАНИЯ СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ

Аннотация. В статье описывается модель развития школьного класса как фактора воспитания старших подростков, на основе которой велась опытно-экспериментальная работа в одном из подростковых классов. При анализе объекта исследования мы опирались на системный, субъектный, деятельностный, рефлексивный и информационный подходы, содержательный анализ которых применительно к теме исследования представлен в статье. Характеризуются целевой, нормативно-теоретический, организационно-методический и результативно-оценочный компоненты. Выделены параметры развития школьного класса, а также показатели уровней развития личности подростка в контексте развития класса как группы. Приведен комплекс психолого-педагогических условий, благодаря которым возможна эффективная реализация модели. Сделано предположение, что если в ходе развития класса у большинства учеников формируется положительный опыт совместной деятельности, группового общения и проявления творческой индивидуальности, то класс можно рассматривать как фактор воспитания старших подростков.

Ключевые слова: воспитание, факторы воспитания, модель, развитие школьного класса, развитие личности, старшие подростки, психолого-педагогические условия, совместная деятельность, групповое общение, проявление творческой индивидуальности.

Сейчас в педагогике широко используется моделирование как один из актуальных методов научного исследования. Благодаря этому возможно объединение имеющихся знаний об объекте, раскрытие значимых для исследования характеристик изучаемого явления. Моделирование представляет собой процесс создания, исследования и использования моделей [5].

По С. А. Бешенкову, модель - искусственно созданный объект в виде схемы, физических конструкций, знаковых форм или формул, который, будучи подобен исследуемому объекту (или явлению), отображает и воспроизводит в более простом и огрубленном виде структуру, свойства, взаимосвязи и отношения между элементами этого объекта [2].

В педагогической науке под моделью понимается общая картина явления, которая создается на основе определенной системы взглядов и идей. Она помогает понять и описать то, что мы изучаем. Модель

представляет собой систему объектов или знаков, которая воспроизводит некоторые существенные свойства системы-оригинала и является обобщенным отражением объекта, а не непосредственным результатом эксперимента [8].

В статье мы опишем разработанную нами структурно-функциональную модель развития школьного класса как фактора воспитания старших подростков. Под структурным аспектом модели имеется в виду отражение составляющих её элементов и связей между ними. Под функциональным аспектом - отражение в модели процессов в изучаемом объекте.

В процессе моделирования мы конкретизировали основной понятийный аппарат теории воспитания применительно к теме исследования. К главным категориям, уточненным нами, относятся понятия: воспитание, личность, развитие личности, развитие школьного класса. В нашей работе под воспитанием понимается создание

условий для развития личности, осуществляемое во внутриклассном взаимодействии.

Личность - социальная характеристика человека, которая указывает на его качества, формируемые под влиянием общественных отношений, в процессе деятельности и общения со значимыми другими людьми и проявляется в деятельности и общении [9]. Соответственно процесс развития личности мы понимаем как переход личности на новый уровень развития под влиянием деятельности и общения со значимыми другими людьми, а также как проявление этих новых уровней в деятельности и общении со значимыми людьми.

Развитие школьного класса как фактора развития личности трактуется в нашей работе как переход класса от одного состояния к другому, при котором у преобладающего числа членов школьного класса как группы наращивается положительное отношение к совместной деятельности, групповое общение становится всё более комфортным, и эта деятельность и общение становятся пространством для проявления творческой индивидуальности одноклассников. При создании модели мы опирались на взаимодополняющие системный, субъектный, деятельностный, рефлексивный и информационный подходы к анализу объекта исследования.

Представить все действия по развитию школьного класса во взаимосвязи позволяет системный подход. По Е. Н. Степанову, этот подход дает возможность более адекватно отразить системную природу воспитательных явлений и процессов, способствует формированию целостного системного представления об объекте исследования [13]. В нашей работе системный подход послужил основой для построения целостной модели развития школьного класса как фактора воспитания старших подростков.

Мы выбрали субъектный подход, т. к. рассматриваемый процесс подразумевает личностный рост и развитие учащих-

ся и формирует активное и творческое начало в человеке [6].

Подход к анализу становления ученика как субъекта, его субъектной позиции в старшем подростковом возрасте позволяет выстроить теоретическое и практическое отношение к нему как к уникальной личности, со своим внутренним миром, установками, осознающим себя активным и деятельным.

Необходимость реализации в нашем исследовании деятельностного подхода вызвана тем, что мы рассматриваем деятельность как ключевую форму развития группы и личности. По А. В. Петровскому, именно деятельностно опосредованные взаимоотношения ребенка с группой влияют на формирование его личности [10]. В деятельности личность формируется и проявляется, но, чтобы потенциал деятельности стал развивающим и был средством наращивания субъектности как деятель-ностной характеристики личности, необходима работа по обучению детей целепо-лаганию и планированию деятельности, ее организации и регулированию, контролю, самоанализу и оценке результатов деятельности [14].

Основной составляющей рефлексивного подхода является рефлексия как механизм развития личностного и группового самосознания в целом и самоанализа в частности [3].

Реализация информационного подхода предполагает оценку всей информации, функционирующей в рамках исследуемого процесса [16]. Информационный подход при анализе групповых процессов в современных условиях акцентирует не только процессы обмена информацией реальных «сейчас и здесь», но и подталкивает к анализу виртуального общения членов группы (в нашем случае школьного класса как группы).

Учёт обозначенных подходов позволил выделить в качестве основных педагогических принципов развития школьно-

го класса как фактора воспитания старших подростков принципы системности и последовательности, целостности, субъектности, развития и саморазвития, сотрудничества, самостоятельности, рефлексивности и информатизации.

Модель. Мы солидарны с мнением В. П. Беспалько о том, что основными компонентами педагогической системы являются: целевой, нормативно-теоретический, организационно-методический и результативно-оценочный [1], поэтому мы включили в структуру модели соответствующие компоненты. Целевой компонент структурно-функциональной модели включает цель и задачи. Цель разрабатываемой модели -теоретическое отражение развития школьного класса как фактора воспитания старших подростков. Задача - создать условия в жизнедеятельности класса для формирования положительного опыта:

1) совместной деятельности;

2) группового общения;

3) проявления творческой индивидуальности.

Под факторами воспитания понимается все, что оказывает влияние на развитие личности. Такими факторами являются: внутренние и внешние явления (процессы, ситуации), которые оказывают прямое или косвенное воздействие на формирование качеств личности, системы установок, ценностей, отношений, мотивов [4; 7; 11].

Внешние факторы содержат ближний и дальний круг людей, с которыми соприкасается подросток, систему межличностных и деловых связей, социальные требования и нормы, государственные и общественные институты. Из них мы рассматриваем: школу (как пространство совместной деятельности учеников данного класса), наличие в классе лидеров с просоциальными ценностями, «историю» класса, личность классного руководителя (проявляющаяся в лично-профессиональных стилях общения и организации деятельности).

К внутренним факторам в нашей работе относятся: потребности, мотивы, интересы, убеждения подростков данного класса, их личный опыт общения и совместной деятельности [15].

Развитие и формирование личности является результатом взаимодействия этих факторов.

Воспитание играет значительную роль в развитии личности только при условии, если оно оказывает положительное влияние на мотивацию её активности и влияет на «работу с собой». Именно эта активность и стремление подростка к своему личностному совершенствованию и определяет его развитие. Эти условия собственно и есть специальные психолого-педагогические условия для развития личности.

Анализ педагогических работ, по-свящённых развитию школьного класса (Н. Л. Селиванова, В. Р. Ясницкая и др. [12; 17]), позволил в целях нашего исследования выделить такие параметры развития подросткового класса как фактора развития личности:

1) совместная деятельность;

2) комфортность группового общения;

3) пространство для проявления творческой индивидуальности.

Если по мере развития подросткового класса у большинства учеников формируется положительный опыт совместной деятельности, положительный опыт группового общения и положительный опыт проявления творческой индивидуальности, то класс можно рассматривать как фактор воспитания старших подростков.

Состояния класса в процессе его развития как группы и учеников этого класса могут характеризоваться несколькими уровнями: ситуативно-нерефлексивный, ситуативно-рефлексивный, устойчиво-нерефлексивный, устойчиво-рефлексивный.

Показателями сформированности параметров развития класса на каждом уровне являются: включенность (в совместную деятельность, групповое общение, про-

странство проявления индивидуальности) и рефлексивность класса как группы. В зависимости от развитости этих показателей можно увидеть динамику развития личности в её соотношении с развитием класса как группы.

У подростка ярко проявляется стремление к совместной деятельности и общению со сверстниками. Желание жить коллективной жизнью, иметь близких товарищей, друга побуждает его к участию в совместной деятельности. В то же время для ребят этого возраста важно, чтобы совместная деятельность создавала условия для проявления творчества, самостоятельности и взрослости [17]. Включенность в групповое общение класса также играет важную роль в развитии личности, при этом подросток стремится быть принятым, признанным, уважаемым товарищами.

Развитие рефлексии позволяет рассматривать изучаемый процесс как развивающуюся, самоорганизующуюся систему, где есть возможность самим учащимся анализировать, оценивать, контролировать свои умения, знания, качества в общении и взаимодействии. Рефлексия обогащает старшего подростка осмысленным личностным самопознанием.

Нормативно-теоретический компонент модели включает подходы и принципы, субъекты, их функции, а также факторы воспитания.

По нашему мнению, указанные выше цель и задачи могут быть реализованы через выполнение субъектами определенных функций. Субъектами рассматриваемой модели являются учащиеся и учитель (классный руководитель). Процесс развития школьного класса находится, как правило, под влиянием учителя как классного руководителя. Его функции: педагогическая поддержка воспитанников через стимулирование, планирование, коррекцию действий и организацию совместной де-

ятельности, содействие созданию благоприятного климата в коллективе, оказание помощи школьникам в установлении отношений с одноклассниками через организацию свободного общения и вовлечения в интересную деятельность, активизация деятельности органов самоуправления в классе, поощрение положительной инициативы учащихся.

При построении модели мы предположили, что в нее необходимо включить определенные психолого-педагогические условия развития школьного класса, которые вошли в организационно-методический компонент рассматриваемой модели.

Эффективное функционирование этой модели возможно благодаря комплексу психолого-педагогических условий, позволяющему наглядно представить содержательно-процессуальную сторону рассматриваемого процесса. Для понимания логики выбора психолого-педагогических условий в модели нужно провести параллель между целью модели развития школьного класса как фактора воспитания старших подростков, ее задачами и психолого-педагогическими условиями. Из чего следует, что выявленным компонентам модели по развитию школьного класса как фактора воспитания старших подростков должны соответствовать задачи, а задачам - конкретные психолого-педагогические условия их эффективного выполнения, поэтому в рамках модели, на наш взгляд, должен быть представлен следующий комплекс психолого-педагогических условий: 1) использование технологии организации коллективной творческой деятельности; 2) личностно и общественно значимое содержание совместной деятельности; 3) регулировка общения и отношений школьников и класса; 4) групповое освоение виртуального пространства.

Первое условие необходимо для актуализации важных для развития личности

качеств, поэтому создаются специальные условия организации коллективной деятельности. В этом случае планирование, организация, проведение коллективного дела и рефлексия приобретают значимый для школьников смысл.

Второе условие важно потому, что оно влияет на становление определенных личностных характеристик подростков, а также на развитие школьного класса. Социально значимое содержание совместной деятельности определяет просоциальную направленность развития личности и группы. Это является условием для социализации старших подростков и достижения социальной зрелости малой группы. Общие цели группы в этом случае имеют шанс стать мотивом деятельности каждого. Таким образом, происходит актуализация мотивации достижения успеха, наблюдается выраженная динамика развития самосознания, инициативности в совместной деятельности и нравственной направленности.

Для построения развивающей социальной среды следует ввести третье психолого-педагогическое условие.

Частными моментами создания этих условий могут быть регуляция эмоционального настроя, формирование мотивации достижения успеха, развитие способности личности к социальной интеграции, формирование способности личности к гибкой групповой идентификации [18].

Эти частные условия, которые могут ре-ализовываться в форме специальных психологических групповых занятий, дают возможность объединить социально-психологические и педагогические техники, технологии, приёмы влияния на личность старшего подростка.

Четвертое условие отражает интернетизацию социальной жизни, в частности жизни подростков.

Подростки активно осваивают вирту-

альное пространство, общаются между собой в различных социальных сетях и не учёт этого факта в воспитательном процессе несёт существенные потери в создании психолого-педагогических условий для развития личности.

Важное качество модели - отражение в ней динамичности анализируемого явления. Свойство динамичности любой системы отражается в её многоуровневом характере. Именно такой подход позволяет рассматривать любой процесс развития как переход от одного уровня к другому, более сложному и качественно отличному. Мы выделили четыре уровня развития личности в контексте развития школьного класса как группы: ситуативно-нерефлексивный, ситуативно-рефлексивный, устойчиво-нерефлексивный, устойчиво-рефлексивный, все уровни взаимосвязаны и дополняют друг друга.

Результативно-оценочный компонент структурно-функциональной модели включает параметры развития школьного класса, показатели уровней развития личности, о которых было сказано выше, и собственно сам результат. Он заключается в переходе учащихся на более высокий уровень развития личности, качественно отличный по сравнению с предыдущим.

Диагностическая функция включает диагностику, осуществляемую в ходе опытно-экспериментальной работы, которая позволяет производить контроль и корректировку процесса развития школьного класса.

Оценочная функция заключается в сопоставлении полученных результатов с предполагаемыми. Это говорит об эффективности функционирования модели (рис.).

Особенность развиваемой нами модели - её относительная независимость от конкретной реализации в образовательном процессе любой школы.

Цель: развитие школьного класса как фактора воспитания _старших подростков_

т

Факторы воспитания

внешние -

школа, лидеры, «история» класса, личность классного руководителя

■ внутренние

потребности, мотивы, интересы, убеждения, опыт школьника

Развитие класса

Со стояние 1

Неположительно е отношение

Ученик

И

Педагог

Психолого-педагогические условия

Состояние 2

Положительное отношение

Уровни

СН 1

СР 1

УН 1

УР 1

Параметры ' Влияние на развитие личности '

Совместная деятельность (СД) Показатели: -включенность -рефлексия Включается в СД по необходимост и, не анализирует протекаюшие с ним события Включается в СД по необходимо сти, анализирует своё состояние Постоянно включен в работу, но не замечает происходящи е изменения внутри него Постоянно в СД, размышляет об изменениях ценностей, интересов, мотивов и т.п. у себя и других. Сотрудничает с ребятами, корректирует действия для достижения общей цели и т. д.

Групповое обшение Показатели: -включенность -рефлексия Общается в классе редко, не осознаёт причины этого Общается в классе редко, понимает причины такого положения Взаимодейств ует в классе с ребятами постоянно, но поведение не всегда приемлемое Постоянно общается с одноклассниками, отбирая адекватные способы взаимодействия. Формируется эмпатия, социальная чуткость и т. д.

Творческие проявления Показатели: -включенность -рефлексия Принимает участие в творческих мероприятиях по ситуации, не видит в этом смысла Редко участвует в творческих мероприятиях, но осознанно Участвует в творческих мероприятиях часто, но из чувства долга Активно участвует в творческих мероприятиях, выдвигает идеи, сам выступает организатором мероприятий. Развивается также предприимчивость, деловитость и т. д.

Результат: переход учашдхся на качественно новый уровень развития личности (воспитание) в результате перехода школьного класса в более продвинутое состояние_

*Уровни развития класса и личности: СН-ситуативно-нерефлексивный, СР-ситуативно-рефлексивный, УН-устойчиво-нерефлексивный, УР-устойчиво-рефлексивный

Рис. Модель развития школьного класса как фактора воспитания старших подростков

Выводы. Представленная нами модель позволяет комплексно рассмотреть исследуемый процесс, более глубоко его изучить, охватить в единой системе основные этапы, направления и компоненты, их функции, психолого-педагогические условия, обеспечивающие ее успешное функционирование. На основе нашей модели в течение трех лет велась опытно-экспери-

ментальная работа в одном из подростковых классов, которая показала эвристич-ность и практичность модели, позволила выявить и исследовать закономерные связи в развитии подросткового школьного класса как фактора воспитания старшего подростка, а также позволила внести в неё определённые изменения.

Библиографический список

1. Беспалько В. П. Слагаемые педагогической технологии. - М.: Педагогика, 1989. - 192 с.

2. Бешенков С. А. Моделирование и формализация: метод. пособие. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2002. - 336 с.

3. Бурдякова Л. С. Рефлексивный подход как педагогическая проблема [Электронный ресурс] // Научные труды Московского гуманитарного университета. - 2017. - № 4. -С. 49-54. - URL: http://journals.mosgu.ru/trudy/ article/view/531 (дата обращения: 30.01.18). DOI: 10.17805/trudy.2017.4.8

4. Колесникова И. А., Борытко Н. М., Поляков С. Д., Селиванова Н. Л. Воспитательная деятельность педагога: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / под общ. ред. В. А. Сла-стенина и И. А. Колесниковой. - 4 изд., стер. -М.: Академия, 2008. - 336 с.

5. Делимова Ю. О. Моделирование в педагогике и дидактике [Электронный ресурс] // Вестник Шадринского государственного педагогического института. - URL: http://shgpi.edu. ru/files/nauka/vestnik/2013/2013-3-7.pdf (дата обращения: 30.10.2017).

6. Мелешко А. В. Субъектный подход к изучению личности [Электронный ресурс]. - М.: МПГУ, 2002. - URL: http://www.psi.lib.ru/statyi/ sbornik/splich.htm (дата обращения: 30.10.2017).

7. Мудрик А. В. Социальная педагогика. -М.: Академия, 2009. - 224 с.

8. Непрокина И. В. Метод моделирования как основа педагогического исследования [Электронный ресурс] // Теория и практика общественного развития. - 2013. - № 7. - URL: http://teoria-prac-tica.ru/rus/files/arhiv_zhurnala/2013/7/pedagogika/

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

neprokina.pdf (дата обращения: 30.10.2017).

9. Петровский А. В. Личность. Деятельность. Коллектив. - М.: Политиздат, 1982. - 255 с.

10. Петровский А. В. Психология в России: XX век. - М.: УРАО, 2000. - 312 с.

11. Ромм Т. А. Педагогика социального воспитания: учебное пособие для академического бакалавриата. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2018. - 158 с.

12. Селиванова Н. Л. Современные представления о воспитательном пространстве // Развитие личности школьника в воспитательном пространстве: проблемы управления / под ред. Н. Л. Селивановой. - М.: Педагогическое общество России, 2001. - 284 с.

13. Степанов Е. Н., Лузина Л. М. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ТЦ Сфера, 2008. - 224 с.

14. Тебуева М. М. Методологические основы в современном обучении // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. - 2008. - № 80. - С. 523-527.

15. Харламов И. Ф. Педагогика. - Мн.: Университетское, 2002. - 560 с.

16. Яковлева Н. О. Информационный подход в педагогических исследованиях: сущность, значение, особенности реализации. Серия «Образование. Педагогические науки // Вестник ЮУрГУ. - 2009. - № 1. - С. 16-21.

17. Ясницкая В. Р. Как сделать класс классным: воспитание подростков. - М.: Просвещение, 2008. - 223 с.

18. Stones E. Psychology of Education: А Pedagogical Approach. - London: Routledge, 2017. -514 р.

Поступила в редакцию 29.01.2018

Kuzina Nadezhda Sergeevna

Postgraduate student of the Department of Pedagogy, Ulyanovsk State Pedagogical University named after I. N. Ulyanov, ORCID 0000-0002-2465-7299, pashanova2009@yandex.ru, Ulyanovsk

MODEL OF DEVELOPMENT OF THE SCHOOL CLASS AS A FACTOR OF UPBRINGING OF SENIOR ADOLESCENTS

Abstract. This article describes the model of the development of the school class as a factor in the upbringing of senior adolescents, on the basis of which experimental work was conducted in one of the teenage classes. When analyzing the object of research, we relied on the system, subject, activity, reflexive and information approaches, the content analysis of which is presented in the article as applied to the research topic. The characteristics of target, normative-theoretical, organizational-methodological and resultative-evaluative components. The parameters of the development of the school class, as well as indicators of the levels of development of the personality of the adolescent in the context of the development of the class as a group, are singled out. A complex of psychological-pedagogical conditions is given, thanks to which the effective implementation of the model is possible. It is suggested that if in the course of class development most learners develop a positive experience of joint activity, group communication and the manifestation of creative individuality, then the class can be regarded as a factor in the education of older adolescents.

Keywords: upbringing, factors of upbringing, model, school class development, personality development, older teens, psychological-pedagogical conditions, joint activities, group communication, manifestation of creative individuality.

References

1. Bespal'ko, V. P., 1989. Terms of educational technology. Moscow: Education Publ., 192 p. (In Russ.)

2. Beshenkov, S. A., 2002. Modeling and formalization. Moscow: BINOM. Laboratoriya znaniy Publ., 336 p. (In Russ.)

3. Burdyakova, L. S., 2017. Reflexive Approach as a Pedagogical Issue [online]. Moscow University for the Humanities, 4, pp. 49-54. Available at: http://journals.mosgu.ru/trudy/article/ view/531 (accessed 30.10.17). (In Russ., abstract in Eng.).

4. Kolesnikova, I. A., Borytko, N. M., Polyak-ov, S. D., Selivanova, N. L., 2008. Educational activities of theteacher. Moscow: Academy Publ., 336 p. (In Russ.)

5. Delimova, J. O., 2013. Modeling in pedagogics and didactics [online]. Bulletin of the Shadrinsky State Pedagogical Institute. Available at: URL: http://shgpi.edu.ru/files/nauka/vest-nik/2013/2013-3-7.pdf (accessed 30.10.2017). (In Russ., abstract in Eng.).

6. Meleshko, A. V., 2002. Subjective approach

to the study of personality [online]. Moscow: Moscow State Pedagogical University Publ. Available at: http://www.psi.lib.ru/statyi/sbornik/splich.htm (accessed 30.01.2018). (In Russ.).

7. Mudrik, A. V., 2009. Social pedagogy. Moscow: Academy Publ., 224 p. (In Russ.)

8. Neprokina, I. V., 2013. The method of modeling as a basis for pedagogical research [online]. Theory and practice of social development, 7. Available at: http://teoria-practica.ru/rus/files/ arhiv_zhurnala/2013/7/pedagogika/neprokina.pdf (accessed 30.10.2017). (In Russ., abstract in Eng.)

9. Petrovskiy, A. V., 1982. Personality. Activities. Collective. Moscow: Politizdat Publ., 255 p. (In Russ.)

10. Petrovskiy, A. V., 2000. Psychology in Russia: XX century. Moscow: URAO Publ., 312 p. (In Russ.)

11. Romm, T. A., 2018. Pedagogy of social upbringing: a textbook for academic baccalaureate. 2nd ed. Moscow: Urait Publ., 158 p. (In Russ.)

12. Selivanova, N. L., 2001. Modern ideas about the educational space. The development of

the individual student in the educational space: problems of governance. Moscow: Pedagogical Society of Russia Publ., 284 p. (In Russ.)

13. Stepanov, E. N., Luzina, L. M., 2008. To the teacher about modern approaches and concepts of education. Moscow: Creative center Sphere Publ., 224 p. (In Russ.)

14. Tebueva, M. M., 2008. Methodological foundations in modern teaching. Izvestia: Herzen University Journal of Humanities & Science, 80, pp. 523-527 (in Russ., abstract in Eng.).

15. Harlamov, I. F., 2002. Pedagogy. Minsk:

University Publ., 560 p. (In Russ.)

16. Yakovleva, N. O., 2009. Information approach in pedagogical research works: the essence, importance and peculiarities of realization. Bulletin of the South Ural State University. Series "Education. Pedagogy", 1, pp. 16-21(in Russ., abstract in Eng.).

17. Yasnitskaya, V. R., 2008. How to make a class cool: the education of adolescents. Moscow: Education Publ., 223 p. (In Russ.)

18. Stones, E., 2017. Psychology of Education: A Pedagogical Approach. London: Routledge Publ., 514 p.

Submitted 29.01.2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.