Научная статья на тему 'Модель развития математического мышления обучающихся на занятиях по дисциплинам математического и естественно-научного цикла'

Модель развития математического мышления обучающихся на занятиях по дисциплинам математического и естественно-научного цикла Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
162
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАТЕМАТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / КОМПОНЕНТЫ МАТЕМАТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ / РАЗВИТИЕ МАТЕМАТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ / КОМПЛЕКС ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ РАЗВИТИЯ МАТЕМАТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ / КОМПЕТЕНТНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ЗАДАЧИ / МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ МАТЕМАТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ / MATHEMATICAL THINKING / COMPONENTS OF MATHEMATICAL THINKING / DEVELOPMENT OF MATHEMATICAL THINKING / A COMPLEX OF PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR THE DEVELOPMENT OF MATHEMATICAL THINKING / COMPETENCE-ORIENTED TASKS / A MODEL FOR THE DEVELOPMENT OF MATHEMATICAL THINKING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Урванова Наталья Анатольевна

В статье рассматривается проблема развития математического мышления выпускников технологического колледжа. Автор представляет действующую модель развития математического мышления обучающихся на занятиях по математическим и естественно-научным дисциплинам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODEL OF DEVELOPMENT OF MATHEMATICAL THINKING OF STUDENTS ON THE LESSONS OF THE DISCIPLINES OF MATHEMATICAL AND NATURAL SCIENCE CYCLE

The article deals with the problem of the development of mathematical thinking of graduates of the technology college. The author represents the current model of development of mathematical thinking of students in the lessons in mathematical and natural science disciplines.

Текст научной работы на тему «Модель развития математического мышления обучающихся на занятиях по дисциплинам математического и естественно-научного цикла»

ELECTRONIC TEXTBOOK ON MATHEMATICS: THE CREATION AND APPLICATION IN A PROFESSIONAL EDUCATIONAL ORGANIZATION

E. N. Sidorova

The article discusses the possibility of using informational technologies to conduct various forms of math lessons, for independent extracurricular work to eliminate gaps in students' knowledge, for self-mastering educational material in sections of the course of mathematics.

Key words: electronic textbook, independent work of students, didactic functions, demonstration, illustrative material, methods of working with electronic textbook.

References

1. Ob utverzhdenii programmy «Cifrovaja jekonomika Rossijskoj Federacii»: [rasporjazhenie Pravitel'stva RF ot 28.07.2017 № 1632-r], available at: Konsul'tantPljus. (In Russian)

2. Stashkevich I. R. Informatizacija kak strategicheskij faktor razvitija professional'nogo obrazo-vanija. Innovacionnoe razvitie professional'nogo obrazovanija, 2016, no 4 (12), pp. 25-28. (In Russian)

3. Stashkevich I. R., Basharina O. V. Ispol'zovanie informacionnyh i telekommunikacionnyh tehnologij v sisteme srednego professional'nogo obrazovanija.Razvitie informacionno-obrazovatel'noj sredy v organizacijah srednego professional'nogo obrazovanija: Teorija i praktika: materialy II Mezh-dunar. nauch.-prakt. konferencii «Srednee professional'noe obrazovanie v informacionnom obsh-hestve» (Cheljabinsk, 26 janv. 2017 g.), Cheljabinsk, 2017. pp. 9-13. (In Russian)

4. Selevko G. K. Pedagogicheskie tehnologii na osnove informacionno-kommunikacionnyh sred-stv. Moskva: NII shkol'nyh tehnologij, 2005 g. (In Russian)

5. Bashmakov A. I., Bashmakov I. A. Razrabotka komp'juternyh uchebnikov i obuchajushhih sistem. Moskva: Informacionno-izdatel'skij dom «Filin#», 2003, 616 p. (In Russian)

6. Bashmakov M. I. Matematika: uchebnik. Moskva: Akademija, 2017. (In Russian)

Сидорова Елена Николаевна, преподаватель Sidorova E. N., teacher, Magnitogorsk techno-

ГБОУ ПОО «Магнитогорский технологический logical college, Chelyabinsk region, Magnitogorsk,

колледж им. В. П. Омельченко», Челябинская обл., e-mail: lena.cs2017@yandex.ru г. Магнитогорск, е-mail: lena.cs2017@yandex.ru

Сведения для цитирования: Урванова, Н. А. Модель развития математического мышления обучающихся на занятиях по дисциплинам математического и естественно-научного цикла [Текст] / Н. А. Урванова // Инновационное развитие профессионального образования. — 2018. — № 4 (20). — С. 39-45.

УДК 372.016 ББК 74.26

МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ МАТЕМАТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ДИСЦИПЛИНАМ МАТЕМАТИЧЕСКОГО И ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНОГО ЦИКЛА

Н. А. Урванова

В статье рассматривается проблема развития математического мышления выпускников технологического колледжа. Автор представляет действующую модель развития математического мышления обучающихся на занятиях по математическим и естественно-научным дисциплинам.

Ключевые слова: математическое мышление, компоненты математического мышления, развитие математического мышления, комплекс педагогических условий развития

математического мышления, компетентностно ориентированные задачи, модель развития математического мышления.

Научно-технический прогресс и сложная структура экономики требуют постоянных качественных изменений в области подготовки выпускника колледжа. Ведущей целью образования при этом становится формирование конкурентоспособного специалиста, обладающего личностными и профессиональными качествами, обеспечивающими умение успешно решать различного рода задачи (от предметных до профессиональных и личностно-бытовых). В настоящее время в связи с компьютеризацией и автоматизацией различных сфер человеческой деятельности все чаще встает вопрос о серьезной математической подготовке техников, организаторов современного производства, которая давала бы им возможность с помощью математических методов исследовать широкий круг новых проблем, применять и использовать теоретические достижения на практике. Но приходится констатировать тот факт, что несовершенное математическое образование не обеспечивает выпускникам общеобразовательной школы фундаментальных знаний и является тормозом для дальнейшего развития математического мышления на должном уровне на этапе обучения в колледже. Сама задача развития этого вида мышления решается наряду с усвоением обучающимися программного материала и, как правило, не выделяется в качестве самостоятельной. Возможно, это связано с тем, что в методической и психолого-педагогической литературе до сих пор нет единого мнения по вопросу его определения. А подходы к его раскрытию начинаются с отрицания специфики математического мышления (З. И. Слепкань, Л. С. Трегуб, Г. Фрейденталь и др.) и заканчиваются его отождествлением с теоретическим, последовательность становления которого выстроена от эмпирического, аналитического к планирующему, рефлексирующему (Р. Атаханов, В. В. Давыдов, Ле Тхи Кхань Кхо, Л. К. Максимов и др.) [1-3].

На наш взгляд, математическое мышление является составной частью мышления вообще. Тем не менее оно обладает некоторыми особенностями, прежде всего связанными с особенностями отражения математикой реальной действительности. Исходя из имеющихся на современном этапе представлений, под математическим мышлением мы пониманием умственную деятельность личности, подчиненную математическим законам, направленную на из-

учение окружающего мира и установление закономерностей между различными предметами и явлениями действительности [4]. Согласно М. А. Низмановой, преобразование любой информации, содержащей математический материал, является результатом взаимодействия четырех компонентов математического мышления: мотивационного, когнитивного, содержательного, операционального [2].

Мотивационный компонент включает в себя мотивацию, являющуюся движущей силой процесса развития математического мышления, и проявляется в стремлении обучающихся к улучшению личностных достижений.

Основой когнитивного компонента математического мышления являются знания, полученные в результате его функционирования.

Содержательный компонент математического мышления образован качествами, специфичными для данного вида мышления, такими как гибкость, активность и глубина мышления; его целенаправленность; способность к формированию обобщенных способов действий, имеющих широкий диапазон переноса и применения к частным, нетипичным случаям; критичность и самокритичность мышления; культура математической речи.

Операциональный компонент представлен математическими умениями и мыслительными операциями как составляющими умственной деятельности при математическом мышлении — умениями оперировать как свернутыми, так и развернутыми математическими структурами, представлять информацию в виде совокупности взаимосвязанных логических операций, осуществлять анализ, планирование и рефлексию на математическом материале [3].

Процесс качественного обогащения перечисленных выше компонентов и изменение их уровня развития от репродуктивного до креативного и есть развитие математического мышления каждого из нас.

Несмотря на довольно активную разработку отдельных аспектов проблемы развития математического мышления обучающихся, трудно говорить о существовании целостного подхода к ее решению. На наш взгляд, важно понимать, что для развития этого вида мышления необходимо соблюдение целого комплекса педагогических условий. Наиболее эффективными педагогическими условиями развития матема-

тического мышления обучающихся в процессе изучения дисциплин математического и естественно-научного цикла являются:

1) формирование у обучающихся устойчивой мотивации к изучению дисциплин математического и естественно-научного цикла;

2) использование на занятиях компетентности ориентированных задач;

3) введение в учебный процесс методов обучения, способствующих развитию математического мышления.

Так, первое условие способствует осознанию будущим специалистом роли математики в его профессиональной деятельности. Развитию мотивов, связанных с содержанием учения, способствует деятельность преподавателя, направленная на то, чтобы, с одной стороны, показать студентам красоту математических утверждений и доказательств, а с другой стороны, продемонстрировать необходимость освоения довольно трудной теории для получения выбранной ими специальности.

Выбор компетентностно ориентированных задач в качестве второго педагогического условия развития математического мышления объясняется их отличием от традиционных заданий. Компетентностно ориентированные задачи — это, в первую очередь, задания, позволяющие активизировать учебную деятельность, изменяя характер работы как обучающегося, так и обучающего (работа студента по формированию и развитию общих и профессиональных компетенций; позиция и характер деятельности преподавателя как тьютора и консультанта). Эти задания представляют собой модели реальной или квазиреальной ситуаций и требуют от студента не только применения накопленных знаний в практической деятельности для решения конкретной учебной проблемы, но и поиска новой информации в дополнительных источниках [5]. На рисунке 1 представлена структура компетентностно ориентированных задач, обеспечивающая организацию целенаправленных действий обучающихся в процессе выполнения задания, поиска решения и представления ответа [6].

Каждый элемент в этой структуре подчиняется определенным требованиям. Например, стимул должен быть кратким и не содержать информации, отвлекающей от выполнения задания. Он должен содержать лишь то, что может заинтересовать обучающегося в выполнении задания или облегчить понимание задачной формулировки.

Задачная формулировка должна быть истолкована обучающимся единственно возможным

способом, содержать указания на все виды деятельности, приводящие к верному ответу, и соотноситься с инструментом проверки.

Источник информации должен быть представлен в двух-трех различных формах (статьи, таблицы, диаграммы и др.), являться достаточным и эффективным, позволяя выполнить задание при минимальных затратах времени.

Инструмент проверки должен определять количество баллов за каждый этап деятельности и общий итог в зависимости от сложности учебного материала и дополнительных видов деятельности. В качестве этого элемента можно использовать ключ, модельный ответ, аналитическую шкалу или бланк наблюдения за деятельностью [6].

Реализация первых двух педагогических условий невозможна без реализации третьего — введения в учебный процесс таких методов обучения, как проблемный, частично-поисковый, проблемно-исследовательский и исследовательский. Использование каждого из них позволяет преодолеть элементы механического усвоения знаний и активизировать мыслительную деятельность студентов, направить ее на решение специально создаваемых проблемных учебных ситуаций.

Выделенный нами комплекс педагогических условий является основой модели развития математического мышления обучающихся технологического колледжа на занятиях по дисциплинам математического и естественно-научного цикла (рис. 2).

Ее целью является обеспечение эффективного развития математического мышления обучающегося. При формулировке цели учитывалось, что весь образовательный процесс в колледже подчинен социальному заказу общества на подготовку квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена на основе прогнозов потребности в кадрах и особенностей социально-экономического развития Челябинской области [7].

Для успешного достижения цели необходимо реализовать следующие задачи:

- создать условия для повышения мотивации у обучающихся к осознанному изучению дисциплин математического и естественно-научного цикла;

- разработать сборники компетентностно ориентированных задач по дисциплинам математического и естественно-научного цикла;

- выделить методы обучения, способствующие эффективному развитию математического мышления.

Стимул

(модель практической жизненной ситуации, мотивирующая обучающегося на выполнение задания)

Инструмент проверки

(совокупность различных форм анализа и оценки результатов деятельности обучающегося выполнению задания)

Заданная формулировка

(точное и максимально простое описание деятельности обучающегося для получения результата)

Источник информации

(ресурс для осуществления обучающимся деятельности по выполнению задания)

Рис. 1. Структура компетентностно ориентированного задания

Достижение поставленных цели и задач происходит благодаря реализации описанного комплекса педагогических условий.

В процессе работы над моделью нами были описаны критерии и показатели сформирован-ности всех уровней математического мышления: репродуктивного, частично-поискового, поискового, исследовательского и креативного. Результатом ее внедрения в образовательный процесс является выполненная цель, т. е. переход математического мышления обучающегося с низкого на более высокий уровень развития.

Все элементы в модели соединены друг другом связью порождения или преобразования.

Связь порождения исходит из социального заказа общества, так как от него зависит желаемый результат всего образовательного процесса в колледже, и наблюдается между всеми элементами модели.

Связь преобразования заключается в том, что полученный в ходе процесса развития математического мышления результат в значительной степени будет определять корректировку как компонентов, уровней и уровневых показателей развития математического мышления обучающихся, так и комплекса педагогических условий, позволяющего эффективно развивать этот вид мышления [4].

Эффективность применения комплекса педагогических условий в рамках разработанной нами модели проверялась экспериментальным путем на базе отделения общеобразовательной подготовки Магнитогорского технологического колледжа им. В. П. Омельченко. В эксперименте приняли участие 75 студентов, обучающихся по специальности среднего профессионального

образования 43.02.15 «Поварское и кондитерское дело».

Для каждого из них на первом этапе исследования с помощью наблюдений, тестирования, анкетирования и индивидуальных бесед мы определили исходный уровень развития каждого компонента математического мышления. Анализ полученных данных показал, что уровень развития математического мышления у обучающихся примерно одинаково низок. Многие из студентов не видели взаимосвязи между дисциплинами математического и естественно-научного цикла и своей будущей профессиональной деятельностью, их внутренний мотив противоречил развитию математического мышления («учусь ради диплома», «хожу на занятия, потому что родители заставляют» и т. д.), а низкий уровень школьных знаний не способствовал проявлению интереса к решению нестандартных и сложных задач. По результатам констатирующего этапа эксперимента обучающиеся одной группы составили экспериментальную группу, а остальные две группы в дальнейшем считались контрольными.

Развитие математического мышления студентов осуществлялось на этапе формирующего эксперимента. Преподавание математики в экспериментальной группе проводилось на основе разработанной нами модели развития математического мышления с учетом комплекса педагогических условий. На этапе мотивации изучения той или иной темы дисциплины студентам приводили примеры применения изучаемого материала в профессиональной деятельности или ставили проблемный вопрос в виде поиска решения задачи, тем самым реализуя проблемный

Социальный заказ: квалифицированный специалист, востребованный на рынке труда

* -

Цель: обеспечение эффективного развития математического мышления обучающегося

« -I

Задачи:

1) создать условия для повышения мотивации у обучающихся к осознанному изучению дисциплин математического и естественнонаучного цикла; 2) разработать сборники компетентностно-ориентированных задач по дисциплинам математического и естественнонаучного цикла; 35 выделить методы обучения, способствующие эффективному развитию математического мышления.

4 -

Комплекс педагогических условий

Ч

формирование устойчивой мотивации у обучающихся к изучению дисциплин математического и естественнонаучного цикла

использование на занятиях комнетентностно-ориентированныхзадач

п_

введение в учебный процесс методов обучения, способствующих развитию математического мышления

Компоненты математического мышления

Мотива цнонный Когнитивный Содержательный Операциональный

4 -

Уровни развития математического мышления

Репродуктивный

Частично-поисковый

Поисковый

Исследовательский

Креативный

Ч -

Критерии и уровневые показатели

Репродуктивный уровень:

мотивация к изучению каждой из дисциплин естественнонаучного цикла отсутствует, знания усвоены на репродуктивном уровне, отсутствует стремление к развитию и

совершенствованию качеств математического мышления, отсутствуют умения

рефлексии и планирования.

Частично-поисковый уровень: мотивация к изучению дисциплин

естественнонаучного цикла ситуативна, знания

неглубокие. качества

математического мышления выражены слабо, но есть желание их развивать, операциональные умения проявляются на

репродуктивном уровне.

Поисковый уровень: понимает роль математического мышления в становлении личности, знания достаточные, но не направлены на профессиональную

деятельность, осознает ценность в развитии качеств, но работа по их совершенствованию

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

бессистемна, умения

проявляются на репродуктивном уровне, рефлексия проявляется в некоторых ситуациях.

Исследовательский уровень:

осознает значимость развития математического мышления, знания глубокие, но недостаточно соотнесенные с собственными потребностями и развитием личности, качества математического мышления хорошо выражены, все умения сформированы, но носят фрагментарный

характер.

Ч -I

Креативный уровень:

нацелен на личностное самосовершенствование, знания системные,

глубокие, качества

математического мышления ярко

выражены,

сформированы все

операции, умения

частично переходят в навык.

Результат: переход обучающегося н а более высокий уровень развития математического мышления

О о» ■о ш

со О ГО

ш

ч ф

:□ (Г X (Г

с5

ч ф

X

X

§

о

ш <

ж ш

■а

ш

Ж Ш

Связь порождения

— — — — —► Связь преобразования

Рис. 2. Модель развития математического мышления обучающихся технологического колледжа на занятиях по естественно-научным дисциплинам

и частично-поисковый методы в обучении. При изучении разделов геометрии в процессе объяснения нового материала использовали презентации, в которых отражались самые выигрышные моменты темы (сложные чертежи, опорные конспекты, интересные видеофрагменты, иллюстративные материалы и т. д.), и компьютерные программы «Poly32» и «Математический конструктор», предназначенные для создания интерактивных моделей, работа с которыми сочетает конструирование, эксперимент, решение задач. При проведении учебных занятий учитывали гуманитарную составляющую учебного процесса по дисциплине: были введены элементы истории математики, физики, химии, технических наук, их взаимного проникновения и взаимодействия, сведения о поисках и решениях великих ученых. Также для экспериментальных групп проводились интегрированные занятия с привлечением не только преподавателей математических и естественно-научных дисциплин, но и мастеров производственного обучения, ко -торые выступали консультантами и тьютерами.

Так, например, первокурсникам-технологам из экспериментальной группы на практическом занятии по математике при изучении темы «Комбинаторные соединения» было предложено из набора продуктов к салату «Сельдь под шубой» приготовить блюдо, близкое по органо-лептическим характеристикам к оригиналу, используя перестановки, размещения и сочетания. Перед началом выполнения задания студентов разделили на три подгруппы и распределили между ними комбинаторные соединения.

Подгруппа, выбравшая «перестановки», использовала все предложенные ингредиенты, но, помня, что порядок элементов в этом комбинаторном соединении важен, выкладывала слои в другой последовательности.

Студенты второй подгруппы изучали особенности «сочетания» и поэтому смешали с помощью блендера выбранные ингредиенты, по-

лучив пасту. Они аргументировали свой выбор тем, что в этом комбинаторном соединении порядок следования элементов не учитывается.

Последняя подгруппа тоже использовала только часть предложенных ингредиентов и, следуя определению «размещение», приготовила не салат, а канапе.

Таким образом, в процессе изучения темы и анализа технологического процесса приготовления салата с точки зрения комбинаторики обучающиеся не только создали оригинальные блюда на основе классического рецепта, но и задумались о роли математического мышления в их профессиональной деятельности.

Учебные занятия в контрольных группах проводились в рамках традиционного обучения с применением в основном методов, предполагающих передачу готовых знаний, и не были ориентированы на развитие математического мышления. Интегрированные занятия для этих студентов проводились лишь в дни предметных недель.

Анализ результатов работы студентов показал, что в экспериментальной группе количество обучающихся, проявляющих креативный уровень развития математического мышления, стал постепенно расти, а проявляющих репродуктивный уровень — снижаться. Для многих из них развитие математического мышления стало личностно значимой задачей, особенно это было заметно на заключительном этапе. Вместе с тем в контрольных группах были видны лишь небольшие колебания изучаемых показателей развития математического мышления в отрицательную или положительную стороны.

Таким образом, результаты, полученные на последнем этапе эксперимента, позволили сделать выводы о том, что реализация выделенных нами педагогических условий в процессе обучения в рамках разработанной модели способствует развитию математического мышления обучающихся.

Библиографический список

1. Балашко, Е. Н. Педагогические условия развития математического мышления старших школьников [Текст] : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Е. Н. Балашко. — Пятигорск : ФГБОУ ВПО «Донской государственный технический университет», 2015. — 25 с.

2. Нагорная, В. О. Развитие математического мышления в школе [Электронный ресурс] /

B. О. Нагорная // Концепт : науч.-метод. электрон. журнал. — 2015. — Т. 21. — С. 76-80. — Режим доступа: http://e-koncept.ru/2015/45101.htm.

3. Развитие математического мышления в практиках открытого образования [Текст] /

C. В. Ермаков, А. А. Попов, М. С. Аверков, П. П. Глухов ; предисл. д-ра психол. наук А. Г. Асмо-лова. — М. : иРвв, 2017. — 150 с.

4. Урванова, Н. А. Развитие математического мышления обучающихся на занятиях естественнонаучного цикла [Текст] : автореф. дис. ... магистр пед. образования / Н. А. Урванова. — Магнитогорск : МГТУ им. Г. И. Носова, 2014. — 24 с.

5. Компетентностно-ориентированные задания в системе высшего образования [Текст] : учеб. пособие / А. А. Шехонин и др. — СПб. : НИУ ИТМО, 2014. — 98 с.

6. Компетентностно-ориентированные задания : Конструирование и применение в учебном процессе [Текст] : учеб.-метод. пособие / под ред. Н. Ф. Ефремовой. — М. : Национальное образование, 2013. — 208 с.

7. Программа развития профессиональной образовательной организации СПО «Магнитогорский технологический колледж» с 2014 по 2018 гг. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.mtcol.ru/document/doc/prograz.pdf.

8. Вуйлова, М. А. Контроль и оценка знаний и умений обучающихся как фактор повышения эффективности обучения математике [Текст] / М. А. Вуйлова // Инновационное развитие профессионального образования. — 2014. — № 2. — С. 23-26.

For citation: Urvanova, N. A. Model of development of mathematical thinking of students on the lessons of the disciplines of mathematical and natural science cycle [Text] / N. A. Urvanova // Innovative development of vocational education. — 2018. — № 4 (20). — P. 39-45.

MODEL OF DEVELOPMENT OF MATHEMATICAL THINKING OF STUDENTS ON THE LESSONS OF THE DISCIPLINES OF MATHEMATICAL AND NATURAL SCIENCE CYCLE

N. A. Urvanova

The article deals with the problem of the development of mathematical thinking of graduates of the technology college. The author represents the current model of development of mathematical thinking of students in the lessons in mathematical and natural science disciplines.

Key words: mathematical thinking, components of mathematical thinking, development of mathematical thinking, a complex of pedagogical conditions for the development of mathematical thinking, competence-oriented tasks, a model for the development of mathematical thinking.

References

1. Balashko E. N. Pedagogicheskie uslovija razvitija matematicheskogo myshlenija starshih shkol'nikov: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk . Pjatigorsk: FGBOU VPO «Donskoj gosudarstvennyj tehnicheskij universitet», 2015, 25 p. (In Russian)

2. Nagornaja V. O. Razvitie matematicheskogo myshlenija v shkole. Koncept : nauch.-me-tod. jelektron. Zhurnal, 2015, Vol. 21, pp. 76-80, available at: http://e-koncept.ru/2015/45101.htm. (In Russian)

3. Ermakov S. V., Popov A. A., Averkov M. S., Gluhov P. P. Razvitie matematicheskogo myshlenija v praktikah otkrytogo obrazovanija. Moskva: URSS, 2017, 150 p. (In Russian)

4. Urvanova N. A. Razvitie matematicheskogo myshlenija obuchajushhihsja na zanjatijah estest-vennonauchnogo cikla. Extended abstract of master's thesis, 2014, 24 p. (In Russian)

5. Shehonin A. A. Kompetentnostno-orientirovannye zadanija v sisteme vysshego obrazovanija: ucheb. posobie, St. Petersburg: NIU ITMO, 2014, 98 p. (In Russian)

6. Efremova N. F. Kompetentnostno-orientirovannye zadanija : Konstruirovanie i primenenie v uchebnom processe. Moskva: Nacional'noe obrazovanie, 2013, 208 p. (In Russian)

7. Programma razvitija professional'noj obrazovatel'noj organizacii SPO «Magnitogorskij tehno-logicheskij kolledzh» s 2014 po 2018 gg, available at: http://www.mtcol.ru/document/doc/prograz.pdf. (In Russian)

8. Vujlova M. A. Kontrol' i ocenka znanij i umenij obuchajushhihsja kak faktor povyshenija jef-fektivnosti obuchenija matematike. Innovacionnoe razvitie professional'nogo obrazovanija, 2014, no 2, pp. 23-26. (In Russian)

Урванова Наталья Анатольевна, преподава- Urvanova N. A., teacher, Magnitogorsk techno-

тель ГБОУ ПОО «Магнитогорский технологический logical college, Chelyabinsk region, Magnitogorsk,

колледж им. В. П. Омельченко», Челябинская обл., e-mail: urvanova@googlemail.com г. Магнитогорск, e-mail: urvanova@googlemail.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.