ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ
УДК 330.3 ББК 65.01
ЗельднерА.Г. - д.э.н., профессор, Институт экономики РАН ZeldnerA.G. - Dr.Econ.Sci., professor, Institute of Economics of the Russian Academy of Sciences
МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ КАК УСЛОВИЕ СТАНОВЛЕНИЯ ЭФФЕКТИВНЫХ ФЕДЕРАТИВНЫХ ОТНОШЕНИЙ
MODEL OF ECONOMIC DEVELOPMENT AS A CONDITION OF
FORMATION OF EFFECTIVE FEDERAL RELATIONS
В статье предпринята попытка связать наличие федеративной модели развития экономики с региональными проблемами путем становления смешанной экономической системы на базе государственно-частного партнерства.
Ключевые слова: смешанная экономика, государственно-частное партнерство, собственность, эффективность.
The article attempts to link the presence of a federal model of economic development with regional issues through the formation of a mixed economic system on the basis of public-private partnership.
Keywords: mixed economy, public-private partnership, ownership, efficiency.
Формирование эффективного демократического федеративного государства - процесс длительный, требующий учета всей системы общественных отношений, которая во многом определяется моделью развития экономики.
История цивилизации дает массу примеров влияния модели развития на процессы становления эффективной социально-экономической системы, как в условиях наличия природных ресурсов, так и в отсутствии их доминирующего влияния. Много и обратных примеров, когда страны, имеющие все природные ресурсы и обеспеченность трудовыми ресурсами из-за управленческих ошибок в выборе модели развития приводили страну к стагнации, медленно приближая население к черте бедности.
Экономика сырьевого экспортно-ориентированного типа, целенаправленно насаждаемая десятилетиями, закономерно подвела Россию к системному кризису. Все прошедшие годы в условиях высокого профицита бюджета (как следствия конъюнктуры мировых цен на сырье), идеи модернизации, инноваций, структуризации оставались на уровне модернизационно-инновационной демагогии. России так и не удалось провести структурные и институциональные реформы.
В начале второго десятилетия XXI века четко проявилась тенденция стабилизации мировых цен на сырьевые ресурсы, и необходимость смены экспортно-сырьевой модели стала ясной уже и правительству. В этой связи разрабатываются (не подкрепленные финансами) стратегии социально-экономического развития до 2020 г., затем до 2030 г., но время было упущено, и научно-технический прогресс в развитых странах стремительно ушел вперед, оставляя за Россией возможности сборочного цеха с массовым импортом высокотехнологичной продукции и, как ни парадоксально, продовольствия. Все это следствие отставания в развитии инноваций и модернизации производства, системных просчетов в управленческой деятельности, систематическом недофинансировании науки,
формировании сырьевой структуры развития. Управленческие ошибки шокового перехода от плановой к рыночной системе и определяют в конечном итоге деградацию экономики России.
Опыт Китая подтверждает, что находясь на типично социалистической позиции, можно при четко продуманной программе осуществить постепенный (а не шоковый) переход к конвергентному развитию общества, используя лучшие наработки как капиталистической, так и социалистической общественных систем. В результате в Китае с учетом менталитета населения страны формируется социально ориентированная рыночная экономика с элементами планового государственного регулирования. Если ведущие страны мира перешли на смешанную модель развития экономики, и успешно осваивают шестой технологический уклад, опирающийся на новейшую научно-технологическую базу, сложившийся менталитет, и видят будущее в развитии человеческого потенциала, то России еще необходимо пройти постиндустриальный этап развития, не растеряв при этом остатки своего творческого потенциала, и, наконец, обеспечить устойчивый рост экономики и достойный уровень жизни.
В последние годы вследствие резкого падения цен на сырьевые ресурсы, санкций и антисанкций, инфляции в России проявляется тенденция снижения спроса и темпов прироста ВВП. Россия столкнулась с существенным недостатком инвестиций, без которых невозможно обеспечить расширенное воспроизводство в экономике, в конечном счете, ее национальную безопасность.
В этой связи в основе гипотезы построения современной модели на данном этапе развития выступает обеспечение внутреннего потребительского спроса за счет привлечения инвестиций как ключевого элемента модернизации и структуризации. Обеспечение внутреннего спроса возможно за счет приоритетного развития несырьевых отраслей и сфер с высоким мультипликативным эффектом, способных реально подтолкнуть развитие смежный отраслей, малого и среднего бизнеса, максимально задействовать потенциал и возможности регионов. При этом основным источником привлечения инвестиций становится широкое использование механизма государственно-частного партнерства.
Предложенным принципам соответствует модель смешанной экономики. Смешанная экономика - это, по сути, такая экономическая система, к специфике которой относится осуществление воспроизводственного процесса на основе системного подхода, объединяющего интересы общества и государства на базе единства интересов рыночной системы, государственного регулирования и социальной устойчивости. Смешанная экономика - это не только разнообразие структурных элементов, форм и моделей, но и их различная комбинация в принципе обеспечивающая синергетический эффект. Таким образом, формируется смешанная социально-устойчивая экономическая формация, интегрирующая (за счет различных форм и моделей государственно-частного партнерства) предпринимательство с социализацией экономической системы путем соединения личных, общественных и государственных интересов.
Сложившаяся в развитых странах современная модель функционирования смешанной экономики на базе ГЧП не может быть однозначно отнесена к капиталистической, так как не направлена всецело на интересы крупного капитала (исходя хотя бы из того, что почти две трети добавленной стоимости достается представителям наемного труда), скорее это социально-рыночная модель, в основе которой лежит смешанная экономика. Западные экономисты определяют смешанную экономику как превалирующий тип экономической
организации. «Наша экономическая система, считает П.Самуэльсон, - это смешанная система свободного предпринимательства, экономический контроль в которой осуществляется со стороны, как общества, так и частных институтов» [1].
В основе смешанной экономики лежит смешанная собственность, формирующая специфику присвоения, характеризующая и смешение прав собственности. В развитых странах формируется новый социально-ориентированный смешанный тип присвоения. Это происходит при распределении результатов производства, а в целом через перераспределение ВВП путем введения многочисленных обязательных социальных стандартов. В России в процессе приватизации произошла капитализация отношений присвоения, резко выросли доходы от предпринимательства и частных активов, и сократились трудовые доходы населения, изменился в худшую сторону и характер социальных отношений. То есть, по сути, реформирование форм собственности оказалось несостоятельным с позиции формирования рационального присвоения.
Смешанную собственность следует рассматривать в двух плоскостях: как многообразие форм собственности и как взаимопереплетение функционирующих форм, проявляющихся в виде различных модификаций ГЧП. В принципе право собственности в смешанной экономике означает «вторжение в структуру прав собственности госрегулирования и социальных прав, которые реально ограничивают частнособственнический набор правомочий».
В процессе трансформации форм собственности и форм хозяйствования государственная собственность меняет свое экономическое содержание, попадая под систему рыночных методов управления. В свою очередь, частная собственность приобретает различные формы ассоциированной собственности: акционерной, смешанной, собственности различных институтов и фондов. Кроме того, выделяют собственность, находящуюся в перекрестном владении, так называемую рекомбинированную собственность (предприятия объединяются в сеть комбинированной собственности). Возникает необходимость в разработке такой модели хозяйствования, которая бы объединила интересы общества, государства и частного сектора. Этому в значительной мере отвечает смешанная форма регулирования отношений собственности за счет сочетания административных и экономических методов управления.
Смешанная форма собственности — не просто арифметическая сумма правомочий, а система элементов и прав, благодаря которым частичные правомочия собственности могут отпочковываться,
дифференцироваться, комбинироваться и рекомбинироваться. Под рекомбинированной собственностью, по мнению Д. Старка, понимается несовпадение легально закрепленных прав собственности и реального воплощения, размывание механизмов контроля и организационных границ экономического субъекта [2]. Это означает, что помимо легальных обладателей права владения собственностью контроль за функционированием совместных предприятий осуществляют различные смежники, что принципиально в условиях ГЧП.
Старк выделяет три характерные особенности «рекомбинированных форм бизнеса и собственности»: размытость границ частной и общественной собственности; размытость организационных границ предприятий; размытость ограничений, вводимых законодательными принципами. Наиболее сложное в этом процессе — обеспечить правовую основу и экономические стимулы для интеграции ресурсов, используя их рекомбинированные возможности для обеспечения более высокого конечного роста.
Распределение прав собственности, применительно к реалиям России, характеризуется высокой степенью размытости и дифференциации прав между субъектами рыночных отношений. В конечном итоге для обеспечения эффективной системы смешанной экономики важно не соотношение форм собственности, не удельный вес государства и частного сектора в ВВП, основных фондах и численности - важны функции государства, рациональность государственного вмешательства в экономику. По мнению Ф. Бэрдхена, высокое качество государственного вмешательства определяется наличием, во-первых, эффективной системы согласования и агрегирования различных интересов; во-вторых, сильного государства, обеспечивающего необходимые условия для динамичной конкуренции и действующего в тесной связи с рынком; в-третьих, высокой селективностью государственного вмешательства, его направленностью на стратегические сектора, процессы и продукты на различных стадиях развития [3].К важнейшим фактором, определяющим качество и эффективность государственного регулирования, относится, прежде всего, наличие сильной государственной власти в ее разных ветвях: законодательной, исполнительной и судебной, эффективной системы государственных институтов вообще, институтов регулирования, в частности.
Социально-экономическую основу смешанного общества создает разнообразие и взаимодействие различных форм собственности и хозяйствования. И важнейшим способом такого взаимодействия выступает государственно-частное партнерство с его разнообразными формами и существенными потенциальными возможностями. Все это и позволяет определить ГЧП как одно из направлений становления общественных систем смешанного типа. Такое партнерство государства и частного бизнеса за счет использования разнообразных форм, учитывающих конкретную специфику, обеспечивает выбор наиболее эффективных путей использования как государственной, так и частной собственности. По сути, ГЧП выступает альтернативой приватизации (как принятого реформаторами единственного эффективного пути использования собственности), и в этом может проявиться как главное преимущество, так и препятствие для широкого развития этой формы хозяйствования.
Список литературы:
1. Самуэльсон П., Нордхаус В. Экономика. - М., 1999. - С. 80.
2. Старк Д. Рекомбинированная собственность и рождение восточноевропейского капитала. // Вопросы экономики. - 1966. - № 6. - С. 4-25.
3. Государственное регулирование экономики: мировой опыт и реформа в России (теория и практика). - М.: ИЭ РАН, 1996. - С. 46.