УДК 37.015.31
МОДЕЛЬ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРОЦЕДУР ОЦЕНИВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ
О.Е. Костюченкова
Представлена модель психолого-педагогического сопровождения процедур оценивания результатов индивидуальных достижений обучающихся. Определены цели, задачи, принципы, направления деятельности и условия реализации данной модели. Модель представлена в совокупности по всем направлениям деятельности педагога-психолога: психопрофилактики, просвещения, диагностики, коррекционно-развивающем и консультационном.
Ключевые слова: качество образования, психолого-педагогическое сопровождение, процедуры оценивания, модель, индивидуальные достижения обучающихся, психологическая компетентность.
Психолого-педагогическое сопровождение процедур оценивания результатов индивидуальных достижений обучающихся является важным аспектом реализации цели и задач Федерального государственного образовательного стандарта (далее - ФГОС) в области оценки качества образования.
В контексте модернизации современной системы образования вопрос оценки качества выступает важным критерием определения её эффективности.
В ФГОС дано следующее определение понятия качества образования: комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы. [2]
При очевидной необходимости проведения мероприятий оценочного характера (ЕГЭ, ОГЭ, РИКО и др.) остро встаёт вопрос
об организации психолого-педагогического сопровождения процедур оценивания результатов индивидуальных достижений обучающихся, так как сохранение психического здоровья обучающихся выступает как необходимое условие реализации основной образовательной программы ФГОС.
Психолого-педагогическое сопровождение оценочной деятельности - это система профессиональной деятельности педагога - психолога, направленная на создание социально - психологических условий для успешного прохождения процедур оценивания результатов индивидуальных достижений обучающихся и сведения к минимальному показателю психологических затруднений и отклонений в процессе проведения оценочных процедур у всех участников образовательного процесса.
Психолого-педагогическое сопровождение процедур оценивания результатов индивидуальных достижений обучающихся будет проходить более успешно, если разработать модель, в которой обозначены принципы, цель, задачи, основные направления деятельности, а также условия её реализации.
Принципы модели психолого-педагогического сопровождения процедур оценивания результатов индивидуальных достижений обучающихся: [3]
1. Системности - наличие алгоритма деятельности и использование возможностей всех основных направлений работы психолого-педагогического сопровождения процедур оценивания результатов индивидуальных достижений обучающихся.
2. Целостности - необходимость учитывать многомерность личности, как совокупность познавательных, мотивационных, эмоциональных и прочих черт при организации психолого-педагогического сопровождения процедур оценивания индивидуальных достижений обучающихся.
3. Ценности и уникальности личности -признание самоценности и индивидуальности
ребёнка, при которой результаты индивидуальных достижений обучающихся выступают не как самоцель, а как один из факторов развития личности каждого ребёнка.
4. Целесообразности и причинной обусловленности - психологическое воздействие должно быть осознанным и подчинённым его цели, а также направленным на причину явления, а не на его следствия.
5. Своевременности - любое психологическое воздействие должно быть проведено вовремя и в наиболее благоприятных для его эффективности условиях.
Целью модели является содействие в создании благоприятных психологических условий для успешного прохождения процедур оценивания и предупреждения возникновения психологических затруднений у всех участников образовательного процесса.
Для создания модели психолого-педагогического сопровождения деятельности необходимо выделить основные категории участников образовательного процесса, которые участвуют в процедурах оценивания результатов индивидуальных достижений обучающихся:
- обучающиеся;
- педагогические работники;
- родители обучающихся.
Кроме того, стоит понимать, что процедуры оценивания проходят на разных уровнях общего образования (на начальном, основном и среднем) и задачи психолого-педагогического сопровождения будут отличаться в зависимости от возрастных особенностей обучающихся и специфики проведения процедур оценки качества.
Задачами психолого-педагогического сопровождения процедур оценивания результатов индивидуальных достижений обучающихся в начальной школе являются:
- отслеживание динамики показателей результатов индивидуальных достижений обучающихся;
- создание благоприятного психологического климата с целью достижения обучающимися максимально высоких результатов;
- организация специальных условий детям, имеющим проблемы в прохождении процедур оценивания результатов индивидуальных достижений обучающихся.
В основной школе задачами психолого-педагогического сопровождения процедур оценивания результатов индивидуальных достижений обучающихся выступают:
- диагностика обучающихся для выявления психологических особенностей, влияющих на результаты процедур оценивания индивидуальных достижений
- содействие в создании условий, необходимых для успешного прохождения участниками образовательного процесса исследований оценки качества образования;
- выявление основных психологических затруднений с целью дальнейшей коррекционной работы и экспертной деятельности, направленной на выбор наиболее оптимальной траектории психолого-педагогического сопровождения.
В старшей школе задачами психолого-педагогического сопровождения становятся:
- своевременная психологическая помощь обучающимся на всех этапах ОГЭ/ЕГЭ, подготовительном (задолго и накануне проведения экзамена), во время и после процедур оценивания;
- формирование у администрации и педагогов школы психологической компетенции для создания условий, необходимых для достижения обучающимися оптимальных результатов на экзаменах и сохранения психического здоровья;
- создание у родителей представления о наиболее эффективном поведении в семье и способах организации подготовки детей к ЕГЭ и ОГЭ;
- предупреждение возникновения стрессовых состояний и кризисных ситуаций у всех участников образовательного процесса.
Основными направлениями психолого-педагогического сопровождения процедур оценивания результатов индивидуальных достижений обучающихся являются: профилактика, просвещение, диагностика, консультирование, коррекционно-развивающая и экспертная деятельность.
Потенциал возможностей указанных направлений необходимо использовать в организации психолого-педагогического сопровождения процедур оценивания индивидуальных достижений обучающихся.
О.Е. Костюченкова
Профилактическое направление должно включать в себя проведение мероприятий, предупреждающих возникновение трудностей в личностном и интеллектуальном развитии; профилактику явлений дезадаптации у обучающихся в процессе прохождения процедур оценивания (снятие тревожности, мобилизация внутренних ресурсов); обучение психологической саморегуляции; формирование и развитие уверенности в своих силах.
Просвещение, как направление психолого-педагогического сопровождения процедур оценивания результатов индивидуальных достижений обучающихся, реализуется через развитие психологической компетенции всех участников образовательного процесса, через прак-тико-ориентированные формы работы, такие как: постоянно действующий семинар, выступление на родительских собраниях и педагогическом совете, психолого-педагогический лекторий для родителей, семинары, круглые столы по вопросам прохождения процедур оценивания результатов индивидуальных достижений обучающихся.
В рамках диагностического направления необходимо проводить психологическое изучение индивидуальных особенностей развития обучающихся, влияющих на результаты их индивидуальных достижений при проведении процедур оценки качества образования: использование диагностических методик на определение особенностей высшей нервной деятельности и типа темперамента, некоторых черт характера, раннее выявление детей «группы риска», имеющих затруднения в прохождении процедур оценивания для дальнейшего психолого-педагогического сопровождения; определение уровня притязаний (по методике Шварцландера), тревожности (Спилбер-гера-Ханина или Филлипса в зависимости от возраста), мотивации к достижению успеха Т. Элерса, методика «Интеллектуальная лабильность» (12-15 лет) модификации С.Н. Костро-миной. [5]
Консультативное направление предполагает информирование всех участников образовательного процесса по вопросам индивидуальных особенностей развития обучающихся, проблемам процессуального и организационного характера процедур оценивания результатов индивидуальных достижений обучающих-
ся, а также по конкретным вопросам, возникающим в процессе подготовки и прохождения оценочных мероприятий.
Коррекционно-развивающая деятельность представлена совокупностью форм и методов работы, направленных на формирование потребности у обучающихся к освоению эффективных техник развития памяти, внимания, логики, самоорганизации; работы с самооценкой; уровнем притязаний и мотивацией; обучение способам релаксации и снятию физического и эмоционального напряжения; повышение сопротивляемости стрессу; актуализация внутренних ресурсов, а также оказание помощи обучающимся (обучающиеся с ОВЗ и дети «группы риска»), имеющим затруднения в прохождении процедур оценивания, и составление индивидуального маршрута психолого-педагогического сопровождения данной группе детей с целью преодоления возникающих проблем.
Экспертная деятельность представляет собой психологический анализ организации процесса подготовки всех участников образовательного процесса, проведения оценочных мероприятий и полученных результатов, а также выбор наиболее приоритетных направлений организации психолого-педагогического сопровождения процедур оценивания индивидуальных достижений обучающихся, исходя из проведённого анализа. [3]
Опираясь на психолого-педагогические условия реализации основной образовательной программы, представленные во ФГОС, мы можем сформулировать условия психолого-педагогического сопровождения процедур оценивания результатов индивидуальных достижений обучающихся:
- преемственность содержания и форм организации процесса психолого-педагогического сопровождения процедур оценивания индивидуальных достижений обучающихся по отношению к начальной ступени общего образования;
- учет специфики возрастного психофизического развития обучающихся, в том числе, особенности перехода из младшего школьного возраста в подростковый в процессе организации психолого-педагогического сопровождения процедур оценивания результатов индивидуальных достижений обучающихся;
- формирование и развитие психолого-
педагогической компетентности обучающихся, педагогических и руководящих работников, родительской общественности в области процедур оценивания;
- вариативность направлений психолого-педагогического сопровождения процедур оценивания результатов индивидуальных достижений обучающихся (сохранение психологического здоровья обучающихся, дифференциация и индивидуализация психолого-педагогического сопровождения, мониторинг возможностей и способностей обучающихся, влияющих на результаты процедур оценивания индивидуальных достижений, выявление и психолого-педагогическая поддержка одаренных детей, детей с ограниченными возможностями здоровья, имеющими затруднения в прохождении процедур оценивания);
- диверсификацию уровней психолого-педагогического сопровождения процедур оценивания результатов индивидуальных достижений обучающихся (индивидуальный, групповой, уровень класса, уровень учреждения);
- вариативность видов психолого-педагогического сопровождения процедур оценивания результатов индивидуальных достижений (профилактика, диагностика, консультирование, коррекционная работа, развивающая работа, просвещение, экспертиза).
Следует отметить, что психолого-педагогическое сопровождение процедур оценивания результатов индивидуальных достижений обучающихся представляет собой не только совокупность различных методов работы с участниками образовательного процесса, но и выступает как особая культура поддержки и комплексная технология решения задач сопровождения процесса оценочных мероприятий на каждом уровне общего образования.
Список литературы
1. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" N 273-ФЗ от 29 декабря 2012
2. Приказ МОиН РФ от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам -образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего
образования».
3. Возняк, И. В. «Система психологического сопровождения образовательного процесса в условиях введения ФГОС: планирование, документация, мониторинг, учет и отчетность / И. В. Возняк, И. М. Узянова, С. В. Лебедева и др. - Волгоград: Учитель: ИП Гринин Л. Е., 2014. - 235 с.
4. Дубровина, И. В. Психологическая служба в современном образовании: Рабочая книга / И. В. Дубровина. - Спб: Питер, 2008.
5. Колесникова, Г. И. Психодиагностика школьников / Г. И. Колесникова. - Ростов н/Д: Феникс, 2010. - 276 с.
6. Кулагина, И. Ю. Педагогическая психология / И. Ю. Кулагина. - М.: ТЦ «Сфера», 2004.
- 237 с.
References
1. Federal'nyj zakon "Ob obrazovanii v Ros-sijskoj Federacii" N 273-FZ ot 29 dekabrya 2012
2. Prikaz MOiN RF ot 30.08.2013 № 1015 «Ob utverzhdenii Poryadka organizacii i osushchestvleniya obrazovatel'noj deyatel'nosti po osnovnym obshcheobrazovatel'nym programmam
- obrazovatel'nym programmam nachal'nogo ob-shchego, osnovnogo obshchego i srednego ob-shchego obrazovaniya».
3. Voznyak, I. V. «Sistema psihologicheskogo soprovozhdeniya obrazovatel'nogo processa v usloviyah vvedeniya FGOS: planirovanie, doku-mentaciya, monitoring, uchet i otchetnost' / I. V. Voznyak, I. M. Uzyanova, S. V. Lebedeva i dr. -Volgograd: Uchitel': IP Grinin L. E., 2014. - 235 s.
4. Dubrovina, I. V. Psihologicheskaya sluzhba v sovremennom obrazovanii: Rabochaya kniga / I. V. Dubrovina. - Spb: Piter, 2008.
5. Kolesnikova, G. I. Psihodiagnostika shkol'nikov / G. I. Kolesnikova. - Rostov n/D: Feniks, 2010. - 276 s.
6. Kulagina, I. YU. Pedagogicheskaya psi-hologiya / I. YU. Kulagina. - M.: TC «Sfera», 2004.
- 237 s.
Сведения об авторе
Костюченкова Ольга Евгеньевна - кандидат психологических наук, доцент, начальник отдела организации научной деятельности ГБУ ДПО «Региональный центр оценки качества и информатизации образования», г. Челябинск
O.E. KociTOHeHKOBa
Information about author Kostyuchenkova O.E. - Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor, Head of the Department «Organization of scientific activity», Regional center to assessment quality and informatization in education, Chelyabinsk