Научная статья на тему 'МОДЕЛЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПРИГОДНОСТИ К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОПАСНЫХ УСЛОВИЯХ'

МОДЕЛЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПРИГОДНОСТИ К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОПАСНЫХ УСЛОВИЯХ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
153
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕЛЬ ПОВЕДЕНИЯ / СВОЙСТВА ЛИЧНОСТИ / ТЕОРИЯ РАСПОЗНАВАНИЯ ОБРАЗОВ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Подкосов Сергей Викторович, Киселева Елена Александровна

В исследовании использован комплексный математический подход в определении психологической пригодности человека к выполнению деятельности в опасных условиях. На основе вероятностного моделирования теории распознавания образов разработано уравнение множественной регрессии, членами которого стали психологические характеристики личности кандидатов на службу. Определены значения интегрального показателя, указывающие на низкий, средний или высокий уровень психологической пригодности кандидатов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Подкосов Сергей Викторович, Киселева Елена Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL ADAPTABILITY MODEL FOR WORKING IN HAZARDOUS CONDITIONS

The study used an integrated mathematical approach to determine psychological adaptability of a person to perform activities in hazardous conditions. On the basis of probabilistic modeling of pattern recognition theory, a multiple regression equation was developed, psychological traits of applicants for fire service were among terms. The values of an integral indicator showing a low, medium or high level of psychological adaptability of candidates were determined.

Текст научной работы на тему «МОДЕЛЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПРИГОДНОСТИ К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОПАСНЫХ УСЛОВИЯХ»

НАУЧНАЯ СТАТЬЯ / ORIGINAL ARTICLE УДК 316.482

DOI 10.25257/KB.2022.1.10-16

Модель психологической пригодности к деятельности в опасных условиях

Psychological adaptability model for working in hazardous conditions

С. В. ПОДКОСОВ1, Е. А. КИСЕЛЕВА1

1Академия ГПС МЧС России, Москва, Россия

S. V. PODKOSOV1, E. A. KISELEVA1

1State Fire Academy of EMERCOM of Russia, Moscow, Russia

В исследовании использован комплексный математический подход в определении психологической пригодности человека к выполнению деятельности в опасных условиях. На основе вероятностного моделирования теории распознавания образов разработано уравнение множественной регрессии, членами которого стали психологические характеристики личности кандидатов на службу. Определены значения интегрального показателя, указывающие на низкий, средний или высокий уровень психологической пригодности кандидатов.

Ключевые слова: модель поведения, свойства личности, теория распознавания образов

Abstract: The study used an integrated mathematical approach to determine psychological adaptability of a person to perform activities in hazardous conditions. On the basis of probabilistic modeling of pattern recognition theory, a multiple regression equation was developed, psychological traits of applicants for fire service were among terms. The values of an integral indicator showing a low, medium or high level of psychological adaptability of candidates were determined.

Key words: behavior model, personal traits, pattern recognition theory

Профессиональная деятельность специалистов экстремального профиля, к числу которых относятся и сотрудники ФПС ГПС МЧС России, проходит в опасных для жизни и здоровья условиях и характеризуется воздействием значительного числа стрес-согенных факторов [1, 2]. Это предъявляет повышенные требования к психологическим качествам личности, которые оцениваются психологами и психиатрами задолго до начала профессиональной деятельности - на этапе психологического отбора на службу (или на учебу). Проблема оценки этих качеств личности является профессионально значимой для МЧС России, от ее решения зависит не только эффективность деятельности сотрудников, но и спасение жизни пострадавших. В целом, оценка профессиональной пригодности относится к числу приоритетных задач не только при процедуре отбора, а также в условиях профессиональной, психологической и оперативно-технической подготовки специалистов экстремального профиля.

Несмотря на определенную проработанность теоретических и практических вопросов психологического обеспечения профессиональной деятельности специалистов экстремального профиля [1], психологические корреляты профессиональной пригодности к деятельности в экстремальных условиях требуют более глубокого и систематизированного дальнейшего изучения.

Что такое пригодность к деятельности в экстремальных условиях? Под психологической пригодностью к выполнению конкретного вида деятельности понимают динамическое сочетание различных качеств личности, обеспечивающих успешное и эффективное осуществление профессиональной деятельности [3]. Успешная практическая деятельность специалистов экстремального профиля предполагает наличие у субъектов определенной профессиональной пригодности к ее осуществлению. В ее структуру входят следующие группы свойств: квалификационные (знания, умения, навыки) и психологические - традиционно обозначаемые как профессионально важные качества (ПВК). На этапе психологического отбора именно на оценке ПВК настаивают психодиагносты, прогнозируя у кандидатов на службу оптимальный уровень психологической пригодности будущих сотрудников.

В настоящее время отмечается детерминированность успешной профессиональной деятельности личностными свойствами субъекта. В данном исследовании используется весомый комплексный подход, обосновывающий целесообразность выделения не отдельных качеств личности, а их совокупность, интеграцию, которая и детерминирует результативные факторы деятельности человека и его личностный паттерн [4]. При этом под психологической пригодностью понимается система квалитативных и квалиметрических характеристик человека, которые в процессе профессионального психологического отбора могут быть выявлены с определенным весовым показателем, определяющим в конечном счете успешность профессиональной деятельности субъекта.

В истории науки комплексный подход был отражен в ряде конкретных теорий (Гилфорда, Торндайка и других авторов), но вопрос о четкой детерминации профессиональной пригодности человека не был решен окончательно. Можно сказать, что в условиях жестко регламентированной деятельности наиболее полная модель профессиональной пригодности (описание

совокупности мотивов, смысловых образований, ценностных ориентаций и целого ряда личностных конструктов) кандидатов на службу в силовую структуру была разработана с позиций научной школы российского ученого Б. Г. Бовина и его учеников [5]. По сути, это самостоятельная научно-методологическая школа в прикладной психологии, профессиональный коллектив которой более трех десятилетий назад осуществил настоящий прорыв в психодиагностике, до настоящего времени не оцененный должным образом ни в ведомственной, ни в гражданской науке.

Среди многочисленных методов психологических измерений автор применил стандартизированный метод исследования личности (СМИЛ, модификация американского теста ММР1), использовав 198 дополнительных шкал, а также некоторые уникальные психофизиологические методики. Оценивались такие характеристики, как социально-экономический статус, склонность к симуляции или диссимуляции при проведении тестирования, мыслительные способности и способности к обучению, адаптивность к трудным условиям, характер контакта с реальностью, тревожность, уровень враждебности к окружающему миру, склонность к психотическому или невротическому типу реагирования, возбудимость, эмоциональный контроль, социально-ролевой статус личности, склонность к девиациям и другие качества личности, имеющие отношение к психологической пригодности к деятельности в системе силового ведомства.

В данном исследовании авторы пошли по пути, предложенному школой Б. Г. Бовина. Был использован метод расчета психодиагностической модели, разработанный доктором биологических наук, профессором, академиком РАЕН А. Н. Лебедевым. В качестве выборочной совокупности лиц выступили кандидаты на службу в подразделения системы МЧС России. Для распознавания фактора «уровень профессионализма» использовался релевантный банк психологических тестов и аппаратурных

методик (тест волевого самоконтроля, локус субъективного контроля, цветовой тест Лю-шера, тест интеллекта КОТ, СМИЛ в полной версии - 566 утверждений, активациометр Ю. А. Цагарелли для системной психодиагностики личности). Результаты методик вошли в распознающее уравнение, но многие получили значимую корреляцию с уровнем профессионализма. Следует выделить несколько основных и дополнительных шкал СМИЛ и коэффициент выносливости Кваса, которые внесли наибольший вклад в распознавание фактора профессионализма.

Задача определения критерия психологической пригодности с использованием основных и дополнительных шкал СМИЛ и некоторых психофизиологических характеристик была решена с помощью вероятностной модели теории распознавания образов. Эта модель представляет собой уравнение множественной регрессии, полученное в результате последователь-но-дискриминантного анализа. Членами уравнения являются результаты по основным и дополнительным шкалам СМИЛ, коэффициент выносливости Кваса, уровень волевого самоконтроля и другие результаты аппаратурных измерений.

Заданным «образом», требующим распознавания, явились подвергнутые факторному анализу экспертные оценки на сотрудников: с помощью независимых измерений определялся внешний критерий, оценивающий профессиональную успешность сотрудника. В качестве внешнего критерия -«образа» - использовался основной фактор, полученный в результате факторного анализа и названный «уровень профессионализма» В его содержание вошли такие высоко коррелирующие между собой экспертные характеристики, как профессиональные знания, умение быстро принять решение, «чувство локтя», мобильность, способность к длительным нагрузкам, сообразительность, увлеченность, правдивость, надежность, активность, уверенность в себе, положительное отношение к работе, хорошая перспектива по службе. Это положительный полюс

фактора профессионализма. Низкий уровень фактора характеризовался противоположными поведенческими характеристиками: плохое знание дела, неумение работать с людьми, неспособность к работе, несообразительность, равнодушность, лживость, ненадежность, пассивность, неуверенность в себе, негативное отношение к работе, наличие плохих перспектив в служебной карьере.

Уровень фактора распознавался с помощью следующей психодиагностической модели:

D = 0,66^ + 0,032Ра + 0,01^ + 2,l98Cs + + 0,314УФАП - 0,111КВ + 0,119ВСК.

Дадим определение составляющим модели.

В - распознающий интегральный показатель, являющийся отражением взаимодействия различных психологических качеств личности, способствующих или препятствующих профессиональному развитию. Его величина определяется входящими в уравнение параметрами. Чем выше значение D, тем выше оценка уровня профессиональной пригодности.

Pd - 4 шкала импульсивности в тесте СМИЛ (мобильность поведения). В качестве ведущей в профиле, расположенном в рамках нормативного разброса, она выявляет активную личностную позицию, высокую поисковую активность, в структуре мотивационной направленности - преобладание мотивации достижения, уверенность и быстроту в принятии решений. Мотив достижения успеха здесь тесно связан с волей к реализации сильных желаний, как сознательных, так и бессознательных. Чем более зрелая перед нами личность, чем больше довлеют над человеком нормы поведения, привитые воспитанием, тем ниже риск проявления спонтанной активности, направленной на реализацию сиюминутных побуждений, вопреки здравому смыслу и интересам окружающего социума. При объективных показателях, свидетельствующих о наличии достаточно высокого интеллекта, данный

эмоциональный паттерн выявляет интуитивный, эвристический стиль мышления. Шкала свидетельствует о сложности внутреннего мира человека, о неоднозначности выводов при анализе полученного пика по ней. Однако в целом данная шкала не может не быть связана с экстремальной деятельностью, так как характеризует такие свойства личности, как мобильность, быстроту принятия решений, склонность к риску, высокий уровень притязаний, устойчивость которого имеет выраженную зависимость от сиюминутных побуждений и внешних влияний, успешности предпринятых действий. Именно средние значения данной шкалы допускают значимый контроль интеллекта, действенный, стеничный тип поведения в стрессе, решительность, мужественность. Лица данного типа плохо переносят однообразие, моно-тония нагоняет на них сонливость, стереотипный тип деятельности - скуку. Интерес к видам деятельности с выраженной активностью (смолоду - физической, с годами -социальной), любовь к высоким скоростям, а в связи с этим - к движущейся технике, стремление к выбору работы, позволяющей проявлять больше самостоятельности, где можно найти применение доминантным чертам характера. Доминантность в данном контексте не обязательно означает наличие лидерских способностей. Здесь речь идет в основном о низкой подчиняемости и подчеркнутой независимости в отличие от лидирования, которое предусматривает склонность к организаторским функциям, умение заразить окружающих своими идеями и повести их за собой. В целом же личности, у которых 4 шкала определяет ведущую тенденцию, способны не только активно реализовать свою собственную судьбу, но и влиять на судьбы других людей.

Ра - 6 шкала ригидности по СМИЛ. Показывает устойчивость интересов, упорство, стеничность установок, активность позиции, практичность и реалистичность поведенческого паттерна. Лица с ведущей 6 шкалой в профиле проявляют любовь к порядку, четкой организации рабочего времени,

системности действий в различных ситу-циях - как рабочих, так и общежитейских, прямолинейность, рациональность склада ума. К сожалению, такие люди имеют недостаточную гибкость, что может проявляться в определенных межличностных ситуациях взаимодействия. Но они точны, конкретны, имеют четкую определенность поставленных целей, очень аккуратны и ценят аккуратность окружающих их людей. Такое их качество как соревновательность иногда может переходить в соперничество, и тогда возможна реакция по внешнеобвиняющему типу, когда человек дает волю своему гневу, проявляя его в том или ином виде. Высокая эмоциональная захваченность доминирующей идеей, способность «заражать» своей увлеченностью других и выраженная склонность к планомерности действий являются фундаментом для формирования лидерских черт, особенно при хорошем интеллекте и высоком профессионализме.

81 - о шкала (шкала интроверсии) сдерживает стеничность и агрессивность 4 шкалы, а также ригидность 6 шкалы СМИЛ. Она выявляет большую обращенность интересов в мир внутренних переживаний как константное свойство личности (интровер-тированность) при повышенных и высоких показателях 0 шкалы в коридоре нормальных значений. Повышение о шкалы отражает немногословность, замкнутость, «неком-панейность» человека. Это свидетельство не внутренней дисгармонии, а стремление к избеганию конфликтов ценою значительного сужения сферы межличностных контактов. В профессии пожарного - это позиция человека, который знает цену жизни. И лишние разговоры при этом - свидетельство неуважения к переживаниям утраты, пусть даже и у чужих людей. Атрибуты такого поведения могут быть связаны с ригидными установками личности, субъективной оценкой ситуации, а также чувством неблагополучия и неудовольствия. Со многим соглашаясь и не споря, на деле такие люди мало податливы внешнему воздействию. Но при противоречивости сочетания

4 и о шкал, они часто становятся лидерами, которые хладнокровно принимают непростые решения, умеют настоять на своей точке зрения и сформировать устойчивое межличностное взаимодействие в микроколлективе, основанное на четком понимании целей выполняемой работы.

Сб - дополнительная шкала СМИЛ (№ 38), входящая в приложение к руководству по ММР1, и имеющая название «Адвокатский тип личности». Данная шкала отражает особенность такого свойства личности, суть которого определяется понятиями дисциплинированности, сдержанности в выражении своих чувств и эмоций, рациональном поведении, установкой на регламентацию и жесткие ограничения в профессиональной деятельности. Такие люди, в первую очередь, руководствуются долгом, что требует от них самоотдачи в вопросах выполнения своих профессиональных обязанностей. Их главная обязанность - помогать другим, и они это делают на основе нравственности и принципиальности, как и должны поступать специалисты помогающих профессий. У них развита воля, поэтому их можно охарактеризовать как целеустремленных, настойчивых, решительных, организованных и активных людей. Что касается интеллектуальных черт характера, то к ним относятся: сообразительность, наблюдательность, любознательность, находчивость. Кроме того, такие люди силой своего авторитета не допускают конфликты и распри в коллективе, не поддаются на эмоциональные провокации со стороны демонстративных спорщиков, способны сглаживать противоречия в группе, находить компромиссное решение между разнонаправленными тенденциями в процессе общения членов этого коллектива.

УФАП - устойчивость функциональной асимметрии полушарий и мышления, диагностически выявленная на активациометре и показывающая уровень надежности человека в экстремальной ситуации. Аппаратур-но-программный комплекс Активациометр АЦ-6К предназначен для психологической

диагностики и психокоррекции. Работает в частично диалоговом режиме с персональным компьютером. Прибор разработан доктором психологических наук Ю. Цагарел-ли. Устройство помогает диагностировать психофизиологические свойства нервной системы, активацию и функциональную асимметрию мозга, различные виды психических реакций, совместимость между людьми на физиологическом уровне и т. д. Всего активациометр выдаёт около 100 психологических методик, выраженных в цифровых значениях.

В данном случае в уравнение вошел показатель устойчивости функциональной асимметрии полушарий и мышления человека. При этом устойчивость мышления необходима не только для руководителей различного уровня, но и для исполнителей наравне с устойчивостью психомоторной деятельности. Экстремальная ситуация «ломает» привычные для исполнителя алгоритмы действий, заставляет постоянно переосмысливать изменение ситуации, принимать ответственные решения относительно своих действий. От того, насколько развита устойчивость мышления, зависит адекватность и эффективность исполнительных действий. Если мышление неустойчиво, то любая «ломка» алгоритма в случае возникновения экстремальной ситуации приводит к краху деятельности. Устойчивость мышления компенсирует для исполнителей «ломку» алгоритма действий и ведет к поведению, адекватному возникшей ситуации.

КВ - коэффициент выносливости, то есть способности выполнять какую-либо напряженную работу (требующую повышенной затраты энергии) в течение длительного периода времени. Коэффициент выносливости определяется при анализе состояния сердечно-сосудистой системы. Вычисляется по формуле Кваса. В норме КВ равен 16. Увеличение этого показателя свидетельствует об ослаблении деятельности сердечно-сосудистой системы, уменьшение - о ее утомлении (но не у людей, постоянно тренирующих свое тело). В нашем случае мы говорим

о выносливости специальной, подразумевая, что она коррелирует со здоровьем всех органов человека и косвенно мы можем анализировать состояние общей выносливости, обусловливающей работоспособность в целом. Выполняющие в напряженном режиме свои профессиональные действия специалисты экстремального профиля уже имеют достаточно высокую тренированность, приобретенную на основе повышенных требований к организму. Если же ее систематически развивать, сочетая правильно подобранный тренировочный план с ресурсами для восстановления, это позволит добиться существенных результатов в повышении выносливости человека.

ВСК - показатель волевого самоконтроля по тесту А. В. Зверькова и Е. В. Эйдмана. Определяет меру овладения собственным поведением в различных ситуациях, способность сознательно управлять своими действиями, состояниями и побуждениями, общую тенденцию к адаптивному поведению. Выраженность таких свойств характера, как настойчивость и самообладание, независимость и самостоятельность. Такие люди обладают зрелостью психологических установок, активной позицией, спокойствием, уверенностью в себе, устойчивостью намерений, развитым чувством собственного долга. Как правило, они хорошо рефлексируют личные мотивы, планомерно реализуют возникшие намерения, умеют распределять усилия и способны контролировать свои поступки, обладают выраженной социально-позитивной направленностью. Шкалы теста показывают сформированность личностной позиции уважения социальных норм, норм морали и этики. Кроме того, они показывают насколько последовательным и достаточно выраженным представляется фон активности и работоспособности такого человека, насколько сформировано его самообладание и произвольный контроль эмоциональных реакций и состояний.

Опишем психологическое содержание разработанной модели. Психологически пригодными к деятельности в опасных

условиях могут быть кандидаты со следующими характеристиками личности:

- упорство, устойчивость интересов, сте-ничность установок, активность позиции, практичность и реалистичность поведенческого паттерна (коридор нормы по базисной шкале Pd теста СМИЛ);

- высокий уровень импульсивности, мобильности, стеничности личностных характеристик (коридор нормы по базисной шкале Ра теста СМИЛ);

- интровертированность личности, склонность к сглаживанию конфликтов, ограничение широких межличностных контактов (коридор нормы по базисной шкале Si теста СМИЛ);

- «адвокатский тип личности» (высокие значения Cs по дополнительной шкале № 38 теста СМИЛ);

- устойчивость функциональной асимметрии полушарий и мышления, показывающая уровень надежности человека в экстремальной ситуации (высокие значения УФАП при аппаратурной диагностике на ак-тивациометре);

- нормативные значения коэффициента Кваса - показателя выносливости человека (от 12 до 16 единиц при условии постоянной тренированности организма и устойчивости к физическим нагрузкам);

- высокие показатели волевого самоконтроля человека (высокие значения шкал ВСК по одноименному тесту).

Значения показателя представлены в специальных таблицах и не вошли в анализ материала в данной статье. С ними можно ознакомиться с разрешения руководства кафедры кадрового, правового и психологического обеспечения Академии ГПС МЧС России. Исследование длилось более десяти лет, частные результаты представляют собой уникальные данные, которые позволят значительно упростить и объективировать процедуру профессионального психологического отбора в силовые структуры. Цель исследования достигнута -разработана квалитативная и квалиметричес-кая модель профессиональной пригодности к деятельности в опасных условиях.

ЛИТЕРАТУРА

1. Психология экстремальных ситуаций для пожарных и спасателей / Под ред. Ю. С. Шойгу. М., 2007. 319 с.

2. Шойгу С. К., Фалеев М. И., Кириллов Г. Н. [и др.]. Учебник спасателя / Под общ. ред. Ю. Л. Воробьева. 2-е изд., перераб. и доп. Краснодар: Сов. Кубань, 2002. 528 с.

3. Антипов В. В. Психологическая адаптация к экстремальным ситуациям. М.: Владос, 2002. 176 с.

4. Смирнов В. Н. Психология управления персоналом в экстремальных условиях. М.: Издательский центр «Академия», 2007. 256 с.

5. Основные виды деятельности и психологическая пригодность к службе в системе органов внутренних дел / Под ред. Б. Г. Бовина, Н. И. Мягких. М., 1997. 344 с.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ

Сергей Викторович ПОДКОСОВ Заместитель начальника Академии по служебно-боевой подготовке,

Академия ГПС МЧС России, Москва, Российская Федерация ОРСЮ: 0000-0002-9723-6364 sergej.podkosov@yandex.ru

Елена Александровна КИСЕЛЕВАй Профессор кафедры кадрового, правового и психологического обеспечения Академия ГПС МЧС России, Москва, Российская Федерация БР!Ч-код: 9012-1622 Ди^огЮ: 126674 ОРСЮ: 0000-0002-3042-5814 н61105@таП.ги

Поступила в редакцию 21.03.2022 Принята к публикации 25.03.2022

Для цитирования:

Подкосов С. В., Киселева Е. А. Модель психологической пригодности к деятельности в опасных условиях // Культура и безопасность. 2022. № 1. С. 10-16. 00!:10.25257/КБ.2022.1.10-16

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR

Sergey V. PODKOSOV

Deputy Chief of the Academy for service and combat training State Fire Academy of EMERCOM of Russia, Moscow, Russian Federation ORCID: 0000-0002-9723-6364 sergej.podkosov@yandex.ru

Elena A. KISELEVAH

Professor of personnel, legal and psychological support department

State Fire Academy of EMERCOM of Russia,

Moscow, Russian Federation

SPIN-Kog: 9012-1622

AuthorlD: 126674

ORCID: 0000-0002-3042-5814

H61105@mail.ru

Received 21.03.2022 Accepted 25.03.2022

For citation:

PodkosovS. V., KiselevaE. A. Psychological adaptability model for working in hazardous conditions. Kultura i bezopasnost (Culture and safety). 2022, no.1, pp. 10-16. DOI:10.25257/KB.2022.1.10-16

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.