Научная статья на тему 'Соответствие личностных особенностей выпускников вузов Государственной противопожарной службы МЧС России профессиограммам основных должностей пожарной охраны'

Соответствие личностных особенностей выпускников вузов Государственной противопожарной службы МЧС России профессиограммам основных должностей пожарной охраны Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
482
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫЕ КАЧЕСТВА / ПРОФЕССИОГРАММА / ПСИХОГРАММА / PROFESSIONAL FEATURES / EMPLOYEE / PSYCHOGRAM

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Shlenkov Alexey Vladimirovich

Professional activity of fire services workers is connected with physical as well as emotional hard loads. One of the ways of raising efficiency of activity is consideration of individual peculiarities of employees and definition of their conformity to professional requirements. That is why problem of finding out a degree of conforming personal features of graduates is quite actual and should be appropriate to posts they have been trained for at Fire Services institutes of higher learning.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Соответствие личностных особенностей выпускников вузов Государственной противопожарной службы МЧС России профессиограммам основных должностей пожарной охраны»

СООТВЕТСТВИЕ ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ВЫПУСКНИКОВ ВУЗОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ СЛУЖБЫ МЧС

РОССИИ ПРОФЕССИОГРАММАМ ОСНОВНЫХ ДОЛЖНОСТЕЙ ПОЖАРНОЙ ОХРАНЫ

Алексей Владимирович Шлепков, кандидат психологических наук, доцент, Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России

Аннотация

Профессиональная деятельность сотрудников противопожарной службы сопряжена с большими нагрузками, как в физической, так и в эмоциональной сфере. Одним из способов повышения эффективности деятельности является учет индивидуальных особенностей сотрудников и определение степени их соответствия профессиональным требованиям. Поэтому актуальной является проблема выявления степени соответствия личностных особенностей выпускников вузов ГПС (Государственной противопожарной службы) МЧС России (в частности, Санкт-Петербургского университета ГПС МЧС России) профессиограммам тех должностей, по которым ведется подготовка в вузах противопожарной службы.

Ключевые слова: профессионально важные качества, профессиограмма, психограмма.

PERSONAL FEATURES OF CADETS STATE UNIVERSITY OF FIRE SERVICE OF EMERCOM OF RUSSIA AND THEIR CORRESPONDENCE WITH FIRE

OFFICER’S EMPLOYEE

Alexey Vladimirovich Shlenkov, candidate of psychological sciences, senior lecturer, Saint-Petersburg State University of Fire Service of EMERCOM of Russia

Abstract

Professional activity of fire services workers is connected with physical as well as emotional hard loads. One of the ways of raising efficiency of activity is consideration of individual peculiarities of employees and definition of their conformity to professional requirements.

That is why problem of finding out a degree of conforming personal features of graduates is quite actual and should be appropriate to posts they have been trained for at Fire Services institutes of higher learning.

Key words: professional features, employee, psychogram.

Проблеме исследования профессионально важных психологических качеств специалистов пожарной охраны посвящена работа М.И. Марьина [4]. Автор сформулировал психологические требования, необходимые для специалистов двух основных должностей: начальника караула (чья профессиональная деятельность непосредственно связана с пожаротушением, следовательно, экстремальными условиями труда) и инспектора Государственной противопожарной службы (деятельность которого направлена на профилактику возникновения пожароопасных ситуаций).

Как подчеркивает М.И. Марьин, существующее положение профессиональной деятельности позволяет отнести сотрудников ГПС, преяеде всего, оперативных пожарных и специализированных подразделений по уровню производственного травматизма и частоте смертельных исходов к группам высокого профессионального риска [4].

Помимо профессионально важных качеств, описанных М.И. Марьиным, авторскому коллективу удалось сформулировать ряд личностных психофизиологических требований к профессиям пожарных и спасателей [6]. Считаем, что большинство из описанных ниже качеств личности являются составляющими психограммы начальника караула, поскольку их деятельность, наряду с пожарными и спасателями, определяется теми же условиями экстремальной ситуации. Итак, профессионально важными являются следующие свойства и качества личности:

1. Свойства восприятия: устойчивость функций анализаторов и качества восприятия (зрительного, слухового, тактильного, восприятия формы, размеров, удаленности, скорости) [3].

2. Особенности высших психических функций: хорошо развитое пространст-

венное мышление, значительный объем внимания, способность быстрого переключения и распределения внимания в условиях отвлекающих воздействий и дефицита времени; способность быстро ориентироваться в новой незнакомой обстановке, оценивать степень важности поступающей информации.

3. Психомоторные свойства и физические качества: физическая выносливость, устойчивость к физической усталости; хорошая координация движений, высокие возможности как максимальной силы, так и силовой выносливости.

4. Личностные особенности: высокий уровень субъективного контроля, эмоциональная стабильность, толерантность к стрессу и фрустрации; средний уровень личностной и ситуативной тревожности; стеничность реакций на сложности и опасность; умеренная склонность к риску; уверенность в себе.

5. Социально-психологические качества: умение работать в команде, хорошие коммуникативные способности [1,6].

Дополняет список профессионально важных качеств начальника караула работа В.И. Дутова и И.Г. Чурсина [2]. Авторы выделяют четыре группы значимости навыков и способностей, необходимых для успешной профессиональной деятельности сотрудников ГПС МЧС России, чья деятельность непосредственно связана с пожаротушением. К абсолютно значимым навыкам автор относит технические знания. К наиболее значимым - лидерство, способность к организации и планированию своей деятельности, восприятие и анализ, принятие решений, решительность, толерантность к стрессу и адаптивность. Весьма значимыми навыками, по мнению автора, являются: межличностные навыки, вербальная коммуникация. Значимые навыки - это навыки сбора информации и индивидуальные рабочие особенности.

Профессиограмме инспектора ГПС МЧС России в литературе уделено меньше внимания. Можно предположить, что данный факт связан с отсутствием экстремальной составляющей профессиональной деятельности инспектора. Деятельность инспектора Государственной противопожарной службы относится к профилактической. Соответственно, психологические требования к профессии не являются столь жесткими, как для специалиста, задействованного непосредственно в пожаротушении.

Профессионально важные качества, необходимые в деятельности инспекторов ГПС МЧС России, распределяются в следующем порядке по степени их значимости: профессиональная наблюдательность, умение вести беседу, спор, диалог; способность аргументировать, доказывать свою точку зрения, умение связно и логично излагать свои мысли в развернутой форме, уверенность в себе;

уравновешенность, самообладание при конфликтах; умение доходчиво довести до слушателя свои мысли и намерения, умение вести деловые переговоры, способность к разрешению проблем.

умение давать четкие, ясные формулировки при сжатом изложении мысли, способность располагать к себе людей.

Изучение мотивационной сферы инспекторов показало преобладание мотива общения и общей активности над всеми остальными [4].

Таким образом, можно сделать вывод о том, что для успешной профессиональной деятельности инспектора ГПС МЧС России, в первую очередь, необходимы развитые коммуникативные качества, способность к урегулированию конфликтных ситуаций и наблюдательность.

Для начальника караула ведущими являются волевые качества, решительность, уверенность в себе, стабильность психических реакций, эмоциональная устойчивость к риску, высокая степень саморегуляции, лидерские способности, наблюдательность, способность проанализировав обстановку за короткие сроки, принять верное решение.

Объединяют две профессиограммы такие качества, как активность и развитая коммуникативная сфера.

Для того чтобы описать ведущие черты личности пятикурсника Санкт-Петербургского университета ГПС МЧС России и сравнить полученные данные с тре-

бованиями к профессионально важным качествам сотрудников ГПС МЧС России, нами были проанализированы результаты тестирования 192 слушателей университета 2008 года выпуска.

Для составления психологического портрета выпускника были использованы две психодиагностические методики: «Методика многостороннего исследования личности» (ММИЛ), адаптированная Березиным Ф.Б., Мирошниковым М.П. и Рожанцом Р.В., направленная на изучение личностных особенностей испытуемых, и «Краткий ориентировочный тест» (КОТ), предназначенный для оценки как интегрального показателя интеллекта, так и интеллектуальных особенностей, анкета выпускника с вопросником, рассматривающим профессионально важные психологические качества [5, 8].

Приведем данные, полученные в результате использования ММИЛа. Оценочные шкалы Ь, Б, К, направленные на исследование отношения испытуемых к тестированию, позволили судить о достоверности результатов исследования. Выявлено, что преимущественное число слушателей имеют достоверные профили личности.

Преимущественное большинство слушателей не отличаются повышенным вниманием к состоянию своего физического здоровья, озабоченностью своим физическим состоянием и склонностью к жалобам на состояние здоровья (это можно объяснить возрастом испытуемых - молодые люди, только что закончившие вуз).

В основном выпускники 2008 года характеризуются низким уровнем пессимистичности. Полученные данные свидетельствуют о преобладании у слушателей таких черт, как активность, общительность, энергичность, бодрость, уверенность в себе, самоуважение.

Умеренная эмоциональная лабильность, так же как и импульсивность, характеризуются средней склонностью к риску, способностью принимать обдуманные решения в экстремальных ситуациях. У выпускников отсутствует выраженная агрессивность, возбудимость, направленность на асоциальные поступки.

В деятельности превалирует демонстрация мужественного стиля жизни: силы, выносливости. Помимо этого, для большинства выпускников характерна достаточная решительность, предприимчивость, стремление к преодолению препятствий, низкая чувствительность к эстетическим тонкостям и оттенкам отношений, доминантность и склонность к соперничеству, отсутствие выраженной склонности к рефлексии. Соответственно, в основном для респондентов характерна решительность, гибкость поведения, низкая тревожность и уверенность при принятии решения. Также для выпускников характерен оптимизм, уверенность в себе, пренебрежение к трудностям и отсутствие склонности к серьезному углублению в сложные проблемы. Повышенное настроение, большое количество и легкость возникновения планов и идей (в сочетании с быстрой отвлекаемостью), разнообразие интересов часто приводит к переоценке своих возможностей, преобладанию мотивации на достижение, но и в то же время маловероятно состояние фрустрации.

В общении: стремятся к многочисленным межличностным контактам, испытывают интерес к людям, имеют развитые навыки общения. Зачастую их сфера общения носит слишком мимолетный и поверхностный характер.

Таким образом, можно сделать вывод об усредненном профиле пятикурсника: активен, уверен в себе, оптимистичен, низко тревожен, способен к самоконтролю, не отличается повышенным вниманием к состоянию своего физического здоровья, общителен, энергичен. К недостаткам ведущих черт можно отнести недостаточную вдумчивость при решении возникающих жизненных проблем (высокие показатели по 9 шкале), чрезмерную общительность (низкие показатели по 0 шкале), зачастую отсутствие чуткости и склонности к рефлексии (низкие показатели по 5 шкале). Более точная интерпретация затруднена, поскольку речь идет об усредненных данных по выборке. В целом можно сделать вывод о том, что большинство выявленных личностных черт выпускников соответствуют требованиям к основным специальностям сотрудников ГПС МЧС России (как начальника караула, так и инспектора ГПС МЧС России).

Интересен опыт, полученный на базе Главного центра психологической диагностики МВД России (выборка 2,5 тыс. человек за 2002 год). Был построен усредненный профиль личности кандидата на службу среди мужчин старше 18 лет. Ведущими являются 9, 8, 4 шкалы, расположенные в пределах нормы. Это сочетание отражает активность позиции, позитивную самооценку, высокую мотивацию достижения, ориентированную на моторную подвижность. При этом поступки лиц с данным типом профиля могут носить непредсказуемый характер. Своеобразие взглядов и поведения, которые обычно присущи данному сочетанию шкал, можно интерпретировать как проявление эмоциональной незрелости у большинства исследуемых кандидатов или наличие умеренной дезадаптации.

В заключение следует обратиться к основным результатам, полученным по интеллектуальной методике КОТ. Как уже было отмечено выше, тест позволяет не только выявить интегральный показатель интеллектуального развития, но и изучить особенности различных показателей интеллектуальной сферы. Обратимся к описанию выраженности показателей.

Интегральный показатель. Большинство пятикурсников имеют интегральные показатели интеллектуального развития в пределах от средних до высоких значений. Средний уровень свидетельствует о способности справляться с профессиональными задачами. Данные слушатели отличаются средним уровнем интеллектуальной продуктивности и темпом умственных процессов, обладают достаточной рассудительностью и сообразительностью. Высокий интегральный показатель позволяет успешно справляться с профессиональной деятельностью. Характерен повышенный темп умственных процессов, выраженная интеллектуальная продуктивность при решении профессиональных задач.

Способность к обобщению и анализу информации. В основном были получены средние показатели. По интерпретации Н.И. Мягких [5], респонденты данной группы способны делать правильные выводы и принимать целесообразные решения при наличии высокой мотивации.

Пространственное мышление. Преимущественное большинство слушателей имеют высокие показатели пространственного мышления. Соответственно, они умеют хорошо сопоставлять и реконструировать в уме геометрические фигуры, решать задачи, связанные с пространственным восприятием объектов.

Отсутствие эмоциональной деструкции. Преимущественный диапазон баллов -от средних до высоких значений. Средние показатели свидетельствуют о том, что выпускники обладают средним уровнем отвлекаемости и продуктивности при решении интеллектуальных задач в ситуации повышенного эмоционального напряжения. Выпускники с высокими показателями в стрессовой ситуации работают сосредоточенно, не отвлекаясь, повышенное уровня эмоционального напряжения не влияет на их продуктивность при решении задач интеллектуального плана.

Гибкость мыслительных процессов. Значения по данному показателю варьируют в основном от средних до высоких. Средние значения свидетельствуют о среднем развитии способности к поиску наилучшего варианта решения поставленной задачи. При необходимости выпускники со средними показателями способны изменить тактику. Высокие показатели следует интерпретировать как повышенную гибкость, способность выбирать, строить оптимальные стратегии решения профессиональных задач, легко переключаться с одной задачи на другую.

Внимание. Преимущественное большинство показало средние способности к произвольному вниманию. Соответственно, большая часть пятикурсников периодически могут допускать ошибки при работе с документами, текстами или цифрами.

В целом, обобщая результаты по интеллектуальной методике, можно заключить: слушатели обладают достаточно высокими интегральными показателями интеллекта (оценка показателей производилась по нормам для людей с высшим образованием), у преимущественного большинства респондентов выявлены высокие показатели

пространственного мышления и гибкости мыслительных процессов. Важным для выпускников является высоко развитая способность сосредоточенно и продуктивно работать в состоянии повышенного эмоционального напряжения. Однако выявлено, что у значительной части выпускников в средней степени развиты способности к обобщению и анализу информации, что зачастую может приводить к принятию неверных решений в условиях недостатка информации, ограниченного времени. Также невысоки показатели произвольного внимания, что может влиять на качество работы с документами (является профессионально важным качеством инспекторов ГПС МЧС России).

В заключение можно представить следующий усредненный психологический портрет пятикурсника - выпускника 2008 года: активен, уверен в себе, энергичен, оптимистичен, низко тревожен, обладает положительной самооценкой, выражена мотивация на достижение, способен к самоконтролю, не отличается повышенным вниманием к состоянию своего физического здоровья, общителен. При этом порой недостаточно вдумчив при решении возникающих жизненных проблем, может проявлять чрезмерную общительность и поверхностность в контактах. Обладает достаточно высоким интеллектом, развитым пространственным мышлением, способностью выбирать оптимальные стратегии решения профессиональных задач, может легко переключаться с одной задачи на другую. При возможности сосредоточенно и продуктивно работать в состоянии повышенного эмоционального напряжения возможно принятие не совсем верного решения, при этом он обладает средним уровнем произвольного внимания, что может влиять на качество работы с документами.

ВЫВОД

1. Исходя из профессиограмм основных должностей сотрудников ГПС МЧС России, можно сделать вывод о том, что в основном психологические качества личности, выявленные в ходе обследования пятикурсников, соответствуют психологическим требованиям, предъявляемым к профессии, в большей степени к должности начальника караула.

2. Профессионально-психологическая подготовка в вузе решает основную задачу - формирование профессионально важных психологических качеств обучающихся для эффективной адаптации в профессиональной деятельности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бодров, В.А. Развитие профессиональной мотивации спасателей / В.А. Бодров, Ю.В. Бессонова // Психологический журнал. - 2005. - Т. 26, № 2. - С. 9—13.

2. Дутов, В.И. Психофизиологические и гигиенические аспекты деятельности человека при пожаре / В.И. Дутов, И.Г. Чурсин. - М. : СЦЕМП "Защита", 1993. - 202 с.

3. Крюкова, М.А. Профессиограмма спасателя поисково-спасательной службы МЧС России : руководство. ГУ ЦЭ1111 МЧС России (филиал ВЦЭРМ МЧС России г. Санкт-Петербург) / М.А. Крюкова. - М. : СЦЕМП "Защита", 2000. - 140 с.

4. Марьин, М.И. Профессиография основных видов деятельности сотрудников ГПС МВД России / М.И. Марьин, И.Н. Ефанова. - М. : ВНИИПО, 1998. - 244 с.

5. Мягких, Н.И. Основные методы профессионального психологического отбора в органах внутренних дел Российской Федерации : метод, пособие / Н.И. Мягких, Г.В. Шутко. - М. : ВНИИПО, 2003. - 150 с.

6. Психология экстремальных ситуаций для спасателей и пожарных / под общ. ред. Ю.С. Шойгу. - М. : Смысл, 2007.

7. Самонов А.П. Психология для пожарных. Психологические основы подготовки пожарных к деятельности в экстремальных условиях. Пермь: «Звезда», 1999. -594 с.

8. Собчик, Л.Н. Стандартизированный многофакторный метод исследования личности СМИЛ / Л.Н. Собчик. - СПб. : Речь, 2002. - 130 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.