Научная статья на тему 'Модель психологической готовности будущего учителя начальных классов к развитию учебной мотивации у учащихся'

Модель психологической готовности будущего учителя начальных классов к развитию учебной мотивации у учащихся Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
219
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ / КОМПОНЕНТЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ / БУДУЩИЙ УЧИТЕЛЬ / УЧЕБНАЯ МОТИВАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Емельянова Лариса Алексеевна, Бубчикова Наталья Владимировна

В данной статье обозначен подход к решению проблемы психологической готовности будущего учителя начальных классов к развитию учебной мотивации учащихся. Авторами раскрывается содержание категории «модель психологической готовности», сущность модели психологической готовности будущего учителя начальных классов к развитию учебной мотивации учащихся, составляющие компоненты этой модели и ее значение в профессиональном становлении будущего учителя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Емельянова Лариса Алексеевна, Бубчикова Наталья Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FUTURE PRIMARY SCHOOL TEACHER’S PSYCHOLOGICAL READINESS MODEL OF STUDENTS’ LEARNING MOTIVATION DEVELOPMENT

The approach to the solution of the problem of the future primary school teacher’s psychological readiness for students’ learning motivation development is discussed in this article. The authors reveal the content of the category psychological readiness model, the essence of the future primary school teacher’s psychological readiness model of students’ learning motivation, which are the component parts of the model and its importance in the professional formation of future teachers.

Текст научной работы на тему «Модель психологической готовности будущего учителя начальных классов к развитию учебной мотивации у учащихся»

УДК 378.124

Емельянова Л.А., Бубчикова Н.В.

Орский гуманитарно-технологический институт (филиал) Оренбургского государственного университета E-mail: [email protected]

МОДЕЛЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ К РАЗВИТИЮ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ У УЧАЩИХСЯ

В данной статье обозначен подход к решению проблемы психологической готовности будущего учителя начальных классов к развитию учебной мотивации учащихся. Авторами раскрывается содержание категории «модель психологической готовности», сущность модели психологической готовности будущего учителя начальных классов к развитию учебной мотивации учащихся, составляющие компоненты этой модели и ее значение в профессиональном становлении будущего учителя.

Ключевые слова: психологическая готовность, компоненты психологической готовности, будущий учитель, учебная мотивация.

Подготовка учителя начальных классов к организации формирования учебной мотивации учащихся является частью профессиональной подготовки, в основу которой может быть положена «нормативная модель специалиста с высшим педагогическим образованием».

Н.Н. Котельников и Е.Э. Смирнова указывают, что модель специалиста должна отражать объем и структуру профессиональных и социально-психологических качеств, знаний, умений, в совокупности представляющих обобщенную социальную характеристику специалиста [1].

Она содержит целостную систему качеств индивида, необходимых человеку данной профессии.

«Модель личности специалиста - это и цель для построения процесса подготовки специалиста, и критерий для оценки качества ее подготовки», - считают В.П. Беспалько, Ю.Г. Татур [2, с. 23].

Модель психологической готовности учителя начальных классов к развитию учебной мотивации у учащихся является частью модели специалиста с высшим педагогическим образованием, независимо от специальности, и может служить основой для ее корректировки в целях повышения качества подготовки специалиста с высшим педагогическим образованием.

Таким образом, исходя из анализа содержания данного понятия, в рамках принятого процессуального и функционально-деятельно-стного подходов под психологической подготовкой учителя начальных классов к развитию учебной мотивации учащихся мы будем понимать процесс и результат формирования пси-

хологической готовности учителя начальных классов к этой деятельности.

Сконструируем модель готовности будущего учителя начальных классов к развитию учебной мотивации у учащихся. В нашем случае это мысленный, условный образ учителя, ориентированный на достижение нормы в подготовке к развитию учебной мотивации детей младшего школьного возраста.

Структурная модель формирования психологической готовности учителя к развитию учебной мотивации у учащихся состоит из следующих блоков.

Блок 1. Требования к уровню развития мышления учителя (когнитивный компонент структуры психологической готовности), включающий в себя:

- умение проводить содержательный анализ деятельности по организации развития мо-тивационной готовности учащихся;

- умение планировать и проектировать деятельность по организации мотивационного развития учебной деятельности у учащихся.

Блок 2. Требования к компетентности учителя в сфере организации развития учебной мотивации у учащихся (мотивационно-ценност-ный и операционный компоненты структуры психологической готовности). Данный блок содержательно может быть представлен:

1) мотивационным блоком, специфицированным пониманием учителем значимости развития мотивации учебной деятельности учащихся;

2) когнитивным блоком, характеризующимся:

- знанием учителем различных видов мотивации учебной деятельности;

- умениями учителя организовывать деятельность, способствующую мотивационно-му развитию субъектов образовательного процесса;

- знаниями методических и психолого-педагогических основ развития мотивации учебной деятельности;

3) операционным блоком, включающим в себя:

- умения формулировать цель учебной мотивации;

- умения стимулировать интерес и инициативу учащихся;

- умения мотивировать учащихся к различным видам деятельности;

- умения побуждать учащихся к самоконтролю.

Обозначенная выше структурная модель формирования психологической готовности учителя к развитию учебной мотивации у учащихся выступает как средство преобразования технологий совершенствования подготовки учителя в целом и учителя начальных классов в частности [3].

Характерными особенностями системы формирования психологической готовности учителя к развитию учебной мотивации у учащихся являются:

- единство целей, задач, средств, технологий, результата готовности, критериев и уровней готовности;

- конкретность задач каждого из блоков модели готовности;

- обеспечение целенаправленного функционирования всех структурных компонентов системы формирования психологической готовности учителя начальных классов к развитию учебной мотивации у учащихся;

- обеспечение готовности педагогических кадров к осуществлению образовательной деятельности, ориентированной на формирование психологической готовности будущих учителей к развитию учебной мотивации у учащихся.

Процесс подготовки студентов педагогических специальностей к развитию учебной мотивации у учащихся представляет собой процесс формирования структурных компонентов психологической готовности будущего учителя к данному виду деятельности.

Подготовка будущего учителя начальных классов к развитию учебной мотивации учащихся начинается уже на 1 курсе в рамках общепрофессиональных дисциплин, дисциплин предметной подготовки. Процесс подготовки будущего учителя к организации данного вида деятельности можно по содержанию обучения разбить на 2 этапа. Обозначим особенности каждого.

Первый этап подготовки характеризуется тем, что здесь будущие учителя учатся основам развития собственной мотивации учебной деятельности.

Повышение уровня готовности будущего учителя к развитию учебной мотивации учащихся происходит благодаря тому, что особым образом организуется обучение: повышается степень качества и осознанности работы студентов, увеличивается разновидность видов учебной деятельности. Именно на этом этапе будущие учителя начальных классов учатся правильно планировать и проектировать, выполнять различные виды собственной учебной деятельности, проводить ее содержательный анализ и мысленную рефлексию [4]. Первому этапу подготовки будущего учителя к развитию учебной мотивации учащихся соответствует весь срок обучения в педагогическом вузе, но наиболее интенсивное влияние на повышение уровня готовности будущего учителя к развитию собственной учебной мотивации происходит на первых годах обучения. Первый этап подготовки способствует развитию теоретического мышления.

Второй этап процесса подготовки будущих учителей к развитию учебной мотивации учащихся непосредственно направлен на формирование умений, входящих в состав модели готовности, а именно в операциональный блок, блок требований к уровню развития теоретического мышления, ориентационный блок.

Главной задачей общепрофессиональных, гуманитарных и социально-экономических дисциплин является формирование компетентности будущего учителя в области организации мотивации учебной деятельности учащихся и дальнейшее развитие теоретического мышления.

На данном этапе формирование готовности осуществляется посредством овладения знаниями, умениями и навыками, способствующими формированию компетентности и развитию

Емельянова Л.А. и др.

Модель психологической готовности будущего учителя..

теоретического мышления будущего учителя в области организации мотивации учебной деятельности учащихся.

Проблемам формирования у будущих учителей познавательной активности в учебной деятельности, познавательной самостоятельности, установки на самообразование посвящены исследования О.О. Дениной, Т.В. Минаковой, В.В. Догоновой.

В рамках процессуального подхода подготовка будущего учителя к организации учебной мотивации учащихся является управляемой, корректируемой.

Оценка сформированности у будущих учителей умения выполнять собственную учебную деятельность и готовность к организации учебной мотивации учащихся может быть выставлена преподавателями на основе анализа продуктов учебной деятельности, а также с использованием тестовой методики оценки уровня подготовки выпускников к развитию учебной мотивации, методики самооценки уровня подготовленности будущего учителя к развитию учебной мотивации учащихся.

Первым этапом конструирования системы занятий явился выбор технологической структуры. В основу технологической структуры процесса формирования психологической готовности будущего учителя к развитию учебной мотивации учащихся положена последовательная технологическая структура, соответствующая

теории поэтапного формирования умственных действий.

Представим технологическую карту для конструирования системы занятий по выделенным блокам предметов, способствующих формированию готовности будущего учителя к развитию мотивации учебной деятельности учащихся (таблица 1).

Разработка модели формирования психологической готовности студента к развитию учебной мотивации обусловлена отсутствием программы, одновременно развивающей и формирующей учебную мотивацию.

Главной идеей модели стала концепция формирования компонентов психологической готовности студента к развитию учебной мотивации у учащихся:

- когнитивного;

- мотивационно-ценностного;

- операционального;

- эмоционального.

По форме организации модель является комплексной, индивидуализированной.

Уровень освоения - от общекультурного до профессионально-ориентированного, предполагающего обучение поведению, связанному с развитием учебной мотивации.

По целевому оснащению модель является средством, обеспечивающим единство психолого-педагогических условий, формирующих и развивающих когнитивный, мотивационно-

Таблица 1. Технологическая карта

Технологический блок База данных

Название Основная задача Формы, методы, приемы обучения

Дисциплины предметной подготовки. Ознакомить будущих учителей начальных классов с различными видами мотивации учебной деятельности, научить распознавать различные виды деятельности исходя из основных видов учебной мотивации; производить мысленную рефлексию собственной мотивации. Лекции, семинары, лабораторные работы, коллоквиумы, тестовые задания, самостоятельная работа, зачет, экзамен.

Общепрофессиональные дисциплины (психология, педагогика, теория и методика обучения предмету). Развитие компетентности будущего учителя в сфере организации учебной мотивации учащихся. Лекции, семинары, лабораторные работы, коллоквиумы, тестовые задания, самостоятельная работа, курсовая работа, выпускная квалификационная работа, зачет, экзамен.

Спецкурсы по формированию готовности будущего учителя к развитию учебной мотивации у учащихся начальных классов. Формирование компетентности в сфере развития учебной мотивации учащихся и развитие теоретического мышления в этой области. Лекции, семинары, лабораторные работы, коллоквиумы, тестовые задания, самостоятельная работа, зачет.

ценностный, операциональный и эмоциональный компоненты психологической готовности будущего учителя начальных классов к развитию учебной мотивации у учащихся.

Данная модель реализуется разработанной нами программой. Программа содержательно представлена работой со студентами, включающей в себя:

- теоретический раздел (лекции, семинары, лабораторные работы);

- практический раздел (психологический тренинг, педагогическая практика).

Форма организации процесса - сочетание групповых и индивидуальных форм работы.

Таким образом, данная концепция прежде всего подразумевает формирование и поддержание устойчивой профессиональной направленности личности студента на учебную мотивацию в выбранной сфере деятельности, развитие ценностного отношения к будущей профессии, интереса к ней; развитие и совершенствование рефлексивных умений, направленных на анализ и оценку собственной деятельности, своих возможностей, формирование образа «Я» как субъекта профессиональной деятельности; формирование эмоциональной устойчивости, целеустремленности, развитие навыков самоконтроля.

11.01.2013

Список литературы:

1. Архангельский, С. И. Учебный процесс в высшей школе [Текст] / С. И. Архангельский. - М. : Высшая школа, 1980. - 384 с.

2. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов / В. П. Беспалько, Ю. Г. Тату. - М. : Высшая школа, 1989. - 280 с.

3. Чикова, И. В. Формирование психологической готовности будущего воспитателя к профессиональному взаимодействию с психологом : автореф. дис. ... канд. психол. наук / И. В. Чикова. - Самара : [б. и.], 2009. - 24 с.

4. Емельянова Л.А. Развитие направленности будущего психолога образования на профессиональное взаимодействие с педагогом : автореф. дис. ... канд. психол. наук / Л. А. Емельянова. - Самара : [б. и.], 2005. - 21 с.

Сведения об авторах:

Емельянова Лариса Алексеевна, сотрудник кафедры детской психологии Орского гуманитарно-технологического института (филиал) Оренбургского государственного университета, кандидат психологических наук, доцент Бубчикова Наталья Владимировна, старший преподаватель кафедры детской психологии Орского гуманитарно-технологического института (филиал) Оренбургского государственного университета 462403, г. Орск, пр-т Мира, 15а, тел. 8 (3537) 236601, е-mail: [email protected],

[email protected]

UDC 378.124

EmelyanovaL.A., Bubchikova N.V.

E-mail: [email protected], [email protected]

FUTURE PRIMARY SCHOOL TEACHER'S PSYCHOLOGICAL READINESS MODEL OF STUDENTS' LEARNING MOTIVATION DEVELOPMENT

The approach to the solution of the problem of the future primary school teacher's psychological readiness for students' learning motivation development is discussed in this article. The authors reveal the content of the category psychological readiness model, the essence of the future primary school teacher's psychological readiness model of students' learning motivation, which are the component parts of the model and its importance in the professional formation of future teachers.

Key words: psychological readiness, components of psychological readiness, future teacher, educational motivation.

Bibliography:

1. Arkhangelskiy, S. I. The learning processin higher education [text] / S. I. Arkhangelskiy. - M. : High School, 1980. - 384 p.

2. Systematic and methodical support of the educational process of specialist training / V. P. Bespalko, Yu. G. Tatu. - M. : High School, 1989. - 280 p.

3. Chikova, I. V. Formation of psychologicalreadiness of the futureteachertoprofessional interactionwith a psychologist : author's abstract of dissertation ... PhD in Psychology / I. V. Chikova. - Samara, 2009. - 24 p.

4. Emelyanova, L. A. The development of the orientation of the future educational psychologist to the professional interaction with the teacher: author's abstract of dissertation ... PhD in Psychology / L. A. Emelyanova. - Samara, 2005. - 21 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.