http://miass-vertikal.ru/programmy-i-annotacii-k-programmam.html. - Дата доступа: 03.12.2023.
11. Кейзеров, К. В. Туристско-прикладное многоборье : программа объединения по интересам. туристско-краеведческий образовательная область: туризм / К. В. Кейзеров. - Бобруйск, 2022. - 24 с.
12. Специальная профессиональная подготовка: типовая учеб. программа для высш. учеб. по учебной дисциплине для специальности 1-89 02 01 «Спортивно-туристская деятельность (по направлениям)» / сост.: В. Е. Подлисских [и др.]; Белорус. гос. ун-т физ. культуры. - Минск : БГУФК, 2022. - 51 с.
13. Виды подготовки в спорте : учеб.-метод. пособие / Е. И. Иванченко. -Минск : БГУФК, 2014. - 261 с.
14. Теория и практика спорта : пособие : в 3 ч. / Е. И. Иванченко. - 3-е изд., стер. - Минск : БГУФК, 2021. - Ч. 2 : Виды спортивной подготовки. - 295 с.
13.03.2024
УДК 159.91
МОДЕЛЬ ПСИХОФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ЮНЫХ СПОРТСМЕНОВ ИГРОВЫХ ВИДОВ СПОРТА В СОРЕВНОВАТЕЛЬНОМ
ПЕРИОДЕ
Е. М. Степанова, Е. С. Булынко,
Государственное учреждение «Республиканский научно-практический
центр спорта»
Аннотация
В статье представлена модель психофункционального состояния юных спортсменов-футболистов в соревновательном периоде, построенная на основании результатов психофизиологической диагностики и оценки биоэлектрической активности сердца (вариабельность сердечного ритма). Представленная в статье модель позволяет оценить психофизиологическую и функциональную подготовленность юных спортсменов в соревновательном периоде, а также спрогнозировать вероятность срыьва деятельности.
Кл^юч^ев^1^е слова: психофизиология, вариабельность сердечного ритма, психофункциональное состояние.
MODEL OF PSYCHOFUNCTIONAL STATE OF YOUNG TEAM SPORTS ATHLETES IN THE COMPETITIVE PERIOD
E. M. Stepanova, E. S. Bulynko,
Public Institution «Republican Scientific and Practical Center of Sports»
Abstract
The article presents a model of psycho-functional state of young athletes-football players in the competitive period, based on the results of psychophysiological diagnostics and assessment of bioelectrical activity of the heart (heart rate variability). The model presented in the article allows to assess the
psychophysiological and functional fitness of young athletes in the competitive period, as well as to predict the probability of activity failure.
Keywords: psychophysiology, heart rate variability, psychofunctional state.
Введение
Успех соревновательной деятельности сопряжен со множеством факторов, среди которых как внешние объективные условия проведения соревнований, уровень подготовки противника, так и внутренние факторы, влияющие на психологическое и физическое состояние спортсмена. И речь не только об уровне подготовки, но и важное значение имеет психофункциональное состояние спортсмена. Значение этих факторов особенно актуально в юношеском спорте на этапе становления профессионального мастерства спортсмена.
Категориальный аппарат понятия о психофункциональном состоянии базируется на интеграции двух сущностных характеристик жизнедеятельности индивида - «психическое состояние» и «функциональное состояние». Психическое состояние, по определению Н.Д. Левитова, - это «целостная характеристика психической деятельности за определенный период времени, показывающая своеобразие протекания психических процессов в зависимости от отражаемых предметов и явлений действительности, предшествующего состояния и свойств личности» [1, с. 5]. В рамках теории функциональных систем П.К. Анохина под функциональным состоянием понимается комплексная характеристика деятельности различных физиологических систем организма при реализации поведенческих актов [2, с. 17-65]. Функциональное состояние человека во многом зависит от психологического комфорта. При длительном дискомфорте, например, в условиях стресса, психологической или физической перегрузки, происходит дестабилизация всех систем организма: гуморальной регуляции, сердечно-сосудистой деятельности, функциональной работы центральной и периферической нервной системы и др. Таким образом, под «психофункциональным состоянием» в данной статье понимается устойчивая целостная характеристика психической деятельности и физиологических систем организма за определенный период времени.
Разработка и внедрение эффективных методов измерения психофункционального состояния, а также оценки и прогноза адаптационных возможностей спортсмена остается актуальной в спорте высших достижений [3, 4]. Специфика профессиональной спортивной деятельности сопряжена с серьезными перегрузками организма, поэтому важно учитывать динамическую оценку состояния функциональных систем организма и психики. Без контроля эффективности восстановления работоспособности высокая интенсивность тренировочных нагрузок может приводить к истощению организма и состоянию перетренированности [1].
В современной науке нерешенной остается проблема поиска объективных критериев измерения психофункционального состояния. Многие виды деятельности, сопряженные с тяжелыми нагрузками, требуют соблюдения требований к отбору по физической и психологической выносливости, стрессоустойчивости. Кроме того, необходим регулярный мониторинг для своевременного выявления состояний «выгорания», дистресса, хронической усталости, нервного истощения и др. Поэтому в спорте высших достижений также актуальна проблема разработки методов измерения психофункционального состояния [3, 4].
Комплексный подход к оценке психофункционального состояния предполагает обследование с учетом психологических и физиологических
аспектов жизнедеятельности. В системе организационно-методических мероприятий оценки психофункционального состояния российских спортсменов О. С. Морозов описывал следующие компоненты:
- медико-биологические и психофизиологические методы оценки функционального состояния организма и психики, отражающие оперативный (актуальный) и текущий (пролонгированный) эффект выполнения нагрузок;
- определение кумулятивного эффекта психического утомления в динамике систематизированной нагрузки тренировочных микроциклов, в том числе технико-тактической подготовленности (уровня физической подготовки, необходимого для реализации поставленных задач) и психофункционального состояния спортсмена;
- определение направления динамики изменений психофункционального состояния в перспективе с учетом психологической мобилизации и ремобилизации [3].
Только комплексный подход к оценке психофункционального состояния позволит оценить эффективность тренировочного процесса с учетом индивидуальных особенностей спортсмена и прогнозировать успех соревновательной деятельности.
Цель исследования
Определить модель психофункционального состояния юных спортсменов-футболистов.
Организация и методы исследования
Исследование проходило в рамках мероприятия «Разработать и внедрить метод оценки и прогноза психофункционального состояния и адаптационных возможностей у юных спортсменов при исследовании особенностей вегетативной нервной системы в условиях предсоревновательной подготовки» (УДК 796.01:159.9+796.01:612.8) на базе лаборатории психологии спорта и лаборатории медико-биологических исследований государственного учреждения «Республиканский научно-практический центр спорта». В обследовании приняли участие 55 юных представителей футбола в возрасте от 15 до 18 лет включительно в соревновательном периоде подготовки. Средний возврат испытуемых составил 17 лет. Среди них 33 % девушек и 67 % - юношей различной квалификации.
Исследование включало психофизиологические методы диагностики, оценку вариабельности сердечного ритма и статистические методы обработки данных.
Психофизиологическая диагностика осуществлялась при помощи аппаратно-программного комплекса «НС-Психотест» (РФ, «Нейрософт») и включала в себя следующие методики - «Восьмицветовой тест М. Люшера» (в модификации Л.Н. Собчик), «Простая зрительно-моторная реакция» (далее -ПЗМР), «Реакция различения» (далее - СЗМР), «Реакция на движущийся объект» (далее - РДО), «Оценка внимания» и «Помехоустойчивость» [5].
Для регистрации параметров вариабельности сердечного ритма использовался аппаратно-программный комплекс «Поли-Спектр». В соответствии с международными стандартами регистрировалась 5-минутная ЭКГ в 12 отведениях [6].
Статистический анализ проводился с использованием программного обеспечения SPSS Statistics 19 (разработчик - IBM).
Проективная методика «Восьмицветовой тест М. Люшера» (модификация Л.Н. Собчик), легкая и достаточно быстрая в проведении, достоверно диагностирует психофизиологическое состояние, нервно -
психическое напряжение. Методика ПЗМР предназначена для определения индивидуально-типологических особенностей высшей нервной деятельности, латентных периодов простой зрительно-моторной реакции на световой раздражитель (быстродействие), которые определяют прием и переработку информации, в результате которой можно сделать вывод о свойствах и текущем функциональном состоянии центральной нервной системы, что, в свою очередь, указывает на работоспособность обследуемого. Методика СЗМР предназначена для определения индивидуально -типологических особенностей высшей нервной деятельности, латентных периодов сложной зрительно-моторной реакции на световой раздражитель, для измерения подвижности нервных процессов в ЦНС. Методика РДО используется для определения уровня взаимоотношения процессов возбуждения и торможения в центральной нервной системе. Методика «Оценка внимания» предназначена для диагностики концентрации и устойчивости внимания. Помехоустойчивость - это характеристика внимания, отражающая способность человека сопротивляться воздействию фоновых помех при восприятии какого-либо объекта [5].
Вегетативная регуляция сердечного ритма оценивалась по данным анализа спектральной мощности ритма - высокочастотный компонент (high frequency - HF), низкочастотный компонент (low frequency - LF) и отношение низкочастотного компонента к высокочастотному компоненту (LF/HF).
Результаты исследования и их обсуждение
Для оценки вклада в модель психофункционального состояния отдельных показателей был применен факторный анализ, исходя из которого были получены интегральные переменные, наиболее пригодные для прогнозирования (рисунок 1).
1 --
О -
1 2 3 4 5 6 7 8
Факторы
Рисунок 1 - График собственных значений факторов после компонентного
анализа (критерий каменистой осыпи)
На этапе построения модели психофункционального состояния использовались только те наблюдения испытуемых, у которых соревновательный результат был успешным.
На основе факторного анализа были выделены три основные группы показателей, сопряженные с успехом соревновательной деятельности, которые объединены смысловыми кластерами:
Фактор 1. Психофункциональное состояние (23,47 %);
Фактор 2. Уровень стресса (20,73 %);
Фактор 3. Баланс нервных процессов (14,83 %).
После детальной оценки всех показателей, вошедших в фактор 1 «Психофункциональное состояние», была отобрана зависимая переменная для построения регрессионной модели: суммарное отклонение от аутогенной нормы (таблица 1).
Таблица 1 - Сводка для модели линейной регрессии, зависимая переменная:
СОАН
Модель R R-квадрат Скорректированный R-квадрат Стд. ошибка оценки Изменения статистик Дурбин-
Изменение R квадрат Изм. F Ст.св.1 Ст.св.2 F Уотсон
1 0,757a 0,573 0,558 3,643 0,573 37,591 1 28 0,000
2 0,841ь 0,707 0,685 3,075 0,133 12,280 1 27 0,002
3 0,903е 0,815 0,794 2,488 0,109 15,255 1 26 0,001
4 0,935й 0,875 0,855 2,088 0,060 11,920 1 25 0,002
5 0,948е 0,898 0,876 1,925 0,023 5,394 1 24 0,029
6 0,959г 0,920 0,899 1,740 0,022 6,379 1 23 0,019
7 0,9728 0,946 0,928 1,466 0,026 10,418 1 22 0,004
8 0,978ь 0,956 0,940 1,346 0,011 5,104 1 21 0,035
9 0,984; 0,967 0,953 1,190 0,011 6,835 1 20 0,017 1,726
Примечания: а. Предикторы: (конст) Стресс. b. Предикторы: (конст) Стресс, Медиана (Помехоуст.). c. Предикторы: (конст) Стресс, Медиана (Помехоуст.), ВК. d. Предикторы: (конст) Стресс, Медиана (Помехоуст.), ВК, ФУС (Внимание). e. Предикторы: (конст) Стресс, Медиана (Помехоуст.), ВК, ФУС (Внимание), УФВ (Внимание). £ Предикторы: (конст) Стресс, Медиана (Помехоуст.), ВК, ФУС (Внимание), УФВ (Внимание), Общее время запаздывания. g. Предикторы: (конст) Стресс, Медиана (Помехоуст.), ВК, ФУС (Внимание), УФВ (Внимание), Общее время запаздывания, VLF. Ь Предикторы: (конст) Стресс, Медиана (Помехоуст.), ВК, ФУС (Внимание), УФВ (Внимание), Общее время запаздывания, VLF, Коэфф-т точности Уиппла (Помехоуст.). ь Предикторы: (конст) Стресс, Медиана (Помехоуст.), ВК, ФУС (Внимание), УФВ (Внимание), Общее время запаздывания, VLF, Коэфф-т точности Уиппла (Помехоуст.), LF
Суммарное отклонение от аутогенной нормы - показатель, характеризующий относительно устойчивый эмоциональный фон. Поведение человека, его реакция на внешние и внутренние раздражители во многом взаимообусловлены перманентным эмоциональным фоном, его устойчивостью и колебаниями в ответ на раздражающие факторы. Преобладающее настроение связано с уровнем нервно-психического напряжения, т. е. расходованием нервно-психических ресурсов. Повышение значений СОАН связывают с истощенностью адаптационных резервов, которая ведет к снижению мотивации и возрастанию тревоги [7].
Таким образом, в зависимости от уровня нервно-психического напряжения респонденты были разделена на три группы - группа № 1 с низким уровнем нервно-психического напряжения (п=14), группа № 2 со средним нервно-психическим напряжением (п = 22) и группа № 3 с высоким уровнем нервно-психического напряжения (п = 19). Рассмотрим психофизиологические показатели каждой группы (таблица 2).
Таблица 2 - Результаты психофизиологической диагностики юных спортсменов-футболистов____
Показатель Группа 1 (П = 14) Группа 2 (П = 22) Группа 3 (П = 19)
Вегетативный коэффициент (ВК), у.е. 1,6 1,3 1,2
Показатель стресса (С), у.е. 0,86 3,55 13,11
Время ПЗМР, мс 209,47 216,29 213,99
Время СЗРМ, мс 267,37 278,71 275,58
Точность реакции, % 60,00 55,00 54,00
Запаздывающие реакции, % 12,00 20,00 19,00
Опережающие реакции, % 28,00 25,00 27,00
Сумма времени запаздывания, мс 294,07 437,91 464,05
Сумма времени опережения, мс -648,07 -735,14 -831,21
Устойчивость внимания, у.е. 0,98 1,00 1,01
Концентрация внимания, у.е. 0,96 0,99 0,97
Устойчивость внимания в условиях помех, у.е. 0,93 0,99 0,99
Концентрация внимания в условиях помех, у.е. 1,06 1,00 1,00
Функциональный уровень системы, у.е. 4,11 4,49 4,30
Устойчивость реакции, у.е 2,01 2,30 2,14
Уровень функциональных возможностей, у.е 3,34 3,59 3,43
Коэффициент точности Уипла в условиях помех, у.е. 0,85 0,87 0,90
Как видно из таблицы 2, вегетативный коэффициент (ВК) с возрастанием уровня нервно-психического напряжения снижается, достигая своих оптимальных значений в соревновательном периоде. Показатель стресса, наоборот, повышается с возрастанием уровня нервно-психического напряжения. Группа 1 имеет более высокие показатели времени реакций и функционального состояния ЦНС по сравнению с группой 2. Также группе 1 характерен высокий процент точных реакций с возможной тенденцией к процессам опережения, высокий уровень устойчивости и концентрации внимания, но в условиях помех концентрация внимания в этой группе значительно снижается. Группа 2 и группа 3 имеет одинаково среднюю степень сбалансированности процессов торможения и возбуждения. В отличие от группы 1, группы 2 и 3 сохраняют устойчивость и концентрацию внимания в условиях помех, а также показатели функционального состояния ЦНС, которые отвечают за функцию внимания, в этих группах отличаются
более высокими значениями по сравнению с группой 1. Важно отметить и тот факт, что коэффициент точности Уиппла в условиях помех имеет прямую взаимосвязь с показателем нервно-психического напряжения, то есть, с повышением уровня стабильности ответной реакции в условиях помех значительно растет нервно-психическое напряжение спортсменов-футболистов.
В результате регрессионного анализа были выявлены наиболее информативные предикторы психофункционального состояния успешных спортсменов-футболистов (таблица 1): вегетативный коэффициент (ВК), показатель стресса (С), общее время запаздывания (ВЗ), функциональный уровень системы (ФУС), уровень функциональных возможностей (УФВ), время реакции в условиях помех (ВРП), коэффициент точности Уиппла в условиях помех (КТУП), волны сверхнизкой частоты (VLF) ВСР и волны низкой частоты ВСР.
Вегетативный коэффициент - это показатель, который отражает баланс суммы рангов цветовых выборов, характеризующих актуальное вегетативное и эмоциональное состояние, преобладание эрготропного либо трофотропного тонуса нервной системы. Сильному типу нервной системы соответствует эрготропный тонус, который обусловлен активностью симпатической нервной системы, что проявляется в состоянии возбуждения, при установке на активное действие. Слабый тип, наоборот, отражает спокойное состояние либо последствия перевозбуждения и потребность в отдыхе, установку на бездействие, при этом трофотропные реакции обусловлены парасимпатической нервной системой и направлены на торможение, например, при восстановлении после функциональной перегрузки [8, с. 59; 9, с. 94]. Показатель отражает уровень адаптационных возможностей спортсмена на момент обследования и позволяет прогнозировать степень готовности к действиям в экстремальных ситуациях.
Уровень стресса, определяемый по тесту М. Люшера, взаимосвязан с состоянием тревоги. Гипоталамус реагирует на повышение активности симпатической нервной системы, и генерализация эрготропного тонуса проявляется на поведенческом уровне возникновением тревожного состояния [8, 9].
Согласно транзактной модели стресса Т. Кокса, для возникновения психологического стресса необходимо наличие объективной либо субъективной угрозы, т. е. внешнего фактора, запускающего механизм стресса [10]. Таким образом, помимо физиологических процессов формирования стрессовой реакции, учитывается когнитивный аспект восприятия угрозы либо ее предвосхищения. Как известно, Г. Селье в модели ответной реакции на стресс опирается на физиологические механизмы, отражающие неспецифические нарушения гомеостаза и запускающие «общий адаптационный синдром»: тревогу, сопротивление и истощение [11]. Продолжая тему, А. Каган изучал типы связи степени стресса и психосоциального вовлечения, определяющие особенности реагирования на стресс по тому или иному типу. В рамках обсуждаемого подхода можно рассматривать влияние стресса на исполнение деятельности. Возвращаясь к модели Т. Кокса, стрессовое состояние вовлекает когнитивный аппарат и может стимулировать реакцию на внешний стимул на первых двух фазах адаптационного синдрома пока не наступит истощение. В нашем анализе
выявлена прямая взаимосвязь СОАН с общим временем запаздывания в реакции на движущийся объект, что может свидетельствовать о снижении инертности нервных процессов при возрастании нервно-психического напряжения.
Внимание как познавательный процесс является динамичным показателем, зависящим от особенностей функционального состояния человека [7]. Функциональный уровень системы и уровень функциональных возможностей (тест «Оценка внимания») - показатели, которые позволяют судить о способности спортсмена формировать адекватную заданию функциональную систему и длительно ее удерживать, что сопряжено с адаптационными возможностями.
Медиана времени реакции при определении уровня помехоустойчивости - это значение времени реакции, которое делит пополам полученный числовой ряд данных обследования реакции на предъявление стимулов. При нормальном распределении, как правило, используется чаще среднее арифметическое для статистического анализа, и оно должно иметь значение, равное или приближенное к медиане. Однако в случае, когда распределение отличается от нормального, целесообразно использовать показатель медианы, поскольку этот показатель является более универсальным и стабильным. При диагностике особенностей функционального состояния низкий показатель медианы свидетельствует о подвижности, а высокий - об инертности нервных процессов.
Коэффициент точности Уиппла (тест «Помехоустойчивость») позволяет делать вывод о степени точности выполнения задания спортсменом, поскольку учитывает диагностические недостатки абсолютного числа ошибок. При низкой устойчивости внимания испытуемый склонен допускать большее число ошибок при выполнении задания, соответственно, при высокой устойчивости внимания точность выполнения будет выше. Данные тенденции учитывает и интегрирует коэффициент точности Уиппла.
УЬР и ЬР - показатели низкочастотного компонента сердечного ритма, отражающие активность симпатического отдела вегетативной НС. Как известно, измерение вариабельности сердечного ритма позволяет оценить адаптационные возможности организма и степень напряжения регуляторных систем [6, 12]. По мощности спектра медленных волн 1 -го порядка (ЬР) можно оценивать активность вазомоторного центра, который регулирует сосудистый тонус. Мощность низкочастотной составляющей спектра, к которой относятся медленные волны 2-го порядка (УЬР), отражает психофункциональное напряжение и связана с влиянием надсегментарного уровня регуляции, в том числе гипоталамо-гипофизарного и коркового уровня. Согласно Р. М. Баевскому, при оценке функциональных проб высокий уровень УЬР обусловлен гиперадаптивным состоянием, а низкий связан с постнагрузочным энергодефицитным состоянием [6].
Таким образом, с учетом выявленных предикторов психофункционального состояния успешных спортсменов аналитическим путем выведена модель оценки психофункционального состояния и адаптационных возможностей, базирующаяся на уровне нервно -психического напряжения, выраженном в показателе суммарного отклонения от аутогенной нормы. Графически модель психофункционального состояния можно представить рисунком 2.
Рисунок 2 - Графическая модель психофункционального состояния и адаптационных возможностей
Разработанный в ходе исследования метод оценки и прогноза психофункционального состояния и адаптационных возможностей можно представить в виде регрессионного уравнения (1):
ПФС (СОАН) = (-45,114) + 0,53С + 0,105ВРП - 3,16ВК + 9,657ФУС -
- 5,23УФВ - 0,004ВЗ - 0,001VLF + 8,783КТУП + 0,0001LF, (1)
где С - показатель стресса;
ВРП - время реакции в условиях помех;
ВК - вегетативный коэффициент;
ФУС - функциональный уровень системы;
УФВ - уровень функциональных возможностей;
ВЗ - общее время запаздывания (ВЗ);
VLF - волны сверхнизкой ВСР;
КТУП - коэффициент точности Уиппла в условиях помех;
LF - волны низкой частоты ВСР.
Уровень значимости построенной модели составил 97 %, что говорит о целесообразности применения модели на практике.
Заключение
По результатам проведенного исследования был выявлен фактор психофункционального состояния юных футболистов, которые имели успешный соревновательный результат - нервно-психическое напряжение. Анализ данных психического и функционального состояния спортсменов-футболистов в возрасте 15-18 лет показал, что нервно-психическое напряжение является интегральным показателем и может выступать в качестве показателя психофункционального состояния.
Модель психофункционального состояния юных спортсменов включает в себя такие показатели, как вегетативный коэффициент, показатель стресса
(«Восьмицветовой тест М. Люшера» в адаптации Л.Н. Собчик), общее время запаздывания (тест «РДО»), функциональный уровень системы, уровень функциональных возможностей, время реакции в условиях помех, коэффициент точности Уиппла в условиях помех (тесты «Оценка внимания» и «Помехоустойчивость», волны сверхнизкой и волны низкой частоты вариабельности сердечного ритма.
Построение данной модели позволит с большей вероятностью оценить состояние юных спортсменов в соревновательной деятельности и спрогнозировать их спортивный результат.
Список использованных источников
1. Левитов, Н. Д. О психических состояниях человека / Н. Д. Левитов. -М. : Просвещение, 1964. - 343 с.
2. Анохин, П. К. Очерки по физиологии функциональных систем / П. К. Анохин. - М. : Наука, 1975. - 448 с.
3. Морозов, О. С. Современные проблемы динамического наблюдения психофункционального состояния спортсменов в процессе подготовки к соревнованиям / О. С. Морозов // Медицина экстремальных ситуаций. -2014. - № 2 (48). - С. 31-39.
4. Кальницкая, В. Е. Бинокулярная синхронная пупиллометрия в мониторинге психофункционального состояния спортсменов высокой квалификации / В. Е. Кальницкая, А. П. Погребной // Вестник Адыгейского государственного университета : Педагогика и психология. - 2012. - № 2. -С. 208-213.
5. Мантрова, И. Н. Методическое руководство по психофизиологической и психологической диагностике ООО «Нейрософт» / И. Н. Мантрова. - Иваново, 2007. - 216 с.
6. Анализ вариабельности сердечного ритма при использовании различных электрокардиографических систем : метод. рекомендации / Р. М. Баевский [и др.] // Вестник аритмологии. - 2001. - № 24. - С. 65-86.
7. Гордиевский, А. Ю. Стабилизация когнитивных и психофизиологических процессов в результате занятий аутогенной тренировкой / А. Ю. Гордиевский, Н. А. Гордиевская // Самарский научный вестник. - 2014. - № 2(7). - С. 21-23.
8. Власенко, В. И. Психофизиология : методологические принципы профессионального психологического отбора : монография / В. И. Власенко, под ред. В. А. Переверзева. - Минск : БГМУ, 2005. - 244 с.
9. Gellhorn, E. Further Studies on the Physiology and Pathophysiology of the Tuning of the Central Nervous System / E. Gellhorn // Psychosomatics. -1969. - Vol. 10, I. 2. - P. 94-104.
10. Кокс, Т. Транзактный подход к изучению производственного стресса / Т. Кокс, К. Маккей ; под ред. А. Б. Леоновой // Психология труда и организационная психология: современное состояние и перспективы развития : хрестоматия. - М. : Радикс, 1995. - С. 205-224.
11. Селье, Г. Стресс без дистресса / Г. Селье. - М. : Прогресс, 1982. -
125 с.
12. Бань, А. С. Вариабельность ритма сердца профессиональных спортсменов игровых видов спорта / А. С. Бань, В. К. Гонестова // Медицинский журнал. - 2010. - № 3. - С. 39-43.
21.03.2024