Научная статья на тему 'Модель процессной интеграции логистического менеджмента'

Модель процессной интеграции логистического менеджмента Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
274
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
организационная структура управления / логистический менеджмент / organizational management structure / logistics management.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — С. И. Гриценко

В статье осуществлен выбор горизонтальной формы интеграции территориально локализованных, функционально специализированных и экономически независимых хозяйствующих субъектов; выявлены преимущества горизонтальной организационной структуры, выраженные достижением эффекта сжатия иерархии, делегирования управленческих полномочий, формирования профессионально подготовленных управленческих команд

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Model of a process integration of logistics management

Implemented choice horizontal forms of integration of geographically localized, functionally specialized and economically independent economic entities, identified the benefits of a horizontal organizational structure, which were expressed achievement compression effect of the hierarchy, the delegation of administrative authority, the formation of professionally qualified management teams

Текст научной работы на тему «Модель процессной интеграции логистического менеджмента»

УДК 65.012.34:658

С. И. Гриценко,

доктор экономических наук, Донецкий национальный университет

МОДЕЛЬ ПРОЦЕССНОЙ ИНТЕГРАЦИИ ЛОГИСТИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА

Постановка проблемы. Организационные структуры управления компаниями отличаются большим разнообразием, определяются многими факторами и условиями. Организации функционируют в определенной системе координат и относятся к той или иной модели управления. Модели управления в мировой экономике прошли следующие этапы развития: „иерархическая модель управления организацией производства" — до 60-х годов; „матричная модель" — 70-80-е и до средины 90-х гг.; „сетевая модель" — конец 90-х и начало XXI ст.

Для логистических систем, проблема их организационно-структурного построения изучена недостаточно. В Украине необходимо определиться в структурной организации с учетом достижения стратегических целей, которые будут наиболее перспективными в ближайшем будущем. Процесс перехода к организационным структурам управления должен осуществляться не с помощью указаний из Центра, а на основе инициативы людей, профессионально определяющих направления развития своих организаций, рискующих своим капиталом, использующих инновации и возможности, предоставленные глобализацией в рамках региональной консолидации.

Анализ исследований. В современной теории и практике организационно-структурное построение организаций, по мнению многих авторов [1 — 10] должно обеспечивать реализацию их стратегии, взаимодействие с внешней средой, эффективное решение стоящих перед ними задач.

Целью статьи является обоснование предпочтения в выборе формальных вертикальных иерархических структур и новых горизонтальных организационных структур, способствующих координации и сотрудничеству, разработка матричной модели процессной интеграции логистического менеджмента.

Результаты исследования. Приведению организационной структуры в соответствии с логистической стратегией позволяют следующие правила:

— Четко определить стратегически значимые виды деятельности и ключевые звенья в цепочке ценностей, которые имеют кардинальное значение для успешной реализации логистической стратегии. Они должны стать основными элементами организационной структуры.

— При невозможности передачи всех аспектов

стратегически значимого вида деятельности в ведение одного менеджера, установить связи между конфигурацией логистической сети, организацией, потребительским сервисом, интегрированной системой управления запасами, логистической информационной системой и обеспечить необходимую их координацию.

— Определить объем полномочий, необходимых для управления каждым элементом логистической системы, стремясь при этом обеспечить эффективный баланс между преимуществами централизации и децентрализации.

— Определить возможности более успешного и эффективного осуществления неосновных видов деятельности вне логистической системы.

Исследование эволюции организационных структур управления логистических систем показывает, что для построения эффективной структуры необходимы следующие условия:

— выделение необходимых и достаточных функций логистического менеджмента;

— обособление звеньев логистических систем по функциям управления, необходимым для реализации глобальной цели логистической системы;

— смещение акцента от функции к процессу [11, с. 538];

— наличие отношений логистического менеджмента (координации, интеграции, согласования) между выделенными звеньями логистических систем [4, с. 826].

Использование различных методов построения типов организационных структур с учетом меняющихся условий позволит приводить в соответствие процесс управления логистических систем с их организационной структурой. Организационная структура управления является формальной, т.е. официально закрепленной с помощью законодательных актов, положений, инструкций, „созданная по воле администрации для выполнения определенных функций" [9, с. 195]. Формальная структура не может охватывать всего многообразия связей и отношений, ее дополняет неформальная структура. Неформальная структура — это реально существующие, но организационно не оформленные межличностные и межгрупповые отношения в коллективе. Неформальные отношения складываются между членами коллектива на основе личных отношений (симпатии, общие интересы) непосредственно

контактируя реально и виртуально. Особенно четко неформальные отношения проявляются в элементах логистической системы — транспортно-складских коллективах, что играет решающую роль в наладке механизма управления материальными потоками. Проблемы логистического администрирования недостаточно освещены в экономической литературе. Актуальной проблемой административной логистики является необходимость сочетания формальной структуры с неформальной, которые вместе составляют полную структуру логистической системы.

Организационная структура управления логистической системы ориентирована на рационализацию движения материальных потоков в логистической цепи, использования транспортных средств и издержек обращения.

Неформальная структура обладает большой гибкостью и динамизмом, ее изменение далеко не всегда совпадает с изменениями в формальной структуре, поэтому неформальная структура может, как подкреплять формальную, так и, напротив, подрывать ее. Повышение эффективности действий в системе управления во многом способствует знание и умелое использование не только формальной, но и неформальной структуры, основывающейся на свойствах личности работников.

При построении организационных структур управления звеньев логистических систем в последние годы наметился переход от авторитарных многоуровневых иерархических структур управления к более децентрализованным структурам, придерживающимся следующих организационно-экономических требований:

— структурные элементы должны быть ориентированы на товары, рынок или потребителя, а не на выполнение функций;

— совершенствование организации товародвижения;

— передача за пределы логистической системы выполнения определенных операций целесообразна при меньших затратах и/или большей отдаче внешних фирм;

— базовыми элементами структуры должны быть целевые группы специалистов, рабочих и команды, а не функции и отделы;

— необходимо ориентироваться на децентрализованную горизонтальную организационную структуру с минимальным числом уровней управления и широкую зону контроля;

— „остерегаться организационных структур, которые неоправданно дробят стратегически важные виды деятельности" [10, с. 436];

— каждый работник должен принимать решения, нести ответственность и иметь возможность для проявления инициативы;

— разрабатывать ориентированную на рынок программу с указанием уровней логистического обслуживания потребителей услуг по различным классам, устанавливаемым в зависимости от их доли в объеме продаж, а также срока выполнения заказа;

— эффективное управление кадровыми потоками с учетом основных свойств личности;

— обеспечивать реализацию стратегии логистической системы. Стратегия определяет структуру.

Основополагающие стратегии компаний подразделяются на следующие категории: стратегии роста, стабилизации, экономии, глобальной деятельности фирмы [12, с.285] с организационными уровнями реализации стратегий. Стратегия корпоративного уровня определяет организацию в целом с соответствующим ей видом бизнеса. Стратегия на уровне бизнес-единиц определяет приемы и методы борьбы за рынок и покупателей. Стратегия функционального уровня поддерживает жизненно важные функции: финансы, научно-исследовательская работу, кадры, маркетинг, производство. Внедрение, претворение стратегии в реальные дела можно считать успешным, если ей соответствуют все аспекты организационного устройства.

Для полного осознания структурных возможностей и путей преобразования системы управления полезно изучить примеры традиционных организаций.

Исследования показали, что в начальной стадии менеджеры стремятся наладить стабильную логистическую деятельность, посредством агрегирования функций, постепенно уходя от фрагментарной функциональной структуры. Агрегирование необходимо для осуществления перехода к интеграции функциональных процессов, использованию информационных сетей, способствующих подлинной интеграции. Эволюция организации может быть ускорена, но скачкообразный переход в новое качество едва ли возможен. Эволюция организационного обеспечения логистического менеджмента прошла три этапа: фрагментарность, функциональное агрегирование и процессную интеграцию [11, с. 531].

На этапе фрагментарности выделены отдельные логистические функции — транспортировка, управление запасами, складирование и т.п. и закреплены за соответствующими структурными подразделениями производства, финансов, маркетинга.

На этапе функционального агрегирования (стадия 1) конец 1950 — начало 1960-х годов первично с позиции логистического администрирования были сгруппированы логистические функции, появляется концепция общих логистических затрат, делается акцент на качество логистического сервиса.

Однако на первой стадии этапа функционально -го агрегирования было отсутствие концентрации пря-

мой ответственности за управление запасами. Появляются линейные, функциональные, линейно-штабные, линейно-функциональные типы организационных структур управления логистикой. Осуществляется формирование отделов логистики и персонала высшего логистического менеджмента в фирмах.

Все вышеперечисленные типы структур управления ориентированы, в основном, на исполнение.

Развитие организации логистики на второй стадии этапа функционального агрегирования конец 1960-х начало 1970-х гг. начинается с приобретением опыта работы компаниями на основе агрегирования логистических функций в области физического распределения и получения выгоды от снижения издержек.

На второй стадии происходит организационное выделение логистики как самостоятельной службы с соответствующим статусом, полномочиями и ответственностью. Функции физического распределения (управления материальными ресурсами) получили признание наравне с финансированием, производством и маркетингом. Однако концепция интегрированного логистического подразделения так и осталась полностью не реализованной, так как основное внимание было сконцентрировано на обработке заказов или закупке. Вторая организационная стадия логистического менеджмента используется как наиболее освоенный подход к логистическому обеспечению в современной промышленности.

Третья организационная стадия логистического менеджмента этапа функционального агрегирования относится к периоду начала 1980-х до средины 1990-х гг..

Эта стадия характеризуется активным внедрением в практику логистического менеджмента информационно -компьютерных технологий, объединением всех логистических функций и операций под единым руководством логистического менеджмента и соответствия линейно-функциональным и программно-целевым организационным структурам управления. При этом четко разграничиваются полномочия и ответственность каждого структурного подразделения.

Линейно-функциональная (комбинированная) структура управления характеризуется тем, что при линейном руководстве на каждом уровне управления создаются специализированные подразделения, которые в отличие от штабов обладают определенными распорядительными правами в отношении нижестоящих звеньев. Исполнители получают указания не только от линейных руководителей, но и функциональных служб.

Программно-целевые структуры управления ориентированы на творческое решение проблем, учитывают динамизм развития логистических организаций, соответствуют организационному уровню интеграции в

эволюции логистики и управления цепями поставок [13, с. 40]. Организационная интеграция связана с развитием типа организационной структуры служб логистики компаний — от линейно-функциональной к программно-целевым и процессно-ориентированным. Эти типы структур управления сориентированы на переход от управления отдельными операциями к управлению их совокупностью — интегрированными бизнес-про-цессами—для оптимизации ресурсов компании и удовлетворения требований конечных потребителей. В рамках этих структур объединяются различные специалисты, работающие в организованных для каждого конкретного случая группах, сориентированных на какой-либо функциональный проект (программу). Эти адаптивные структуры направлены на проектное управление, управление по продукту, на различные группы потребителей и регионов, матричные структуры и т.д.

Третий этап эволюции организационного обеспечения логистического менеджмента „процессной интеграции" включает стадии интеграции функциональных и информационных процессов.

Принципиальные изменения перехода от функциональной к процессной ориентации представлены на рисунке в модели процессной интеграции логистического менеджмента.

Стадия интеграции функциональных процессов ориентирована на смещение акцента от вертикальной функциональной иерархии к процессо-ориентирован-ной горизонтальной структуре управления. Предпосылкой появления горизонтальной организационной структуры послужили следующие факторы: создание в фирмах самоуправляемых команд; повышение общей производительности труда за счет управления процессами; интеграция всех элементов организации на основе оперативного обмена достоверной информацией, используя информационные технологии.

Ключевыми элементами горизонтальной организационной структуры выступают: сжатие структуры (плоская иерархия), делегирование полномочий, формирование команд, профессиональная подготовка (обучение), максимизация контактов с поставщиками и потребителями. Взаимосвязь ключевых процессов: привлечение и исполнение заказов; интегрированная логистика; коммерциализация технологии через матричные элементы горизонтальной организационной структуры, — позволяет решать задачи по сокращению функционального цикла, снижению издержек, сокращению затрат времени и осуществлять достижение основной цели — создание необходимой потребительной стоимости.

Логистические действия менеджеров процесса, отвечающих за координацию всей цепи поставок, должны быть мотивированы уверенностью в том, что их

л н

X

u

s

u X u

s

о

U

о й о u т s

H w s u о п я s а л а u u H X

s

ЭЯ о я о о u я о а я л

g

о я 2-

выполнение отвечает пожеланиям клиентов. Матричная модель процессной интеграции логистического менеджмента, представленная как целостный процесс, должна быть ориентирована на синергические преимущества. В рамках интегрированных систем планирование рабочего процесса направлено на структуризацию организационных взаимосвязей, обеспечивающую максимальный результат при минимальных затратах (рис. 1).

Стадия интеграции информационных процессов характеризуется использованием информационных логистических сетей в качестве основы межорганизационной интеграции. Представление организации будущего характеризуется неформальной электронной сетью, называемой виртуальной организацией.

Одной из разновидностей „сетевой модели" является виртуальная корпорация, временно создаваемая как сеть неограниченного количества независимых организаций с единой информационной системой на основе договорных взаимоотношений.

Доверие объединяемых организаций по взаимному использованию ресурсов основывается на совместимости корпоративных стратегий для достижения общих целей — снижения издержек и расширения рыночных возможностей.

Логистическим организациям будущего, видимо, будут свойственны функциональное дезагрегирование и стремление к концентрации на рабочих процессах, а не на структуре. Властные полномочия должны быть делегированы на оперативные уровни управления. Возможности информационных технологий обеспечат интегральное управление логистикой и функционирование логистической системы без группирования функций в формальные организационные подразделения. Ответственность за выполнение логистических операций будет организационно передана на пользователей, нуждающихся в транспортировке, складировании, управлении запасами и т.п. для реализации своих хозяйственных целей.

Форму организации будущего принято называть электронным керитсу — это добровольное объединение группы фирм, заключивших соглашение о разделении ответственности и сотрудничестве [11, с. 542]. Уже сейчас некоторые фирмы начинают устанавливать связь между различными операциями не на физическом или организационном уровне, а на уровне электронного обмена информацией. Факт того, что фирмы теперь постоянно создают или расформировывают союзы, подтверждает актуальность концепций прозрачности и виртуальности.

Развитие логистических организационных структур показывает, что передовые фирмы прошли через

три стадии функционального агрегирования. Эволюция началась с сильно фрагментированной структуры, в которой логистические функции возлагались на другие подразделения. В процессе эволюции фирмы группировали возрастающие функции в рамках единых специализированных логистических подразделений. Накопленные логистические функции нуждались в операционной интеграции.

Переход к управлению, ориентированному на ключевых процессах, стимулировал развитие новых горизонтальных организационных форм: предпринимательских союзов, виртуальных организаций, кластеров [14, с. 38].

Стадии интеграции функциональных и информационных процессов способствуют: развитию концепции общих логистических издержек; поддержке стандартов качества логистического сервиса; интеграции логистических функций; управлению логистическими бизнес-процессами; созданию логистических информационных систем, координации действий логистических посредников в интегрированных территориально локализованных логистических системах.

Успех логистической организации будет зависеть от правильно выбранного типа структуры управления в соответствии с целями, задачами, ресурсным обеспечением, правами и ответственностью ее структурных подразделений, уровнем квалификации работников и ситуационными факторами, как стратегия, внешняя среда, технология производства и взаимозависимость между внутренними подразделениями. Матричная модель процессной интеграции логистического менеджмента, представленная как целостный процесс, должна быть ориентирована на синергические преимущества при выборе горизонтальной формы интеграции территориально локализованных, функционально специализированных и экономически независимых хозяйствующих субъектов.

Литература

1. Висема Х. Менеджмент в подразделениях фирмы (предпринимательство и координация в децентрализованной компании) : пер. с англ. / Х. Висема.

— М. : ИНФРА-М, 1996. — 288 с. 2. Герчикова И. Н. Менеджмент : учебник / И. Н. Герчикова. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Банки и биржи, ЮНИТИ, 1995.

— 480 с. 3. Кондратьев В. В. Реструктуризация управления компанией: 17-модульная программа для менеджеров „Управление развитием организации". Модуль 6. / В. В. Кондратьев, В. Б. Краснова. — М. : ИНФРА-М, 2000. — 240 с. 4. Корпоративная логистика. 300 ответов на вопросы профессионалов / под общ. и науч. ред. проф. В. И. Сергеева. — М. :

ИНФРА - М, 2008. — 976 с. 5. Менеджмент / В. П. Галенко, А. И. Рахманов, О. А. Страхова. — 2-е изд. — СПб. : Питер, 2003. — 224 с. 6. Мескон М. Х. Основы менеджмента / М. Х. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури. — М. : Дело, 1992. — 702 с. 7. Минц-берг Г. Структура в кулаке: создание эффективной организации : пер. с англ. / Г. Минцберг ; под ред. Ю. Н. Каптуревского. — СПб. : Питер, 2002. — 512 с. 8. Миротин Л. Б. Системный анализ в логистике : учебник / Л. Б. Миротин, И. Э. Ташбаев. — М. : Изд-во „Экзамен", 2002. — 480 с. 9. Терминология менеджмента : словарь / сост. А. К. Семенов, В. И. Набоков. — М. : Издательско-книготорговый центр „Маркетинг", 2002. — 224 с. 10. Томпсон А. А. Стратегический менеджмент. Искусство разработки и реализации стратегии : учебник для вузов / А. А. Томпсон, А. Дж. Стрикленд ; пер. с англ. — М. : Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998.—576 с. 11. Бауэрсокс Доналд Дж. Логистика: интегрированная цепь поставок : пер. с англ. / Д. Дж. Бауэрсокс, Д. Д. Клосс. — 2-е изд. — М. : ЗАО „Олимп-Бизнес", 2005. — 640 с. 12. Дафт Р. Менеджмент : пер. с англ. / Р. Дафт. — 6-е изд. — СПб. : Питер, 2006. — 864 с. 13. Дыбская В. В. Логистика : учебник / под ред. В. И. Сергеева / В. В. Дыбс-кая, Е. И. Зайцев, В. И. Сергеев, А. Н. Стерлигова. — М. : Эксмо, 2008. — 944 с. — (Полный курс МВА). 14. Кнышова Е. Н. Менеджмент : учеб. пособие / Е. Н. Кнышова. — М. : ФОРУМ: ИНФРА - М., 2003. — 304 с.

Гриценко С. I. Модель процесноТ штеграцп лопстичного менеджменту

У статп здшснено вибiр горизонтально! форми штеграцп територiально локалiзованих, функциональ-

но спецiалiзованих i eKOHOMÍ4HO незалежних госпо-дарчих суб'екпв; виявлеш переваги горизонтально! оргашзащйно! структури, як виражен досягненням ефекту стиснення ieрархiï, делегування управлшських повноважень, формування професшно тдготовлених управлшських команд.

Ключовi слова: оргашзацшна структура управ-лiння, лопстичний менеджмент.

Гриценко С. И. Модель процессной интеграции логистического менеджмента

В статье осуществлен выбор горизонтальной формы интеграции территориально локализованных, функционально специализированных и экономически независимых хозяйствующих субъектов; выявлены преимущества горизонтальной организационной структуры, выраженные достижением эффекта сжатия иерархии, делегирования управленческих полномочий, формирования профессионально подготовленных управленческих команд.

Ключевые слова: организационная структура управления, логистический менеджмент.

Gritsenko S. I. Model of a process integration of logistics management

Implemented choice horizontal forms of integration of geographically localized, functionally specialized and economically independent economic entities, identified the benefits of a horizontal organizational structure, which were expressed achievement compression effect of the hierarchy, the delegation of administrative authority, the formation of professionally qualified management teams.

Key words: organizational management structure, logistics management.

Стаття надшшла до редакцл 25.03.2011

Прийнято до друку 26.08.2011

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.