Научная статья на тему 'Модель процесса подготовки будущих педагогов профессионального обучения к педагогическому проектированию'

Модель процесса подготовки будущих педагогов профессионального обучения к педагогическому проектированию Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
275
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ / ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЙ / ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ К ПЕДАГОГИЧЕСКОМУ ПРОЕКТИРОВАНИЮ / PEDAGOGICAL DESIGN / FORMATION OF ABILITIES / TRAINING OF FUTURE TEACHERS OF A VOCATIONAL EDUCATION FOR PEDAGOGICAL DESIGN

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дорожкин Евгений Михайлович, Тарасюк Ольга Вениаминовна, Кузнецов Михаил Борисович

В статье рассмотрены сущность и особенности, разработанной модели процесса подготовки будущих педагогов профессионального обучения к педагогическому проектированию при изучении методических дисциплин в профессионально-педагогическом вузе. Дана характеристика основных подходов к разработке модели, компонентов модели, способствующей формированию образовательно-проектировочных компетенций будущих педагогов профессионального обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Дорожкин Евгений Михайлович, Тарасюк Ольга Вениаминовна, Кузнецов Михаил Борисович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The model of the process of preparation of future teachers of vocational training for pedagogical design

In article the essence and the features, the developed model of process of training of future teachers of a vocational education to pedagogical design when studying methodical disciplines in professional and pedagogical higher education institution are considered. The characteristic of the main approaches to development of model, components of the model promoting formation of educational and design competences of future teachers of a vocational education is given.

Текст научной работы на тему «Модель процесса подготовки будущих педагогов профессионального обучения к педагогическому проектированию»

УДК [377.112:371.13]:378.147.88 ББК 4448.988

Дорожкин Евгений Михайлович

доктор педагогических наук, профессор

Российский государственный профессионально-педагогический университет

г. Екатеринбург Тарасюк Ольга Вениаминовна кандидат педагогических наук, профессор

Российский государственный профессионально-педагогический университет

г. Екатеринбург Кузнецов Михаил Борисович кафедра микропроцессорной управляющей вычислительной техники Российский государственный профессионально-педагогический университет

г. Екатеринбург Dorozhkin Evgeniy Mihailovich doctor of pedagogical Sciences, Professor

Russian state vocational pedagogical University Ekaterinburg Tarasyuk Olga Veniaminovna

candidate of pedagogical Sciences, Professor

Russian state vocational pedagogical University Ekaterinburg Kuznetsov Mikhail Borisovich

the Department microprocessor control computing Russian state vocational pedagogical University Ekaterinburg mihail. kuznetsov@rsvpu.ru

Модель процесса подготовки будущих педагогов профессионального обучения к педагогическому проектированию The model of the process of preparation of future teachers of vocational training

for pedagogical design

В статье рассмотрены сущность и особенности, разработанной модели процесса подготовки будущих педагогов профессионального обучения к педагогическому проектированию при изучении методических дисциплин в профессионально-педагогическом вузе. Дана характеристика основных подходов к разработке модели, компонентов модели, способствующей

формированию образовательно-проектировочных компетенций будущих педагогов профессионального обучения.

In article the essence and the features, the developed model of process of training of future teachers of a vocational education to pedagogical design when studying methodical disciplines in professional and pedagogical higher education institution are considered. The characteristic of the main approaches to development of model, components of the model promoting formation of educational and design competences of future teachers of a vocational education is given.

Ключевые слова: педагогическое проектирование, формирование умений, подготовка будущих педагогов профессионального обучения к педагогическому проектированию.

Key words: pedagogical design, formation of abilities, training of future teachers of a vocational education for pedagogical design.

В научном плане в профессиональной педагогике еще не в достаточной

мере поставлена проблема подготовки будущих педагогов профессионального обучения к педагогическому проектированию, которое целенаправленно на эффективное решение различных дидактических задач в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы подготовки будущих рабочих. Необходимость подготовки будущих педагогов к педагогическому проектированию подчеркивается в работах Н.В.Кузьминой, В.А.Сластенина, А.И.Щербакова, И.С.Якиманской и др., но пути и средства подготовки будущих педагогов к педагогическому проектированию разработаны недостаточно. Учитывая точки зрения ученых, на наш взгляд, построение модели процесса подготовки будущих педагогов профессионального обучения к педагогическому проектированию, должно способствовать формированию образовательно-проектировочных компетенций будущих педагогов профессионального обучения.

В рамках исследования была разработана модель, которая устанавливает детерминированную взаимосвязь внешних и внутренних факторов с целью процесса - подготовкой студентов к педагогическому проектированию при изучении методических дисциплин. Модель процесса подготовки будущих педагогов профессионального обучения к педагогическому проектированию предполагает тео-

ретико-методологический, структурно-функциональный, технологический и результативный уровни (рис.1).

На теоретико-методологическом уровне определены основные тенденции, цели и принципы, ведущие к намеченной цели. В качестве концептуальной основы модели выбраны: системный подход, компетентностный подход, дея-тельностный подход, технологический подход. Взаимодополняющее применение этих подходов позволит обеспечить организационную комплексность процесса подготовки студентов к педагогическому проектированию при изучении

методических дисциплин.

—1 ► Подготовка будущих педаго- —

Внешние факто- гов профессионального обу- Внутренние

ры чения к педагогическому факторы

проектированию

1

Теоретико-методологические основы

Тенденции развития профессионального образования Тенденции развития профессионально-педагогического образования в современных условиях Закономерности и принципы развития личности и деятельности Основные подходы: системный, компе-гентностный, дея-тельностный, технологический

Компоненты

Целевой: подготовка студентов к педагогическому проектированию при изучении дисциплины МПО, предполагающая формирование образовательно-проектировочных компетенций. Содержательный: последовательное освоение студентами этапов педагогического проектирования с учетом специфики дидактических объектов. Деятельностный: поэтапное формирование умений педагогического проектирования дидактических объектов, установленных на основе структурно-функционального анализа профессионально-педагогической деятельности педагогов профессионального обучения

Технология подготовки к педагогическому проектированию (этапы)

Рис.1 Модель процесса подготовки будущих педагогов

профессионального обучения к педагогическому проектированию

В нашем случае процесс подготовки студентов к педагогическому проектированию предполагает формирование образовательно-проектировочных компетенций педагога профессионального обучения, состав и структура которых определены в соответствии с результатами структурно -функционального анализа профессионально-педагогической деятельности педагога профессионального обучения и ее основных видов при занятии той или иной должности, на которую может претендовать выпускник профессионально-педагогического вуза.

Интеграция выбранных подходов при проектировании модели процесса подготовки студентов к педагогическому проектированию при изучении методических дисциплин, выступает своеобразной зоной взаимодействия указанных подходов к профессиональной подготовке педагога профессионального обучения в целом, обеспечивая их применение на новом качественном уровне, направленном на изменение профессиональной образовательной парадигмы в соответствии с требованиями ХХ! века.

На основе рассмотренных подходов подготовка студентов к педагогическому проектированию может быть представлена как педагогическая система, которая предполагает новый подход к преподаванию дисциплины «Методика про-

фессионального обучения», что позволит обеспечить такое качество подготовки, когда полученные в результате обучения образовательно-проектировочные компетенции помогут будущему педагогу профессионального обучения эффективно осуществлять профессионально-педагогическую деятельность.

Проектируя процесс подготовки к педагогическому проектированию будущих педагогов профессионального обучения при изучении дисциплины «Методика профессионального обучения», мы опирались на структуру образовательного процесса, включающую в качестве основных компонентов - цель, содержание, технология обучения. Таким образом, компонентами модели являются целевой, содержательный и деятельностный.

Целевой компонент предполагает подготовку студентов к педагогическому проектированию при изучении дисциплины «Методика профессионального обучения», предполагающую формирование образовательно-проектировочных компетенций, способствующих решению проблем повышения качества подготовки будущих рабочих.

В нашем исследовании цель процесса - это подготовка к педагогическому проектированию, формирование образовательно-проектировочных

компетенций будущего педагога профессионального обучения, способного эффективно проектировать и реализовывать процесс профессионального обучения рабочих кадров для современного производства определенной отрасли.

Процесс подготовки будущих педагогов профессионального обучения к педагогическому проектированию требует определения системы принципов, выступающих инвариантными характеристиками организации процесса обучения.

Содержательный компонент - формирование у студентов компетенций образовательно-проектировочной деятельности, через последовательное освоение студентами этапов педагогического проектирования с учетом специфики дидактических объектов

В нашей модели содержание, являясь базовой частью подготовки к педагогическому проектированию, во многом зависит от целей, кардинальные изменения которых влекут преобразование содержания дисциплины «Методика профессионального обучения», что в свою очередь приводит к пересмотру опе-рационально-деятельностного процесса подготовки.

Деятельностный компонент - поэтапное формирование умений педагогического проектирования определенных дидактических объектов, установленных на основе структурно-функционального анализа профессионально-педагогической деятельности педагогов профессионального обучения.

В нашем исследовании определено, что процесс подготовки будущих педагогов профессионального обучения к педагогическому проектированию, предполагает поэтапное формирование умений педагогического проектирования, как составляющих образовательно-проектировочных компетенций, через систему практических занятий, содержание которых соответствует этапам проектирование дидактических объектов на примере учебного занятия. Способ моделирования и конструирования структуры учебного занятия представлен действиями выбора формы и типа занятия, моделированием собственно структуры занятия в соответствии с дидактическими принципами. На каждом этапе студенты осваивают определенный способ деятельности, входящий в структуру проектирования. Предметным материалом для проектирования учебного занятия служит содержание учебного предмета общетехнического или специального цикла образовательных программ подготовки рабочих кадров.

Таким образом, особенностью разработанной модели процесса подготовки будущих педагогов профессионального обучения к педагогическому проектированию при изучении методических дисциплин является системность и интеграция рассмотренных компонентов, что обусловливает комплексную направленность образовательного процесса на формирование образовательно -проектировочной компетенции педагога профессионального обучения.

Библиографический список

1. Байденко В.И. Компетенции в профессиональном образовании (к освоению компетентно-стного подхода) //Высшее образование в России.-№ 11. 2004.

2. Гурье Л.И. Проектирование педагогических систем: Учеб. пособие; Казан. гос. тех-нол. ун-т. - Казань, 2004. - 212с.

3. Дорожкин Е.М., Зеер Э.Ф. Методология профессионально-педагогического образования: теория и практика (теоретико-методологические основания профессионально-педагогического образования). // Образование и наука №9 2014.

4. Зимняя И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образова-ния//Высшее образование сегодня. - №5 2003.

5. Романцев Г.М. Уровневое профессионально-педагогическое образование: теоретико-методологические основы стандартизации: монография / Г.М. Романцев, В.А. Федоров, И.В. Осипова, О.В. Тарасюк. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2011. 545 с.

6. Berufsbildungsbericht 2002, herausgegebenvomBundesministerium fur Bildung und Fortbildung. Bonn. 2002. 356 S

Bibliography

1. Baydenko V. I. Competences of professional education (to development of a kompetentnostnogopodkhod)//the higher education in Russia.-№ 11. 2004.

2. Gurye L.I. Design of pedagogical systems: Studies. grant; Cauldron. the state. технол. un-t. - Kazan, 2004. - 212s.

3. Dorozhkin E.M., Zeer E.F. Metodologiya of professional pedagogical education: theory and practice (teoretiko-methodological bases of professional pedagogical education).//Science and education No. 9 2014.

4. Winter I.A. Key competences - a new paradigm of result of education//the Higher education today. - No. 5 2003.

5. Romantsev G. M.-Level professional pedagogical education: teoretiko-methodological bases of standardization: monograph / G. M. Romantsev, V.A. Fedorov, I.V. Osipova, O. V. Tarasyuk. Yekaterinburg: Publishing house of Dews. the state. the prof. - пед. un-that, 2011. 545 pages.

6. Berufsbildungsbericht 2002, herausgegebenvomBundesministerium fur Bildung und Fortbildung. Bonn. 2002. 356 S

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.