Научная статья на тему 'Модель процесса формирования и реализации инвестиционной политики предприятия'

Модель процесса формирования и реализации инвестиционной политики предприятия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
619
263
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / ПРЕДПРИЯТИЕ / ЦЕНТР ФИНАНСОВОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ / МОДЕЛЬ / ПРОЦЕСС / INVESTMENT POLICY / ENTERPRISE / CENTER OF FINANCIAL RESPONSIBILITY / MODEL / PROCESS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Астанин Д. Ю.

В статье рассматривается авторская модель формирования и реализации инвестиционной политики предприятия, разработанная в стандарте IDEF0 и включающая два уровня декомпозиции. Реализация модели позволяет организовать инвестиционный процесс и обеспечить последовательную реализацию интересов владельцев капитала посредством формирования и контроля инвестиционных показателей и их увязки с операционными и финансовыми показателями на стадии разработки инвестиционного портфеля

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MODEL OF FORMATION AND REALIZATION OF THE CORPORATE INVESTMENT POLICY

In this article the author's IDEF0-based model of formation and realization of the corporate investment policy, decomposed into 2 levels, is presented. Such approach allows organize investment process and provide step-to-step realization of investors interests by formation and controlling investment indicators and their interrelation with operation and financial indicators

Текст научной работы на тему «Модель процесса формирования и реализации инвестиционной политики предприятия»

УДК 658.011.12:330.14

МОДЕЛЬ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ ИНВЕСТИЦИОННОЙ

ПОЛИТИКИ ПРЕДПРИЯТИЯ

Д.Ю. Астанин

В статье рассматривается авторская модель формирования и реализации инвестиционной политики предприятия, разработанная в стандарте ГОЕЕ0 и включающая два уровня декомпозиции. Реализация модели позволяет организовать инвестиционный процесс и обеспечить последовательную реализацию интересов владельцев капитала посредством формирования и контроля инвестиционных показателей и их увязки с операционными и финансовыми показателями на стадии разработки инвестиционного портфеля

Ключевые слова: инвестиционная политика, предприятие, центр финансовой ответственности, модель, процесс

Существующие на многих отечественных предприятиях процедуры инвестиционного планирования не всегда позволяют не только обеспечивать реализацию инвестиционных интересов владельцев капитала, но даже проводить качественную оценку эффективности инвестиций. Одной из главных причин этого является низкий уровень организации процессов формирования инвестиционных целей и задач, разработки инвестиционных программ и бюджетов, анализа и оценки эффективности инвестиций. Упорядочение процессов формирования и реализации инвестиционной политики производится путём построения организационных моделей, закрепления их в регламентационной документации, обеспечивающей распределение ответственности, функций, сроков и механизмов их исполнения. Наиболее информативным стандартом моделирования управленческих процессов, позволяющим описать как функциональную составляющую, так и взаимосвязанные с ней информационные потоки, механизмы исполнения, является нотация ГОЕБ 0. На её основе с использованием программноприкладного продукта ВРшп 4.0 в работе произведено моделирование типового процесса формирования и реализации инвестиционной политики предприятия (ФРИПП).

Блоки в модели представляют процесс или функцию. Управляющее воздействие (включая методическое и нормативное обеспечение) отражается входной стрелкой сверху блока. Слева в блок входят информационные потоки. Результатом процесса (отражены стрелками справа от блока) могут быть как информационные, так и управляющие потоки. Стрелками, входящими в блок снизу, показаны ответственные за реализацию процесса лица.

Исходя из стадий политического процесса, ФРИПП нами разделено на четыре базовых этапа, представленных на рис. 1.

Этап инициирования инвестиционной политики осуществляется владельцами капитала предприятия через своих представителей - совет директоров путём согласования собственных интересов с интересами прочих заинтересованных лиц. Для это-

го в его составе может формироваться инвестиционный комитет. Этап предполагает определение целей, задач (инициирование стратегических проектов) и правил (инвестиционные приоритеты, требуемая доходность капитала) политики, а также утверждение сводного инвестиционного бюджета (рис. 2).

Следует обратить внимание, что разработку и обоснование перечисленных целей, задач, бюджета осуществляет ответственное за это подразделение предприятия - центр финансовой ответственности (ЦФО) «Инвестиции». Совет директоров или его профильный комитет определяет приемлемые параметры политики из представленных альтернатив и утверждает окончательный вариант.

Принимаемые цели должны иметь утвержденные контрольно-плановые показатели и их целевые значения, быть согласованы с общей стратегией предприятия, финансовой и маркетинговой политикой и доведены до ЦФО «Инвестиции». Цели определяют ключевые параметры финансовой модели предприятия, позволяющей оценить эффективность инвестиций, сформировать приемлемый для владельцев капитала инвестиционный портфель с учётом различных ограничений. На этапе построения финансовой модели осуществляется балансировка целей и оценка их реализуемости.

Совет директоров, как правило, определяет лишь ключевые задачи политики, инициируя стратегические проекты, оказывающие существенное долгосрочное влияние на конкурентное положение предприятия. Инициацию же текущих инвестиций (замена и ремонт фондов и проч.) осуществляют бизнес-единицы с последующим утверждением на более высоком уровне.

К основным правилам политики, утверждаемым на уровне совета директоров, относятся инвестиционные приоритеты, требования к барьерной ставке отсечения для различных типов проектов, порядок и принципы их обоснования. Эти и другие нормы закрепляются в регламентирующей документации - положениях об инвестиционной и информационной политиках, бюджетных регламентах, положении об инвестиционных проектах и программе и других.

Астанин Дмитрий Юрьевич - ВГТУ, аспирант, Е-шаД: dastanin@ya.ru, тел. 8 (920) 412-9412

Совет директоров ГЦФО "Инвестиции"

Руководители бизнес-единиц

Рис. 1 . Модель процесса формирования и реализации инвестиционной политики предприятия

Совет директоров

Рис. 2 . Процесс инициирования инвестиционной политики предприятия

Как видно из рис. 1-2, утвержденная советом директоров регламентирующая документация выступает управляющим воздействием на процессы формирования, реализации и мониторинга политики. В положениях и регламентах закрепляются ответственность и права, функции, сроки и порядок их исполнения, методы и нормативы, система мотивации и другие правила. Наименее формализованные информационные потоки обозначены в модели пунктирными стрелками.

Для обеспечения организации второго этапа -формирования инвестиционной политики на предприятиях выделяется ответственное подразделение - ЦФО «Инвестиции». На практике такое подразделение может называться отделом (департамен-

том) по инвестициям или стратегическому (корпоративному, перспективному) развитию. В холдингах или крупных предприятиях с несколькими бизнес-единицами выделяется глобальный центр финансовой ответственности (ГЦФО) «Инвестиции», интегрирующий несколько центров инвестиций [1, с.227].

ЦФО «Инвестиции» формируется в дополнение к традиционным центрам затрат, доходов и прибыли с целью формирования, контроля реализации и оценки эффективности инвестиционной политики. Для этого ЦФО осуществляет формирование портфеля на основе анализа и отбора инвестиционных предложений, формируют инвестиционный бюджет и распределяют инвестиционные ресурсы между подчинёнными центрами ответственности.

ГЦФО "Инвестиции" Руководители бизнес-единиц

Рис. 3. Процесс формирования инвестиционной политики предприятия

Таким образом, ЦФО «Инвестиции» выступает посредником между советом директоров (отражающим интересы собственников) и руководителями бизнес-единиц (управляющими непосредственным использованием инвестиционных средств). Это обеспечивает возможность реализации моделей планирования «сверху вниз» (проводится оценка стратегических инвестиционных предложений собственников) и «снизу вверх» (отбор предложений конкурирующих за капитал бизнес-единиц).

Процессы этапа формирования политики представлены на рис. 3. Разработка системы целей и задач осуществляется ЦФО «Инвестиции» на основе ретроспективных данных, параметров текущего и перспективного инвестиционного портфеля предприятия. Для реализации целей и задач определяются планово-контрольные показатели, ответственность за достижение которых закрепляется в регламентирующей документации, включающей также и мотивационные механизмы их достижения.

Помимо перечисленных документов, ЦФО «Инвестиции» осуществляет согласование многих других, прямо связанных с инвестиционной политикой, документов - положения о маркетинговой, дивидендной политике, других составляющих финансовой политики, корпоративной отчётности. Проект разработанных целей, задач и правил направляется на согласование и утверждение в совет директоров.

Инициирование инвестиционных предложений осуществляют как бизнес-единицы (или их ЦФО «Инвестиции»), так и ГЦФО «Инвестиции». Как правило, последний инициирует проекты стратегического, инновационного или социального характера, а также подготавливает заявку на проекты, предложенные собственниками (советом директоров). Утвержденные инициатором заявки далее рассматриваются в ГЦФО. Форма заявки определяется в

регламентной документации, где также устанавливается порядок её согласования (например, с отделом маркетинга, технологами) и прохождения. Как правило, заявка включает цель и описание объекта инвестирования, обоснование необходимости, срочности и рисков неосуществления проекта, качественные, технические и экономические показатели.

Поступившие заявки подлежат регистрации, предварительной оценке и классификации. Каждый класс проектов имеет различные подходы и требования к экспертизе и оценке эффективности - различаются используемые методы, нормативы и барьерные ставки, сроки рассмотрения и порядок согласования. На практике часто выделяются следующие классификационные группы:

- текущие (ремонт, обновление и модернизация оборудования) и стратегические инвестиции;

- коммерческие, социальные, инновационные и др. проекты;

- стандартные и нестандартные проекты.

Заявки, не прошедшие отбор, должны сохраняться в базе данных с целью накопления опыта и возможного пересмотра. По принятым заявкам разрабатываются инвестиционные проекты (для определенных классов), проводится их экспертиза и согласование. Прошедшие проекты ранжируются, включаются в инвестиционную программу определённого периода. На их основе ГЦФО «Инвестиции» формирует различные варианты инвестиционного портфеля предприятия. Параметры портфеля определяются на основе финансовой модели всего предприятия, включающей имеющиеся и новые проекты. На этом этапе оценивается соответствие портфеля стратегии развития предприятия, степень достижения поставленных целей, структура источников финансирования и чувствительность портфеля к рискам. Выбор и утверждение инвестиционного

портфеля осуществляет совет директоров. На этом этапе возможна корректировка целей и задач инвестиционной политики на основе полученных параметров финансовой модели предприятия (рис. 3). Утверждёние инвестиционного портфеля позволяет начать разработку сводного инвестиционного бюджета.

На основе определённых в бюджете параметров осуществляются процессы привлечения и вложения капитала предприятия на этапе реализации

Привлечение капитала осуществляют кредитный отдел (заёмное финансирование) и отдел по связям с инвесторами (привлечение собственного капитала), однако параметры и объёмы финансирования должны определяться на основе финансового моделирования по согласованию с ГЦФО «Инвестиции». Ответственными за операционные показатели эффективности использования инвестиций являются руководители бизнес-единиц.

На достижение показателей эффективности инвестиционной политики влияют как показатели затрат на привлечение капитала, так и операционные показатели его использования. Ни на те, ни на другие ГЦФО «Инвестиции» прямого влияния оказать не может. Однако его задачей является выстраивание такой системы показателей эффективности политики, которая позволяла бы достигать плановые значения интегральных инвестиционных целей предприятия при достижении плановых значений финансовых, операционных, маркетинговых и прочих подразделений. Так распределяется ответственность за достижение инвестиционных целей предприятия, носящих интегральный характер.

Результатом инвестиционной политики является получение и выплата инвестиционного дохода

- проценты по заёмным средствам, дивиденды и

инвестиционной политики. Как определено нами в работе [2], реализация политики - есть реализация целей, задач и принципов в текущей деятельности предприятия. Участниками вложения и работы капитала являются практически все подразделения и бизнес-процессы (в понимании термина, приведённом в работе [3]) предприятия, оказывая, таким образом, влияние на реализацию политики. Базовые процессы рассматриваемого этапа выделены нами с позиции их экономического содержания (рис. 4).

рост стоимости акций для собственников. Осуществление поиска инвесторов, мероприятий по оптимизации затрат на капитал и других функций, прямо влияющих на реализацию и эффективность инвестиционной политики, выполняют специалисты по управлению взаимоотношениями с инвесторами.

Завершающим этапом процесса ФРИПП выступает мониторинг реализации и оценка эффективности инвестиционной политики (рис. 5).

Ответственность за реализацию процессов возлагается на ГЦФО «Инвестиции». Для этого в регламентирующей документации определяются порядок, формы и сроки предоставления информации подразделениями, ответственными за реализацию инвестиционных проектов и мероприятий, а также осуществляющих их финансирование. Также определяется регулярность мониторинга и оценки эффективности, компетенции подразделений по осуществлению корректирующих управляющих воздействий.

Задачей первого процесса рассматриваемого этапа является выявление отклонений установленных параметров от плановых значений (операционных показателей эффективности, сроков строительства и введения в эксплуатацию, порядка финансирования и др.).

Кредитный отдел Руководители бизнес-единиц Общее собрание акционеров Отдел по связям с инвесторами

Рис. 4. Процесс реализации инвестиционной политики предприятия

ГЦФО "Инвестиции"

Рис. 5. Процесс мониторинга реализации и оценки эффективности инвестиционной политики предприятия

Выявляются причины отклонений, их виновники и возможные последствия. Второй процесс позволяет осуществлять контроль текущей эффективности инвестиционных проектов и политики предприятия в целом, а также её прогноз. Здесь же проводится ретроспективный анализ завершённых проектов с целью накопления опыта и аналитической информации. Результаты процессов служат основой для реализации корректирующих воздействий посредством принятия решений:

- об изменении параметров проектов и политики в целом (корректировке показателей эффективности, нормативов, сроков реализации, объёмов финансирования);

- реализации мотивационных механизмов или их изменения;

- об исправлении отклонений и ошибок (согласование и ускорение принятия решений, повышение ответственности);

- приостановке или выходе из проектов.

Таким образом, на представленных рисунках

стрелка результатов мониторинга и оценки эффективности означает не только информацию (оформляемую в виде отчёта о результатах), но и принятые управленческие решения, позволяющие скорректировать инвестиционный процесс.

Воронежский государственный технический университет

Разработанная модель процесса ФРИПП позволяет сформировать на предприятии собственные регламенты реализации инвестиционной политики. Состав функций модели обеспечивает закрепление ответственности за достижение целей и задач инвестиционной политики, носящих интегральный характер и зависящих от эффективности работы операционных, маркетинговых, финансовых и других подразделений. Планирование, реализация и контроль всей совокупности инвестиционных решений предприятия позволяет на постоянной основе отслеживать и регулировать эффективность использования всего капитала предприятия и реализовывать, таким образом, интересы их владельцев.

Литература

1. Теплова, Т.В. Инвестиционные рычаги максимизации стоимости компании. Практика российских предприятий / Т.В. Теплова. - М. : Вершина, 2007. - 272 с. -ISBN 5-9626-0321-4. - ISBN 978-5-9626-0321-6.

2. Астанин Д.Ю., Букреев А.М. К вопросу о сущности инвестиционной политики предприятия // Известия ОрелГТУ. Серия: Социально-экономические и гуманитарные науки. 2008. № 4/206(552). С. 127-132.

3. Астанин, Д.Ю. Уточнение сущности понятия «бизнес-процесс» // Экономинфо : науч.-практ. журн. -2006. - № 5. - С. 47-50. - ISSN 1819-6330.

THE MODEL OF FORMATION AND REALIZATION OF THE CORPORATE INVESTMENT POLICY D.Yu. Astanin

In this article the author's IDEFO-based model of formation and realization of the corporate investment policy, decomposed into 2 levels, is presented. Such approach allows organize investment process and provide step-to-step realization of investors interests by formation and controlling investment indicators and their interrelation with operation and financial indicators

Keywords: investment policy, enterprise, center of financial responsibility, model, process

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.