Научная статья на тему 'МОДЕЛЬ ПРОГРАММЫ КОРРЕКЦИИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ВРАЧЕЙ СТОМАТОЛОГОВ'

МОДЕЛЬ ПРОГРАММЫ КОРРЕКЦИИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ВРАЧЕЙ СТОМАТОЛОГОВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
21
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ / ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ СФЕРА ЛИЧНОСТИ / МОДЕЛЬ ПРОГРАММЫ КОРРЕКЦИИ / ВРАЧИ СТОМАТОЛОГИ / EMOTIONAL BURNOUT / EMOTIONAL SPHERE OF PERSONALITY / MODEL OF CORRECTION PROGRAM / DENTISTS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Стоянова Е.И., Юлдашева З.Х.

В статье рассматривается модель программы коррекции эмоционального выгорания врачей стоматологов. Разработка модели обусловлена проведённым эмпирическим исследованием, на основании которого определены высокие показатели эмоционального выгорания врачей, что и позволило разработать модель программы коррекции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODEL OF THE PROGRAM FOR CORRECTION OF EMOTIONAL BURNOUT OF DENTISTS

The article considers the model of the program for correction of emotional burnout of dentists. The development of the model is due to an empirical study, based on which high indicators of emotional burnout of doctors were determined, which allowed us to develop a model of the correction program.

Текст научной работы на тему «МОДЕЛЬ ПРОГРАММЫ КОРРЕКЦИИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ВРАЧЕЙ СТОМАТОЛОГОВ»

УДК 159.9

Стоянова Е. И., к. психол. н.

доцент

кафедра «Клинической психологии и психотерапии с курсом ПО» Красноярский государственный медицинский университет

им. проф. В. Ф.Войно-Ясенецкого

Юлдашева З.Х. студент 6 курса

Медико-психолого-фармацевтический факультет

Россия, г. Красноярск МОДЕЛЬ ПРОГРАММЫ КОРРЕКЦИИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ВРАЧЕЙ СТОМАТОЛОГОВ

Аннотация: в статье рассматривается модель программы коррекции эмоционального выгорания врачей стоматологов. Разработка модели обусловлена проведённым эмпирическим исследованием, на основании которого определены высокие показатели эмоционального выгорания врачей, что и позволило разработать модель программы коррекции.

Ключевые слова: эмоциональное выгорание, эмоциональная сфера личности, модель программы коррекции, врачи - стоматологи.

Stoyanova E.I., candidate of psychological Sciences, associate Professor of the Department of Clinical psychology and psychotherapy with a course IN"

Krasnoyarsk state medical University them. after Professor V. F. Voyno-Yasenetsky

Russia, Krasnoyarsk Yuldashev Z.Kh. student

6th year, Medical-psychological-pharmaceutical faculty

Russia, Krasnoyarsk MODEL OF THE PROGRAM FOR CORRECTION OF EMOTIONAL BURNOUT OF DENTISTS

Abstract: the article considers the model of the program for correction of emotional burnout of dentists. The development of the model is due to an empirical study, based on which high indicators of emotional burnout of doctors were determined, which allowed us to develop a model of the correction program.

Keywords: emotional burnout, emotional sphere of personality, model of correction program, dentists.

Для осуществления программы коррекции нами была предпринята попытка выделить две группы: экспериментальная (10 человек) и контрольная (10 человек) группа из общей выборочной совокупности (30 человек). Целью выделения является проверка гипотезы, о том, что разработанная нами программа коррекции выявленных симптомов эмоционального выгорания , является эффективной.

Необходимо отметить, что представленные группы одинаковы и взяты

из общей выборочной совокупности.

В экспериментальной группе у 50% участников присутствуют признаки сформированности первой фазы («стадия напряжения» по методике В. В. Бойко «Диагностика уровня эмоциональной деформации»), которые указывает на наличие симптомов эмоционального выгорания , в виде нарастающей раздражительности, накапливающегося отчаяния и негодования. Симптомы неудовлетворенности собой, избранной профессией, занимаемой должности, конкретными обязанностями, приводят к возникновению чувства замкнутого круга «Я и обстоятельства. Чувства неудовлетворенности работой и собой порождают мощные переживания ситуативной или личной тревоги, разочарования в себе, профессии, в конкретной должности или месте работы, тем самым возникает ощущение «загнанности в клетку», что приводит к развивающемуся стрессу.

В экспериментальной группе у 50% участников присутствуют признаки сформированности второй фазы («стадия резистенции» по методике В. В. Бойко «Диагностика уровня эмоциональной деформации»), которые указывает на наличие симптомов эмоционального выгорания , в виде не проявления должного эмоционального отношения к окружающим субъектам (экономное проявление эмоций). Участники сдерживают реакции на сильные раздражители, лаконично выражая несогласие, не применяя категоричность и грубость. При этом профессионал неадекватно «экономит» на эмоциях, ограничивает эмоциональную отдачу за счет выбранного реагирования в ходе рабочих контактов. Симптом «редукции профессиональных обязанностей», обозначает упрощение, т.е. участники в профессиональной деятельности, проявляют попытке облегчить или сохранить обязанности, которые требуют эмоциональные затраты. Подобные мысли и оценки, бесспорно, свидетельствуют о развивающейся эмоционального выгорания .

В экспериментальной группе у 40% участников присутствуют признаки сформированности третьей фазы («стадия истощения» по методике В. В. Бойко «Диагностика уровня эмоциональной деформации»), которые указывают на симптомы психосоматических и психовегетативных нарушений (например, мысль о работе вызывает плохое настроение, дурные ассоциации, чувство страха, сосудистые реакции, обострение хронических заболеваний). К профессионалу приходит ощущение, что эмоционально он уже не может помогать субъектам своей деятельности. Не в состоянии войти в их положение, сочувствовать и сопереживать, оказывать воздействие на ситуации, которые побуждают и усиливают интеллектуальную, волевую и нравственную отдачу. Личность почти полностью исключает эмоции из сферы профессиональной деятельности. Реагирование без чувств и эмоций наиболее яркий симптом «выгорания». Он свидетельствует о эмоционального выгорания личности и наносит ущерб окружающим. У профессионала возникает ощущение личностной отстраненности. Проявляется оно в широком диапазоне умонастроений и поступков профессионала в процессе общения.

Благодаря выявленным у групп врачей стоматологов личностных особенностей, в том числе имеющихся различных стадий формирования фаз эмоционального выгорания (по методике «Диагностика уровня эмоциональной деформации» В.В. Бойко), мы разработали коррекционную программу для снижения выявленных тенденций у экспериментальной группы. Коррекционная программа, включающая в себя трехдневный цикл занятий.

Цель коррекционной работы направлена на снижение выявленных симптомов фаз: напряжения, резистенции и истощения. Важным аспектом данной программы, является нормализация эмоционально - психологического состояния врачей стоматологов .

Коррекционных программа направлена на решение следующих задач:

1. Обучение навыкам саморасслабления, приемам релаксации и медитации (данный комплекс занятий направлен на снятие фазы напряжения и резистенции);

2. Развитие навыков межличностного взаимодействия, отработка навыков регуляции эмоций, распознавания отношения к себе других людей (данный комплекс занятий направлен на снятие фазы истощения и резистенции);

3. Развитие концентрации внимания, осознание качества профессионального роста, восстановление физических и психических сил работников (восстановление работоспособности).

Категория участников: тренинг разработан для нормализации эмоционально - психологического состояния.

Состав группы: оптимальная численность 7-10 человек (группа скомплектована в результате проведенной психодиагностической работы)

Время проведения: тренинг рассчитан на трехдневный курс занятий по 90 минут (общая продолжительность 270 минут (4,5 часа)).

Критерии включения в программу коррекции :

• Возраст 21-43 лет;Высокие показатели эмоционального выгорания;

• Высокие показатели напряжения; Высокие показатели резистенции;

• Высокие показатели деперсонализации; Высокие показатели профессионального достижения;

• Высокие показатели интегрального выгорания.

Критерии исключения в программу коррекции :

• Возраст 21 -43 лет;

• Низкие показатели эмоционального выгорания;

• Низкие показатели напряжения;

• Низкие показатели резистенции;

• Низкие показатели деперсонализации;

• Низкие показатели профессионального достижения;

• Низкие показатели интегрального выгорания.

Данная коррекционная программа разработана с учетом следующих принципов:

1. Принцип оптимистического подхода. Предполагает отсутствие осуждения и негативных оценок. Организация «атмосферы успеха», вера в положительный результат участников, поощрение достижений.

2. Принцип активности всех участников.

3. Принцип взаимодействия всех участников и доброжелательное отношение друг к другу.

4. Принцип учета объема и степени разнообразия материала. Занятия не должны быть перегружены материалом. В тоже время различная тематика и неповторяющиеся техники позволяют сформировать интерес и дополнительную мотивацию участников программы;

5. Принцип единства развития (коррекции) и диагностики. Первые занятия позволяют, выявит актуальные уровни участников, интенсивность трудностей, индивидуальные характеристики. Во время реализации коррекционной программы, необходимо отслеживание динамики изменений эмоционального состояния до и после занятий. В конце цикла занятий, проводиться диагностика, с целью отслеживания динамики изменений в личностном, мотивационном или профессиональном плане.

6. Принцип обратной связи. После проведенного специально ориентированного упражнения должно быть обсуждение, в виде обязательной рефлексии.

Занятия можно разделить на три блока:

1. Организационный момент (знакомство, ритуал приветствия всех участников группы);

2. Основная часть (упражнения направленные на реализацию поставленных задач данной программы: развитие навыков межличностного взаимодействия, отработка навыков регуляции эмоций, распознавания отношения к себе других людей; развитие концентрации внимания, осознание качества профессионального роста, восстановление работоспособности);

Использованные источники:

1. Айзман Р.И., Кривощеков С.Г. Психофизиология / Учебное пособие / Москва, 2015. Сер. Высшее образование

2. Акимова О.В., Аранович И.Ю. Коммуникативная компетентность студентов медицинского вуза / Бюллетень медицинских интернет-конференций. 2016. Т. 6. № 5. С. 747.

3. Андриянова Е.А., Чернышкова Е.В., Сидельников С.А., Долгова Е.М. Риск-коммуникация как фактор институционализации медицины / Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). 2017. Т. 8. № 3-1. С. 69-79.

4. Базаркина М.Н., Ступникова Е.Д. О роли эмпатии в отношениях врач-пациент / Бюллетень медицинских интернет-конференций. 2017. Т. 6. № 1. С. 104-105.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.