Научная статья на тему 'Модель профильного химического образования в системе образовательного кластера'

Модель профильного химического образования в системе образовательного кластера Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
108
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ НЕФТЕХИМИЧЕСКИЙ КЛАСТЕР / РЕГИОНАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ / ПРОФИЛЬНАЯ ХИМИЧЕСКАЯ ШКОЛА / PETROCHEMICAL CLUSTERS / REGIONAL MODEL / PROFILE CHEMICAL SCHOOL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гарайшина Э. Г., Гарайшина Н. С.

В статье обосновывается идея введения профильной химической школы в систему образовательного нефтехимического кластера, что дает возможность приблизить обучение к реальным потребностям региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article explains the idea of introducing the chemical profile of the educational system of schools in the petrochemical cluster, which makes it possible to bring the learning to the real needs of the region

Текст научной работы на тему «Модель профильного химического образования в системе образовательного кластера»

Э. Г. Гарайшина, Н. С. Гарайшина

МОДЕЛЬ ПРОФИЛЬНОГО ХИМИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО КЛАСТЕРА

Ключевые слова: образовательный нефтехимический кластер, региональная модель, профильная химическая школа.

В статье обосновывается идея введения профильной химической школы в систему образовательного нефтехимического кластера, что дает возможность приблизить обучение к реальным потребностям региона.

Key words: petrochemical clusters, regional model, profile chemical school

The article explains the idea of introducing the chemical profile of the educational system of schools in the petrochemical cluster, which makes it possible to bring the learning to the real needs of the region.

Системообразующей целью промышленной политики в условиях вождения России в мировое рыночное пространство является повышение национальной конкурентоспособности. Решение создания благоприятствующих условий для наиболее полной реализации национального научно-технического и образовательного потенциала, а также кадрового обеспечения промышленных отраслей видится в формировании образовательных кластеров [1].

Образовательный кластер как объект государственной поддержки - кооперация малых, средних, крупных предприятий, организаций, научноисследовательских институтов, профессиональных школ разного уровня на основе принципа территориальной локализации с получающими специальную поддержку приоритетами, обозначенными в рамках национальной промышленной политики.

Предприятия, составляющие кластер, находятся во взаимосвязи таких форм, как добыча и поставка сырья, оборудования; научноисследовательская и инновационная деятельность; обучение и консультационное сопровождение и т.п. Именно в рамках кластера возможно укрепление международной конкурентоспособности, так как важной отличительной чертой образовательного кластера являются факторы интеллектуальной составляющей и инновационной ориентированности [2].

11 ноября 2011 года на заседании президиума Государственного совета РФ в г. Хабаровске Президент России Дмитрий Медведев поручил Правительству провести конкурентный отбор пилотных проектов территориальных кластеров и разработать механизм их поддержки. С этой целью в Татарстане разработан проект развития Камского инновационного территориально-производственного кластера.

На данной территории сосредоточен основной образовательный, научно-технический и инновационный потенциал республики. Нефтехимический комплекс Татарстана объединяет предприятия, сфера деятельности которых лежит в области добычи, переработки природного сырья (нефти, попутных газов), производства нефтехимической и химической продукции, продукции конечной переработки нефти. Основные предприятия, обеспечивающие более 95 % всего объема реализации продукции нефтегазохимического комплекса, являются бюдже-то- и градообразующими предприятиями Татарста-

на. Это предприятия ОАО «Татнефть», ОАО «Нижнекамскнефтехим», ОАО «Таиф-НК», ОАО «Ниж-некамскшина», ОАО «Казаньоргсинтез» и др.

Необходимыми предпосылками для осуществления радикальных нововведений, внедрения прорывных технологий являются традиционно сильные научные школы и высокий образовательный уровень инженерных и рабочих кадров. Таким образом, факторы интеллектуальной составляющей становятся важной отличительной чертой промышленного кластера [3].

В Татарстане сегодня созданы реальные предпосылки для интеграции образовательных учреждений, научно-производственных и социальноэкономических структур. Научно-технический потенциал региона, связанного с деятельностью нефтехимического комплекса, представлен Академией наук Республики Татарстан, Казанским научным центром Академии наук РФ, Казанским научноисследовательским технологическим университетом, НИИнефтепромхим, ИОФХ им. Арбузова,

ВНИИУС и другими отраслевыми исследовательскими институтами.

Замысел образовательного нефтехимического кластера состоит в том, чтобы появился реальный заказчик кадров в лице предприятия или ассоциации предприятий. Крупные предприятия в состоянии полностью ввести в свой состав учебные заведения при сохранении бюджетного финансирования по нормативному принципу.

Ведущими учебными заведениями образовательного нефтехимического кластера Республики Татарстан являются: Казанский научно-

исследовательский технологический университет, учреждения СПО - Казанский технологический колледж, Нижнекамский нефтехимический колледж, Лениногорский нефтяной техникум, учреждения НПО - профессиональные лицеи и училища Казани, Набережных Челнов, Нижнекамска, Альметьевска, Лениногорска и Бугульмы.

Как показали исследования, в ближайшие годы существенно увеличится численность работников нефтехимической и нефтеперерабатывающей отрасли, выходящих на пенсию, в том числе квалифицированных рабочих.

Одно из направлений решения проблемы восполнения существующего дефицита трудовых ресурсов как рабочих специальностей, так и высо-

коклассных специалистов для предприятий отрасли - введение профильных химических школ, в которых реализуется возможность получения начального профессионального образования, в систему образовательного нефтехимического кластера [4].

Включение профильных химических школ в образовательный нефтехимический кластер позволяет осуществить раннюю профориентацию учащихся, дает возможность организации производственной практики на базе предприятий и научнотехнических центров, приблизить обучение к реальным потребностям региона.

Переход на начальное профессиональное обучение на базе средней профильной школы позволяет существенно повысить эффективность расходов на подготовку рабочих кадров. Позволяет уменьшить период подготовки по большинству рабочих профессий с 2 лет 10 месяцев до 5-6 месяцев, то есть эффективность работы УНПО, его пропускная способность увеличится в 5-6 раз. Кроме того, это позволит сократить время, через которое специалист поступит на предприятие.

Эффективная реализация педагогически условий для формирования начальных профессиональных знаний и навыков возможна при технологии обучения, представляющей собой целостную дидактическую систему, позволяющую наиболее эффективно, с гарантированным качеством решать педагогические задачи. Нами теоретически обоснована и сконструирована региональная модель профильного химического образования с начальным профессиональным образованием, ориентированная на потребности образовательного нефтехимического кластера.

Под региональной моделью профильного химического образования понимается совокупность дидактических условий, соответственных намеченным целям и определяемых содержанием, методами и средствами управления процессом обучения. Предложенная региональная модель выполняет обучающую, развивающую и профессиональноадаптивную функцию.

Начальное профессиональное образование в условиях профильной школы предполагает решение следующих задач: усвоение учащимися знаний об окружающем мире; приобретение учащимися практических навыков и умений при выполнении лабораторных работ; вовлечение учащихся в доступный научный поиск; профессиональная подготовка рабочих кадров с учетом интересов региона; профессиональное самоопределение учащихся.

В качестве основных принципов для проектирования составляющих данной системы в соответствии с ее целями и задачами выделены принципы региональности, оптимального сочетания фундаментальности и профессиональной направленности, преемственности, интенсификации обучения, самостоятельности, познавательной и творческой активности, модульности, дифференциальности. Принцип региональности предполагает включение регионального компонента в содержание обучения. Принцип оптимального сочетания фундаментальности и профессиональной направленности, а также

дифференциации, предполагает реализацию возможности выбора вектора развития выпускника с учетом его потребностей и способностей. Принцип преемственности предполагает соотнесенность школьной подготовки с междисциплинарными связями в вузе. Принцип интенсификации обучения предполагает повышение эффективности обучения не за счет количества часов, а за счет новых технологий. Принцип самостоятельности познания реализует стремление к самостоятельности к выполнению требований преподавателя. Принцип познавательной и творческой активности реализуется как в урочной так и внеурочной деятельности, например на ученических научно-практических конференциях. Принцип модульности реализуется через использование элементов модулей на уроках химии и профессионального обучения.

Региональная модель системы начальной профессиональной подготовки реализуется через взаимосвязанные этапы: допрофессиональный, профессиональный, практический, этап поступления в вуз и трудоустройства.

Деятельность учителя и ученика предполагает использование различных технологий, методов и форм обучения. Технологии обучения, используемые в профильной химической школе с начальным профессиональным образованием: личностно-

ориентированные технологии сотрудничества, проблемно-модульные. Методы обучения: алгоритмизированный, проблемный, поисковый, метод выполнения творческих работ с элементами исследования. Формы обучения: индивидуальная, групповая,

фронтальная, самообразование.

Реализуется деятельность учителя и ученика через учебно-методическое обеспечение: учебные планы (базовый компонент спецпредметы спецкурсы), программы спецпредметов и спецкурсов, базовые, адаптированные и авторские учебнометодические пособия.

Информационно-содержательная часть может быть реализована через информацию о предприятиях региона, факты и примеры из различных сфер человеческой деятельности, задачи прикладного содержания, реализацию практической части курса и исследовательскую деятельность, производственную практику.

Базисный план профильной химической школы предусматривает сокращение учебной нагрузки за счет обязательных предметов и увеличения доли учебного времени для направлений отвечающих потребностям школьников. Он позволяет вводить профильное обучение на старших ступенях школы, сочетать возможности регионализации содержания профильного обучения с обеспечением необходимого уровня общего среднего образования. Вузовский компонент включен как в базовый компонент предметов (спецпредметы), так и в компонент предметов по выбору (спецкурсы). По окончании недельной производственной практики на профильном предприятии учащиеся школы защищают проекты и получают по итогам экзаменов квалификацию «лаборант химического анализа II или III разряда». Практика на производственном предпри-

ятии существенно расширяет социальное пространство школьников.

В качестве критериев сформированности знаний и умений выпускника профильной химической школы с начальным профессиональным образованием нами были приняты уровень сформиро-ванности интеллектуальных умений; результаты единого государственного экзамена по химии; процент поступаемости в профильный вуз и параллельно с обучением в вузе работающих по профилю, уровень рационального обучения в школе. За основу мы взяли методику расчета рациональной организации труда в школе, используемую Московским комитетом образования для аттестации и аккредитации школ [5].

Введение профильной школы в систему образовательного нефтехимического кластера позволяет более полно реализовать образовательный и научный потенциал вузов и учебных центров предприятий в производственно-интегрированной системе «профильная школа - вуз - НИИ - производство». Это сотрудничество может быть реализовано и в части согласования учебных программ, содержательной части теории и практики спецпредметов и спецкурсов.

Обеспечение конкурентоспособности специалиста на рынке труда, его успешная профессиональная деятельность зависят от многих факторов: знания фундаментальных основ дисциплин, сфор-мированности познавательных умений и навыков,

творческой активности, способности воспринимать и анализировать новую информацию, сформирован-ности практических умений и навыков, превращение их в профессиональные навыки и умения. Включение профильной химической школы в образовательный нефтехимический кластер позволяет осуществить раннюю профориентацию учащихся, дает возможность организации практики на базе предприятий и научно-технических центров, приблизить обучение к реальным потребностям региона.

Литература

1. Концепция профильного обучения на старшей ступени профильного образования (приказ МО РФ от 18.02.02 г. №2783).

2. Цейтлин, Р.С. Инновационное развитие муниципальных образований в регионах с преобладанием нефтехимического профиля производства / Р.С. Цейтлин, Р.А. Муса-ев // Вестник КНИТУ. - 2011. - №3. - С. 224-233.

3. Журавлева, М.В. Региональная система опережающей профессиональной подготовки кадров для нефтехимического комплекса / М.В. Журавлева // Вестник КНИТУ. -2011. - №2. - С. 318-323.

4. Гарайшина, Э.Г. Формирование практических навыков на уроках химии в профильной химической школе / Э.Г. Гарайшина // Вестник КНИТУ. - 2011. - №3. - С. 269-272.

5. Гарайшина, Э.Г. Региональная модель профильного химического образования в условиях образовательного кластера.: дис. канд. пед. наук: 13.00.08: защищена 31.10.07: утв. 21.03.08 / Гарайшина Эльмира Гаптелаха-товна.- Казань-2007.-265 с.

© Э. Г. Гарайшина - канд. пед. наук, доц. каф. ПАХТ Нижнекамского химико-технологического института КНИТУ, е1шгга-garaishina@mai1.ru; Н. С. Гарайшина - магистр каф. аналитической химии, сертификации и менеджмента качества КНИТУ, ne1ya-garaishina@mai1.ru.

Все статьи номера поступили в редакцию журнала в период с 1.06.12. по 25.07.12.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.