Научная статья на тему 'Модель профессионально ориентированного обучения на этапе довузовской подготовки'

Модель профессионально ориентированного обучения на этапе довузовской подготовки Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
268
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕЛЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ДОВУЗОВСКАЯ ПОДГОТОВКА / MODEL / PROFESSIONAL-FOCUSED TRAINING / PRE-UNVERSITY PREPARATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кулик Алла Дмитриевна

В данной статье предлагается модель профессионально ориентированного обучения на этапе довузовской подготовки, которая базируется на компетентностном подходе, на учении о речевой деятельности, на принципах проблемного обучения, использует активные формы работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кулик Алла Дмитриевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A model of functional orientate education during the pre-university training

This article contains a model of functional orientate education during the pre-university training, which is based on the competency building approach, the theory of speech and principles of problem education. This model applies active forms of work.

Текст научной работы на тему «Модель профессионально ориентированного обучения на этапе довузовской подготовки»

13. Джинчвелашвили, И. Т. Развитие учебной мотивации школьников в условиях дополнительного образования [Текст] / И. Т. Джинчвелашвили / Сибирский педагогический журнал. - 2008. - № 2. - С. 339-344.

УДК 808.2

А. Д. Кулик, A. D. Kulik.

Кандидат педагогических наук, доцент, Российского университета дружбы народов, кафедры русского языка № 3, [email protected], Москва

Post-graduate student, Russian university of Peoples Friendship Russian Language chare № 3, [email protected], Moscow

МОДЕЛЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ НА ЭТАПЕ ДОВУЗОВСКОЙ ПОДГОТОВКИ

Основой создания единого европейского пространства выступает новая логика построения фундаментального баланса научного знания. Если принципом классического образования являлась эволюция знания, то сегодня - интеграция.

Принцип фундаментализации образования тесно связан с принципом профессионализации, практической направленности каждого учебного предмета на формирование разнообразных компетенций - комплекса актуальных знаний, навыков, умений, позволяющих выпускнику подготовительного факультета включиться в учебную деятельность на I курсе.

Актуальной остаётся «проблема соотношения обучения русскому языку и научной дисциплине; выбор оптимальной стратегии, ведущей к достижению намеченной коммуникативной цели; соотношение языка науки и общего языка (общелитературного стандарта), их специализированное преподавание и др.» [Митрофанова 2005: 278].

В данной статье мы представляем модель профессионально ориентированного обучения на этапе довузовской подготовки.

Как известно, модель обучения - это индивидуальная интерпретация на занятиях метода обучения применительно к конкретным целям и условиям работы. Модель служит определённым опосредующим звеном для передачи нашего представления об учебной деятельности на научно-эмпирическом уровне [Азимов, Щукин 1999: 159].

Предложенная модель базируется на компетентностном подходе, на учении о речевой деятельности, на принципах проблемного обучения, использует активные формы работы.

Триада «знания - умения - навыки» (ЗУН) для описания интегрированного результата образовательного процесса недостаточна. ЗУНы переходят из итоговых в разряд промежуточных целей. Отмечается тенденция движения от понятия квалификации к понятию компетенции. Единицей отсчёта становится модуль, вбирающий в себя целое направление и обеспечивающий определённые группы компетенций.

Особенностью модели профессионально ориентированного обучения на этапе довузовской подготовки является то, что ставятся и решаются три цели обуче-

МОДЕЛЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННОГО ...

ния: во-первых, развитие умений общаться на языке специальности; во-вторых, совершенствование личных качеств и способностей учащихся; в-третьих, развитие творческого профессионального потенциала учащихся.

Мы предлагаем рассматривать такую модель подготовки, которая, с одной стороны, позволила бы использовать традиционные компоненты профессионально ориентированного обучения, такие, как работу с текстами общеобразовательных дисциплин; изучение особенностей языка и конструкций НСР; работу со словарной статьёй, с текстами по специальности; а также определить новые компоненты, активизирующие в речи не только термин общенаучный, но и узкоспециальный; сформировать лексикон с учётом будущей специальности учащихся и ввести в него коммуникативную компоненту.

Модель профессионально ориентированного обучения на этапе довузовской подготовки представленана рисунке.

Научный стиль речи

Формирование активного терминологического запаса будущего специалиста |

Модуль: Модуль: Модуль:

«Пропедевтика» «Введение в «Работа с газетой»

специальность»

Модуль: «Работа со словарём» «Работа с терминами, с базисными внутри- и межпредметными понятиями»

Модель профессионально ориентированного обучения на этапе довузовской подготовки

Целью профессионально ориентированного обучения на этапе довузовской подготовки будет являться формирование активного терминологического запаса будущего специалиста.

Для реализации принципа интеграции в условиях многомерности современного пространства, времени и действия необходимо выделить сетевые связи между дисциплинами и выявить интегрирующее ядро, которое удерживает вокруг себя определенную практику знаний. Точкой отсчета становятся не базовые дисциплины, а интегрирующие.

Задачами обучения в модуле «Пропедевтика» будут: изучение языковых элементов синтаксиса НСР; типы текстов НСР, где обозначены термины с их деривационными, парадигматическими и синтагматическими связями; знакомство с общенаучной лексикой, что позволит уже на начальном этапе обучения формировать лексикон будущего специалиста.

Задачами обучения в модуле «Введение в специальность» являются: знакомство с системой текстов по специальности; формирование терминологического минимума специальности; создание тематически организованных словников по специальности; знакомство с базисными и межпредметными понятиями.

Материалы СМИ, в частности газетная статья, может рассматриваться как источник актуальной профессиональной информации, источник терминологической лексики. Общенаучный термин не «перекрывает» всего поля профессиональной коммуникации, поэтому газетная статья может демонстрировать термин, вошедший в общелитературный язык и предъявленный в знакомых конструкциях научного стиля речи, выявляет новые связи терминов. Такая статья имеет небольшой объём, чёткую структуру текста, краткость изложения, она стилистически выдержана. В неё наблюдается повторяемость лексики, конструкций, тем, способов синонимической замены, типизирована структура, ограничен набор лексических и синтаксических средств.

При работе с материалами СМИ, в частности с газетной статьёй, необходимо учитывать не только лингвистические особенности, но и особенности самой тематики. Подлежащие изучению темы можно разделить на стабильные и так называемые «дополнительные». Стабильные темы составляют ядро тематики. Однако материалы по газетно-публицистическому стилю речи отражают ту область жизни, которая претерпевает постоянные изменения, находится в развитии. Поэтому целесообразно сочетать работу над стабильными темами с изучением тем, которые связаны с актуальными текущими событиями и которые условно можно назвать «дополнительными» темами. Например, тема «Политические партии» будет стабильной, а адаптированная статья «Сурков объявил политический квартет» (от 2 июня 2008 года из «Независимой газеты») будет нестабильной темой, отражающей текущие события и соотношение сил на политической арене. Привлечение этих двух видов учебных материалов обеспечивает такое изучение каждой темы, которое даёт студентам глубокие знания, основывающиеся на конкретных фактах и актуальных событиях, что представляется особенно важным для аргументированного изложения своей точки зрения в акте коммуникации на языке специальности.

Следовательно, третья позиция модуля «Работа с газетой» в вышеуказанной таблице условна, и нами расположена после модуля «Введение в специальность», так как активнее используется во II семестре.

Задачи обучения в модуле «Работа с газетой», как мы полагаем, следующие: обучение способам синонимической замены, накопление терминологического запаса, введение дефинитивных текстов при пересказе статьи, создание тематически организованных словников по специальности.

Исследователи языка газеты отмечали его близость с языком научного текста (Солганик Г. Я., Терехова В. С. и др.), обращали внимание на то, что газетно-публицистическому стилю свойственна точность номинации, лаконизм выражений, однозначность, стандартизованность.

Газетное слово обращено ко всем категориям читателей, и это делает его универсальным, определяет принцип отбора речевых средств.

Одной из важнейших особенностей этого взаимодействия является удивительная «легкость» вхождения терминологической лексики в газетный язык. Это происходит потому, что «термины не противоречат природе публицистики, напротив они близки газетно-публицистическому стилю точностью номинации, глубиной обобщения, однозначностью, лаконизмом выражений, составляющими один из важнейших компонентов эстетического идеала газетно-публицистического стиля» [Солганик: 120].

За дидактическую основу обучения в модуле «Язык газеты» мы взяли газетный информационный текст, так как «обучение на произведениях научно-популярного

174

МОДЕЛЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННОГО ...

подстиля не даёт ожидаемых результатов. Обилие экспрессивных и эмоционально-оценочных языковых средств, употребления слов в образных, переносимых значениях затрудняет восприятие» [Мотина: 97]. В то время как информативный газетный текст, как правило, имеет четко выраженную структуру, небольшой объем, изложение в нем логично, лаконично, стилистика текста близка научному, опирается на те же конструкции. В большом количестве в таком тексте используются отглагольные существительные, причастные, деепричастные обороты, придаточные определительные, безличные и неопределенно-личные конструкции, что характерно для научного стиля. Термин в них однозначен, введен в конструкцию научного стиля, уже знакомую по работе с общенаучными текстами.

Газета обладает оптимальной для учебных целей организацией лексики: повторяемостью тем, наличием постоянных рубрик. Повторяемость тем обусловливает однородность их безэквивалентной лексики и фоновых слов по темам, выделить ключевые слова, аккумулирующие те знания носителей языка, которые делают возможным сам факт коммуникации.

Следует отметить и тот факт, что ни одна статья не повторяет быстро устаревающей информации, а вводит новую в рамках широкой темы. Актуальность такой информации поддерживает мотив дальнейшего совершенствования языка с целью повышения профессиональной компетенции и повышает самооценку учащихся, которые уже на начальном этапе обучения иностранному языку чувствуют себя способными читать газету на чужом языке.

Объектом изучения и содержанием обучения в модуле «Пропедевтика» являются: синтаксис НСР, типология текстов НСР, терминология (общенаучная).

Объект изучения и содержание обучения в модуле «Введение в специальность» - текстосистема специальности, термины узкой специальности.

Объектом изучения и содержанием обучения в модуле «Работа со словарём» будут структура словарной статьи, дефиниции, внутри- и межпредметные связи.

Объект изучения и содержание обучения в модуле «Работа с газетой» - термин в общелитературном языке, образование новых связей терминов.

Средства реализации профессионально ориентированного обучения на этапе довузовской подготовки будут различными в разных модулях. Так, в модуле «Пропедевтика» - работа с текстами общенаучных дисциплин; в модуле «Введение в специальность» - работа с текстами по узкой специальности; в модуле «Работа со словарём» - работа со словарной статьёй, с понятиями; в модуле «Работа с газетой» - работа с газетной статьёй.

Знакомство с материалом учебно-профессиональной сферы общения происходит уже в первом семестре. Традиционно начало занятий по НСР зависит от сроков ввода общеобразовательных предметов, от направлений. Например, занятия по НСР в экономических группах начинаются с 5 недели обучения, в группах других направлений с 9-ой. Эти занятия готовят иностранных студентов к изучению общеобразовательных предметов и курс является пропедевтическим.

Мы предлагаем начинать пропедевтический курс с четвёртой недели обучения (после изучения темы «Родительный падеж принадлежности»: конструкция у кого есть что?, кто?), когда освоен элементарный уровень владения речевого общения на русском языке, по два часа в неделю до девятой недели. Далее по шесть часов с девятой недели и до конца первого семестра. Во втором семестре увеличить количество часов до восьми (двенадцати) в неделю.

Фундаментализация образования тесно связана с реализацией принципа «генерализации знаний»: построение учебного курса следует начинать, как мы полагаем,

175

с выделения основных понятий и структур, а материал обучения организовывать в порядке их логического развертывания и конкретизации в систему изучаемой науки.

Используя этот принцип, можно сформировать не только отдельные фрагменты знания, специфические качества какого-либо мышления, но и раскрыть внутренние связи и отношения фундаментальных понятий, показать их проявления в реальности. Например, для работы над понятием «Государство» предлагаются следующие темы: «Власть», «Структура государства», «Территория. Налоги. Суверенитет», которые помогают учащимся «увидеть» структуру понятия и научиться индуктивно и дедуктивно мыслить.

Вышеназванные темы определили первую часть пропедевтического курса. Во второй части учащимся предлагаются следующие темы: «Первобытные люди», «Что такое политика?», «Что такое политическая система?», «Как возникло государство?», «Киевская Русь», «Государство Платона», «Патриархальная теория возникновения государства», «Теория общественного договора», «Противоречие. Развитие. Прогресс». Как мы видим, здесь присутствуют темы, которые потом будут изучаться по истории России («Киевская Русь»), по истории государства и права («Как возникло государство?» и т. д.), по философии «Противоречие. Развитие. Прогресс», в спецсеминаре «Государство Платона» на I курсе.

Дидактической основой модуля «Введение в специальность» является текстосистема будущей специальности обучаемого. Тексты должны вводить базовые понятия специальности, содержать терминологический минимум (определяемые преподавателями-предметниками); в методическом плане должны быть снабжены лингвометодическим аппаратом.

Учитывая особенности языка науки и требований, предъявляемых к текстам научного стиля речи, была предпринята попытка создания текстосистемы по специальности «Политология» для занятий по модулю «Введение в специальность». Так, в текстосистеме можно найти следующие тексты по специальности: «Политические партии», «История становления политических партий. Функции партий», «Избирательные системы», «Понятие и функции СМИ. Информирование граждан», «Международная политика. Система категорий, отражающих международную политику».

Тексты в текстосистеме должны быть:

- объединены тематически;

- содержать термины, базисные и межпредметные понятия;

- демонстрировать взаимосвязь этих понятий или противопоставленность их в дисциплине;

- представлять все функционально-семантические типы текстов данной дисциплины.

«Работа со словарём» предполагает создание Словника и Сборника понятий. Словник служит средством оптимизации учебного процесса, а на завершающем этапе термины из Словника могут служить отправной точкой для создания обучаемыми текста-статьи, описывающей значении термина, то есть базой для речевой продукции в сфере профессиональной коммуникации, что и является конечной целью работы на уроках по «Введению в специальность».

Сборник понятий поможет установить внутри- и межпредметные связи.

Следовательно, компетентностный подход, на котором базируется предложенная модель, как мы полагаем, позволяет перейти в профессиональном образовании от его ориентации на воспроизведение знания к применению и организации

176

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОДЕЙСТВИЕ УЧАЩИМСЯ ...

знания; поставить во главу угла междисциплинарно-интегрированные требования к результату образовательного процесса.

Библиографический список

1. Митрофанова, О. Д. Лингводидактическая категория учёта будущей специальности учащихся: вчера и сегодня [Текст] / О. Д. Митрофанова // Материалы Международной научно-практической конференции «Мотинские чтения». «Профессионально-педагогические традиции в преподавании русского языка как иностранного. Язык. - Речь. - Специальность». Ч. I. - М.: РУДН, 2005. - С. 278.

2. Азимов, Э. Г. Словарь методических терминов. [Текст] / Э. Г. Азимов, А. Н. Щукин. - СПб: Златоуст. -С. 159.

3. Солганик, Г. Я. Лексика газеты. [Текст] / Г. Я. Солганик. - М., 1981. - С. 120.

4. Мотина, Е. И. Язык и специальность: лингвометодические основы обучения русскому языку студентов-нефилологов. [Текст] / Е. И. Мотина. - М.: РЯ, 1988. - С. 97

5. Черемисина, Н. А. Развитие точности и лаконичности связной речи в процессе обучения сжатому изложению [Текст] / Н. А. Черемисина // Сибирский педагогический журнал. - 2007. -№ 4. - С. 195-203.

6. Скрябина, О. А. О научном поиске в области развивающего потенциала письменной речи [Текст] / О. А. Скрябина // Сибирский педагогический журнал. - 2008. - № 2. - С. 195-203.

УДК 371

Л. Ю. Кобелева, L. Y. Kobeleva.

Учитель физики и математики Муниципального общеобразовательного учреждения Фершампенуазская средняя общеобразовательная школа Нагайбакского района Челябинской области, [email protected], Нагайбакскийрайон Челябинской области

The teacher of physic andmathematimaths ofMuncipal general institution Fershampenuazskaya seconderi general school of Nagaybak region Chelyabinsk area, [email protected], Nagaybaksk region Chelyabinsk area

Д. Ф. Ильясов, D. F. Il’asov.

Доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой педагогики и психологии Челябинского института переподготовки и повышения квалификации работников образования, [email protected], Челябинск

The doctor of the pedagogical sciences, professor, the chair manager of pulpit pedagogigs and psychologis Chelyabinsk institute of the refresher course and increasing to qualifications thechers, [email protected], Chelyabinsk

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОДЕЙСТВИЕ УЧАЩИМСЯ В ИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ САМООПРЕДЕЛЕНИИ

Характерной чертой современной школы является направленность на поддержку учащихся в их профессиональном самоопределении. Это положение находит свое подтверждение в Законе Российской Федерации «Об образовании», где ука-

177

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.