4. Информация о кредитной деятельности Российско-Кыргызского Фонда развития в разрезе отраслей (по состоянию на 15.09.2017 года) www.rkdf.org/files/graph/Summa%20i%20proekty.pd f
5. Концепция внешней политики Российской Федерации. Утв. Указом Президента РФ В. В. Путина от 30 ноября 2016 г. № 640 // URL: http:// www.mid.ru/foreign_policy/news/-/asset_publisher/cKNonkJE02Bw/content/id/2542248
6. Национальная стратегия устойчивого развития Кыргызской Республики на период 20132017 годы. Утв. Указом Президента КР от 21 января 2013 г. № 11 // URL: http://www.president.kg/ru/news/ukazy/1466
7. Обращение Президента Алмазбека Атам-баева к участникам IV Межрегиональной кыргызско-российской конференции. 22 сентября 2015 г. // URL: http://www.president.kg/ru/news
8. Российско-киргизские экономические отношения: Досье (28.02.2017) // URL: http://tass.ru/info/4056105
9. Россия списала долг Киргизии на 240 миллионов долларов (03.05.2017) // URL: https:// ria.ru/economy/20170503/1493572320.html
10. Что может дать ЕАЭС малому и среднему бизнесу? (24.02.2017) // URL: http://www.region.kg/index.php?option=com_content &view=article&id=2259
МОДЕЛЬ ПРОФЕССИОГРАММЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО СЛУЖАЩЕГО
Пынтья-Каро Елена Олеговна
Старший преподаватель кафедры политологии и политического управления, ФОН ПГУ
им. Т.Г. Шевченко, г. Тирасполь
АННОТАЦИЯ
В статье анализируется проблема создания эффективной системы управления государством и обеспечение института государственной службы Приднестровской Молдавской Республике (далее - ПМР) высокопрофессиональным кадровым составом. Подчеркивается важность профессиографического подхода в совершенствовании технологий отбора государственных служащих.
ABSTRACT
The article analyzes the problem of creating an effective system of state management and ensuring the institution of the public service of the Pridnestrovian Moldavian Republic with highly professional staff. The importance of a professional approach to improving the selection of civil servants is emphasized.
Ключевые слова: институт государственной службы, государственный служащий, профессиографи-ческий подход, професиграмма.
Key words: civil service institution, civil servant, professional approach, professigramma.
Одной их важнейших функций государства является управление всеми сторонами государственной и общественной жизни, что невозможно без эффективного кадрового обеспечения всех уровней формируемой в стране вертикали власти, главной единицей которой выступает государственный и муниципальный служащий.
Особо это актуально для государства, чье становление и развитие происходит в особых условиях, т.н. «вызовах» и «рисках».
Отсутствие международного признания Приднестровской Молдавской Республики, нежелание ближайших государств-соседей выполнять взятые на себя, в соответствии с международным правом, обязательства, гарантирующие мир на приднестровской земле, усугубляют, а порой и провоцируют сложную социально-экономическую ситуацию в Приднестровье.
Функционирование государства в подобных обстоятельствах видится возможным, во-первых, при условии мобилизации всех жизненных ресурсов общества, а, во-вторых, на основании создания эффективной системы управления государством. Достижение требуемых показателей может обеспечить только высокопрофессиональный кадровый состав института государственной службы, который является одной из базовых ее составляющих на ряду с правовой частью, а именно совокупностью
норм, стандартов, правил, требований, предъявляемых участникам государственного управления. О разработанности правовой составляющей государственной службы можно во многом судить по качеству исполнения своей профессиональной деятельности государственными служащими. Таким образом, для совершенствования приднестровской государственной службы актуальность приобретает вопрос не только о создании оптимальной структуры государственных органов и должностного состава, но и разработка соответствующих профессиограмм государственных служащих, адекватно отражающих перечень основных профессиональных требований. Создание профессиограммы предусматривает проведение научно обоснованного анализа всех аспектов трудовой деятельности каждого вида работника.
К сожалению, современная кадровая политика не обладает достаточным научным обоснованием принимаемых управленческих решений, что зачастую выражается в проблеме несоответствия сотрудника занимаемой должности, притоку «случайных» людей в профессию.
Кадровые ошибки в любой сфере деятельности могут приводить к тяжелым последствиям, а в сфере государственного управления эти последствия ощутимы для всего общества.
Таким образом, профессиографический подход к формированию кадрового состава государственной службы позволит решить актуальную проблему профессионального соответствия и профессиональной пригодности.
Определение понятия профессиограммы, ее содержания и структуры в научной литературе дается исходя из различных подходов:
1. Комплексный подход, который основан на учете многочисленных характеристик труда, таких как социальных, технических, гигиенических и т.д.
2. Психологически ориентированный подход основан на создании моделей внутреннего и внешнего трудового образа профессии.
3. Аналитический подход предполагает осмысление нормативной структуры профессиональной деятельности и психологической структуры профессии.
4. Модульный подход основан на выделении некоторого количества модулей, свойственных конкретной профессии и определении соответствующих им требований и качеств к работнику.
Следует отметить, професиограммы различаются также исходя из целей, заложенных в основу ее составления. Так, например, профессиограмма может решать задачи профессионального самоопределения, отбора кадров, профессиональной подготовки и т.д.
Энциклопедия по социологии предлагает следующее определение профессиограммы (лат. Professio - специальность, занятие и греч. Gramma - запись) - «табличное или графическое отображение профессиональной деятельности с целью соответствия конкретным производственным условиям» [5].
Российские авторы В.П. Жуковский, О.В. Щербакова, А.В. Коростень определяют профес-сиограмму, как: «научно обоснованные нормы и требования профессии к видам профессиональной деятельности и качествам личности специалиста, которые позволяют ему эффективно выполнять требования профессии, получать необходимый для общества продукт и вместе с тем создают условия для развития личности самого сотрудника» [1, с.140].
Автор современного учебника по этике государственной и муниципальной службы Н.А. Омель-ченко использует комплексный подход к определению профессиограммы, определяя ее как систему признаков, описывающих ту или иную профессию, а также включающую перечень норм и требований, предъявляемых этой профессией или специальностью к работнику [4, с.11]. Он отмечает, что составной частью профессиограммы может являться совокупность психологических характеристик, соответствующих той либо другой профессии. Профессиограмма создает детальный образ конкретного работника. В данной связи разработка ее структурной модели позволит выстроить четкую систему ориентиров в деятельности в том числе и для государственного служащего.
Представленная в статье профессиограмма разработана исходя из анализа характеристик государственного служащего, нормативно закрепленных в законах ПМР «О системе государственной службы Приднестровской Молдавской Республики» и «О государственной гражданской службе Приднестровской Молдавской Республики», а также на основе изучения образовательных стандартов по направлению «государственное и муниципальное управление» и формируемых компетенций в процессе профессиональной подготовки данных работников в ПГУ им. Т.Г. Шевченко.
Содержание и структура профессиограммы должны быть разработаны с целью дать ответы на ряд важнейших вопросов: каково основное содержание профессии государственного служащего; какие задачи стоят перед конкретной должностью; каковы условия выполнения должностных функций; каков требуемый уровень квалификации; какие особенности несет данная профессиональная деятельность.
Следуя названным ориентирам определимся с понятием государственной службы и государственного служащего, модель профессиограммы которого нас интересует.
Итак, государственная служба, является базовой единицей государственного аппарата, она призвана обеспечить реализацию задач и функций государства и его органов, качественное выполнение которых безусловно создаст платформу для стабильного существования и укрепления государственности.
Закон «О системе государственной службы Приднестровской Молдавской Республики» закрепляет следующие характеристики государственной службы: во-первых, это профессиональная служебная деятельность, во-вторых, это деятельность гражданина ПМР, в-третьих, она направлена на обеспечение исполнения задач и функций Приднестровской Молдавской Республики, полномочий органов государственной власти и управления ПМР и лиц, замещающих государственные должности.
В отношении определения понятия «государственный служащий» в науке существует несколько подходов - широкий и узкий.
Первый, выражает мысль о том, что государственным служащим может являться профессиональный работник любой государственной организации.
Второй, сводит понимание государственного служащего до работника только органов государственной власти. Т.е., государственный служащий является основным актором в сфере обеспечения исполнения государственных задач.
Данный подход нашел свою правовую форму в законе «О системе государственной службы Приднестровской Молдавской Республики». Статья 9 указанного закона определяет: «государственный служащий - это гражданин, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на долж-
ности государственной службы и получающий денежное содержание (вознаграждение, довольствие) за счет средств соответствующего бюджета» [2].
Следует отметить, что трактовка указанным законом данных положений о государственной службе дает важные ориентиры для осуществления функций государственного служащего, а также создает основу для построения профессиограммы.
Таким образом, одним из общих диктуемых нормой закона требований к лицам, находящимся на государственной службе является профессионализм.
Принцип профессионализма и компетентности государственного служащего обеспечивается качеством профессиональной базовой подготовки и созданием условий для дальнейшего профессионального погружения и развития. Отсутствие четкой системы организации кадровой подготовки, переподготовки и повышения квалификации государственных служащих может привести к снижению уровня профессионализма работников. Наличие профессионализма выступает основным требованием для любого работника государственного аппарата. Однако, если речь идет о назначении на руководящую должность, профессионализм должен обрастать требованиями в стаже государственной службы, уровне профессионального образования, и что немаловажно в наличии опыта управленческой работы (например, не менее 5 лет занятия руководящей должности на государственной службе). Таким образом, следует говорить уже о профессиональной зрелости и профессиональном опыте государственного служащего. Важным критерием отбора на руководящую должность должен является также возраст претендента, следствием которого часто выступает качество принятых управленческих решений. Тенденция омоложения кадров государственной службы, которая устойчиво прослеживалась в последние годы на приднестровском поле, не всегда однозначно сказывалась на эффективность деятельности государственной службы и принятых управленческих решений.
Следующее требование, указанное в рассматриваемом законе в самом определении государственной службы, это наличие гражданства ПМР у лиц, состоящих на государственной службе, что подразумевает наличие чувства патриотизма, лояльности к государству, идейной убежденности, совместимой с реализуемыми задачами и функциями государства. Государственные служащие, являясь проводниками государственных задач и интересов, должны иметь четкую гражданскую позицию и находиться в идейной связи с государством.
Одним из определяющих требований для отбора государственных служащих является правильное понимание принципа служения государству, обществу и народу и готовность следовать ему. Государственная служба в Приднестровье нацелена на служение данным субъектам, что вытекает из конституционного положения о том, что «носителем суверенитета и единственным источником власти в ПМР является ее многонациональный народ»
[3]. Нанимателем государственного служащего является Приднестровская Молдавская Республика, а ее представителем - государственный орган. Таким образом, государственный служащий ПМР должен всегда помнить о главной цели своей профессиональной деятельности - служение на благо государству ПМР и приднестровскому народу. Закон «О системе государственной службы ПМР» следуя данной цели определяет одним из принципов функционирования системы государственной службы приоритет прав и свобод человека и гражданина ПМР.
Необходимым требованием к деятельности государственного служащего является владение специальными знаниями. Таковыми являются глубокое знание законодательства ПМР, в том числе и нормативных актов, регламентирующих деятельность государственного служащего в целом.
Данное требование исходит из принципа законности, которым государственный служащий должен руководствоваться, находясь на рабочем месте и принимая общественно значимые решения.
Важным требованием к государственному служащему является знание основных исторических этапов развития общества, способность анализировать исторические закономерности и извлекать уроки.
Следует отметить, что к специальным требованиям государственного служащего также относят комплекс аналитических, организаторских, коммуникативных, управленческих, психологических знаний и умений, требующих от их владельца постоянной самоподготовки и совершенствования. Умение анализировать управленческую ситуацию, давать им адекватную оценку, прогнозировать дальнейшее ее развитие; планировать, организовывать, контролировать ход событий профессиональной практики; применять психолого-педагогические приемы в общении с гражданами и коллегами; использовать коммуникативные особенности общения: осуществлять деловое общение и публичные выступления, вести переговоры, совещания, осуществлять деловую переписку и поддерживать электронные коммуникации - все это является основой формируемых компетенций у выпускников ВУЗа (в соответствии с ООП ВО по направлению подготовки 38.03.04 «государственное и муниципальное управление») и соответственно должно выступать предметом исследования при отборе государственных служащих.
Отдельной оценке подлежит комплекс нравственных характеристик государственного служащего. Требования в честности, неравнодушии, отзывчивости, принципиальности, толерантности, ответственному принятию решений, умении держать слово должны стать обязательным условием нахождения на государственной службе.
Важным дополнением к портрету государственного служащего является обладание такими добродетелями как мужество и справедливость. Умение отваживаться на принятие нестандартных решений, добиваться восстановлению справедливости должно войти в круг профессиональных и
нравственных потребностей государственного служащего.
Следует отметить наличие прямой связи между нравственной культурой и профессионализмом государственного служащего. Настоящий профессионал знает и действует исходя из понятий о профессиональной чести и профессиональном долге. Поэтому образ современного государственного служащего безусловно должен складываться из единства профессиональной и нравственной культуры.
Важное значение в профессиограмме государственного служащего принадлежит показателям здоровья, которое понимается как совокупность физического и психического состояния работника. Особые условия трудовой деятельности государственных служащих, связанные с повышенной ответственностью за принимаемые решения перед государством и обществом в целом, высокой психологической напряженностью труда требуют допуска лиц с хорошими показателями здоровья. Нормальная работа сердечно-сосудистой системы, нервной системы, высокая стрессоустойчивость, конфликтоустойчивость, уравновешенность являются необходимыми условиями для занятия должности государственной службы.
Следует отметить, что законы ПМР и образовательный стандарт по направлению подготовки «государственное и муниципальное управление» дают ориентиры к деятельности государственных служащих и указывают совокупность требований, позволяющих определить профессиональную пригодность специалиста.
Анализ требований к государственному служащему, представленный в выше обозначенных до-
кументах, лег в основу профессиограммы государственного служащего, построенной исходя из группировки их по следующим направлениям: профессиональные или деловые качества, личностные и общекультурные качества. Установление соответствия специалиста перечисленным показателям позволит качественно провести кадровые процедуры и обеспечит требуемый уровень подготовки кадров. А ориентир службы управления персоналом государственных органов ПМР на профессио-графический подход позволит усовершенствовать кадровую политику в отношении государственных служащих.
Список литературы:
1. Жуковский В.П., Щербакова О.В., Коро-стень А.В. Требования, предъявляемые к государственным служащим в современных условиях: про-фессиографический подход // Вестник Поволжского института управления. 2009. №1. С. 139- 146.
2. Закон Приднестровской Молдавской Республики от 25 апреля 2012 г. №49-3-V «О системе государственной службы Приднестровской Молдавской Республики» САЗ 12-18.
3. Конституция Приднестровской Молдавской Республики, принята всенародным голосованием 24 декабря 1995 г. //СЗА №4 ч.2 1995. (в ред. в соответствии с изменениями и дополнениями внесенными от 4 июля 2011 года №94-КЗИД-У), ст.1.
4. Омельченко Н.А. Этика государственной и муниципальной службы: учебник и практикум для академического бакалавриата. М.: Юрайт, 2016. -408 с.
5. Энциклопедия социологии http://dic.aca-demic.ru/contents.nsf/socio/