Научная статья на тему 'Модель проективной деятельности педагога предшкольного образования'

Модель проективной деятельности педагога предшкольного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
149
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЕКТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРЕДШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / САМОРАЗВИТИЕ / PROJECTIVE ACTIVITY / PRESCHOOL EDUCATION / SELF-DEVELOPING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шаехова Р. К.

В статье обосновывается необходимость введения личностно-ориентированного предшкольного образования, рассматривается проблема готовности педагога к проектированию траектории развития, ориентированной на личность каждого ребенка. Для того, чтобы педагог мог обеспечить индивидуальное развитие каждому ребенку, он должен овладеть навыками конструктивно-проективной деятельности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The problem of professional competence is of special importance in the period of modernization of teaching children of 5-7 years beginning their education. The article presents an integrational analysis of a teacher's professional competence. An attempt to integrate knowledge, attainments, skills and personal qualities most significant for a teacher is done. The author describes the results of a research study using an original technique

Текст научной работы на тему «Модель проективной деятельности педагога предшкольного образования»

юлютош

ИШГОГПтаПХ КАЛРОЬ

МОДЕЛЬ ПРОЕКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА ПРЕДШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Р.К. Шаехова

В статье обосновывается необходимость введения личностно ориентированного предшкольного образования, рассматривается проблема готовности педагога к проектированию траектории развития, ориентированной на личность каждого ребенка. Для того чтобы педагог мог обеспечить индивидуальное развитие каждому ребенку, он должен овладеть навыками конструктивно-проективной деятельности.

Ключевые слова: проективная деятельность, предшкольное образование, саморазвитие.

The problem of professional competence is of special importance in the period of modernization of teaching children of 5-7 years beginning their education. The article presents an integrational analysis of a teacher’s professional competence. An attempt to integrate knowledge, attainments, skills and personal qualities most significant for a teacher is done. The author describes the results of a research study using an original technique.

Key words: projective activity, preschool education, self-developing.

Основные задачи модернизации Главным решением этих задач яв-

российского образования — повыше- ляется введение предшкольного об-

ние доступности образования, роста разования. В целях обеспечения до-

его качества и эффективности. Ре- ступности и качества предшкольного

шение этих задач предполагает не образования необходимо создание си-

только масштабные структурные, стемы профессиональной подготовки

институциональные, организационно- педагогических кадров.

экономические изменения в управле- Важным фактором развития детей

нии самой системой дошкольного об- предшкольного (старшего дошколь-

разования, но и в первую очередь — ного) возраста становится деятель-

значительное обновление содержания ность педагога. С одной стороны, она

образования в этой системе, приве- задается программой предшкольного

дение его в соответствие с требова- образования, а с другой — личностно-

ниями времени и задачами развития развивающей программой подготовки

страны. ребенка к школе, в рамках которой

происходит образовательный процесс.

Основным требованием к профессиональной деятельности педагога становится высокий профессионализм, социальная зрелость и творческое начало. Высокий профессионализм предусматривает высокий уровень общей психологической и профессиональной подготовки для работы в сфере предшкольного образования, развитие конструктивно-проективных умений, знание о возрастных закономерностях развития детей старшего дошкольного возраста, понимание концепции личностно-развивающего образования, ориентированной на личность каждого ребенка, а также детальное знание самой программы предшкольного образования, владение конкретными методиками [2].

Различия в функциональном и психическом развитии детей, поступающих в школу, столь велики, что наиболее реальными могут быть только личностно-развивающие программы подготовки ребенка к школе, предполагающие индивидуальную траекторию развития каждого. «Ребенок способен проходить обучение по какой-то программе, но вместе с тем саму программу он по природе своей, по своим интересам, по уровню своего мышления может усвоить в меру того, в меру чего она является его собственной программой» (Л.С. Выготский) [3]. Развитие детей по собственной программе осуществляется благодаря занятиям, проводимым в соответствии с индивидуально поставленной целью для каждого.

Создание и разработка индивидуальных программ — чрезвычайно

сложная задача, к которой современный педагог предшкольного образования должен быть подготовлен. Кроме того, педагогу необходимо уметь выделять «факторы риска» в развитии отдельного ребенка и с их учетом разрабатывать оптимальную систему подготовки к школе.

Развивающее обучение позволяет педагогу ориентироваться на результат первичной и текущей диагностики. Оценивая уровень развития детей и сравнивая цели, заложенные в программе, он по мере необходимости может скорректировать их, наметить дополнительные цели и типы занятий для включения их в свой план работы.

Высокий уровень подготовленности к обучению в школе позволяет педагогу уплотнить образовательный процесс и заниматься тем, что больше развивает склонности детей. Эксперименты показывают, что обогащение содержания и ускорение процесса обучения происходят одновременно. Важным для педагога становятся умение развернуть совместный диалог, готовность отвечать, задавать определенные вопросы. Главными условиями эффективности личностноразвивающей программы подготовки к школе являются индивидуализация, систематичность, постепенность и повторяемость.

Таким образом, педагог предшколь-ного образования имеет возможность спроектировать свою деятельность так, чтобы обеспечить индивидуальное развитие каждому ребенку. Наиболее полную логику деятельности педагогического проектирования можно обозначить следующим образом (схема 1):

Схема 1

Модель конструктивно-проектной деятельности педагога по подготовке детей к школе

Неспецифические факторы риска, связанные с соматической ослаблен-ностью из-за хронических или частых и длительных заболеваний либо с нарушениями психического здоровья. Неспецифические факторы риска, как

1. Определение замысла начинается со сбора предпрогнозной информации, первичной диагностики, анализа результатов обследования, выделения «факторов риска» [1]. По результатам обследования выделяются:

правило, лежат в основе нарушения организации деятельности и требуют специальной организации работы с ребенком.

Специфические факторы риска, связанные с несформированностью познавательных функций, таких, как речевое развитие, моторное развитие, зрительное и зрительнопространственное восприятие, интегративные функции. Компенсация специфических факторов возможна при систематических целенаправленных занятиях.

2. Следующий этап — определение целей и конкретизация задач личностно-развивающей программы подготовки к обучению в школе.

3. Составление индивидуального плана развития.

4. Проектирование содержания и форм деятельности, разработка тактики действий и системы взаимодействия.

5. Реализация оптимальной модели образовательного процесса. На данном этапе организуется непрерывная связь, оценка педагогического процесса, доработка, корректировка.

6. Анализ, заключительная оценка результатов.

Развитие личностных качеств ребенка рассматривается с позиций не «программирования», а прогнозирования и отношения к их развитию как к «динамическому проектированию», а не реализации заранее спланированного замысла. Наиболее целесообразными при этом признаются сотрудничество, создание и использование ситуаций, требующих от детей проявления интеллектуальной и личностной активности, динамика стилей общения.

В качестве способов общения предлагается понимание, признание и принятие личности ребенка, основанное на способности взрослого к децентра-ции, умении становиться на позицию другого человека, учитывать чувства и эмоции ребенка.

Таким образом, основными показателями готовности педагога к реализации предшкольного образования являются:

1. Профессиональное знание возрастной педагогики и психологии, владение соответствующими методиками и технологиями.

2. Высокий уровень профессиональной подготовки для работы с детьми предшкольного (старшего дошкольного) возраста по программе предшкольного образования.

3. Способность работать в личностно-развивающей парадигме. Для такого педагога доступна и естественна творческая деятельность, у него сформирована установка на творчество.

4. Умение ориентироваться на индивидуальные особенности каждого ребенка, обеспечение оптимальных условий развития для всех детей группы, различающимся по уровню развития интеллектуальных и творческих способностей, склонностей, интересов, уровню знаний. Педагогу при этом требуется, ориентируясь на потребности каждого ребенка, учитывать поставленную задачу, придерживаться направления, выбранного для работы всей группы [5].

5. Наличие в общении педагога с ребенком тактики сотрудничества, стремления помочь ребенку, поддержки его интересов, поиска сфер

деятельности для реализации его способностей.

6. Готовность к саморазвитию, изменению, способность вписываться в постоянно меняющуюся среду, рефлексия педагогического процесса [4].

При таком подходе к проектированию личностно-развивающего пред-школьного образования снимаются специальные проблемы подготовки детей к будущей работе по технологиям учебной деятельности. Эта подготовка совершается естественно и непринужденно через игру — ведущую деятельность дошкольников — и способствует достижению целей пред-школьного образования.

Литература:

1. Безруких М.М., Ефимова С.П. Ребенок идет в школу. — М.: Издательский центр «Академия», 2000. — 248 с.

2. Волович Л.А., Мухаметзянова Г.В., Тихонова Л.П. Интеграция гуманитарной подготовки в средней профессиональной школе: теоретико-методические подходы.— Казань, 1997. — С. 4—17.

3. Выготский Л.С. Мышление и речь.— Собр. соч.: В 6 т. - М., 1982. - Т.2.

4. Иванова Е.М. Основы психологического изучения профессиональной деятельности.— М.: Изд-во Моск. ун-та, 1987.— 208 с.

5. Тарасюк О.В. Формирование у студентов профессионально-педагогического вуза умений проектирования учебных занятий // Автореф. дис. канд. пед. наук.— Екатеринбург, 1999. — 19 с.

ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

С.Р. Кулиев

В статье рассматривается бинарно-рефлексивный подход как основа эффективной инновационной деятельности в школе. Овладение педагогом технологиями психолого-педагогической диагностики, инновационными ресурсами.

Ключевые слова: инновационная деятельность, проектирование, бинарнорефлексивный подход.

The article shows the binar-reflective approach as a basis of effective in-novational activity at the school.

Key words: innovational activity, project, binar-reflective approach.

Модернизация образования в стра- в систему традиционного образова-не невозможна без повышения реаль- ния. В настоящее время под инно-ного качества инновационной деятель- вацией в образовании мы понимаем ности педагогических работников. применение новых идей, концептуаль-

Первоначально понятие «инно- но обоснованное, значительное раз-вация» в образовании претерпевало витие системы образования, обе-определенные изменения и означало спечивающее серьезное повышение любую новую идею, новый метод, качества и совершенствование его проект, который специально вводится результатов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.