юлютош
ИШГОГПтаПХ КАЛРОЬ
МОДЕЛЬ ПРОЕКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА ПРЕДШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Р.К. Шаехова
В статье обосновывается необходимость введения личностно ориентированного предшкольного образования, рассматривается проблема готовности педагога к проектированию траектории развития, ориентированной на личность каждого ребенка. Для того чтобы педагог мог обеспечить индивидуальное развитие каждому ребенку, он должен овладеть навыками конструктивно-проективной деятельности.
Ключевые слова: проективная деятельность, предшкольное образование, саморазвитие.
The problem of professional competence is of special importance in the period of modernization of teaching children of 5-7 years beginning their education. The article presents an integrational analysis of a teacher’s professional competence. An attempt to integrate knowledge, attainments, skills and personal qualities most significant for a teacher is done. The author describes the results of a research study using an original technique.
Key words: projective activity, preschool education, self-developing.
Основные задачи модернизации Главным решением этих задач яв-
российского образования — повыше- ляется введение предшкольного об-
ние доступности образования, роста разования. В целях обеспечения до-
его качества и эффективности. Ре- ступности и качества предшкольного
шение этих задач предполагает не образования необходимо создание си-
только масштабные структурные, стемы профессиональной подготовки
институциональные, организационно- педагогических кадров.
экономические изменения в управле- Важным фактором развития детей
нии самой системой дошкольного об- предшкольного (старшего дошколь-
разования, но и в первую очередь — ного) возраста становится деятель-
значительное обновление содержания ность педагога. С одной стороны, она
образования в этой системе, приве- задается программой предшкольного
дение его в соответствие с требова- образования, а с другой — личностно-
ниями времени и задачами развития развивающей программой подготовки
страны. ребенка к школе, в рамках которой
происходит образовательный процесс.
Основным требованием к профессиональной деятельности педагога становится высокий профессионализм, социальная зрелость и творческое начало. Высокий профессионализм предусматривает высокий уровень общей психологической и профессиональной подготовки для работы в сфере предшкольного образования, развитие конструктивно-проективных умений, знание о возрастных закономерностях развития детей старшего дошкольного возраста, понимание концепции личностно-развивающего образования, ориентированной на личность каждого ребенка, а также детальное знание самой программы предшкольного образования, владение конкретными методиками [2].
Различия в функциональном и психическом развитии детей, поступающих в школу, столь велики, что наиболее реальными могут быть только личностно-развивающие программы подготовки ребенка к школе, предполагающие индивидуальную траекторию развития каждого. «Ребенок способен проходить обучение по какой-то программе, но вместе с тем саму программу он по природе своей, по своим интересам, по уровню своего мышления может усвоить в меру того, в меру чего она является его собственной программой» (Л.С. Выготский) [3]. Развитие детей по собственной программе осуществляется благодаря занятиям, проводимым в соответствии с индивидуально поставленной целью для каждого.
Создание и разработка индивидуальных программ — чрезвычайно
сложная задача, к которой современный педагог предшкольного образования должен быть подготовлен. Кроме того, педагогу необходимо уметь выделять «факторы риска» в развитии отдельного ребенка и с их учетом разрабатывать оптимальную систему подготовки к школе.
Развивающее обучение позволяет педагогу ориентироваться на результат первичной и текущей диагностики. Оценивая уровень развития детей и сравнивая цели, заложенные в программе, он по мере необходимости может скорректировать их, наметить дополнительные цели и типы занятий для включения их в свой план работы.
Высокий уровень подготовленности к обучению в школе позволяет педагогу уплотнить образовательный процесс и заниматься тем, что больше развивает склонности детей. Эксперименты показывают, что обогащение содержания и ускорение процесса обучения происходят одновременно. Важным для педагога становятся умение развернуть совместный диалог, готовность отвечать, задавать определенные вопросы. Главными условиями эффективности личностноразвивающей программы подготовки к школе являются индивидуализация, систематичность, постепенность и повторяемость.
Таким образом, педагог предшколь-ного образования имеет возможность спроектировать свою деятельность так, чтобы обеспечить индивидуальное развитие каждому ребенку. Наиболее полную логику деятельности педагогического проектирования можно обозначить следующим образом (схема 1):
Схема 1
Модель конструктивно-проектной деятельности педагога по подготовке детей к школе
Неспецифические факторы риска, связанные с соматической ослаблен-ностью из-за хронических или частых и длительных заболеваний либо с нарушениями психического здоровья. Неспецифические факторы риска, как
1. Определение замысла начинается со сбора предпрогнозной информации, первичной диагностики, анализа результатов обследования, выделения «факторов риска» [1]. По результатам обследования выделяются:
правило, лежат в основе нарушения организации деятельности и требуют специальной организации работы с ребенком.
Специфические факторы риска, связанные с несформированностью познавательных функций, таких, как речевое развитие, моторное развитие, зрительное и зрительнопространственное восприятие, интегративные функции. Компенсация специфических факторов возможна при систематических целенаправленных занятиях.
2. Следующий этап — определение целей и конкретизация задач личностно-развивающей программы подготовки к обучению в школе.
3. Составление индивидуального плана развития.
4. Проектирование содержания и форм деятельности, разработка тактики действий и системы взаимодействия.
5. Реализация оптимальной модели образовательного процесса. На данном этапе организуется непрерывная связь, оценка педагогического процесса, доработка, корректировка.
6. Анализ, заключительная оценка результатов.
Развитие личностных качеств ребенка рассматривается с позиций не «программирования», а прогнозирования и отношения к их развитию как к «динамическому проектированию», а не реализации заранее спланированного замысла. Наиболее целесообразными при этом признаются сотрудничество, создание и использование ситуаций, требующих от детей проявления интеллектуальной и личностной активности, динамика стилей общения.
В качестве способов общения предлагается понимание, признание и принятие личности ребенка, основанное на способности взрослого к децентра-ции, умении становиться на позицию другого человека, учитывать чувства и эмоции ребенка.
Таким образом, основными показателями готовности педагога к реализации предшкольного образования являются:
1. Профессиональное знание возрастной педагогики и психологии, владение соответствующими методиками и технологиями.
2. Высокий уровень профессиональной подготовки для работы с детьми предшкольного (старшего дошкольного) возраста по программе предшкольного образования.
3. Способность работать в личностно-развивающей парадигме. Для такого педагога доступна и естественна творческая деятельность, у него сформирована установка на творчество.
4. Умение ориентироваться на индивидуальные особенности каждого ребенка, обеспечение оптимальных условий развития для всех детей группы, различающимся по уровню развития интеллектуальных и творческих способностей, склонностей, интересов, уровню знаний. Педагогу при этом требуется, ориентируясь на потребности каждого ребенка, учитывать поставленную задачу, придерживаться направления, выбранного для работы всей группы [5].
5. Наличие в общении педагога с ребенком тактики сотрудничества, стремления помочь ребенку, поддержки его интересов, поиска сфер
деятельности для реализации его способностей.
6. Готовность к саморазвитию, изменению, способность вписываться в постоянно меняющуюся среду, рефлексия педагогического процесса [4].
При таком подходе к проектированию личностно-развивающего пред-школьного образования снимаются специальные проблемы подготовки детей к будущей работе по технологиям учебной деятельности. Эта подготовка совершается естественно и непринужденно через игру — ведущую деятельность дошкольников — и способствует достижению целей пред-школьного образования.
Литература:
1. Безруких М.М., Ефимова С.П. Ребенок идет в школу. — М.: Издательский центр «Академия», 2000. — 248 с.
2. Волович Л.А., Мухаметзянова Г.В., Тихонова Л.П. Интеграция гуманитарной подготовки в средней профессиональной школе: теоретико-методические подходы.— Казань, 1997. — С. 4—17.
3. Выготский Л.С. Мышление и речь.— Собр. соч.: В 6 т. - М., 1982. - Т.2.
4. Иванова Е.М. Основы психологического изучения профессиональной деятельности.— М.: Изд-во Моск. ун-та, 1987.— 208 с.
5. Тарасюк О.В. Формирование у студентов профессионально-педагогического вуза умений проектирования учебных занятий // Автореф. дис. канд. пед. наук.— Екатеринбург, 1999. — 19 с.
ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ
С.Р. Кулиев
В статье рассматривается бинарно-рефлексивный подход как основа эффективной инновационной деятельности в школе. Овладение педагогом технологиями психолого-педагогической диагностики, инновационными ресурсами.
Ключевые слова: инновационная деятельность, проектирование, бинарнорефлексивный подход.
The article shows the binar-reflective approach as a basis of effective in-novational activity at the school.
Key words: innovational activity, project, binar-reflective approach.
Модернизация образования в стра- в систему традиционного образова-не невозможна без повышения реаль- ния. В настоящее время под инно-ного качества инновационной деятель- вацией в образовании мы понимаем ности педагогических работников. применение новых идей, концептуаль-
Первоначально понятие «инно- но обоснованное, значительное раз-вация» в образовании претерпевало витие системы образования, обе-определенные изменения и означало спечивающее серьезное повышение любую новую идею, новый метод, качества и совершенствование его проект, который специально вводится результатов.