Научная статья на тему 'Модель подготовки специалиста в условиях непрерывного образования'

Модель подготовки специалиста в условиях непрерывного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
50
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гаврилова М. А.

Гаврилова М.А. МОДЕЛЬ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА В УСЛОВИЯХ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ. Практическая реализация структурной модели подготовки современного специалиста осуществлена в виде системы образовательных учреждений при университете. Сам университет является стержнем и фундаментом для разработки концепций, формирования целей, содержания, технологий обучения, обеспечивая преемственность этапов профессиональной подготовки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гаврилова М. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Gavrilova M.A. THE MODEL OF THE SPECIALIST TRAINING IN THE CIRCUMSTANCES OF THE CONTINUOUS TRAINING. The practical realization of the structural model of a modern specialist training is represented in a form of the system of educational institutions at the university. The university itself is the base for working out conceptions, formulation of goals, contents, training technologies, providing the succession of the professional training system.

Текст научной работы на тему «Модель подготовки специалиста в условиях непрерывного образования»

ОБРАЗОВАНИЕ

В условиях сокращения количества часов аудиторной работы введение форм обучения, позволяющих избежать рутинных расчетов, к которым поколение, использующее всюду калькуляторы, не приучено, позволит осваивать методы обработки статистической информации на уровне, достаточном для специалистов, не являющихся профессиональными математиками. При этом резко увеличивается число решаемых за занятие задач на тему лабораторного занятия, что позволяет проводить постепенное усложнение постановки задачи. Это служит выработке умения применять полученные навыки для решения не только задач в стандартной постановке, следуя указанному алгоритму, но и развитию логического мышления.

Предлагаемая методика преподавания математики на втором курсе направлена на выработку у студентов качеств, необходимых для исследователя и будущего специалиста в своей

области знаний. Вместе с этим решается вторая задача современного математического образования: исключение разрыва между математической и компьютерной подготовкой, что обеспечивает тесную связь обучения математическим методам с общеинженерной подготовкой специалиста.

Библиографический список

1. Вернадский, В.И. О науке. Т1. Научные знания. научное творчество. Научная мысль / В.И. Вернадский. - Дубна, 1997. - 640 с.

2. Шелобаев, С.И. Математические методы и модели в экономике, финансах и бизнесе / С.И. Шелобаев. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. - 367 с.

3. Данилин, Г.А. Математичекие методы с Mathcad / ГА. Данилин, П.А. Курзин, В.М. Курзина. - М.: МГУЛ, 2003. - 152 с.

4. Данилин, Г.А. и др. Математичекое программирование с EXCEL / Г. А. Данилин и др. - М.: ГОУ ВПО МГУЛ, 2005. - 114 с.

5. Курзина, В.М. Элементы теории вероятностей с применением EXCEL / В.М. Курзина, П.А. Курзин. - М.: ГОУ ВПО МГУЛ, 2005. - 92 с.

МОДЕЛЬ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА В УСЛОВИЯХ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

М.А. ГАВРИЛОВА, Пензенский государственный педагогический университет

А нализ основных тенденций совершенствования -/"ал развития системы образования в России позволяет выделить основные принципы, определяющие главные направления и движущие силы развития системы профессионального образования. Это непрерывность и многоуровневость, открытость, личностная ориентация. А в качестве принципов, обеспечивающих внутренние условия и механизмы развития - преемственность, вариативность и гибкость, компьютеризация и гуманизация.

Основной закономерностью профессиональной подготовки в условиях непрерывного образования является смена приоритета целей на различных этапах образовательного пути. Так, на этапе дошкольного образования преобладают развивающие цели. На этапе получения среднего образования и на 1-2 курсах вуза - общеобразовательные. На последующих курсах вуза усиливается творческая составляющая профессиональной подготовки. В первые три года работы по специальности преобладают практические цели, затем приоритетными становятся образовательные (4-9 лет), а в следующие за этими (более 10 лет) годы работы начинает преобладать творческая составляющая.

Стартовой площадкой для создания многоступенчатой вариативной модели профессио-

нальной подготовки может служить университетский образовательный комплекс.

Экспериментальная апробация работы созданной при ПГПУ им. В.Г. Белинского системы образовательных учреждений проходила с 1990 г. и показала ее высокую эффективность. Работа университетского образовательного комплекса продолжается и в настоящее время. В состав университетского образовательного комплекса входят: школа раннего развития, детский сад при ПГПУ, многопрофильная гимназия при ПГПУ, педагогический колледж, сам университет как системообразующий стержень, аспирантура, докторантура, факультеты дополнительного и второго высшего образования. Расширение возможностей профессиональной подготовки происходит и за счет создания условий для самообразования и использования активных форм образования. Реализуются дополнительные образовательные программы, организуются компьютерные лаборатории со свободным доступом к электронным педагогическим ресурсам и к сети Internet. Все это позволило создать информационную среду обучения.

Информационная среда включает две составляющих компоненты:

162

ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 1/2007

ОБРАЗОВАНИЕ

- традиционная форма представления информации;

- электронная форма представления информации.

Традиционная компонента включает комплект учебников и учебно-методических пособий следующей основной направленности.

Информационно-теоретические. Обзорные, обобщающие, содержащие общие теоретические положения, описание и анализ различных образовательных концепций.

Проблемно-теоретические. Анализ взглядов различных ученых на одну и ту же проблему, научные споры, дискуссии, проблемы, получающие неоднозначную оценку ученых.

Проблемно-практические. Анализ практической деятельности учителей, преподавателей, различных подходов к изучению конкретного материала, спорных вопросов, по которым нет единого мнения.

Ориентировочно-описательные. Представление характеристики конкретных технологий, этапов конструирования образовательного процесса.

Диагностико-контролирующие. Системы различных тестов, заданий для аудиторной и внеаудиторной работы.

Демонстрационно-наглядные материалы. Видеофильмы, системы таблиц, задач на готовых чертежах.

Образцы учебно-методического характера, которые показывают реализацию конкретных технологий, методических приемов и пр.

Электронная компонента включает электронный учебник, справочники, презентационный материал для лекций и практических занятий, Internet-ресурсы, педагогические программные средства на CD, систему компьютерного тестирования, рейтинговую систему оценивания, включая создание персонального «портфолио» учащегося.

Университетский образовательный комплекс обеспечивает профессиональную подготовку специалистов в условиях непрерывного образования, т.к., с одной стороны, достигается многоаспектная преемственность на различных ступенях профессионального образования и, с другой, - многомерность движения личности в образовательном пространстве. Многомерность заключается в разнообразии образовательных траекторий, в возможности разрывов во времени и даже в смене типа образования на любом из этапов. Это обеспечивается наличием оптималь-

ного базового образования, создающего основу для дальнейшего продвижения в любой образовательной области; дополнительностью базового и последующих видов образования; многоуровне-востью образовательных программ. Вертикальной и горизонтальной преемственностью образовательных программ за счет создания технологии взаимодействия («стыковки») содержания образовательных программ разных профилей, уровней и ступеней; гибкостью организационных форм обучения, их сочетания: очно, заочно, экстерном; традиционно или дистанционно и пр.

Указанные признаки взаимодополняют друг друга, поскольку рассматриваемый процесс является чрезвычайно сложным с позиций организационного, дидактического, психологического, содержательного, методического, социального и других аспектов. Их учет, исходя из реальной ситуации, возможен только при наличии университетского образовательного комплекса и системы мониторинга по всем направлениям. Полученные в результате такой деятельности результаты могут служить основой для развития системы многоуровневой профессиональной подготовки в регионе, позволят рационально провести структурное преобразование системы профессиональной подготовки на принципах непрерывности и преемственности различных звеньев подготовки, повышения квалификации и переподготовки специалистов.

В процессе наблюдений и оценки функционирования университетского образовательного комплекса использовались традиционные виды проверки и контроля достигнутого уровня знаний, умений и навыков всех участников образовательного процесса: анализ статистических данных; процентное отношение поступивших и окончивших вуз по выбранной специальности; отслеживание дальнейшей траектории движения выпускников вуза; анкетирование и опросы. Все показатели свидетельствуют о высокой эффективности работы на всех ступенях университетского образовательного комплекса. В частности отмечается, что на любом этапе образовательного процесса у обучаемых есть не только внешняя, но и внутренняя мотивация, не происходит резкого изменения внешней образовательной среды, поэтому при переходе с одного образовательного уровня на другой наблюдается быстрое включение в изменившийся стиль деятельности.

Во время обучения в вузе многие выпускники гимназии при ПГПУ участвуют в научно-

ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 1/2007

163

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.