podhod-i-sistemno-deyatelnostnyy-podhod-kak-sovremennye-metodicheskie-napravleniya-v-obuchenii-russkomu/viewer (accessed 27.08.2021). (In Russian).
3. Galimzyanova I. I., Sharafutdinova R. I. Professional'naya deyatel'-nost' sovremennogo inzhenera [Professional activity of the modern engineer]. Bulletin of Kazan University of Technology, 2012, no. 6, pp. 255-257. (In Russian).
4. Gubanova M. I., Sidorova S. N. Kommunikativno-upravlencheskie umeniya studentov: formirovanie i soprovozhdenie [Students' communication managerial skills: forming and accompaniment]. Bulletin of Kemerovo State University of Culture and Arts, 2020, no. 53, pp. 324-331. Available at: https://elibrary.ru/item. asp?id=44553043 (accessed 29.08.2021). (In Russian).
5. Gluhih V. K. Avtorskaya stat'ya «O problemah inzhenernyh kadrov i putyah ih resheniya» [Author's article "On the problems of engineering personnel and ways to solve them"]. Available at: https://www.ic-ie.com/face/v-k-gluhih-avtorskaya-statya-o-problemah-inzhenernyh-kadrov-i-putyah-ih-resheniya/ (accessed 07.08.2021). (In Russian).
6. Markova A. K. Psixologiya professionalizma [Psychology of Professionalism]. Moscow, 1996, 188 p. (In Russian).
7. Nepomnyashha T. V. Speczial'ni komunikativni konstrukczii u vivchenni matematichnix disciplin yak zasib rozvitku
osobistosti studenta texnichnogo vishu [Special communicative constructions in the study of mathematical disciplines as a means of developing the personality of a student of a technical university]. Pedagogy and Psychology, 2011, no. 2, pp. 70-79. (In Ukrainian).
8. Sidorova S. N. Analiz urovnya professional'noj podgotovlennosti studentov Universiteta s tekhnicheskim profilem obuchayushchihsya po napravleniyu «Tekhnologiya transportnyh processov» [Analysis of the level of professional preparedness of the University students with a technical profile studying in the field of "Technology of transport processes"]. Natural and intellectual resources of Siberia. Sibresurs 2018. Proceedings of the XVII International Scientific and Practical Conference. Kemerovo, 2018. Available at: https://elibrary.ru/item. asp?id=37071136 (accessed 29.08.2021). (In Russian).
9. Fedulov Yu. P. Organizaciya uchebnoj deyatel'nosti v vuze i metodika prepodavaniya v vysshej shkole [Organization of Educational Activities in Higher Education and Teaching Methods in Higher Education]. Krasnodar, 2019, 155 p. (In Russian).
10. Yakovlev E. V., Yakovleva N. O. Pedagogicheskoe issledovanie: soderzhanie i predstavlenie rezul'tatov [Pedagogical research: content and presentation of results]. Chelyabinsk, 2010, 317 p. (In Russian).
УДК/UDC 378:620.9
DOI 10.54509/22203036_2021_4_114
МОДЕЛЬ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ TRAINING MODEL FOR THE
Введение. Статья посвящена модели непрерывной подготовки квалифицированных инженерно-технических кадров в области энергетики. Анализируется понятие «непрерывное образование», рассматриваются возможности и условия реализации системы непрерывного образования в техническом вузе. Авторами разработана модель непрерывной профессиональной подготовки инженеров-энергетиков и определены условия ее реализации. В качестве площадки для наблюдения и сбора экспериментальных данных использовалась техническая база филиала НИУ «МЭИ» в г. Волжском при тесном сотрудничестве со школами города и компаниями-партнерами.
Методология. Исследовательские задачи были достигнуты с использованием системно-структурного анализа, синтеза, моделирования, анализа научно-педагогической литературы.
Результаты. Определена структура модели (целевой, содержательный, технологический и результа-
Н. Г. Ходырева, Ж. А. Лысакова, С. А. Агринская N. Khodyreva, Z. Lysakova, S. Agrinskaya
ДЛЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ ENERGY SECTOR PERSONNEL
тивный блоки), названы условия реализации модели на трех взаимосвязанных ступенях подготовки специалиста-энергетика (предпрофессиональное обучение в старших классах средней школы, освоение программы бакалавриата, стажировки в компаниях-партнерах), запущен процесс апробации модели на базе филиала МЭИ в г. Волжском.
Заключение. Представленная модель направлена на подготовку инициативного и мотивированного выпускника, обладающего высоким уровнем развития профессиональных компетенций в области энергетики, готового к достижению значимых результатов и саморазвитию.
Introduction. The article is devoted to the issues of building a model of continuous training of qualified engineering and technical personnel in the field of power engineering. The concept of "lifelong learning" is analysed, the possibilities and conditions for the implementation of the system of lifelong learning in a technical university are con-
sidered. The authors have developed a model of continuous professional training of power engineers and determined the conditions of its implementation. As a platform for monitoring and collecting experimental data, the technical base of the Volzhsky Branch of the National Research University «MPEI» in close cooperation with the city schools and partner companies was used.
Methodology. The research was carried out using system-structural analysis, synthesis, modelling, analysis of scientific and pedagogical literature.
Results. The structure of the model (target, content, technological and effective blocks) is defined, the conditions of the model implementation on three interrelated stages of energy specialist training (pre-professional training in high school, mastering the bachelor's degree program, internships in partner companies) are described, the process of the model approbation on the basis of the Volzhsky Branch of MPEI is initiated.
Conclusions. The presented model is aimed to prepare a proactive and motivated graduate with a high level of professional competence development in the field of power engineering, who is ready to achieve significant results and self-development.
Ключевые слова: непрерывное образование, профессиональная подготовка, профессиональная ориентация, кадровый потенциал, предуниверситарий.
Keywords: lifelong learning, professional training, professional guidance, human resource capacity, pre-University College.
Введение
Современные энергетические компании в своей кадровой политике делают акцент на привлечение молодых специалистов с высшим техническим образованием, при этом предпочтение отдается претендентам, мотивированным на результативную деятельность в области энергетики и обладающим опытом работы по специальности. Придавая мотивации решающее значение, компании активно работают со школами и вузами, поддерживая и развивая систему непрерывной подготовки профессиональных кадров. В то же время вузы заинтересованы, с одной стороны, в подготовленных к обучению и ориентированных на профессию энергетика абитуриентах, с другой - в широких возможностях для трудоустройства своих выпускников после окончания обучения по программам бакалавриата и магистратуры. Целью исследования является модель непрерывной подготовки квалифицированных инженерно-технических кадров в области энергетики.
Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить современное состояние научно-педагогических исследований по проблеме непрерывного образования;
- определить структуру, содержание и условия реализации модели непрерывной подготовки профессиональных кадров в области энергетики.
Ключевая идея, положенная в основу разработки модели, заключается в создании единого образовательного пространства, включающего в себя следующие ступени: предпрофессиональную подготовку учащихся 9-11-х классов в области энергетики, обучение студентов по программам подготовки бакалавриата, стажировку будущих специалистов-энергетиков в компаниях-партнерах. Перечисленные выше ступени подчиняются общей логике образовательного процесса и интегрируются в единую систему посредством единства содержания и технологий обучения, требований отрасли с позиции компетенций специалиста, что обеспечивает преемственность в развитии профессиональных знаний и умений.
Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты могут послужить основой для выстраивания системы подготовки квалифицированных инженерно-технических кадров в сфере высшего образования.
Методология
Поставленные задачи решались с помощью следующих методов исследования: системно-структурного анализа, синтеза, моделирования, анализа научно-педагогической литературы.
Теоретической базой исследования послужили публикации А. С. Алиевой [1], А. П. Владиславлева [3], А. В. Даринского [5], Т. Г. Навазовой [11], Н. К. Сергеева [15] и других исследователей по вопросам определения концептуальных основ системы непрерывного образования; работы Ю. Г. Дробатенко [6], Ю. Н. Малышева [9], В. Б. Моисеева [10], С. Г. Разуваева [12], С. В. Сергеевой [16], В. В. Шестаковой [22], Е. С. Чижи-ковой [19] и других ученых раскрывают пути и условия реализации системы непрерывного образования в техническом вузе.
В сложившихся педагогических теориях и в реальной практической деятельности непрерывное образование рассматривается в трех аспектах:
- как образовательная система, включающая в себя учреждения различного уровня, позволяющие получать и совершенствовать профессиональные знания и умения [2; 3; 5 и др.];
- как процесс получения знаний и умений в течение всей жизни в педагогических структурах дополнительного образования: в кружках, на курсах, факультетах, в институтах повышения квалификации и т. п. [1; 8 и др.];
- как процесс всестороннего развития и саморазвития личности в течение всей жизни, обеспечивающий соответствие его знаний и компетенций запросам изменяющейся социальной и производственной сфер [4; 11; 15 и др.].
Согласно поставленным целям, в рамках исследования непрерывное образование рассматривается с точки зрения организационно-управленческого аспекта как единая целенаправленная и согласованная в составляющих ее частях система, характеризующаяся единством содержания и технологий обучения и предоставляющая возможность каждому индивиду развивать свой профессиональный потенциал в образовательных учреждениях различного уровня [3; 5].
Ряд исследователей утверждает, что непрерывное образование наиболее эффективно осуществляется в виде многоуровневых образовательных комплексов, интегрирующих в себе учреждения и подразделения профессионального образования разного уровня (С. Г. Разуваев, П. В. Желтов [13]). Основными отличительными особенностями многоуровневых комплексов выступают преемственность всех уровней и компонентов профессионального образования, их взаимосвязь и взаимозависимость, сквозное использование инновационных методов и технологий обучения, формирование современной коммуникационной среды, усиление практической направленности образовательного процесса [10; 14; 16].
С целью непрерывной подготовки профессиональных кадров в образовательный процесс активно внедряются модели с тремя компонентами «школа - вуз -предприятие» [6; 9; 20]. Преимуществами таких моделей являются интеграция образовательных программ вуза с образовательными программами школ в рамках подготовки к профильным предметам и профориента-ционной работы с учащимися; отбор и формирование контингента студентов, наиболее способных и мотивированных на получение конкретной профессии; участие работодателей в разработке образовательных программ и квалификационных требований к выпускникам; приток на предприятия молодых специалистов.
Системообразующим элементом в этом процессе выступает вуз. Взаимодействуя со школой, вуз ставит своей целью мотивацию и ориентацию учащихся старших классов на получение определенной профессии и развитие предпрофессиональных компетенций. Возможны следующие формы взаимодействия:
открытие профильных классов в общеобразовательных школах [6; 11; 21]; организация занятий на территории вуза с привлечением технических и лабораторных ресурсов [6; 10; 22]; создание на базе вуза классов предуниверситария [15; 19; 20]; открытие инженерных школ, реализующих профильную подготовку учащихся преимущественно с 7-го по 11-й класс [7]. Новым современным направлением в развитии системы непрерывного профессионального образования является организация на базе вузов профильного обучения в формате предуниверситария [13; 18 и др.].
Предуниверситарий - это новая образовательная модель, ориентированная на повышение качества профильного образования, создание условий для ранней профориентации и профессионализации учащихся старших классов, формирование кадрового резерва отраслей промышленности [17].
Взаимодействие с компаниями-партнерами осуществляется в разных направлениях: поддержка образовательной деятельности вуза по профессиональным дисциплинам в виде экскурсий на предприятия энергетической отрасли, занятий с преподавателями-производственниками, консультаций по научно-технической и проектно-технологической деятельности. Однако наиболее продуктивной формой сотрудничества является стажировка студентов старших курсов непосредственно на производстве и, соответственно, заключение соглашений о ней.
Базой для разработки и апробации модели непрерывной подготовки профессиональных кадров в области энергетики является филиал ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский университет «Московский энергетический институт» в г. Волжском» по направлению подготовки «Электроэнергетика и электротехника» (профиль «Гидроэлектростанции и цифровые технологии»). Партнерами выступают средняя школа № 14 «Зеленый шум» и средняя школа № 19 г. Волжского, в которых на базе филиала открыты классы предуниверситария МЭИ, компания ПАО «РусГидро» - «Волжская ГЭС» и подрядная организация АО «Гидроремонт-ВКК».
Результаты
Модель непрерывной подготовки профессиональных кадров в области энергетики включает в себя целевой, содержательный, технологический результативный блоки и реализуется на трех последовательных, взаимосвязанных ступенях: предпрофессио-нальная подготовка учащихся 9-11-х классов, обучение студентов по программам подготовки бакалавриата, стажировка молодых специалистов в компаниях-
партнерах. Условия реализации модели предполагают выстраивание системы взаимоотношений между школой, вузом и предприятием с целью обеспечения преемственности целей, содержания, форм и методов обучения и достижения целостности процесса подготовки специалистов-энергетиков. Охарактеризуем каждый блок, входящий в состав модели непрерывной подготовки профессиональных кадров в области энергетики.
Целевой блок модели включает цели, задачи и принципы построения образовательной деятельности на каждой ступени реализации. Цель обусловлена заказом предприятий-партнеров на предоставление квалифицированных инженерных кадров и заключается в качественной подготовке компетентных и мотивированных специалистов в области энергетики. Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
- создание единой образовательной среды, интегрирующей в себе предпрофессиональную подготовку, обучение по программам бакалавриата и получение опыта профессиональной деятельности в рамках сотрудничества с компаниями-партнерами;
- разработка и совершенствование образовательных программ на разных ступенях подготовки с целью их объединения в единую систему, обеспечивающую непрерывное развитие профессиональных умений и компетенций будущих специалистов-энергетиков;
- мониторинг развития мотивационной сферы обучающихся с целью определения степени их направленности на получение профессии инженера-энергетика.
Достижение поставленной цели и решение сформулированных задач опирается на принципы непрерывного образования, которые выступают организующим началом для реализации системы подготовки инженерных кадров. Основополагающими принципами модели были выбраны многоуровневость и непрерывность, интеграция, мобильность, открытость, социальное партнерство и обратная связь.
Содержательный блок модели включает в себя образовательные программы, реализуемые на каждой ступени подготовки специалистов-энергетиков.
На первой ступени актуальной является интеграция образовательных программ вуза с программами профильных школ, которая развивается в двух направлениях. С одной стороны, для обеспечения преемственности необходимо увеличение часов по математике, физике и информатике с целью формирования контингента абитуриентов, наиболее подготовленных к освоению программ бакалавриата в техническом вузе.
С другой стороны, для профессиональной ориентации школьников и их вовлечения в систему технического творчества возможна разработка дополнительных образовательных программ, реализуемых на базе вуза с привлечением профессорско-преподавательского состава и направленных на формирование предпро-фессиональных компетенций учащихся.
Вторая ступень обучения представлена основной профессиональной образовательной программой подготовки бакалавров в области энергетики, которая может быть усилена дополнительными учебными программами, реализуемыми компаниями-партнерами, созданием совместных исследовательских лабораторий на базе кафедр или учебных центров предприятий, выполнение инновационных проектов и научно-исследовательских работ в рамках рабочих групп, состоящих из преподавателей вуза, производственников и студентов.
На третьей ступени содержание обучения раскрывается в программах практик и стажировок студентов на базе компаний энергетической отрасли и включает в себя знакомство с предприятием, изучение основной нормативно-технической документации, детальное знакомство с деятельностью подразделения,различные виды работ под руководством наставников.
Реализация представленного выше содержательного блока модели осуществляется через комплекс форм, методов и средств, входящих в технологический блок. На первой ступени таковыми являются практические занятия и мастер-классы для школьников в лабораториях вуза, проектная деятельность под руководством наставников, индивидуальные и групповые консультации, экскурсии на профильные предприятия, участие в конференциях и конкурсах, чемпионатах CASE-IN и World Skills.
В рамках программ бакалавриата перечень форм обучения включает в себя лекционные и практические занятия, семинары, курсы по выбору, производственную и преддипломную практики, экскурсии на предприятия-партнеры, круглые столы, видеоконференции, научно-практические конференции, научные центры. С целью развития профессиональных и исследовательских компетенций студентов широко применяются проблемные методы обучения, метод проектов, кейс-метод, анализ производственных ситуаций, методы моделирования, экспериментальные методы, методы статистической обработки информации.
Стажировки студентов старших курсов на предприятиях-партнерах предполагают использование такой формы обучения, как наставничество. Более опытные сотрудники компании вводят стажеров в специ-
альность, передают знания о специфике трудовой деятельности, обучая непосредственно на рабочем месте, формируют понимание норм корпоративной культуры, оценивают знания и умения, личностные и деловые качества. Достоинства наставничества как формы обучения заключаются в индивидуальном подходе к каждому студенту и снижении степени оторванности академического обучения от реального овладения спецификой профессиональной деятельности.
Результативный блок модели непрерывной подготовки профессиональных кадров в области энергетики представлен ожидаемым результатом, в качестве которого выступает готовый к эффективной профессиональной деятельности, инициативный и мотивированный на саморазвитие выпускник.
В настоящее время разработанная модель проходит стадию апробации. Реализация первой ступени была начата на базе филиала в 2017 г. с открытия 9-го и 10-го классов предуниверситария МЭИ с общим количеством учащихся 54 человека. В настоящее время предуниверситарий МЭИ насчитывает восемь классов с 9-го по 11-й - 180 учащихся.
Обучение в классах предуниверситария МЭИ реализует первую ступень представленной выше модели и предусматривает освоение учащимися двух образовательных программ: основной и дополнительной. Основная образовательная программа направлена на усиление технологического профиля через увеличение количества учебных часов по математике, физике и информатике. Дополнительная образовательная программа состоит из двух элементов: спецкурсов по математике и физике, ориентированных на подготовку к профильным олимпиадам, и занятий по специальному предпрофессиональному профилю, в рамках которого изучаются курсы «Основы энергетики», «Графика», «Экспериментариум технаря».
Курс «Экспериментариум технаря» является базовым по формированию у школьников предпрофессио-нальных компетенций и включает в себя пять направлений: Электромонтажные работы, Сетевое и системное администрирование IT, Химический анализ, Робототехника и Гидроэнергетика. На занятиях формируются у школьников представления об определенной профессиональной сфере, понимание характера, условий работы и требований, предъявляемых к будущим специалистам, а также развивает их общие и специальные компетенции. В частности, направление «Гидроэнергетика» для учащихся предуниверси-тария включает в себя изучение основ гидроэнергетики, ее истории, перспектив развития. Школьники знакомятся с устройством гидроэлектростанции, ее
функциональным назначением и основными принципами работы на примере Волжской ГЭС. В 11-м классе большое внимание уделяется формированию образа инженера-гидроэнергетика, его основных обязанностей, возможностей профессионального роста.
Для более подробного знакомства с профессией организуются выездные экскурсии на Волжскую ГЭС, в филиал приглашаются сотрудники станции, в том числе родители учащихся предуниверситария, работающих на данном предприятии. Следует отметить, что занятия по основам гидроэнергетики проходят в специальной лаборатории гидротехнических сооружений им. профессора Е. А. Маликова, созданной при активной поддержке партнера филиала ПАО «РусГидро».
Вторая ступень непрерывной профессиональной подготовки кадров в области гидроэнергетики охватывает четыре года. На первом и втором курсах студенты осваивают фундаментальные и общепрофессиональные дисциплины по направлению «Электроэнергетика и электротехника». Кроме основного образовательного процесса, подготовка молодых специалистов в области гидроэнергетики усилена программой учебно-профориентационных мероприятий ПАО «РусГидро», которая изучается с первого курса параллельно с основной образовательной программой подготовки бакалавров.
Первый год обучения по программе посвящен введению в профессиональную деятельность. Освещаются общие вопросы о системе гидроэнергетики России, о месте Волжской ГЭС в структуре энергосистемы России и Волгоградской области, описывается технология производства электроэнергии на гидроэлектростанциях на примере Волжской ГЭС. На втором курсе студенты знакомятся с составом, техническими характеристиками и особенностями эксплуатации гидротехнических сооружений и оборудования ГЭС. В течение третьего курса предусматривается изучение организационной структуры Волжской ГЭС, производственных служб, их задач и основных функций. Четвертый год посвящен более детальному изучению оборудования и способов его эксплуатации, формированию практических умений и опыта производственной деятельности.
Занятия проводятся в форме лекций, практических и лабораторных занятий на базе Волжского учебного центра корпоративного университета гидроэнергетики (ВУЦ КорУнГ) и филиала ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский университет «МЭИ» в г. Волжском». Студенты имеют возможность развивать свои профессиональные компетенции в новой цифровой лаборатории ВУЦ «Оперативно-техноло-
гическое управление ГЭС/ГАЭС» и формировать профессиональные навыки в классе тренажерной подготовки (с использованием тренажера оперативных переключений «Модус»).
Необходимо отметить, что так как реализация модели была начата в 2017/18 уч. г., то в настоящее время учащиеся предуниверситария, начавшие освоение данной программы, закончили обучение на втором курсе бакалавриата и выбрали профиль подготовки. Поэтому третья ступень модели будет находиться в стадии апробации в течение двух последующих лет. Однако на данный момент достигнуты договоренности с предприятиями-партнерами, в частности с компанией АО «Гидроремонт-ВКК», которые уже принимают студентов 4-го курса филиала МЭИ для прохождения стажировок и преддипломных практик. Этот формат взаимодействия будет также включен в реализацию модели непрерывной профессиональной подготовки кадров в области гидроэнергетики.
Заключение
Результатом выполненного исследования является разработанная модель непрерывной профессиональной подготовки кадров в области энергетики, целью которой является выпускник, обладающий высоким уровнем развития профессиональных компетенций, инициативный, мотивированный, готовый к реализации своего потенциала и саморазвитию. В состав модели были включены целевой, содержательный, технологический и результативный блоки, реализуемые на трех взаимосвязанных и интегрированных в единую систему ступенях. Условиями реализации модели выступает создание единой образовательной среды, системообразующим элементом которой выступает вуз, выстраивающий эффективное и продуктивное взаимодействие со школами и предприятиями с целью качественной подготовки инженерно-технических кадров.
Модель предусматривает активное внимание крупных компаний к школьному образованию в старшем звене и опирается на требования государства о тесном взаимодействии вузов и предприятий. Постоянное развитие партнерских отношений между современными энергетическими компаниями и образовательными организациями свидетельствует о глубокой заинтересованности работодателей в формировании кадрового резерва из молодых специалистов, ориентированных на профессию энергетика, начиная со школьного возраста.
Практическая значимость выполненного исследования заключается в формировании нового подхода
к профориентационной деятельности старшеклассников и профессиональной подготовке студентов, начиная с классов Предуниверситария и заканчивая стажировками в компаниях-партнерах.
Перспективы дальнейшего исследования проблемы мы видим в продолжении апробации модели и ее совершенствовании, развитии системы мониторинга мотивационной сферы обучающихся с целью определения степени их направленности на получение профессии инженера-гидроэнергетика. Важным направлением является цифровизация учебного процесса на разных ступенях подготовки, сквозное использование цифровых методов и технологий обучения, а также ресурсов для управления образовательной деятельностью обучающихся с целью обеспечения преемственности образовательных программ.
Литература
1. Алиева А. С. Проблемы непрерывного образования в мировой практике // Балтийский гуманитарный журнал. 2016. Т. 5, № 2 (15). С. 108-111.
2. Ананьев Б. Г Некоторые проблемы психологии взрослых. М., 1972. 32 с.
3. Владиславлев А. П. Непрерывное образование: проблемы и перспективы. М., 1978. 175 с.
4. Принципы непрерывного образования в России и за рубежом / Е. В. Грязнова, Е. Г Чудина, И. А. Треушников,
A. А. Хлап // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2019. № 4 (29). С. 223-226.
5. Даринский А. В. Непрерывное образование // Советская педагогика. 1975. № 1. С. 16-25.
6. Дробатенко Ю. Г Образовательная модель «Школа - вуз -предприятие» как залог качества образования // Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования. 2015. № 3 (7). С. 97-99.
7. Карлова О. А., Пак Н. И. Модель непрерывного образования школы будущего (на примере инженерной школы) // Открытое образование. 2013. № 4 (99). С. 98-104.
8. Кадыров Э. Р., Кадыров Ф. Р., Шарипов А. Д. К анализу духовно-нравственных аспектов непрерывного образования // Образование через всю жизнь. Вып. 11: Непрерывное образование в интересах устойчивого развития: материалы XI междунар. конф. / под науч. ред. Н. А. Лобанова,
B. Н. Скворцова, СПб., 2013. Ч. 2. С. 42-44.
9. Малышев Ю. Н., Титова А. В., Титов Г И. Современный подход в создании непрерывной системы образования и профилирования учащихся общеобразовательных учреждений для формирования сегмента школа-вуз-производство // Горная промышленность. 2017. № 6 (136). С. 32-35.
10. Моисеев В. Б. Непрерывное образование в условиях многоуровневого технического вуза // Профессиональное образование. Столица. 2013. № 8. С. 13-16.
11. Навазова Т. Г. Методология непрерывного профессионального образования // Человек и образование. 2005. № 3.
C. 17-22.
12. Разуваев С. Г, Желтов П. В. Многоуровневый образовательный комплекс как фактор оптимизации профессиональной социализации будущего специалиста // Известия ПГПУ им. В. Г. Белинского. 2012. № 28. С. 981-985.
13. Сартакова Е. Е., Макеев В. В. Разработка современной модели предуниверситария в условиях образовательного
процесса технического вуза // Научно-педагогическое обозрение. 2020. № 2 (30). С. 179-189.
14. Сергеев А. В., Землянский В. В. Проблемы развития многоуровневым образовательных комплексов в современных социально-экономических условиях // Альманах современной науки и образования. 2009. № 4-1. С. 154-158.
15. Сергеев Н. К. Теоретико-методологические проблемы непрерывного педагогического образования: к диалектике традиций и инноваций // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2018. № 10 (133). С. 4-9.
16. Сергеева С. В., Воскрекасенко О. А. Модель непрерывного образования в техническом вузе как многоуровневом образовательном комплексе // Интеграция образования. 2016. Т. 20, № 2 (83). С. 220-227.
17. Фиофанова О. А., Елютин С. О., Вершинина Л. Н. Пред-университарии: образовательная программа и учебный план // Народное образование. 2014. № 9 (1442). С. 159-164.
18. Фиофанова О. А., Елютин С. О., Пастухов А. Б. Новые образовательные практики в вузах: предуниверситарии // Высшее образование сегодня. 2014. № 9. С. 55-62.
19. Чижикова Е. С. Модель взаимодействия «Школа - ВУЗ -Предприятие» и ее роль в адаптации молодых специалистов [Электронный ресурс] // Наука и образование: новое время. 2017. № 6. С. 334-338. URL: https://www.elibrary.ru/item. asp?id=32285078 (дата обращения: 09.03.2021).
20. Шестакова В. В., Лисичко Е. В. Модель обучения «Школа -ВУЗ - Предприятие» в высшем техническом образовании на примере электроэнергетики // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2017. № 3. С. 112-118.
References
1. Aliyeva A. S. Problemy nepreryvnogo obrazovaniya v mirovoj praktike [Issues of continuous education in world practice]. Baltic Humanitarian Journal, 2016, vol. 5, no. 2 (15), pp. 108-111. (In Russian).
2. Ananyev B. G. Nekotorye problemy psihologii vzroslyh [Some problems of adult psychology]. Moscow, 1972, 32 p. (In Russian).
3. Vladislavlev A. P. Nepreryvnoe obrazovanie: problemy i perspektivy [Continuing education: problems and prospects]. Moscow, 1978, 175 p. (In Russian).
4. Gryaznova E. V., Chudina E. G., Treushnikov I. A., Khlap A. A. Principy nepreryvnogo obrazovaniya v Rossii i za rubezhom [The principles of continuous education in russia and abroad]. Azimuth of Scientific Researches: Pedagogy and Psychology, 2019, no. 4 (29), pp. 223-226. (In Russian).
5. Darinsky A. V. Nepreryvnoe obrazovanie [Continuous education]. Soviet pedagogy, 1975, no. 1, pp. 16-25. (In Russian).
6. Drobatenko Yu. G. Obrazovatel'naya model' «Shkola - vuz -predpriyatie» kak zalog kachestva obrazovaniya [Educational model "School - University - Enterprise" as a pledge of quality in education]. Review of Omsk State Pedagogical University. Humanitarian research, 2015, no. 3 (7), pp. 97-99. (In Russian).
7. Karlova O. A., Pak N. I. Model' nepreryvnogo obrazovaniya shkoly budushchego (na primere inzhenernoj shkoly) [Continuing education model of school of future (case study of engineering school)]. Open Education, 2013, no. 4 (99), pp. 98-104. (In Russian).
8. Kadyrov E. R., Kadyrov F. R., Sharipov A. D. K analizu duhovno--nravstvennyh aspektov nepreryvnogo obrazovaniya [To the analysis of spiritual and moral aspects of continuing education]. Education through all life. Iss. 11: Continuing education for sustainable development. Proceedings of the XI International Conference. Eds. N. A. Lobanov, V. N. Skvortsov. St. Petersburg, 2013, part 2, pp. 42-44. (In Russian).
9. Malyshev Yu. N., Titova A. V., Titov G. I. Sovremennyj podhod v sozdanii nepreryvnojsistemy obrazovaniya i profilirovaniya uchashchihsya obshcheobrazovatel'nyh uchrezhdenij dlya formirovaniya segmenta shkola-vuz-proizvodstvo [Modern approach in creating a continuous system of education and profiling of students of general education institutions for the formation of the school-university-production segment]. Russian Mining Industry Journal, 2017, no. 6 (136), pp. 32-35. (In Russian).
10. Moiseev V. B. Nepreryvnoe obrazovanie v usloviyah mnogourovnevogo tekhnicheskogo vuza [Continuous education in the conditions of a multi-level technical university]. Professional education. Capital, 2013, no. 8, pp. 13-16. (In Russian).
11. Navazova T. G. Metodologiya nepreryvnogo professional'nogo obrazovaniya [Methodology of continuous professional education]. Man and Education, 2005, no. 3, pp. 17-22. (In Russian).
12. Razuvaev S. G., Zheltov P. V. Mnogourovnevyj obrazovatel'nyj kompleks kak faktor optimizacii professional'noj socializacii budushchego specialista [The multilevel educational complex as a factor of professional socialization optimization of a future expert]. Bulletin of the Penza State Pedagogical University named after V. G. Belinsky, 2012, no. 28, pp. 981-985. (In Russian).
13. Sartakova E. E., Makeev V. V. Razrabotka sovremennoj modeli preduniversitariya v usloviyah obrazovatel'nogo processa tekhnicheskogo vuza [Development of the modern model of pre-university in the conditions of the educational process of a technical university]. Pedagogical Review, 2020, no. 2 (30), pp. 179-189. (In Russian).
14. Sergeev A. V., Zemlyansky V. V. Problemy razvitiya mnogourovnevym obrazovatel'nyh kompleksov v sovremennyh social'no-ekonomicheskih usloviyah [Problems of development of multilevel educational complexes in modern socio-economic conditions]. Almanac of Modern Science and Education, 2009, no. 4-1, pp. 154-158. (In Russian).
15. Sergeev N. K. Teoretiko-metodologicheskie problemy nepreryvnogo pedagogicheskogo obrazovaniya: k dialektike tradicij i innovacij [Theoretical and methodological problems of continuous pedagogical education: to the dialectic of tradition and innovation]. Ivzestia of the Volgograd State Pedagogical University, 2018, no. 10 (133), pp. 4-9. (In Russian).
16. Sergeeva S. V., Voskrekasenko O. A. Model' nepreryvnogo obrazovaniya v tekhnicheskom vuze kak mnogourovnevom obrazovatel'nom komplekse [The model of lifelong education in a technical university as a multilevel educational complex]. Integration of Education, 2016, vol. 20, no. 2 (83), pp. 220-227. (In Russian).
17. Feofanova O. A., Elyutin S. O., Vershinina L. N. Preduniversitarii: obrazovatel'naya programma i uchebnyj plan [Pre-university: educational program and curriculum]. Public Education, 2014, no. 9 (1442), pp. 159-164. (In Russian).
18. Feofanova O. A., Elyutin S. O., Pastukhov A. B. Novye obrazovatel'nye praktiki v vuzah: preduniversitarii [New educational practices in universities: pre-university]. Higher Education Today, 2014, no. 9, pp. 55-62. (In Russian).
19. Chizhikova E. S. Model' vzaimodejstviya «Shkola - VUZ -Predpriyatie» i ee rol' v adaptacii molodyh specialistov [The model of interaction «School - University - Enterprise» and its role in the adaptation of young specialists]. Science and Education: A New Time, 2017, no. 6, pp. 334-338. Available at: https://www.elibrary. ru/item.asp?id=32285078 (accessed 09.03.2021). (In Russian).
20. Shestakova V. V., Lisichko E. V. Model' obucheniya «Shkola -VUZ - Predpriyatie» v vysshem tekhnicheskom obrazovanii na primere elektroenergetiki [The learning model "School -University - Enterprise" in higher technical education by the example of electric power industry]. Herald of Chelyabinsk State Pedagogical University, 2017, no. 3, pp. 112-118. (In Russian).