УДК 37:001.895 ББК Ч404.43+Ч424.43 А-88
Сангаджиева Занда Ивановна, аспирантка кафедры педагогики Калмыцкого государственного университета, т.: 8(927)5903425.
МОДЕЛЬ ПОДГОТОВКИ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ К ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (рецензирована)
В статье предлагается разработанная модель подготовки будущего педагога начальных классов к инновации педагогической деятельности в условиях современной школы. Проведен констатирующий эксперимент, приведены результаты данного эксперимента, которые служат обоснованием необходимости практического применения модели в ходе подготовки будущих педагогов начальных классов.
Ключевые слова: инновация, инновационная педагогическая деятельность, аспекты моделирования в подготовке будущих педагогов начальной школы, методы исследования готовности студентов к инновационной деятельности.
Sangadzhieva Zanda Ivanovna, post-graduate student of the Department of Pedagogy of the Kalmyk State University, tel.: 8 (927) 5903425.
TRAINING MODEL OF FUTURE PRIMARY SCHOOL TEACHERS FOR INNOVATIVE ACTIVITIES
(reviewed)
The article proposes a developed-model of training future primary school teachers for educational activities innovation in modern school. An experiment has been conducted, the results of this experiment, which serve as the rationale for the practical application ofthe model in preparation for future teachers in primary schools have been given.
Keywords: innovation, innovative educational activities, aspects of the modeling in the preparation offuture teachers of elementary school, students’ readiness to innovative activity.
С понятием инновации тесно связано понятие инновационной деятельности. Инновационная деятельность - комплексная деятельность по осуществлению целенаправленного инновационного процесса, направленная на повышение эффективности технических, социальных, экономических, педагогических и других систем в конкретных условиях. Обобщенно инновационная система может быть представлена в следующем виде [1]:
Рис. 1 - Обобщенная инновационная система и её характеристики
Рассмотрение инновации как системы позволяет говорить о таких её свойствах как наличие целостности, определенной структуры, элементов и связей, а также состоянии в конкретный момент времени, которое связано с жизненным циклом инновации.
В педагогической науке использование моделирования в подготовке специалистов имеет три аспекта [1, 2]. Во-первых, моделирование служит тем содержанием, которое должно быть усвоено будущими специалистами в результате обучения в вузе, тем методом познания, которым они должны овладеть. Во-вторых, моделирование является учебным действием и средством, без которого невозможна полноценная подготовка будущего специалиста. В-третьих, модели, составленные на основе знаково-символических средств, наглядно представляют нам всю педагогическую систему подготовки специалистов, полученную в результате и на основе создания мысленных (абстрактных) образов.
С другой стороны, построение модели подготовки будущих педагогов дает возможность:
а) систематизировать на уровне категорий все понятия, входящие в систему подготовки будущих учителей на конкретной специальности;
б) обобщить наблюдаемые педагогические явления, увидеть наглядно их структуру и структурные
взаимосвязи и взаимовлияния;
в) на уровне абстрагирования провести мысленный эксперимент, тем самым избежать недочетов и ошибок в проведении констатирующего педагогического эксперимента;
г) сравнить новую модель с другими моделями в целях выявления общего и особенного, оригинального и устаревшего, зрелого и того, что находится еще в стадии развития;
д) установить преемственность в подготовке специалистов, традиционность и многое другое.
Структура модели подготовки будущих педагогов составлена нами исходя из требований,
предъявляемых учителю современной школы: цель, задачи, содержание, принципы, организационные формы, методы, средства, результат, условия подготовки. Моделируя структуру и содержание системы подготовки будущих учителей начальных классов к инновационной деятельности, мы учитывали основные принципы моделирования, которые определяют ее функции в педагогическом исследовании, так как только при следовании этим принципам моделирование как метод научного исследования позволяет объединить эмпирическое и теоретическое в педагогическом исследовании, т.е. сочетать в ходе изучения педагогического объекта прямое наблюдение, факты, эксперимент с построением логических конструкций и научных абстракций.
Констатирующий эксперимент как практическое обоснование применения модели подготовки будущих учителей начальных классов к инновационной деятельности в условиях инновационно-образовательной среды вуза проводилась в три этапа в период с 2009 по 2012 гг. на базе ФГБОУ ВПО «Калмыцкий государственный университет». В эксперименте принимали студенты четвертого курса, обучающиеся по специальности «Педагогика и методика начального обучения». В эксперименте участвовало 4 группы, общей численностью 71 человек.
В качестве основных условий организации эксперимента исследования были определены:
- организация процесса подготовки будущих педагогов начальных классов к инновационной деятельности на основе разработанных этапов подготовки в условиях инновационно-образовательной среды вуза;
- отбор содержания подготовки в соответствии с выделенными структурой и содержанием инновационной деятельности будущих педагогов начальных классов;
- использование разработанной авторской программы и комплекса методического обеспечения курса «Инновационная деятельность будущих учителей начальных классов».
При организации экспериментальной проверки эффективности разработанной модели подготовки будущих учителей начальных классов и инновационно-образова-тельной среды вуза было важно проследить процесс формирования из студента в будущего педагога начальных классов к инновационной деятельности к инновационной деятельности, для чего необходимо было выявить:
- эффективность процесса формирования готовности инновационной деятельности на основе выделенных структурных компонентов инновационной деятельности будущих педагогов начальных классов, реализованного по предложенным этапам;
- влияние инновационно-образовательной среды на формирование готовности студентов к инновационной деятельности по профессионально-педагогическому, производственно-технологическому компонентам.
На этапе констатирующего эксперимента посредством анкетирования определялась корректность поставленных задач, и, в частности, целесообразность подготовки педагогов профессионального обучения к инновационной деятельности в условиях инновационно-образовательной среды современного вуза.
Констатирующий эксперимент был направлен на выявление отношения студентов - будущих педагогов начальных классов к инновационной деятельности и уровня готовности к ней. В ходе разработки системы подготовки будущих учителей начальных классов к инновационной деятельности мы применяли следующие научные методы: гносеологический, экспертный и метод педагогического мониторинга.
С помощью гносеологического метода мы определили цель эксперимента: выявить уровень подготовленности студентов 2, 3, 4 и 5 курсов и учителей начальных классов, работающих в городских школах, к инновационной деятельности.
Задачами эксперимента являются: определение уровня теоретической, практической, методической, технологической подготовленности будущих учителей к инновационной деятельности.
Гипотеза эксперимента: уровень подготовленности студентов 2, 3, 4, 5 курсов и учителей городских школ к инновационной деятельности недостаточно высок из-за отсутствия необходимых и достаточных знаний.
Анкетирование выявило уровень понимания сущностных характеристик и свой-ств инновационной деятельности будущими педагогами начальных классов, а также заинтересованности и мотивации инновационной профессионально-педагогической деятельности, который показал, что:
- учителя начальных классов, работающие в городских школах, а также студенты младших курсов не владеют педагогической теорией инновационной деятельности учителя в школе;
- не владеют знаниями механизма развития образования;
- не имеют четкого представления о структуре инновационной деятельности учителя;
- не знают особенности и отличительные черты педагогических инноваций, их современную классификацию;
- многие студенты испытывают потребность в углублении знаний о научно-теоретических основах инновационной деятельности.
Результаты констатирующего эксперимента показали, что наибольшее количество студентов (47 %)
отождествляют с инновационной деятельностью только форму реализации научно-технического прогресса, то есть воспринимают инновации как разнообразные технические новшества. Меньшее число студентов видят в инновационной деятельности будущих педагогов начальных классов способ общественного развития и удовлетворения социально-образовательных потребностей человека - 25 % и 23 % соответственно. При этом инновационная деятельность как способ удовлетворения социально-образовательных потребностей человека предполагает обеспечение инновационного образования и непосредственно составляет инновационную деятельность любого педагога. Лишь небольшое количество студентов осознают необходимость управленческих воздействий на инновации (18 %) и видят в инновационной профессионально-педагогической деятельности способ повышения эффективности производственных, социально-экономических, организационно-управленческих, педагогических процессов.
Такое понимание студентами экспериментальной группы сущности инновационной профессиональнопедагогической деятельности свидетельствует о том, что у них не сформирована логика «переноса» содержания и результатов инновационных процессов в сфере производства, экономики, управления в инновационное опережающее содержание будущих педагогов. Для того, чтобы реализовать инновационный процесс профессиональной подготовки, педагог должен выявить и отследить развитие инновационных процессов в своей профессиональной области, систематизировать информацию о них, осуществить научно-методическую переработку этой информации в опережающее содержание профессиональной подготовки, сформулировать инновационные цели подготовки, выбрать подходы и принципы, подобрать или разработать педагогическую методику или технологию по овладению разработанным содержанием, распланировать средства и формы осуществления инновационной подготовки. Результаты констатирующего эксперимента свидетельствуют, что студенты-педагоги начальной школы понимают, что можно и нужно использовать инновационные педагогические подходы, принципы, методики, технологии, средства, формы в будущей профессиональнопедагогической деятельности, но не осознают необходимость целенаправленного, систематического исследования и подбора инновационных производственных, управленческих, экономических, социальных технологий для своевременного обновления содержания обучения и повышения качества профессиональной подготовки. Это обусловлено незнанием направлений инновационной деятельности, в которых может участвовать педагог начальных классов, и форм её осуществления.
Кроме того, при проведении констатирующего эксперимента был выявлен интерес студентов к различным формам инновационной профессионально-педагогической деятельности и возможностям совершенствования посредством неё профессионально-педагогической, производственной, управленческой деятельности педагога профессионального обучения.
Таким образом, результаты констатирующего эксперимента свидетельствуют о том, что студенты понимают значение и роль инновационной деятельности педагогов профессионального обучения в современных условиях, интересуются возможностями данного вида деятельности, представляют, какими свойствами она должна обладать, но при этом недостаточно полно осознают все аспекты и формы проявления инновационной деятельности педагогов начальных классов, отождествляя её только с результатами научно-технических разработок. Это указывает на необходимость специальной подготовки будущих педагогов начальных классов к инновационной деятельности.
Кроме того, в результате исследования экспертным методом была проведена оценка свойств инновационной профессионально-педагогической деятельности, где студенты по результатам анкетирования оценили такие свойства инновационной профессионально-педагогической деятельности как востребованность, управляемость, эффективность, динамичность, целенаправленность, комплексность инновационной профессионально-педагогической деятельности. Средние результаты оценки представлены в таблице 1.
Таблица 1 - Оценка свойств инновационной деятельности будущих учителей начальных классов
Показатели Характеристика Средняя оценка в баллах
Целее- направленность прогнозируемость результата инновационной деятельности и условий его достижения 3,6
Востребованность высокая степень тиражируемости инновационных программ 4,2
Эффективность повышение качества профессиональной подготовки 4,7
Динамичность возможность быстрого реагирования на внешние и внутренние изменения 3,7
У правляемость обеспечение воздействий на жизненный цикл инноваций 3,5
Комплексность всесторонний характер инноваций 4,4
Выяснилось, что эксперты воспринимают как важные и высоко оценивают такие свойства инновационной деятельности как эффективность (4,7), комплексность (4,4), востребованность (4,2), чуть ниже - целенаправленность (3,7), динамичность (3,6), управляемость (3,5).
Предложенная модель подготовки будущих учителей начальных классов к инновационной деятельности позволила наметить общие представления обо всех возможных педагогических условиях, и определить необходимую для нашего эксперимента технологию процесса подготовки будущих учителей начальных классов к инновационной деятельности (см. рис. 2).
Для построения управляемого процесса подготовки будущих учителей начальных классов к инновационной деятельности мы разработали обобщенную схему алгоритма функционирования
приобщения инновационного процесса в вузе. Она охватывает несколько этапов обучения студентов в вузе: формирование представлений студентов о целях и задачах усвоения предметов педагогического цикла; осмысление избранной последовательности содержания курсов педагогических предметов; овладение студентами методами и приемами самообразования и саморазвития; установление межпредметных связей; контроль и корректирование знаний и умений будущих учителей.
Целевой блок модели подготовки будущего учителя к оценке учебных достижений младших школьников включает повышение качества подготовки будущего учителя к оценке учебных достижений школьников в условиях личностно ориентированного образования [3].
Указанная цель на рис. 3 охватывает весь период обучения студента. Содержание и методика реализации модели в системе подготовки будущих учителей начальных классов к инновационной деятельности непосредственно связана с общими принципами дидактики, разработанными ведущими отечественными учеными-педагогами В.И. Андреевым, С.И. Архангельским, Ю.К. Бабанским, И.Я. Лернером и др. [6, 7, 8].
Рис. 2 - Содержание подготовки будущих учителей начальных классов к инновационной деятельности
Планирование работы по подготовке будущих учителей начальных классов к инновационной деятельности осуществляется на данном этапе развития ФГБОУ ВПО «Калмыцкий государственный университет» на основе Федерального образовательного стандарта высшего образования третьего поколения и учебных планов.
В ходе исследования был проведен анализ учебного плана вуза по семестрам с целью выявления, какие еще вузовские дисциплины оказывают формирующее воздействие на подготовку студента к инновационной деятельности.
Выявление количества дисциплин, оказываемых влияние на готовность студентов к инновационной деятельности, позволило нам учесть при составлении экспериментальной программы и исключить повтор изучаемого материала.
Все вышеизложенное продиктовало нам необходимость жесткого отбора, конкретизации дидактического, методического и технологического материала в составлении экспериментальной модели подготовки будущих учителей начальных классов к инновационной деятельности [10].
Применение этих компонентов позволило нам технологизировать процесс подготовки будущих учителей начальных классов к инновационной деятельности. Разработанную нами технологию можно применять во всех педагогических вузах при соблюдении положительных результатов, перспектив развития инновационных процессов, необходимого и достаточного объема знаний и умений для профессионального становления учителя начальных классов и использовании модели подготовки будущих учителей начальных
классов к инновационной деятельности, а также в разработках дополнительных спецкурсов.
■I СОДЕРЖАНИЕ ПОДГОТОВКИ ~|.
ТЕОРЕТИЧЕСКА Я ПОДГОТОВКА Знания о
развитии инмовационни к процессах в
истории Пйдятики; знания об
ИМИОМЦИОННЫ х
прочес-сое в
теории педагогики. знания о новых исследованияк. передовом и
новАТ орс КОМ педагогическом опыте, знании о новых
об ра э оеа т е х
и воспитательных технологиях: знания основ
научной и
экспериментален ой работы;
знания в области духовной сферы и культуры;
знания в области технологий развивающего обучения и
воспитания;
Рис. 3 - Модель подготовки будущих учителей начальных классов к оценке учебных достижений школьников* * Авторская разработка
Таблица 2 - Учебный план по семестрам, формирующие готовность студента к инновационной деятельности
Название дисциплины 1 курс 2 курс 3 курс 4 курс 5 курс
1 сем. 2 сем. 3 сем. 4 сем. 5сем. 6 сем. 7 сем. 8 сем. 9 сем. 10 сем.
Педагогика 72 36 62 68 - - - - - -
Методика преподавания русского языка 18 16 36 32 18 12
Методика преподавания математики - - - 16 36 34 20 12 - -
Методика преподавания естествознания - - - 34 36 - 40 - - -
Теория и методика музыкального воспитания - - 66 - - - - - - -
Работа в детском оздоровительном лагере - - - - - 16 - - - -
Коррекционная педагогика - - - - - - 18 32 - -
Философия история образования - - - - - - 54 24 - -
Методика труда - - - - - - 36 24 - -
Методика ИЗО - - - - - - 34 12 - -
Основы управления педагогическими системами - - - - - - - - - 40
Методика преподавания труда с практикумом - - - - - - - - 10 -
Решение нестандартных задач - - - - - - - - - 24
Литература:
1. Сластенин В.А., Подымова Л.С. Готовность педагога к инновационной деятельности // Педагогическая наука и образование. 2006. №1. С. 32-37.
2. Юсуфбекова Н.Р. Общие основы педагогической инноватики: опыт разработки инновационных процессов в образовании. М.: Новая школа, 1991. 92 с.
3. Фейгинов С.Р. Динамика традиционного и инновационного в педагогике пост-советского периода // Вестник высшей школы. 2001. №2.
4. Шукшунов В.Е., Взятышев В.Ф., Романкова Л.И. Инновационное образование: идеи, принципы, модели. М., 1996. 215 с.
5. Шадриков В.Д. Новая модель специалиста: инновационная подготовка и компетентностный подход // Высшее образование сегодня. 2004. №8. С. 26-31.
6. Андреев В.И. Диалектика воспитания и самообразования творческой личности. Основы педагогики творчества. Казань, 1988. 183 с.
7. Бабанский Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований. М.: Просвещение, 1982. 151 с.
8. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. М., 1981.
9. Абасов З. Инновационность в образовании и подготовка учителей // Вестник высшей школы.
2001. №4. С. 7.
10. Балаутдинова М.Е. Инновационный потенциал высшей школы: анализ и оценка. М.: Экономика, 2002. 324 с.
References:
1. Slastenin V.A., Podymova L.S. Teacher’s readiness for innovation // Education science and education. 2006. № 1. P. 32-37.
2. Yusufbekova N.R. General framework for pedagogical innovation: experience in developing innovative processes in education. M.: New School, 1991. 92p.
3. Feiginov S.R. Dynamics of traditional and innovative in the post-Soviet period pedagogy // Journal of Higher School. 2001. № 2.
4. Shukshunov V.E., Vzyatyshev V.F., Romankova L.I. Innovative education: ideas, principles, models. M., 1996. 215 p.
5. Shadrikov V.D. A new model of the expert: an innovative training and competence-based approach // Higher Education Today. 2004. № 8. P. 26 - 31.
6. Andreev V.I. Dialectics of education and self-education of a creative person. Fundamentals of creative pedagogy. Kazan, 1988. 183 p.
7. Babansky Y.K. Problems of increasing the effectiveness of educational research. M.: Education, 1982.
151 p.
8. Lerner I.J. Educational fundamentals of teaching methods. M., 1981.
9. Abasov Z. Innovation in education and training of teachers // Bulletin of high school. 2001. № 4. C. 7.
10. Balautdinova M.E. Innovative potential of higher education: analysis and evaluation. M.: Economics,
2002. 324 p.