Научная статья на тему 'Модель педагогической деятельности как основа управления качеством образования'

Модель педагогической деятельности как основа управления качеством образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1042
98
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / МОТИВАЦИЯ / НЕОБХОДИМЫЕ И ДОСТАТОЧНЫЕ УСЛОВИЯ / МОДЕЛЬ / УПРАВЛЕНИЕ / TEACHERS' ACTIVITY / EDUCATION QUALITY / MOTIVATION / NECESSARY AND SUFFICIENT CONDITIONS / MODEL / MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гевлич Инна Кимовна, Захаров Александр Александрович

Представлена модель педагогической деятельности, которая может быть использована для ранжирования деятельности педагогов общеобразовательных учреждений с точки зрения ее эффективности. Описываются необходимые и достаточные условия организации учебно-воспитательного процесса для повышения уровня профессионализма педагога.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The model of teachers' activity is represented in this article which may be used for ranking of pedagogical work at the secondary schools from the point of view of its efficiency. The necessary and sufficient conditions of organizing of educational process for rising of professional teachers' level are also described here.

Текст научной работы на тему «Модель педагогической деятельности как основа управления качеством образования»

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

УДК 378

И.К. Гевлич, А.А. Захаров МОДЕЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ОСНОВА УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ

Представлена модель педагогической деятельности, которая может быть использована для ранжирования деятельности педагогов общеобразовательных учреждений с точки зрения ее эффективности. Описываются необходимые и достаточные условия организации учебно-воспитательного процесса для повышения уровня профессионализма педагога.

Педагогическая деятельность, качество образования, мотивация, необходимые и достаточные условия, модель, управление.

I.K. Gevlich, A.A. Zakharov

THE MODEL OF TEACHERS’ ACTIVITY AS EDUCATION QUALITY MANAGEMENT BASIS

The model of teachers’ activity is represented in this article which may be used for ranking of pedagogical work at the secondary schools from the point of view of its efficiency. The necessary and sufficient conditions of organizing of educational process for rising of professional teachers’ level are also described here.

Teachers’ activity, education quality, motivation, necessary and sufficient conditions, model, management.

В основе всех преобразований, проводимых когда-либо в сфере российского образования, лежит повышение качества образовательной услуги. Сегодня в рамках реализации Федеральной программы развития образования, Национального проекта «Образование», Комплексного проекта модернизации образования:

- произошел переход на нормативное подушевое финансирование сферы образования;

- в образовательные учреждения стало поступать компьютерное и другое учебное оборудование;

- вводится новая система оплаты труда педагогических работников, которая должна оценивать труд педагогов с точки зрения его эффективности;

- изменена процедура аттестации педагогических работников;

- оптимизируется сеть образовательных учреждений и др.

Все идущие преобразования, по мнению разработчиков проектов и программ, должны способствовать повышению качества образования. Анализ основных изменений в сфере образования показывает, что все они направлены на улучшение условий получения образования и повышение оплаты за педагогический труд.

Однако исследования известной консалтинговой компании МсКшБеу&Сотрапу, которые проводились в течение 35 лет в 25 наиболее успешных образовательных системах мира, доказывают, что не обнаружено сколько-нибудь значимой связи между качеством (результатами) образования и:

- стоимостью обучения одного ребенка в школе, причем стоимость обучения за время исследования возросла в два с лишним раза;

- количеством детей в классе, причем наполняемость классов за время исследования уменьшилась примерно в 1,8 раза,

а единственным фактором, реально определяющим качество образования, является степень профессионализма педагога.

Целью данных исследований являлось выяснение общих черт между успешными образовательными системами, действующими в различных частях света - Европе, Азии, Северной Америке (российская система образования не исследовалась). Исследования проводились среди образовательных систем, принадлежащих разным культурам, имеющим разные традиции, на разных континентах.

Многие из этих стран проводили реформы в области образования, которые имеют много общего с тем, что сегодня делается в России в рамках модернизации системы образования. Например, увеличивали стоимость обучения ученика, вкладывая ресурсы в оборудование и зарплаты педагогических работников,

уменьшали наполняемость классов - все эти изменения ведут к улучшению условий труда педагогов, к удовлетворению родителей и общественности, для которых именно эти параметры считаются наиболее значимыми для повышения качества образования, но ни одна реформа непосредственно не касалась профессиональной деятельности педагога. Вывод исследователей был однозначен: вы не можете улучшить результаты обучения, не вмешиваясь в процесс преподавания, а система образования не может «быть лучше учителей, которые ее составляют». Независимо от культурных различий успешными оказались те системы образования, которые сфокусированы на качестве преподавания. А вот как управляется система образования, является ли она высоко децентрализованной, как в Англии, или, наоборот, сильно централизованной, как в Сингапуре - это, как показало исследование, с точки зрения результатов обучения неважно (обе эти страны высоко стоят в рейтинге успешности). По данным исследования, если в девятилетнем возрасте два одинаковых среднеуспевающих

Рис. 1. Двухфакторная теория удовлетворенности трудом Ф. Герцберга

школьника получали двух разных учителей, соответственно сильного и слабого, то уровень их успешности через три года различался на 50% [5].

Профессионализм - особое свойство людей систематически, эффективно и надежно выполнять сложную деятельность в самых разнообразных условиях. В понятии «профессионализм» отражается степень овладения человеком профессиональной деятельностью на уровне действующих в обществе стандартов и объективных требований. Профессионализм человека - это не только достижение им высоких производственных показателей, но и особенности его профессиональной мотивации, система его устремлений, ценностных ориентаций, смысла труда для самого человека.

Для определения степени профессионализма педагога необходимо разработать модель профессиональной деятельности педагога. Чем выше степень профессионализма педагога, тем более высокий уровень качества преподавания и соответственно качества образования он может обеспечить. В компоненты модели должны войти также и параметры, определяющие степень профессиональной мотивации педагога.

Существуют различные мотивационные теории. Согласно содержательной двухфакторной теории удовлетворенности Ф. Герцберга, все факторы, влияющие на удовлетворенность и неудовлетворенность в труде, можно разделить на гигиенические (не совсем удачный термин) и мотиваторы. Герцберг показал, что определенные гигиенические аспекты труда суть необходимые, но недостаточные условия мотивации. Гигиенические факторы являются внешними, т. е. не присущими данному рабочему месту, они могут лишь усилить неудовлетворенность в труде в случае их отсутствия. Они связаны с окружением, коллегами по работе и политикой организации. Вместе с тем мотиваторы - внутренние факторы, то есть они присущи самой работе.

Мотиваторы, положительно воздействующие на установку к труду, включают такие стимулирующие факторы, как возможность достижения цели и профессионального роста, признание хорошо выполненной работы, сознание ответственности, привлекательный характер самого труда. Подобные факторы удовлетворяют потребность персонала в труде как источнике самореализации и личного совершенствования [1].

Л. Портер и Э. Лоулер разработали комплексную процессуальную теорию мотивации, включающую элементы теории ожидания В.Врума и теории справедливости Дж. Стейси Адамса, т.е. в созданной ими модели фигурирует пять переменных:

- затраченные усилия;

- восприятие;

- полученные результаты;

- вознаграждение;

- степень удовлетворения.

Согласно модели Портера - Лоулера (рис. 2), достигнутые результаты зависят от приложенных сотрудником усилий, его способностей и характерных особенностей, а также осознания им своей роли.

Один из наиболее важных выводов Портера и Лоулера состоит в том, что результативный труд ведет к удовлетворению. Этим опровергают выводы Ф. Герцберга, что удовлетворение ведет к более хорошей работе. Это утверждение сегодня поддерживают большинство исследователей и менеджеров-практиков [2].

Существует мнение, что зарубежные теории мотивации не применимы в российских условиях. Как отмечает В.А. Спивак, «...из всей совокупности факторов экономического развития сейчас могут быть реально использованы, развиты субъективные социальные ресурсы, а особенно мотивационные» [4]. Очень важно то обстоятельство, что управление мотивацией реально осуществимо в любой организации, на любом уровне ее развития, доступно любому управленцу (при наличии желания и понимания ее важности для выживаемости организации в непростых экономико-политических условиях современной России) [3].

Рис. 2. Модель Портера - Лоулера

В ноябре 2008 г. в ряде образовательных учреждений г. Балаково было проведено исследование мотивации педагогической деятельности. Целью исследования было определение применимости выводов теории мотивации Ф.Герцберга и комплексной теории Л. Портера и Э. Лоулера в повышении мотивации педагогов.

Педагогам задавались следующие вопросы:

1. Когда Вы испытывали наиболее полное удовлетворение от своей работы и что его порождало?

2. Когда Вы относились к работе хуже всего и что породило это отношение?

3. Вы получаете большее удовлетворение от:

- результатов успешно выполненной работы;

- размера материального вознаграждения;

- уровня морального вознаграждения.

4. Усилия, затраченные Вами на педагогическую деятельность, соответствуют получаемому размеру стимулирующей части заработной платы? (Да, нет, частично)

5. Удовлетворены ли Вы размером стимулирующего балла по отношению к своим коллегам? (Да, нет, частично)

Результаты исследования подтвердили обоснованность этих двух теорий и необходимость включения мотивационных параметров в модель профессиональной деятельности педагога.

Исследование модели педагогической деятельности даст возможность:

- оптимизировать деятельность педагога с точки зрения повышения качества образования;

- объективно оценивать эффективность педагогической деятельности для определении размера стимулирующей части оплаты труда;

- определить вектор профессионального роста педагога.

Процесс оптимизации модели педагогической деятельности будет заключаться в приближении значений параметров модели к нормативам, определяемым требованиями профессионального стандарта и современного общества.

Установлено, что рост заработной платы стимулирует повышение производительности труда только в случае выполнения следующих условий:

- работники должны придавать заработной плате большое значение;

- работники должны верить в существование четкой связи между заработной платой и производительностью и в то, что увеличение производительности обязательно приведет к увеличению заработной платы [2].

В настоящее время министерство образования Саратовской области пытается внедрить разработанную данным ведомством модель педагогической деятельности в виде так называемого педагогического «портфолио», который, по их мнению, содержит характеристики качества образования, предоставляемого педагогом, показатели включенности в методическую работу и инновационную (проектную) деятельность и их соотнесение с профессиональными уровнями.

Накопление информации об индивидуальных достижениях педагогов осуществляется в данном «портфолио» по 7 блокам - критериям, каждый из которых содержит еще от 5 до 13 параметров.

Данная модель педагогической деятельности имеет ряд существенных недостатков:

- неоднозначность формулировок параметров;

- необходимость предоставления большого объема подтверждающих документов;

- наличие критериев и параметров, не связанных с качеством результата;

- возможность необъективного оценивания;

- неоднозначность алгоритма расчета критериев;

- неравномерность распределения критериальных параметров;

- избыточность параметров в ряде критериев.

С точки зрения авторов статьи, модель педагогической деятельности должна удовлетворять следующим условиям:

- оптимальность набора критериев;

- однозначность параметров;

- простота и прозрачность в определении значений параметров;

- равномерность распределения критериальных параметров;

- отсутствие избыточной необходимости в подтверждающих документах;

- отсутствие критериев, не связанных с качеством образования.

Результатом педагогической деятельности является качество образования, следовательно, элементы, входящие в модель, должны существенно влиять на результат. Опираясь на гигиенические факторы Ф. Герцберга и пять переменных, предложенных Л. Портером и

Э. Лоулером, базовые элементы модели можно разделить на две группы.

Первая группа - это необходимые условия («гигиенические» факторы по Ф. Герцбергу), удовлетворение которых позволит педагогу осуществлять свою педагогическую деятельность:

- политика организации и администрации;

- уровень контроля со стороны руководства;

- отношения с администрацией;

- санитарно-гигиенические условия работы;

- распорядок и режим работы;

- оклад;

- отношения с коллегами;

- личная жизнь;

- отношения с учащимися;

- отношения с родителями;

- должность;

- безопасность на рабочем месте;

- обеспеченность оборудованием и другим учебным материалом.

Вторая группа факторов включает профессиональные мотиваторы, которые создают внутреннюю мотивацию у педагога, способствующую повышению уровня его профессионализма:

- возможности творческого развития и делового роста;

- высокая степень ответственности;

- признание и одобрение результатов работы;

- возможность продвижения по службе;

- возможность повышения квалификации;

- придание стимулирующей части заработной платы большого значения;

- уверенность в четкой взаимосвязи стимулирующей части заработной платы и эффективности педагогической деятельности.

Неудовлетворенность гигиеническими условиями или удовлетворенность мотиваторами определяется ежегодным анкетированием педагогов, на основе которого строятся лепестковые диаграммы, показывающие степень неудовлетворенности отдельного педагога и всего педагогического коллектива условиями труда или удовлетворенности кадровой политикой администрации школы. Чем больше площадь диаграммы совпадает с площадью круга, тем выше степень неудовлетворенности педагогов предоставляемыми условиями труда или внутренняя мотивация педагогов и коллектива в целом.

Для определения неудовлетворенности гигиеническими условиями и удовлетворенности мотиваторами в ноябре 2008 г. в одном из образовательных учреждений г. Балаково авторами статьи было проведено исследование, в котором участвовало 69 педагогов. На основе полученных результатов были построены две диаграммы (рис. 3, 4). Представленные диаграммы наглядно показывают актуальные направления работы администрации данного образовательного учреждения по созданию необходимых и достаточных условий, обеспечивающих возможность профессионального роста педагога и соответственно повышение результативности его труда, то есть качества образования.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

При условии, что

Lim 2 (НГФ шах - H Гфгеаи) ^ 100%

' 1 I ^ uw j vjiv/uii/i |/v/viu (1)

Lim £ (У

- У

М max Mreali

)- 0

все условия для роста профессионализма педагога созданы,

где НГФ - неудовлетворенность гигиеническими факторами (необходимые условия); УМ - удовлетворенность мотиваторами (достаточные условия).

i = 1

Рис. 3. Степень неудовлетворенности или частичной удовлетворенности педагогов

гигиеническими факторами

квалификации по службе

Рис. 4. Степень мотивированности педагогов в повышении профессионализма

Вышеперечисленные условия являются фундаментом модели педагогической деятельности. Они обеспечивают педагогу возможность достижения остальными элементами модели педагогической деятельности оптимальных значений.

Далее в модель педагогической деятельности необходимо включить элементы, показывающие степень использования педагогом предоставленных возможностей для роста профессиональных компетентностей:

- образование;

- стаж работы;

- профессиональная переподготовка;

- квалификационная категория;

- статус педагога на разных уровнях (школьном, муниципальном и выше);

- степень овладения ИКТ-технологиями;

- отношение к своему здоровью;

- творческая активность (участие в профессиональных конкурсах, конференциях, написание статей);

- личностные характеристики;

- методическая грамотность;

- психологическая грамотность;

- степень выполнения социального заказа.

Перечень элементов можно дополнить, исходя из целей и задач образовательного учреждения, но каждый из включенных элементов должен иметь шкалу измерения и оптимальные значения. Количество элементов модели необходимо разумно ограничить. Каждый элемент модели должен обладать следующими свойствами:

- понятность;

- вычисляемость;

- детерминированность (однозначность);

- валидность;

- универсальность.

Все значения элементов приводятся к одной единице измерения для представления их в единой системе координат. При наличии нескольких факторов, влияющих на модель, формулу оптимизации для данной модели, как для многофакторной системы, можно представить в следующем виде:

F(xi, Х2,..., Xn) = kl*-Xi + kTX2 + ...+ kn-Xn ^ Еопт , (2)

где k1, k2,..., kn - весовые коэффициенты факторов (элементов) модели педагогической деятельности; x1, x2,., xn - элементы модели педагогической деятельности.

При этом должны быть выполнены условия (1).

Степень приближения реальной модели педагогической деятельности к оптимальной и будет показывать, насколько результативна работа педагогического коллектива учреждения и отдельного педагога и какие необходимо принять управленческие решения для повышения эффективности.

Результат работы любого образовательного учреждения оценивается по качеству образования его выпускников. Качество образования - результат работы всех участников образовательного процесса: педагогов, учащихся и их родителей, а также государства и социума. Поэтому достаточно сложно точно оценить эффективность педагогической деятельности отдельного педагога, однако построение модели педагогической деятельности позволит объективизировать данный процесс и максимально повысить достоверность оценки.

ЛИТЕРАТУРА

1. Герцберг Ф. Двухфакторная теория удовлетворенности трудом / Ф. Герцберг // Компания «Профессиональные системы управления». М.: ПСУ, 2008. Режим доступа к статье: http://www.pmsh.ru/articles/motiv.php?id_S=81.

2. Современный менеджмент: теория и практика: учеб. пособие / А.Г. Комаров, А.Р. Кудряшов, А. А. Брандукова, Г.Г. Муфтиев. СПб.: Питер, 2004. 432 с.

3. Лигинчук Г.Г. Психология профессиональной деятельности: учеб. курс /

Г.Г. Лигинчук. http://e-college.ru/xbooks/xbook059/book/index/index.html.

4. Спивак В.А. Организационное поведение и управление персоналом / В. А. Спивак. СПб.: Питер, 2000. 440 с.

5. Ушаков К.М. Парадоксы МакКинси / К. Ушаков // Директор школы. 2008. № 6. С. 5-10.

Гевлич Инна Кимовна -

аспирант кафедры

«Электронные приборы и устройства»

Саратовского государственного технического университета, директор школы № 20 г. Балаково Саратовской области

Захаров Александр Александрович -

доктор технических наук, профессор, заведующий кафедрой «Электронные приборы и устройства»

Саратовского государственного технического университета

Статья поступила в редакцию 08.06.09, принята к опубликованию 17.07.09

Gevlich Inna Kimovna -

Post-graduate student of the Department of «Electronic Instruments and Devices» of Saratov State Technical University, Headmaster of the Secondary School № 20 in Balakovo, the State of Saratov

Zakharov Alexander Alexandrovich -

Doctor of Technical Sciences,

Professor, Head of the Department of «Electronic Instruments and Devices» of Saratov State Technical University

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.