УДК 37.06: 378.96
С. В. Сергеева, О. А. Воскрекасенко
МОДЕЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ ПЕРВОГО КУРСА К ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМУ ПРОЦЕССУ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ
Аннотация. В статье представлены разработанная специалистами Пензенской государственной технологической академии (ПГТА) «Модель педагогического сопровождения адаптации студентов первого курса к образовательному процессу высшей школы технического профиля» и педагогические условия ее эффективной реализации. Особое внимание авторы уделяют характеристике специфики технического вуза (на примере ПГТА) как социокультурной образовательной среды адаптации обучающихся.
Ключевые слова: модель, педагогическое сопровождение, адаптация, студент, образовательный процесс, высшая техническая школа.
Abstract. In the following article «The pedagogic maintenance model of adaptation of the first year students to educational process of higher school technological type», worked out by the specialists of Penza State Technological Academy (PGTA) is presented. Special attention is paid to the specific character of a technological University (PGTA as an example) as sociocultural educational environment of students' adaptation.
Keywords: model, pedagogic maintenance, adaptation, students, educational process, higher technological school.
Для целого ряда студентов первые годы обучения в высшей школе технического профиля оказываются критическими, так как в этот период они переживают сложные и многообразные ситуации адаптации к новым условиям обучения. Эффективная адаптация студентов-первокурсников к образовательному процессу определяет в дальнейшем успешность их обучения в вузе, возможности личностной самореализации в студенческой среде, выступает важнейшим условием профессионального становления будущего специалиста, конкурентоспособного на современном рынке труда.
Общепринятым в психолого-педагогической науке является положение
о том, что адаптационный процесс не ограничивается первым курсом (А. А. Вербицкий, В. Т. Лисовский, А. В. Петровский, М. В. Рогинский). Но именно в течение этого периода наиболее интенсивно происходит развитие адаптивности как личностного качества, направленного на выработку адаптационных стратегий, новых средств по овладению содержанием учебной деятельности, новых форм отношений и общения. Именно в первый год обучения студенты в наибольшей степени нуждаются в педагогическом сопровождении их адаптации к образовательному процессу вуза со стороны преподавателей, кураторов, психологов, социальных работников, заместителей деканов по учебно-воспитательной работе и др.
Эффективность протекания адаптационных процессов, выражающаяся в достигнутом личностью уровне адаптированности, определяется как особенностями индивида (адаптационными способностями), так и особенностями образовательной среды. Не менее значимым фактором решения данной
проблемы является разработка модели педагогического сопровождения адаптации студентов первого курса к образовательному процессу, а также ее внедрение в практику высшей школы технического профиля.
Понятие «педагогическое сопровождение» нашло отражение в справочно-энциклопедической и научной литературе. Так, в словаре русского языка С. И. Ожегова дается следующее толкование слова «сопровождать». Оно означает «следовать вместе с кем-то, находясь рядом, ведя куда-нибудь или идя за кем-то» [1, с. 748].
В научных трудах М. И. Рожкова данное понятие рассматривается в психолого-педагогическом аспекте: как метод, обеспечивающий создание условий для принятия субъектом оптимальных решений в различных ситуаций жизненного выбора. Он «педагогическое сопровождение» рассматривает как взаимодействие сопровождающего и сопровождаемого, обеспечивающее успешность учения и самовоспитания.
Педагогическое сопровождение М. И. Рожковым дифференцируется в соответствии с доминирующими задачами, которые реализуют педагоги (дидактическое сопровождение, коррекционное сопровождение и т.д.). Социально-педагогическое сопровождение, по его мнению, имеет свою специфику. Она заключается в направленности на поддержку обучающегося в построении им своих социальных отношений, на обучение новым моделям взаимодействия с собой и миром, на преодоление трудностей социализации. Именно сопровождение, включающее в себя помощь и поддержку, предполагает не решение проблемы обучающегося за него, а стимулирование его самостоятельности в решении собственных проблем [2, с. 322].
Исходя из представленных определений понятия «сопровождение», считаем целесообразным предложить следующее определение сущности педагогического сопровождения применительно к проблеме адаптации студентов. Под педагогическим сопровождением понимается такая система взаимодействия субъектов образовательной деятельности (преподавателей, наставников, студентов и т.д.), которая направлена на создание условий для успешной адаптации обучающихся к образовательному процессу вуза [2].
Остановимся подробнее на модели педагогического сопровождения студентов первого курса к образовательному процессу высшей школы технического профиля. «Модель, - по определению Н. М. Борытко, - мысленно представленная или материально реализованная система, воспроизводящая некоторые существенные свойства системы-оригинала в таком отношении замещения и сходства, что исследование ее служит опосредованным способом получения знания об оригинале» [3, с. 288].
Структурно модель педагогического сопровождения включает в себя следующие компоненты: целевой, содержательный, операционно-деятельностный и оценочно-результативный.
Целевой компонент включает цель, задачи и ведущие принципы реализации содержания разработанной модели. Содержательный компонент - основные направления и содержание деятельности субъектов образовательного процесса. Операционно-деятельностный - основные формы, методы, приемы и средства реализации содержания модели. Оценочно-результативный компонент - критерии, показатели, уровни сформированности качеств субъектов, участвующих в эксперименте, а также результат.
Ниже представлена разработанная специалистами научной психологопедагогической лаборатории (НППЛ) при кафедре педагогики и психологии
высшей школы (III1ВШ) Пензенской государственной технологической академии «Модель педагогического сопровождения адаптации студентов первого курса к образовательному процессу высшей школы технического профиля».
Целевой блок
Цель: обеспечение эффективной адаптации студентов первого курса к образовательному процессу высшей школы технического профиля.
Задачи:
• изучение психологических особенностей студентов первого курса, оказывающих влияние на протекание адаптационных процессов;
• выявление индивидуальных предпочтений студентов в выборе стратегий адаптации к образовательному процессу;
• повышение уровня адаптированности студентов-первокурсников к образовательному процессу технического вуза через воздействие на объективные и субъективные факторы адаптации.
Принципы:
• системности и комплексности;
• развития;
• природосообразности;
• центрации на личность.
Содержательный блок
Основные направления деятельности:
I направление: психолого-педагогическая поддержка студентов-перво-курсников. Механизмом реализации данного направления выступают следующие программы: «Педагогическое сопровождение адаптации студентов первого курса к образовательному процессу технического вуза», «Тренинговые занятия повышения уровня адаптированности студентов-первокурсников к образовательному процессу технического вуза» [4, 5].
II направление: психолого-педагогическая поддержка преподавателей и наставников. Механизмом реализации данного направления выступают следующие программы: «Педагогическое сопровождение адаптации студентов первого курса к образовательному процессу технического вуза», «Школа наставников в вузе» [4].
Операционно-деятельностный блок
Формы Методы, приемы, техники Средства
- Тренинговые занятия; - индивидуальные, микрогрупповые консультации; - кураторские часы; - лекции; - семинары; - научно-практические конференции - Групповая дискуссия; - упражнения; - беседы; - объяснения; - убеждение; - наставление; - создание ситуации успеха и неуспеха; - ролевые игры; - психогимнастика; - аутотренинг; - творческая визуализация; - музыкотерапия; - проективный рисунок - Словесные (устное слово, речь преподавателя, наставника, практического психолога); - наглядные (наглядные пособия, аудиозаписи, видеофильмы, диаграммы, гистограммы); - технические (средства передачи информации -звуковые средства, компьютер)
Оценочно-результативный блок
Высокий уровень критерии/показатели Средний уровень критерии/показатели Низкий уровень критерии/показатели
Выходные параметры деятельности
- Высокая готовность к активной деятельности; - успешное овладение профессиональными умениями и навыками; - академическая успеваемость - Готовность к активной деятельности; - овладение профессиональными умениями и навыками; - удовлетворительная успеваемость - Отсутствие готовности к активной деятельности; - недостаточное овладение профессиональными умениями и навыками; - академическая неуспеваемость
Степень интеграции личности с микро- и макросредой
- Усвоение системы ценностей, норм и установок данного общества (вуза, факультета, группы); - овладение ролевыми ожиданиями и предписаниями ролевого поведения; - установление адекватных связей с окружающими: однокурсниками, преподавателями; - положительное отношение к членству в студенческой группе - Недостаточное усвоение системы ценностей, норм и установок данного общества (вуза, факультета, группы); - частичное овладение ролевыми ожиданиями и предписаниями ролевого поведения; - установление не всегда адекватных связей с окружающими: однокурсниками, преподавателями; - удовлетворительное отношение к членству в студенческой группе - Негативная внутренняя установка по отношению к социальным требованиям (общества, вуза, факультета, группы); - невыполнение предписаний ролевого поведения, дисциплинарные нарушения; - конфликтность; - изоляция, индивидуализм; - завышенные требования к окружающим при стремлении самому избегать ответственности, эгоцентризм; - негативное отношение к членству в студенческой группе
Степень реализации внутриличностного потенциала
- Включенность в различные виды деятельности, максимально отвечающие актуальным потребностям студента и способствующие самореализации (учебная, научно-исследовательская, общественная, художественная, коммуникативная); - видимые результаты в каком-либо виде деятельности - Удовлетворительная включенность в отдельные виды деятельности, частично отвечающие актуальным потребностям студента и способствующие самореализации (учебная, научно-исследовательская, общественная, художественная, коммуникативная); - удовлетворительные результаты в каком-либо виде деятельности - Узость интересов; - пассивность; - отсутствие видимых результатов в какой-либо области деятельности
Эмоциональное самочувствие
- Оптимизм; - уравновешенность; - удовлетворенность результатами деятельности - Недостаточная уравновешенность; - частичная удовлетворенность результатами деятельности - Хронический эмоциональный дискомфорт; - неудовлетворенность результатами деятельности; - пессимизм; - высокая тревожность
Результат: адаптированный к образовательному процессу студент первого курса высшей школы технического профиля.
Разработанная специалистами «Модель» эффективно реализуется при наличии следующих педагогических условий:
• комплексность воздействия на группу объективных и субъективных факторов;
• стимулирование субъектной позиции студентов-первокурсников в ходе адаптации;
• учет половозрастных и индивидуальных особенностей адаптации студентов;
• координация усилий наставников, ППС и практических психологов ПГТА.
Успешное внедрение «Модели» невозможно без учета педагогического потенциала и специфики высшего учебного заведения как социокультурной образовательной среды адаптации обучающихся.
Образовательный комплекс Пензенской государственной технологической академии в настоящее время представляет собой региональную, территориально распределенную, многоуровневую, многофункциональную, социально открытую систему непрерывного технического образования. Это позволяет рассматривать деятельность образовательного комплекса как фактор успешной социализации, социальной и профессиональной адаптации будущих специалистов.
Общая стратегия деятельности ПГТА строится на системе принципов, реализация которых направлена на повышение качества профессиональной подготовки современных, востребованных на рынке труда, адаптивных специалистов: принцип субъектно-смысловой направленности интенсифицирующих воздействий; принцип интенсификации саморазвития образовательной системы и субъектов образовательной деятельности в процессе инновационно-творческой активности; принцип проектной самоорганизации; принцип активизации субъектно-функциональных преимуществ.
Многоуровневая образовательная структура академического комплекса ПГТА обеспечивает доступность и непрерывность профессионального образования на территории региона. Согласно мнению ректора ПГТА В. Б. Моисеева и проректора по учебной работе А. Б. Андреева, понятие «непрерывное образование» традиционно можно отнести как к личности и процессу, так и к организационной структуре [6, с. 4-5]. Это означает, что человек учится постоянно без длительных перерывов, личность включена в образовательный процесс на всех стадиях ее развития. Если говорить об образовательной структуре как элементе непрерывного образования, то это означает реализацию це-
почки взаимосвязанных образовательных процессов, создающих единое образовательное пространство. В этих условиях адаптация обучающихся осуществляется менее болезненно и сроки ее протекания сокращаются.
Созданная в ПГТА модель интеграции объединяет различные уровни профессионального образования (начальное, среднее, высшее, послевузовское). Как показывает опыт, профессиональная подготовка, основанная на синтезе начального, среднего и высшего профессионального образования и осуществляемая в одном образовательном учреждении, позволяет получить принципиально новый эффект в плане личностного становления и успешной профессиональной адаптации будущего специалиста. Это есть модель вертикальной интеграции образовательных программ.
Одновременно успешной социальной и профессиональной адаптации будущего специалиста способствует и горизонтальная интеграция, предполагающая углубление и расширение его квалификации на одном уровне профессионального образования. В основе горизонтальной интеграции лежит идея формирования структуры одноуровневого полипрофессионального образования, при которой обучаемый имеет возможность получить несколько профессий или специальностей практически одновременно [7].
Ключевым моментом при широком внедрении системы многоуровневого непрерывного профессионального образования становится подготовка специалистов на конкретные рабочие места. Таким образом, появляется возможность максимальной индивидуализации обучения, воспитания специа-листа-лидера. Студенты ПГТА очной формы обучения 3,5 года учатся в дневную смену, получая теоретические и практические знания по общеобразовательным и общеинженерным циклам дисциплин. Оставшиеся 1,5 года (на 4-5 курсах) они учатся в вечернюю смену, а днем полноценно работают на предприятиях - партнерах академии. В этом случае преподаватели вуза становятся больше консультантами по решению производственных проблем своих воспитанников, нежели менторами от образования. Студенты, в свою очередь, на предприятиях знакомятся с тенденциями развития того или иного технического и технологического направления [6, с. 8]. Такого рода сочетание трудовой и образовательной деятельности обучающихся позволяет подготовить академии социально-адаптированного и конкурентоспособного специалиста.
Целенаправленное использование инновационных технологий в образовательном процессе ПГТА на основе личностно-ориентированного и деятельностного подходов ускоряет протекание адаптационных процессов у студентов первого года обучения.
Решению задачи успешной адаптации студентов первокурсников к образовательному процессу также способствует система воспитательной работы вуза. Содержание ее деятельности главным образом направлено на мотивацию обучающихся к саморазвитию и самосовершенствованию, принятию ими ответственности за свою судьбу.
Воспитательная работа в вузе осуществляется в тесном взаимодействии с учебными структурными подразделениями академии, профкомом, органами студенческого самоуправления и другими подразделениями и коллегиальными органами академии.
Значимое место в воспитательной системе вуза занимает научная пси-холого-педагогическая лаборатория, созданная и действующая при кафедре
педагогики и психологии высшей школы. Ее деятельность осуществляется совместно с отделом по воспитательной работе вуза, а содержание определяется следующими направлениями.
Организационная деятельность:
• психолого-педагогическое сопровождение адаптации студентов первого курса к образовательному процессу вуза;
• психолого-педагогическое сопровождение наставников студентов-первокурсников;
• проведение групповых (тренинги, семинары) и индивидуальных (консультации) занятий со студентами и профессорско-преподавательским составом.
Научно-исследовательская деятельность со студентами:
• привлечение студентов к исследовательской деятельности в рамках научно-методических проектов, реализуемых НППЛ при кафедре ППВШ;
• участие студентов в работе научно-практических конференций по психолого-педагогическим дисциплинам;
• публикации тезисов и докладов в сборниках научных трудов, а также в научно-практических журналах психолого-педагогического профиля.
Научно-исследовательская деятельность с аспирантами и преподавателями:
• работа в рамках методологических семинаров по педагогике и психологии;
• индивидуальные и групповые консультации по работе над диссертацией;
• помощь в подготовке научных статей и докладов по теме диссертационного исследования;
• подготовка и проведение научно-практических конференций по педагогике (для аспирантов и соискателей);
• оформление заявок на участие в научных конкурсах.
Учебно-методическая деятельность:
• подготовка к публикации методических материалов для наставников (классных руководителей, кураторов);
• создание пакета электронных презентаций занятий с классными руководителями, мастерами, наставниками (кураторами), тьютерами ПГТА;
• создание учебно-методических пособий;
• создание библиотеки.
Таким образом, ПГТА можно рассматривать как социокультурную образовательную среду, обладающую потенциальными возможностями для успешной социально-психологической и профессиональной адаптации будущих специалистов.
Вместе с тем сложность протекания адаптационных процессов в современных социокультурных условиях, в сочетании с особенностями высшего учебного заведения технического профиля, актуализирует необходимость организации целенаправленной работы по педагогическому сопровождению адаптации студентов-первокурсников. Одним из путей решения проблемы является разработка и внедрение предложенной модели педагогического сопровождения студентов первого курса к образовательному процессу высшей школы технического профиля.
Список литературы
1. Ожегов, С. И. Словарь русского языка / С. И. Ожегов. - М. : Рус. яз., 1984.
2. Рожков, М. И. Социально-педагогическое сопровождение: концептуальное осмысление процесса / М. И. Рожков // Психология и педагогика социального воспитания : материалы научно-практической конференции, посвященной 70-летию со дня рождения А. Н. Лутошкина. - Кострома : КГУ им. Н. А. Некрасова, 2005.
3. Борытко, Н. М. Диагностическая деятельность педагога : учеб. пособие для студ. высш. уч. заведений / Н. М. Борытко ; под ред. В. А. Сластенина, И. А. Колесниковой. - М. : Академия, 2008.
4. Сергеева, С. В. Педагогическое сопровождение адаптации студентов-первокурсников к образовательному процессу технического вуза : учебнометодическое пособие / С. В. Сергеева, О. А. Воскрекасенко. - Пенза : Изд-во Пенз. гос. технол. акад., 2009.
5. Воскрекасенко, О. А. Организация и содержание тренинговых занятий повышения уровня адаптированности студентов-первокурсников в высшей школе : учебно-методическое пособие / О. А. Воскрекасенко. - Пенза : Изд-во Пенз. гос. технол. акад., 2008.
6. Моисеев, В. Б. Система многоуровневого непрерывного профессионального образования в Пензенской государственной технологической академии /
В. Б. Моисеев, А. Б. Андреев // Лидерство и профессиональное образование : научно-методический журнал. - 2008. - № 1. - С. 4-5.
7. Сергеев, А. В. Профессиональное самоопределение будущего специалиста в условиях многоуровневого образовательного комплекса технического вуза : авто-реф. дис. ... канд. пед. наук / Сергеев А. В. - Пенза, 2007.
Сергеева Светлана Васильевна доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой педагогики и психологии высшей школы, Пензенская государственная технологическая академия
E-mail: [email protected]
Воскрекасенко Ольга Александровна кандидат педагогических наук, доцент, кафедра педагогики, Пензенский государственный педагогический университет им. В. Г. Белинского
E-mail: [email protected]
Sergeeva Svetlana Vasilyevna Doctor of pedagogic sciences, professor, sub-department of pedagogy and psychology of the higher schools, Penza state Technological University
Voskrekasenko Olga Alexandrovna Candidate of pedagogic sciences, associate professor, sub-department of pedagogy, Penza state Pedagogical University named after V. G. Belinsky
УДК 37.06: 378.96 Сергеева, С. В.
Модель педагогического сопровождения адаптации студентов первого курса к образовательному процессу высшей школы технического профиля / С. В. Сергеева, О. А. Воскрекасенко // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. - 2010. - № 1 (13). -
С.152-159.