УДК 378:78 ББК 74.580.055 С 17
О.А. Самовик
Соискатель кафедры теории, истории музыки и методики музыкального образования Института искусств Адыгейского государственного университета; [email protected]
МОДЕЛЬ ПЕДАГОГА НАЧАЛЬНОГО ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ИДЕАЛЬНОЕ И РЕАЛЬНОЕ
(Рецензирована)
Аннотация. Характеризуется понятие слова «модель» применительно к педагогике. Конструируется модель обучения, включающая в себя прогностическую, концептуальную, инструментальную, рефлексивную составляющие и модель мониторинга. Приводятся концептуальные положения модели педагога будущего, ориентированные на решение образовательных и учебно-методических задач. Выделяются профессиональная, знаниевая, психологическая, «обучающая», воспитательная составляющие модели педагога-музыканта. Выявляются противоречия между идеальными представлениями о педагогике начального дополнительного музыкального образования и сложившейся современной педагогической практикой.
Ключевые слова: модель, начальное дополнительное музыкальное образование, педагог будущего, прогностика.
O.A. Samovik
Applicant for Candidate degree of the Department of the Theory, History of Music and Technique of Music Education of Institute of Arts, the Adyghe State University; E-mail: [email protected]
A MODEL OF THE TEACHER OF INITIAL ADDITIONAL MUSIC EDUCATION: IDEAL AND REAL
Abstract. The paper gives a characteristic of the concept of “a model” with reference to pedagogy. The model of training under study includes the prognostic, conceptual, instrumental and reflective components and a monitoring model. Conceptual positions of the model of the teacher of the future, focused on the decision of educational and methodical problems are presented. The author distinguishes professional, knowledge, psychological, “training” and educational components of the model of the teacher - musician. Contradictions between ideal notions on the pedagogy of initial additional music education and the developed modern student teaching come to light.
Keywords: model, initial additional music education, the teacher of the future, the prognostic.
Слово «модель» происходит от латинского «modulus» и в переводе обозначает «мера, образец». Понятие «модель» используется во всех областях науки и имеет много значений [1]. По мнению С.А. Родионовой, «модель» - это объект-заместитель, который в определенных условиях может заменять объект-оригинал, воспроизводя интересующие свойства и характеристики оригинала [2].
В современной науке под «образовательной моделью» понимается логически последовательная система соответствующих элементов, включающих цели и содержание образования, проектирование педагогической технологии и технологии управления образовательным процессом, учебных планов и программ. Для описания эффективности моделирования в педагогику введено специальное понятие - педагогическая валидность, которое близко к достоверности, адекватности, но не тождественно им [3].
У педагогического моделирования есть «термин-партнер», часто сопровождающий его в научных текстах, - проектирование. Проектирование направлено на создание моделей планируемых процессов и явлений.
Обучающая модель также имеет свои разновидности. Имитационные обучающие модели предполагают выход обучающегося за рамки собственно текстов путем соотнесения информации из них с ситуациями будущей профессиональной деятельности. Социальные обучающие модели задают дополнительную динамику в коллективных формах работы участников образовательного процесса.
В теории педагогического проектирования выделяют ряд следующих моделей: прогностическую модель для оптимального распределения ресурсов и конкретизации целей; концептуальную модель, основанную на информационной базе данных и программе действий; инструментальную модель, с помощью которой можно подготовить средства исполнения и обучить преподавателей работе с педагогическими инструментами; модель мониторинга - для создания механизмов обратной связи и способов корректировки возможных отклонений от планируемых результатов; рефлексивную модель, которая создается для выработки решений в случае возникновения неожиданных и непредвиденных ситуаций. Сопоставление терминов «моделирование» и «проектирование» приводит к их взаимному смысловому «вложению».
Если мы говорим о модели научной педагогической деятельности, те. парадигме, то такие методологические характеристики, как проблема, актуальность темы, объект и предмет исследования, его цели и задачи, предположения и выносимые на защиту положения, научная новизна и практическая значимость, остаются неизменными. Но модель практической образовательной деятельности меняется и даже вынуждена меняться вслед за социокультурными условиями.
Создание идеальных моделей в педагогике - и уже в начальном дополнительном образовании - больше тяготеет к прогностической форме, но также предполагает построение концептуальной, инструментальной, мониторной и рефлексивной моделей. Для решения любой проблемы очень важно увидеть конечную цель, тот идеал, который станет в будущем образцом для применения в конкретных ситуациях. Создание модели педагога начального дополнительного музыкального образования - задача непростая, но крайне необходимая в сложившейся ситуации переходного периода модернизации в сфере начального музыкального образования.
На сегодняшний день достаточно ясно и конкретно прописаны шаги модернизации в общеобразовательной школе, среднем и высшем звене, но практически нигде нет четких инструкций, направленных на систему начального музыкального образования. Ведутся жаркие споры о том, как квалифицировать деятельность школ искусств: дополнительное образование (придаток к общеобразовательным школам - наравне с кружками и Центрами детского творчества) или начальное предпрофессиональное образование (разновидность ПТУ). На практике же во многих городах Краснодарского края школы искусств нередко выполняют (а иногда и подменяют) деятельность филармонии и клубной самодеятельности. Именно с этой целью - помочь разобраться в нынешней ситуации и определить приоритетные направления в будущем - мы и занялись проектированием модели педагога начального музыкального образования.
Практика показывает, что педагог как музыкант-профессионал, воспитатель нового поколения, методист, мыслитель в своей области, широко эрудированный человек, должен обладать комплексом навыков и умений.
Обращение к методу моделирования в данной работе вызвано практической необходимостью разработки нового исследования и конкретной проработки ожидаемого результата. Концептуальное видение того, какими должны быть педагоги, ученики и их родители в ближайшем и не очень близком будущем, дает представление о том, к чему мы должны стремиться, и вызывает необходимость размышления над инструментарием, как надо достичь желаемого, что и как надо делать, чтобы приблизиться к идеальной воображаемой модели.
Целью создания модели педагога начального музыкального образования является необходимость теоретической программы для управленцев. Имея такую модель, они могут
управлять отдельными личностями и коллективами, ибо в этом случае появляется и прописывается то, что может власть требовать от людей. Прописанная и представленная на обсуждение модель нужна и самим педагогам, которые могут «примерять» ее на себя, осознавать, в какой степени они соответствуют тому, что хочет от них время и контролирующие инстанции. Такая модель позволяет педагогам планировать свою жизнь тактически и стратегически.
Предлагаем выстроить модель педагога будущего в виде отдельных блоков-структур с элементами описательной программы: концептуальные положения модели педагога будущего ориентированы на решение нескольких групп взаимосвязанных задач:
- профессиональная знаниевая составляющая - наличие у педагогов специальных музыкальных знаний, умений и навыков, позволяющих использовать на уроке полноценный и разнообразный педагогический показ на инструменте;
- общегуманитарная знаниевая составляющая - знания по возрастной психологии и межкультурным коммуникациям, обеспечивающие психологическую совместимость в работе с детьми, их родителями и коллегами; современные технологические знания, позволяющие свободно ориентироваться в мировом информационном пространстве, умение находить необходимую информацию и пользоваться ею;
- психологическая составляющая - способность педагога психологически переключаться на работу с разными учениками, «вживаться» в многочисленные роли, вставать на место ученика, а также умение уходить от инерции методического, педагогического и музыкально-художественного мышления, быстро схватывать и усваивать новое;
- «обучающая» составляющая. Чрезвычайно важным является системный подход педагога к процессу развития ученика, умение применять вариативность программ и технологий в соответствии с образовательными потребностями учащихся;
- деятельная составляющая модели включает в себя наличие глубоко развитых интеллектуальных способностей преподавателя, культуры социальных отношений (готовность брать ответственность на себя, принимать решения, работать в коллективе), а также творческого, инициативного мышления и активного эмоционально-волевого характера;
- гражданская («воспитательная») составляющая реализуется в двух основных направлениях: социально-нравственном (формирование гражданско-патриотического и духовного сознания и усвоение общечеловеческих ценностей и общекультурном. Деятельность учителя музыки имеет ярко выраженное воспитательное значение.
В связи с тем, что профессия учителя музыки протекает в двух взаимосвязанных между собой сферах (педагогической и музыкальной) личность педагога-музыканта должна обладать педагогической и музыкальной культурой. К приоритетным личным качествам, обеспечивающим эффективность музыкально-педагогической деятельности, по классификации исследователей Э.Б. Абдуллина и Е.В. Николаевой, относятся музыкальность, эмпатийность, профессиональное мышление и самосознание, артистизм, креативность, личностная профессиональная позиция [4].
Особенности профессиональной деятельности учителя музыки в школе будущего должны включать в себя конструктивную, музыкально-исполнительскую и коммуникативноорганизаторскую деятельность. Таким образом, педагог дополнительного начального образования должен знать:
1. Специфику музыкальных знаний, умений и навыков, позволяющих использовать на уроке педагогический показ на инструменте.
2. Систему вариативных программ и технологий в соответствии с образовательными потребностями учащихся.
3. Основы психологии творчества, возрастной психологии и социологии.
4. Способы и формы обновления своих знаний.
5. Основы файдрайзинга.
Должен уметь:
- абстрактно и аналитически мыслить, формировать у учащихся способности к само-
стоятельному управлению собственной деятельностью;
- активно проявлять инициативу и быть готовым к переменам;
- психологически переключаться на работу с разными учениками, «вживаться » в многочисленные роли, вставать на место ученика;
- быстро схватывать и усваивать новое, уходить от инерции методического, педагогического и музыкально-художественного мышления;
- владеть Интернетом, новыми технологиями, электронной почтой, мультимедийным оборудованием и т.п.;
- составлять учебные программы, проекты;
- овладевать навыками файдрайзинга - т.е. уметь не только создать проект, но и найти организации или спонсоров, способных обеспечить финансирование задуманного проекта.
У большинства современных педагогов ДШИ по результатам собственных наблюдений и проведенных исследований превалирует традиционная для советских и перестроечных времен классическая, стандартная методика. Приходится констатировать реальное противоречие между идеальными представлениями, существующими в сознании преподавателей школы искусств, и сложившейся педагогической практикой. Даже в начале второго десятилетия XXI века по нашим опросам часть педагогов совсем не владеют навыками работы с компьютерами, никогда не готовили учеников к каким-либо конкурсам, сами не выступают с концертами. В то же время оценка деятельности Детской школы искусств напрямую стала связываться с характером и «скоростью» включения в процесс модернизации и внутреннего реформирования привычной системы. Практика преобразований столкнулась с серьёзным противоречием между имеющейся потребностью в быстром развитии и неумением педагогов это делать. Большинство преподавателей не вполне понимают содержание и суть процесса обновления. Во многих случаях мешают старые стереотипы мышления, а порой и возраст. Проблемы - результат сложившейся в кризисное время ситуации. Приостановлены ряд региональных программ, в частности, по оснащению школ искусств компьютерной техникой; неожиданные финансовые проблемы не позволяют решить ряд важных задач. Для детей во многих музыкальных школах нет ни одного компьютера, не используются компьютерные музыкальные программы, хотя на дисках они имеются, и есть преподаватели, владеющие этими программами. Новые предметы, введенные в школе (Кубановедение, Слушание музыки), появились благодаря директивным указаниям, а не по инициативе «снизу». Требования к профессиональному обучению в начальном звене неуклонно возрастают в последние годы. Подтверждение тому - конкурсы исполнительского мастерства среди учащихся ДМШ и ДШИ. От педагогов будущего будет требоваться больше самостоятельности, инициативы, некоторой доли авантюризма, отрыва от привычных стандартов, желание и умение работать в ускоренном ритме. Есть распространенное мнение, что с возрастом педагоги «выгорают», и потребуется достаточно длительный временной отрезок для смены поколений, появления педагогов-музыкантов нового формата. Но, к сожалению, реалии в сфере музыкального образования (и не только начального) таковы, что молодые кадры крайне неохотно приходят на смену опытным и мудрым коллегам по ряду всем известных причин. И потому приходится убеждать, разъяснять, а порой и авторитарно вводить новшества в практику детских школ искусств.
В результате исследования данной проблемы мы пришли к следующим выводам. В постсоветский период реорганизация работы в музыкальных школах носила стихийный и неупорядоченный характер, что привело к разрушению требований, принятых в отношении преподавателей (моральный кодекс строителя коммунизма, должностные характеристики преподавателей ДМШ). В последние годы в отдельных регионах, образовательных учреждениях сформировались особые требования к педагогам ДМШ как в общепедагогическом, так и узко профессиональном смыслах:
- наличие высшего профильного образования;
- наличие высоких показателей в подготовке учащихся к конкурсам исполнительского мастерства (грамоты, дипломы, именные стипендии);
- разработка рабочих программ по предметам.
Оценка работы руководителя и преподавателей осуществляется по следующим критериям:
- активное участие в концертной деятельности;
- результативное участие в конкурсах и фестивалях;
- сохранение контингента учащихся (отсутствие отсева без уважительных причин);
- высокая качественная успеваемость (выше 95 % на Высшую квалификационную категорию, прежние требования - выше 80 %).
Учитывая те требования, которым должны соответствовать педагоги в настоящее время, мы можем обозначить те характеристики модели, которые необходимо формировать в ближайшее десятилетие:
- постоянный поиск и обновление (комфортное существование в информационном пространстве);
- обязательное участие в конкурсах различных уровней;
- результативность участия в конкурсах исполнительского мастерства;
- сбор информации о собственных достижениях, составление «портфолио» к предстоящим аттестациям, подтверждающим рейтинг преподавателя.
Пути и способы достижения обозначенной модели видятся нам в следующем:
- педагог, желающий совершенствоваться в работе и соответствовать новому времени, должен уметь различать, сравнивать, работать самостоятельно без постоянного руководства; брать на себя ответственность; видеть проблемы и искать пути их решения, принимать решения в условиях дефицита времени и информации; планировать и прогнозировать; работать в группе; быть готовым к переменам;
- администрация школ, чтобы помочь, должна поощрять инновационную деятельность педагогов, стимулировать лучших педагогов, своевременно информировать и направлять желающих на курсы повышения квалификации, обеспечивать учебный процесс современной техникой;
- местные власти должны помогать администрации школы в реализации новаторских предложений по улучшению эффективности деятельности ДШИ, оказывать финансовую поддержку для улучшения материально-технической базы школы, поощрять лучших педагогов и учащихся;
- федеральная власть должна всячески повышать престиж профессии преподавателя-музыканта (вернуть льготы за выслугу лет, повысить заработную плату), четко прорабатывать законодательную базу по определению статуса ДШИ в современном обществе.
Педагоги призваны формировать необходимые компетенции у детей, при этом процесс учения понимается не только как усвоение системы знаний, умений и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащегося, но и как процесс развития личности, обретения духовно-нравственного и социального опыта. Всё это - компоненты понятия «новое качество образования».
Примечания:
1. Абдуллин Э.Б., Николаева Е.В. Теория музыкального образования: учеб. для студентов высш. пед. учеб. Заведений. М.: Академия, 2004. 336 с.
2. Дахин А.Н. Моделирование в педагогике: попытка осмысления. иЯЪ: http://www.bib-liofond.ru/view.aspx?id=103944.
3. Кукушин В.С. Общие основы педагогики: учеб. пособие для студентов пед. вузов. М.; Ростов н/Д: МарТ, 2006. С. 114.
4. Справочник заместителя директора школы. 2009. № 8. С. 102.
References:
1. Abdullin E.B., Nikolaeva E.V. Theory of music education: textbook for students of teachers’ training higer schools. M.: Academy, 2004. 336 pp.
2. Dakhin A.N. Modelling in pedagogy: an attempt of trying to understand. URL: http://www.bib-liofond.ru/view.aspx?id=103944.
3. Kukushin V.S. General fundamentals of pedagogy: manual for students of teachers’ training higer schools. M.; Rostov-on-Don: MarT, 2006. P. 114.
4. School vice-principal’s manual. 2009. № 8. P. 102.