ИЗВЕСТИЯ
ПЕНЗЕНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА имени В. Г. БЕЛИНСКОГО ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ № 24 2011
IZVESTIA
PENZENSKOGO GOSUDARSTVENNOGO PEDAGOGICHESKOGO UNIVERSITETA imeni V. G. BELINSKOGO PUBLIC SCIENCES № 24 2011
УДК 334.0
МОДЕЛЬ ОЦЕНКИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ
© О. А. МАМОНОВА
Пензенский государственный педагогический университет им. В. Г. Белинского, кафедра менеджмента и экономической теории e-mail: [email protected]
Мамонова О. А. - Модель оценки экономической эффективности системы управления предприятием // Известия ПГПУ им. В. Г. Белинского. 2011. № 24. С. 352-356. - В данной статье рассмотрен вопрос экономической эффективности деятельности предприятия и предложена модель её оценки, включающая два основных блока. Первый блок касается традиционного анализа финансовой деятельности предприятия с помощью групп коэффициентов и отражает внутренний аспект процесса оценки. Второй блок касается учёта рыночной стоимости объекта и отражает внешний аспект функционирования предприятия в условиях постоянно меняющейся конкурентной среды. Комбинация этих двух подходов с наибольшей степенью объективности покажет экономический эффект от деятельности управляющего субъекта.
Ключевыеслова:деловаяактивность,ликвидность,оценка, рентабельность,стоимостьбизнеса,устойчивость,эф -фективность.
Mamonova O. A. - The model of the economic efficiency estimation of the enterprise's management system // Izv. Penz. gos. pedagog. univ. im.i V. G. Belinskogo. 2011. № 24. P. 352-356. - This topic is about the economic efficiency of the enterprise's activity and the model of it's estimation including two main blocks. The first block concerns the traditional analysis of the financial enterprise's activity by means of groups of indikators and reflects the internal aspect of the process of the estimation. The second block concerns the market cost of the object and reflects the external aspect of the enterprise's activity in conditions of constantly changing competitive ambience. The combination of these two approaches with the most degree of objectivity will show the economic effect from controlling subject's activity.
Keywords: the business activity, liquidity, estimation, profitability, cost of the business, stability, efficiency.
Возрастание роли управления в условиях рыночной экономики в результате получения организацией экономической свободы и полной ответственности за свои результаты ведет к вовлечению в сферу управления дополнительных ресурсов (трудовых, финансовых, материальных). Для собственника предприятия важно не только расходование ресурсов для управления, но и то, насколько управление дает стратегические преимущества предприятию на рынке, усиливает его конкурентоспособность, поддерживает общественную значимость предприятия. В условиях конкуренции руководители должны заботиться о производительности и эффективности.
Понятие эффективности управления во многом совпадает с понятием эффективности производственной деятельности организации. Однако управление производством имеет свои специфические экономические характеристики. В качестве главного критерия результативности управления выступает уровень эффективности управляемого объекта.
Таким образом, можно определить, что эффективность организации управления - это создание благоприятных условий для достижения производственным коллективом поставленных целей в кратчайший срок при наивысших качественных и количественныхпоказателяхинаименьших затратах ресурсов.
Существует несколько видов эффективности, в зависимости от критерия, по которому они классифицируются. Так, по характеру оцениваемого эффекта и составу доходов и расходов можно говорить об экономической и социальной эффективности [3].
В данной статье нами будет рассмотрена модель оценки экономической эффективности системы управления, которая наиболее точно отражает сильные и слабые стороны менеджмента предприятия по конечным результатам деятельности, позволяет определить основные направления действия управленцев по улучшению положения предприятия на рынке в краткосрочной и долгосрочной перспективе.
Итак, для более полного отражения финансового состояния предприятия необходимо провести анализ, позволяющий определить уровень финансового благополучияхозяйства,возможностьосуществления текущих платежей, причины неплатежеспособности и низкой рентабельности продаж, объём потерь средств из-за невыполнения или несвоевременного выполнения обязательств за просрочку платежей в бюджет, внебюджетные фонды и т. д.
В основе анализа финансового состояния предприятия лежит анализ финансовых коэффициентов, который предусматривает сравнения двух типов:
1) сопоставление показателей предприятия в настоящем и прошедшем периодах, а также определение их прогнозных значений
2 ) сравнениефактическихзначенийпоказателей с их нормативными значениями.
Для целей анализа все финансовые коэффициенты можно объединить в четыре группы:
- коэффициенты ликвидности;
- коэффициенты устойчивости финансового состояния предприятия;
- коэффициенты деловой активности;
- коэффициенты рентабельности [4].
Коэффициенты ликвидности
Ликвидность означает наличие активов, которые представляют ценность для рынка, таких как наличность или пользующиеся спросом на рынке ценные бумаги. Коэффициенты ликвидности применяются для оценки способности предприятия выполнять свои краткосрочные обязательства. К группе коэффициентов ликвидности относятся:
1. Коэффициент текущей ликвидности (К1).
К1=
Тоущне Ъ
Наиболее срочные пбдаТГЛЬСТта 4У|К¥11ИК-рСР1НИГ тгктапеи
(1)
Данный коэффициент показывает, достаточно ли у предприятия средств в течение рассматриваемого периода.
2. Коэффициент абсолютной ликвидности (К2).
К2 =
Наиболее личшдннв зжтивы
Наиболее супчпие дбдатглъстяа -+К|1Я1и«-рочние пжипм
(2)
Данный коэффициент показывает, какую часть кредиторской задолженности предприятие может погасить немедленно.
3. Коэффициент быстрой ликвидности (К3).
кз=
Н-Бысдрореадмуаше адины
Наиболее гртчиые дбдатптъства +К|К¥1и«-рочптде пягсиии
(3)
Данный коэффициент свидетельствует о том, насколько ликвидные средства предприятия покрывают его краткосрочную задолженность.
4. Показатель ликвидности при мобилизации средств (К4).
К4=
Медленно ркипиуринр ЯШИНЫ
Наиболее дстннг лбддтглцттта+Крлши р>цн№ пягстиы
(4)
Данный показатель характеризует степень зависимости платежеспособности от запасов.
5. Коэффициент общей ликвидности (К5).
Лниидинг дудггня ггргдпр—тн« (5)
ЕЪвтсжныс обЕпгельсгка првдприжгих
Данный коэффициент даёт комплекснуюоценку ликвидности баланса.
Данный показатель позволяет определить среднее число дней, в течение которых счета предприятия останутся неоплаченными [4].
Коэффициенты устойчивости
Коэффициенты устойчивости характеризуют ликвидность предприятия в долгосрочном плане, то есть способность предприятия выполнять свои долгосрочные обязательства. Группа показателей финансовой устойчивости включает в себя следующие показатели:
1. Коэффициент долга (К6, К7).
К6=
Агпши ицндпцщш!
К7=
(гИбЧ1*нний ишпэх
(6)
(7)
Данный коэффициент показывает долю заёмных средств в структуре активов или собственного капитала.
2. Коэффициент долгосрочной платёжеспособности (К8).
К8
_ Дтм 1И|крчный яаяшн щнигал иднин 1аитая
(8)
Данный показатель характеризует возможность погашения предприятием долгосрочных займов и кредитов.
3. Коэффициент обеспеченности активов собственными оборотными средствами (К9).
Собственный идинчал-Пиишбпрпшни дитш
Оборотные жпиц ' '
Данный коэффициент характеризует наличие собственных оборотных средств, необходимых для финансовой устойчивости предприятия.
4. Коэффициент обеспеченности материальных запасовсобственнымиоборотнымисредствами (К10).
...» СпВггягинцй кдитал-Внипбиитннкзкпты
К10=------------------------------------ (10)
Зяпаги ' 7
Этот показатель свидетельствует, в какой степени материальные запасы предприятия покрыты собственными источниками и не нуждаются в привлечении заёмных средств [2].
Коэффициенты деловой активности
Данная группа коэффициентов позволяет определить, насколько эффективно предприятие формирует и использует свои активы. Если приобретается слишком много активов, то приходится привлекать заёмныесредства,вследствиечеговозрастаютзатраты на выплату процентов и снижается прибыль. Если активы слишком малы, то существенно снизится объём
реализации и может быть упущена прибыль от выгодных продаж.
1. Продолжительность одного оборота оборотных средств (К11).
Средние и период оборотные лктикыМб') Выручка егт продаж
К11 =
(11)
Данный показатель позволяет рассчитать количество дней, необходимых для одного оборота оборотных средств.
2.Коэффициентоборачиваемостиактивов(К12).
К12=
Ннручп иг продаж
Аггави Щ1НДИ|1Н1Ш1 (срСДЕПЕ за 1К|»од)
(12)
Данный показатель свидетельствует о том, сколько раз в течение анализируемого периода оборачиваются совокупные активы.
3.Коэффициентоборачиваемостикредиторской задолженности (К13).
К13=
Выручха от продаж
Сргттж» ■уиупгтргтдт тз^птпггитм ii.
(13)
Данный коэффициент характеризует интенсивность погашения кредиторской задолженности предприятия.
4.Коэффициентоборачиваемостисобственного капитала (К14).
Выручи от продаж
К14=
Гуди» iHHiHL'jng гд6ств*'-*ч*от*Д намниз
(14)
Данный показатель позволяет определить, сколько раз за анализируемый период собственные средства предприятия трансформируются в выручку от продажи.
5. Коэффициент оборачиваемости заёмного капитала (К15).
ИыруЧКЯ (П* щмурж
К15=
Среднее.
(15)
Данный коэффициент показывает, сколько раз заанализируемыйпериодзаёмныесредствапредприя-тия трансформируются в выручку от продажи [2].
Показатели рентабельности
Можно выделить два типа показателей рентабельности:
1) рентабельность по отношению к продажам;
2 ) рентабельность по отношению к инвестициям.
К первому типу относятся коэффициент валовой прибыли, рентабельность продаж, рентабельность производства и коэффициент чистой прибыли.
Ко второму типу - показатели рентабельности капитала (рентабельность собственного капитала, совокупного капитала, перманентного капитала, инвестированного капитала и рентабельность активов).
Таким образом, группа коэффициентов рентабельности представлена следующими показателями:
1. Коэффициент валовой прибыли (К16).
_ Выручка от продяж-Ссбссиимостъ продукции , ,
ivlb------------—_________________________ (1о)
Ны|тучка ят м|му^яд1 v 7
Данный показатель свидетельствует об эффек-тивностипроизводственно-хозяйственнойдеятельно-сти предприятия.
2. Рентабельность продаж (К17).
И^юЪыль от продаж
К17=
Виручд опфодак
(17)
Данный показатель характеризует величину прибыли, полученной с каждого рубля выручки.
3. Коэффициент чистой прибыли (К21).
К21=
(18)
Чвсгая щяоыль Выручи от продаж
Данный коэффициент характеризует эффективность деятельности предприятия после учёта всех доходов и расходов, включая налог на прибыль предприятия.
4.Рентабельностьсобственного капитала (К10). Чистая щябыпь
К19=
(19)
Данный коэффициент показывает величину чистой прибыли, полученной с каждого рубля собственных средств предприятия.
5. Рентабельность совокупного капитала ( К20).
К20=
Чистая прибыль
(^щоес]
; собственного и иешюго жжшгала
(20)
Данный показатель характеризует величину прибыли, полученной с каждого рубля капитала, вложенного в предприятие [2].
Кромерассмотренныхкритериев,мироваяпрак-тика управления бизнесом и финансами всё в большей степени ориентируется на такую экономическую категорию, как стоимость экономического субъекта (бизнеса). Несмотря на многозначность данного термина, в большинстве случаев он означает рыночную стоимость собственного капитала. Сегодня отчетливо прослеживаютсятенденции,направленныенасближе-ние западных стандартов бухгалтерской финансовой отчетности со стандартами оценки, базирующиеся на более активном включении понятия рыночной стоимости в управление бизнесом. Аналогичные процессы начинают происходить и в России. Это подтверждается постоянно растущим интересом менеджеров к использованию стоимости в ежедневной практике управления предприятиями и компаниями, что само по себе служит дополнительным аргументом в пользу оценки эффективности системы управления бизнесом через призму стоимости его капитала.
При этом, под стоимостью бизнеса будем понимать стоимость прав, сопутствующих осуществлению предпринимательской деятельности. Таким образом, понятию стоимости бизнеса во многом эквивалентны понятия стоимости собственного капитала, стоимости для акционеров и стоимости для собственников, в отличие от «стоимости предприятия», под которым по-нимается«стоимостьимущественногокомплекса» [1].
Как известно,процедура оценкивключаетвсебя три основных подхода: доходный, затратный и сравнительный.
Применение доходного подхода на практике будет затруднительно вследствие неликвидности российского фондового рынка, непрозрачности эмитентов, искажениями бухгалтерской отчетности и т. д. Затратный подход также будет сложен для реализации, в связи с тем, что необходимо знать стоимость конкретных активов и обязательств и он будет касаться только стоимости предприятия как имущественного комплекса и игнорировать многие другие факторы.
Что касается рыночного подхода, то при его применении предприятие сравнивается с аналогичными, рыночная стоимость которых известна. На практике процедура оценки сводится к выбору структуры факторной модели и входящих в неё элементов, выделению из неё значимых и решению полученного регрессионного уравнения. Факторная модель стоимости бизнеса может выглядеть следующим образом:
Е= Е (Ф1....,Фп...................), (21)
где Е - стоимость бизнеса,
Фп - п-й фактор стоимости [1].
Таким образом, применение сравнительного подхода к определению рыночной стоимости бизнеса будет отражать положение предприятия на рынке, изменение его стоимости в сторону увеличения или уменьшения будет показывать колебания относительно предприятий-конкурентов, которые чаще всего принимаются за аналоги и в большей степени идентифицировать эффективность деятельности системы управления предприятием в условиях конкурентной внешней среды.
С учётом вышеизложенного, предлагаемая мо-дельэкономическойэффективностисистемыуправле-ния предприятием выглядит следующим образом:
Оценка экономической эффективности системы управления
Анализ финансовоэкономического Си стояния предприятия
Опенка рыночной стоимости бизнеса
-ттффицнеиш ЛИЖИВДНОСШ; -ТОзффицнРДШ у<ТГС1НЧИИОСТН
финансового состояния
-ЕОЭффиЦИЕШЫ рм и(інтт.ттпшт
Выявление сильных и слабых сторон предприятия
Принте
управленческих решений 00 изменения!
Рис.1. Модель оценки экономической эффективности системы менеджмента предприятия
Основными показателями, характеризующими позитивность производимыхизменений,восстановле-ние и развитие будут являться:
1. Положительный финансовый результат (прибыль) от основной производственной и прочих видов деятельности предприятия.
2. Рост собственного оборотного капитала.
3. Превышение доходов над расходами (избыток средств - положительный денежный поток) по результатам реализации мероприятий, предусмотренных планами финансовое оздоровление предприятия.
4. Восстановление платежеспособности и финансовой устойчивости предприятия.
5. Погашение задолженности перед всеми кредиторами и способность расплатиться по денежным обязательствам и обязательным платежам в полном объеме.
6. Возврат сумм привлеченных инвестиций и процентов по ним.
7. Эффективность хозяйственной деятельности - достаточная обеспеченность оборотными сред-ствами,ускорениеоборачиваемостисредств,усиление договорной дисциплины, обеспеченность портфеля заказов, поиск новых ниш, развитие инноваций и т. д.
8. Рост конкурентных преимуществ предприятия, уровня конкурентоспособности продукции, востребованности и позиционирования на рынке.
9. Экономический и социальный эффект. Это рост объемов производства (валового продукта), рост и стабильность поступлений в бюджеты всех уровней и государственные внебюджетные фонды, рост и ста-билизациячисленностизанятых на производстве,под-готовка и переподготовка кадров.
В заключение хотелось бы отметить, что основными критериями деятельности предприятия и соответственно, системы его управления являются экономические показатели, отражающие положи-
тельные или отрицательные изменения финансовоэкономического положения. Но простой анализ бухгалтерских показателей не способен в полной мере оценитьэкономическуюэффективностьдеятельности управленцев. Предприятие может быть финансово независимо, устойчиво, независимо и рентабельно, но стоимость его акций на рынке ничтожно мала по сравнению с конкурентами. Предложенная модель оценки экономической эффективности предприятия и действующей системы управления в большей степени адаптирована к рыночным условиям постоянно меняющейся внешней конкурентной среды. Для получения совсем объективных данных рекомендуется привле-катькпроцедурамоценкинезависимых специалистов-аудиторов и оценщиков.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Егерев И. А. Стоимость бизнеса: Искусство управления. М.: Дело. 2003. 480 с.
2. КовалёвВ.В.,ВолковаО.Н.Анализхозяйственнойде-ятельности предприятия. М.: ООО «ТК Велби». 2002. 424 с.
3. Менеджмент. М.: КНОРУС, 2008. 472 с.
4. Савицкая Г.В. Экономический анализ. М.: Новое знание. 2003. 640 с.