Научная статья на тему 'МОДЕЛЬ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВОСПРОИЗВОДСТВА ОСНОВНЫХ ФОНДОВ В ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ'

МОДЕЛЬ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВОСПРОИЗВОДСТВА ОСНОВНЫХ ФОНДОВ В ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
64
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОСНОВНОЙ КАПИТАЛ / ВОСПРОИЗВОДСТВО / ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ТРАНСПОРТ / КОЛИЧЕСТВЕННЫЙ И КАЧЕСТВЕННЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гуламов Абдулазиз Абдуллаевич

Рассмотрены проблемы экономической оценки основного капитала, в частности, рассмотрены важнейшие задачи процесса обновления, проблемы создания и ввода в эксплуатацию более совершенных образцов орудий труда, обеспечивающих устойчивую безопасность движения поездов, проанализированы качественные и количественные показатели использования основного капитала, сделаны выводы по улучшению методов экономической оценки основного капитала на железнодорожном транспорте.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODEL FOR ASSESSING THE EFFICIENCY OF REPRODUCTION OF FIXED ASSETS IN RAILWAY TRANSPORT

The article discusses the problems of economic valuation of fixed capital, in particular, considers the most important tasks of the renovation process, the problems of creating and putting into operation more advanced models of tools for ensuring stable safety of train traffic, analyzed the qualitative and quantitative indicators of the use of fixed capital, made a conclusion about estimates of fixed assets in railway transport.

Текст научной работы на тему «МОДЕЛЬ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВОСПРОИЗВОДСТВА ОСНОВНЫХ ФОНДОВ В ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ»

UDC 657.6

JEL classification: G31, L24, E64

MODEL FOR ASSESSING THE EFFICIENCY OF REPRODUCTION OF FIXED ASSETS IN RAILWAY TRANSPORT

Abdulaziz Gulamov, candidate of economic sciences, associate professor

SPIN-code: 1299-2984, ORCID: 0000-0002-4702-7468,

Tashkent institute of railways engineers,

1, Adilkhojaev str., Tashkent, Uzbekistan, 700167

Tel. +998 (90) 933 45 58

E-mail: abdulaziz.gulamov@gmail.com

Abstract. The article discusses the problems of economic valuation of fixed capital, in particular, considers the most important tasks of the renovation process, the problems of creating and putting into operation more advanced models of tools for ensuring stable safety of train traffic, analyzed the qualitative and quantitative indicators of the use of fixed capital, made a conclusion about estimates of fixed assets in railway transport.

Key words. fixed capital (assets), reproduction, railway transport, quantitative and qualitative indicators

TEMIR YO'LIDA ASOSIY FONDLARNI TAKROR ISHLAB CHIQARISHING SAMARADORLIGINI BAHOLASH MODELI

Abdulaziz G'ulomov, t.f.n., dotsent

SPIN: 1299-2984, ORCID: 0000-0002-4702-7468

Toshkent temir yo'l muhandislari instituti

700167, O'zbekiston, Toshkent, Odilxo'jayev ko'ch., 1

Tel. +998 (90) 933 45 58

E-mail: abdulaziz. gulamov@gmail.com

Annotatsiya. Asosiy kapitalni iqtisodiy baholash muammolari ko'rib chiqilgan, xususan, yangilanish jarayonining eng muhim vazifalari, poyezdlarning barqaror harakatlanishini ta'minlaydigan mehnat vositalarining rivojlangan modellarini yaratish va foydalanishga topshirish muammolari ko'rib chiqildi. Aasosiy kapitaldan foydalanishning sifat va miqdoriy ko'rsatkichlari tahlil qilindi. Temir yo'l transportida asosiy kapitallarini iqtisodiy baholash usullarini takomillashtirish bo'yicha xulosalar chiqarildi.

Kalit so'zlar. Asosiy kapital, takror ishlab chiqarish, temir yo'l transporti, miqdoriy va sifat ko'rsatkichlari

МОДЕЛЬ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВОСПРОИЗВОДСТВА ОСНОВНЫХ ФОНДОВ В ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ

Абдулазиз Гуламов, к.э.н., доцент

SPIN-код: 1299-2984, ORCID: 0000-0002-4702-7468,

Ташентский институт инженеров железнодорожного транспорта

700167, Узбекистан, г.Ташкент, ул. Адылходжаева, 1

Tel. +998 (90) 933 45 58

E-mail: abdulaziz.gulamov@gmail.com

Аннотация. Рассмотрены проблемы экономической оценки основного капитала, в частности, рассмотрены важнейшие задачи процесса обновления, проблемы создания и ввода в эксплуатацию более совершенных образцов орудий труда, обеспечивающих устойчивую безопасность движения поездов, проанализированы качественные и количественные показатели использования основного капитала, сделаны выводы по улучшению методов экономической оценки основного капитала на железнодорожном транспорте.

Ключевые слова. Основной капитал, воспроизводство, железнодорожный транспорт, количественный и качественные показатели

1. ВВЕДЕНИЕ

Экономическая оценка основного капитала выполняется по показателям воспроизводства основного капитала, которые отражают темпы научно-технического прогресса, характеризуют техническое состояние и движения основных фондов, а также имеют связь с показателями их использования.

Основной капитал железнодорожного транспорта имеет свои особенности. Во-первых, это большие сроки полезного использования, чем основной капитал других отраслей экономики. Во-вторых, большинство

основного капитала не могут быть проданы. В-третьих, большинство основного капитала является уникальными в применении, т.е. не могут использоваться по назначению в других отраслях экономики Республики Узбекистан.

По итогам 2019 года на долю железнодорожного транспорта приходится чуть менее 10 процентов основного капитала всех отраслей экономики страны. Объем продаж, и величина расходов АО «УТЙ» за 9 месяцев 2019 года составила более 5 трлн. сум и 4,1 трлн. сум соответственно. Среднее степень воспроизводства основного капитала за последние 10 лет составила 7-12 процентов, однако износ по некоторым группам, таких как здания и сооружения, транспортные средства повысился на 3,2 и 1,9 процентов соответственно, что свидетельствует о неэффективности экономической оценки основного капитала общества.

В этой связи важнейшей стратегической задачей и важной проблемой для железнодорожной компании является необходимость разработки новых экономических методов управления основными фондами и экономической оценки их воспроизводства, учитывающих специфику рыночных отношений. Это обуславливает несомненную актуальность и необходимость совершенствования существующих методов.

2. АНАЛИЗ СОСТОЯНИЕ ВОПРОСА И МЕТОДОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Теоретико-методологические основы исследования составлены на основе выводов и предложений ученый в области воспроизводства основного капитала. Методологической базой решения указанных проблем выступают концепции обновления основных производственных фондов железнодорожной компании. В ходе исследования использовались различные методы: системный анализ, экономико-статистический анализ, факторный анализ, математической статистики, изложенные в трудах отечественных и зарубежных ученых.

Потребность воплощения капитала в технических средствах и системах определяется их потребительной стоимостью. В самой общей трактовке потребительная стоимость вещи определяется как ее полезность, ее способность удовлетворять потребности, ее ценность для потребителя. В экономической науке потребительная стоимость основных средств выступает как совокупность технико-эксплуатационных свойств, характеризующих способность средств труда производить нужный обществу продукт (т.е. пользующийся спросом на рынке), экономить и облегчать труд [1], а также эффективно использовать производственные ресурсы. С одной стороны, каждое техническое средство, каждый элемент технической системы, каждая техническая система в целом выполняет детерминированную во времени и пространстве производственную функцию, т.е. имеет конкретную потребительную стоимость. С другой стороны, даже однородные технические средства и системы в разной степени могут экономить, облегчать труд и повышать его производительность, т.е. имеют разную потребительную стоимость.

В [2] предлагается определять продолжительность оборота основного капитала по следующим стадиям нахождения его в форме:

- средств труда;

- незавершенного производства;

- расходов будущих периодов; готовой продукции;

- денежных средств; средств в расчете за товары, работы, услуги.

Такой подробный анализ позволяет выявить резервы ускорения оборачиваемости основного капитала. Под экономической эффективностью понимается экономическая категория отношения результатов к затратам.

Оценка предстоящих затрат и результатов при определении эффективности воспроизводственного процесса осуществляется в пределах расчетного периода, продолжительность которого принимается, учитывая такие факторы, как продолжительность эксплуатации, нормативного срока службы основных фондов. Также предполагается расчет таких важных оценочных показателей, как дисконтированная величина чистых доходов, внутренняя норма прибыльности, рентабельность, период окупаемости.

Однако не один из перечисленных критериев сам по себе не является важным оценочным показателем сам по себе для принятия решения по инвестирование средств на воспроизводство.

Целевыми функциями эффективности инвестиций, характерными для расчета на минимум и максимум, могут быть:

- максимум приведенной продукции;

- минимум затрат на производство;

- максимум годовой прибыли; максимум производительности;

- минимум потребления материала (материалопотребления).

Выполненные расчеты на максимум и минимум для различных целевых функций, выбранных из приведенного перечня, могут негативно повлиять на принятие решения.

В результате воспроизводства основных фондов на «выходе» производственной системы формируется дополнительный выпуск продукции и прибыль, которые вызваны инвестициями на «входе» системы. Таким образом, можно рассматривать соотношение «затраты - результаты» в виде показателей абсолютной эффективности:

„ ^Р^прив

- прироста выпуска на один сумм инвестиций -;

^общ

- прироста прибыли на один сум инвестиций ——.

^общ

Кроме оценки экономической эффективности воспроизводственного процесса основных фондов железнодорожной компании, необходимо оценивать и эффективность самого процесса управления

воспроизводством основных фондов.

Управление воспроизводством основных производственных фондов в условиях рыночной экономики играет важную роль, так как оно определяет их количественное и качественное состояние. Управление воспроизводством основных фондов - это комплекс целенаправленных управленческих воздействий субъектов на специфические объекты управления, оказывающие влияние на интенсивность воспроизводства, размер и структуру основных фондов.

В качестве специфических объектов управления выступают:

- основные фонды;

- процесс обновления основных фондов;

- сложившаяся система амортизации основных фондов на железнодорожном транспорте;

- методы оценки и переоценки стоимости различных элементов основных фондов;

- структура основных фондов;

- экономическая оценка состояния и эффективности использования основных фондов;

- оценка финансово-инвестиционных ресурсов.

На наш взгляд, необходимость управления воспроизводством основных фондов на железнодорожном транспорте вызвана тем, что она является неотъемлемым элементом хозяйственного процесса и в этом смысле (как и все другие элементы) нуждается в регулировании. Процесс управления воспроизводством основных фондов включает в себя достижение стратегических и тактических целей.

Управление конечно влияет на результаты и затраты, является сферой приложения общественного труда, к которой относятся требования эффективного использования ресурсов. «Правомерно предположить - считают В. В. Томилов, А. С. Роботов, А. А. Зубарев, - что более эффективное управление производством приводит к повышению его производства.

Но такого соответствия может и не быть, так как эффективность производства может, зависит от многих факторов, находящихся вне влияния управляющей системы» [3]. «...в силу слабой чувствительности укрупненных обобщающих показателей общественного производства к отдельным изменениям в системе управления. Эти показатели затруднительно использовать для решения задачи измерения эффективности управленческих систем» [1]. Так же учеными признается, что управление вообще присуща неопределенность причинно-следственных связей между решением и его результатом. Данный подход принято называть ресурсным.

Широко распространено мнение о том, что состояние системы следует оценивать через показатели, характеризующие деятельность управляемого объекта (по конечным результатам функционирования).

Нами разделяется точка зрения [5] о том, что применительно к системе управления воспроизводственным процессом оценка эффективности должна базироваться на общей методологии определения экономической эффективности производства и в тоже время учитывать специфику функционирования данной системы.

Достижение высокого уровня функционирования железнодорожной компании в условиях рынка требует внедрения механизма эффективного управления процессов воспроизводства основных фондов. Эффективное управление процессом обновления основных фондов железнодорожной компании сводится к непрерывному измерению и расчету системы взаимосвязанных показателей, анализу соответствия показателей форматизированным целям и принятию соответствующих корректирующих действий по оптимизации функционирования процессов производства (услуг). Система показателей эффективности процесса управления воспроизводством основных фондов может быть представлены следующем образом (рис. 1).

Сбалансированные показатели

■ Чистая выручка железнодорожной компании; Чистый денежный поток.

Финансовые показатели

Экономия от использования нового оборудования;

• Эффективность затрат на на ремонт оборудования.

Обошаюшие показатели

эффективности использования основных фондов

Производительность труда;

Фодноотдача;

Фондоемкость;

Фондовооруженность;

Амортизациоемкость.

Показатели эффективности использования отдельных видов основных фондов

• Коэффициент износа;

• Коэффициент ввода;

• Коэффициент выбытия. __1

Рис. 1. Рекомендуемая система показателей экономической эффективности воспроизводства основных фондов железнодорожной компании

УУР}

Основные назначения системы показателей экономической эффективности воспроизводственным процессом основных фондов железнодорожной компании является выявление возможности управление процессом воспроизводства основных фондов, которые есть в компании, обеспечить немедленную реакцию хозяйствующего субъекта на внешние «вызовы». Показатели экономической эффективности воспроизводственным процессом основных фондов необходимы для определения слабых мест в экономических и технических процессах предприятия и причин, вызвавших данные слабых мест. Рекомендуемая система экономической эффективности воспроизводственным процессом основных фондов железнодорожной компании - это модель, которая охватывает все подразделения и процессы в компании и подчитает их стратегическим целям компании, такие как увеличение капитализации, увеличение прибыли и приведенной продукции на единицу инвестированных средств.

3. ЭКОНОМИКО-МАТЕМАТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ЗАДАЧИ

Предложенные подходы должны быть представлены в экономико-математической модели оптимизации процесса воспроизводства основных фондов железнодорожной компании. Адекватность экономико-математического моделирования реальному экономическому процессу проявляется, прежде всего, в способности таких моделей наилучшим образом учесть вероятностный характер исследуемого объекта и с высокой степенью достоверности предсказать характер его развития и перспективный период. Не один из критериев эффективности инвестиционного процесса сам по себе не является достаточным для принятия решения о реализации того или иного вида воспроизводства. Все это определяет необходимость и целесообразность постановки и решения многокритериальных задач (задач векторной оптимизации).

Если предположить, что каждое инвестиционное решение

1ЁМ (1)

характеризуется скалярными значениями (в результате некоторого обобщения и приведения) результата

max, (2)

хеМх

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

и инвестиционных затрат

/обЩ - mfe, (3)

то можно выделить следующую концепцию к выбору наилучших вариантов

X е мх. (4)

Нужно отметить, что и в случае векторности значений результата и затрат этот подход также остается справедливым.

Концепция оптимальности. Решение X е Мх является оптимальным, если:

х = arg extrF(x), (5)

хемх

где F(x) - некоторая функция, определяющая взаимодействие результата и затрат

ут уп „,i „m „п j

( уп j ' уп J ), (6)

2-tj=1li ¿-¡j=1lj

где j - номер инвестиционного проекта (x, je [1;n]); i - номер фактора производства, ie 1

В случае не единственности решения х е Мх в качестве наилучшего решения может быть принято любое решение из х на основе задания дополнительного критерия оптимальности или результата случайного выбора.

В общем виде задача оценки технического уровня производства и обоснования возможных путей его повышения математически формулируется следующим образом:

- требуется найти аналитическое выражения зависимостей общих показателей эффективности производства от технического уровня производства, определяемого величиной и динамикой следующих факторов:

- чистого денежного потока, фондовооруженности и производительности труда, то есть нужно найти функции:

РЧДП = f(Zi> Z2> 2з,шшш, Zn)> (7;

РФ = f(Z±, Z2, z3,..., Zn), (8)

Fm = f(zv Z2, z3,..., Zn), (9)

где, F4^n, F®, Fm-функции, выражающие эффективность производства (чистый денежный поток, фондовооруженность, производительность труда); zn - факторы, влияющие на эффективность производства; zi - коэффициент ввода основных фондов; z2 - коэффициент выбытия основных фондов;

1 Абакумов Р. Г. Управление воспроизводством основного капитала в условиях инновационного развития экономики:

Монография. - Белгород: Белгородский государственный университет потребительской кооперации, 2009. - 154 с., Абрамов

А. Е. Основы анализа финансовой, хозяйственной и инвестиционной деятельности предприятия. М.: АКДИ «Экономикаи

жизнь», 2010.-346 с.

73 - коэффициент износа основных фондов;

74 - среднегодовой прирост основных фондов;

75 - фондовооруженность одного рабочего железнодорожной компании; - амортизациоемкость железнодорожной компании.

Конечной целью разработанной оптимальной программы управление воспроизводством основных фондов железнодорожной компании является выбор объектов воспроизводства, то есть оптимизация программы с помощью экономико-математических методов:

У ¡= 1 £/= 1 Р ^ПРИВу

у™ !■

Мх =

МАХ ,

хемх

грЧДП > Г.ЧДП ]' — факт

рФ > рФ 1 ] — ' факт

п-ПТ > гПТ г] — гфакт

(10)

(11)

В данной работе предлагается итерационная процедура выбора проектов на основе данной модели (табл. 1).

Таблица 1

Этапы оптимизации программы с помощью экономико-математических методов

№ Название Содержание

1 Первый этап осуществляется оптимизация Воспроизводства основных фондов железнодорожной компании по одному из определенных ранее ограничений модели оптимальности -чистого дисконтированного потока.

2 Второй этап формируется программа Воспроизводства основных фондов железнодорожной компании, отвечающая другому ограничению модели оптимальности - максимуму фондовооруженности и производительности труда.

3 Третий этап формирования оптимальной программы Воспроизводства основных фондов железнодорожной компании связан с одноименных проектов х, то есть проектов, присутствующих одновременно в результате решения обеих локальных задач -максимизация чистого денежного потока, фондовооруженности и производительности труды.

2

Одноименные проекты формируют оптимизированную программу воспроизводства основных фондов первого уровня. Дальнейшее уточнение производится по критерию максимизации дополнительной приведенной работы в сравнении с затраченными инвестициями в железнодорожную компанию. В целом порядок формирования оптимальной программы воспроизводства основных фондов железнодорожной компании представлен ниже в рис. 2.

4. ОБСУЖДЕНИЕ ПОЛУЧЕННЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

Полученная экономико-математическая модель по предложенным критериям позволит сформировать оптимальную программу воспроизводства основных фондов железнодорожной компании, применение которой даст возможность повысить эффективность функционирования компании за счет повышения технического уровня оказываемых услуг и определения резервов развития компании.

При разработке инвестиционной политики и стратегии воспроизводства основных фондов необходимо определить меру влияния факторов на показатели воспроизводства основных фондов железнодорожной компании.

На наш взгляд, поставленную задачу целесообразно решить путем разработки корреляционно-регрессионной модели, на основе которой устанавливается основные факторы и степень их влияния на интенсивность воспроизводство основных фондов, а также определяется величина инвестиций, необходимых для воспроизводственного процесса основных фондов компании.

Для количественного анализа факторов, влияющие на воспроизводственные процессы, необходимо выделить их характерные определяющие показатели, подлежащие исчислению. В исследовании выявлено четыре основных показателя, определяющих темпы обновления основных фондов и составлена линейная модель зависимости темпов обновления основных фондов от величины инвестиций. Уравнение регрессии имеет вид:

Квв = 2,877 - 1,198 *Х1 + 2,127 * Х2 + 5,961 * Х3 - 0,863 * Х4, (12)

где, Хг - инвестировано прибыли в расчете на 1 тыс. прив.т-км. сум;

Х2 - инвестировано амортизации в расчете на 1 тыс.прив. т-км, сум;

Х3 - инвестировано привлеченных средств в расчете на 1 тыс. прив. т-км, сум; Х4 - инвестировано заемных средств в расчете на 1 тыс. прив. т-км, сум. Множественный коэффициент корреляции между темпом обновления основных фондов и вышеперечисленными факторами составил ^=0,84.

Рис. 2 Алгоритм формирования оптимальной программы воспроизводства основных фондов железнодорожной компании3.

Высокий уровень множественного коэффициента корреляции показывает, что корреляционная связь между изучаемыми факторами тесная. Коэффициент детерминации .0=0,71 показывает, что темпы обновления основных фондов на 71% зависят от вариации факторов, включенных в данную модель. Так как фактическое значение ^ - критерия Фишера при а = 0,05 превышает табличное

(¥факт = 22,78 >Гтабл = 2,45*10-9), (13)

то уравнение статистически значимо и его можно использовать в качестве целевой функции.

Коэффициенты регрессии так же являются значимыми, поскольку фактическое значение / - критерия Стьюдента каждого из них превышает табличный показатель /кр = 2,007 (табл. 2).

Таблица 2

Факторы Коэффици енты регрессии Стандарта ая ошибка /-критерий Стьюдента Границы коэффициентов

нижняя верхняя

7-пересечение 0 - - - -

Инвестировано прибыли в расчете 1 тыс. прив.т-км, сум -1,198 0,573 2,0911 -2,3603 -0,0361

Инвестировано амортизации в расчете на 1 тыс. прив. т-км, сум 2,127 0,681 3,1220 0,7454 3,5096

Инвестировано привлеченных средств в расчете на 1 тыс. прив.т-км, сум 5,961 1,949 3,0583 2,0082 9,9150

Инвестировано заемных средств в расчете на 1 тыс. прив. т-км, сум -0,863 0,485 2,7767 -1,8491 0,1221

4

На основании анализа параметров уравнения регрессии можно сделать вывод о том, что наибольшее влияние на темпы обновления основных фондов железнодорожной компании оказывает размер амортизационных отчислений, направленных на воспроизводство основных фондов, в меньшей степени темпы обновления основных фондов, которые зависят от величины заемных средства, направленных на финансирования инвестиций. С увеличением амортизационных отчислении воспроизводство основных фондов на 1 тыс. сум и ростом величины прибыли, направленной на финансирование воспроизводства так же на 1 тыс. сум в расчете на 1 тыс. прив.т-км., темпы обновления основных фондов на железнодорожной компании возрастают, соответственно, на 1,19%, 2,12%, 6,01% и 0,86%. Между факторами, включенными в модель, функциональной связи нет, что может так же свидетельствовать об адекватности составленной модели. Парные коэффициенты корреляции не превышают установленного предела г=0,7 (табл. 3).

Таким образом, основными факторами повышения темпов обновления основных фондов в рассматриваемой железнодорожной компании являются собственная прибыль и средства начисленной амортизации.

Моделирование элементами системы амортизации позволит регулировать инвестиционные потоки железнодорожной компании и управлять процессом воспроизводства основных фондов в целях интенсификации воспроизводство основных фондов.

В целях количественной оценки амплитуды изменения результативного фактора-интенсивности воспроизводства ОФ, при воздействии, рассмотренных факторов в комплексе, целесообразно составить экономико-математическую модель управления воспроизводством основных фондов, с помощью, которой можно было бы оценить возможные границы колебания коэффициента ввода (обновления) и решить ее на максимум.

Таблица 3

Парные коэффициенты корреляции между влияющими факторами регрессионной модели5_

Инвестировано Инвестировано Инвестировано Инвестирова

прибыли в амортизации в привлеченных но заемных

Факторы расчете на 1 расчете на 1 тыс. средств в средств в

тыс. прив. т- прив. т-км, сум расчете на 1 расчете на 1

км, сум тыс. прив. т- км, сум тыс. прив. т- км, сум

Инвестировано прибыли в 1

расчете на 1 тыс. прив.т-км, сум

Инвестировано амортизации в расчете на 1 тыс. прив. т-км, сум 0,6933 1 - -

Инвестировано привлеченных

средств в расчете на 1 тыс. прив. -0,6227 -0,68 1 -

т-км, сум

Инвестировано заемных средств в расчете на 1 тыс. прив.т-км, сум 0,6474 0,4935 -0,6346 1

4 Расчеты автора по данным АО «Узбекистон темир йуллари» 5Расчеты автора по данным АО «Узбекистон темир йуллари»

Для этого необходимо выбрать критерий, который можно было бы использовать в качестве целевой функции при составлении имитационной экономико-математической модели, и объективно характеризующий процесс воспроизводства основных фондов.

Корреляционная матрица независимых факторных признаков, представленная в таблице 3, показывает, что они умеренно коррелируют между собой. Анализ матрицы парной корреляции показывает, что на зависимую переменную больше всего оказывает влияние инвестиции, прибыли в расчете на 1 тыс. прив. т-км, сум.

В качестве таких показателей делались попытки использовать и затраты на воспроизводство и системы управлений, составными членами которых использовались показатели воспроизводства основных фондов и сроки их использования. Применение на практике того или иного подходов при попытке имитации воспроизводственного процесса основных фондов железнодорожного транспорта сопряжен с рядом препятствий. Большие объемы вычислений и использованием приемов математического дифференцирования и интегрирования, а также отсутствия необходимых данных при осуществлении расчета делают применение этих подходов на железнодорожном транспорте зачастую затруднительными.

На наш взгляд, при моделировании такого экономического объекта как железнодорожная компания определенный научный интерес представляет подход, предложенный Н. Винером, известный как метод «черного ящика»6. В качестве «черного ящика» рассматривается объект в целом вследствие его сложности.

Такой подход может быть использован в экономико-математических моделях, позволяющих решать задачи по выявлению функциональных соотношений:

- определение - количественных зависимостей между влияющими факторами исследуемого объекта;

- анализ - чувствительности установление из множества факторов, действующих на систему, тех, которые в большей степени влияют на интегрирующий исследователя характеристики;

- прогноза - определение поведения системы при некотором предполагаемом сочетании внешних условий;

- оценки - определение того, насколько хорошо исследуемый объект будет соответствовать некоторым критериям;

- оптимизации - точного определения такого сочетание переменных уравнение, при котором обеспечивается экстремальное значение целевой функции.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Для описания предмета исследования (процесс воспроизводства основных фондов) в виде математической зависимости используем метод регрессионного анализа. В качестве целевой функции используем полученное на основе многофакторного корреляционно-регрессионного анализа уравнение регрессии (13):

К™ах = 2,877 - 1,198 *Х1 + 2.127 * Х2 + 5.961 * Х3 - 0.863 * Х4, ^ тах

(13)

Для установления логической связи между параметрами экономико-математической модели, факторами определяющими процесс воспроизводство основных фондов составлена факторная модель (рис. 3)

Интенсивность процесса воспроизводства (КВ£ах) в нашей модели определяется следующими факторами:

_ Механизм формирования

_______ Факторная зависимость

Рис. 3. Механизм воздействия факторов на интенсивность воспроизводства основных фондов7 ¡„.е.- инвестировано привлеченных средств; 1з.с,- сумма инвестиции заемных средств; Амн - норма амортизации; ОФст - стоимость основных фондов компании;

ЧП - чистая прибыль; КХ* - коэффициент обновления.

6 Орехов Н. А. Математические методы и модели в экономике: Ученое пособие для вузов / Н. А. Орехов, А. Г. Левин, Е. А. Горбунов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. - 302 с.

7 Орехов Н. А. Математические методы и модели в экономике: Ученое пособие для вузов / Н. А. Орехов, А. Г. Левин, Е. А. Горбунов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. - 302 с.

В разработанной нами модели имитируется процесс образования инвестиционных ресурсов на железнодорожной компании, а также оценивается воздействие этого процесса на результаты компании и процесс кругооборота основного капитала в целом на железнодорожном транспорте. Исходным моментом при моделировании является образование инвестиционных ресурсов исходя из сложившейся структуры источников финансирования инвестиций в основные фонды. Моделирование величиной источников финансирования воспроизводства основных фондов, мы получаем возможность воздействовать на воспроизводство основных фондов. Это позволит найти оптимальные объемы инвестиций в основные фонды железнодорожной компании. Введем следующие ограничения (табл.4)

Таблица 4

Оптимальные объемы инвестиций в основные фонды железнодорожной компании8_

№ Формула Результат

1 Х1>0, где Х1-Х2>0, где Х1 Инвестировано прибыли в расчете на 1 тыс. прив.т-км. сум;

2 Х2>0, где Х2 Инвестировано амортизации в расчете на 1 тыс. прив.т-км.сум;

3 Хз>0, где Хз Инвестировано привлеченных средств в расчете на 1 тыс. прив.т-км. сум;

4 Х4>0, где Х4 Инвестировано заемных средств в расчете на 1 тыс. прив.т-км.сум;

5 К™аж (0:100), Множество на котором существует решение, приемлемые для данной экономико-математической задачи;

6 где Темпы обновления основных фондов, %.

При решении экономико-математической задачи на максимум, посмотрим, при каких значениях влияющих факторов, целевая функция достигает своего экстремума. При этом следует ввести дополнительное ограничение в виде рентабельности, так рентабельность не должна превышать 17-18%. Темпы обновления основных фондов достигает своего максимума - 9,6 процентов в год при следующих значениях аргументов (табл. 5). Наибольшие темпы обновления основных фондов на железнодорожной компании - 9,6 процентов будут достигнуты при условии, что величина инвестируемых средств в расчете на 1 тыс. прив. т-км. будут на уровне 27,508 млрд. сум прибыли, 24,046 млрд. сум амортизационных отчислений, 0,001 млрд. сум привлеченных и 13,289 млрд. сум заемного кредитования.

Таблица 5

Результаты решения экономико-математической задачи9 _

Показатели Значения показателей при Квв=9,2% Значения показателей при Квв=9,6%

Инвестировано прибыли в расчете 1 тыс. прив.т-км, сум 26,706 27,508

Инвестировано амортизации в расчете на 1 тыс. прив. т- км, сум 25,806 24,046

Инвестировано привлеченных средств в расчете на 1 тыс. прив. т-км, сум 0,012 0,001

Инвестировано заемных средств в расчете на 1 тыс. прив. т-км, сум 12,655 13,289

Результаты решения экономико-математической задачи подвергаются наличием в исследуемой железнодорожной компании с темпами 9,6%. Это приводит к выводу о том, что первоочередной задачей для повышения темпов обновления основных фондов является совершенствование амортизационной политики и увеличение нормы рентабельности железнодорожной компании. С помощью функции «Регрессия» в пакете Microsoft Excel было установлена зависимость объемов грузоперевозок от интенсивности обновления основных фондов. Она выражается следующим уравнением регрессии (рис. 4.)

200000 180000 160000 140000 120000 100000 80000 60000 40000 20000 0

И-1-1-1-1-1-1-1-1-1-1-1-1-1-1-1-1-1-1-1-1-1-1-1-1-1-1-1-1-1-1-1-1-1-1-1-1-1-г

1 3 5 7 9 11 13 15 17 19 21 23 25 27 29 31 33 35 37 39

12,00 10,00 8,00 6,00 4,00 2,00 0,00

Рис. 4. Влияние темпов обновления основных фондов на объем перевозок железнодорожной компании10

8 Составлено автором на базе изученных литературных источников

9 Расчеты автора по данным АО «Узбекистон темир йуллари»

10 Расчеты автора по данным АО «Узбекистон темир йуллари»

Y = 9442.3 * е0 0561*Кобн , (14)

где, Y- объем производимой продукции железнодорожного транспорта, млн. сум.

Связь между объемами продукции железнодорожного транспорта и обновлением основных фондов очень тесная (0,7<D=0,712<1) и изменение объемов перевозок на 62 процент зависит от величины обновления.

Таким образом, решение задачи определения доли оптимальных долей инвестиций для воспроизводства основных фондов показало, что связь между обновлением и инвестициями высока.

5. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

1. Предложенная методика многофакторного анализа экономической оценки основного капитала охватывает всю практическую деятельность.

2. Представлен новый методический подход к экономической оценке эффективности использования основного капитала, базирующийся на показателях эффективности использования производственных ресурсов общества и оценке влияния качественных показателей на амортизациоемкость его работ.

3. Реализация методологических положений, предложений и рекомендаций постулируемых при построении совершенствования системы управления процессом воспроизводства позволит акционерному обществу «Узбекистон темир йуллари» формировать адекватную учетную, тарифную, инновационную, инвестиционную и амортизационную политику в интересах собственного развития, обосновать систему критериев для интенсификации воспроизводства основного капитала, определить резервы повышения эффективности использования основного капитала и других ресурсов, что не только повысит их целевые показатели, но положительно отразится на развитии экономики страны в целом.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Лапидус, Б.М. Экономические проблемы управления железнодорожном транспортом России в период становления рыночных отношений (системный анализ) / Б.М. Лапидус. - М.: Издательство МГУ, 2000. - 288 с. [In Russian: Lapidus, B.M. (2000) Economic problems of railway management in Russia during the formation of market relations (system analysis). Moscow: Publishing House of Moscow State University,].

2. Лукашев, С.В. Повышение эффективности управления основными производственными фондами железнодорожного транспорта: автореферат дис. ... канд. экон. наук: 08.00.05 / Лукашев Сергей Владимирович.

- М., 2001. - 24 с. [In Russian: Lukashev, S.V. (2001) Improving the management efficiency offixed assets of railway transport: abstract of thesis. ... doctor of philosophy: 08.00.05 / Lukashev, Sergey Vladimirovich. Moscow].

3. Мазо, Л.А. Современные методы управления экономическими процессами на железнодорожном транспорте.

- М.: Изд-во МЭИ, 2000. - 268 с. [In Russian: Maso, L.A. (2000) Modern methods of managing economic processes in railway transport. Moscow: Publishing House of MPEI].

4. Воротилов В. А., Гайденко Ю. К., Лавриков Ю. А. Пути повышения эффективности капитальных вложений и основных фондов. - Л.: Наука, 1982. - 215 с. [In Russian: Vorotilov, V. A., Gaidenko, Yu. K., Lavrikov, Yu. A. (1982) Ways to improve the efficiency of capital investments and fixed assets. - Leningrad: Sceince].

5. Экономика железнодорожного транспорта /под ред. В. А. Дмитриева. М.: Транспорт, 1996. [In Russian: (1996) Economics of railway transport / ed. V.A. Dmitrieva. Moscow: Transport].

6. Экономика железнодорожного транспорта /под ред. Е.Д. Ханукова М. Транспорт. 1979, - 544 с. [In Russian: (1979) Economics of railway transport/ed. E.D. Hanukova M. Transport].

7. Вовк А. А. Характеристика оборачиваемости средств, авансированных в производство // Экономика железных дорог, - №9, 1999. [In Russian: Vovk, A. A. (1999.) Characteristic of the turnover of funds advanced in production // Economics of Railways, No 9].

8. Поликарпов А. А. Вовк А. А., Измерение и анализ эффективности использования основных средств: Уч. пособие. М.: МИИТ, 1995. - 104 с. [In Russian: Polikarpov, A. A. Vovk, A. A. (1995) Measurement and analysis of the effectiveness of the use offixed assets: tutorial. Moscow].

9. Domar, E.D. Essays in the Theory of Economic growth, New York, Oxford University Press, 1957. - 224 pages.

10. Статистические данные акционерного общества "Узбекистон темир йуллари". [In Russian: Statistical data of the joint-stock company "Uzbekistan railways"].

11. Гуламов А.А. Разработка методических подходов к оценке основного капитала железнодорожной компании // Экономика и образование, -№2, 2019. -112-118 стр. [In Russian: Gulamov, A.A. (2019) Development of methodological approaches to the assessment of fixed capital of a railway company //Economics and Education, No 2].

12. Гуламов А.А. Экономическая оценка основного капитала акционерного общества "Узбекистон темир йуллари" // "И^тисодиёт ва инновацион технологиялар" научно-электронный журнал, -№2, 2019. [In Russian: Gulamov, A.A. (2019) Economic valuation of fixed capital of the joint-stock company "Uzbekistan railways" // "Economics and innovation technologies" scientific and electronic journal].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.