Научная статья на тему 'Модель оценивания знаний как условия развития познавательной активности учащихся'

Модель оценивания знаний как условия развития познавательной активности учащихся Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
583
138
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Смирнова Людмила Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Модель оценивания знаний как условия развития познавательной активности учащихся»

Л.Е. СМИРНОВА

МОДЕЛЬ ОЦЕНИВАНИЯ ЗНАНИЙ КАК УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ

В настоящее время проблема совершенствования образования является особенно актуальной в связи с изменениями в социально-экономической и политической жизни нашей страны. Современная российская реформируемая школа находится в постоянном поиске нового содержания образования, наиболее приемлемых путей совершенствования методов, средств и форм обучения, новых подходов к осуществлению учебно-воспитательного процесса и формированию личности школьника.

Современная наука рассматривает учителя и ученика как равноправных участников образовательного процесса с позиций субъект-субъектных отношений. В качестве ведущих условий совершенствования этого процесса необходимо выделить личностно значимый смысл учения, наличие учебных успехов ученика, а также систему педагогического оценивания. Регулярная оценка знаний позволяет отмечать успехи школьников, возбуждает переживание внутренних противоречий между тем, как они учатся и как должны учиться, стимулируя тем самым их познавательную активность, которая является одним из показателей качества образования.

Нами разработана модель оценивания знаний как условия развития познавательной активности школьников, состоящая из процессуального, содержательного, деятельностного и критериально-уровнего блоков (рисунок). В центре процессуального блока находится совокупный субъект образовательного процесса (личности учителя, ученика и его родителей), определяющий цели, содержание, организацию и результативность оценивания, повышающего уровень развития познавательной активности школьников.

Основной целью оценивания учителем результатов учебной деятельности учащихся является развитие их познавательной активности, мотивации к изучению предметов, успеваемости, сознательного отношения к учебе, самооценки.

Для достижения поставленной цели мы определили круг основных задач, включающий изучение и учет взаимосвязанных условий оценивания (объективность и значимость выставляемых отметок для учителей, учеников и их родителей; тенденции выставления отметок в зависимости от стилей руководства учителей; личностные и возрастные особенности учеников), оказывающих влияние на развитие познавательной активности школьников; разработку и использование на основе этих условий технологии оценивания, повышающей уровень развития познавательной активности учащихся. Все это определяет целевой компонент процессов оценивания и развития познавательной активности.

Содержание оценивания, в свою очередь, является системой, состоящей из таких компонентов, как: когнитивный опыт личности (включает систему знаний о себе и других людях, знание учителями положительного опыта в истории оценивания); опыт практической деятельности (изучение особенностей психического и физиологического развития учащихся с целью дифференциации учебного материала и умения найти подход к каждому ученику, стремление педагогов к объективному оцениванию, изучение нормативных документов, постоянное повышение профессионального мастерства); опыт оценивания (формирование у школьников умения диагностирования, адекватной самооценки, навыков самоконтроля, стремления к самообразованию, уважение личности и самостоятельности учеников).

В процессе оценивания уровень развития познавательной активности учащихся повышается, если соблюдать принципы объективности (заключается в научно обоснованном содержании диагностических заданий, дружеском отно-

Учитель

Ученик

Родители

ВЗАИМОДЕИСТВИЕ

цели

содержание

организация

деятельности

результаты

Содержание оценивания

- мотивация

- воспитание

- развитие

- коррекция

- информация

Принципы

объективность

систематичность наглядность

Компоненты оценивания

Когнитивный опыт личности: система знаний о себе и др. людях Практический опыт деятельности: внешние, внутренние, общие и специальные умения и навыки Опыт оценивания: самодиагностика, самооценивание

учитель

*

Оценочная деятельность

ученик

методы

формы

методы

формы

родители

*

методы

формы

- практический изучение и диаг-

- практический умение оценить

ностика возрастных, познавательных возможностей и индивидуальных особенностей мотивации

- вербальный парциальные оценки - вербальный

выставление отметок, - наглядный их прогнозирование, применение новых методик оценивания

свои возможности, произвести анализ действий

самооценка, взаимооценка прогнозирование своих отметок

- практический наблюдение за

учебной деятельностью детей, умение оценить их возможности и действия

- вербальный индивидуальные

беседы с ребенком

- наглядный прогнозирование

отметок детей

Совокупная оценка активности

Критерии развития познавательной активности

Мотивационно- Усвоение учебных действий Рефлексивно-

потребностный аргументационный

когнитивный деятельностно-

практический

• нейтральный • информационно- • пассивный

• положительно- репродуктивный

ситуативный • рефлексивно- • ситуативный

• личностно продуктивный

инициативный • креативный • иниациативный

Модель оценивания знаний как условия развития познавательной активности школьников

шении педагога ко всем обучаемым), систематичности (состоит в необходимости проведения диагностического контроля на всех этапах дидактического процесса), наглядности (подразумевает проведение открытых испытаний всех учеников по одним и тем же критериям, рейтинг каждого ученика носит наглядный, сравнимый характер). Оценивание как условие развития познавательной активности учеников выполняет следующие функции: развивающую (развивает умения школьников к самоконтролю, анализу и правильной оценке результатов своей деятельности), ориентирующую (воздействует на умственную работу школьников, осознание ими процесса работы и понимание собственных знаний), мотивационную (воздействует на эмоционально-волевую сферу учеников через переживание ими успеха или неуспеха), воспитательную (приучает школьников к систематической работе, дисциплинированности, ответственности, формирует положительные нравственные качества личности и мотивы учения), коррекционную (дает ученикам возможность понять свои ошибки, от-рефлексировать и осуществить коррекцию), информационную (подразумевает планирование и прогнозирование результатов обучения школьников, дает возможность проанализировать причины неудач).

Целостному отражению в содержании оценивания задач повышения у учащихся мотивации к учению, успеваемости и уровня развития познавательной активности способствует применение определенных методов и форм организации учебной деятельности. Деятельностный компонент оценивания включает в себя деятельность педагогов, учеников и родителей, их взаимодействие. В процессе организации оценочной деятельности используются следующие методы и формы: учителями: практический метод (формы проявления: изучение физиологических, возрастных особенностей школьников, диагностика их познавательных возможностей и индивидуальных особенностей мотивации средством проведения психологических тестов, методик исследования психических процессов, индивидуальных бесед с учениками, их родителями, учителями-предметниками, классными руководителями, школьными психологами, личного наблюдения за урочной и внеурочной деятельностью учеников); вербальный метод (проявляется в форме парциальных (частичных) оценок на уроке. К наиболее рациональным видам парциальных оценок, способных закладывать у учеников элементы объективной самооценки, мы относим: согласие, отрицание, замечание, ободрение, одобрение. Частичные оценки могут сопровождаться у учителя модуляцией голоса, мимикой, жестами. Следующей формой оценочной деятельности учителя выступают индивидуальные беседы с учениками и родителями, личный пример учителя, направленные на воспитание в их сознании правильного отношения к системе оценивания); наглядный метод (осуществляется в форме выставления текущих, итоговых, комплексных отметок, применение новых методик оценивания (в частности: метод «технологических карт», модульно-рейтинговый метод и др.), в форме наглядного прогнозирования отметок учеников); учениками: практический метод (проявляется в форме умения учеников поставить перед собой реалистические цели, соизмерять их со своими возможностями, выявить свои сильные и слабые стороны, определить конкретные действия, планировать перспективу, правильно оценить ситуацию, произвести анализ действий); вербальный метод (осуществляется в форме адекватной оценки своих достижений (самооценка), оценки успехов своих товарищей. Оценочные и самооценочные воздействия являются сильным корректирующим фактором поведения и деятельности личности, формирования уровня притязаний); наглядный метод (формами выступают: наглядное прогнозирование своих отметок, выставление по просьбе учителя отметок себе и своим товарищам); родителями: практический метод (проявляется в форме наблюдения за учебно-познавательной деятельностью своих детей, умения оценить их познавательные возможности и результаты деятельности посредством

участия в обсуждении проблемных вопросов на родительских и классных собраниях, изучения необходимой литературы, консультаций с учителями, школьными психологами, личного участия в школьной жизни ребенка: совместное посещение театра, выставок, организация кружков, секций и т.п.); вербальный метод (находит отражение в форме личных бесед с ребенком с целью совместного анализа учебных достижений, выявления недостатков, осуществления рефлексии и коррекции действий); наглядный метод (проявляется в форме наглядного прогнозирования отметок ребенка по конкретному предмету посредством совместного участия в выполнении домашнего задания, поиска дополнительного материала).

Осуществление участниками педагогического процесса совместной оценки своей деятельности (оценивания) - важный показатель ее результативности (развитие познавательной активности). Оценка деятельности может осуществляться в форме личных бесед, обсуждения вопросов на классных собраниях, заполнения анкет в системах: учитель - ученик; учитель - родители; ученик - родители.

Оценка развития познавательной активности учащихся как результата успешного оценивания представлена в критериально-уровневом блоке. В качестве критериев развития познавательной активности нами определены следующие: мотива-ционно-потребностный, усвоение учебных действий (когнитивный и деятельностнопрактический компоненты), рефлексивно-аргументационный. По данным критериям определены уровни и показатели их сформированности, на основе которых определяется общий уровень развития познавательной активности школьников.

В основу уровневой дифференциации познавательной мотивации учащихся нами положена теория формирования мотивации учения А.К. Марковой (шесть уровней мотивационного критерия), модифицированная нами в трехуровневую. В исследовании мотивации мы выделяем три уровня ее развития: нейтральнопассивный, положительно-ситуативный и личностно-инициативный.

За основу уровневой дифференциации процесса усвоения знаний и учебных действий взяты уровневые подходы к формированию знаний, умений и навыков В.П. Беспалько и С.Л Рубинштейна, теория поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина. В ходе исследования выделены следующие уровни усвоения учебных действий (включая когнитивный и деятельностнопрактический компоненты): информационно-репродуктивный, рефлексивно-

продуктивный и креативный.

В основу уровневой дифференциации рефлексии положены идеи и подходы к оценке результатов учебной деятельности учащихся Б. Г. Ананьева и Ш.А. Амо-нашвили. Нами выделены следующие уровни рефлексии: пассивный, ситуативный и инициативный.

Для отслеживания динамики развития познавательной активности использована трехуровневая дифференциация познавательной активности Т.И. Шамо-вой (первый уровень - воспроизводящая активность; второй уровень - интерпретирующая активность; третий уровень - творческая активность).

В процессе экспериментального исследования педагоги-респонденты использовали разработанную модель оценивания как условия развития познавательной активности школьников. Это позволило им наглядно представить и понять сущность и взаимосвязь двух процессов и организовать оценивание, повышающее уровень развития познавательной активности школьников.

СМИРНОВА ЛЮДМИЛА ЕВГЕНЬЕВНА родилась в 1979 г. Окончила Ульяновский государственный педагогический универстет. Учитель английского и немецкого языков МОУ Гимназия № 3 г. Ульяновска. Область научных интересов - педагогика. Количество публикаций: 15, из них 14 по теме «Оценивание знаний как условие развития познавательной активности школьников».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.