Научная статья на тему 'МОДЕЛЬ ОТНОШЕНИЙ ЭТНОСА И ЗЕМЛИ В АЗЕРБАЙДЖАНСКОМ ФОЛЬКЛОРЕ (НА ОСНОВЕ ТЕКСТОВ КАРАБАХСКОГО РЕГИОНА)'

МОДЕЛЬ ОТНОШЕНИЙ ЭТНОСА И ЗЕМЛИ В АЗЕРБАЙДЖАНСКОМ ФОЛЬКЛОРЕ (НА ОСНОВЕ ТЕКСТОВ КАРАБАХСКОГО РЕГИОНА) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
2
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Фольклор / мифология / мифологические тексты / карабахский фольклор / создание / космогония / Folklore / mythology / mythological texts / Karabakh folklore / creation / cosmogony

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Вюсаля Насибова

Несмотря на то, что «Миф», как термин греческого происхождения, который буквально означает «повествование, предание», подразумевая рассказы о Богах (Божествах), духах, обожествленных или связанных с Богами по происхождению, героях, первопредках, которые действовали в первое время, прямо или косвенно участвуя в создании мира, его природных и культурных элементов, на самом же деле оно является «историей», как первым этапом истории развития общества, т.е. «мифической истори-ей». Будучи закономерностью, оно является выражением неразрывной связи между пространством и мифическим мышлением. Существование мифического образа какого-либо пространства в фольклоре, говорит о ранней истории создателей этого образа в этом пространстве. Потому, что мифология яв-ляется начальным этапом истории человечества. Таким образом, мифы, которые существуют в про-странстве, являются мифическими «впечатлениями» ранней истории коллектива, являющегося его но-сителем в этом пространстве. В этом отношении преобладание мифологических текстов (мифических легенд, повествований, сказок, священных текстов), количественное изобилие и богатство содержания в карабахской фольклорной среде свидетельствует о том, что Карабах является древнетюркской средой а азербайджанские тюрки являются коренным и исконным населением этого региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODEL OF RELATIONS OF ETHNICITY AND LAND IN AZERBAIJANI FOLKLORE (BASED ON TEXTS OF THE KARABAKH REGION)

Despite the fact that “Myth”, as a term of Greek origin, which literally means “narration, story,” implying stories about Gods (Deities), spirits deified or associated with Gods by origin, heroes, ancestors, who acted at first, directly or indirectly participating in the creation of the world, its natural and cultural elements, is in fact “history”, as the first stage in the history of the development of society, i.e. "mythical history". Being a pattern, it is a demonstration of the inextricable connection between space and mythical thinking. The exist-ence of a mythical image of a particular space in folklore speaks of the early history of the creators of this im-age in this space. Because mythology is the starting stage of human history. Thus, the myths that exist in space are mythical “impressions” of the early history of the collective that is its carrier in this space. In this regard, the dominance of mythological texts (mythical legends, narratives, fairy tales, sacred texts), quantitative abun-dance and richness of content in the Karabakh folklore environment indicates that Karabakh is an ancient Turkic environment, and the Azerbaijani Turks are the native and aboriginal population of this region.

Текст научной работы на тему «МОДЕЛЬ ОТНОШЕНИЙ ЭТНОСА И ЗЕМЛИ В АЗЕРБАЙДЖАНСКОМ ФОЛЬКЛОРЕ (НА ОСНОВЕ ТЕКСТОВ КАРАБАХСКОГО РЕГИОНА)»

«шиитеимм-лэишаи» 2024 / PHILOLOGICAL sciences

45

PHILOLOGICAL SCIENCES

УДК 821(091)

Вюсаля Насибова Кандидат филологических наук, Старший научный сотрудник Отдела Мифологии Института ФольклораНАНА DOI: 10.24412/2520-6990-2024-9202-45-49 МОДЕЛЬ ОТНОШЕНИЙ ЭТНОСА И ЗЕМЛИ В АЗЕРБАЙДЖАНСКОМ ФОЛЬКЛОРЕ (НА ОСНОВЕ ТЕКСТОВ КАРАБАХСКОГО РЕГИОНА)

Vusala Nasibova

Doctor of Philology in Philosophy, Senior researcher, Department of Mythology Institute of Folklore of NASA

MODEL OF RELATIONS OF ETHNICITY AND LAND IN AZERBAIJANI FOLKLORE (BASED ON

TEXTS OF THE KARABAKH REGION)

Аннотация.

Несмотря на то, что «Миф», как термин греческого происхождения, который буквально означает «повествование, предание», подразумевая рассказы о Богах (Божествах), духах, обожествленных или связанных с Богами по происхождению, героях, первопредках, которые действовали в первое время, прямо или косвенно участвуя в создании мира, его природных и культурных элементов, на самом же деле оно является «историей», как первым этапом истории развития общества, т.е. «мифической историей». Будучи закономерностью, оно является выражением неразрывной связи между пространством и мифическим мышлением. Существование мифического образа какого -либо пространства в фольклоре, говорит о ранней истории создателей этого образа в этом пространстве. Потому, что мифология является начальным этапом истории человечества. Таким образом, мифы, которые существуют в пространстве, являются мифическими «впечатлениями»ранней истории коллектива, являющегося его носителем в этом пространстве. В этом отношении преобладание мифологических текстов (мифических легенд, повествований, сказок, священных текстов), количественное изобилие и богатство содержания в карабахской фольклорной среде свидетельствует о том, что Карабах является древнетюркс кой средой а азербайджанские тюрки являются коренным и исконным населением этого региона.

Abstract.

Despite the fact that "Myth", as a term of Greek origin, which literally means "narration, story, " implying stories about Gods (Deities), spirits deified or associated with Gods by origin, heroes, ancestors, who acted at first, directly or indirectly participating in the creation of the world, its natural and cultural elements, is in fact "history", as the first stage in the history of the development of so ciety, i.e. "mythical history". Being a pattern, it is a demonstration of the inextricable connection between space and mythical thinking. The existence of a mythical image of a particular space in folklore speaks of the early history of the creators of this image in this space. Because mythology is the starting stage of human history. Thus, the myths that exist in space are mythical "impressions " of the early history of the collective that is its carrier in this space. In this regard, the dominance of mythological texts (mythical legends, narratives, fairy tales, sacred texts), quantitative abundance and richness of content in the Karabakh folklore environment indicates that Karabakh is an ancient Turkic environment, and the Azerbaijani Turks are the native and aboriginal population of this region.

Ключевые слова: Фольклор, мифология, мифологические тексты, карабахский фольклор, создание, космогония

Key words: Folklore, mythology, mythological texts, Karabakh folklore, creation, cosmogony

Вступление. Заключительный вывод, вытекающий из содержания всех мировых мифов, а также из исследований изучающих их ученых, состоит в том, что сущность и функциональную семантику мифа составляет концепция «творения». Эта закономерность неизменна для турецких мифологических представлений. В этом отношении привлекают внимание выводы, исследовавшего тюркские мифы о сотворении мира, Эльчина Галибоглы,

в связи с азербайджанскими легендами. С точки зрения автора:

- Основной сущностью и философией каждой мифологии является творение;

- Концепция создания мифа составляет сущность человеческого мышления и продолжает жить в современном сознании;

46

PШLOLOGЮAL SCШNCES / «ШИШФУШМ-ЛЭУГМаИ» 2024

- Мифы, которые представляют каждую мифологию, независимо от их содержания, в конечном итоге, повествуют возникновение мира, человека и все, что относится к ним.

- В основе тюркской мифологии также лежит концепция творения;

- Тюркский миф о сотворении мира можно увидеть во всех текстовых типах тюркской мифологии;

- Тюркский миф о сотворении мира, как космогоническая концепция

является мифическим понятием: все мифы олицетворяют творение;

- Тюркская мифология предлагает красочные формы творения, Эти формы впоследствии развились и привели к созданию богатой тюркской культуры.

- Тюркский миф о сотворении мира как космогоническая концепция, лежащая в основе мировоззрения тюрка, его общественного сознания, превратила его в творческого человека во все времени истории [10, с. 31].

Данные выводы автора наравне с тем, что дают характеристику тюркского мифа о сотворении мира, также позволяют увидеть еще один важный аспект «творческой» сущности мифологических легенд и повествований, собранных из карабахской фольклорной среды. С этой точки зрения вывод Э. Галибоглы о том, что «тюркский миф творения... превращает тюрка в творческого человека», полностью подтверждается на фоне исторических и современных реалий Карабаха. Во время 30-летней армянской оккупации, Карабаха, армяне, которые исторически чужды этому месту, совершили беспрецедентные в мире зверства: разрушали города, села, превратили их в «пространство духов», задавая жару людям безжалостно убивали их Основной причиной этого является то, что армянское мифическое сознание носит в себе не «созидательную», а «разрушительную», «губительную», «хищническую», «захватническую», «оппортунистическую» сущность. Этот народ, который чуждый всему кавказскому пространству, с первого дня своего появления ступил на Кавказ как инструмент оккупационной политики Российской Империи, нарушил космологическую гармонию этого прекрасного региона мира, занялся только созданием хаоса. Основной причиной того, что они развалили Карабах, подвергли невидимым лишениям и катастрофам всех живущих здесь людей, независимо от их личности, является мифологически-идентифицирую -щее ядро «армянской идентичности», которая носит не «творческий» а «разрушительный» характер. Не случайно, что у этого народа нет «устойчивой мифологии». На какое-бы место не соблазнились, они сначала создают ложные мифы и фальшивые истории об этом пространстве. Именно деструктивная (хаосообразная) сущность их мифологической идентичности не позволяет им полюбить любое захваченное ими пространство и создавать в нем счастье - космогоническую гармонию. Потому, что разрушительное ядро структуры армянской национальной идентичности рано или поздно срывая с

них маску «творческой нации» превращает их разрушительную идентичность в самый главный механизм реализации отношений этого народа к миру, человеку и времени. Карабах, который является очаровательным уголком тюркского мира, очагом культуры, хоть и временно, но также стал жертвой армянской разрушительной идентичности. От этой катастрофы его спас именно «космогонический» характер, который составляет мифологическое ядро тюркской национальной идентичности. С возвращением азербайджанского народа в Карабах каждый его камень, каждая земля начала цвести и процветать. Карабахские мифы воссоздали мир и народ Карабаха. Иначе говоря, тезис Э.Галибоглы о тюркской мифико -идентифицирующей идентичности «Тюркский миф о сотворении мира как космогоническая концепция, лежащая в основе мировоззрения тюрка, его общественного сознания», превратила его в творческого человека во все эпохи истории» [10, 31] как и в случае с бесчисленными фактами творения всеобщей тюркской истории, и на этот раз подтвердил себя как истину (и, по сути закон) «тюркской творческой идентичности» .

В мифологических текстах, собранных из Карабаха, образ карабахского мира имеет полный, целостный характер. В них отражены все значительные элементы, составляющие карабахский мир. А это указывает на то, что эти творческие мифы возникли именно в Карабахе, они отражают мифические впечатления о существовании азербайджанского человека в этом пространстве.

Все эти теоретические представления, связанные с концепцией мифологического творения, находят свое подтверждение во всех многочисленных текстах, собранных из фольклорной среды Карабаха [см.: 12-21]. В этом отношении акты творения в карабахских мифологических текстах демонстрируют совершенные поэтические показатели по всем элементам модели мира.

В одном из мифов карабахского региона повествуется о сотворении Адама. В тексте говорится о том, что нашим предком является Адам. Изготовили его из Земли. Да еще изготовили слишком грубо. Увидели, что он слишком толстый, начали его строгать. Пока строгали не стали выбрасывать его опилки в сторону. Собрали их в одну кучу. Из этих опилок изготовили товары. А Адам имел семьдесят двух детей [12, 15].

Это, является небольшим текстом творения. Несмотря на то, что текст небольшого размера здесь нашло свое отражение «вся история» сотворения. Давайте последовательно проследим процесс:

1. Создание первого предка:

В этом мифическом тексте, как и во всех мифах о сотворении человека, речь идет о сотворении первопредка, первоотца. Потому, что согласно мифу, все люди происходят от первопредка. Он считается первым отцом, первым предком, первым человеком.

В науке первопредок, с точки зрения его функций, также называется «культурным героем». Ю.М.

«ШИИтеШУМ-ЛЭУПШк» #Ш02), 2024 / PШILOLOGICAL SCIENCES

Мелетинский о культурном герое пишет, что «они являются мифологическими персонажами, которые приобретают или создают для людей различные предметы (огонь, культурные растения, орудия труда), обучают людей правилам охоты, земледелию, ремесленничеству. Они определяют социальные и религиозные правила, церемонии и праздники, правила брака и т.д.» [22, 638].

2. Параллелизм первопредка и Адама:

Как уже было упомянуто нами, текст, который мы привлекаем к анализу, является текстом мифа со всей его поэтикой. Но здесь образ «Адам»а может нас несколько сбить с толку. Потому, что мы знаем «Адам»а как религиозный образ, то есть образ, который принадлежит религиям откровения. То есть здесь мы становимся свидетелями слияния мифического Первоотца и религиозного образа Адама/Адама. В этом отношении в словаре «Ислам» Из приведенной информации становится ясно, что указание на сотворение Адама из земли в тексте мифа, который был проанализирован нами соответствует «Коран»у. В этом отношении в словаре «Ислам» указывается на то, что Адам считается первым человеком и отцом человечества. Согласно аятам «Коран»а, Бог создал Адама из глины, которая была смешана с водой и повелел всем ангелам поклониться человеку [11, 11].

Таким образом, представленный в мифе образ «Адам»а, с точки зрения поэтической структуры, состоит из двух смысловых пластов:

a) Слой религиозного смысла;

b) Мифический пласт смысла.

То есть в одном образе мифический образ первопредка и религиозный образ первопредка слились воедино.

3. Мифические черты «Адам»а:

Во всех религиозных традициях речь идет о Сотворении Адама Богом. Все творения Бога, который является творцом всей Вселенной, всего мира, совершенны. Потому что во всей Вселенной, вообще, кроме него нет совершенного Творца. Однако в проанализированном нами мифе, в повествовательной модели «Адам»а мы видим не одного, а нескольких творцов, мастеров, которые не являются мастерами своего дела: «Его изготовили из Земли. Но изготовили очень грубо».

По видимому, в тексте мифа «Адам» создан не Богом, а изготовлен мастерами. Здесь ясно утверждается, что «мастером» «Адам»а является не Бог, а мастера, которые были новичками в своем деле и не являлись совершенными.

Изготовление «Адам»а «мастерами», указывает на то, что этот текст является непосредственно текстом мифа. С другой стороны, в этом случае раскрываются личности этих мастеров. Из текста становится ясно, что эти мастера изготовили не только «Адам»а, который был первым человеком, но даже смастерили скота из опилок его статуи.

В мифологических текстах демиург представлен именно как мастер. «Большая Российская Энциклопедия» представляет демиурга, «мифологическим персонажем, главным героем космо-

47_

тонических мифов, космических и культурных объектов, людей» [1], а другой источник свободным мастером, художником, специалистом [2] в Древней Греции. Таким образом, в проанализированном нами тексте мифа, мастера, которые изготовили (сделали) «Адам»а, являются мифическим мастером демиургом, то есть самим Первопредком.

4. Отражение мифом об «Адам»е истории непрерывного существования тюркского этноса на Карабахской Земле:

Как известно, концепция создания мифа об «Адам»е отражает в себе все периоды истории человечества. Здесь мы можем стать свидетелями истории как мифического, так и религиозного Адама. Целостность, совершенство текста как по содержанию, концепции создания, так и по диалектико-философской риторике, прямо свидетельствует о том, что Карабах со времен мифа до наших дней был именно тюркской землей и азербайджанским краем.

В другом мифическом тексте, собранном в Карабахе, о сотворении человека говорится, что когда Бог создавал человека, сказал: «Что бы мне сделать, чтоб он не чувствовал себя чужестранцем».

По его велению привезли почву со всех уголков земного шара. Он повелел его величеству Джабраилу, его величеству Азраилу, его величеству Микаилу и его величеству Исрафилу привезти землю со всех концов света, чтобы этот человек, где бы он не умер, не был чужаком [13, с. 11].

Это является чисто мифическим текстом. Несомненно, что под всеми ангельскими образами, названными в тексте, как и во всем тексте, лежит миф о первотворении. Иными словами, первоначальный миф трансформировался в религиозные мотивы. В этом тексте особенно наше внимание привлекает образ земли. Однако земля в тексте, является не просто средством, элементом творения, но и мифическо-национальным концептом, который отражает в себе великую философию. Эта философия является вопросом о существовании биолого-духовных, этническо -физиологических, национально-генетических связей между человеком и землей, из которой он возник.

Земля является важнейшим элементом мифического творения. Как пишет Рамазан Гафарлы, который является фундаментальных исследований о земле и других первобытных мифологических стихиях [см: 4-6], первое, что увидел великий предок открыв глаза на жизнь, было ясное небо, небо - темнеющий и светящийся «воздух», солнце - «огонь», земля - «почва» и море, река, озеро - «вода» [6, с. 144].

Земля, как пространство, напрямую связана с понятием центра. Направления и центральная точка пространства связаны с землей, это мифологическая система координат, которая реализуется непосредственно над землей. Центр образует точку пересечения направлений в этой системе. Основным же аспектом системы является то, что центр считается священным (сакральным).

Глядя на пространственную структуру карабахского мифа, которую мы привлекли к анализу в

48

РШЪОШаЮАЬ 8С1ШСЕ8 / «шишфушм-лэугмаи»жт

свете этих теоретических представлений об общей структуре мифического пространства, можно сказать, что здесь есть пять пространственных элементов: четыре стороны света (в мифе; «четыре угла») и центральная точка, в которой эти стороны пересекаются.

А сейчас возникает еще один важный и, может даже, самый главный вопрос: где находится центральная точка пространства, описанного в карабахском мифе?

Естественно, что этим центральным пространством является сама земля Карабаха. Потому, что согласно мифологической концепции и ее логике, иначе и быть не могло. Таким образом, пространство к которому принадлежит каждый миф, является известной научной реальностью, которая имеет «историю», «рассказ», «документ», «паспорт». Миф, который существует в системе сознания карабахца, своей архитектонической структурой, во всех случаях относится и принадлежит карабахской земле.

В этот момент вполне уместно мнение Р.Гафарлы. По мнению ученого «качество мифологического пространства определяется родословной, племенной, генеалогической принадлежностью» [5, с. 345]. Иными словами пространство и этнос составляют в мифе неразрывное единство. В этом отношении как текст мифа, который был собран в Карабахе, принадлежит азербайджано-турецкому этносу, так и пространство, в котором живет миф, принадлежит азербайджано -турецкому этносу.

Другой мифический текст, который был собран с карабахской земли, также подтверждает вышесказанное в ином контексте. В тексте говорится, что Бог хотел создать раба (человека). У него самого имелось множество ангелов. Которого бы из этих ангелов он не посылал, чтоб принести почву земля вскрикивала. Ни один из них не смог принести. Когда ангелы спустились, земля завопила, что: «не забирайте у меня». В конце концов, ни один из этих ангелов не смог выполнить свою работу. Бог призывает Азраила. Он говорит: «Иди и принеси немного земли». Азраил говорит, что да буду я твоей жертвой, ведь даже столько ангелов не смогли принести хоть немного земли. Земля вопит, что не забирайте у меня. Не причиняйте мне боль.

Земля, тоже сама по себе является живым существом. В конце концов Бог повелевает, что я тебе говорю, иди и принеси.

Азраил спускается на землю. Земля вопит, вскрикивает, что нет, не трогай меня, не причиняй мне боль. Азраил говорит, что эй, если я забираю у тебя, то оно к тебе же и вернется.

По этому говорят, что человек создан из земли и к земле же возвращаться ему суждено. Иди теперь открой столетнюю, тысячелетнюю могилу, посмотри осталось ли там что-нибудь? Превратилось в землю и пропало. После этого земля обрела покой. Сказала, что если оно вернется ко мне, то разрешаю [14, с. 5].

В этом тексте также органично связываются друг с другом этапы (этапы мифологической и ис-

ламской мысли) самой грандиозной мысли в истории этнокультурного сознания карабахских тюрков. В отличие от вышеизложенного мифа, структура пространства здесь вертикальна, то есть основывается на модели небо -земля. Этот текст, в свою очередь, также демонстрирует этническо-идеологическое единство карабахской земли с карабахским мифом.

В текстах, о сотворении человека, которые были собраны в Карабахе, отражено гуманистическое отношение тюрков к природе и красоте в целом. В одном мифологическом тексте рассказывается о том, как появились узкоглазые, то есть с прищуренными глазами, люди. В мифе говорится, что люди с прищуренными глазами выстрелили в оленя и ранили его. Когда хозяин оленя доил его, увидел, что у него молоко кровавое. После этого случая, человек который доил оленя, сказал: «Чтоб тот, кто стрелял в тебя, стал днем «черной вороной», увидев тебя не смог стрелять» [12, с. 21].

Этот мифический текст, непосредственно, повествует историю карабахского народа. Как известно, этот текст об узкоглазых людях Узкогла-зость, является антропологическим качеством, которое присуще кыпчакским тюркам, древнейшим и первым владельцам Карабахской земли. В истории они сохранились под названием албан. Албанские тюрки Карабаха подверглись насильственной арме-низации со стороны армян, которые были переселены в Карабах царской Россией.

Заключение. 1. Исследование показало, что мифы, даже если и в буквальном смысле означают «повествование, предание», на самом деле они представляют собой «историю», то есть «мифическую историю», как первый этап истории развития общества.

2. Преобладание также количественного изобилия и богатства содержания мифологических текстов (мифических легенд, повествований, сказок, текстов верований и т.д.) в карабахской фольклорной среде, прямо подтверждает, что Карабах является древнетюркской средой, и азербайджанские тюрки коренное и исконное население этого региона.

3. Концепция творения, которая отражается в мифах карабахского региона, охватывает все периоды истории человечества. Здесь мы можем стать свидетелями истории как мифического, так и религиозного Адама. Целостность, совершенство текста как по содержанию, концепции создания, так и по диалектико-философской риторике, прямо свидетельствует о том, что Карабах со времен мифа до наших дней был именно тюркской землей и азербайджанским краем.

4. В мифах, которые были собраны из Карабаха, повествуется и о том, как появились кыпчак-ские тюрки, древнейшие жители этого региона. Речь идет о том, как были созданы люди с прищуренными, то есть узкими глазами. Миф, который повествует о том, как были созданы люди с прищуренными, то есть узкими глазами, подразумевает именно их. Узкоглазость, является антропологиче-

«ШИИтеШУМ-ЛЭУПШк» #Ш02), 2024 / PШILOLOGICAL SCIENCES

49

ским качеством, которое присуще тюркам -кыпча-кам, древнейшим и первым владельцам Карабахской земли. В истории они сохранились под названием албан. Албанские тюрки Карабаха подверглись насильственной арменизации со стороны армян, которые были переселены в Карабах царской Россией.

Литература

1. https://bigenc.ru>

2. https://ru.wiktionary.org > wiki > демиург

3. Гафарлы, Р. Миф, легенда, сказка и эпос (межжанровая связь в устной эпической традиции) / Р.Гафарлы. - Бакы: издание АГПУ, - 2002. - 758 с.

4. Гафарлы, Р. Миф и сказка (Межжанровая связь в эпической традиции) / Р.Гафарлы. - Бакы: издание АГПУ, - 1999, - 448 с.

5. Гафарлы, Р. Мифология [в 6 томах] / Мифо-генез: реконструкция, структура, поэтика. - Бакы: Наука и образование, - т. 1. - 2015. - 454 с.

6. Гафарлы, Р. Мифология [в 6 томах] / Проблемы ритуально-мифологической конструкции. -Бакы: Наука и образование, - т. 2. - 2019. - 432 с.

7. Гафарлы, Р. Мифология Азербайджанских тюрков (возрождение, генезис) / - Бакы: Агрыдаг, -2004. - 232 с.

8. Гафарлы, Р. Мифология Азербайджанских тюрков (мифическая модель мира, классификация) / - Бакы: Агрыдаг, - 2004. - 236 с.

9. Гафаров, Р. Мифология Азербайджанских тюрков (источники, классификация, образы, генезис, эволюция и поэтика) / (автореферат докторской диссертации по филологическим наукам) / Бакы, 2010, - 59 с.

10. Галибоглы, Э. Мифы сотворения и азербайджанские легенды / Э.Галибоглы. - Бакы: Наука и образование, - 2020, - 180 с.

11. Ислам: История, Философия и Право: Энциклопедический словарь. Авторы составители: Айдын Ализаде, Эльсевар Самедов. Бакы: «Бакинская типография номер 3» ОАО, 2016, 308 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.