Научная статья на тему 'Модель организации взаимодействия студентов в процессе освоения информационных технологий в техническом вузе'

Модель организации взаимодействия студентов в процессе освоения информационных технологий в техническом вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
88
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА / ORGANIZATION OF EDUCATIONAL PROCESS / ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СТУДЕНТОВ / STUDENT INTERACTION / ОСВОЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ / DEVELOPMENT OF INFORMATION TECHNOLOGY / ОБУЧЕНИЕ В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ / TRAINING IN A TECHNICAL COLLEGE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Нигметзянова В.М.

В статье акцентируется внимание на значимости совместной работы в условиях использования информационных технологий. Раскрываются вопросы ролевого разделения производственных функций при достижении целей. Показывается, что каждый специалист должен уметь работать в команде с другими членами коллектива. Раскрываются пути подготовки студента к будущей профессиональной деятельности с опорой на межличностное взаимодействие.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Нигметзянова В.М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODEL OF ORGANIZATION STUDENT INTERACTION IN THE COURSE OF DEVELOPMENT OF INFORMATION TECHNOLOGIES IN A TECHNICAL COLLEGE

The author focuses on the importance on the importance of joint educational activities in conditions of information technology. In this article discussed types of interpersonal interaction in the conditions of use of IT. As well the ways of training student for future careers relying on interpersonal interaction.

Текст научной работы на тему «Модель организации взаимодействия студентов в процессе освоения информационных технологий в техническом вузе»

УДК 378.147

МОДЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СТУДЕНТОВ В

ПРОЦЕССЕ ОСВОЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ

Нигметзянова В.М., К(П)ФУ, филиал г. Набережные Челны, ст. преподаватель,

vestnik.kgeu@mail. ги

В статье акцентируется внимание на значимости совместной работы в условиях использования информационных технологий. Раскрываются вопросы ролевого разделения производственных функций при достижении целей. Показывается, что каждый специалист должен уметь работать в команде с другими членами коллектива. Раскрываются пути подготовки студента к будущей профессиональной деятельности с опорой на межличностное взаимодействие.

Ключевые слова: организация образовательного процесса, взаимодействия студентов, освоение информационных технологий, обучение в техническом вузе.

Обучение и всесторонняя подготовка будущих специалистов осуществляется через обновленный образовательный процесс, ориентированный на совершенствование профессиональной подготовки с учётом фундаментальности, интегративности, информатизации, профессиональной и личностной ориентации студентов.

Использование информационных технологий (ИТ) влечет за собой внесение корректив в структуру и содержание образования, появление новых методик обучения. Традиционные методы обучения ориентированы на усвоение готовых знаний и репродуктивную учебную деятельность. Однако сегодня нужны такие методы обучения студентов, которые не только облегчали и ускоряли передачу знаний, обучали бы студентов приемам самостоятельной деятельности [1], но и подготовили бы квалифицированных специалистов, умеющих применять и владеть информационными тех-

100

нологиями в своей будущей профессиональной деятельности. Существуют два канала воздействия информационной технологии на процесс формирования готовности к профессиональной деятельности - с одной стороны, информационную технологию используют в процессе подготовки специалиста, с другой - специалиста готовят к ее использованию.

Особенно значима совместная работа в условиях использования ИТ обществом, когда человек не может перерабатывать в одиночку всю имеющуюся информацию и освоить все новые информационные возможности и в последствии ее своевременно обработать. Как правило, в рамках производственной деятельности происходит разделение производственных функций при достижении целей. На этом пути каждый специалист должен уметь работать в команде с другими членами коллектива, и поэтому важна подготовка студента к будущей профессиональной деятельности с опорой на взаимодействие.

Информационные технологии в обучении следует понимать как приложение информационных технологий для создания новых возможностей передачи и восприятия знаний, оценки качества обучения и всестороннего развития личности. Взаимодействие по первому направлению будет заключаться в использовании форм и методов современной учебной деятельности, которая осуществляется при использовании ИТ. Взаимодействие по второму направлению будет заключаться в разделении функции (ролей) при совместных достижениях учебно-значимых или профессионально-значимых целей при использовании ИТ.

В связи с тем, что мы в своих исследованиях рассматриваем взаимодействие студентов в учебном процессе, совместную деятельность с использованием ИТ, то хотелось бы отметить, что следует различать информационную деятельность специалиста и информационную деятельность студента, у которой другие цели, она решает другие задачи, осуществляется в других условиях,

101

имеет другое содержание, формы и продукт. Понятие и сущность информационной деятельности студента базируется на основе общей психологической теории деятельности, реализованной в форме деятельностного подхода к обучению и теории учебной деятельности. Основная особенность информационной деятельности студента в том, что она осуществляется в ходе его учебной деятельности, тесно переплетаясь и фактически являясь ее частью.

Таким образом, информационную деятельность студентов можно представить как информационную деятельность, насыщенную взаимодействиями между студентами и преподавателем, студентами между собой, студентами между собой и средствами информационных технологий, направленную на достижение учебных целей посредством совместного осуществления информационных процессов.

Если в традиционной системе обучения речь идет о таких вариантах взаимодействия как студент-студент, студент-преподаватель, то при освоении и использовании ИТ принимают участие еще 3 ведущих субъекта:

а) разработчик ИТ (вовлекает свои знания и опыт в реализации определено алгоритма деятельности);

б) НаМ-коллектив (создают современную компьютерную технику с ее специальными возможностями и особенностями работы);

в) методист (осуществляет подготовку и переработку информацию профессионально-значимую в информацию учебную, разрабатывают возможности использования содержания контекста.

Следовательно, разнообразный спектр информационного воздействия на студентов, свойственный информационным технологиям, также следует отнести к специфике информационных технологий при формировании профессиональных умений. Освоение любого программного продукта происходит в процессе решения конкретной задачи. При освоении информационных техно-

102

логий происходит развитие алгоритмических навыков и умений.

Данная статья предполагает системный взгляд [2] на проблемы образования. Осваивая информационные технологии, их состав, функции, принципы работы и т.д., студент приобретает соответствующий опыт. Ему предоставляется возможность использовать средства системного анализа для целенаправленной творческой деятельности, на основе которой обеспечивается представление объекта в виде системы. Исследование и использование свойств системы становятся определяющими и решающими для успешной практической деятельности.

Своеобразие, специфика информационных технологий, проявляющаяся в динамичности, приводит к тому, что студенты должны обладать функцией, заключающейся в отслеживании последних версий, наблюдении их в действии, сравнении и нахождении схожести и различия используемых средств и алгоритмов и соответственно, приобретать новые знания и умения. При этом меняются информационные функции как преподавателя, так и студента, а также меняется взаимодействие, потребность обмена информацией между преподавателем и студентом, мотивы и цели этого обмена информации. В непосредственном диалоге, предметом которого является решение предложенной студенту задачи, преподаватель отслеживает динамику изменений, происходящих со студентом, направляет его мысль, руководит его интеллектуальным развитием [3]. В подобном диалоге нет места прямым указаниям, здесь используются, скорее, подсказки, высказывание сомнений, предложений проверить работу программы при определенных наборах исходных данных.

Спектр возможных взаимодействий на занятиях разнообразен. При выборе методов педагогического взаимодействия на студента для решения поставленных перед ним учебных задач необходимо учитывать и мотивацию студента, для обучения важна специфическая группа мотивов. Прежде всего, можно выделить

103

познавательный интерес студента к учебному материалу, мотив достижения успеха. В этом случае, если мотив достижения успеха будет одним из ведущих, то это может вести к поддержанию высокой успешности решения учебных задач [4]. Основными задачами преподавателя являются:

1. Создание на занятиях микроклимата сотрудничества, отказ от позиции превосходства и желания упрекать, умение использовать похвалу и признание достоинства студента. Преподаватель должен избегать навязывания какого-либо мнения, направлять студента в «нужное русло», дать студенту возможность высказывать свою точку зрения и аргументы в защиту своей позиции.

2. Умение признавать свои ошибки и указывать на ошибки студента не прямо, а косвенно. Создавать впечатление, что любая ошибка легко исправима, сделать так, чтобы то, на что направлено побуждение, казалось студенту нетрудным.

3. Создание атмосферы творчества.

При традиционном обучении основными активными участниками учебного информационного взаимодействия являются преподаватель и студент. При использовании ИТ появляется интерактивный партнер, в результате чего обратная связь осуществляется между тремя компонентами учебного информационного взаимодействия. При этом роль преподавателя меняется, он из единственного источника учебной информации, обладающего возможностью осуществления обратной связи, ервращается в куратора или наставника. Роль студента как «потребителя» фактографической учебной информации или участника проблемно поставленной учебной ситуации также меняется. Он переходит на более сложный путь поиска, выбора (например, по определенным признакам, представленным преподавателем) информации, ее обработки (возможно в больших объемах за сравнительно малый промежуток времени) и передачи.

Изменение структуры учебного информационного взаимо-

104

действия приводит к активному взаимодействию между преподавателем, студентом и средством ИТ, обладающему такими возможностями, которые позволяют использование учебной информации, добытой обучающимся самостоятельно, что переводит процесс обучения с уровня «пассивного потребления информации» на уровень «активного преобразования информации». А в более совершенном варианте - на уровень самостоятельной постановки учебной задачи (проблемы), выдвижения гипотезы для ее разрешения, проверки ее правильности и формулирования выводов и обобщений по искомой закономерности [5]. Варианты активного взаимодействия можно представить следующим образом:

1. Непосредственное взаимодействие «студент - преподаватель» является наиболее важной связью в субъект - субъектной схеме общения. В традиционном обучении преподаватель-субъект, а студент-объект педагогического процесса, а при обучении в сотрудничестве студент является субъектом учебной деятельности. Поэтому два субъекта одного процесса должны действовать вместе, быть сотоварищами, партнерами.

2. Опосредованное взаимодействие «студент - ИТ» характеризуется связью, обеспечивающая самостоятельность познавательной деятельности студентов.

Под опосредованным взаимодействием использованием ИТ здесь понимают:

а) взаимодействие с разработчиком ИТ (вовлекает свои знания и опыт в реализации определено алгоритма деятельности);

б) взаимодействие с ^^-коллективом (создают современную компьютерную технику с ее специальными возможностями и особенностями работы);

в) взаимодействие с методистом (осуществляет подготовку и переработку информацию профессионально-значимую в информацию учебную, разрабатывают возможности использования содержания контекста (создатели кейса). В данной ситуации студент

105

является «потребителем» учебной информации, даже в случае самостоятельной работы с книгой или другим средством обучения.

В данной ситуации студент и ИТ выступают в учебном процессе не как формально объединенная пара, а целостная система, в котором каждый выполняет задачи, наиболее для него подходящие и поэтому один всегда бывает ведущим, а другой - ведомым. Ведущим, как правило, является студент, хотя и ИТ могут иногда выполнять функции ведущего партнера. При этом специфика взаимодействия определяется предметной областью, уровнем подготовки и характером конкретных задач. В случае, когда педагогическое воздействие на ИТ осуществляется через студента, то студент выполняет функцию обучающего. При выполнении заданий с помощью ИТ студент является ведущим партнером в совместной работе, а ИТ - его помощником. При использовании обучающих и тестирующих компьютерных пакетов ИТ становятся ведущими партнерами и выполняют обучающую и (или) контролирующую функции. Таким образом ИТ, традиционно рассматриваемый как помощник и даже как заместитель преподавателя в учебном процессе, начинает играть совершенно иную роль - помощника студента и его ученика.

3. Опосредованное взаимодействие «преподаватель - ИТ -студент». В данном случае преподаватель предлагает план работы, библиотеку заданий, инструкции, комментарии, рецензии, предназначенные для конкретного студента (к которым тот обращается по мере надобности, что повышает самостоятельность его работы). Студент в свою очередь может предоставить преподавателю для рецензирования решенные задачи или другие продукты своей деятельности, обратиться с вопросами, попытаться составить список своих затруднений и пробелов в знаниях. При этом преподаватель и студент получают дополнительную возможность общения через ИТ.

При рассмотрении обучении с использованием взаимодей-

106

ствия, функционирующего на базе информационных технологий при наличии обратной связи с каждым из них мы наблюдаем активность как со стороны студента и преподавателя, так и средства обучения, функционирующего на базе информационных технологий, обладающего интерактивностью, возможностью «задавать вопросы», «отвечать на вопросы», «предлагать» различные режимы работы с информационным ресурсом, корректировать действия студента.

Активное взаимодействие в информационной предметной среде со встроенными элементами технологии обучения осуществляется следующими компонентами системы (или субъектами информационного взаимодействия системы): студенты, преподаватель обучения, средство обучение, функционирующее на базе информационных технологий. При этом проявление активности: «задавать вопросы»; «отвечать на вопросы»; «выбирать/предлагать» различные режимы работы со средством обучения, функционирующим на базе информационных технологий; корректировать действия студента и преподавателя в процессе информационного взаимодействия возможно как со стороны студентов, между собой напрямую и (или) посредством средств информационных технологий, так и между преподавателем и студентами, между преподавателем, студентами и средством обучения, функционирующим на базе информационных технологий.

Роль преподавателя как единственного источника учебной информации, обладающего возможностью осуществления обратной связи, изменяется. Она, прежде всего, смещается в направлении кураторства или наставничества. Преподаватель уже не тратит время на передачу учебной информации. Время, затрачиваемое ранее на пересказ учебных материалов, высвобождается для решения творческих и управленческих задач. Роль студента как «потребителя» фактографической учебной информации или, в лучшем случае, участника проблемно поставленной учебной ситуа-

107

ции также меняется. Он переходит на более сложный путь поиска, выбора (например, по определенным признакам, представленным преподавателем) информации, ее обработки (возможно в больших объемах за сравнительно малый промежуток времени) и передачи. Применение учебной информации, добытой студентом самостоятельно, переводит процесс обучения с уровня «пассивного потребления информации» на уровень «активного преобразования информации». А в более совершенном варианте - на уровень «самостоятельной постановки учебной задачи (проблемы), выдвижения гипотезы для ее разрешения, проверки ее правильности и формулирования выводов и обобщений по искомой закономерности». При этом важна организация как индивидуальных, так и групповых, а также коллективных форм и видов учебной деятельности с использованием средств информатизации.

4. При взаимодействии «студент - преподаватель - ИТ» происходит своеобразное «трехстороннее» общение, когда студент и преподаватель совместно трудятся над задачей, ищут ошибку, тестируют программу. В данной ситуации углубляются личностные контакты, устанавливается взаимопонимание и доверие. Преподаватель максимально использует ситуацию в интересах интеллектуального воспитания.

5. При взаимодействии «студент-студент» традиционная связь приобретает при использовании ИТ новое звучание. На организацию данной связи преподавателю следует обратить внимание, так как с одной стороны, это общение в ходе совместного обсуждения на начальном этапе и в ходе обобщения, а с другой стороны, это общение студентов в процессе решения задач. В идеале каждый из них имеет возможность работать за отдельным компьютером. Но общение, обмен идеями, знакомство с лучшими вариантами решений - незаменимый элемент урока, тем более что на практике за компьютером студенты часто работают попарно. Для некоторых из них такой режим продуктивен: в паре каждый из них

108

получает больше и работает успешнее. Однако чаще вынужденное взаимодействие приводит к доминированию одного и пассивности другого, но в обстановке заинтересованного диалога и общей работы возможность «переложить труд на соседа» скоро перестает радовать даже лентяев. Из этого следует вывод: пары следует подбирать примерно равными по силам и по стилю общения, общаясь с парой, нужно вовлекать в диалог обоих участников, управлять процессом взаимодействия в паре. Сотрудничество в отношениях принимает различные формы - содружества, сопереживания, сотворчества. Сотрудничество студент-студент должно готовить к трудовой деятельности в условиях сотрудничества в коллективе и к сотрудничеству в производственной деятельности.

Преподаватель при этом выполняет роль куратора, продвигая студента на пути освоения знания, и в некотором роде роль «навигатора» в информационной среде. Данный вариант информационного взаимодействия образовательного назначения в информационно-коммуникационной предметной среде представляет частное проявление более общего варианта учебного взаимодействия образовательного назначения студентов как между собой и преподавателем, так и любого студента с информационным ресурсом некоторой предметной области посредством информационных и коммуникационных технологий .

В процессе обучения с использованием информационных технологий преподаватель может столкнуться с рядом психолого -педагогических проблем. Среди этих проблем можно выделить такие, как создание благоприятного психологического климата при проведении обучения, трудности с установлением межличностных контактов между участниками процесса обучения, проблемы формирования эффективно работающих малых учебных групп при обучении в сотрудничестве, определение индивидуальных особенностей восприятия информации обучающимся и стилей обучения для более эффективной организации учебного процесса, по-

109

вышение мотивации обучения, адекватность поведения самого преподавателя выбранной методике обучения и педагогической технологии.

Реально обозначенные варианты взаимодействия требуют учета индивидуальных и личностных характеристик студентов, таких, например, как: психофизические и психоэмоциональные особенности; природные интеллектуальные способности и степень интеллектуальной воспитанности; скорости протекания психических процессов, темп мыслительной деятельности; степени самостоятельности, склонность к самостоятельной работе, умение самостоятельно мыслить; уровня подготовленности.

Наиболее специфичные формы сотрудничества возникают при удаленном общении через Интернет, например, при дистанционном обучении. Покажем некоторые из них: преподаватель ^ группа; преподаватель ^ студент; студент ^ преподаватель; студент 1 ^ студент 2; группа ^ студент и студент ^ группа.

Для развития интерактивного механизма взаимодействия целесообразны формы деятельности, направленные на определение места каждого члена группы в той или иной ситуации, на поощрение поиска проблемного решения, на нахождение новых путей для сотрудничества, на умение доверять и доверяться. Все эти умения в совокупности развивают в студентах способность ориентироваться в новой обстановке.

Для коммуникативного механизма общения характерны следующие операции - точное ориентирование высказывания на собеседника, отражение в сообщаемом вашего личного отношения, отбор формы передачи информации, выбор речевых средств и ситуации информирования, предвидение реакции партнера, способность конкретизировать информацию по ходу высказывания, приспособить ее к партнеру, учет индивидуальных особенностей собеседника.

Необходимость создания модели организации взаимодействия студентов в процессе освоения информационных техноло-

110

гий диктуется рядом обстоятельств. Во-первых, такая модель дает представление о целостном содержании, внутренней структуре, взаимосвязи и взаимозависимости их элементов. Во-вторых, разработка такой модели позволяет объединить информацию об отдельных сторонах процесса организации взаимодействия при освоении информационных технологий. В-третьих, такая модель, в соответствии с задачами нашего исследования, является попыткой ослабить, а в ряде случаев снять противоречие между необходимостью на современном этапе развития общества целенаправленного формирования умения взаимодействия, сотрудничества и практическими трудностями, с которыми сталкиваются преподаватели в процессе их формирования. В-четвертых, эта модель создает основу для формирования у студентов умений совместных действий, важных для будущей профессиональной деятельности в современной информационной среде.

При построении модели важным явился опыт построения педагогического процесса, ориентированного на развитие личности, осуществляющей учебную исследовательскую деятельность [6; 7]. Модель представляет собой совокупность целей, задач, условий, принципов, компонентов, педагогического взаимодействия преподавателя и студентов, студентов между собой, студентов и информационных технологий, а также результата. Цель позволяет предвосхитить ожидаемый результат и задать ориентиры деятельности.

Рассматривая целевой компонент модели, важно определить основные направления целей при организации взаимодействия в процессе освоения информационных технологий: воспитание положительного отношения к совместной учебной деятельности на основе формирования и развития соответствующих мотивов; определение способов совместного выполнения заданий и средства контроля, перестройка своей деятельности в зависимости от изменившихся условий ее совместного осуществления и требований одногруппников; самостоятельная оценка результатов своего

111

труда; понимание поставленных преподавателем целей; развитие в процессе обучения способностей студентов к продуктивной самостоятельной творческой деятельности в современной информационно насыщенной среде; формирование компонентов информационной культуры, а именно - развитие способностей отбирать нужную информацию, знакомство с новыми способами технической обработки информации, формирование практических умений по компьютерной обработке информации и др.

В процессе декомпозиции целей были сформулированы следующие задачи: формирование осознанной мотивации; повышение уровня усвоения ЗУН у студентов; активизация творческих способностей: видение и формирование проблемы - выдвижение гипотезы решения - решение проблемной ситуации - анализ полученных результатов; развитие рефлексивных способностей у студентов.

Обращаясь к идее системного формирования всего комплекса взаимодействий студентов при освоении информационных технологий, мы считаем необходимым и очень важным научить студентов совместным действиям в сотрудничестве. В связи с этим можно осуществить и конкретизировать содержание умения сотрудничать, то есть те процедуры, которые предопределяют эффективность формирования у студентов важнейших для будущей профессии умений совместных действий.

В связи с тем, что мы рассматриваем взаимодействие студентов при освоении информационных технологий, то мы должны учитывать характеристики современной информационной среды, значимые для ведущих субъектов информационного взаимодействия. Поэтому необходимо обратить внимание: на характер совместных действий, определяемых содержательной стороной учебного материала; на то, что совместные действия, будучи в зависимости от содержания учебного материла, носят личностный характер; на важность заинтересованности в совместной деятельно-

112

сти.

Учитывая характеристики совместных действий при построении дидактической модели, следует выделить условия и этапы процесса организации взаимодействий при освоении информационных технологий. Для оценивания сформированности взаимодействия необходимо выявление критериев, по которым должна оцениваться эффективность формирования совместных действий и выбираться методы и формы эффективного формирования взаимодействия

Необходимые для взаимодействия студентов педагогические средства (операционная сторона) разделяются на специфические и общие. Специфические (формы, методы, приемы) характерны только для взаимодействия и включают в себя методы кооперации, диалога: собеседование, диспут, дискуссию, взаимопомощь, взаимное содействие, совместное решение проблем (в форме диалоговых и ролевых игр, анализа конкретных ситуаций и др.). Общие средства применяются при любом типе взаимодействия, в том числе авторитарном и соперническом (методы проблемного обучения, рассказ, лекция, семинар, консультация и др.).

В ходе исследования выявлены социально-педагогические и организационно-педагогические условия, реализация которых значительно повышает эффективность взаимодействия студентов в процессе освоения информационных технологий. В качестве социально-педагогических условий мы определили демократизацию образовательного процесса, принятие субъектами педагогического процесса системы ценностей обучения, обеспечение системности, преемственности знаний, умений и навыков на всех этапах подготовки студентов. В качестве организационно-педагогических условий реализации модели взаимодействия необходимо учитывать следующие условия: вызывать познавательные потребности студента; опираться на познавательные возможности и находиться в «зоне ближайшего развития» студента; давать предметное зна-

113

ние в соответствии с ФГОС; развивать профессиональное мышление и способность к субъект-субъектному взаимодействию участников образовательного процесса.

Разработанная модель организации взаимодействия студентов в процессе освоения информационных технологий состоит из следующих компонентов: потребностно-мотивационный, содержательный, операционно-технологический, оценочно-рефлексивный.

Потребностно-мотивационный компонент модели выступает исходным условием, побуждающим к учебно-познавательной деятельности. В логике проблемного обучения включает совокупность средств, стимулирующих через проблемные ситуации положительную мотивацию учения и самообразовательной деятельности, в целом - изменение мотивационных установок на основе осознанной мотивации.

Содержательный компонент модели отражается в образовательной программе дисциплины «САПР», реализованной через учебно-методический комплекс и включающий: учебно - методическое пособие, курс лекций, глоссарий, банк тестовых заданий, методические рекомендации и др.

Операционно-технологический компонент модели призван обеспечить процесс освоения информационных технологий методами, приемами, средствами и формами, способствующими наиболее полной организации обучения для эффективного достижения поставленной цели.

Оценочно-рефлексивный компонент направлен на систему умений студентов осуществлять самоанализ, самоконтроль, самооценку и коррекции собственной деятельности, что создает основу для личностного и профессионального становления.

Психолого-педагогическая концепция интерактивного обучения позволила нам усилить внимание к проблемам педагогического общения в процессе профессиональной подготовки студента. «Интерактивность» модели обеспечивает эмоциональное единство как

114

условие успешного взаимодействия, что предполагает цели совместной деятельности и её содержанию строиться на взаимопонимании, эмоциональном принятии друг друга и благоприятных взаимоотношениях. Важный момент данного процесса является постоянная обратная связь, которая обеспечивает корректировку деятельности студентов со стороны преподавателя, что дает возможность вовремя устранить ошибки в ходе решения проблем. При этом мы опираемся на описанную в литературе специфику проектирования современной информационной образовательной среды [8]. В данной статье предметом проектирования взаимодействия выступает не только определенная цепочка этапов решения проблемных ситуаций, но и способ согласования спонтанной и организованной составляющих взаимодействия, организация диалога между студентами и преподавателем [9]. В данном случае со всей полнотой раскрывается принцип управления с опорой на самоуправление: снятие внешнего принуждения, сопряженное с осмысленным творческим заданием, что создает обстановку для совместной и самостоятельной творческой работы. Ведущей линией, персонализирующей интерактивное взаимодействие преподавателя и студента, является установление субъект -субъектных отношений.

Таким образом, под взаимодействием мы понимаем систему последовательных, взаимосвязанных действий преподавателя и студентов по приобретению ими профессиональных знаний, умений и навыков, соответствующих инновационным императивам педагогической деятельности. На основе анализа передового педагогического опыта организации совместной деятельности в вузе попытались представить модель организации взаимодействия студентов в процессе освоения информационных технологий, обосновать основные организационно-педагогические условия и показать их место в данной модели.

115

Источники

1. Васильева Е.С. Организация самостоятельной работы при подготовке специалистов по информационно-ориентированным специальностям // Казанский педагогический журнал. 2008. № 7. С. 97-100.

2. Mухаметзянова, Г.В. Профессиональное образование: системный взгляд на проблему. Казань: «Идеал-Пресс», 2008. 608 с.

S. Кирилова Г.И., Волик О.Н. Специфика формирования интеллектуального потенциала общества в условиях современной информационной среды (по материалам форума в рамках Третьих Mахмутовских чтений) // Образовательные технологии и общество. 2011. Т. 14. № 1. С. 375-S19.

4. Полат Е.С., Бухаркина MM., Mоисеева M.В., Петров А.Е. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. M.: Издательский центр «Акак-демия», 2002. 272 с.

5. Роберт И.В. Информационное взаимодействие в информационно-коммуникационной предметной среде // Ученые записки ИИО РАО. Вып. 5. M.: ИИО РАО, 2001.

6. Кирилова Г.И. Оптимизация содержания информационно-компьютерной подготовки в средней профессиональной школе : диссертация на соискание ученой степени доктора педагогических наук. Казань. 2001

1. Кирилова Г.И. Подготовка преподавателей к организации проектной исследовательской деятельности студентов // Вестник Казанского государственного энергетического университета. 2009. Т. 3. № 3. С. 109-11б.

S. Власова В.К. Специфика проектирования современной информационной образовательной среды // Образовательные технологии и общество. 2010. Т. 13. № 2. С. 269-21S. 9. Нигметзянова В.M. Вопросы сотрудничества при освоении и использовании информационных технологий студентами технического вуза // Казанский педагогический журнал. 2009. №4. С.101-105.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

References

1. Vasil'eva E.S. Organizatsiya samostoyatel'noi raboty pri podgotovke spetsialistov po informatsionno-orientirovannym spetsial'nostyam. Kazanskii pedagogicheskii zhurnal. 200S. No. 1. pp. 91-100.

2. Mukhametzyanova, G.V. Professional'noe obrazovanie: sistemnyi vzglyad na problemu. Kazan': «Ideal-Press», 608. (200S).

S. Kirilova G.I., Volik O.N. Spetsifika formirovaniya intellektual'nogo potentsiala ob-shchestva v usloviyakh sovremennoi informatsionnoi sredy (po materialam foruma v ramkakh Tret'ikh Makhmutovskikh chtenii). Obrazovatel'nye tekhnologii i obshchestvo. 2011. Vol 14, No. 1. pp. S15-S19.

4. Polat E.S., Bukharkina M.Yu., Moiseeva M.V., Petrov A.E. Novye pedagogicheskie i in-formatsionnye tekhnologii v sisteme obrazovaniya. M.: Izdatel'skii tsentr «Akakdemiya», 212, (2002).

5. Robert I.V. Informatsionnoe vzaimodeistvie v in-formatsionno-kommunikatsionnoi pred-

116

metnoi srede. Uchenye zapiski IIO RAO. Vyp. 5. M.: IIO RAO, (2001).

6. Kirilova G.I. Optimizatsiya soderzhaniya informatsionno-komp'yuternoi podgotovki v srednei professional'noi shkole: dissertatsiya na soiskanie uchenoi stepeni doktora peda-gogicheskikh nauk. Kazan', (2001).

7. Kirilova G.I. Podgotovka prepodavatelei k organizatsii proektnoi issledovatel'skoi deyatel'nosti studentov. Vestnik Kazanskogo gosudarstvennogo energeticheskogo universi-teta. Vol. 3. No.3. pp. 109-116, (2009).

8. Vlasova V.K. Spetsifika proektirovaniya sovremennoi informatsionnoi obrazovatel'noi sredy. Obrazovatel'nye tekhnologii i obshchestvo, Vol. 13. No.2. pp.269-273, (2010).

9. Nigmetzyanova V.M. Voprosy sotrudnichestva pri osvoenii i ispol'zovanii infor-matsionnykh tekhnologii studentami tekhnicheskogo vuza. Kazanskii pedagogicheskii zhur-nal. No.4. pp.101-105, (2009).

Information

Nigmetzyanova V.M.

MODEL OF ORGANIZATION STUDENT INTERACTION IN THE COURSE OF DEVELOPMENT OF INFORMATION TECHNOLOGIES IN A TECHNICAL COLLEGE

The author focuses on the importance on the importance of joint educational activities in conditions of information technology. In this article discussed types of interpersonal interaction in the conditions of use of IT. As well the ways of training student for future careers relying on interpersonal interaction.

Keywords: organization of educational process, student interaction, the development of information technology, training in a technical college.

Дата поступления 12.02.2015.

117

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.